Научная статья на тему 'Эволюция жанрово-форматной структуры отечественного развлекательного телевидения'

Эволюция жанрово-форматной структуры отечественного развлекательного телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развлекательное телевидение / жанры / телевизионные форматы / реалити-шоу / телеигры.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ершов Никита Олегович

В статье рассмотрены особенности трансформации жанрово-форматной структуры развлекательного сегмента отечественного телевещания; анализируются подходы к классификации программ, которые нашли отражение в трудах советских и российских ученых, начиная с середины 1960 гг. до начала 2010 гг. Современные исследователи классифицируют телепрограммы по-разному, что позволяет говорить об актуальности и значимости дальнейшего изучения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция жанрово-форматной структуры отечественного развлекательного телевидения»

Эволюция жанрово-форматной структуры отечественного развлекательного телевидения

Никита Ершов

В статье рассмотрены особенности трансформации жанрово-форматной структуры развлекательного сегмента отечественного телевещания; анализируются подходы к классификации программ, которые нашли отражение в трудах советских и российских ученых, начиная с середины 1960 гг. до начала 2010 гг Современные исследователи классифицируют телепрограммы по-разному, что позволяет говорить об актуальности и значимости дальнейшего изучения данного вопроса.

Ключевые слова: развлекательное телевидение, жанры, телевизионные форматы, реалити-шоу, телеигры.

УДК 654.197-043.86(470+571) +613.74 РО!: 10.30547/тес11аа1тапа1г5.2024.7482 ЕРИ: ММ!РНО

© Ершов Никита Олегович

аспирант кафедры телевидения и радиовещания

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

Сегодня наиболее значимыми вопросами при изучении становления и развития развлекательного телевещания являются анализ жанров и форматов, а также типологий и концепций развлекательного телевидения. Конец XX - начало XXI в. можно считать этапом закрепления за развлекательным телевидением статуса одного из ключевых направлений вещания. Подобные программы оказывают большое влияние на формирование и развитие социальных групп и, соответственно, определенных социальных норм и правил поведения. Контент развлекательного характера становится одним из наиболее доступных при выборе способа проведения досуга.

Данное исследование имеет целью осмыслить становление и развитие развлекательного телевещания в России как единого комплекса программ.

Обзор теоретической литературы

Зачастую в работах отечественных исследователей, посвященных проблеме современного состояния жанрово-форматных особенностей телеканалов, недостаточно анализируется теоретическая сторона данного вопроса, разработанная советскими авторами. По сути, ученые, оценивая практику современного телевещания, делают

акцент на наполнение каналов. Так, в статье «Программирование тайм-слотов телеканалов "большой тройки": эфир будних дней» Ю.И. Долгова, Г.В. Перепечина и О.В. Тихонова (2021) рассматривают наполнение федеральных каналов, ориентируясь на жанрово-тематические характеристики контента, однако без их теоретического обоснования. Эта же группа экспертов в статье «Контент-стратегии телеканалов "большой тройки": тематика, жанры, форматы» (Долгова, Перепечина, Тихонова, 2019) пишут о проблеме жанровой классификации контента, которая существует в работах как западных, так и российских ученых, однако не уделяют должного внимания анализу эволюции жанрово-фор-матных характеристик отечественного телевидения, в том числе его развлекательного сегмента.

A.A. Новикова (2008) подробно исследует историю становления развлекательного сегмента телевидения - также без оценки эволюции жанрового разнообразия на советском экране. Эти вопросы отражены и в статье «Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения» Ю.И. Долговой, Н.О. Ершова и Ч.Т.Т. Зунг (2022). В ней авторы кратко рассмотрели основные научные труды и определили главные форматы, которые чаще остальных использовались на развлекательных телеканалах в будни и выходные дни. В процессе исследования современного телевидения И.И. Волкова (2013) фокусировала внимание на таком важном структурном элементе развлекательного телевидения, как феномен игры.

Одной из попыток систематизировать накопленный опыт изучения жанров и форматов отечественной визуальной продукции стало учебное пособие «Телевизионная журналистика» под редакцией Ю.И. Долговой и Г.В. Перепечиной (2021). Авторы сохранили научные традиции P.A. Борецкого и Э.Г. Багирова, но при этом старались найти

новые подходы для изучения современного медиаландшафта. Так, они рассмотрели жанровую структуру современного телевидения, выделив в том числе группу документально-художественных жанров (викторины, реалити-шоу, документальный телефильм). Эти жанры наиболее часто используются для продюсирования развлекательных форматов. С.Н. Акинфеев (2008) и С.Н. Ильченко (2012) выделяют и анализируют типологию программ развлекательного сегмента телевидения,отмечают особенности существующих групп, и в итоге каждый из них предлагает собственную классификацию. Однако, как можно заметить, указанные нами авторы не рассматривают в своих работах одновременно три периода развития развлекательного сегмента отечественного телевидения (советский, постсоветский, современный).

Анализ жанрово-форматной структуры развлекательного телевидения в советский период

В рамках систематизации теоретических положений советского периода были рассмотрены труды P.A. Борецкого (1967), Л.Д. Глуховской (1967), Н.Н. Григорьянц (1967), И.Г. Кацева (1967), Э.Г. Багирова (1978) и А.Я. Юровского (1983). Классификацию жанров первым представил P.A. Борецкий. В 1967 г. во введении к работе «Жанры телевидения: методологическое пособие для работников телевидения» он выделил три группы жанров: информационные, публицистические и художественные (игровые) (Борецкий, 1967: 18). Aвтор отмечал, что жанры первой группы объединены по причине наличия у них информационной функции. В основе публицистических жанров лежат факты реальной действительности, при этом документальное событие - не конечная цель отображения. A «для художественно-игрового телевидения характерно отражение действительности в художественных образах» и «относительно

обособленное место, поскольку они вы- в полной мере раскрывались характеры полняют функции искусства» (Борецкий, героев. Отдельно автор говорит и о серий-1967: 21). P.A. Борецкий размышляет о том, ной драме как о продукте, который состоит что искусство, в том числе и телевизион- не менее чем из трех передач. По мнению ное, направлено на духовное обогащение ученого, зрители выбирали данные про-и развитие вкуса у зрителя при помощи екты в силу того, что серийное построе-системы жанров и видов. Автор подчер- ние позволяло рассматривать характеры кивает особую значимость этого типа ве- персонажа во времени, сопереживать и щания и замечает, что телевидение акку- сочувствовать героям. Исследователь пи-мулирует в себе выразительные средства шет: «Действие строится этапами, для каж-театра, живописи, кинематографа и лите- дого из которых характерны завязка, на-ратуры. Важно отметить, что, в отличие от растание, кульминация, которая, как пра-P.A. Борецкого, не все авторы в советский вило, завершает серию и не предполагает период в своих исследованиях выделяли развязку текущего действия» (Глуховская, развлекательные, или художественно-игро- 1967: 180). Получается, что серийная драма вые, жанры. Превалирующее число работ отвечала специфике телевизионного вос-было посвящено именно информацион- приятия, способствовала решению пробной составляющей телевидения. лемы масштабности отражения реальной К жанрам, включенным в группу ху- действительности, а также помогала вос-дожественных (игровых), P.A. Борецкий производить процесс развития человече-относит телевизионный спектакль, теле- ской индивидуализации. визионный концерт и художественный те- Еще один ключевой вид телевизионно-левизионный фильм. По мнению автора, го театра - эстрадный, получивший широ-при анализе телевизионного театра стоило кое распространение на телевидении как рассматривать не сами жанры, а виды те- «театрализованный театр миниатюр». Он атра, а именно - драматический, литера- был представлен «в виде некоторого числа турный, эстрадный и кукольный. Данную незначительных по длительности сценок группу художественно-игрового телеви- или инсценированных рассказов сатири-дения Л.Д. Глуховская сравнивала с цепью ческого или юмористического содержа-камерных сцен, в каждой из которых за- ния, связующим звеном между которыми действовано минимальное число героев нередко выступали ведущие» (Глуховская, (Глуховская, 1967: 170). Такой подход к ра- 1967: 191). В контексте анализа телевизи-боте дал возможность построить много- онного вещания «концерт - это публичное эпизодичное повествование, в частности исполнение различной совокупности про-позволял развивать сюжет комедии с по- изведений по определенной программе» мощью запутывания ситуаций и постепен- (Григорьянц, 1967: 214). Как правило, в не-ного знакомства аудитории с разноплано- го включали фрагменты фильмов, литера-выми героями. турные, драматические и иные произведе-В рамках данного исследования отдель- ния. Но большую популярность и распро-ного внимания заслуживает многосерий- странение получил именно музыкальный ная теледрама. Л.Д. Глуховская отмечала: концерт. По И.Г. Кацеву, художественный «Такой телепродукт отражает конфликты телевизионный фильм - «это самостоя-особого рода, суть которых в раскрытии тельная эстетическая форма, характеризу-не через концентрацию, а через постепен- ющаяся специфическими особенностями» ное развитие последовательных действий» (Кацев, 1967: 230). Он создавался с учетом (Глуховская, 1967: 179). Благодаря этому размеров экрана и условий зрительского

восприятия. Чаще всего в этом жанре акцентировалось внимание на актуальных проблемах общества.

В 1960-1970 гг. над проблемой жан-рово-форматной структуры телевидения также работал Э.Г. Багиров. Он выделил развлекательные жанры и заметил, что им несвойственно информационное наполнение, а одна из главных функций у подобных программ - рекреационная. Если P.A. Бо-рецкий различал всего три художественно-игровых жанра, то Э.Г. Багиров - девять развлекательных жанров, некоторые из которых близки тем, о которых писал P.A. Борецкий.

По мнению Э.Г. Багирова (1978), для классификации передач по жанру необходимо опираться на три признака: тематика (или содержание), функциональная направленность и степень условности. Под понятием «жанр» он подразумевал «исторически определившийся тип изображения реальной действительности, который обладает системой устойчивых структурных признаков» (Багиров, 1978: 114). Жанровой системе в целом свойственна эволюция, в ходе которой формируются новые понятия, из поля зрения исследователя исчезают устаревшие жанры, часть из которых может вновь появиться в понятийно-категориальном аппарате ученого. Кроме того, у некоторых жанров сужается или, наоборот, расширяется сфера распространения.

Э.Г. Багиров (1978: 115) предлагал следующую классификацию развлекательных жанров:

• музыкальные телепрограммы в зависимости от функционального назначения: концерт симфонической музыки, концерт камерной музыки, концерт эстрадной музыки;

• музыкально-драматические жанры: опера и балет;

• телекомедия, где можно выделить аксиологическую плоскость жанровой типологии;

• телепамфлет, где также можно выделить аксиологическую плоскость жанровой типологии;

• семейная хроника, которая отличается выраженной тематической спецификой;

• теледетектив, который, как и семейная хроника, обладает выраженной тематической спецификой, также выполняет рекреативную функцию;

• телевизионная игра: спортивные состязания и конкурсы;

• научные программы, для которых характерно не только распространение знаний, но и получение удовольствия;

• художественно-развлекательные программы по теме искусства.

У других исследователей этого периода развлекательные жанры упоминаются выборочно. Например, A^. Юровский в своей работе «Телевидение - поиски и решения: Очерки истории и теории советской тележурналистики» отмечает, что «телеигры впервые появились на отечественных экранах в 1957 г., однако лишь в 1960-х гг. определилось их значение для телевидения» (Юровский, 1983: 132). Особую роль в становлении этого жанра автор отводит «Клубу веселых и находчивых» («Первая программа ЦТ», «1-й канал Останкино», ОPТ, «Первый канал», «КВН ТВ» - с 1961 г.), который стал фактически основой для развития более поздних программ: <^лло, мы ищем таланты!» («Первая программа ЦТ», 1969-1972 гг.), «Что? Где? Когда?» («Первая программа ЦТ», «1-й канал Останкино», ОPТ, «Первый канал», НТВ - с 1975 г.) и др. В советское время эти проекты привлекали аудиторию в первую очередь непредсказуемостью результата и импровизацией на экране.

Такие жанры, как, например, серийная теледрама или концерты, о которых писал в советские годы P.A. Борецкий, можно увидеть на экране и сегодня. Эти формы изменились с течением времени и сохранились на отечественном телевидении

77

в постсоветский и современный периоды, причем как на нишевых, так и на универсальных каналах. Традиционно развлекательные каналы - СТС, ТНТ и «Пятница» -предлагают, как правило, комедийные сериалы. А трансляция музыкальных телепрограмм, о которых писал Э.Г. Багиров, в начале XXI в. стала основой концепции для каналов «Культура» (в наст. вр. - «Россия-Культура» / «Россия-К»), MTV, «Муз-ТВ».

Анализ жанрово-форматной структуры развлекательного телевидения на современном этапе

Традиции советской мысли частично нашли свое отражение в исследованиях в постсоветское время. В рамках анализа жанрово-форматной структуры развлекательного телевидения на этом этапе следует выделить работы С.Н. Ильченко (2006, 2009, 2012), А.А. Новиковой (2007, 2008), С.Н. Акинфеева (2008), А.С. Тарасенко (2010).

Отметим, что в постсоветский период производители контента все чаще обращаются к понятию «формат». Это связано, в частности, с коммерциализацией отечественного телевидения и покупкой прав на зарубежные телепрограммы. Формат стал включать в себя как само понятие «жанр», так и специфику драматургии, продолжительность серии или выпуска, тематическое наполнение, образ и модель поведения ведущих, техническое и художественное обеспечение производственного процесса.

С.Н. Ильченко делает вывод о том, что «на международной бизнес-арене формат рассматривают как описание определенной программы, которое применяется при продаже прав и лицензии на ее показ в других странах». Жанр он определяет как «систему формальных профессиональных приемов, которые активно применяются при производстве и обработке информации с целью придания ей определенного вида как единице эфирного продукта» (Ильченко, 2012: 78).

При анализе развлекательного сегмента телевидения особое внимание С.Н. Ильченко уделяет игровому сегменту. По мнению ученого, «желание игры и развлечения определяет интерес аудитории к телевидению» (2006: 31). К этой группе исследователь относит следующие форматы:игры;

• игры-викторины;

• интеллектуальные игры-викторины;

• шоу-викторины;

• лотереи;

• игры-розыгрыши;

• шоу-розыгрыш;

• ток-шоу;

• ток-шоу-состязание;

• юмористические ток-шоу;

• музыкальные игры;

• шоу-состязание;

• музыкальные шоу-состязания;

• спортивные шоу-состязания;

• скетч-шоу;

• криминальные обозрения;

• реалити-шоу;

В своей типологии С.Н. Ильченко уделил особое внимание реалити-шоу. Он заметил, что их основное отличие заключается в принципе «совместного действия всех участников в форме спортивного состязания и выполнения определенныхзадач различного характера» (Ильченко, 2006: 34).

Кроме того, С.Н. Ильченко выделил и конкретизировал три типологические группы: музыкальные программы, игровые программы, юмористические программы. Музыкальные программы условно были поделены на концерты и передачи, которые созданы или специально смонтированы как обозрение либо как конкурсная программа в виде чата популярных композиций. В эту же группу вошли музыкальные шоу-конкурсы. К юмористическим программам исследователь относит концерты (сборные, моноконцерты), обозрения (тематические, монографические), юмористический журнал, комедийный сериал (Ильченко, 2009: 216). В своих работах

представитель Санкт-Петербургской научной школы характеризует развлекательное телевидение в целом, а также форматы, в частности, как «телевидение досуга» (Ильченко, 2012: 76).

В отличие от других авторов A.A. Новикова в своей работе «Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия» не систематизировала жанры, но уделила особое внимание истории становления развлекательного сегмента телевидения в нашей стране. Как отмечает исследователь, в советской культуре было принято отличать так называемые «высокие», «трагические»(военно-патриотические) и «низкие» (мелодрама и комедия) жанры (Новикова, 2007: 34). В поисках новых форм создатели программ, в том числе развлекательных, часто объединяли несколько жанров. Например, в детскую передачу «Будильник» («Первая программа ЦТ», «1-й канал Останкино», ОPТ - 1965-1997 гг.) включались цирковые и эстрадные этюды и театрализованные представления фрагментов художественного произведения (Новикова, 2007: 35).

Одной из ключевых юмористических программ, по мнению A.A. Новиковой, являлась программа «Aншлаг» («Первая программа ЦТ», «1-й канал Останкино», PТP, «Pоссия», «Россия 1» - с 1987 г.). Ведущая проекта Pегина Дубовицкая стремилась создать непринужденную «домашнюю» атмосферу как для участников, так и для телезрителей (Новикова, 2008: 18). С течением времени в программе появилось несколько постоянных рубрик, что способствовало усилению эффекта непосредственного создания иллюзии стирания границ между участниками и зрителями. «Aншлаг» стал прообразом многих развлекательных программ, среди которых «Смехопанорама» («1-й канал Останкино», ОPТ, «Первый канал», «Pоссия», «Россия 1» - 1994-2019 гг.), «Шоу Елены Степаненко. Кышкин дом» (НТВ, 2001-2003 гг.). При этом, «программа Елены

Степаненко была похожа больше на комедийный телесериал» (Новикова, 2008: 20). В этой стилистике в 1993 г. стала выходить и программа «Городок» (РТР, «Россия», «Россия 1» - 2003-2021 гг.) Юрия Стоянова и Ильи Олейникова.

Жанрово-форматная классификация развлекательного телевидения, представленная С.Н. Акинфеевым (2008), также лаконична. Мы считаем правильным сопоставить его работы с трудами. С.Н. Ильченко. Если последний выделил три типологические группы, то московский исследователь С.Н. Акинфеев - четыре группы развлекательного контента. Сравнение данных работ демонстрирует сложности при определении формата каждой конкретной передачи. В частности, представитель столичной школы относит проект Comedy Club к шоу, а ученый из Санкт-Петербурга - к формату юмористических ток-шоу.

С.Н. Акинфеев писал о направлениях развлекательных программ, избегая употребления понятий «жанр» и «формат». По его словам, термин «направления вещания» включает в себя определенные жанры (Акинфеев, 2008: 110). В своей работе исследователь уделил внимание следующим дефинициям: реалити-шоу, шоу, телеигры, развлекательные ток-шоу.

По мнению автора, отличительный признак реалити-шоу - наблюдение за жизнью героев в реальном времени, а также обращение к действительности. Он предлагал делить все реалити-шоу на четыре подгруппы в связи с особенностями развития действий (Акинфеев, 2008: 113). Участники и зрители ток-шоу пытаются разобраться в конкретной ситуации и предложить пути ее решения. Исследователь предлагает различать развлекательные ток-шоу в соответствии с двумя критериями, которые лежат в основеданной классификации. Первый критерий - адресат программы. Второй - морально-этическая составляющая содержания и оформление передачи

79

(Акинфеев, 2008: 119). Центральная фигура зрителям предлагались лишь однотипные в телеиграх - ведущий. По этому признаку проекты. Основная цель музыкальных ре-исследователь предлагал подразделить алити-шоу, также популярных в начале их на викторины (в каждом выпуске ве- 2000 гг., «не только поиск новых талантов, но дущему противостоят новые участники); и создание из этих героев новых предста-передачи (участвуют одни и те же герои); вителей шоу-бизнеса» (Тарасенко, 2010: 8). проекты (ведущий противостоит зрите- В постсоветский период на отечествен-лям) (Акинфеев, 2008: 120). ном телевидении сложилось так называ-

В работе исследователя также клас- емое клонирование наиболее успешного сифицированы передачи, которые от- проекта на канале-конкуренте. Получается, носятся к направлению вещания «шоу». что новые проекты создавались или выби-С.Н. Акинфеев предлагал разделить их на рались по принципу соответствия наибо-четыре группы: юмористические програм- лее рейтинговому форматному решению. мы, стендап-камеди, скетч-шоу, шоу-про- По мнению А.С. Тарасенко, в результате граммы (Акинфеев, 2008: 122). взаимного влияния форматы программ

Исследование С.Н. Акинфеева инте- менялись. Те проекты, которые адаптиро-ресно в том числе тем, что он предложил вались к новым реалиям и предпочтениям иные подходы к классификации развле- аудитории, продолжали выходить в эфир кательных ток-шоу и телеигр, а также учел (Тарасенко, 2010: 13). современную тенденцию развития шоу. Подводя итог анализу теоретических

В начале 2010-х гг. свою жанрово-фор- положений, следует отметить, что, во-пер-матную классификацию отечественного вых, типология программ развлекатель-телевещания представил А.С. Тарасенко. ного сегмента телевидения в постсовет-В нее были включены: ский период включала в себя большое

• телеигры - интеллектуальные игры, число проектов. Исследователями были викторины; проанализированы разнообразные пе-

• шоу со звездами шоу-бизнеса и эстрады; редачи развлекательного телевещания.

• тележурналы; Наиболее популярные из них - програм-

• юмористические фестивали; мы юмористической направленности, кон-

• реалити-шоу, в том числе музыкальные; курсы, ток-шоу и реалити-шоу. Во-вторых,

• ток-шоу. авторы стали чаще писать о новом для рос-Автор отмечал, что в начале XXI в. на сийского телевидения жанре - реалити-

отечественном телевидении превалиро- шоу, который развивался в русле обще-вали телеигры и шоу со звездами шоу-биз- европейской тенденции. Представители неса и эстрады. А.С. Тарасенко определял различных научных школ включили но-формат таких проектов как интеллекту- вый жанр в свои классификации в связи альные игры или викторины (Тарасенко, с его активным использованием на оте-2010: 4). Однако позднее центральное место чественных каналах. Бесспорно, в пост-в прайм-тайм (с 19:00 до 23:00) (Долгова, советских исследованиях описываются и Перепечина, Тихонова, 2021: 326) на феде- другие новые жанрово-форматные формы ральных и нишевых каналах заняли про- российского телевидения, что обусловле-граммы, для которых характерен эстрадный но изменением самой медиареальности. юмор, например тележурналы1 и юмористические фестивали, а также реалити- Выводы

шоу, в том числе музыкальные (Тарасенко, В результате обзора работ отечест-2010: 4). Это произошло из-за того, что ранее венных ученых можно сделать вывод, что

в советские годы для определения формы и содержания телепередачи исследователи в основном обращались к жанровой теории. Тем не менее спектр жанров, которые относили к развлекательному телевидению, был недостаточно широк. На современном этапе по мере коммерциализации медиаотрасли, усиления межпрограммной конкуренции, внедрения практики лицензионной покупки передач палитра развлекательных проектов стала более разнообразной и многие исследователи все чаще используют для определения формы передачи термин «формат». При этом некоторые эксперты предлагают

и новые дефиниции, которые включают в себя понятие «жанр». В своих работах авторы не только анализируют теоретические подходы советские ученых, но и создают и развивают собственные классификации. Отчасти благодаря этому исследователи предлагают оригинальные определения для уже существующих феноменов.

В условиях роста конкуренции традиционных средств массовой информации с новыми медиа, определение жанрово-форматной структуры развлекательного сегмента отечественного телевещания, очевидно, будет оставаться актуальной темой.

Примечания

1 A.C Тарасенко (2010) не дал определения понятию «тележурнал». С.Н. Ильченко в трудах характеризовал это как «программу, которая состоит из отдельных сюжетов, связанных, по крайней мере, одной общей характеристикой и представленных в рамках одной основной темы» (Ильченко, 2009: 423).

Библиография

Акинфеев С.Н. Pазвлекательное телевидение: определение, классификация, жанры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2008. № 6. С. 110-124.

Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978.

Борецкий Р.А. Введение // Жанры телевидения: метод. пособие для работников телевидения / под общ. ред. Э. Багирова. М.: [б. и.], 1967. С. 5-28.

Волкова И.И. Игра как системообразующий феномен мультимедийных коммуникаций // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: мат. IV Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 05 ноября 2013 г.). М.: PY^, 2013. С. 40-45.

Глуховская Л.Д. Телевизионный спектакль (драматический, литературный, эстрадный, кукольный) // Жанры телевидения: метод. пособие для работников телевидения / под общ. ред. Э. Багирова. М.: [б. и.], 1967. С. 159-198.

Григорьянц Н.Н. Телевизионный концерт // Жанры телевидения: метод. пособие для работников телевидения / под общ. ред. Э. Багирова. М.: [б. и.], 1967. С. 214-229.

Долгова Ю.И., Ершов Н.О.,ЗунгЧ.Т.Т. Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения // Вестн. PyqK Сер.: Литературоведение, журналистика. 2022. Т. 27. № 3. С. 573-589. DOI: 10.22363/2312-9220-2022-27-3-573-589

Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Контент-стратегии телеканалов «большой тройки»: тематика, жанры, форматы // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2019. № 61. С. 237-255.

81

Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Программирование тайм-слотов телеканалов «большой тройки»: эфир будних дней // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2021. № 69. С. 321-339. 001: 10.17223/19986645/69/16

Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.

Ильченко С.Н. Система жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства: в 2 ч. М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2012.

Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ. Новые виды и формы вещания: учеб. пособие. СПб.: Роза мира, 2006.

Кацев И.Г. Художественный телевизионный фильм // Жанры телевидения: метод. пособие для работников телевидения / под общ. ред. Э. Багирова. М.: [б. и.], 1967. С. 230-251.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб.: Алетейя, 2008.

Новикова А.А. «Формульные жанры» на телевидении // Обсерватория культуры. 2007. № 3. С. 34-39.

Тарасенко А.С. Эволюция развлекательных телеформатов в 2000-х гг. // Меди@льманах. 2010. № 5. С. 49-58.

Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Ю.И. Долговой, Г.В. Перепечиной. М.: Аспект Пресс, 2021.

Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения: очерки истории и теории советской тележурналистики. М.: Искусство, 1983.

Дата поступления в редакцию: 03.08.2024 Дата публикации: 20.10.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.