Научная статья на тему 'Жанровые особенности развлекатель- ного телевидения на примере телепрограмм холдинга СТС Медиа'

Жанровые особенности развлекатель- ного телевидения на примере телепрограмм холдинга СТС Медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5006
754
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОССИЙСКОГО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ТЕЛЕВИЗИОННОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ / AN ENTERTAINING CONTENT / A GENRE PECULIARITY OF THE RUSSIAN ENTERTAINING TELEVISION / TELEVISION ENTERTAINMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Удовиченко Р. В.

Статья посвящена развлекательному коммерческому телеканалу медиахолдингу СТС Медиа и его жанровому своеобразию. Автор приходит к выводу, что СТС Медиа современное, динамичное телевидение, универсальный развлекательный канал с доминантой молодежной аудитории, способное создавать позитивное настроение. На СТС представлены все возможные жанры телеразвлечения, отвечающие современным мировым тенденциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre Features of Entertaining Television by an Example of TV Programs of Holding Company STS Media

The article is devoted to entertaining commercial TV channel and its genre peculiarity. The author analyses genres of entertaining television on the example of media holding company STS Media. He comes to conclusion that STS Media is a modern, dynamical TV channel, the universal entertaining channel with the youth audience which is dominant capable to create positive mood. On STS channel all possible genres of tele-entertainment are represented which answers crucial world modern tendencies.

Текст научной работы на тему «Жанровые особенности развлекатель- ного телевидения на примере телепрограмм холдинга СТС Медиа»

УДК 070

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПРОГРАММ ХОЛДИНГА "СТС МЕДИА"

Р.В. Удовиченко

Развитие процессов реформирования медийного рынка, обусловленное внедрением современных информационно-коммуникационных технологий и освоением цифровой среды, выдвигают в XXI в. перед профессиональным сообществом множество теоретических и практических вопросов. В рыночных условиях определение типа телеканала уже на этапе формирования проекта и проекции программирования его сетки вещания, где приоритет отдается определенной тематике программных продуктов, - та первооснова, без которой не может формироваться ни концепция телеканала, ни его стратегия и миссия, не может прогнозироваться его потенциальная аудитория и, следовательно, не может формироваться бизнес-план и экономические предпочтения телеканала.

Новые тенденции в телевизионной системе России после 1991 г. - появление новых форм собственности, организации телевещания и интенсивное развитие регионального телевидения - повлекли за собой не только изменение преобладающих функций, но и экспансию программ и жанров западного телевидения на федеральных телеканалах и, в свою очередь, принципов производства программ, творческих методов работы. Эволюция отечественного телевидения затронула такие стороны его существования, как формы собственности и организации, управленческие механизмы, способы трансляции и передача сигнала, принципы программирования, методы и творческие подходы к производству продукции, что неизбежно привело к изменениям в форме, тематике и проблематике программ, а также внесло существенные коррективы в развитие функций самого вещания.

Удовиченко Роман Викторович - исполнительный продюсер телеканала "СТС", соискатель ученой степени кандидата филологических наук, аспирант кафедры журналистики и массовой коммуникации Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 127521, г. Москва, ул. Октябрьская, 105, корп. 2, т. 8(495)6894185.

Активизация использования развлекательного контента определена стремительной коммерциализацией отечественного телевидения. Отсюда и желание телеканалов максимально использовать все возможные способы привлечь и удержать потенциальную аудиторию, в чем важную роль играет ориентация на телевизионное развлечение. Телевизионное развлечение представляет собой сложное явление, где один жанр органично вживается в другой, становясь его полноценной составляющей.

В теории российской тележурналистики нет полной законченной жанровой классификации, а есть лишь отдельные, разрозненные, часто противоречащие друг другу системы, многие из которых не подходят для современного телевидения. Актуальность выбранной темы заключается в том, что развлекательные передачи в достаточном количестве и разнообразии появились на российском телевидении только в последние 15-20 лет, когда начался новый процесс становления отечественного телевещания. Вопрос об использовании развлекательных форм экранного продукта продолжает сохранять свою злободневность. И дело не только в исторической оправданности всевозможных развлекательных форм при работе с массовой аудиторией. Значительно большую актуальность в этой связи представляет жанровое разнообразие развлекательного контента, к которому прибегает целый медиахолдинг, избравший экранные развлечения своим бизнесом.

Именно поэтому объектом анализа в данной статье является современное рос-

Roman Udovichenko - executive producer of "STS" TV channel ( "CTC"), an applicant for a scientific degree of Ph.D. in philology, the post-graduate student of Journalism and Mass communication at the "Postgraduate Institute of Advanced Studies of Television and Radio Broadcasting, 105, b. 2, Oktyabrskaya Street, Moscow, 127521, ph. +7 (495)6894185.

сийское развлекательное телевидение. Предмет изучения - жанровые особенности и жанровое своеобразие российского развлекательного телевидения на примере телепрограмм холдинга "СТС Медиа".

Жанровое своеобразие развлекательного телеканала в последнее время стало предметом исследования в ряде работ. Так, С.Н. Акинфиев все имеющиеся на российском ТВ типы развлекательных программ подразделяет на четыре группы. Причем, считает автор, каждая из групп обладает индивидуальными жанровыми признаками и функциональными особенностями, которые и обусловливают зрительский интерес [1, 2].

Небезынтересным для настоящей работы является и учебное пособие, написанное И. А. Новиковой [3]. В нем основное внимание уделяется тенденциям развития современного российского развлекательного ТВ, предстающего как элемент механизма перспективного социального регулирования.

Отдельной и малоизученной теме посвящено исследование С.Л. Уразовой [4], где подробно разбирается возникновение на телевидении принципиально нового жанра - Reality TV (Reality Show). Автор формулирует новый методологический подход к анализу телевидения в целом и телепрограмм, основанный на совокупности векторов развития электронной медиаиндустрии: технологическом, экономическом, профессиональном, пространственном и культурном. Этот методологический подход к анализу проблемы представляется важным, поскольку позволяет комплексно взглянуть на ситуацию.

Определяя исследуемые понятия, мы будем опираться на следующие дефиниции. Телевизионное развлечение - это сложный процесс, неотъемлемая часть сетки вещания любого канала, отсутствие которой создаст определенный информационный вакуум для аудитории.

Развлекательная телепрограмма -это телепрограмма, являющаяся формой и способом проведения досуга, рассчитанная на положительную эмоциональную реакцию аудитории.

Главной особенностью развлекательных передач является выполнение определенного количества специфических функций. Развле-

кательная телепередача удовлетворяет хотя бы несколько следующих зрительских потребностей: получение удовольствия, позитивных эмоций; рекреация и релаксация, редукция тревоги и уход от реальности (эскапизм); азарт; эмоциональное осмысление юмора.

Жанр - тип отображения реальной действительности, обладающий сложившейся системой относительно устойчивых признаков. Принято выделять четыре различия жанров: во-первых, по своеобразию предмета (объекта) познания, отображения; во-вторых, по своим рабочим функциям; в-третьих, по широте освещения действительности, масштабу выводов и обобщений; в-четвертых, по своим выразительным средствам.

Телевизионный жанр особенно активен как определенный тип дискурса, способ общения, инструмент коммуникации. Он позволяет зрителю понять смысл конкретного экранного послания и даже испытать соответствующие, запланированные автором чувства, ответив на его эмоциональный призыв. Значит, жанр не просто ключ, позволяющий зрителю открыть дверь в вымышленный или реальный мир, воссоздаваемый на экране, но еще и определенная природа чувств.

В процессе телекоммуникации жанр как природа чувств совершенно очевидно выступает главным ключом к восприятию телезрелища.

Жанры развлекательного телевидения (как и любого другого) можно определить как механизмы упорядочения отношений между участниками телекоммуникации или как способы телеобщения. Это отношение участников телекоммуникации в монологовых, лирических жанрах - к внешней телеаудитории; в диалоговых, драматических жанрах -друг к другу и, наконец, в синтетических, эпических жанрах - отношение к среде, миру реальному и мнимому, натуральному и мифологическому. Особенностью, жанровым своеобразием именно развлекательного телеканала является то, что происходит диффузия жанров, их взаимопроникновение.

Холдинг "СТС Медиа" (аббревиатура означает Сеть телевизионных станций) представляет на российском телевидении именно такой развлекательный медиабизнес. Компания "СТС Медиа" была основана в 1989 г.

американским предпринимателем Питером Герви. В декабре 1996 г. был запущен российский национальный телеканал СТС, осуществляющий спутниковое вещание из Москвы. С 1995 г. "СТС Медиа" приобрела и создала ряд новых телевизионных станций по России, с помощью которых компания продолжает развивать свой бренд. Телеканал "Домашний", второй общенациональный канал компании, был запущен в марте 2005 г. после приобретения четырех телестанций в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Казани. Телеканал ДТВ, третий общенациональный канал компании, был приобретен в апреле 2008 г. у своего стратегического акционера, международного медиахолдинга Modern Times Group MTG AB. Сегодня в число крупнейших акционеров "СТС Медиа" входят Modern Times Group и Консорциум "Альфа-Групп", что и стало основой холдинга "СТС Медиа".

С 2007 г. "СТС Медиа" начала работать на рынках стран СНГ. На данный момент компания управляет "31-м каналом" в Казахстане и телевизионными компаниями в Узбекистане и Молдове. Дальнейшее развитие компании будет осуществляться путем увеличения присутствия успешных брендов "СТС Медиа" на территории быстрорастущих рынков стран СНГ, где программы на русском языке пользуются неизменным успехом у аудитории.

"СТС Медиа" создала базу для собственного производства программ и управления их правами путем покупки двух телепроизводственных компаний: "Костафильм" и "Сохо Медиа". В декабре 2009 г. "СТС Медиа" запустила международное вещание под брендом CTC в Северной Америке на спутниковой платформе DISH.

Сегодня "СТС Медиа" - современное, динамичное телевидение, универсальный развлекательный канал с доминантой молодежной аудитории, способное создавать позитивное настроение. На СТС представлены все возможные жанры телеразвлечения, отвечающие современным мировым тенденциям - высокотехнологичные форматные шоу, зрелищные игровые программы, только премьерные российские сериалы, хиты мирового кинопроката, титулованные американские и европейские сериалы, мультфильмы. При этом подчеркнем их общую, уникальную особенность - диалогичность, яркую эмоцио-

нальность и драматизм, размытость, диффузию жанров, их взаимосочетаемость.

Несмотря на молодость, компания "СТС Медиа" считается на рынке признанным лидером в области инноваций. Она обладает прочной репутацией одной из ведущих независимых телекомпаний России и сохраняет за собой четвертое место на российском телевизионном рынке среди шести ведущих участников.

Даже с учетом официального статуса "коммерческого телевидения", сегодня на СТС рекламы переизбыток, хотя именно реклама, по мнению многих исследователей, - смысл и форма существования подобного рода телевидения. «Три сходных явления - пропаганда, реклама, масскульт - "работают" на среднестатистического массового потребителя. Два, три, ну, пять процентов "высоколобых" с их интеллектуальным уровнем и интеллигентскими привередливыми запросами, как правило, ими попросту игнорируются. Такова уж неизбежная закономерность, если угодно, способ бытия культуры, поставленной на почву коммерции» [5, с. 18]. Таким образом, можно говорить о том, что телевидение "экспансирует" не только отдельные программы, рекламные ролики, музыкальные клипы, а иногда и целые каналы, но и культуру с чуждыми российскому зрителю ценностными критериями.

Выполняя четыре основные функции, журналистика "способствует в ряду других институтов распространению культуры в самом широком значении этого слова", "представляет информацию, которая обеспечивает приятное и полезное проведение свободного времени, дает возможность полноценного отдыха, восстановления физических сил, снятия психического напряжения" [6]. Именно эта функция и названа развлекательной. Б.А. Грушин выделил пятую функцию, связанную с информированием, а также созданием определенного эмоционально-психологического тонуса [7]. И.Д. Фомичева полагает, что рекреативная функция сама по себе, без интегрирования в сферу культурных ориентиров, сводится к поддержанию телесного и психического здоровья, однако факт ее существования признает безо всяких сомнений [8].

Г.В. Кузнецов помимо шести основных функций телевидения: информационной, об-

разовательной, культурно-просветительской, интегративной, социально-педагогической, организаторской так же выделил культурно-рекреативную [9]. По мнению американских исследователей, важнейшими и всегда реализуемыми на практике функциями являются две: "информировать и развлекать".

Сегодня в системе телевизионного вещания преобладают передачи информационного и культурно-рекреативного характера. Культурно-рекреативная функция телевидения реализуется в развлекательных передачах (ток-шоу, телесериалы, телевикторины и пр.), где все большую роль играют интерактивные технологии, с помощью которых телезритель не только наблюдает, но и принимает участие, влияет на ход программы. Таким образом, культурно-рекреативная функция телевидения прочно заняла свои позиции.

Существует тесная взаимосвязь между типом контента и предпочтениями зрительской аудитории. Именно в контексте телевизионных досуговых развлечений формируется определенный культурологический вектор развития телеканала, его методики управления и капитализация медиаресурса. Эту взаимосвязь реализуют "СТС Медиа".

Главенство принципа развлекательности превратилось в аксиому [10]. В процессе борьбы за аудиторию возникли совершенно новые типы информационных передач. Появилась новая терминология: новости с акцентом на зрелище (show biz); новости, построенные на "выпячивании" необычных сторон сообщения, рассчитанные на человеческий интерес, а не на подлинные причины случившегося (infortament); новости в стиле "неуемной болтовни" (happy talk); новости с телетайпной ленты, которые носят развлекательный характер. Так культурно-рекреативная функция стала одной из основных и в российской коммерческой модели телевещания.

Телеканал "СТС" с 1996 г. заявил о себе как о "Первом развлекательном". Эта характеристика сразу предопределила и основной вектор развития медиаресурса, не только сформировав концептуальную сущность телеканала, но и актуализировав проблему определения понятия "развлекательный телеканал". Альтернативное телевидение заново открывало и постигало законы телевизионных

жанров. Крупнейшие телеканалы постепенно переориентировались на рейтинговые программы, адресованные широкой аудитории, что в какой-то степени обеднило жанровое и тематическое разнообразие: телешоу, телевикторины, телеигры, телесериалы, "реалити-шоу" и т. п.

Развлекательные передачи "СТС Медиа" мы попробуем разделить на предложенные С.Н. Акинфиевым четыре типа: телевикторины, реалити-шоу, ток-шоу и шоу [1].

Телевикторина "Самый умный" - телевизионная интеллектуальная игра для подростков, которую ведет ведущая и продюсер программы Тина Канделаки. Суть соревнования на эрудицию уже не первый год остается неизменной: на протяжении трех раундов ведущая задает школьникам-участникам вопросы разной степени сложности на разные темы; наибольшее количество правильных ответов - залог успешного выхода в новый раунд. В новом сезоне произошли изменения, связанные с проектами популярной телеведущей Т. Канделаки: в эфире СТС появится итоговый выпуск "Инфомании".

"Брэйн ринг", "Самый умный", "Это мой ребенок" - интереснейшие игры СТС. Последняя имеет явно размытые жанровые рамки между семейным риалити-шоу и викториной для родителей. "Брэйн ринг" и "Самый умный" - популярные телеигры СТС. Десять лет - с 1990 по 2000 г. - игра "Брэйн ринг" выходила в эфир на центральных российских телеканалах. За это время она попала в десятку лучших игровых программ нашего телевидения и теперь по популярности не уступает легендарной передаче "Что? Где? Когда?". 6 февраля 2010 г. "Брэйн ринг" вышел в обновленном варианте на канале СТС.

Как реалити-шоу на СТС в 2002 г. выходила программа "Гарем". Подходит под данную классификацию программа "Ты -супермодель", выходившая в 2006-2007 годах, однако в ней сложно четко выделить признаки этого жанра. В 2007 г. шло "СТС зажигает супер-звезду". В 2010-2011 годах популярны реалити-шоу "Поймать угонщика за 60 секунд", " Звонок". Жанровые рамки наших ре-алити-шоу, как правило, размыты, обогащены элементами других жанров.

Новое явление - телепередача "Гали-лео". Эта программа в жанре сайенстейнмент

(разновидность инфотейнмента) пользуется большой популярностью, и не только среди детей и подростков. "СТС Медиа" уже разрабатывает целый проект научно-популярного канала "Галилео". Ее ведущий А. Пушной вместе с журналистами рассказывает о научных изобретениях в развлекательной форме. Каждый выпуск программы "Галилео" -это нескольких сюжетов на самые разные темы. Особенность программы - ее экспериментальная часть. Ведущий, по образованию физик, прямо перед камерами ставит опыты. Вписывается ли она в предложенную жанровую классификацию? Думается, не совсем.

Один из многих жанров, появившихся в конце 80-х годов и существующих как копия западных телепрограмм, - ток-шоу. На "СТС" можно выделить три основных группы. Первая - женские ток-шоу. Гендер-ный подход к современным телевизионным жанрам посвящен анализу "женских" программ "развлекательного телевидения" (например, отдельные программы "Истории в деталях" на СТС). Эта разновидность журналистского жанра, "разговор по душам", ближе всего к традиционному женскому любовному роману и классической киномелодраме. Выявляется и другая разновидность данного телевизионного жанра - "феминистский" вариант "женской" программы, дается аналитическая характеристика этой разновидности жанра. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), сквозь призму женского видения мира; героями и ведущими являются женщины, например, "Девичьи слезы" на СТС.

Вторая группа - "семейные" ток-шоу. Таких ток-шоу в чистом виде на СТС нет. Зато есть передачи на стыке нескольких жанров. Третья группа - узкоспециализированные, чаще всего музыкальные ток-шоу, такие, как "Черно-белое" (СТС). "Слава богу, ты пришел!" - передача, похожая на ток-шоу. Многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу - юмор. Упомянутая передача весьма мало похожа на ток-шоу, к которому телезритель привык.

Уникальный экскурс в историю отечественного шоу-бизнеса предложили зрителям Б. Корчевников и музыкант С. Шнуров в увлекательном проекте СТС "История россий-

ского шоу-бизнеса". Жанр тоже не однозначно определен.

Последняя, самая сложная из четырех типов жанров - это группа программ, названная словом "шоу ". Все шоу можно разделить на 4 группы. Костяк первой составляет самый распространенный на нашем телевидении жанр скетч-шоу: набор сыгранных группой актеров комедийных сценок, обычно протяженностью 2-5 минут каждая. Основоположниками жанра в начале и середине 90-х годов были такие проекты, как "Осторожно, модерн" (СТС), "Каламбур" (ДТВ), сегодня это - "Шесть кадров" (СТС). В 2010 г. последний комедийный сериал отметил пятилетний юбилей. Это первое на российском телевидении скетч-шоу.

Вторая группа - это собственно юмористические программы, суть которых - в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры. Третья группа шоу-передач, относящихся к данному жанру, - стендап-комеди. Суть передач подобного рода в появлении на сцене конферансье-эмси, который свободно общается с публикой на модные темы, интересно шутит, иногда задирает сидящих в зале. Наконец, четвертая группа программ - это собственно шоу, передачи, представляющие собой определенный набор сценических зрелищ и эстрадных номеров, как правило, музыкального характера.

На "СТС Медиа" возник новый жанр -"ситком". В этом жанре в 2010 г. зрители телеканала СТС увидели российскую версию одного из популярнейших американских сериалов - "Как я встретил вашу маму". Другие сериалы телеканала - "Амазонки", "Аманда О", "Нанолюбовь". "Смех в Большом городе", "Украинский квартал", "Уральские пельмени".

"СТС Медиа" развивает бренд развлекательного телевидения, продолжая привлекать молодую активную аудиторию телеканала СТС. Компания считает, что сила ее бренда позволяет привлекать, удерживать и увеличивать зрительскую аудиторию. "СТС Медиа" продолжает активное продвижение бренда телеканала СТС, а также использует приобретенный опыт для дальнейшего развития каналов "Домашний" и ДТВ с целью расширения целевых аудиторий этих каналов. Потенциальная аудитория канала СТС составляет около 100 млн человек, канала "Домашний" - около 64 млн человек, ДТВ - 58 млн.

В структуре "СТС Медиа" все три общенациональных канала осуществляют вещание по принципу американской сетевой модели: СТС - универсальный развлекательный канал, "Домашний" - тематический канал, ориентированный на женскую аудиторию, ДТВ -остросюжетный телеканал, ориентированный преимущественно на аудиторию в возрасте от 25 до 54 лет.

"СТС Медиа" намерена не только привлекать новых зрителей на свои каналы, но и укреплять позиции крупнейшей площадки для телевизионной рекламы. В период подготовки нового проекта в Санкт-Петербурге "СТС-Медиа" тщательно разделил аудиторию своих каналов, поэтому, в отличие от молодежного СТС, "Домашний" адресован женщинам от 25 до 60 лет. Запуск нового проекта был рассчитан на увеличение совокупной доли "СТС-Петербург" и "Домашнего канала" до 25 % петербургского рынка.

Компания "СТС Медиа" реализует концепцию корпоративной социальной ответственности. Она участвует в решении острых социальных проблем общества. Каналы холдинга - СТС, "Домашний" и ДТВ - поддержали в своем эфире множество кампаний социальной рекламы различных тематик: "Не теряйте нас! Там, где ездят машины", "Останови пьяного! Сохрани жизнь", "Пристегни ремень! Если хочешь выжить", "Сбавь скорость! Тебя дождутся", "STOP СПИД", "Движение без опасности", "Будь человеком! В железных машинах - живые люди!", кампания "Наши дети" в рамках года семьи в России (пропаганда семейных форм устройства детей-сирот), "Служба крови" (государственная программа развития добровольного донорства), "Антиалкоголь-2009" (под патронатом Московского Патриархата и поддержке Администрации Президента РФ) и др.

Успех СТС приносили только жанры и проекты, соответствующие бренду СТС, в разработку и производство которых были вовлечены продюсеры канала. В 2008 г. генеральный продюсер "СТС Медиа" уже был удостоен двух "ТЭФИ" в номинации "Продюсер фильма/сериала" за телесериал "Папины дочки" и в номинации "Развлекательная программа: юмор" за программу "Слава богу, ты пришел!". "СТС - страна чудес", одна из масштабных промо-кампаний телеканала

СТС, лауреат "ТЭФИ" 2010 г. в номинации "Оформление канала в целом (брендинг)"

"Воронины", "Туман", "Галилео", "6 кадров", "Брэйн ринг", "Самый умный", "Одна за всех", "История российского шоу-бизнеса" - не только программное наполнение телеканала СТС, но и проекты, уже вписанные в историю российского ТВ.

Таким образом, среди развлекательных программ "СТС Медиа" бытуют такие игровые, рекреативно-зрелищные жанры, как драматическое состязание, веселая игра, захватывающее зрелище, торжественная церемония, праздничное представление, комические, мелодраматические шоу, т.е. все те жанры, которые, кроме всего прочего, еще и связывают вымышленную экранную реальность с повседневностью, моделируют какие-либо стороны человеческой жизнедеятельности и, так или иначе, адаптируют зрителя к современной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акинфиев С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация жанров // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2008. № 6. С. 110-124.

2. Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 164 с.

3. Новикова И.А. Современное развлекательное телевещание в контексте общественных дискуссий // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 4. С. 109-126.

4. Уразова С.Л. Reality TV в России. Первый опыт телеклонирования // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 3. С. 63-87.

5. Борецкий Р. Зеленый шарик, куда катишься? // Новое время. 1997. № 14. С. 18-19.

6. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов. 7-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 368 с. С. 117.

7. Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования / Под ред. Б.А. Грушина, Л.А. Они-кова. М.: Изд-во полит. лит., 1980. 244 с. С. 85-87.

8. Фомичева И.Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М.: Изд-во МГУ, 1987. 168 с. С. 70.

9. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 168 с.

10. Иванова Е.А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы (на примере Ростовской области): Дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2003. 182 с.

25 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.