Волошинская А.А.
Эволюция зарубежных концепций городского развития: анализ основных тенденций
Волошинская Анна Аскольдовна — старший научный сотрудник, Институт прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, РФ. E-mail: voloshinskava-aa@ranepa.ru SPIN-код РИНЦ: 1457-2148
Аннотация
Цель статьи — изучение эволюции подходов к развитию городов и территорий. На протяжении последних десятилетий концепции городского развития претерпели существенные трансформации, связанные с технологическими и социально-экономическими переменами в обществе. Если в 1980-х годах возникли подходы, ставящие во главу угла создание компактных, удобных для жизни городов с развитой сетью общественного транспорта, в 1990-е — подходы сбалансированного роста, то в 2000-х годах акценты смещаются в сторону социального развития и охраны окружающей среды, а также построения цифрового города и города знаний. После 2010 года в фокусе внимания — человек, его интересы и потребности. Теоретическое обоснование концепций городского развития также меняется. В 19801990-е годы упор делается на интернализацию и устранение отрицательных эффектов; в начале—на создание положительных внешних эффектов путем применения новых технологий, инноваций и инвестиций в человеческий капитал. Реактивный подход сменяется на проактивный: предлагается создавать условия для развития, эффективного управления, «креативной среды» и новых видов деятельности. Концепции становятся все более антропоцентричными — они обращены к широкой аудитории, причем в качестве основных аргументов выступает психология человека: его эмоции, интересы, потребности и мотивы его поступков.
Ключевые слова
Концепции городского развития, устойчивое развитие, муниципальное управление, устойчивый город, теоретическое обоснование.
Введение
В настоящей работе проанализирована эволюция подходов к городскому развитию. Для исследования были выбраны наиболее известные и цитируемые концепции городского развития, которые широко применяются на практике или отражают крайние, полярные точки зрения. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1980-х годов по настоящее время.
Концепции городского развития рассмотрены с точки зрения решаемых проблем и задач, теоретического обоснования и целевой аудитории — групп лиц, которым адресована концепция. Методикой исследования является сравнительный анализ, целью — выявление изменений в подходах к городскому развитию.
Концепции городского развития 1980-х годов
Как правило, концепции городского развития возникают как ответы на вызовы своего времени, для решения конкретных проблем или задач. В 1980-х годах такой
проблемой было «разрастание» городов: наличие широкой сети дорог и доступность личного автотранспорта привели к появлению огромных пригородных территорий с низкой плотностью застройки, территориально отдаленных от инфраструктуры, а также к перегруженности дорог и ухудшению экологической обстановки.
В особенности данные явления были характерны для США; для их решения была предложена концепция нового урбанизма1. Новый урбанизм возник как движение за возврат к классическим принципам градостроительства в противовес модернистским тенденциям и бесконтрольному разрастанию городов . Идеи нового урбанизма оказали большое влияние на урбанистическое движение во многих странах мира, включая Австралию, Канаду, Японию, Китай и многие страны Европы.
Помимо нового урбанизма, для решения проблем «разрастания» городов были предложены и другие аналогичные подходы3 — транзит-ориентированное проектирование4, традиционное развитие пригородов5, пешеходные зоны6, городские деревни7, а также экогород Ричарда Регистера8 и город, удобный для жизни, Вукана Вучика9. Все эти концепции разрабатывались для муниципальных властей и лиц, принимающих решения в сфере городского развития, — проектировщиков, архитекторов, урбанистов.
Основной идеей концепций территориально-транспортного развития 1980-х годов является минимизация или устранение отрицательных внешних эффектов, связанных с широким применением личного автотранспорта и «расползанием» городов. К ним относятся: экологическое и шумовое загрязнение, перегруженность автомагистралей,
1 Veras A., Amorim L. New Urbanism: Ideals and Urban Configuration // 5th International Space Syntax Symposium. Delft, Holland, 2005; Bartz D. Analysis of the Congress of New Urbanism Landscape Design Principles and Social Interaction / Dissertation for the Degree of Master of landscape architecture. The University of Texas at Arlington. Arlington, 2006.
2 CNU — Congress for the New Urbanism [Official Site]. URL: https://www.cnu.org/ (accessed: 06.04.2017).
3 Англоязычные названия концепций: New Urbanism, Transit-Oriented Development, Traditional Neighborhood Developments, Compact Communities, Pedestrian Pockets, Urban Villages, Register Ecocity.
4 Calthorpe P. The Next American Metropolis: Ecology, Community, and the American Dream. New York: Princeton Architectural Press, 1993.
5 Принципы территориального планирования. См. официальные веб-ресурсы штатов США: Traditional Neighborhood Development Handbook / State of Florida, Department of Transportation. 2011. URL: http://www.dot.state.fl.us/rddesign/FloridaGreenbook/TND-Handbook.pdf (accessed: 06.04.2017).
6 Carthorse P., Kelbaugh D. The Pedestrian Pocket Book: A New Suburban Design Strategy. New York: Princeton Architectural Press in Association with the University of Washington, 1989.
7 Aldous T. Urban Villages: A Concept for Creating Mixed-use Urban Developments on a Sustainable Scale. 2nd ed. London: Urban Villages Group, 1997; TaitM., Jensen O.B. Traveling Ideas, Power and Place: The Cases of Urban Villages and Business Improvement Districts // International Planning Studies. 2007. No 12 (2). P. 107-128.
8 Register R. Ecocity Berkeley: Building Cities for the Healthy Future. Berkeley: North Atlantic Books, 1987.
9 Vuchic V.R. Transportation for Livable Cities. New Brunswick: Center for Urban Policy Research, 1999.
необходимость строительства новых дорог и выделения земель под парковку и гаражи, загромождение улиц, ухудшение внешнего вида городской среды, повышение затрат на содержание служб быстрого реагирования, ремонт и уборку дорог, и т. д.
Методы устранения отрицательных внешних эффектов подразумевают их перевод во внутренние, то есть «интернализацию экстерналий». Для этого необходимо жесткое регулирование и активное вмешательство властей, чтобы хотя бы частично привести расходы автомобилистов в соответствие с полной суммой фактических издержек, которые несет общество, — экономических, социальных и экологических, а также чтобы поощрять их отказ от личного автомобиля в пользу общественного транспорта, пешеходного и велосипедного движения. В качестве конкретных мер предлагается введение платных парковок, ограничения на въезд в центр города, повышение экологических требований к автомобильным выбросам, стимулирование развития общественного транспорта и пешеходных зон, повышение плотности застройки, создание компактных городов и т. д.
Таблица 1. Концепции городского развития 1980-х — 1990-х годов10
Концепция
Основная идея
Теоретическое обоснование
Парадигма нового урбанизма
Комфортный, чистый, безопасный, удобный для жизни город, с развитыми пешеходными и велосипедными зонами, системой общественного транспорта._
Концепция транзит-ориентированного транспортного развития
Застройка средней и высокой плотности, с дополнительными общественными пространствами, рабочими местами, предприятиями розничной торговли и сферы услуг, размещенными в стратегических точках вдоль региональной системы транзита._
Традиционное развитие пригородов
Строительство различных типов жилья, комбинация разных видов землепользования, активный городской центр, пешеходные зоны и компактные пригородные зоны с развитой сетью общественного транспорта.
Концепция экогорода Ричарда Регистера
Экологически чистый город, утопающий в зелени.
Город, удобный для жизни Вукана Вучика
Сбалансированная интермодальная транспортная система, где гармонично сочетаются личный и общественный транспорт. Развиты пешеходные зоны и велотранспорт, экологически чистые виды транспорта. Жителям города удобно и комфортно передвигаться пешком и на велосипеде.
Пешеходные зоны (или пешеходные карманы)
Плотные, интерактивные, удобные для пешеходов микрорайоны с парком в центре, в которых есть широкий спектр рабочих мест и услуг, а также множество маршрутов общественного транспорта.
Интернализация и минимизация отрицательных внешних эффектов
Как следствие,
появление
положительных
внешних
эффектов
Активное
вмешательство
властей
10 Источник: обзор подготовлен автором на основе концепций городского развития. Многие концепции продолжают развиваться до сих пор.
Для анализа источников отрицательных внешних эффектов разработан специальный инструментарий, представленный в модели городского метаболизма: город рассматривается с позиций системного анализа как организм, потребляющий энергию и ресурсы — воздух, воду, минеральное сырье, топливо, нефть и т. д. Исходные ресурсы, или «метаболические входы», перерабатываются городом и выбрасываются обратно в окружающую среду в виде отходов, так называемых «метаболических выходов», что и приводит к возникновению отрицательных экстерналий. Определив основные места появления «метаболических входов» и «выходов», можно разработать наиболее эффективный способ их устранения11.
В качестве дополнительных аргументов концепции территориально-транспортного развития приводят создание положительных экстерналий: улучшение здоровья населения как результат передвижения пешком и на велосипеде и появления новых мест для активного отдыха, снижение преступности на оживленных и хорошо освещенных улицах, более эффективное использование общественной и коммерческой инфраструктуры, повышение качества жизни, в особенности для семей с низким доходом и маломобильных групп населения, стимулирование экономического роста за счет повышения транспортной доступности рабочих мест и т. д.
Начало 1990-х также можно назвать эпохой официального утверждения подходов устойчивого развития городов (или сбалансированного роста): фокус смещается к гармоничному социально-экономическому и экологическому развитию города с обязательным созданием системы «умного» управления. На основе концепции устойчивого города ООН12 разработаны и официально утверждены концепции устойчивого города Европейского союза13 и приняты Ольборгские обязательства14.
Подходы, направленные на обеспечение устойчивого развития городов, делают акцент на создание системы управления, включающей основные принципы управления и целевое состояние «города будущего». В отличие от четких выводов и конкретных мер территориально-транспортных концепций, здесь, как правило, даются только общие рекомендации и принципы принятия управленческих решений, нацеленные на поиск компромисса между экономическим ростом и решением социальных и
11 Wolman A. The Metabolism of Cities // Scientific American. 1965. No 213. P. 179-190.
12 World Economic and Social Survey 2013: Sustainable Development Challenges / United Nations, 2013. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/2843WESS2013.pdf (accessed: 06.04.2017).
13 Согласно материалам «Платформы устойчивого развития городов»: The Aalborg Commitments // Sustainable Sities Platform [Site]. URL: http://www.sustainablecities.eu/the-aalborg-commitments/ (accessed: 06.04.2017).
14 Ibid.
экологических проблем. Теоретическое обоснование смещается от нейтрализации отрицательных внешних эффектов к созданию положительных экстерналий; основная идея заключается в создании условий для гармоничного устойчивого развития: внедрение систем «умного управления», реализация проектов комплексного (одновременного экономического, социального и экологического развития) развития, например, зеленых общественных транспортных систем.
Концепции городского развития 2000-х годов
На рубеже 2000-х годов в подходах к городскому развитию можно отметить новый вектор: существующие идеи получают иную трактовку и возникают группы концепций, которые можно условно разделить на социально-экологические, инновационно-технологические и креативные подходы.
Волна «социально-экологических» подходов выдвигает на первый план решение социальных проблем параллельно с экологическими: в качестве типичного примера можно привести современную трактовку идеи утопающего в зелени города-сада15, которую Эбенезер Говард предложил более ста лет назад16.
Если в начале XX века города страдали от смога и промышленных выбросов, то на рубеже XXI века вместо проблем, порожденных промышленной революцией, появились новые: расслоение районов на «респектабельные» и бедные, для которых характерны высокий уровень преступности, плохие школы, ветхое жилье, отсутствие высококвалифицированных рабочих мест, высокая безработица, грязь и т. д. Причем за последние двадцать лет, несмотря на огромные усилия и многомиллиардные инвестиции, прогресс невелик.
Проблема заключается в том, что коренные причины негативных явлений до сих пор не устранены. Как только в бедных районах создаются новые рабочие места, люди, получающие дополнительный доход, тут же съезжают в пригороды, а на их места селятся жители с низким доходом, и ничего не меняется: район остается бедным и маргинальным, как и раньше. Чтобы решить указанную проблему, необходимо на государственном уровне изменить политику городского планирования, руководствуясь следующими принципами17:
15 Rudlin D., Dodd N., Yates K., Falk N. Tomorrow: The Feasibility of Accommodating 75% of New Homes in Urban Areas a Peaceful Path to Urban Reform. Amsterdam: Friends of the Earth, 1998.
16 HowardE. To-morrow: A Peaceful Path to Real Reform. London: Swann Sonnenschein, 1898; Howard E. Garden Cities of Tomorrow. London: Swann Sonnenschein, 1902.
17 Rudlin D., Dodd N., Yates K., Falk N. Op. cit.
1. противодействие застройке свободных площадей в пригородных зонах, застройка их в случае крайней необходимости и в последнюю очередь, когда уже рассмотрены все возможные альтернативы;
2. приоритетная реновация старых и заброшенных промышленных зон вместо застройки свободных участков;
3. содействие высокой плотности застройки, ограничение площади парковок;
4. введение системы тестирования возможных альтернативных проектов, применимой для выделения земельных участков под застройку на местном уровне;
5. передача местным властям полномочий на ежегодное распределение участков под застройку, управление реновацией старых промышленных зон;
6. переселение людей в районы, где есть избыточная площадь, а также в другие регионы;
7. строительство социального жилья вместе с коммерческим, открытие хороших школ во всех районах, налоговые преимущества для проектов, отвечающих стратегии развития города, и т. д.;
8. принятие на национальном уровне программы, стимулирующей обмен опытом и лучшими практиками между местными органами власти.
Интеграция социокультурного и экологического подхода нашла отражение и в концепции экополиса18. Экополис — это городская система, интегрированная в биосферу в целях оптимизации функционирования биосферы в интересах человека. Интеграция подразумевает новые принципы городского планирования и землепользования, объединение и совместное использование знаний, культурные изменения, взаимопомощь жителей, демократическое управление, а также наличие флагманских проектов, которые бы аккумулировали лучшие практики и позволили их тиражировать.
Экополис также предполагает «зеленую» экономику и альтернативную энергетику, компактную застройку, участие жителей в проектировании и планировании городского развития, пешеходные зоны, наличие всей необходимой инфраструктуры в пределах 5 минут ходьбы, транзитные коридоры, минимальное необходимое потребление воды и ее повторную переработку, повторную переработку и утилизацию мусора и т. п.
18 Downton P. Ecopolis. Architecture and Cities for a Changing Climate. Collingwood: SIROPUBLISHING, 2009.
Похожие идеи предложены в концепции углерод-нейтрального19 города: альтернативная энергетика, «зеленая» экономика, полный отказ от ископаемых видов топлива и продуктов их переработки, переход на возобновляемые источники энергии и экологически чистый транспорт, изменение привычек населения — стимулирование пеших прогулок и пользования общественным транспортом, поддержка новых видов деятельности — повторной переработки мусора, строительства «умных» и энергоэффективных зданий и т. п. — как самоокупаемых видов бизнеса.
В отличие от «углерод-нейтрального города», концепция «климат-нейтрального города» предусматривает в качестве первоочередной меры создание новой системы управления20. Новая система управления основана на принципах децентрализации и демократизации: местные власти должны в полной мере распоряжаться поступлениями в бюджет, активнее сотрудничать с населением и коммерческими структурами, другими муниципалитетами и федеральными властями. При этом рекомендуемые меры также вполне классические: это «зеленая» экономика, альтернативная энергетика, повторная переработка отходов, частичная замена личного автотранспорта на общественный и т. д.
Аналогичный подход предложен ОЭСР : главной целью выбран «зеленый рост», то есть экономическое развитие при одновременном снижении вредных выбросов и сохранении биоразнообразия.
22
По-другому расставлены акценты в концепции города без мусора : необходима комплексная система управления отходами, которая не только позволит создать экономически выгодный бизнес по повторной переработке мусора, но и будет постоянно снижать генерацию потоков мусора, вплоть до полного отказа от технологий, связанных с появлением неперерабатываемых или высокотоксичных отходов23. Так, например, предлагается стимулировать разработку долговечных ремонтопригодных изделий; ввести дополнительные налоги на неперерабатываемую упаковку (например, полиэтиленовые пакеты) или вообще запретить ее продажу;
19 Bunning J., Beattie C., Rauland V., Newman P. Low-Carbon Sustainable Precincts: An Australian Perspective // Sustainability. 2013. No 5. P. 2305-2326.
20 Golubchikov O. Climate Neutral Cities: How to Make Cities Less Energy and Carbon Intensive and More Resilient to Climatic Challenges. New York; Geneva: United Nations, 2011.
21 OECD Green Cities Programme // OECD [Official Site]. URL: http://www.oecd.org/regional/greening-cities-regions/46811501 .pdf (accessed: 06.04.2017).
22 Термин предложен Zero Waste International Alliance, впервые официально внедрен в Калифорнии в 2001 году.
23 Определение, принятое Международным альянсом нулевых отходов 12 августа 2009 года.
продавать товары только в саморазлагаемой в земле упаковке; проектировать хозяйственные процессы так, чтобы каждый «отход» служил сырьем для другого процесса. Кроме того, предусматривается серия мер для формирования новых потребительских привычек, направленная на сведение отходов к минимуму.
В продолжение нового урбанизма и экогорода Регистера на рубеже XX-XXI веков возникла концепция «города без машин»24: она подразумевает практически полный отказ от автотранспорта в пользу пешеходного движения и велотрафика.
Резюмируя сказанное выше, можно отметить следующее. Экологические концепции, как и подходы территориально-транспортного развития, адресованы городским властям, проектировщикам и архитекторам, благодаря активному вмешательству которых предполагается устранить «провалы рынка» — прежде всего, негативные экологические последствия экономического роста.
Основными способом устранения отрицательных внешних эффектов являются территориальные и социально-экономические преобразования, для проведения которых необходима новая система управления городским развитием. При этом классические аргументы об интернализации отрицательных экстерналий концепций 1980-1990-х годов (сокращение пользования личным транспортам и ограниченными ресурсами на основе механизмов платности и др.) также остаются в силе.
Таблица 2. Экологические концепции городского развития 2000-х годов25
Концепция Основная идея Обоснование
Город-сад Гармоничное сочетание зон жилой застройки с природой. Построение «зеленой», самоокупаемой экономики на основе новых технологий — альтернативной энергетики, повторной переработки мусора и т. п. Формирование новых привычек у населения
Экополис Экологически чистый, автономный и самодостаточный город, устойчиво развивается за счет эффективных производственных процессов.
Климат- нейтральный город Экологически чистый город, автономный и самодостаточный.
Углерод- нейтральный город Город с низкими выбросами парниковых газов за счет развития зеленой экономики, альтернативной энергетики, экологического чистого транспорта и технологий.
Глобальный зеленый город Город с зеленой экономикой.
Город без мусора Принцип «нулевых отходов»: вместо свалок и сжигания мусора — его переработка: отходы рассматриваются как ресурсная база для повторной переработки, создания новых видов промышленности.
Город без машин Город, где основной трафик приходится на общественный транспорт, велотранспорт и пешеходные прогулки.
24 Crawford J.H. Carfree Cities. Utrecht: International Books, 2000.
25 Источник: обзор подготовлен автором на основе концепций городского развития.
Параллельно «социально-экологическим» концепциям городского развития появляется широкий ряд концепций, ставящих во главу угла управление знаниями, человеческим капиталом, инновациями и внедрение ИКТ: учащийся город, город знаний, интеллектуальный город, цифровой или виртуальный город, информационный город, город с повсеместным распространением ИКТ и т. д.
Так, например, концепция «учащийся город»26, разработанная в рамках ОЭСР, предполагает переход от традиционного школьного и профессионального образования к интерактивному обучению, обучению в процессе практической деятельности, обмену знаниями между фирмами, коммерческими компаниями и другими организациями и т. п.
«Город знаний»27 направлен на развитие экономики, основанной на знаниях, путем стимулирования непрерывного создания, обмена, оценки, обновления и применения знаний. Это может быть достигнуто путем развития ИКТ-инфраструктуры, сетей связи, проектирования городских пространств, а также создания культурной среды, поощряющей обмен знаниями.
На «город знаний» похожа концепция интеллектуального города28. Одно из определений термина «интеллект» — это способность сделать что-то впервые, что-то, чего никогда не делали ранее; интеллект используется, когда изначально нет «правильного» ответа. Соответственно, интеллектуальным называется город, который может производить новые идеи, технологии и инновации. На его территории развиты наукоемкие технологии, создана система коммерциализации технологий и ноу-хау, развита информационно-коммуникационная инфраструктура и т. п. Кроме того, интеллектуальность города проявляется в его возможности эффективно решать новые проблемы: способность к инновациям и управлению в условиях неопределенности являются критическими факторами, характеризующими «интеллектуальный город».
Следующие концепции городского развития, не отрицая роли обучения, знаний и инноваций, делают акцент на развитии цифровых и инфокоммуникационных
26 Larsen K. Learning Cities: The New Recipe in Regional Development // OECD Observer. Summer 1999. No 217/218. URL: http://oecdobserver.org/news/archivestory.php/aid/57/Learning cities: the (accessed: 31.08.2017); Cities and Regions in the New Learning Economy / OECD. Paris, 2001. URL: http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=PAC/C0M/PUB(2001)3&docL anguage=En (accessed: 31.08.2017).
27 ErgazakisM., Metaxiotis M., Psarras J. Knowledge Cities: The Answer to the Needs of Knowledge-based Development // The Journal of Information and Knowledge Management Systems. 2006. No 1. P. 67-84.
28 Komninos N. The Architecture of Intelligent Cities: Integrating Human, Collective and Artificial Intelligence to Enhance Knowledge and Innovation // IEEE 2nd IET International Conference on Intelligent Environments, Athens, 5-6 July 2006. Athens, 2006. P. 13-20.
технологий. Такие города называют цифровыми или виртуальными29, проводными30, информационными городами с повсеместным распространением ИКТ31 и т. д.
Цифровой город трансформируется и развивается с помощью широкого применения цифровых технологий, а также отражает в сети Интернет представление о городской жизни — реальной и виртуальной. Цифровые технологии охватывают все сферы жизни такого города — экономику, политику, социальную жизнь, изменяют СМИ, систему связи, телекоммуникации и финансовые рынки. Интернет становится новым важнейшим каналом влияния на общественное мнение.
Таким образом, появление инновационно-технологических подходов стало ответом на появление новых технологий, прежде всего — ИКТ, а также на углубленное изучение возможностей их применения для управления городским развитием.
Таблица 3. Подходы, основанные на инновациях и экономике знаний
2000-х годов32
Концепция Основная идея Обоснование
Учащийся город Инновационный город знаний, где развито индивидуальное и институциональное обучение. Создание положительных внешних эффектов на основе распространения знаний и применения новых технологий, положительная обратная связь Ведущая роль инноваций, технологий и человеческого капитала Акцент на новых возможностях, которые возникли благодаря ИКТ
Виртуальный город Город цифровых технологий.
Город знаний Город, где хорошо развит обмен знаниями. Взаимодействие поддерживается за счет создания ИТ-сети и соответствующей инфраструктуры.
Цифровой город Всеобъемлющее веб-представительство всех функций реального города, включая социальные, культурные, политические функции.
Интеллектуальный город Территория с высокой способностью к обучению и инновациям, с институтами для создания знаний и цифровой инфраструктурой для связи и управления знаниями.
Проводной город Город, в котором налажены проводные телекоммуникационные линии.
Повсеместный город Дальнейшее расширение концепции цифрового города, город или регион с повсеместным применением ИКТ.
Информационный город Город, где развита цифровая среда для сбора информации от местных общин, представленная на веб-порталах.
29 Couclelis H. The Construction of the Digital City // Planning and Design. 2004. No 31 (1). P. 5-19; Schuler D. Digital Cities and Digital Citizens // Kyoto Workshop on Digital Cities. Berlin; Heidelberg: Springer, 2001. P. 71-85.
30 Hollands R.G. Will the Real Smart City Please Stand Up? Intelligent, Progressive or Entrepreneurial? // City. 2008. No 3. P. 303-320.
31 Anthopoulos L., Fitsili P. From Digital to Ubiquitous Cities: Defining a Common Architecture for Urban Development // The Sixth IEEE International Conference on Intelligent Environments. Los Alamitos, CA; Washington; Tokyo, 2010. P. 301-306.
32 Источник: анализ концепций городского развития.
Отдельно стоит отметить концепции так называемых «креативных городов» Чарльза Лэндри и Ричарда Флориды, направленные на создание городской среды, способствующей привлечению и удержанию талантов. В концепции Лэндри важнейшим ресурсом «креативного города» являются его жители, их способность к нетривиальным решениям, творчеству и предпринимательству33. С свою очередь, Флорида утверждает, что основой для процветания города является специфическая креативная среда, которая не только удерживает местные таланты, но и привлекает высококвалифицированную рабочую силу (креативный класс) со всего мира34.
Концепции городского развития 2010-х: город с точки зрения человека
За последнее десятилетие парадигма городского развития изменилась: на первом месте стоит человек, его потребности, интересы и мотивы его поступков, а город рассматривается через призму человеческой жизни. Обоснованием таких концепций выступает психология человека, его система ценностей, причины и следствия его поступков.
Так, Ян Гейл35 призывает проектировать городские пейзажи и ландшафты в «человеческом масштабе» — удобными для людей: создавать общественные зоны, стимулировать развитие пешеходного и велосипедного движения и т. п. При этом основным аргументом выступает человек, его эмоции, чувства, потребности и изменения в образе жизни. То есть проектирование городской среды происходит не только «сверху», но и в «мелком» масштабе, что часто игнорируется в современных проектах городского развития, таких, как микрорайоная многоэтажная застройка, строительство торговых центров и многоуровневых развязок.
В 2011 году Э.Л. Глейзер в книге «Триумф города»36 подробно рассматривает причины, по которым люди переезжают в современный город. Города, согласно Глейзеру, удовлетворяют фундаментальные потребности человека в общении и сотрудничестве с другими людьми, обучении и совместном производстве знаний. В больших городах стираются социальные условности и жесткие правила поведения; кроме того, в городе, в среднем, жизнь богаче, экологичнее и интереснее, чем в пригороде. Глейзер, таким образом, акцентирует внимание на тех положительных
33 Landry С. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. London: Earthscan, 2000.
34 Florida R. Who's Your City? How the Creative Economy Is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life. New York: Basic Books, 2008.
35 Gehl J. Cities for People. Washington: Island Press, 2010.
36 Glaeser E. Triumph of the City: How Our Greatest Invention Makes Us Richer, Smarter, Greener, Healthier, and Happier. London: The Penguin Press, 2010.
аспектах жизни в городе, которые должны поддерживаться градостроительными и иными решениями.
Показательна работа ОЭСР, посвященная устойчивому городу в стареющем обществе37: в ней город рассматривается как место для комфортной жизни и работы старшего поколения, а городская среда исследована сквозь призму потребностей пенсионеров. При этом город, удобный для жизни людей старшего возраста, будет комфортным и для всех групп населения.
Вывод: подходы к городскому развитию меняются
Подводя итог сказанному выше, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, во всех подходах к развитию городов много общего: как правило, они описывают целевое состояние «города будущего» как экологически чистого, зеленого города, обладающего развитой сетью общественного транспорта, пешеходными зонами и парками, качественной инфраструктурой, комфортным и доступным жильем. Экономика «города будущего» диверсифицирована и позволяет создавать продукты с высокой добавленной стоимостью, причем ориентиром является «зеленый» рост38; жители — здоровы и имеют возможности для труда и активного отдыха, особенно в преклонном возрасте; преступность находится на низком уровне. Управление осуществляется при активном участии жителей, широко задействованы современные инфокоммуникационные технологии и т. д. При этом город рассматривается как сложная, многоуровневая система, рассмотрение которой предполагает междисциплинарный и многодисциплинарный подход.
Во-вторых, фокус концепций городского развития смещается: территориальное планирование постепенно сменилось на гармоничное социально-экономическое развитие без ущерба для окружающей среды, позже акцент делался на развитии ИКТ, знаний и инноваций, а в последние годы внимание направлено на человека, его проблемы, интересы и потребности. Смещение фокуса концепций городского развития можно отследить, расположив концепции развития городов в порядке их возникновения (см. Рисунок 1).
37 Ageing in Cities: Policy Highlights / OECD. Paris: OECD Publishing, 2015. URL: http://www.oecd.org/cfe/re gional-policy/Policy-Brief-Ageing-in-Cities.pdf (accessed: 31.08.2017).
38 Развитие видов бизнеса, не наносящих ущерба окружающей среде.
© Человек, его мотивы, потребности
О Креативность
О Культура
• Знания
• ИКТ, инновации, технологии
О Гибкость, адаптивность
О Самодостаточность, ресурсоэффективность
О Управление
О Экология
• Социальная политика
• Экономика
• Территориальное планирование и транспорт 1975
ООО ОО о о
•
•
о
о° ОО о°
ООО ОО Оо
•И
— мф
С0ООО О О ОО О
(ОСГОО°ШО
С0000©0 ОО О О О О
С0ООО@Ю ОО оос
OCDO о
1985
1995
2005
2015
Рисунок 1. Концепции городского развития, сгруппированные по ключевым направлениям и годам возникновения, отмечены кругами; большой круг означает, что данное направление в фокусе концепции, маленький — что направление представлено в концепции39
В-третьих, теоретическое обоснование концепций городского развития также претерпевает существенные изменения. В 1980-1990-е годы упор делается на интернализацию и устранение отрицательных эффектов; в начале XXI века акцент смещается на создание положительных экстерналий путем применения новых технологий, инноваций и инвестиций в человеческий капитал. Реактивный подход сменяется на проактивный: предлагается концентрироваться на поддержании условий для развития, на эффективном управлении, а также на создании «креативной среды» и новых видов деятельности с «нуля».
Наконец, изменяется взгляд на проблемы города: в последние годы в центре внимания оказывается человек, а теоретическим обоснованием предложенных подходов становятся мотивы человеческих поступков и человеческие потребности. Происходит переориентация подходов к городскому развитию с обобщенного взгляда на городские проблемы «сверху» к изучению причин, по которым человек выбирает тот
39 Источник: исследование автора.
или иной город или район для работы и жизни. Аудитория, которой адресованы новые подходы, становится все более широкой — от муниципальных властей и ученых урбанистов до обычных жителей.
Логично предположить, что в будущем эта же тенденция продолжится, и появятся подходы, анализирующие город с точки зрения разных групп лиц, заинтересованных в его развитии, — представителей муниципальных властей, сотрудников правоохранительных органов, бизнесменов, обычных жителей и т. д. Однако возможность реализации такого подхода в России будет зависеть от уровня развития демократических институтов, позволяющих выражать интересы жителей городов, а также преодолевать сопротивление бюрократии и лоббизм40.
Список литературы:
1. Глазычев В.Л. Город без границ. М.: Территория будущего, 2011.
2. Ageing in Cities: Policy Highlights / OECD. Paris: OECD Publishing, 2015. URL: http://www.oecd.org/cfe/regional-policy/Policy-Brief-Ageing-in-Cities.pdf (accessed: 31.08.2017).
3. Aldous T. Urban Villages: A Concept for Creating Mixed-use Urban Developments on a Sustainable Scale. 2nd ed. London: Urban Villages Group, 1997.
4. Anthopoulos L., Fitsili P. From Digital to Ubiquitous Cities: Defining a Common Architecture for Urban Development // The Sixth IEEE International Conference on Intelligent Environments. Los Alamitos, CA; Washington; Tokyo, 2010. P. 301-306.
5. Bartz D. Analysis of the Congress of New Urbanism Landscape Design Principles and Social Interaction / Dissertation for the Degree of Master of landscape architecture. The University of Texas at Arlington. Arlington, 2006.
6. Bunning J., Beattie C., Rauland V., Newman P. Low-Carbon Sustainable Precincts: An Australian Perspective // Sustainability. 2013. No 5. P. 2305-2326.
7. Carthorse P., Kelbaugh D. The Pedestrian Pocket Book: A New Suburban Design Strategy. New York: Princeton Architectural Press in Association with the University of Washington, 1989.
8. Calthorpe P. The Next American Metropolis: Ecology, Community, and the American Dream. New York: Princeton Architectural Press, 1993.
40 Глазычев В.Л. Город без границ. М.: Территория будущего, 2011.
9. Cities and Regions in the New Learning Economy / OECD. Paris, 2001. URL: http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=PAC/COM/P UB(2001 )3&docLanguage=En (accessed: 31.08.2017).
10. CNU — Congress for the New Urbanism [Official Site]. URL: https://www.cnu.org/ (accessed: 06.04.2017).
11. Couclelis H. The Construction of the Digital City // Planning and Design. 2004. No 31 (1). P. 5-19.
12. Crawford J.H. Carfree Cities. Utrecht: International Books, 2000.
13. Downton P. Ecopolis. Architecture and Cities for a Changing Climate. Collingwood: SIROPUBLISHING, 2009.
14. Ergazakis M., Metaxiotis M., Psarras J. Knowledge Cities: The Answer to the Needs of Knowledge-based Development // The Journal of Information and Knowledge Management Systems. 2006. No 1. P. 67-84.
15. FloridaR. Who's Your City? How the Creative Economy Is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life. New York: Basic Books, 2008.
16. Gehl J. Cities for People. Washington: Island Press, 2010.
17. Glaeser E. Triumph of the City: How Our Greatest Invention Makes Us Richer, Smarter, Greener, Healthier, and Happier. London: The Penguin Press, 2010.
18. Golubchikov O. Climate Neutral Cities: How to Make Cities Less Energy and Carbon Intensive and More Resilient to Climatic Challenges. New York; Geneva: United Nations, 2011.
19. HollandsR.G. Will the Real Smart City Please Stand Up? Intelligent, Progressive or Entrepreneurial? // City. 2008. No 3. P. 303-320.
20. Howard E. Garden Cities of Tomorrow. London: Swann Sonnenschein, 1902.
21. HowardE. To-morrow: A Peaceful Path to Real Reform. London: Swann Sonnenschein, 1898.
22. Komninos N. The Architecture of Intelligent Cities: Integrating Human, Collective and Artificial Intelligence to Enhance Knowledge and Innovation // IEEE 2nd IET International Conference on Intelligent Environments, Athens, 5-6 July 2006. Athens, 2006. P. 13-20.
23. Landry С. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. London: Earthscan, 2000.
24. Larsen K. Learning Cities: The New Recipe in Regional Development // OECD Observer. Summer 1999. No 217/218. URL: http://oecdobserver.org/news/archivestory .php/ai d/57/Learning cities: the (accessed: 31.08.2017).
25. OECD Green Cities Programme // OECD [Official Site]. URL: http://www. oecd.org/reg ional/greening-cities-regions/46811501.pdf (accessed: 06.04.2017).
26. Register R Ecocity Berkeley: Building Cities for the Healthy Future. Berkeley: North Atlantic Books, 1987.
27. Rudlin D., DoddN., Yates K., Falk N. Tomorrow: The Feasibility of Accommodating 75% of New Homes in Urban Areas a Peaceful Path to Urban Reform. Amsterdam: Friends of the Earth, 1998.
28. Schuler D. Digital Cities and Digital Citizens // Kyoto Workshop on Digital Cities. Berlin; Heidelberg: Springer, 2001. P. 71-85.
29. TaitM., Jensen O.B. Traveling Ideas, Power and Place: The Cases of Urban Villages and Business Improvement Districts // International Planning Studies. 2007. No 12 (2). P. 107-128.
30. The Aalborg Commitments // Sustainable Sities Platform [Site]. URL: http://www.susta inablecities.eu/the-aalborg-commitments/ (accessed: 06.04.2017).
31. Traditional Neighborhood Development Handbook / State of Florida, Department of Transportation. 2011. URL: http://www.dot.state.fl.us/rddesign/FloridaGreenbook/TND-Handbook.pdf (accessed: 06.04.2017).
32. Veras A., Amorim L. New Urbanism: Ideals and Urban Configuration // 5th International Space Syntax Symposium. Delft, Holland, 2005.
33. Vuchic V.R. Transportation for Livable Cities. New Brunswick: Center for Urban Policy Research, 1999.
34. WolmanA. The Metabolism of Cities // Scientific American. 1965. No 213. P. 179-190.
35. World Economic and Social Survey 2013: Sustainable Development Challenges / United Nations, 2013. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/2843 WESS2013.pdf (accessed: 06.04.2017).
Voloshinskaya A.A. Urban Concepts Evolution: An Analysis of the Main Trends
Anna A. Voloshinskaya — Senior Researcher, Institute for Applied Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. E-mail: voloshinskaya-aa@ranepa.ru
Annotation
The purpose of the article is to study the evolution of the approaches to the development of cities and territories. Over the past decades, urban development concepts have undergone significant changes, reflecting technological and socio-economic changes in society. In the 1980's urban planning approaches focused on the creation of compact, life-friendly cities with a developed network of public transport, and in the 1990's — on balanced growth, in the 2000's the emphasis shifted to social development and environmental protection, as well as building a digital city and a knowledge city. After 2010, the focus is on people, their interests and needs.
The theoretical substantiation of the concepts of urban development is also changing. In the 1980's and 1990's, the emphasis was on internalizing and eliminating negative effects; later the focus shifted to creating positive externalities by applying new technologies, innovations and investing in human capital. The reactive approach is replaced by a proactive one: focusing on creating the conditions for development, effective management, and establishing a "creative environment". At the same time, the concepts become more and more anthropocentric — they are addressed to a wide audience, and the city is increasingly viewed from the position of a person: their emotions, interests, needs and motives.
Keywords
Urban development concepts, sustainable development, municipal governance, sustainable city, theoretical justification.