И.Е. Ильичев*, В.В. Заречанский*
Эволюция задач и проблемы ^ государственного строительства в России (1991-2007 гг.)
Крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века.
Для российского же народа оно стало ^ настоящей драмой.
3
*2 В.В. Путин1
<15
№
Перелом 90-х гг. прошлого столетия в истории России (некоторые исследователи определяют его как период очередного «смутного времени»), как и всегда в подобных ситуациях, диктует необходимость коренной перестройки всей государственной системы. Мировая, да и наша отечественная история дает тому немало примеров и подтверждений2.
Драма россиян, по крайней мере, представителей старшего поколения, состояла в том, что на их глазах были разрушены старые идеалы, их накопления обесценены, а развал экономики, ее кризис многих сделали безработными. У значительной части населения была разрушена вера в самодостаточность, способность обеспечить себя и нуждающихся в этом близких элементарными ^ средствами к существованию. Молодежь внезапно в массе своей стала невостребованной
^ разваливающейся экономикой. Преступность на этой почве приобрела ужасающие масштабы, ^ охватила всю страну. Не обеспеченные средствами к существованию, подозреваемые в симпатиях к прежним порядкам работники органов поддержания правопорядка практически прекратили борьбу
5
а»
с преступностью, а нередко стали даже «крышевать» преступников, фактически пополняя их ряды.
Население почувствовало себя не защищенным всесторонне - и экономически, и от посягательств ^ со стороны преступного мира.
Перелом - что в жизни, что в костях - ситуация всегда болезненная.
^ Сегодня страна вышла на путь стабильного экономического роста. Государственная политика
N в соответствии с декларируемым Конституцией принципом все в большей степени приобретает
социальный характер. Медленно, но неуклонно снижается доля людей, живущих за чертой бедности. Завершается формирование общественно-политической системы. Эта система стремится обрести ^ черты, отвечающие сложившимся, международно признанным канонам демократического
общества. На основе экономического роста, благоприятной внешнеэкономической обстановки ^ Россия вновь заявляет о своих претензиях на полноправное участие в мировых событиях в качестве
великой державы.
Потребовалось более полутора десятилетий для того, чтобы появились «признаки излечения» ^ от последствий произошедшего исторического перелома. Все эти годы велось напряженное
^ строительство новой государственности. Напряженное для всех - и для власти, которая отнюдь
^ не всегда чувствовала себя уверенно в условиях всестороннего системного кризиса, и для
населения, вынужденного взвалить на свои плечи все тяготы переходного периода. Ибо всегда и ^ за все платит народ, в том числе и за выбор, который он делает сам или который ему навязывают
политические силы, пришедшие к власти в стране - даже если они обрели эту власть самым демократическим путем.
^ Пятнадцать лет - исторически короткий срок. Но в течение этого времени государственность
в России претерпела впечатляющие изменения. Планово-государственное устройство уступило место государству, провозгласившему своими целями создание себя самого как демократического,
* Доктор юридических наук, профессор.
** Кандидат социологических наук.
*
правового, социального, светского государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека3.
Современная государственность зарождалось в недрах Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) как одной из республик Союза.
Отправными точками этого процесса следует считать принятие 12 июня 1991 г. Съездом Народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР4, а также актов ^ о прекращении действия Союзного договора 1922 г.5 Декларация6 создавала предпосылки верховенства республиканской конституции и республиканских законов на территории России: Щ
«Первый Съезд народных депутатов РСФСР ... торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее ^ территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе ^ обновленного Союза ССР». Известные акты7 превращали эти предпосылки в реальность. Й
Именно последние документы8 в полной мере предоставляли тогдашнему политическому руководству страны как суверенного государства юридические полномочия по ее государственному строительству - в т.ч. и в реализации намерений по экономическому и политическому переустройству общества. Препятствием этому служила пока еще действовавшая Конституция ^ РСФСР, где социализм, плановая экономика, коммунистическая идеология являлись фундаментом государственного устройства. В качестве законного основания для проведения задуманных ^ преобразований был необходим новый правовой акт решающего значения, решающей силы. Таким актом должна была стать новая Конституция России. ^
Таким образом, первой задачей государственного строительства в России, освободившейся СЪ от зависимости от СССР, стали разработка и принятие новой Конституции Российской Федерации. ^ «Разработка Конституции происходила в условиях жесточайшего политического противостояния. ^ Это не могло не сказаться на юридическом качестве отдельных статей»9. Тем не менее принятие у Конституции стало воистину поворотным пунктом в определении исторического пути современной % России, положило начало строительству нового государства.
Конституция 1993 г. обязывает Президента Российской Федерации обращаться к ^ Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных ^ направлениях внутренней и внешней политики государства10. Именно эти послания11 дают 8
представление о текущих и перспективных задачах государственного строительства - как их видит Президент страны. Эти послания позволяют проследить эволюцию этих задач по мере становления новой государственности.
Первое (1994 г.) после принятия Конституции послание Президента («Об укреплении Российского государства»12) дает достаточно эмоциональное описание ситуации в стране: «Несмотря на острейшую политическую борьбу и духовный разлад, несмотря на огромную психическую и физическую усталость, российское общество нашло в себе силы сделать трудный, но решающий шаг на пути к обновлению и стабильности. ... Долг всех нас, кто напрямую причастен к судьбе России, максимально использовать этот шанс. Два года назад мы начали болезненное, ^
но в конечном счете необходимое и целительное реформирование экономики. С огромным трудом и
мы отошли от края экономической пропасти, в которую неотвратимо сталкивала нас прежняя и
система, и начали медленное, не всегда уверенное движение к выздоровлению.
В прошлом году мы на мгновение заглянули в другую бездну - гражданского противоборства ^
и в ужасе отпрянули от нее. Сейчас нам нужно сделать все возможное, а может быть, и невозможное, чтобы подобное больше не повторилось. Российская Конституция - не только символ стремления к национальному согласию. Она - реальная основа налаживания сотрудничества в российском обществе, и прежде всего между ветвями федеральной власти. Среди тысяч ^
сложнейших проблем сегодняшней России нет ни одной, которая может быть решена в условиях ^
конфронтации и взаимного недоверия. Возобновление непримиримой борьбы - это путь в тупик, и ^
из него не будет выхода. Для тех, кому граждане России доверили управлять страной, это путь к ^
политическому позору, к проклятию, к вечному забвению.
.Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция создала предпосылки для строительства в России сильного государства»13.
Реформирование государства и общества происходит не только в условиях глубокого общественно-политического и экономического кризиса, но и в условиях функционирования по сути прежних государственных и общественных институтов, и прежде всего в прежнем правовом поле, которое с принятием новой Конституции перестает соответствовать сути этой Конституции и проводимым руководством страны общественно-экономическим преобразованиям. Исходя из этого, ^ Президент Б.Н. Ельцин формулирует для себя и государства стратегическую цель: «Наша стратегическая цель - сделать Россию процветающей страной, в которой живут свободные люди, гордые своей древней историей и смело смотрящие в будущее; страной, в которой власть основана на праве и не подавляет гражданина; страной с эффективной экономикой, сочетающей национальные С2 особенности и мировые достижения»14. Исходя из стратегической цели, Президент определяет ^ первоочередную задачу государственного строительства: укрепление Российского государства. «... Укрепить государство - значит:
- усилить его институты, наладить нормальное взаимодействие между ними;
^ - создать нормальный механизм его взаимодействия с обществом;
^ - найти оптимальные способы его участия в экономических процессах;
- создать действующие механизмы обеспечения и защиты прав и свобод каждого человека,
*!
независимо от национальности, веры, социального положения;
- обеспечить гражданам России уверенность и спокойствие в своей стране, на улицах ее городов и сел, в своих домах и квартирах;
- обеспечить России достойное место в мировом сообществе. Россия не будет сильной,
если не будет единой. Самой прочной гарантией единства страны, равноправия населяющих ее
народов станет реализация принципов федеративных отношений, заложенных в Конституции»15.
Укрепление Российского государства Президент видит на пути:
1) продолжения поэтапной конституционной реформы, формирования демократической 3 системы власти;
^ 2) обновления и реформирования системы правосудия с учетом роли, которую судебная
^ власть должна играть в правовом государстве; формирования эффективного правосудия, 3 действующего на строгих правовых и демократических началах;
3) создания и отладки практических механизмов демократии путем повышения ^ эффективности государственной власти, обеспечения точного и неуклонного соблюдения ^ Конституции и законов, принятия законов, устанавливающих четкие правила функционирования ££ государственных органов, в первую очередь органов исполнительной власти;
4) правовой реформы, включающей создание эффективных правовых механизмов, ^ гарантирующих права и свободы человека и гражданина; развитие правовых основ рыночной
экономики; совершенствование процессуального, уголовного, административного и других отраслей ^ законодательства; приведение законодательства в соответствие с Конституцией;
5) обуздания преступности на основе удовлетворения самых неотложных финансовых и материальных потребностей органов охраны правопорядка, принятия кадровых, организационных мер, обеспечивающих нормальную работу правоохранительных органов, законодательного решения ряда вопросов, связанных с борьбой против организованной преступности и коррупции, укрепления сотрудничества правоохранительных органов России и зарубежных стран;
^ 6) обеспечения охраны и защиты прав личности, ее безопасности с применением действенных
^ правовых, организационных, кадровых, финансовых мер;
^ 7) реформы системы медицинской помощи населению, обеспечения его необходимыми
3 лекарствами с целью создания условий, способствующих здоровой, активной и продолжительной жизни людей; создания соответствующей правовой базы;
^ 8) укрепления экологической безопасности как составной части национальной безопасности
^ России, создания условий, способствующих оздоровлению природы;
9) оказания поддержки общественным институтам в целях становления гражданского общества, в том числе путем разгосударствления средств массовой информации, создания правовых условий для деятельности общественных организаций (объединений), развития институтов гражданского самоуправления, формирования стабильной многопартийной системы;
10) укрепления его территориальной целостности и единства на основе конституционных принципов федерализма, разграничения функций, прав, обязанностей и ответственности между органами государственной власти и местного самоуправления;
11) сохранения культурного наследия;
12) сохранения единого экономического пространства России путем приоритетного развития единой инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь, информатика);
13) экономической реформы как основы строительства социального государства через ^
формирование стабильной правовой базы российского предпринимательства, конкурентной среды, современной системы расчетов, преобразование налоговой системы; Щ
14) принципиальной реформы системы образования, начиная с целей образования, его экономического фундамента, управления системой образования и кончая системой подготовки и
Я
*
переподготовки специалистов, структурой школы, содержанием и технологией обучения; ^
15) диалога религий и конфессий, корректности взаимоотношений церквей и религиозных Й объединений России как одного из условий гражданского мира, общего умиротворения общества, ^ отказа от политики государственного атеизма;
16) естественной интеграции науки в новые рыночные условия, изменения организационных
форм управления наукой, создания благоприятных условий для творческой деятельности первичного ^
научного коллектива, а не учреждения или ведомства, и для свободной состязательности различных школ и направлений, принятия закона о науке и научно-технической политике;
17) обеспечения военной безопасности Российской Федерации путем продолжения строительства Вооруженных сил и их глубокого реформирования, осуществления военно-правовой ^ реформы;
18) обеспечения средствами внешней политики российского государства благоприятных ^
условий для внутреннего развития и продолжения реформ; ^
19) снижения цены реформы путем борьбы с инфляцией, структурным кризисом, бедностью, у
несправедливым неравенством, вынужденной безработицей. %
Собранный из первого послания первого Президента России Федеральному Собранию перечень задач государственного строительства, за исключением отдельных пунктов, представляет Л
собой, в общем-то, достаточно стандартный набор этих задач. Стандартный в том отношении, ^
что любое государство, в т.ч. и с устоявшимся общественно-политическим устройством, 8
заинтересовано и реально занимается совершенствованием, а также реформированием правовых, организационных, экономических, политических механизмов государственного регулирования социальных процессов.
Особенность и отличие этих процессов в России 1994 г. состояли в специфических конкретноисторических условиях, которые вынуждали прежде всего власть - и общество, конечно же, тоже
- приниматься за решение всех этих задач враз, по всему фронту одновременно, не «по мере поступления», как это происходит в странах с устоявшимися общественно-политическими отношениями. Такую специфику диктовала идеология намеченных преобразований - перехода от плановой экономики к экономике рыночной, являющейся, по сути, антиподом плановой. Новая ^
экономика как базис требует для себя новой, адекватной надстройки, в т.ч. и новых принципов и
правового регулирования всей совокупности общественных отношений. Это - исторический перелом, и
коренные, революционные преобразования всего государственного устройства, скачок. ^
«Острейшая политическая борьба и духовный разлад», «огромная психическая и физическая •©* усталость», «негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, мало что дающей большинству людей и отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы»16 - политический климат, общественные условия, в которых начинается этот исторический перелом, и в этом - его другая особенность.
Третья особенность - понимание властью реальной опасности быть не понятой и отвергнутой ^
населением, если реформы окажутся неэффективными, затянутся во времени: «С одной стороны, ^
нельзя допустить срыва реформ, что лишь усилит переживаемые народом трудности. С другой стороны, нельзя превысить порог социального шока. Иначе готовность населения поддержать рыночную реформу вступит в острое противоречие со страхом быть ею раздавленным»17.
Таковы условия, в которых начиналось «болезненное, но в конечном счете необходимое и целительное реформирование экономики»18.
*!
«а
и
Сформулированные в данном послании задачи государственного строительства призваны обеспечить создание в России демократического (см. п. 1, 2, 3, 9 приведенного выше перечня), федеративного (см. п. 10-12 там же), социального (см. п. 4-9, 11, 13, 14, 19), правового (см. п. 2-6, 9 там же), светского государства (см. п. 15), что в полной мере соответствует его основным конституционным признакам19. Эти задачи адресованы всем трем ветвям складывающейся в соответствии с новой Конституцией государственной власти - законодательной, исполнительной и
судебной. Эти задачи адресованы и гражданам России, их общественным объединениям, ^ политическим партиям, иным институтам гражданского общества, как существующим, так и зарождающимся в условиях новой демократии.
По сути дела, рассматриваемое послание является наиболее полной программой строительства в России государства с рыночной экономикой и демократическими принципами © ( организации и управления страной. Последующие президентские послания уточняют и конкретизируют неотложные, краткосрочные, среднесрочные и перспективные задачи 3 государственного строительства, не затрагивая его фундамента. Эти послания отражают эволюцию 5^ задач государственного строительства в зависимости от складывающейся внутренней и ^ международной обстановки, дают представление о полноте и эффективности исполнения принимаемых планов и решений, раскрывают суть отдельных противоречий как общественного развития в целом, так и отдельных его сторон.
Будучи исторически первым, программным, послание 1994 г. тем не менее дает анализ первых позитивных результатов государственного строительства в России за предшествующие два-три года. Важнейшими из них Президент Б.Н. Ельцин считает:
- принятие Конституции 1993 г.;
- преодоление острого политического кризиса 1993 г.;
- избрание в декабре 1993 г. парламента - Федерального Собрания Российской Федерации;
^ - начало подписания договоров между федеральной властью и субъектами Федерации о
^ разграничении предметов ведения и полномочий;
- демонтаж основных элементов отжившей административной системы и переход к ^ экономическим методам регулирования;
- осуществление большого объем работ по строительству Вооруженных сил;
- укрепление позиций России на международной арене.
^ Президент считает важным политическим событием года подготовку и обнародование
^ своего послания, содержащего политические, экономические и социальные ориентиры для всех ветвей власти.
^ Наряду с достижениями, Президент отмечает существующие проблемы и даже опасности
на пути продвижения реформ. В их числе:
^ - деятельность партий, движений, иных объединений, посягающих на основы
конституционного строя, проповедующих и сеющих социальную, национальную и религиозную
вражду и ненависть;
- антиконституционные проявления под прикрытием депутатского статуса, государственной должности;
^ - неконтролируемый рост управленческого персонала во всех сферах, что снижает
^ эффективность власти, уродует всю систему управления;
- потеря нравственных ориентиров;
- расцвет бюрократизма, который заглушает рост новых экономических отношений, искажает
- включение части чиновничества на разных уровнях управления в политическую борьбу, что приводит к саботажу государственных решений;
^ - коррупция, проникшая в государственный и муниципальный аппарат;
опасно низкий уровень исполнительской дисциплины;
- рассогласованность в работе министерств, ведомств, других государственных органов;
- противоречащие Конституции действия властей регионов, ограничивающих свободу экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями различных субъектов Федерации, создающих препятствия перемещению товаров, финансовых
ресурсов и передвижению людей через административные границы территорий, нарушающих единство принципов налогообложения;
- продолжающаяся деградация и разрушение производства, высокая инфляция, непрекращающийся рост цен, инвестиционный кризис, кризис взаимных неплатежей, потери из-за слабого контроля над вывозом ресурсов и неблагоприятных условий внешней торговли.
Преодоление существующих проблем Президент видит на пути:
- воспитания политической культуры, создания благожелательного психологического ^
климата взаимоотношений во власти, между властью и гражданами, между властью и институтами гражданского общества; 5!
- преодоления разрыва между конституционными принципами и реальной практикой ^ функционирования демократической власти;
- принятия законов, устанавливающих четкие правила функционирования государственных
граждан новой России. Задача, прямо скажем, огромной сложности, учитывая складывавшуюся в
органов, в первую очередь органов исполнительной власти; законов, устанавливающих четкие и неизменные на длительную перспективу правила функционирования экономики, налогообложения, ^ бюджетных отношений, налогообложения физических и юридических лиц; законов, предусматривающих действенные механизмы контроля и ответственности, конкретные санкции за их неисполнение;
- применения Конституции Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Это - тоже государственное строительство, но не институциональное, а политическое, ^ правовое, нравственное, в какой-то степени профессионально- психологическое. Это прежде всего понимание необходимости воспитания чиновника нового типа, способного работать в новом ^ правовом поле демократического государства в режиме уважения конституционных прав и свобод ^
течение не одного столетия психологию российского «столоначальника». Здесь и воспитание ^ свободного человека, способного осознать и воспользоваться завоеваниями демократии - человека, ^ веками воспитывавшегося в рабском духе, в духе безусловного и слепого почитания власти, какой ^ бы она ни была. Тоже весьма и весьма непростая задача. 8
Президентское послание 1995 г.20 отражает контрасты и противоречия пути, пройденного ^
страной за год: подписание Договора об общественном согласии и одновременно общественное ^ напряжение весной и в конце 1994 г.; заключение договоров с республиками о разграничении 5; предметов ведения и взаимном делегировании полномочий и вооруженный мятеж в Чечне; резкое снижение инфляции летом и «черный вторник» в октябре. «Старая технология, власти, основанная ^ на идеологическом и политическом принуждении, с трудом сменяется современными методами и подходами. По-прежнему преобладает директивное управление, а не управление посредством закона. С огромным сопротивлением идет кадровое обновление государственного аппарата компетентными, современно мыслящими людьми. Власть и ее представители еще не научились МйЭ
быть открытыми и понятными. Отсюда - отставание государственных институтов и их "Ч
представителей от потока новых проблем и задач»21. ^
Россия продолжает жить в «разреженном» правовом пространстве. Число законов, в которых ^
нуждается страна, многократно превышает количество принятых. За год, естественно, не сложились новые правовые обычаи. Низка всеобщая правовая культура. ^
Судебная система еще не стала равноправной ветвью власти, по-настоящему независимой ^ и авторитетной. Год после принятия соответствующего закона не работал Конституционный Суд. Почти не реализуется принцип прямого действия Конституции. Гражданское общество только формируется и еще не стало действенным контролером государственных институтов. Традиционные «поиски врагов», социальная и политическая нетерпимость, неразборчивость в средствах ^
оборачиваются вольным или невольным подрывом самих основ жизнеспособности страны, ее безопасности и целостности. Несмотря на все сложности, «определенные первым Посланием ^
основные цели развития общества и государства были приняты различными политическими силами», ^
утверждает Президент22. Тем не менее, за год не уменьшилось количество проблем на пути ^
запланированных реформ, равно как и их масштабы. Чеченский кризис стал испытанием действенности институтов федеральной власти России, их способности защитить целостность страны. В этих условиях ключевой проблемой дальнейшего развития страны становится действенность государственной власти в России. Для решения этой проблемы необходимы:
*!
а.
- коренное преобразование государственной практики, кадровой политики, неукоснительное соблюдение представителями государства законов и этических норм;
- резкое повышение качества нормотворческой деятельности;
- развитие правоприменительной практики, обеспечивающей прямое действие Конституции, и в первую очередь в сфере защиты прав и свобод граждан России.
^ Приоритетными задачами государственного строительства на 1995 г., вытекающими из
^ президентского послания, становятся:
^ - разработка механизмов государственного влияния на процессы, направленные на
формирование стартовых условий и потенциала будущего экономического роста, минимизацию потерь, связанных с переходом от высокоинфляционной экономики к финансовой стабильности, низкоинфляционной экономике, которая потребует принципиально иной психологии и тактики в подготовке реалистичного бюджета, неинфляционном покрытии его дефицита;
- государственное содействие структурной перестройке экономики, увеличению в структуре ^ валового внутреннего продукта доли обрабатывающей промышленности, особенно ее наукоемкой 5 части, сферы услуг, интеллектуальной деятельности, приданию экономике современного качества, ^ ее интеграции в мировое хозяйство;
^ - усиление государственного контроля финансовой дисциплины в целях улучшения
собираемости налогов, исполнения бюджета, искоренения взаимных неплатежей, урегулирования проблемы вывоза капитала из России;
- укрепление федерализма, закрепление критериев, на основе которых федеральные органы власти могут уточнять конституционные отношения с субъектами Федерации, распространение формирующихся межбюджетных отношений на все субъекты Федерации;
- развитие местного самоуправления как жизнеспособного уровня власти и наиболее перспективной формы самоорганизации людей;
- поворот к социальной ориентации экономической реформы; стабилизация уровня жизни, создание предпосылок для его повышения; преодоление различий в уровне жизни населения благополучных и депрессивных регионов;
^ - координация государственных институтов, способствующая более действенной работе
2 судебной власти, органов прокуратуры, МВД, Налоговой полиции, ФСК по защите личной и "С имущественной безопасности граждан;
- формирование системы организационных и юридических средств защиты прав личности,
^ доступной инфраструктуры правовой помощи; поддержка тех общественных организаций, которые
^ создаются специально для развития правовой информированности граждан, для оказания им
N
- создание эффективной системы государственного управления обороной и обеспечением военной безопасности;
- создание системы коллективной (региональной) безопасности Содружества Независимых Государств на основе Договора от 15 мая 1992 г. и двусторонних соглашений между государствами
^ - участниками СНГ;
- форсирование законотворческой деятельности (принятие Трудового, Налогового, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, законов о федеральной государственной службе, о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, завершение формирования нормативной
^ базы судебной системы и судейского корпуса, правовой базы научной сферы, законодательства,
^ регулирующего режим границы, визовый, таможенный и другие виды контроля на границах СНГ,
создание и совершенствование нормативно-правовой базы военного строительства, функционирования Вооруженных сил и других войск, оборонно-промышленного потенциала и др.); ^ выстраивание в соответствии с Конституцией общегосударственной логики правовой реформы;
- применение Конституции Российской Федерации в качестве акта прямого действия;
- приведение в соответствие Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации.
Неизменными остаются цели и задачи внешнеполитической деятельности - создание благоприятных внешних условий для развития экономики страны, содействие укреплению безопасности в региональном и мировом масштабах.
Как и в первом, в рассматриваемом послании Президент отмечает упущения, недостатки и проблемы в решении как текущих, так и перспективных задач государственного строительства:
- главное, чего не удалось сделать в 1994 г., - это выстроить в соответствии с Конституцией общегосударственную логику правовой реформы. Как у законодателей, так и у исполнительной власти не хватило настойчивости и политической воли. Не был слышен голос представителей судебной власти;
- плохо урегулирован процесс законотворчества; необходимо перекрыть поток юридически непроработанных и несогласованных законопроектов;
- развитию новых общественных отношений препятствует отказ судебных инстанций ^ обосновывать свои решения на нормативных указах Президента Российской Федерации;
- нужна прочная законодательная база, фиксирующая обязанности и ответственность Щ государства перед гражданами, механизмы их реализации; настоятельно требуется пакет документов по социальной защите населения; усилия государства следует сосредоточить на
Я
*
следующих основных направлениях: стабилизация уровня жизни населения; расширение мотиваций р
для трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; адресная Й поддержка наименее защищенных социальных слоев; более равномерное распределение бремени ^
экономического кризиса между различными группами населения;
- кризис неплатежей приобретает политический оттенок, превращается в угрозу национальной безопасности страны; неудовлетворительно работает правительственная комиссия по проблеме ^ неплатежей; действия Президента будут адекватными сложившейся ситуации;
- проект федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления ^ больше года кочует по инстанциям для согласования;
президентское вето из средства согласования политических интересов превращается в ^ инструмент юридического контроля; съ
- положение, в которое поставили себя органы власти и СМИ, далее нетерпимо. Выход из 1
него - на путях соблюдения закона и общей заинтересованности в преодолении конфронтации. По ^ отношению к государству и обществу у СМИ не должно быть двойных стандартов и двойной у морали. Раз действует конституционный принцип свободы массовой информации, должен % действовать и принцип недопустимости злоупотребления этой свободой и нарушения законодательства о СМИ; ^
- можно сделать вывод о невыполнении (либо неполном выполнении) всего комплекса мер ^ по осуществлению реформы Вооруженных сил; нынешние Вооруженные силы по своему составу, 8 организационной структуре, комплектованию, боевой и оперативной подготовке и оснащенности недостаточно подготовлены для обеспечения интересов безопасности России при возникновении конфликтов локального характера; недостаточно эффективна система координации и взаимодействия использования Вооруженных сил, Внутренних войск, Пограничных войск, сил и средств Федеральной службы контрразведки и других силовых структур при возникновении военных конфликтов; отсутствует целостный механизм принятия решений в области обеспечения военной безопасности;
- чеченский кризис стал испытанием действенности институтов федеральной власти России, их способности защитить целостность страны. В нем, как в капле воды, отразились все проблемы ^
российской государственности: косная, устаревшая система планирования политических и военных
СЪ
операций такого масштаба, нескоординированность действий различных ведомств, пришедшее из ^
прошлого недопустимое пренебрежение независимыми средствами массовой информации, ^
самостоятельным общественным мнением и многое другое. Не отработан правовой и •©*
организационный механизм использования Вооруженных сил и других силовых структур в случае попытки вооруженного мятежа на территории Российской Федерации - таким выглядит общий вывод Президента, вытекающий из анализа чеченских событий.
Не удовлетворенный складывающейся ситуацией, Президент в качестве, по-видимому, ^
последнего выхода из нее порой видит личное вмешательство в складывающиеся ситуации ^
(использование указов Президента в качестве основания для принятия судебных решений - до ^
принятия соответствующих законов; разрешение проблемы взаимных неплатежей - см. выше). ^
Тем не менее, несмотря на проглядывающее порой раздражение, общий вывод Президента не лишен оптимизма: Конституция дает возможность начать реальный процесс объединения всех конструктивных сил общества, обратить энергию, которая до сих пор расходовалась на
*!
«а
конфронтацию и разъединение, на благо страны и ее граждан, на укрепление Российского государства23.
Если первое президентское послание по праву можно назвать программой строительства нового российского государства, то во втором уже просматриваются признаки и желание подведения неких промежуточных итогов, анализа не только достигнутого, но и упущенного, их причин. Общими признаками последующих президентских посланий становятся:
- достаточно подробный анализ ситуации, складывающейся в стране и в мире к моменту ^ написания очередного послания, включая описание существующих внутренних и внешних угроз;
- структурирование послания по главным направлениям государственного строительства и государственной деятельности;
- описание достигнутых результатов государственного строительства;
® I - укрупненные описания нерешенных задач;
- углубляющаяся детализация перспективных и текущих задач государственного
3 строительства, формулирование все более конкретных поручений органам власти с указанием 5^ сроков исполнения этих поручений.
^ Острое и горькое впечатление оставляет послание 1999 г. Августовский «дефолт» 1998 г.,
по признанию самого Президента, продемонстрировал не только некомпетентность высшей исполнительной власти страны - во главе и вместе с Президентом, добавим от себя, - но и неспособность исполнительной и законодательной ветвей власти, несмотря на рекомендации профессионалов, своевременно предпринять необходимые организационные (в виде требовавшихся законов) и практические действия по предупреждению дефолта. В итоге посрамленной в очередной раз оказалась уже привычная к этому власть, вместе с ней - ее советники из МВФ, на которых услужливые политиканы и СМИ быстренько «списали» все грехи и огрехи власти. Но расплатиться за все эти грехи и огрехи вновь пришлось, естественно, народу, который в очередной раз потерял ^ свои жалкие накопления. «Мужественному» Президенту не оставалось ничего иного, как уныло
^ констатировать: «Мы упустили шанс достойного выхода из сложившейся ситуации, сорвали
договоренности с МВФ, продемонстрировали инвесторам и всему миру, что даже в экстремальной ситуации не готовы идти на согласие и делить ответственность»24.
^ Последнее послание Президента Б.Н. Ельцина, обнародованное им в конце марта 1999 г.,
^ фактически констатирует, что за 9 лет его руководства страна так и не сумела выйти из общего
^ системного кризиса - ни в экономике, ни в строительстве эффективного государства, способного
^ грамотно решать задачи переходного периода. Признаки этого кризиса называет сам Президент25.
Это:
^ - слабость государства, разобщенность ветвей власти, неспособность ветвей власти принять
согласованное решение даже под угрозой острейшего финансового кризиса;
^ - неспособность государства (законодательной и исполнительной ветвей власти во главе с
самим Президентом) сформулировать и реализовать четкую политику экономического развития страны в переходный период;
- неудовлетворительные темпы законотворческой деятельности, отставание с принятием жизненно важных законов, неспособность Правительства и Федерального Собрания совместно,
^ целенаправленно и энергично формировать законодательные основы новых общественно-
^ экономических отношений;
^ - неэффективная исполнительная власть, допускающая массовые искажения законов
нормативными актами, тем самым извращающая дух и букву закона, потворствующая процветанию ^ коррупции в собственных рядах;
^ - слишком медленное создание действенной судебной системы, неудовлетворительные
темпы освоения ею нового законодательства, ее неумение (нежелание? - по крайней мере, на ^ первых порах) использовать Конституцию Российской Федерации в качестве правового акта прямого
действия. Судебная система оказалась неспособной предоставить субъектам экономики возможность цивилизованно выяснять отношения между собой по причине некачественного и неполного законодательства, а также вследствие своих внутренних недостатков;
- неспособность власти дать населению понятные разъяснения относительно направления, темпов и ожидаемых результатов - как промежуточных, так и конечных - проводимых в стране
и
реформ. «Мы убедили людей в том, что процесс преобразований пройдет легко и быстро. И в результате сформировали избыточные ожидания от самих реформ. В итоге - разочарование и то, что принято называть “синдромом поражения”»26.
Общий вывод Президента: важнейшим препятствием на пути реформ в течение всех пяти лет было острое политическое противостояние. Неизбежное следствие этого противостояния -«не было выполнено подавляющее большинство задач, поставленных в предыдущих Посланиях Президента Федеральному Собранию, начиная с самой главной - преодоления бюджетного кризиса ^
к концу 1998 года» (выделено нами. - Авт.).
Можно с немалой долей вероятности предположить, что фактическое признание Б.Н. 5!
Ельциным собственной неспособности переломить ситуацию в стране стало главной, если не ^
единственной причиной его решения о досрочном сложении с себя полномочий Президента ^
Российской Федерации: «Я ухожу... »27. ^
Новому Президенту - В.В. Путину - досталось непростое наследство. Год и три месяца - 5!
период между последним посланием Ельцина и первым посланием Путина, полгода ^
самостоятельного руководства страной новым Президентом страны - сроки относительно небольшие. Как оценивает ситуацию новый Президент России?
В.В. Путин отмечает позитивные, по его мнению, сдвиги28: ^
- прошедшие полгода показали, что в обществе уже есть достаточно высокий уровень
согласия по принципиальным вопросам развития страны. Дан старт конструктивной - хотя и сложной ^
- совместной работе законодательной и исполнительной власти. Вновь сформированное федеральное Правительство доказывает способность к системной и плановой работе. Одобрены ^
в целом программные документы о социально - экономическом развитии страны; СЪ
- крупным событием последних месяцев стало рассмотрение законов, совершенствующих ^
федеративные отношения, меняющих положение дел в социальной и налоговой сферах. Их введение ^
станет точкой отсчета нового времени - и в государственном строительстве, и в правилах поведения у
в экономике; %
- в России наступает период, когда власть обретает моральное право требовать соблюдения ^
установленных государством норм. Л
Новый Президент призывает: «Сегодня, когда мы идем вперед, важнее не вспоминать ^
прошлое, а смотреть в будущее. Надо добиваться, чтобы все мы - предприниматели, властные 8
структуры, все граждане - глубоко прочувствовали свою ответственность перед страной. Чтобы строгое исполнение закона стало осознанной потребностью всех граждан России».
Прежде чем говорить о приоритетах и ставить задачи, Президент называет «самые острые проблемы, стоящие перед страной»:
- ежегодное уменьшение численности населения страны в среднем на 750 тыс. человек -под угрозой выживаемость нации;
- экономическая слабость, возрастающий разрыв между передовыми государствами и
Россией; основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала; ^
- дорогостоящее и расточительное государство; ^
- хотя укрепление государства не первый год провозглашается важнейшей целью российской ^
политики, дальше деклараций и пустых разговоров мы никуда не продвинулись за эти годы;
- отечественные предприятия остаются неконкурентоспособными, они выжили в основном ^
благодаря девальвации рубля, заниженным тарифам на энергоносители, неплатежам и бартеру;
- сохраняется сырьевая направленность экономики, доходы бюджета во многом зависят от
динамики мировых цен на энергоносители; мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику - экономику ^
знаний и технологий; значительная часть российской экономики до сих пор в тени; ^
- одним из проявлений слабости государства, его непоследовательности в проведении ^
необходимых преобразований стало чрезмерное накопление государственного, в особенности внешнего долга; несмотря на неоднократную реструктуризацию, бремя государственного долга представляет собой угрозу для развития страны; накопленные долги заставляют тратить на их обслуживание и погашение не менее трети доходов бюджета;
- не защищены имущественные права граждан, не обеспечены гарантии их собственности на жилье, на земельные участки, банковские вклады, на иное движимое и недвижимое имущество;
- сложившаяся система необоснованных льгот и преференций, прямые и косвенные субсидии предприятиям нарушают принцип равенства условий конкуренции;
- в условиях нового типа внешней агрессии - международного терроризма и прямой попытки ^ перенести эту угрозу внутрь страны - Россия столкнулась с системным вызовом государственному
суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира.
В приведенных оценках просматриваются, с одной стороны, явственное стремление к преемственности как в оценке ситуации, так в сохранении политического курса на преобразования. ^ С другой стороны, новый Президент, в отличие от предыдущего, не проявляет склонности к ^ самобичеванию за допущенные ранее ошибки, видимо, не без основания полагая, что не несет моральной ответственности за эти ошибки.
^ Президент формулирует и обосновывает задачи государственного строительства:
^ - важнейшая задача - научиться использовать инструменты государства для обеспечения
^ свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского ^ общества - только сильное, эффективное, демократическое государство в состоянии защитить К*- гражданские, политические, экономические свободы, способно создать условия для благополучной жизни людей и для процветания нашей Родины;
- формирование институтов гражданского общества - сильных, пользующихся поддержкой значительной части населения политических партий, авторитетных профсоюзов, подлинно независимых средств массовой информации;
- ключевая роль государства в экономике - это защита экономической свободы, частных инициатив и всех форм собственности; задача власти - отладить работу государственных
5^ институтов, обеспечивающих работу рынка; любые действия региональных властей, направленные ^ на ограничение экономической свободы, следует пресекать как неконституционные;
- снижение налогового бремени;
^ - развитие финансовой инфраструктуры, очистка банковской системы от нежизнеспособных
^ организаций, обеспечение прозрачности банковской деятельности;
N
^ - реалистичная социальная политика - не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в
^ будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное развитие; N приоритет - развитию сферы здравоохранения, образования, культуры; поэтапное внедрение ^ механизмов накопительного финансирования пенсий;
&
и
- упрощение таможенной системы, унификация ставок тарифов;
- укрепление полноценного федеративного государства через обеспечение прочности исполнительной вертикали, согласованной работы федеральных органов власти с региональными и местными властями;
- повышение эффективности власти, в т.ч. через создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента России, укрупнение структур президентской вертикали в территориях, приближение федеральной власти к территориям; установление возможности
15 федерального вмешательства в ситуации, когда органами власти на местах попираются Конституция ^ России и федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России;
- реформирование Совета Федерации в направлении развития демократии, профессиональных ^ начал парламентской деятельности; создание Государственного совета при Президенте России 5 как органа постоянного диалога руководителей субъектов Российской Федерации и главы
государства по основным проблемам государственной жизни, формы участия регионов в подготовке ^ и принятии важнейших общегосударственных решений.
Приведенный выше перечень текущих задач государственного строительства оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, этот перечень до мельчайших деталей и подробностей повторяет задачи государственного строительства, формулировавшиеся в посланиях первого Президента страны, тем самым подтверждая выводы Б.Н. Ельцина о неспособности возглавлявшегося им руководства страны решить эти задачи29. С другой стороны, из оценки
ситуации и формулируемых новым Президентом задач просматривается определенная психология его настроя: мы начинаем все сначала, практически «с белого листа».
Истина, как нам представляется, все же находится где-то посредине. Девять лет - исторически короткий срок, в течение которого невозможно и сломать старые государственные механизмы, и построить новые во всей их совокупности, сложности и должном качестве. Для этого не было ни подготовленных кадров, ни необходимых политических условий. Тем не менее «слом» состоялся, да ^
и каркас нового здания - со всеми его недостатками - был возведен. СЪ
Вопрос в том, преодолимы ли эти недостатки и если да, то в состоянии ли новое руководство страны решить эту проблему. Ответ на этот вопрос мы находим и в первом, и в последующих посланиях ^
Президента Путина Федеральному Собранию Российской Федерации30. При этом нельзя не отметить ^
определенного оптимизма, веры начинающего Президента в успех, просматривающихся в его первом послании31. Признаком политического мужества нового Президента является его стремление ставить ^
и решать реальные, выполнимые задачи, не раздавать обещаний, которые не в состоянии «поднять» Э»
экономика, не идти на поводу у страдающих популистской психологией политиков, в т.ч. заседающих в Государственной Думе.
Безусловный интерес представляет оценка Президентом результатов первого года жизни страны под его руководством. В очередном, втором по счету Послании32 отмечается: ^
- остановлена дезинтеграция государства, о которой говорилось в предыдущем Послании;
- принят пакет федеральных законов; ^2
- проведена реформа Совета Федерации; ^
- первые результаты дала работа полпредов в федеральных округах: деятельность ^
полномочных представителей заметно приблизила федеральную власть к регионам, полпреды, ^
Генеральная прокуратура, ее окружные структуры активно поработали в деле приведения ^
регионального законодательства в соответствие с федеральным; ^
- создан и активно действует Государственный совет; у
- у России, наконец, появились утвержденные законом государственные символы; 5!
- в 2000 г. российская экономика показала темпы роста, которых не было почти 30 лет;
- зафиксирован подъем инвестиционной активности; ^
- возросли налоговые поступления; ^
- люди, наконец, вовремя начали получать заработную плату и пенсии; 5.
- перераспределение налоговых поступлений между центром и регионами смягчило разрыв в стартовых возможностях регионов и предоставило им дополнительные возможности для экономического развития;
- уже действует новая методика выделения трансфертов регионам;
- выполнив свои основные задачи, из Чеченской Республики уходит армия;
Тем не менее:
- уровень жизни граждан остается пока крайне низким;
- российские предприниматели все еще с осторожностью вкладывают деньги в экономику
своей собственной страны; ^
- чиновники продолжают «давить» бизнес, сдерживая деловую инициативу и активность; ^
- сохраняются серьезные риски - и экономические, и социальные; ^
- в последние месяцы вызывает беспокойство ухудшение ряда ключевых экономических
показателей - особенно на фоне неустойчивого развития мировой экономики; 1 ® 1
- отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия между уровнями власти приводит к большим экономическим и социальным потерям;
- ни органы законодательной и исполнительной власти, ни суд, ни правоохранительные структуры еще недорабатывают, не защищает своих граждан от произвола рэкетиров, бандитов и
К)
взяточников; в результате нарушаются права и интересы граждан, подрывается авторитет власти в целом; ^
- отечественная судебная система отстает от жизни и на практике мало помогает проведению экономических преобразований;
- ведомственное нормотворчество является одним из главных тормозов в развитии предпринимательства;
- арбитражная практика наталкивается на противоречивую и невнятную законодательную базу;
- Федеральное Собрание продолжает принимать законы, для исполнения которых необходимо пересматривать утвержденный им же федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда;
- мы стоим у опасного рубежа, когда судья или иной правоприменитель может по своему ^ собственному усмотрению выбирать норму, которая кажется ему наиболее приемлемой; как
результат - наряду с «теневой экономикой» у нас уже формируется и своего рода «теневая юстиция»;
- поступает огромное число жалоб на необоснованное насилие и произвол при возбуждении уголовных дел, при следствии и в судебном разбирательстве;
- в стране по-прежнему сохраняется неблагоприятный деловой климат, отток капиталов ^ превышает 20 млрд. долларов в год;
- мы по-прежнему живем преимущественно в «рентной», а не в производительной экономике;
^ - экспортные доходы от продажи нефти, газа, металлов, другого сырья не находят
^ эффективного применения в других отраслях экономики России; в итоге - не идет модернизация
^ структуры экономики, консервируется и даже усиливается сырьевая направленность нашей экономики, а значит, и наша зависимость от конъюнктурных факторов;
^ - система работы и законодательных, и исполнительных органов устроена так, что тормозит,
^ а во многих случаях просто останавливает преобразования. Система защищает свои права на получение так называемой «статусной» ренты, говоря прямо - взяток и отступных. Такой способ существования власти представляет угрозу для общества и для государства;
- сильно затянулось решение земельного вопроса.
В качестве очередных задач государственного строительства В.В. Путин видит:
- определение конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции;
2 - разграничение федеральными законами предметов ведения и полномочий между
^ федеральным центром и региональным уровнем управления;
- наведение порядка в системе территориальных структур федеральных органов
^ исполнительной власти, преодоление их финансовой и организационной слабости, дублирования % деятельности региональных органов, неспособности выполнять подчас даже контрольные функции;
^ - наведение порядка в межбюджетных отношениях; новую методику выделения трансфертов
надо закрепить законодательно и, соответственно, пересмотреть деятельность существующих фондов региональной поддержки;
^ - преодоление «конфликта бюджетов» регионального и муниципального уровней как причины
проблемы экономической и политической нестабильности в отдельных регионах России;
- Правительство должно завершить разработку и представить проекты необходимых нормативно-правовых актов, касающихся порядка введения, если потребуется, особых процедур финансового управления высоко дотационными субъектами Российской Федерации;
^ - наряду с необходимостью довести работу по ликвидации очагов терроризма до конца
акцент должен смещаться в сторону создания и укрепления в Чеченской Республике органов власти, обеспечения прав граждан, социальной реабилитации населения, решения экономических ^ проблем в Чечне;
5 - контроль за соблюдением федеральных законов следует переводить в плановый режим,
тесно работая с органами юстиции, прокуратуры и судами;
- крайнюю необходимость судебной реформы: вопросы, связанные со статусом судей и порядком их назначения на должность; в уголовном и гражданском процессах необходимо
5 последовательно реализовывать конституционные принципы состязательности и равноправия сторон; в существенном совершенствовании нуждается также законодательство, регулирующее ^ порядок исполнения судебных решений;
- наведение порядка в муниципальном законодательстве: оно ближе всего к повседневной жизни граждан, и при этом очень низкого качества, перегружено и часто нелогично;
- принятие Правительством, министерствами и ведомствами радикальных мер в отношении ведомственного нормотворчества - вплоть до полной отмены корпуса ведомственных актов в тех случаях, когда уже приняты федеральные законы прямого действия;
- нужна систематизация законодательства, позволяющая не только учесть новые экономические реалии, но и сохранить традиционные отрасли, опасно «размытые» в последние годы;
- важнейшей государственной задачей является совершенствование работы правоохранительных органов, в том числе прокуратуры;
- подготовку к административной реформе, в первую очередь Правительства, министерств
и ведомств, их территориальных органов, пересмотр не только и не столько их структуры и штатов, ^ но главным образом функций органов власти;
- продолжение таможенной реформы, коренное изменение системы таможенного 5!
администрирования, принятие новой редакции Таможенного кодекса, причем как закона прямого ^
действия; ^
- достижение базовых договоренностей со странами - членами ВТО уже к концу этого ^
года;
- принятие нового закона о приватизации, закона, который установит четкие и прозрачные ^ правила продажи и приобретения государственной собственности и позволит покончить с политическими спекуляциями на тему о «продаже России»;
- развитие рынка земли, признание того, что земли несельскохозяйственного назначения
уже сейчас не подлежат ограничению в гражданском обороте, принятие специального федерального закона об обороте сельхозземель; ^
- пересмотр принципов валютного регулирования, приближение их к общепринятым в мировой
практике; ^
- создание законодательной базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты СЪ
медицинской помощи; повышение реальной доступности и качества бесплатной медицины для ^ широких слоев населения, создание четкой правовой и экономической базы платного ^ здравоохранения; у
- проведение пенсионной реформы; %
- принятие трудового законодательства, которое на деле защитило бы права и интересы
работников, обеспечивало бы мобильность трудовых ресурсов, открывало дорогу структурным Л преобразованиям на предприятиях; ^
- введение нормативного подушевого финансирования предоставляемых образовательных 8 услуг, формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования;
- определение приоритетов государственного финансирования научных направлений; преодоление неполноты и крайней противоречивости правовой базы науки;
- во внешнеполитической сфере - учиться защищать экономический интерес государства,
российского предприятия и российского гражданина; противодействовать дискриминации отечественных производителей; сохранить и оптимально использовать российскую собственность за рубежом; ускорять подготовительные работы по вступлению в ВТО на приемлемых для нас условиях; стимулировать дальнейшее развитие интеграционных процессов в СНГ; оставаться последовательными в наших отношениях с НАТО; защищать права и интересы российских граждан, ^ наших соотечественников за рубежом. ^
Мы сознательно привели почти исчерпывающий перечень задач государственного ^
строительства, сформулированных Президентом после более чем годичного периода его правления. ^
Этот перечень свидетельствует о том, что если сдвиги и происходят, то они весьма незначительны. •©*
Успехи экономики - тоже достаточно скромные - не могут оправдать раздутых штатов властных структур при низкой эффективности их работы по государственному управлению социальноэкономическими процессами - при достаточно ясных задачах и направлениях, формулируемых Посланиями президентов.
Является ли эта неспособность власти преодолеть самое себя во имя повышения ^
эффективности ее деятельности ее органическим свойством, а следовательно, главной проблемой ^
государственного строительства в современной России, или же эта проблема имеет временный, преходящий характер, поддается решению путем пусть и титанических, но оправданных, а главное, результативных действий высшего руководства страны? Ответ на этот вопрос постараемся найти в последующих Посланиях Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской
—
Федерации33 и особенно - в последнем из них, подготовленном в канун очередных парламентских выборов и, чуть позже, менее чем за год до выборов нового Президента страны34.
К концу апреля 2007 г.:
- Россия не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира;
^ - за период с 2000 г. более чем в два раза увеличились реальные доходы населения;
^ - почти вдвое сократились масштабы бедности в России;
- субъектам Федерации переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также в вопросах занятости населения;
- за последние 7 лет объем бюджетов субъектов Российской Федерации вырос в шесть раз;
гФ| - Совет Федерации самым серьезным образом, по-государственному, относится к своим
&
обязанностям, последовательно отстаивает интересы регионов;
- принят и действует новый закон о местном самоуправлении, значительно расширены
5
^ компетенция и возможности местных органов;
^ - профессиональный авторитет членов Общественной палаты, их открытая позиция усилили
влияние гражданских институтов на нормотворческую деятельность, на деятельность ^ правительства и Федерального Собрания, а также на административную практику министерств и ведомств; палата вносит существенный вклад в укрепление законности и защиту прав человека;
- за четыре года количество зарегистрированных в России печатных средств массовой информации выросло на 40 процентов, электронных - почти в 2,5 раза;
- растет число действующих неправительственных организаций, а также их членов -добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу: их в России уже около 8 млн. человек;
5 - начата реализация приоритетных национальных проектов, главная цель которых - инвестиции
в человека, в повышение качества жизни; ряд программ - особенно в жилищном строительстве и
^ образовании - стали, по сути, совместными программами федерального правительства,
^ региональных и местных властей, а нередко и отечественного бизнеса;
X - принят закон о сельском хозяйстве.
^ Стратегическими планами государства остаются:
- формирование дееспособного гражданского общества;
^ - строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную
N
- становление свободного и социально ответственного предпринимательства;
- борьба с коррупцией и терроризмом;
^ - модернизация Вооруженных сил и правоохранительных органов;
- значимое укрепление роли России в международных делах.
^ В преддверии думских выборов озабоченность Президента вызывают возможность
использования «грязных» избирательных технологий, протаскивания «своих» кандидатов с использованием административного ресурса, попытки некоторых сил внутри страны вернуть ^ недавнее прошлое - либо для того, чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать
5 общенациональные богатства, грабить людей и государство, либо чтобы лишить нашу страну
^ экономической и политической самостоятельности; попытки прямого вмешательства в наши
^ внутренние дела из-за рубежа.
^ В качестве текущих Президент определяет задачи и способы их решения:
2 - ускорить принятие поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за
экстремистские действия;
- добиться улучшения собираемости налогов, вывода из «тени» зарплат;
- продолжить процесс укрепления экономических основ местного самоуправления, в первую очередь за счет формирования достаточной доходной базы; создать объективную систему оценки эффективности работы региональных властей и муниципалитетов;
- скорректировать функции и структуру Стабилизационного фонда с учетом меняющегося характера экономических задач при сохранении консервативной финансовой политики;
- в разовом порядке, в достаточном объеме выделить средства на ремонт жилья для того, чтобы запустить механизм создания объединений эффективных собственников жилья; направить на эти цели значительные дополнительные доходы, в т.ч. от улучшения администрирования налоговых сборов, от приватизации государственного имущества;
- в ближайшее время принять закон о поддержке и развитии малого бизнеса как основы
преодоления иждивенческих настроений, развития инициативы граждан, которые будут брать все ^ больше ответственности за результаты своего труда на себя. СЪ
Формулируются и задачи на среднесрочную и отдаленную перспективу:
- поддержать инициативу российских лингвистов о создании Национального фонда русского
я
языка, главными критериями которого должны стать развитие русского языка в стране, поддержка программ его изучения в ближнем и дальнем зарубежье и в целом - популяризация русского языка и литературы в мире; ^
- возродить в стране библиотечное дело; укрепить местные информационно-библиотечные Э» сети, материальную и финансовую базу библиотек, в т.ч. школьных, сотрудничество с крупными мировыми библиотечными центрами; начать подготовку к созданию мировой библиотеки на основе цифровых технологий, которая послужила бы базой для крупного международного гуманитарного проекта, направленного на сохранение культуры и истории народов мира;
- принять долгосрочную стратегию массового строительства жилья для всех категорий граждан, градостроительной политики, использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, стратегию развития строительной отрасли в целом;
- принять долгосрочную программу расселения ветхого и аварийного фонда; ^
- предпринять все усилия для гарантии достойной жизни пенсионеров в будущем; создать ^
систему стимулов, чтобы люди при достижении пенсионного возраста добровольно могли ^ продолжать трудовую деятельность; стимулировать добровольные пенсионные накопления; ^
- создать конкурентоспособную, основанную на интеллекте и знаниях, экономику, где у основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а идеи, изобретения и 5! умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь, устранить инфраструктурные
Р5
ограничения роста, повысить эффективность использования природных ресурсов, осуществить ^ модернизацию и развитие высокотехнологичных промышленных производств. ^
Президент называет ряд конкретных задач хозяйственного строительства, в решении которых 5. государство должно активно участвовать. Это - задачи модернизации базовой инфраструктуры, придания экономике столь необходимого ей современного облика, инновационного характера:
- увеличение к 2020 г. на 2/3 производства электроэнергии в России, в т.ч. за счет увеличения доли атомной, угольной и гидрогенерации электроэнергии;
- формирование эффективной транспортной системы, включая развитие дорожной сети, железнодорожных, воздушных, водных путей сообщения, строительство второй линии ВолгоДонского канала;
- повышение эффективности использования природного сырья (меры по утилизации и
переработке попутного газа; улучшение переработки добываемой нефти; прекращение продажи ^
за границу круглой древесины, налаживание ее переработки внутри страны; существенное ^
сокращение выделения квот на вылов рыбы зарубежным кампаниям и др.); ^
- придание экономике инновационного характера путем: организации фундаментальных
исследований на основе пятилетней программы; создания эффективной системы исследований и 1 ® 1 разработок в области нанотехнологий, развития наноиндустрии через Российскую корпорацию нанотехнологий; государственной поддержки Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации. ^
Президент определяет перспективные задачи по укреплению обороноспособности ^
(укрепление Вооруженных сил, реализация Государственной программы вооружений на 2007-2015 годы), обеспечению национальной безопасности страны. ^
Наконец, Президент демонстрирует обретенное право обращаться к законодателям и народу с напоминанием о приоритетах морально-нравственного порядка: «... духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать
*!
«а
масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров»; «.рост влияния российской культуры - это важнейший социальный и политический вопрос. Настоящее искусство несет в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начала патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду, к старшим поколениям»; «Наша культура исторически основывалась на уважении к людям, воспитавшим нас, давшим дорогу ^ в жизнь»; «Каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность с судьбой ^ государства»35. В условиях экономического роста, наметившегося роста благосостояния людей,
^ их социальной защищенности государство, его высшее должностное лицо не только обретают
право напоминать о таких ценностях, но и рассматривать их в качестве одной из краеугольных задач государственного строительства.
В целом тон последнего Послания Президента Путина кардинально отличается от тона © I последнего Послания Президента Ельцина. Отличается спокойствием, уверенностью в сегодняшнем и завтрашнем дне России. Для этого есть веские основания: преодолен «синдром
3 поражения», стабилизировалась политическая обстановка в стране, налажено деловое ^ сотрудничество ветвей власти, экономика страны вышла из кризиса, демонстрирует неплохие темпы
^ роста, растут и доходы основной массы населения.
Как рачительный хозяин, Президент не только следит, но и налаживает добрые отношения с ближними и дальними соседями. Он видит Россию в качестве основной силы интеграционных процессов на пространстве СНГ, подкрепляя это видение привлекательными для партнеров предложениями по формированию единого экономического, энергетического, таможенного, транспортного, культурного пространства. Он видит Россию в качестве значимого фактора европейского и евразийского, мирового сотрудничества. С позиций накопленной и непрерывно наращиваемой силы - экономической, военно-политической - Президент призывает западных партнеров, включая США, прислушиваться к мнению России относительно проблем международной ^ безопасности, в т.ч. соблюдения Договора об обычных вооруженных силах в Европе, размещения ^ в Европе элементов американских систем противоракетной обороны, разрешения арабо-израильского ^ конфликта и т.д. Президент России призывает ее партнеров к совместной работе по налаживанию мирового экономического, гуманитарного сотрудничества, сотрудничества в области ^ международной безопасности на принципах демократизации международной жизни, новой этики ^ общения государств и народов, равноправия, справедливости, взаимного уважения прав и интересов ^ всех участников. Следует признать, что такая позиция находит все большее понимание и поддержку ^ мирового сообщества.
Означает ли это, что сегодня в России больше нет проблем ее государственного ^ обустройства? Отнюдь. Эти проблемы называет сам Президент, о них не дают забывать и сформировавшиеся в стране институты гражданского общества36. Это:
- неприемлемо высокий уровень преступности, а следовательно, недостаточная эффективность функционирования всей системы поддержания правопорядка в стране;
^ - низкий уровень защищенности прав и основных свобод граждан;
- по-прежнему дорогостоящий, обременительный для бюджета, а потому недостаточно эффективный аппарат государственного управления;
^ - не преодоленная коррумпированность чиновников;
^ - остающаяся высокой доля населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума;
^ - недопустимо высокий разрыв в доходах богатых и низкооплачиваемых граждан России;
- необходимость модернизации общего и профессионального образования;
^ - необходимость структурной перестройки экономики, придания ей инновационного
^ характера;
- укрепление и развитие институтов гражданского общества.
^ Это, можно сказать, типичные проблемы государственного строительства подавляющего
большинства стран современного мира.
Создают ли эти проблемы угрозу государственному строю, национальной безопасности, стабильности в обществе? Скорее всего, нет.
Будут ли эти проблемы использованы кандидатами в депутаты Государственной Думы, на должность Президента Российской Федерации в их предвыборных «политических играх»? Скорее всего, да.
и
Будут ли новый депутатский корпус, новый Президент страны добиваться их решения? Скорее всего, опять-таки, да. Они будут вынуждены заниматься этими проблемами хотя бы из прагматических соображений, из стремления сохранить за собой власть, которую им на очередные сроки передаст народ в условиях повышения требовательности населения к этой власти, неизбежного в углубляющейся демократии.
Преодолимы ли эти проблемы? Ответ на этот вопрос даст время. Хотя исчерпывающего разрешения этих проблем современная история не знает ни в одной, даже самой благополучной стране мира.
1 Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апреля.
2 См., напр.: Всемирная история. Т. 1-13. М., 1957 - 1983.
3 См.: Конституция Российской Федерации (1993 г.). Ст. 1, 7, 14.
4 См.: Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: Принята 12 июня 1991 г. Съездом Народных депутатов РСФСР // Ведомости СНД и ВС РСФСР 1990. № 2. Ст. 22.
5 См. Соглашение от 8 декабря 1991 г. о создании Содружества Независимых государств // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. 19 декабря. № 51. - Ст. 1798; Алма-Атинская декларация // См. там же.
6 См.: Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики...
7 См.: Соглашение от 8 декабря 1991 г. о создании Содружества Независимых государств // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 51. Ст. 1798; Алма-Атинская декларация // Там же.
8 См. там же.
9 См.: Ельцин Б.Н. Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики): Послание Федеральному Собранию РФ. 1994 г. // http//www.interlos.ru.
10 См.: Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст. 84.
11 См.: Ельцин Б.Н. Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики): Послание Федеральному Собранию РФ. 1994 г. // http//www.interlos.ru; Его же. О действенности государственной власти в России: Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 1995 г. // Там же; Его же. Россия, за которую мы в ответе: Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации: 1996 г. // Там же; Его же. Порядок во власти -порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 6 марта 1997 г. // Российская газета. 1997. 7 марта; Его же. Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. // Там же. 1998. 24 февраля; Его же. Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 марта 1999 г. // Там же. 1999. 31 марта; Путин В.В. Выступление при представлении ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. // Там же. 2000. 11 июля; Его же. Не будет ни революций, ни контрреволюций: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Там же. 2001. 4 апреля; Его же. России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Там же. 2002. 19 апреля; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Там же. 2003. 17 мая; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. // Там же. 2004. 27 мая; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // Там же. 2005. 26 апреля; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // Там же. 2006. 11 мая; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. // Там же. 2007. 27 апреля.
12 См.: Ельцин Б.Н. Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики): Послание Федеральному Собранию РФ. 1994 г. // http//www.interlos.ru.
13 Там же.
14 Там же.
15 Там же.
16 Там же.
17 Там же.
18 Там же.
19 См.: Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст. 1, 7, 14.
20 См.: Ельцин Б.Н. О действенности государственной власти в России: Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 1995 г. // http//www.interlos.ru.
21 Там же.
22 Там же.
23 См. там же.
24 Ельцин Б.Н. Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 марта 1999 г. // Российская газета. 1999. 31 марта.
25 См. там же.
26 Там же.
27 См.: Обращение Б.Н. Ельцина к народам России // Российская газета. 2000. 5 января. № 1-3; Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 1999 г. № 1761 // Там же.
28 См.: Путин В.В. Выступление при представлении ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. // Там же. 2000. 11 июля.
29 См. Ельцин Б.Н. Россия на рубеже эпох.
30 См. Путин В.В. Не будет ни революций, ни контрреволюций: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2001. 4 апреля; Его же. России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Там же. 2002. 19 апреля; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Там же. 2003. 17 мая; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. // Там же. 2004. 27 мая; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // Там же. 2005. 26 апреля; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // Там же. 2006. 11 мая; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. // Там же. 2007. 27 апреля.
31 См.: Путин В.В. Выступление при представлении ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. // Российская газета. 2000. 11 июля.
32 См.: Путин В.В. Не будет ни революций, ни контрреволюций.
33 См.: Путин В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2002. 19 апреля; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Там же. 2003. 17 мая; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. // Там же. 2004. 27 мая; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // Там же. 2005. 26 апреля; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // Там же. 2006. 11 мая; Его же. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. // Там же. 2007. 27 апреля.
34 Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апреля.
35 Там же.
36 См., напр.: Лукин В.П. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год // Российская газета. 2007. 13 апреля. С. 11-16; Владыкина Т. На что жалуемся // Там же. 2007. 5 апреля. С. 1, 6.
УДК 340.0 (09)
А.Н. Смертин*
Террор как метод политической борьбы в начале XX века
В статье рассматриваются вопросы терроризма, как метода политической борьбы в начале XX века. Анализируются программные установки радикальных политических сил в контексте социально-экономических и правовых реалий России начала XX века. Исследуются истоки терроризма, как политико-правовой практики в политической борьбе.
Smertin A.N. Terror as a political strike method in the XX-th century beginning.
In article terrorism questions, as political strike method in the XX-th century beginning are considered. Program installations of radical political forces in a context of social and economic and legal realities of Russia of the XX-th century beginning are analyzed. Terrorism sources, as politiko-legal practice in political strike are investigated.
Ключевые слова: террор, радикализм, политическая борьба.
* Докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.