Кузьмук А.И.,
кандидат военных наук, генерал армии Украины,
народный депутат Украины,
г. Киев
e-mail: [email protected] Эволюция Военной доктрины Украины (1993 - 2012 годы)
В общепризнанном смысле военная доктрина является принятой в государстве на данное (определенное) время системой взглядов на сущность, цели, характер возможной войны, на подготовку к ней страны и вооруженных сил, на способы ее ведения. Военная доктрина отражает спектр решаемых государством оборонных задач и в значительной мере зависит от геостратегического положения государства, развития его производительных сил, состояния внешних политических, военных и экономических связей, имеющихся запасов различных ресурсов и т.п.
Военная доктрина - категория историческая. Ее зачатки возникли вместе с формированием государств и появлением в руках центральной политической власти мощного силового инструмента - вооруженных сил. Возрастание масштаба войн, привлечение для их ведения больших людских и материальных ресурсов, появление массовых регулярных армий повлекли за собой формирование военной доктрины как целостной системы взглядов и установок в соответствии с объективными законами войны.
Исследованию вопросов, связанных с теорией и практикой разработки военных доктрин государств посвящено немало научных публикаций, преимущественно зарубежных авторов. Что касается Военной доктрины Украины, то среди первых попыток изложения системного взгляда на нее следует, по нашему мнению, выделить работу одного из деятелей украинского национально-освободительного движения Михаила
Колодзинского [1]. В современной Украине вопросы военной доктрины исследовали А.Ф.Белов, О.С.Бодрук, В.П.Горбулин, В.К.Горовенко, Г.Ф.Костенко, А.В.Литвиненко, Г.М.Перепелица, В.П.Шкидченко В.П. и
другие авторы (в частности, [2-8]). Однако указанные публикации касались преимущественно концептуальных основ разработки конкретной военной доктрины на некоторый период времени. Данная статья является попыткой проанализировать в историческом аспекте процесс развития Военной доктрины Украины как важного документа, который определяет направленность военной политики нашего государства.
По мнению М. Колодзинского, дать точное определение военной доктрины так же трудно, как например, дать определение права. Существуют разные определения военной доктрины, соответствующие взгляду данного народа или данной эпохи вообще на концепцию войны [1].
Современная Военная доктрина Украины определена ее разработчиками как система руководящих взглядов на причины возникновения, сущность и характер современных военных конфликтов, принципы и пути их предотвращения, подготовку государства к возможному военному конфликту, а также на применение военной силы для защиты государственного суверенитета, территориальной целостности, других жизненно важных национальных интересов.
Для правильного понимания роли и значимости военной доктрины важно хорошо сознавать ее соотношение с военной политикой и военной стратегией.
Военная политика - часть общей политики государства, связанная с созданием, подготовкой и применением сил и средств вооруженного насилия для достижения политических целей. Она конкретизируется в военной доктрине, военной стратегии и практике военного строительства.
Военная стратегия является системой знаний о закономерностях и характере войн современной эпохи, о подготовке страны и ее вооруженных сил к войне. Круг вопросов военной стратегии составляют: военно-политические и военностратегические цели государства; проблемы военного строительства и вооруженной борьбы; условия возникновения, цели, характер и способы ведения возможной войны; подготовка государства, его экономики, территории и населения к войне; строительство вооруженных сил, их комплектование, техническое оснащение и подготовка; формы и способы ведения военных действий и др.
Военная политика является прерогативой политического руководства страны, а военная стратегия - сферой интересов прежде всего военных специалистов. Военная политика вырабатывает для военной стратегии общие целевые установки и военно-стратегические задачи, а военная стратегия влияет на
военную политику своими возможностями относительно достижения поставленных целей. Именно военная доктрина осуществляет эту связь между военной политикой и военной стратегией, будучи руководящим документом для обеих из них.
На сегодня существует общепризнанная логическая схема разработки военной доктрины, которая предусматривает такую последовательность [9]:
концепция развития государства (основные приоритеты и связанные с ними жизненно важные интересы во внутренней и внешней политике);
концепция национальной безопасности (учитывает угрозы в разных сферах, определяет пути их нейтрализации и общую направленность политики национальной безопасности);
концепция военной безопасности как составная часть концепции национальной безопасности и сердцевина военной доктрины;
детализация отдельных положений военной доктрины силовыми министерствами (службами, ведомствами) относительно своих сфер деятельности; приведение всего этого в систему и утверждение.
Характерными для условий современности являются такие основные принципы формирования военной доктрины [9]:
1. Принцип силового приоритета, когда на первое место ставятся положения военной стратегии (пример - Советский Союз). Это, как правило, приводит к истощению экономики государства.
2. Принцип оборонной достаточности. Приемлем преимущественно для государств с большим военным потенциалом и способностью в случае войны быстро мобилизовать нужные силы для удовлетворения требований военной стратегии. Принцип оборонной достаточности является наиболее целесообразным в условиях отдаленных по времени военных угроз.
3. Принцип ограниченного суверенитета. Государство выделяет максимум ресурсов на обеспечение социальных потребностей, опираясь в военной политике
на сильных союзников. Реализация этого принципа связана, ка правило, с частичной утратой суверенитета.
В новейшей истории Украины вопрос о военной доктрине возник в 1991 году с началом формирования необходимых атрибутов полноценной государственности.
Военно-политическая обстановка вокруг Украины была очень сложной и неопределенной. Запад наблюдал за агонией СССР, на обломках которого рождались 15 новых государств. Возникли очаги напряженности, территориальные споры, локальные конфликты (Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан и др.). Границы между бывшими республиками СССР фактически отсутствовали.
Могучее ядерное государство разрушилось, но неопределенность ситуации с ядерными вооружениями бывшего СССР, которые оказались в распоряжении России, Украины, Казахстана и Беларуси, продолжала представлять большую опасность. В условиях политической нестабильности не только прямое применение ядерного оружия, а и даже потеря контроля над ним могли нанести сокрушительный удар по безопасности Европы и всего мира.
Внутренняя обстановка в Украине также была весьма сложной. Внутриполитический кризис в сочетании с активизацией общественных движений и падением экономического производства, последствия Чернобыльской катастрофы, необходимость приспособления системы государственного управления к новым реалиям чрезвычайно усложняли деятельность руководства Украины.
В соседних с Украиной государствах также происходил процесс самоопределения и ориентации в новых условиях.
Ввиду изложенных и других обстоятельств существовал широкий спектр потенциальных военных угроз, которые требовали экстренного решения вопросов обороны Украины. Выполнению этой задачи, с одной стороны, мешало отсутствие в Украине сформированного военного ведомства. С другой стороны, ему
содействовало наличие унаследованной от Советского Союза мощной группировки войск, оснащенной большим количеством вооружения и военной техники, в принципе достаточно организованной и в основном боеспособной.
Фундаментальной основой для формирования и осуществления военной политики независимой Украины, организации ее военного строительства, определения порядка возможного применения Вооруженных Сил Украины (далее - Вооруженные Силы) должна была стать Военная доктрина. Серьезные комплексные исследования в этой сфере на то время в Украине отсутствовали. Не была обеспечена изложенная выше логическая последовательность разработки военной доктрины. Все это не давало возможности немедленно разработать и утвердить первую Военную доктрину Украины (далее - Военная доктрина).
11 октября 1991 года Верховная Рада Украины утвердила Концепцию обороны и строительства Вооруженных Сил, которой были определены условия и факторы, которые влияли на строительство Вооруженных Сил, основные органы военного управления, порядок осуществления военной реформы и ее финансовоэкономического обеспечения, основы социальной защиты военнослужащих.
Концепция предусматривала временное наличие на территории Украины войск (сил) двух уровней - Вооруженных Сил и соединений (частей) коллективной стратегической обороны, а также обретение в будущем статуса нейтрального безъядерного государства.
6 декабря 1991 года Верховная Рада Украины приняла пакет важных документов по вопросам военной политики: законы Украины “Об обороне Украины” и “О Вооруженных Силах Украины”.
Основоположное значение имел Закон Украины “Об обороне Украины”. В этом документе впервые в новой Украине на законодательном уровне употреблены термины “военная доктрина” и “оборонная достаточность”. В законе сформулированы общие правовые основы организации и обеспечения обороны Украины, положения, касающиеся состояния войны, военного времени, мобилизации и т.д.
Важнейшее значение с точки зрения формирования будущей Военной доктрины имел раздел II закона “Об обороне Украины”, который определил перечень и полномочия органов государственной власти и органов военного управления, порядок их действий в различных условиях обстановки. Вооруженные Силы были определены законом как “военная государственная структура, предназначенная для вооруженной защиты суверенитета, независимости, территориальной целостности и неделимости Украины от нападения извне. В случае войны они выполняют свои задачи в тесном взаимодействии с Пограничными войсками Украины, Национальной гвардией Украины, Службой национальной безопасности Украины и другими военными формированиями, созданными в соответствии с законодательством Украины” 1 [10].
Законом Украины “О Вооруженных Силах Украины” были установлены предназначение, принципы строительства, состав Вооруженных Сил и порядок руководства ними. Общее руководство возлагалось на Президента Украины -Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины и Председателя Совета обороны Украины, непосредственное руководство - на Министерство обороны Украины (далее - Минобороны).
Твердо придерживаясь принципа безъядерности, провозглашенного в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года, Украина в Алмаатинском (21 декабря 1991 года) и в Минском (30 декабря 1991 года) соглашениях стран СНГ обязалась присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО) как неядерное государство и подписать с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантиях, а также к июлю 1992 года вывезти в Россию все тактическое ядерное оружие. Это были предпосылки международного признания суверенитета и независимости Украины, в особенности со стороны стран “ядерного клуба”.
1 Здесь и далее термины и определения, которые использовались в нормативно-правовых документах, приводятся в редакции на время их принятия.
Успешно развивалось международное сотрудничество Украины в рамках СНГ и двухсторонних отношений с многими странами мира. На протяжении 19921993 годов было организованно международное военное сотрудничество с Болгарией, Великобританией, Латвией, Германией, Польшей, Румынией, Соединенными Штатами Америки, Турцией, Венгрией, Францией, Чехией. В том числе Украина начала свое участие в международной миротворческой деятельности.
2 июля 1993 года Верховная Рада Украины утвердила “Основные направления внешней политики Украины”. В этом важном документе были сформулированы стратегические и геополитические интересы, связанные с обеспечением национальной безопасности Украины и защитой ее политической независимости, а также основы государственной политики по соответствующим направлениям.
Итак, осенью 1993 года было выполнено большинство указанных выше необходимых предпосылок разработки первой Военной доктрины Украины.
Работа над Военной доктриной началась на основании распоряжения Президента Украины от 06.02.92 “О создании рабочей группы для разработки Концепции национальной безопасности Украины”. В состав рабочей группы вошли специалисты Центра оперативно-стратегических исследований Генерального штаба Вооруженных Сил Украины и представители управлений Минобороны и Генерального штаба. Проект Военной доктрины вместе с проектом Концепции национальной безопасности Украины был рассмотрен 10 марта 1992 года на первом заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины (далее - СНБО Украины) под председательством Президента Украины. В дальнейшем проект был согласован с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти.
19 октября 1993 года Верховная Рада Украины утвердила первую Военную доктрину Украины (далее - ВДУ-1993), которая задекларировала перед всем миром основоположные принципы и приоритеты военной политики и международного сотрудничества нашего государства по вопросам безопасности, очертила цель, принципы и основные направления функционирования и
дальнейшего развития Вооруженных Сил. В том числе был сделан акцент на оснащении Вооруженных Сил новейшими средствами вооруженной борьбы, комплектовании их на основе общей воинской обязанности и по контракту с постепенным переходом к профессиональной армии, решении комплекса вопросов, связанных с социальной защитой военнослужащих. Были провозглашены также цели, принципы и основные направления военноэкономической и военно-технической политики Украины.
В ВДУ-1993 было указано, что вместе с Вооруженными Силами в военное время действуют Пограничные войска, Национальная гвардия, Служба безопасности Украины, войска внутренней и конвойной охраны Министерства внутренних дел и формирования Г ражданской обороны Украины.
Вместе с тем ВДУ-1993 даже на день принятия не в полной мере отвечала требованиям, которые предъявляются к такому важному документу.
Проект Военной доктрины - документа общегосударственного значения -фактически разрабатывался специалистами лишь военного ведомства.
Не было дано развернутой характеристики военно-политической обстановки, не определен перечень возможных военных угроз. Предусмотрено решение задач обороны собственными силами на всех направлениях и от любого государства.
Не уделено надлежащего внимания вооруженным конфликтам внутри других государств как источнику военной опасности для Украины.
Запрет на размещение иностранных войск на своей территории имел чрезмерно категоричный характер, поскольку не учитывал реалии международного сотрудничества Вооруженных Сил и временное базирование в Севастополе Черноморского флота Российской Федерации.
Такие выражения, как “войска постоянной готовности и резервы”, “стратегическое развертывание всех видов Вооруженных Сил”, “способность к ведению военных действий в близком космосе”, “воздушно-космическая оборона” и др. не отвечали реальности относительно структуры, организации, возможностей
и основ применения Вооруженных Сил. Состав и структура Вооруженных Сил вообще не были определены. Не сформулированы принципы применения Вооруженных Сил и других военных формирований при отражении внешней агрессии, не охарактеризована стратегия их действий в возможной войне.
Принципы экономического обеспечения военной безопасности Украины, основы военно-технической политики страны изложены в виде набора лозунгов (например, “обеспечение максимальной эффективности военного производства при условии ограниченности финансовых и материальных ресурсов”, “рациональная конверсия военного производства” и т.п.) без конкретики, которая учитывала бы реальные возможности государства и направляла их на достижимые цели.
Более детальный анализ содержания ВДУ-1993 проведен в [7, 8].
Размытость и неконкретность многих положений ВДУ-1993 имела и вполне объективные причины. Разработчики ВДУ-1993 должны были опираться на Концепцию национальной безопасности Украины, но этот основоположный документ еще не был принят. Поэтому приведенное в преамбуле ВДУ-1993 утверждение о том, что она является составной частью Концепции национальной безопасности Украины, выглядело пожеланием.
ВДУ-1993 содержала в основном лишь перечень принципов и самых общих ориентиров военного строительства Украины в военно-политическом, военнотехническом и военно-экономическом измерениях. Однако это не уменьшает историческую значимость этого документа, прежде всего относительно ключевых вопросов - миролюбивости нашего государства, его стремления к безъядерному статусу и соблюдению внеблоковости, приверженности принципам и нормам международного права.
Длительное время оновлению Военной доктрины не отводилось надлежащего внимания, хотя в Украине и в ее внешнем окружении произошли важные изменения. Во внутриполитическом аспекте основными такими изменениями стали:
принятие в 1996 году новой Конституции Украины;
утверждение в 1997 году Концепции (основ государственной политики) национальной безопасности Украины;
развитие концептуальной и законодательной базы по вопросам национальной безопасности и обороны (в частности, принятие в 2000 году законов Украины “Об обороне Украины” и “О Вооруженных Силах Украины” в новой редакции, в 2003 году - Закона Украины “Об основах национальной безопасности Украины”);
утверждение и реализация ряда государственных программ в сфере военного строительства.
Во внешнеполитическом аспекте важнейшее значение имели: ратификация Украиной Лиссабонского протокола и присоединение ее к Договору о нераспространении ядерного оружия; завершения ядерного разоружения Украины; начало процесса расширения НАТО на восток;
определение руководством Украины стратегического курса на полноправное участие в процессах европейской и евроатлантической интеграции;
решение на межгосударственном уровне проблемы разделения Черноморского флота и базирования его российской части в Крыму.
Серьезным толчком к пересмотру основных военно-доктринальних положений во многих странах Европы стали выводы по результатам проведенной весной 1999 года операции НАТО в Югославии. Украина также не могла оставаться в стороне от этого процесса.
По распоряжению Премьер-Министра Украины в соответствии с Указом Президента Украины от 28 июня 2000 года № 927 была начата подготовка проекта новой Военной доктрины Украины.
Значительную роль в оновлении Военной доктрины сыграл Указ Президента Украины от 6 декабря 2001 года “О мерах по дальнейшему укреплению обороноспособности государства”, который вменил в обязанность Совету
национальной безопасности и обороны Украины вместе с Кабинетом Министров Украины, Минобороны, Службой безопасности Украины обеспечить взаимную согласованность положений проектов Концепции (основ политики) национальной безопасности Украины, Военной доктрины Украины, Концепции модели Вооруженных Сил Украины образца 2010 года, Основ подготовки и применения Вооруженных Сил Украины и определить в них основы функционирования Военной организации Украины с учетом специфики современной международной и внутренней ситуации, экономических возможностей государства [11]. Приоритетами в проведении реформы Вооруженных Сил были определены переход к небольшой по численности, мобильной, оснащенной новейшими образцами вооружения профессиональной армии, активизация процесса создания нового вида Вооруженных Сил - Воздушных Сил - на основе существующих Военно-Воздушных Сил и Войск Противовоздушной обороны, создание Передовых сил обороны как прообраза будущей национальной армии.
4 июля 2003 года Президент Украины издал Указ “О проведении оборонного обзора”. Основными целями оборонного обзора были реализация утвержденного внешнеполитического курса страны, усовершенствование национальной системы оборонного планирования, уточнение задач, структуры и численности Вооруженных Сил, других военных формирований. По результатам оборонного обзора разработан Стратегический оборонный бюллетень Украины на период до 2015 года, которым определены основные пути достижения указанных целей.
Указом Президента Украины от 9 декабря 2003 года № 1419 было введено в действие решение СНБО Украины “О проекте Военной доктрины Украины, предложениях относительно потенциальных угроз военной безопасности Украины и о задачах Вооруженных Сил Украины”, а Указом Президента Украины от 15 июня 2004 года № 648 утверждена новая Военная доктрина Украины.
Структура Военной доктрины 2004 года (далее - ВДУ-2004) в сравнении с ВДУ-1993, которая содержала три основных раздела (военно-политические,
военно-технические и военно-экономические аспекты), была изменена и включала военно-политические основы, военно-стратегическую, военноэкономическую и военно-техническую составляющие.
Сохраняя основную направленность ВДУ-1993, ВДУ-2004 развивала и уточняла ее положения в военно-политическом, военно-стратегическом, военноэкономическом и военно-техническом аспектах с учетом современных условий и их прогнозируемых изменений. Более четко были определены основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Украины в военной сфере. Сделан вывод о том, что в ближайшем будущем непосредственная угроза масштабной вооруженной агрессии против Украины маловероятна, но вместе с тем сохраняется потенциальная опасность возникновения военных конфликтов, в которые Украина может быть втянута.
В основу ВДУ-2004 были положены три базовые концепции, предложенные в свое время в [8]:
военно-политического партнерства, которое предусматривает
обоснованную, взвешенную военную политику и направлено на повышение стратегической стабильности в Центральной и Восточной Европе, снижение уровня угрозы национальной безопасности Украины в военной сфере с использованием политических, экономических и других средств;
предотвращения возможной вооруженной агрессии путем ее воєнно-силового сдерживания, в частности путем создания угрозы причинения потенциальному агрессору ущерба, не адекватного ожидаемому, в случае применения военной силы против Украины;
отражения вооруженной агрессии, которое предусматривает использование всех необходимых сил, средств, форм и способов вооруженной борьбы для прекращения агрессии на начальной стадии, нанесение агрессору поражения и принуждение его к прекращению военных действий.
Украина оставила за собою право применять для отражения вооруженной агрессии все формы, способы и средства вооруженной борьбы, которые в
сложившихся обстоятельствах наиболее эффективны и адекватны уровню военной опасности. Кроме того, пользуясь правом каждого государства на индивидуальную и коллективную оборону, Украина в случае вооруженной агрессии против нее не исключала получения военной помощи от других государств и международных организаций.
Относительно военного строительства следует отметить положение ВДУ-2004 о создании функциональных структур Вооруженных Сил - Объединенных сил быстрого реагирования, Основных сил обороны и Стратегических резервов.
Необходимо отметить, что под влиянием результатов заседания Комиссии Украша-НАТО на высшем уровне 29 июня 2004 года Президент Украины Л.Кучма своим Указом от 15.07.2004 заменил в ВДУ-2004 положение о проведении Украиной политики евроатлантической интеграции, конечной целью которой является вступление в НАТО, на менее конкретную формулировку, предусматривающую лишь углубление сотрудничества с НАТО.
Нельзя не отметить определенные недостатки ВДУ-2004. Некоторые из приведенных в ней “угроз” таковыми не являются, это или источники угроз, или факторы, которые способствуют возникновению угроз. В особенности это касается внутренних угроз (снижение уровня обеспеченности Вооруженных Сил, других военных формирований; медленное реформирование Военной организации государства и оборонно-промышленного комплекса; недостаточное финансовое обеспечение выполнения соответствующих программ; накопление излишнего количества устаревшей воинской техники и вооружения, взрывных веществ; неудовлетворительный уровень социальной защиты военнослужащих).
Недостаточно внимания уделено другим (кроме Вооруженных Сил) военным формированиям, их роли и месту в обеспечении военной безопасности государства.
Не показано, как, в какой последовательности и какими силами будет осуществляться реагирование на разные виды военных угроз, какую роль будут играть при этом органы государственного и военного управления.
Военно-экономическая и военно-техническая составляющие ВДУ-2004 изложены без связи с основными этапами реформирования Вооруженных Сил, с созданием их функциональных элементов. Не раскрыты основы мобилизационной подготовки экономики государства, подготовки территории и населения к обороне. Набор лозунгов, содержащихся в этом разделе ВДУ-2004, можно было бы отнести в адрес любого государства.
Основные положения ВДУ-2004 были недостаточно согласованы с содержанием Закона Украины “Об основах национальной безопасности Украины”.
В 2005 году после завершения драматических выборов Президента Украины новое политическое руководство государства определило военно-политическую ориентацию Украины на вступление в НАТО и на реформирование Вооруженных Сил в направлении достижения евроатлантических стандартов. Президент Украины В. Ющенко своим Указом от 21 апреля 2005 года № 702 возобновил в ВДУ-2004 положение о вступлении в НАТО как конечную цель политики евроатлантической интеграции Украины.
Была разработана Государственная программа развития Вооруженных Сил Украины на 2006-2011 годы, которая, в частности, предусматривала:
сокращение численности Вооруженных Сил до уровня около 143 тысяч человек;
завершение перехода на комплектование Вооруженных Сил только военнослужащими по контракту;
создание новых органов управления - Объединенного оперативного командования и Объединения сил обеспечения, переход на территориальный принцип материально-технического обеспечения;
преобразование оперативных командований в территориальные управления с лишением их функций оперативного планирования и обеспечения боевой и мобилизационной готовности войск (сил).
Масштаб и темпы запланированного сокращения Вооруженных Сил, изменения в системах управления войсками (силами) и их обеспечения, новые
акценты в подготовке и применении воинских частей и соединений свидетельствовали о намерениях превратить Вооруженные Силы в резерв НАТО, пригодный лишь к совместному с военными подразделениями других государств выполнению ограниченных задач. Это, по нашему мнению, не в полной мере отвечало национальным интересам в сфере обороны.
2010 год стал поворотным пунктом в оборонной политике Украины. Законом Украины от 1 июля 2010 года “Об основах внешней и внутренней политики” был определен внеблоковый статус нашего государства. Указом Президента Украины от 10 декабря 2010 года № 1119 уточнены вызовы и угрозы национальной безопасности. Завершено проведение второго оборонного обзора.
Указами Президента Украины от 8 июня 2012 года № 389 и № 390 введены в действие решения СНБО Украины от 8 июня 2012 года “О новой редакции Стратегии национальной безопасности Украины” и “О новой редакции Военной доктрины Украины”.
Структура новой Военной доктрины Украины (далее - ВДУ-2012) состоит из пяти основных разделов.
Раздел I “Общие положения”, в отличие от предыдущих редакций Военной доктрины, имеет довольно развернутый характер, поскольку в нем, кроме обычных для Военной доктрины вступительных деклараций, даны определения основных терминов, которые употребляются в этом документе.
В соответствии с “Общими положениями” в основу ВДУ-2012 положены принципы оборонной достаточности и соблюдение политики внеблоковости.
В разделе II “Военно-политическая обстановка и характерные особенности современных военных конфликтов” определены проблемные вопросы военнополитических отношений, детально охарактеризованы основные черты современных военных конфликтов.
В разделе III “Предотвращение возникновения военных конфликтов” сформулированы цели, принципы и основные пути реализации политики
Украины относительно предотвращения военных конфликтов. Изложен перечень возможных действий Украины в случае возникновения угрозы применения против нее военной силы.
В разделе IV “Подготовка государства к вооруженной защите национальных интересов” изложены принципы и приоритетные направления подготовки обороны Украины, в том числе формирования соответствующей военно-экономической, военно-промышленной и военнотехнической политики.
В разделе V “Применение военной силы в военных конфликтах” сформулированы цели, принципы и перечень возможных действий Украины в случае возникновения необходимости применения военной силы. Особо указано на возможность получения военной помощи от других государств и международных организаций.
Итак, ВДУ-2012 дает ответы на главные вопросы современности относительно формирования военной политики Украины по всем ее аспектам.
В то же время, на наш взгляд, ВДУ-2012 не свободна от недостатков.
Так, введение новых терминологических определений не является, по нашему мнению, задачей Военной доктрины. С другой стороны, существует определенная несогласованность терминологии ВДУ-2012 с терминологией действующей редакции Стратегии национальной безопасности Украины. В том числе отсутствует даже упоминание о секторе безопасности и обороны Украины, в то время как в Стратегии национальной безопасности Украины этому новому понятию, пришедшему на смену понятию Военной организации Украины, уделено значительное внимание.
Стремление к максимально полному охвату всех условий и факторов, которые хоть как-то влияют на военно-политические отношения, привело к определенной размытости отдельных положений ВДУ-2012, распространению их на другие сферы национальной безопасности Украины.
Военно-политические отношения, с одной стороны, характеризуют военнополитическую обстановку, а с другой стороны именно военно-политическая обстановка влияет на военно-политические отношения. Этот дуализм в Военной доктрине не нашел четкого отображения. Распространение военно-политических отношений на такие политические категории, как международные корпорации, политические партии (блоки), группы населения едва ли оправдано, так же как и включение в сферу военно-политических отношений экономической деятельности государств (п. 5). По нашему мнению,
справедливым является обоснованное в [12] утверждение о том, что категорию “военно-политические отношения” целесообразно использовать для анализа военно-политической обстановки, но лишь в контексте создания, развития и использования (реального или предполагаемого) военной силы. Очевидно, что политические партии, группы населения и некоторые другие указанные в ВДУ-2012 субъекты политики имеют к этим вопросам преимущественно побочное отношение.
К путям предотвращения военных конфликтов (п. 17) включено
использование других, кроме, военной политики, видов государственной политики. Но можно ли считать, например, участие в международных культурных организациях путем профилактики возникновения военных конфликтов? В какой -то мере да, но тогда и культурную политику следовало бы отнести к сфере военной политики.
Нечетко сформулирован принцип оборонной достаточности в подготовке Украины к вооруженной защите национальных интересов, поскольку не установлена верхняя граница удовлетворения потребностей обороны государства (п. 22).
Спорным является вынесение военно-промышленной политики за пределы военно-экономической политики Украины. Не уделено надлежащего внимания вопросам территориальной обороны.
Пункт 23 ВДУ-2012, посвященный подготовке государства к вооруженной защите национальных интересов, пестреет выражениями “усовершенствование”, “повышение”, “модернизация”, “развитие” и т.п., но лишен конкретики.
Упущены из виду вопросы борьбы с терроризмом, а также демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями, правоохранительными органами.
Украина - внеблоковое государство, но международное военнополитическое и военно-техническое сотрудничество принадлежит к магистральным путям укрепления ее суверенитета и внешнеполитического веса. К сожалению, вопросом такого сотрудничества акцентированного внимания в ВДУ-2012 не уделено. В том числе не определены в прямой постановке задачи участия Украины в международной миротворческой деятельности.
Указанные недостатки ВДУ-2012 не уменьшают ее значимости относительно основ современной военной политики Украины. Глубина анализа военно-политической обстановки, реалистичность выводов о реальных и потенциальных военных угрозах для Украины и способах реагирования на них, путях предотвращения военных конфликтов, подготовки и осуществления вооруженной защиты национальных интересов делают ВДУ-2012 значительным шагом вперед в сравнении с предыдущими редакциями Военной доктрины.
ВЫВОДЫ
1. Первая Военная доктрина независимой Украины в определенной мере отобразила основные тогдашние взгляды на оборону Украины и частично заполнила существующий правовой вакуум. Тем не менее наряду с конкретными положениями о строительстве и применении Военной организации государства она содержала немало громких лозунгов и голословных утверждений. Например, такие требования к Вооруженным Силам, как способность к воздушнокосмической обороне и ведению военных действий в ближнем космосе, не отвечали реальности с учетом структуры, организации и боевых возможностей Вооруженных Сил.
Несмотря на отмеченные недостатки, ВДУ-1993 имела большое историческое значение, прежде всего по ключевым вопросам военной политики Украины.
2. ВДУ-2004 стала значительным шагом вперед в развитии воєнно-доктринальних взглядов в Украине. Более четко и реалистично были определены угрозы национальной безопасности Украины в военной сфере и соответствующие задачи Вооруженных Сил, других военных формирований.
Важным отличием ВДУ-2004 стало положение о проведении Украиной политики евроатлантической интеграции, конечная цель которой - вступление в НАТО.
В основу ВДУ-2004 положены концепции военно-политического партнерства, предотвращения возможной вооруженной агрессии путем ее политического и воєнно-силового сдерживания, отпор вооруженной агрессии. Кроме того, Украина задекларировала свое право на получение военной помощи от других государств и международных организаций.
ВДУ-2004 довольно четко наметила также пути дальнейшего военного строительства Украины, в том числе создание функциональных структур Вооруженных Сил.
3. ВДУ-2012 явилась результатом и свидетельством дальнейшего уточнения и укрепления доктринальных основ военной политики Украины с учетом современных тенденций развития военно-политической обстановки. Уделено большое внимание современным особенностям военно-политических отношений между государствами, а также внутренним аспектам возникновения и реализации военных угроз для Украины. Определены основные принципы и направления военного строительства Украины и его военно-экономического и военнотехнического обеспечения в условиях политики внеблоковости.
4. Одной из причин, по которым Военная доктрина Украины во всех своих редакциях имела ряд недостатков, было то, что разработка проектов Военной доктрины возлагалась только на Министерство обороны Украины. Дальнейшее согласование этих проектов с другими центральными органами исполнительной
власти, рассмотрение их Кабинетом Министров Украины и СНБО Украины мало влияли на системность, взвешенность и конкретность положений Военной доктрины. В меньше степени это касается ВДУ-2012.
С другой стороны, не уделялось должного внимания своевременному уточнению Военной доктрины в соответствии с изменениями внешне- и внутриполитических условий.
5. Возвращаясь к изложенным выше основным принципам формирования
военной доктрины, можно утверждать, что Военная доктрина Украины в процессе своей эволюции опиралась на разные основоположные принципы: ВДУ-1993 - на принцип силового приоритета, ВДУ-2004 - на принцип ограниченного
суверенитета, ВДУ-2012 - на принцип оборонной достаточности.
Роль ВДУ-2012 в целом пока что рано оценивать, но очевидно, что она отражает прежде всего новый внешнеполитический курс Украины и современное состояние сектора безопасности и обороны страны. В то же время ВДУ-2012 практически не уменьшает свободу движения Украины во внешнеполитическом пространстве. Какое направление приобретет это движение в ближайшие годы, покажет история. Однако можно уверенно утверждать, что Украина постепенно укрепляет свою роль фактора мира и стабильности в Восточной Европе и стремится сформировать непротиворечивые, благоприятные для реализации национальных интересов отношения с влиятельными центрами мировой политики и экономики.
6. В заключение следует отметить, что эволюция воєнно-доктринальних положений - процесс беспрерывный. Он подвержен влиянию изменений международных отношений и военно-политической ситуации в мире, качественного состояния военного дела, роли международного права в регулировании военно-политических отношений. Усиливается тенденция к сближению национальных военных доктрин (прежде всего в военно-политическом аспекте) в направлении согласования их базовых положений на неконфронтационной основе с ориентацией на предотвращение военных
конфликтов и усиление роли региональных и глобальных систем коллективной безопасности.
Литература
1. Колодзінський М. Українська воєнна доктрина // Режим доступа: http://diasporiana.org.ua/ideologiya/191-коМ7Іп8кіу-т-икгауішка-уоуепт^ок1гіпа/
2. Бєлов О. Ф., Литвиненко О. В. Система стратегічного управління сектором безпеки України: стан, проблеми і перспективи розвитку // Стратегічні пріоритети, № 1 (18), 2011, с. 100.
3. Бодрук О. С. Структури воєнної безпеки: національний та міжнародний аспекти: Монографія. К: НІПМБ, 2001. - 300 с.
4. Горбулін В.П., Литвиненко О.В. Політика національної безпеки України: актуальні виклики - адекватні відповіді // Стратегічна панорама. - 2009. -№ 2. - С. 19-25.
5. Горовенко В. К., Лобко М. М. Проблеми визначення складу Воєнної організації держави та планування її розвитку // Наука і оборона - 2008. - № 1. - С. 14-18.
6. Перепелиця Г. М. Без’ядерний статус і національна безпека України: Монографія. - К.: НІСД, 1998.- 109 с.
7. Шюдченко В. П. Деякі шляхи подальшого розвитку нормативно-правової бази забезпечення воєнної безпеки України // Наука і оборона - 2000. - № 3 С. 3-8.
8. Шюдченко В. П., Кохно В. Д. Елементи теорії воєнної безпеки. // К.: Національний інститут стратегічних досліджень, 2001. - 198 с.
9. Кольтюков А.А. Военная доктрина: подходы к формированию, возможная структура // Военная мысль, М.; 1993, № 7, с. 21-28.
10. Закон Украины “Об обороне Украины” (редакция от 6.12.1991). - ВВР, 1992, N 9, ст.106.
11. Указ Президента Украины от 6 декабря 2001 года “О мерах по дальнейшему укреплению обороноспособности государства” // Режим доступа http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1195/2001.
12. Дмитриев А.П. Методологические основы общей теории безопасности // Общая теория безопасности: Учебное пособие. М.: ВАГШ, 1994. С. 19.