Научная статья на тему 'Военная безопасность Балтийского региона в условиях продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам Российской Федерации'

Военная безопасность Балтийского региона в условиях продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
613
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MILITARY SECURITY / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / MILITARY INFRASTRUCTURE / ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / CLASH OF CIVILIZATIONS / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / COMPREHENSIVE SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковалёв А. А., Балашов А. И.

Тема. Исследование проблем военной безопасности Балтийского региона в условиях нарастающего продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам России. Цели. Оценка роли стран Балтийского региона в системе европейской безопасности, анализ военно-стратегической обстановки в Балтийском регионе с момента распада СССР и по настоящий день. Оценка деятельности НАТО в Балтийском регионе с точки зрения угрозы для военной безопасности нашей страны, анализ возможностей РФ для обеспечения и защиты своих интересов в Балтийском регионе. Методология. В работе использованы историко-логический и историко-сравнительный методы, конкретно-политологическая методология (ситуационный анализ, ивент-анализ, метод экспертной оценки). Результаты. Применительно к Балтийскому региону исследованы военно-стратегическая обстановка, деятельность НАТО с точки зрения угрозы для военной безопасности нашей страны, изучены возможности РФ для обеспечения и защиты своих интересов. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по политологии и экономике, а также в деятельности органов государственного и муниципального управления. Выводы. Изучены и оценены роль стран Балтийского региона в системе европейской безопасности, военно-стратегическая обстановка в Балтийском регионе, деятельность НАТО в Балтийском регионе с точки зрения угрозы для военной безопасности нашей страны, изучены возможности РФ для обеспечения и защиты своих интересов в Балтийском регионе, который является сферой традиционных геополитических интересов России в экономике, политике и социокультурной сфере. Возросшая за последние годы военная активность НАТО не может быть принята в качестве превентивной меры в ответ на российскую угрозу и должна оцениваться как прямая угроза для военной безопасности нашей страны, не являющейся членом военных союзов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The military security of the Baltic Region and the NATO military infrastructure approximating the border of the Russian Federation

Importance The research focuses on the military security issues of the Baltic region as the NATO infrastructure approximates the Russian borders. Objectives We evaluate the role of the Baltic States in the European security system, analyze the military and strategic situation in the Baltic region after the collapse of the USSR up to the present time. The article also investigates the NATO activities in the Baltic region from perspectives of threats to the military security of Russia and reviews Russia's capabilities to ensure and protect its interests in the Baltic region. Methods The research deploys the historic-logic and historic-comparative methods, specific political case methodology (situation analysis, event analysis, expert assessment method). Results Considering the Baltic region, we examine the military and strategic situation, NATO activities in terms of threats to the military security of Russia, and study Russia's capabilities to ensure and protect its interests. Conclusions and Relevance We examined and evaluated the role of the Baltic States in the European security system, military and strategic situation in the Baltic region, NATO activities there as a threat to the military security of Russia. We also consider Russia’s capabilities to ensure and protect its national interests in the Baltic region. Intensifying activities of NATO cannot but be regarded as a direct menace to the military security of Russia. The findings may be perused for general and special-purpose courses of political science and economics and prove useful to public and municipal administration authorities.

Текст научной работы на тему «Военная безопасность Балтийского региона в условиях продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам Российской Федерации»

pISSN 2073-2872 Угрозы и безопасность

eISSN 2311-875Х

ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПРОДВИЖЕНИЯ ВОЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАТО К ГРАНИЦАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Андрей Андреевич КОВАЛЁВ3', Алексей Игоревич БАЛАШОВЬ

a кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления

Северо-Западного института управления, Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Российская Федерация

[email protected]

https://orcid.org/0000-0002-7760-5732

SPIN-код: 1380-8790

b доктор экономических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Российская Федерация aleksey.i.bal ashov@gmail .com https://orcid.org/0000-0002-2218-9145 SPIN-код: 3458-9820

• Ответственный автор

История статьи: Аннотация

Получена 27.02.2018 Тема. Исследование проблем военной безопасности Балтийского региона в условиях

Получена в доработанном нарастающего продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам России. виде 16.03.2018 Цели. Оценка роли стран Балтийского региона в системе европейской безопасности,

Одобрена 31.03.2018 анализ военно-стратегической обстановки в Балтийском регионе с момента распада

Доступна онлайн 15.06.2018 СССР и по настоящий день. Оценка деятельности НАТО в Балтийском регионе

с точки зрения угрозы для военной безопасности нашей страны, анализ возможностей РФ для обеспечения и защиты своих интересов в Балтийском регионе. Методология. В работе использованы историко-логический и историко-сравнительный методы, конкретно-политологическая методология (ситуационный анализ, ивент-анализ, метод экспертной оценки). Результаты. Применительно к Балтийскому региону исследованы военно-стратегическая обстановка, деятельность НАТО с точки зрения угрозы для военной безопасности нашей страны, изучены возможности РФ для обеспечения и защиты своих интересов.

Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по политологии и экономике, а также в деятельности органов государственного и муниципального управления. Выводы. Изучены и оценены роль стран Балтийского региона в системе европейской безопасности, военно-стратегическая обстановка в Балтийском регионе, деятельность НАТО в Балтийском регионе с точки зрения угрозы для военной безопасности нашей страны, изучены возможности РФ для обеспечения и защиты Ключевые слова: военная своих интересов в Балтийском регионе, который является сферой традиционных безопасность, комплексная геополитических интересов России в экономике, политике и социокультурной сфере. безопасность, военная Возросшая за последние годы военная активность НАТО не может быть принята

инфраструктура, в качестве превентивной меры в ответ на российскую угрозу и должна оцениваться

противостояние как прямая угроза для военной безопасности нашей страны, не являющейся членом

цивилизаций, геополитика военных союзов.

УДК 327.01 JEL: Z18

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Ковалёв А.А., Балашов А.И. Военная безопасность Балтийского региона в условиях продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 6. - С. 1151 - 1165. https://doi.Org/10.24891/ni.14.6.1151

Введение

Вопросы военной безопасности как важнейшей составной части комплексной безопасности страны представляются особенно актуальными в современную эпоху обострения межкультурных и цивилизационных противоречий, когда перед человечеством вновь со всей остротой встала угроза нового мирового пожара. После распада Советского Союза Российская Федерация не только оказалась в одиночестве против стран Североатлантического блока, но и вынуждена действенно противостоять весьма недружелюбной политике, которую НАТО проводит по отношению к нашей стране на протяжении последних лет. Именно за последнее десятилетие Россия обнаружила стремление к проведению подлинно независимой внутренней и внешней политики, что вызвало ничем не оправдываемое агрессивное противодействие со стороны Североатлантического блока.

Составной и наиболее опасной частью такого противодействия стало продвижение блока НАТО к границам нашей страны, в том числе в тех ставших независимыми государствах, которые традиционно не только являлись частью российской державы в таких ее исторических формах, как Российская империя и Советский Союз, но и всегда входили в сферу геополитических интересов нашей Родины.

К числу таких геополитических объектов принадлежит Балтийский регион, проблема военной безопасности которого относится к числу важнейших в условиях дальнейшего продвижения военной инфраструктуры НАТО на восток. Именно рассмотрение этой проблемы является целью настоящей статьи, которая реализуется последовательным решением следующих взаимозависимых и взаимосвязанных задач:

1) оценка роли стран Балтийского региона в системе европейской безопасности;

2) анализ военно-стратегической обстановки в балтийском регионе с момента распада СССР и по настоящий день;

3) оценка деятельности НАТО в Балтийском регионе с точки зрения угрозы для военной безопасности нашей страны;

4) анализ возможностей РФ для обеспечения и защиты своих интересов в Балтийском регионе.

Решение этих задач обусловило структурные компоненты настоящего исследования.

Роль Балтийского региона в системе европейской безопасности

Такое понятие, как Балтийский регион, все чаще используется в самых различных сферах современной жизни, хотя еще совсем недавно им оперировали в основном историки и культурологи, а также специалисты в различных отраслях экологии. Видимо, сам термин происходит от латинского ЬаНеж -пояс. Еще в средние века это море сравнивали с поясом, который простирается от Скифии до Греции [1]. О Балтийском море впервые, скорее всего, написал хронист XI в. Адам Бременский [2]. В международной политике и экономике понятие «Балтийский регион» начало широко применяться только в самом конце 1980-х гг.

Сам термин «Балтийский регион» может использоваться как в узкой, так и в широкой трактовке [3, 4]. Когда говорят о Балтийском регионе в узком понимании этого термина, то к нему относят государства, которые имеют непосредственный выход к Балтийскому морю, а именно: Россию, Польшу, Эстонию, Латвию, Литву, Финляндию, Швецию, Данию и Германию. Что же касается широкого понимания термина «Балтийский регион», то оно сложилось после образования Совета государств Балтийского моря (1992). Помимо тех стран, которые Балтийский регион включает в узком смысле, в него вошла Норвегия, а в 1995 г. - Исландия.

Основным обоснованием термина

«Балтийский регион» является физико-географическое, основанное на так называемом «бассейновом» принципе: к этому региону относят ту территорию, на которой располагается дренажный бассейн рек, впадающих в Балтийское море [3-5]. Исходя

из этого принципа, к странам Балтийского региона полностью относятся территории Литвы, Эстонии и Латвии, практически вся территория Польши, очень значительная часть территории Финляндии и Эстонии, весь северо-восток Германии, северо-запад Российской Федерации, большая часть территории Дании, примерно половина территории Белоруссии и даже небольшие части территорий таких достаточно значительно удаленных от Балтийского моря государств, как Словакия, Чехия и Украина.

Еще одним критерием, по которому исследователи (например, сотрудники Центра балто-славянских исследований Института славяноведения РАН В.В. Иванов, П.М. Аркадьев, Т.В. Михайлова) относят те или иные государства к Балтийскому региону, является исторический [6]. Различные народы, проживавшие на побережье Балтийского моря, в течение сотен и тысяч лет вступали друг с другом в экономические, политические, культурные и другие контакты. Но исторический подход достаточно аморфен с точки зрения определения конкретных географических границ, поэтому его применение серьезно ограничено. К тому же он весьма политизирован.

Каждый из описанных подходов имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. В нынешней международной практике базовой считается та трактовка понятия «Балтийский регион», которая содержится в международной программе VASAB (Видение и стратегии развития государств Балтийского региона). Ее реализация осуществляется под эгидой Совета Европы и Европейского союза. Базовый документ этой стратегии был принят в начале декабря 1994 г. на конференции в Таллине, и в нем указаны основные ценности стран Балтийского региона. Несколько ранее, в марте 1992 г., в Копенгагене была образована межправительственная организация Совет государств Балтийского моря, в которую вошли Дания, Германия, Латвия, Литва, Эстония, Норвегия, Россия, Польша, Швеция, Финляндия.

С древнейших времен Балтийское море являлось морской коммуникацией, которая в экономике тех государств, которые расположены на его берегах, играла огромную роль. Согласно официальным статистическим данным [7], на сегодняшний день на страны Балтийского региона приходится 12,6% территории и 4,4% населения всей планеты. Суммарный валовой национальный продукт этих государств составляет чуть более 11% мирового ВВП (с учетом такого показателя, как паритет покупательной способности -9,7%). Что касается удельного веса стран Балтийского региона в мировой торговле, то он составляет примерно 14% (13% импорта и 15% экспорта). Эти статистические данные свидетельствуют: от того, в каком состоянии находится экономика балтийских государств и насколько активно они участвуют в международном разделении труда, во многом зависит и состояние мировой экономики.

Специалисты отмечают [4], что для экономик таких государств Балтийского региона, как Эстония, Латвия и Литва, наибольшее значение имеют внутрирегиональные связи: более 60% их внешнеторгового оборота приходится именно на взаимную торговлю. От нее в значительной степени зависит экономическое благополучие Финляндии, в несколько меньшей степени - Швеции, Польши и Дании (от 30 до 40%), России (20%) и Германии (10%).

Исторически сложилось так, что в экономике Балтийского региона всегда значительную роль играл транзит сырьевых товаров, причем его направленность очень ярко выражена: с востока и севера на запад и юг. Из России еще в древности именно по Балтийскому морю в страны Европы отправлялись основные сырьевые товары: лес и пенька. С развитием промышленности они дополнились сначала углем и железной рудой, а несколько позднее -нефтью и газом. Именно углеводороды на сегодняшний день играют превалирующую роль в экспорте Российской Федерации в другие страны Балтийского региона, прежде всего в Германию, которая является крупнейшим внешнеторговым партнером РФ в Европе.

Сейчас Россия представляет собой для стран Евросоюза в целом и Балтийского региона в частности самою настоящую кладовую природных ресурсов. Следует заметить, что для европейских государств сотрудничество с РФ в сырьевом и энергетическом секторах экономики является чрезвычайно важным, поскольку дает возможность значительно диверсифицировать закупки ресурсов и существенно снизить зависимость от их поставок в Старый Свет из других регионов планеты: Северной и Южной Америки, стран Азии и Персидского залива. В свою очередь, тесное сотрудничество с другими странами Балтийского региона очень выгодно и для Российской Федерации, поскольку оно дает возможность не только обеспечить себе обширный рынок сбыта сырьевых экспортных товаров, но и доступ к современным западным технологиям.

Прорубать «окно в Европу» на балтийском направлении Россия начала еще во времена Ивана III, но окончательно наша страна обосновалась на балтийском побережье в период царствования Петра I. Во многом именно то, что Россия тогда де-факто стала одним из государств Балтийского региона, привело к ее ускоренному экономическому развитию.

Согласно данным внешнеторговой статистики [8], на сегодняшний день почти половина всего российского экспорта осуществляется через Балтийское море. При этом внешнеторговые грузы отправляются не только через те порты, которые располагаются на территории Российской Федерации, но и через гавани, находящиеся на территории сопредельных стран Балтийского региона. Специалисты утверждают, что без них Россия не сможет обойтись даже в том случае, если претворит в жизнь все свои долгосрочные планы, касающиеся строительства новых собственных морских портов [8]. В обозримом будущем ожидается рост поставок российских экспортных товаров. Российские порты, расположенные на Балтике, даже в среднесрочной перспективе не смогут справиться с тем потоком нефти, нефтепродуктов и прочих сырьевых товаров,

которые отправляются по морю в страны Балтийского региона. Российской Федерации для их отправки придется и далее использовать те порты, которые расположены в странах Балтии и Финляндии. Именно поэтому улучшение и углубление экономического и политического сотрудничества со странами Балтийского региона имеет для России экзистенциальное значение.

Важной частью такого сотрудничества является возможность доставки российских энергоносителей потребителям стран Балтийского региона. В 2011 г. вступил в строй газопровод «Северный поток», который проложен по дну Балтийского моря и связывает терминал, находящийся в бухте Портовая, расположенной неподалеку от Выборга (Ленинградская область), и терминал, находящийся неподалеку от Грайфсвальда (земля Мекленбург-Передняя Померания, ФРГ). В 2012 г. была пущена в эксплуатацию вторая нитка этой газотранспортной магистрали, проектная мощность которой составляет около 55 млрд м газа в год. Предполагается, что вскоре начнется сооружение газопровода «Северный поток-2», который пройдет параллельно первому и существенно улучшит возможности поставок российского природного газа в Западную Европу.

Особую ценность Балтийский регион представляет для Российской Федерации еще и потому, что в нем имеются весьма благоприятные природные, культурно-исторические, интеллектуальные и технические условия для развития сотрудничества со странами Евросоюза. Кроме того, в странах Балтии (Эстонии, Латвии и Литве) достаточно многочисленно русскоязычное население, что также является одним из серьезных факторов, способствующих расширению и дальнейшему углублению взаимовыгодных экономических связей в этом важном регионе планеты [9]. Проблемы экономического развития стран б а л т и й с к о г о р е г и о н а с а м ы м непосредственным образом связаны с его комплексной безопасностью и той военно-

стратегической обстановкой, которая исторически сложилась на сегодняшний день. Экономические, политические и социокультурные интересы стран Балтийского региона защищаются военными средствами, в том числе и инструментарием информационной войны.

Военно-стратегическая обстановка в Балтийском регионе

Отношение большинства стран Балтийского региона к Российской Федерации всегда было сдержанно-настороженным, ибо Россия практически с того самого момента, как распался Советский Союз, рассматривалась как их политическими элитами, так и простыми гражданами в качестве продолжателя традиций Российской империи и СССР. Именно поэтому совершенно неслучайно Эстония, Латвия, Литва и Польша поспешили вступить в НАТО. Несмотря на отсутствие реальной военной угрозы со стороны России, эти страны Балтийского региона продолжают придерживаться ярко выраженных антирусских позиций.

Серьезное ухудшение отношений со странами Балтийского региона, да и со всем западным миром, произошло после того, как в состав Российской Федерации весной 2014 г. по результатам проведенного референдума вошел Крым, ранее бывший частью территории Украины. Международным сообществом это было воспринято как акт агрессии в отношении суверенного государства, а к Российской Федерации на международном уровне был применен целый ряд экономических санкций, которые в последнее время только усиливаются. Эстония, Латвия и Литва восприняли присоединение Крыма особенно настороженно, поскольку в этих государствах проживает немало этнических русских - у властей появилось серьезное опасение, что они также каким-либо образом выразят желание, чтобы территории, на которых они компактно проживают, вошли в состав России.

Отношения других стран Балтийского региона к Российской Федерации также изменились далеко не в лучшую сторону. Конечно, в

каждом из государств этого региона проводится своя собственная политика в отношении России, и поэтому на ее особенностях и нюансах имеет смысл остановиться поподробнее.

В 1940 г. Эстония вошла в состав Советского Союза и была одной из его республик вплоть до 1991 г., когда в результате распада СССР стала независимым государством. Опасаясь того, что эта независимость рано или поздно будет утрачена, Эстония сразу же взяла решительный курс на вступление в НАТО и стала полноправным членом этого военного блока 29 марта 1994 г.1. Она обеспечила себе достаточно надежную защиту, несмотря на то, что на сегодняшний день численность ее вооруженных сил составляет всего 5 500 чел. (30 000 чел. в резерве). Согласно уставу НАТО, при агрессии в отношении какого-либо из членов этого блока в его защиту выступают все остальные (принцип коллективной безопасности). Именно в Эстонии произошло вопиющее по своему варварству надругательство над памятью советских воинов, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом2. Причем постоянное русское население Эстонии, составляющее около 25%, подвергается постоянной дискриминации с молчаливого согласия властей Евросоюза, которые снисходительно и не без одобрения взирают на парады эсэсовских военных преступников в Эстонии и никак не реагируют на уголовное преследование ветеранов, боровшихся с нацизмом.

В интервью, которое в середине мая 2017 г. президент Эстонии К. Кальюлайд дала немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle, заявлено, что на данный момент физической угрозы Россия для ее страны не представляет. Тем не менее она считает, что на территории Эстонии все же должен быть размещен батальон НАТО. Кроме того, с 8 по 26 мая 2017 г. в Эстонии состоялись учения «Весенний шторм», в которых приняли участие около 9 тыс. военнослужащих из 13 государств Североатлантического альянса.

1 Amnesty International: Estonia - Amnesty International Report 2010. December 2011.

2 Konflikt um Sowjet-Ehrenmal - Streit zwischen Estland und Russland eskaliert // Spiegel Online, 1 Mai 2007, 8 Juni 2017.

Позиция нынешних эстонских властей состоит в том, что НАТО на 100% обеспечивает адекватное сдерживание любого

потенциального агрессора, поэтому Россия нападать на Эстонию не будет [10]. Собственно говоря, об отсутствии таких планов неоднократно заявлял и российский МИД.

Литва стала независимым государством, по сути, до официального распада СССР, и случилось это в сентябре 1991 г. Отношения этой страны с Российской Федерацией складывались достаточно непросто, поскольку о своем выходе из состава Советского Союза Литва фактически объявила еще в 1990 г., а в январе 1991 г. Москва решила вернуть эту бывшую республику обратно, причем с использованием военной силы. Именно события той поры в Вильнюсе и некоторых других крупных литовских городах и являются основной причиной того, что Литва является на сегодняшний день прибалтийским государством, которое больше всего опасается России.

Д. Грибаускайте, нынешний президент Литвы, является, пожалуй, одним из самых антироссийски настроенных политических лидеров. Следует особо отметить, что в этом с ней солидарна практически вся политическая элита страны [11], по мнению которой, политика Москвы опасна не только для прибалтийского региона, но и для всей Европы в целом. Особую тревогу литовских властей вызывает «декларируемая российскими властями доктрина, согласно которой они в качестве одного из своих внешнеполитических приоритетов рассматривают защиту русскоязычных за рубежом»5.

В 2014 г., после того как Крым на основании волеизъявления его граждан вошел в состав России, министр обороны Литвы Ю. Олескас заявил, что нечто подобное может случиться и в этой стране Балтии. Он сказал, что около 100 тыс. российских военных могут в течение всего нескольких часов выдвинуться к границам страны, и поэтому очень важно,

3 Russland verdoppelt Zahl der Soldaten bei Militärmanöver

// Die Zeit, 19 März 2015.

чтобы на ее территории располагался воинский контингент НАТО в качестве сдерживающего фактора, причем на постоянной основе. Совсем недавно Грибаускайте выразила также большую озабоченность в связи с повышенной военной активностью Российской Федерации в граничащей с Литвой Калининградской области. Более того, она заявила, что российско-белорусские учения «Запад-2017» свидетельствуют о том, что Москва и Минск совместно готовятся к войне с Западом4. Таким образом, Литва видит в России значительную угрозу собственному суверенитету.

Латвия также объявила о своей независимости в 1990 г., еще до распада СССР. В новейшей истории ее отношения с Российской Федерацией складывались очень непросто. Одной из основных претензий к латышским властям со стороны России остается сложное положение многих русскоязычных жителей, которым не предоставлено гражданство и которые являются в республике, образно говоря, людьми второго сорта5. После того как Крым вошел в состав Российской Федерации, власти Латвии убеждены, что недовольные своим положением русскоязычные граждане могут попытаться провести собственный

референдум о присоединении тех территорий, где они преимущественно проживают, к Российской Федерации6.

Чтобы максимально снизить вероятность такого развития событий, Латвия разместила на своей территории контингент НАТО, который, по ее мнению, в значительной мере гарантирует стране безопасность. Военные эксперты считают латвийскую армию самой слабой в прибалтийском регионе [12], так что для защиты от гипотетической агрессии со стороны Российской Федерации присутствие

4 Graham-Harrison E., Boffey D. Lithuania fears Russian propaganda is prelude to eventual invasion. The Guardian, 3 April 2017.

5 Werden die Russen in Estland und Lettland diskriminiert? URL: http://baltikum-blatt.eu/baltikum-submenue/1089-werden-die-russen-in-estland-und-lettland-diskriminiert.html

6 Der neue Fischer Weltalmanach 2017. Frankfurt am Main:

Fischer Verlag, 2016. S. 278.

войск Североатлантического блока в этой стране действительно необходимо.

В вопросе отношения к России латвийское общество сейчас достаточно серьезно расколото. Подавляющее большинство русскоязычного населения никакой угрозы со стороны России не ощущает, в то время как большинство этнических латышей испытывают такие опасения [12]. Интересно, что не так давно глава полиции безопасности Латвии Н. Межвиетс заявил, что его сотрудниками зафиксировано несколько случаев, когда отдельные латвийские педагоги пытались «реализовывать геополитические интересы России»7, соответствующим образом воздействуя на своих учащихся.

Финляндия независимость от Советской России получила в декабре 1917 г., однако в 1939-1940 гг. бывшей российской провинции Чухне [13] пришлось воевать с Советским Союзом. Во время Второй мировой войны Финляндия была союзницей Германии, однако после ее окончания у СССР именно с ней сложились, пожалуй, самые лучшие отношения из всех капиталистических стран.

В последнее время отношения России и Финляндии серьезно ухудшились - вплоть до того, что нейтральная ранее Финляндия стала рассматривать возможность вступления в НАТО. Правда, в мае 2017 г. М. Хаутала, посол этой страны в России, во время своего рабочего визита в Екатеринбург заявил, что в действительности таких планов нет, однако отметил, что финны отнюдь не отказываются от своего права подать заявку на вступление в этот военно-политический блок. Посол сказал, что это может быть сделано тогда, когда будет наблюдаться явное ухудшение ситуации в области безопасности.

Финляндия озабочена присоединением Крыма к РФ и повышением военной активности России в Балтийском регионе. Не так давно в американском издании The Wall Street Journal появились сообщения о том, что финские власти решили серьезно реконструировать систему бункеров и тоннелей под Хельсинки

7 Infotop.lv - новости Латвии и мира, аналитика и путешествия. URL: http://infotop.lv/home/startpage_lv/lv

протяженностью около 200 км. Как свидетельствуют эксперты, в этом подземном городе может разместиться все население финской столицы8. Причиной того, что власти страны решили взяться за модернизацию этой системы коммуникаций, является, по их мнению, военная угроза со стороны Российской Федерации.

Дания как скандинавская страна располагается достаточно далеко от Российской Федерации, и военной агрессии не опасается. К тому же она давно является полноправным членом НАТО, что в значительной мере гарантирует ее безопасность. Тем не менее в последние годы экономические и политические отношения Дании и Российской Федерации существенно ухудшились. Совсем недавно Дания высказала намерение направить полторы сотни своих военнослужащих в состав контингента НАТО, размещенного в Прибалтике [14].

М. Ванин, российский посол в Копенгагене, в своем недавнем интервью датским средствам массовой информации, констатировал, что в последнее время Дания проводит немало, как он выразился, «антироссийских кампаний», что выражается и в поддержке санкций, и в отправке своих военных в Прибалтику, и в целом ряде других совсем недружественных действий9. Дания недовольна тем, что российские военные самолеты нередко летают в непосредственной близости от ее воздушных границ.

Как и Дания, Швеция располагается достаточно далеко от России, но и с этой скандинавской страной отношения у Российской Федерации в последнее время складываются далеко не лучшим образом вследствие вхождения Крыма в состав России. Не так давно шведская газета Dagens nuheter, ссылаясь на свои собственные источники в спецслужбах страны, сообщила, что Швеция опасается роста угрозы со стороны

8 Canonica F., Krogerus M., Simone S., Gertsch C. Was die Welt von Finnland lernen kann. Hei Suomi! Finnland hat Geburtstag. Das Magazin. Zürich: Tagesanzeiger, Tamedia, № 13, Frühjahr 2017.

9 Российский посол пригрозил Дании ядерным оружием, а в Минобороны призвали не делать из России «монстра». URL: http://newsru.com/russia/21mar2015/vanin.html

Российской Федерации. Издание не стало конкретизировать, в чем именно состоят угрозы, поскольку его источники классифицировали эту информацию как совершенно секретную и имеющую большое значение для национальной безопасности государства. По данным издания, рассекречивание этой информации возможно только по специальному решению правительства.

Не так давно власти Швеции приняли решение досрочно вернуть в 2017 г. на остров Готланд размещавшуюся там ранее военную группировку. По уверениям шведских властей, это никак не связано с тем, что страна опасается военного вторжения, однако специалисты отмечают, что безо всяких причин военные гарнизоны в ускоренном порядке не размещаются. Следует также отметить, что по сообщениям той же газеты, Dagens nuheter, в шведском правительстве подумывают о вступлении страны в НАТО, хотя никаких официальных заявлений по этому поводу нет. Причиной тому также считается некая возросшая угроза со стороны России, которая, как уже было сказано, в Швеции является государственной тайной.

Польша, бывшая некогда территорией Российской империи и после 1945 г. - частью мировой социалистической системы, традиционно ощущает угрозу со стороны России. Как отметил в своем недавнем выступлении в Сейме министр обороны А. Мацирович, военная угроза в последнее время существенно возросла по причине значительного повышения активности российской военной авиации вблизи воздушных границ страны. По словам Мацировича, польским истребителям F-16 все чаще приходится вылетать на их перехват. Кроме того, значительное беспокойство польских властей вызывают и совместные российско-белорусские учения «Запад-2017».

Недавно в Варшаве состоялся саммит НАТО, по результатам которого Североатлантический альянс принял решение о серьезном усилении военной группировки, расположенной в Польше. Официальный представитель

канцелярии президента А. Дуды по его результатам заявил, что во многом благодаря этой мере, страна в обозримом будущем уже не будет ощущать никакой угрозы со стороны России. Впрочем, некоторые известные польские эксперты считают, что так называемая российская угроза является фиктивной. Т. Янковский в интервью радио Sputnik отметил, что такая угроза полностью надумана для того, чтобы обеспечить необходимость закупки американских вооружений (в значительной степени, кстати, устаревших)10.

О своей обеспокоенности возросшей угрозой со стороны России для Германии и всей Европы не так давно официально заявил Б. Каль, нынешний глава федеральной разведывательной службы. Боевая мощь р о с с и й с к и х в о о ру же н н ы х с и л , сосредоточенных поблизости от западной границы Германии, в последнее время возросла вдвое. Каль отметил, что это никак н е л ь з я р а с ц е н и в а т ь в ка ч е с т в е оборонительных действий. В качестве практической меры противодействия российской угрозе является решение немецкого правительства обновить систему ПВО, о котором недавно сообщило агентство Reuters.

Однако трезвомыслящие немецкие политики понимают, что ухудшение отношений с Россией и экономические санкции лишь вредят экономике Германии. В середине июня 2017 г. официальные власти заявили, что новый пакет антироссийских санкций, который ставит под вопрос реализацию совместных российско-германских проектов, угрожает энергетической безопасности не только ФРГ, но и всей Европы. Глава немецкого внешнеполитического ведомства З. Габриэль отметил также, что сотрудничество Германии и России в сфере энергетики является прерогативой исключительно этих двух стран, и американцам вмешиваться в него не следовало бы.

10 Польский эксперт: никакой «российской угрозы» не существует.

URL: https://ria.ru/radio_brief/20170620/1496930704.html

Итак, военно-стратегическая обстановка в Балтийском регионе остается напряженной и обусловлено это боязнью мифической российской угрозы. Живучесть этого мифа связана с агрессивной и недружественной политикой правительств балтийских стран по отношению к русскому населению, которое рассматривается в качестве граждан второго сорта, дискриминируется и потому видит в Российской Федерации возможного спасителя.

Деятельность НАТО в Балтийском регионе

П р о б л е м а п р и бл и же н и я в о е н н о й инфраструктуры блока НАТО к границам Российской Федерации не нова. В действующей редакции Военной доктрины11 прямо говорится, что основной внешней военной опасностью для нашего государства я в л я е т с я п р и б л и же н и е в о е н н о й инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе и путем дальнейшего расширения блока. Кроме того, к внешней военной опасности относится развертывание или наращивание воинских контингентов иностранных государств на территориях государств, сопредельных с Россией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях.

После распада СССР все три бывшие прибалтийские союзные республики и большинство стран Варшавского договора стали членами НАТО. В целом за последние четверть века новыми членами блока НАТО стали 13 государств, из которых четыре страны непосредственно граничат с территорией России. В качестве «компенсации» России предлагали участие в натовской программе «Партнерство во имя мира». Был предъявлен ряд условий, при выполнении которых наша страна могла бы участвовать в совместных учениях и миротворческих операциях. Российская сторона в соответствии с данной программой должна была взять на себя ряд обязательств, которые противоречили концепции ее военной политики (раскрытие военного бюджета, согласование программы модернизации и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976.

развития ОПК). От России требовалось также реорганизовать вооружение и свою систему боевого управления, тактику действия военных формирований под стандарты НАТО. Учрежденный в 2002 г. совет «Россия -НАТО», функционировавший до 2014 г., также не дал никакого позитивного результата.

Обеспечение безопасности нашего государства зависит от резко меняющейся обстановки в стране и в мире. Проанализируем несколько редакций Военной доктрины Российской Федерации, что поможет понять мотивы, логику и причины реформирования силовых институтов власти в сфере обеспечения военной безопасности страны.

В Военной доктрине 1993 г. не было прямо сказано о проблемах, связанных с приближением НАТО к границам Российской Федерации. Речь шла о том, что внешней военной опасностью для России было расширение военных блоков и союзов в ущерб интересам военной безопасности РФ12.

В начале 2000 г. исполняющий обязанности Президента Российской Федерации В.В. Путин утвердил новую редакцию Военной доктрины13. В качестве военной опасности извне стали рассматривать создание и наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы РФ и ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях.

Через 10 лет, уже Президентом РФ Д.А. Медведевым были утверждены новые положения Военной доктрины14. Теперь приближение военной инфраструктуры стран -членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе расширение блока, стали рассматривать как серьезную военную

12 Основные положения Военной доктрины Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации

от 02.11.1993 № 1833 (утратил силу).

13 Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.04.2000 № 706 (утратил силу).

14 О Военной доктрине Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 05.02.2010

№ 146 (утратил силу).

опасность, требующую незамедлительного реагирования.

Отсутствие в течение 10 лет законодательно закрепленной угрозы приближения инфраструктуры НАТО к границам РФ можно объяснить попытками России сблизиться с НАТО. В своем недавнем интервью режиссеру О. Стоуну Президент РФ В.В. Путин сообщил, что поднимал вопрос о возможности вступления России в блок НАТО еще в беседе с Б. Клинтоном15. Здесь стоит отметить, что вступление России в Североатлантический альянс, по сути, невозможно. Это своего рода утопия, так как после гипотетического вступления России в данную организацию НАТО теряет весь смысл своего существования. Стоит напомнить, что в 1949 г. блок НАТО был создан США в противовес Советскому Союзу, а Россия после распада СССР является его правопреемницей. Вступление России в НАТО означало бы конец самому альянсу, если только блок не обозначил бы нового врага - например, международный терроризм.

Альтернативой взаимоотношений России и НАТО должно стать не вступление нашей страны в данный альянс, а поиск возможности сотрудничества с НАТО в случае соблюдения ряда условий, из которых важнейшими должны стать следующие:

1) блок НАТО должен взять на себя обязательство действовать строго в рамках норм международного права, неукоснительно соблюдая принципы Устава ООН, в том числе и в странах Балтийского региона;

2) альянсу необходимо трансформироваться из военного блока в политическую систему коллективной безопасности, включающую в себя военное ядро, способное незамедлительно реагировать на конфликты локального характера, могущие вспыхнуть в Балтийском регионе;

3) участники Североатлантического альянса обязуются соблюдать и исполнять норму

15 Путин рассказал, что обсуждал с Клинтоном вступление России в НАТО.

URL: https://ria.ru/politics/20170603/1495759550.html

ст. 5 Вашингтонского договора относительно того, что нападение на какую-либо страну - члена НАТО стоит рассматривать как нападение на всех, и применить это ко всей территории нашего государства;

4) должны произойти сокращение и унификация военных расходов;

5) блок НАТО должен отказаться от размещения вдоль российской границы в целом и в Балтийском регионе в частности военных объектов, способных противостоять российскому стратегическому потенциалу.

На сегодняшний день деятельность НАТО в Балтийском регионе представляется достаточно агрессивной, а против России развязана широкомасштабная информационная война, в которой огромную роль играют бывшие прибалтийские республики. Сама логика политических процессов заставляет Россию всемерно укреплять и расширять военное присутствие в Балтийском регионе.

Возможности РФ для обеспечения и защиты своих интересов в Балтийском регионе

Одним из механизмов в обеспечении военной безопасности Балтийского региона выступают силы и средства Западного военного округа, являющегося военно-административной

единицей вооруженных сил Российской Федерации. Западный военный округ был образован в 2010 г. в ходе военной реформы путем слияния Ленинградского и Московского военных округов, Северного и Балтийского флотов, а также 1-го Ленинградского Краснознаменного командования ВВС и ПВО. Штаб-квартира округа располагается в Санкт-Петербурге. Войска и силы военного округа дислоцируются на территории трех федеральных округов (Северо-Западного, Центрального, Приволжского), включающих в себя территории 26 субъектов Российской Федерации. Западный военный округ входит в состав Объединенного стратегического командования (ОСК) «Запад». В связи со сложной международной обстановкой,

вызванной в том числе наращиванием военного присутствия блока НАТО в Арктике, в декабре 2014 г., Северный флот был выведен из ОСК «Запад» и был включен в состав ОСК «Север» для комплексного обеспечения безопасности арктического региона, со штаб-квартирой в Североморске.

В законодательстве Российской Федерации имеется такое понятие, как оборона16, под которой понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются Вооруженные силы Российской Федерации, при этом Минобороны России является органом управления Вооруженными силами Российской Федерации. К обороне привлекаются силы и средства ФСВНГ, МЧС России, СВР, ФСБ, ФСО, ГУСП, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Оценим военно-стратегический потенциал Вооруженных сил Российской Федерации в Балтийском регионе. Так, в состав ОСК «Запад» входят 2 общевойсковые армии (6-я Краснознаменная общевойсковая армия, 20-я гвардейская Краснознаменная общевойсковая армия); 1-я гвардейская танковая армия; 6-я армия ВВС и ПВО; Балтийский флот, а также соединения, воинские части и организации всестороннего обеспечения. По данным официального сайта Министерства обороны России, численность ОСК «Запад» составляет более 400 тыс. военнослужащих.

Непосредственно страны Балтийского региона граничат с территориями Ленинградской (Эстония, Финляндия), Псковской (Эстония, Латвия), Калининградской (Литва, Польша), Мурманской (Финляндия) областями, Республикой Карелия (Финляндия). В данных субъектах Федерации располагается достаточное количество сил и средств, способных отразить или предотвратить

16 Об обороне: Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 29.12.2017).

агрессию (или угрозу агрессии) против Российской Федерации.

Так, для поддержания состояния военной безопасности и в случае агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации силы и средства ОСК «Запад» и ОСК «Север», включающие в себя бригады, полки, батальоны, дивизии, центры, отряды, готовы выполнить приказ Президента - Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации и защитить наше государство от акта агрессии. Под агрессией признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации. Федеральный конституционный закон «О военном положении»17 к актам агрессии относит ряд действий, направленных против России, выраженных в виде: вторжения или нападения вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, либо любая аннексия территории нашего государства или группы государств или ее части с применением вооруженной силы; бомбардировки вооруженными силами иностранного государства территории России или применение любого оружия иностранным государством против России; блокады портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства; нападения вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные силы Российской Федерации или другие войска независимо от их места дислокации; действия иностранного государства, позволяющие использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против России; засылки иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации.

17 О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (с изменениями и дополнениями на 1.07.2017).

Большинство действий НАТО, предпринятых в последнее время в Балтийском регионе, напоминают готовящуюся военную агрессию против нашей страны, причем присутствие значительных сил сопровождается

продуманными акциями информационной войны, направленными на сознание как россиян, так и граждан других стран Балтийского региона.

Выводы

Итак, Балтийский регион - это область традиционных геополитических интересов России, сфера обоснованных притязаний «русского мира» в экономике, политике и социокультурной сфере. Мир и спокойствие в этом регионе напрямую влияют на комплексную безопасность России, а военная активность НАТО, возросшая за последние годы, должна справедливо оцениваться как прямая угроза для военной безопасности нашей страны.

Россия не принадлежит к какому-либо военному блоку, поэтому активность НАТО не может быть оправдана необходимостью защиты или превентивных мер в ответ на российскую угрозу. Балтийский регион не должен превратиться в «ядерный пояс» враждебно настроенных по отношению к нашей Родине государств, тем более - в шахидский пояс смертников, ибо политкорректная и толерантная по отношению к азиатским мигрантам политика может привести к фатальным для всей европейской цивилизации последствиям.

С другой стороны, Россия должна укреплять свои политические и экономические позиции в Балтийском регионе и быть готова защищать их военными средствами, ибо усиление влияния нашей страны соответствует традиционным историческим и патриотическим традициям и, следовательно, реализации национальной идеи страны.

Список литературы

1. Бременский А. Деяния архиепископов гамбургской церкви. В кн.: Немецкие анналы и хроники X-XI столетий. М.: Изд-во Университета Дмитрия Пожарского, 2012. С. 297-449.

2. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. Л.: Наука, 1964. 483 с.

3. Корнеевец B.C. Международная регионализация на Балтике: монография. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2010. 205 с.

4. Корнеевец B.C. Понятия «страны Балтийского региона» и «Балтийский регион» // Космополис. 2008. № 2. С. 68-76.

5. Корнеевец B.C. Формирование трансграничных мезорегионов на Балтике. Калининград: Изд-во Российского гос. ун-та им. И. Канта, 2010. 79 с.

6. Балто-славянские исследования. XIX. Сборник научных трудов. СПб.: Нестор-История, 2014. 588 с.

7. Maciejewski W. The Baltic Sea Region: Cultures, Politics, Societies. Uppsala: Baltic University Press, 2002. 676 p.

8. Жиркова C.B. Роль Балтийского региона в сотрудничестве Россия - Евросоюз // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 6. С. 87-91.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-baltiyskogo-regiona-v-sotrudnichestve-rossiya-evrosoyuz

9. Кабузан B.M. Формирование многонационального населения Прибалтики (Эстонии, Латвии, Литвы, Калининградской области России) в XIX-XX вв. (1795-2000 гг.). М.: Институт российской истории, 2009 . 151 с.

10. Воротников В.В. Внешняя политика государств Балтии в начале XXI в. М.: Аспект Пресс, 2015. 271 с.

11. Eidintas A., Bumblauskas A., Kulakauskas A., Tamosaitis M. The History of Lithuania. Vilnius: Eugrimas, 2015. 328 p.

12. Schmidt T. Das politische System Lettlands. In Die politischen Systeme Osteuropas. Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften, 2004. P. 111-151.

13. Лескинен М.В. Поляки и финны в российской науке второй половины XIX в.: «другой» сквозь призму идентичности. М.: Индрик, 2010. 368 с.

14. Knauer C. Dänemark. Ein Länderportrait. Berlin: Christian Link Verlag, 2017. 224 s. Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-2872 Threats and Security

elSSN 2311-875X

THE MILITARY SECURITY OF THE BALTIC REGION AND THE NATO MILITARY INFRASTRUCTURE APPROXIMATING THE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Andrei A. KOVALEV3', Aleksei I. BALASHOVb

a Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

St. Petersburg, Russian Federation

[email protected]

https://orcid.org/0000-0002-7760-5732

b Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg, Russian Federation aleksey.i.bal ashov@gmail .com https://orcid.org/0000-0002-2218-9145

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 27 February 2018 Importance The research focuses on the military security issues of the Baltic region as Received in revised form the NATO infrastructure approximates the Russian borders.

16 March 2018 Objectives We evaluate the role of the Baltic States in the European security system,

Accepted 31 March 2018 analyze the military and strategic situation in the Baltic region after the collapse of Available online the USSR up to the present time. The article also investigates the NATO activities in

15 June 2018 the Baltic region from perspectives of threats to the military security of Russia and reviews

Russia's capabilities to ensure and protect its interests in the Baltic region. JEL classification: Z18 Methods The research deploys the historic-logic and historic-comparative methods,

specific political case methodology (situation analysis, event analysis, expert assessment method).

Results Considering the Baltic region, we examine the military and strategic situation, NATO activities in terms of threats to the military security of Russia, and study Russia's capabilities to ensure and protect its interests.

Conclusions and Relevance We examined and evaluated the role of the Baltic States in the European security system, military and strategic situation in the Baltic region, NATO activities there as a threat to the military security of Russia. We also consider Russia's Keywords: military security, capabilities to ensure and protect its national interests in the Baltic region. Intensifying comprehensive security, activities of NATO cannot but be regarded as a direct menace to the military security of

military infrastructure, clash of Russia. The findings may be perused for general and special-purpose courses of political civilizations, geopolitics science and economics and prove useful to public and municipal administration authorities.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Kovalev A.A., Balashov A.I. The Military Security of the Baltic Region and the NATO Military Infrastructure Approximating the Border of the Russian Federation. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 6, pp. 1151-1165. https://doi.org/10.24891/ra.146.1151

References

1. Bremenskii A. Deyaniya arkhiepiskopov gamburgskoi tserkvi. Vkn.: Nemetskie annaly i khroniki X-XI stoletii [Exploits of the Hamburg church archbishops. In: The German annals and chronicles of the 10th-11th centuries]. Moscow, Dmitry Pozharsky University Publ., 2012, pp. 297-449.

2. Vainshtein O.L. Zapadnoevropeiskaya srednevekovaya istoriografiya [The historiography of Western Europe in the Middle Ages]. Leningrad, Nauka Publ., 1964, 483 p.

3. Korneevets V.S. Mezhdunarodnaya regionalizatsiya na Baltike: monografiya [Global regionalism in the Baltic region: a monograph]. St. Petersburg, Saint Petersburg University Publ., 2010, 205 p.

4. Komeevets V.S. [The concept of the Baltic States and Baltic region]. Kosmopolis, 2008, no. 2, pp. 68-76. (In Russ.)

5. Korneevets V.S. Formirovanie transgranichnykh mezoregionov na Baltike [The formation of cross-border mesoregions in the Baltic region]. Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University Publ., 2010, 79 p.

6. Balto-slavyanskie issledovaniya. XIX. Sbornik nauchnykh trudov [Baltic and Slavic studies. Issue 19. Collection of proceedings]. St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2014, 588 p.

7. Maciejewski W. The Baltic Sea Region: Cultures, Politics, Societies. Uppsala, Baltic University Press, 2002, 676 p.

8. Zhirkova S.V. [Role of the Baltic region in cooperation Russia-European Union]. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and Economic Phenomena and Processes, 2013, no. 6, pp. 87-91. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-baltiyskogo-regiona-v-sotrudnichestve-rossiya-evrosoyuz (In Russ.)

9. Kabuzan V.M. Formirovanie mnogonatsionalnogo naseleniya Pribaltiki (Estonii, Latvii, Litvy, Kaliningradskoi oblasti Rossii) v XIX-XX vv. (1795-2000 gg.) [The origination of

the multinational population in the Baltic region (Estonia, Latvia, Lithuania, Kaliningrad Oblast of Russia) in the 19th-20th centuries (1795-2000)]. Moscow, Institute of Russian History Publ., 2009, 151 p.

10. Vorotnikov V.V. Vneshnyaya politika gosudarstv Baltii v nachale XXI v [Foreign policy of

the Baltic States at the beginning of the 21st century]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2015, 271 p.

11. Eidintas A., Bumblauskas A., Kulakauskas A., Tamosaitis M. The History of Lithuania. Vilnius, Eugrimas, 2015, 328 p.

12. Schmidt T. Das politische System Lettlands. In: Die politischen Systeme Osteuropas. Wiesbaden, Verlag für Sozialwissenschaften, 2004, pp. 111-151.

13. Leskinen M.V. Polyaki i finny v rossiiskoi nauke vtoroi poloviny XIX v.: "drugoi" skvoz'prizmu identichnosti [The Poles and Finns in the Russian science of the second half of the 19th century: 'The other' through the lens of identity]. Moscow, Indrik Publ., 2010, 368 p.

14. Knauer C. Dänemark: Ein Länderportrait. Berlin, Christian Link Verlag, 2017, 224 p.

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or

potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the

publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.