Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ СУЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ'

ЭВОЛЮЦИЯ СУЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ТРУДА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салова Тамара Львовна

В статье исследуется процесс адаптации современного человека к стремительным трансформациям окружающего мира, связанным с цифровизацией экономики, интеллектуализацией трудовой деятельности, изменением парадигмы системы образования. Выявляются ключевые особенности человека будущего - интеллектуала, обладающего высокими профессиональными качествами и творческими способностями. Интеллектуализация трудовой деятельности требует от человека духовной зрелости и высокой социальной ответственности. Подчеркивается, что увеличение интеллектуальной составляющей труда, внедрение наукоемких технологий, высокий профессионализм служат основой новой мотивационной системы человека, вытесняющей систему материального стимулирования: труд и совершенствование человека становятся категориями одного порядка. А интеллектуальные способности и полученное качественное образование определяют и уровень доходов, и социальный статус. Новая модель «непрерывного образования», в основе которой лежит принцип обучения на протяжении всей жизни, является источником активности человека и готовности выйти за пределы своих возможностей, а постоянное самосовершенствование превращается в способ бытия. Социальным предназначением человека будущего остается сохранение культуры и обеспечение устойчивого развития цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF A PERSON INFLUENCED BY DIGITAL TRANSFORMATIONS

The article examines the process of adaptation of a modern person to rapid transformations of the surrounding world associated with the digitalization of the economy, the intellectualization of labor activity, and changes in the paradigm of the education system. The key features of a person of the future, i.e. an intellectual with high professional qualities and creative abilities, have been revealed. The intellectualization of labor activity requires spiritual maturity and high social responsibility from a person. It has been emphasized that an increase in the intellectual component of labor, introduction of high technology, high professionalism serve as the basis for a new motivational system of a person, displacing the system of material incentives: labor and human improvement - become categories of the same order. The intellectual abilities and the received high-quality education determine both the level of income and social status. The new model of “lifelong education”, which is based on the principle of lifelong learning, is a source of human activity and readiness to go beyond their capabilities, and constant self-improvement turns into a way of being. The social destiny of a man of the future remains the preservation of culture and the provision of sustainable development of civilization.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ СУЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-164-169 УДК 159.923.2:004

СаловаТ.Л.

ЭВОЛЮЦИЯ

СУЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХТРАНСФОРМАЦИЙ

Салова Тамара Львовна,

кандидат технических наук, доцент, Ооцент кафедры Информационных технологий ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, Россия,

e-mail: salovaajvail. г и, тел.: +7 (900) 244 73 40

Аннотация

В статье исследуется процесс адаптации современного человека к стремительным трансформациям окружающего мира, связанным с цифровизацией экономики, интеллектуализацией трудовой деятельности, изменением парадигмы системы образования.

Выявляются ключевые особенности человека будущего - интеллектуала, обладающего высокими профессиональными качествами и творческими способностями. Интеллектуализация трудовой деятельности требует от человека духовной зрелости и высокой социальной ответственности.

Подчеркивается, что увеличение интеллектуальной составляющей труда, внедрение наукоемких технологий, высокий профессионализм служат основой новой мотивацион-ной системы человека, вытесняющей систему материального стимулирования: труд и совершенствование человека становятся категориями одного порядка. А интеллектуальные способности и полученное качественное образование определяют и уровень доходов, и социальный статус.

Новая модель «непрерывного образования», в основе которой лежит принцип обучения на протяжении всей жизни, является источником активности человека и готовности выйти за пределы своих возможностей, а постоянное самосовершенствование превращается в способ бытия.

Социальным предназначением человека будущего остается сохранение культуры и обеспечение устойчивого развития цивилизации.

Ключевые слова: информационно-цифровая цивилизация, человек, природа человека, ключевые особенности человека, интеллектуализация труда, устойчивое развитие цивилизации

Для цитирования: Салова Т.Н. Эволюция сущностных характеристик человека под влиянием цифровых трансформаций Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 3. С 164-169. Imps: doi. org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-164-169.

Salova T.L. EVOLUTION

OF ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF A PERSON INFLUENCED BYDIGITALTRANSFORMATIONS

Salova Tamara Lvovna,

Candidate of Technical Sciences, an associate professor, an assistant professor of the Department of Information Technologies of FSBEI HE "Sochi State University", Sochi, Russia, e-mail: salova ajvail. ru, tel.: +7 (900) 244 73 40

Annotation

The article examines the process of adaptation of a modern person to rapid transformations of the surrounding world associated with the digitalization of the economy, the intellectualization of labor activity, and changes in the paradigm of the education system.

The key features of a person of the future, i.e. an intellectual with high professional qualities and creative abilities, have been revealed. The intellectualization of labor activity requires spiritual maturity and high social responsibility from a person.

It has been emphasized that an increase in the intellectual component of labor, introduction of high technology, high professionalism serve as the basis for a new motivational system of a person, displacing the system of material incentives: labor and human improvement - become categories of the same order. The intellectual abilities and the received high-quality education determine both the level of income and social status.

The new model of "lifelong education", which is based on the principle of lifelong learning, is a source of human activity and readiness to go beyond their capabilities, and constant self-improvement turns into a way of being.

The social destiny of a man of the future remains the preservation of culture and the provision of sustainable development of civilization.

Keywords: information-digital civilization, a man, human nature, key features of a man, intellectualization of labor, sustainable development of civilization

For citation: Salova T.L. Evolution of essential characteristics ofa person influenced by digital transformations VestnikMajkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universi-teta. 2021. Volume 13, No. 3. P. 164-169. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-164-169.

Введение. Неизбежность перехода к новой информационно-цифровой цивилизации уже несколько десятилетий обсуждается в кругах ученых. Начиная с 60-х годов предыдущего столетия, целая плеяда крупных ученых-футурологов предоставила в своих трудах научное обоснование такого перехода. Наиболее существенный вклад внесли Д. Белл, выдвинувший концепцию постиндустриального общества [1], Э. Тоффлер,

которого считают пророком Интернет-цивилизации [2], М. Кастельс - автор новой социальной формы - сетевого общества [3] и другие. Немалый вклад внесли русские ученые. Еще в 30-е годы XX столетия появилось учение В.И. Вернадского о ноосфере - сфере разума [4], идеи которого впоследствии получили развитие в трудах А.Д. Урсула [5]. Русские ученые РФ. Абдеев [6], В.Л. Иноземцев [7], А.И. Ракитов [8] являются авторами

философии информационной цивилизации, отражающей особенности, противоречия и перспективы.

Стремительное развитие техники и технологий - прогрессивное по своей сути - тем не менее, спровоцировало существенное отставание гуманитарных исследований, особенно в области изучения тех изменений, которые происходят с человеком в новой информационно-техногенной среде. Исследование тенденций прогнозируемых изменений человека

- его физиологии, интеллекта, психики, менталитета, системы ценностей, стиля жизни - является актуальной задачей на современном этапе развития.

Обсуждение. Замедленные темпы культурной адаптации к нововведениям некоторыми авторами оцениваются как кризис культуры [9]. Ускоряется время социального бытия, требуя от человека определенного уровня готовности к перестройке, духовной зрелости, ответственности. Находясь в ситуации постоянного выбора и принятия решений, человек становится практически не свободным. Трансформации в обществе меняют природу человека. Если поколения сменяются каждые 20-25 лет, то технологические уклады каждые 5-6 лет, а с появлением цифровой экономики - еще стремительнее. Не вызывает сомнений тот факт, что человек под воздействием технологий вынужден приспосабливаться, перестраиваться, приобретать новые качества и способности. Еще С. Лем в 60-е годы прошлого столетия в знаменитом трактате «Сумма технологий» [10] прогнозировал влияние технологий на эволюцию человека. Меняются физиология, мышление, менталитет, мировоззрение, стиль жизни.

Современное «цифровое поколение»

- нынешние дети и подростки, родившиеся в так называемую «эпоху гаджетов», утратили часть навыков и способностей, которыми обладает более старшее поколение. Можно выделить характерные

особенности, присущие большей части подрастающего поколения: неспособность воспринимать большие фрагменты информации и увязывать их в целостную картину, «клиповое» мышление, неумение запоминать большие тексты, отсутствие развернутой речи и желания читать. Смартфон и социальные сети определили стиль жизни целого поколения.

Однако не следует забывать, что именно молодое поколение является генератором новых идей, выразителем новейших знаний, носителем интеллектуального потенциала. Это самая физически здоровая часть общества, способная «схватывать на лету», осваивать инновационные технологии и новые формы коммуникации.

Проблема человека в изменяющимся мире существовала всегда, но темпы изменений поражают воображение: человеку не остается времени на психологическую перестройку. Успеет ли человек стать «другим», полноценно использующим свой человеческий потенциал, и какими личными качествами должен он обладать в новой реальности. Как подчеркивал А. Печчеи: «Человеку сейчас, по сути дела, не остается ничего другого, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития - той, где он, сочетая свое могущество с достойной мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией» [11]. Это актуально и сейчас - спустя более 40 лет.

Человек будущего - это, без сомнения, интеллектуал, обладающий высокими профессиональными качествами и творческими способностями. К числу отличительных ключевых особенностей человека можно отнести:

- готовность и способность к обучению на протяжении всей жизни с целью производства новых знаний;

- наличие целостности мышления, широты кругозора и междисциплинарных знаний;

- умение концептуально мыслить и принимать нестандартные решения при неполной и противоречивой информации;

- профессионализм и мобильность в сфере интеллектуального труда;

- способность к переобучению и адаптации к новым профессиям;

- умение сотрудничать и осваивать новые формы коммуникации.

Изменения характера трудовой деятельности, усиленной технологиями искусственного интеллекта, требуют от человека духовной зрелости и социальной ответственности. Возможность самореализации в профессиональной деятельности выходит на первые позиции в меняющейся системе ценностей.

Акцент на фундаментальности образования, на получении знаний ради генерации новых знаний, на развитии интеллектуальных и творческих способностей человека выдвигает в качестве первостепенной задачу разработки новой стратегии образования. Современная концепция образования, опираясь на цифровые трансформации всех сфер человеческой жизни, направлена, прежде всего, на решение личностно-значимых задач человека: его самоопределение, развитие и адаптацию к новым условиям с целью содействия устойчивому развитию цивилизации [12].

Широкое внедрение интеллектоем-ких технологий повлияло на стиль и способы мышления человека. Автоматизация умственного труда, организация коллективной работы в коммуникационном пространстве сети Интернет, внедрение искусственного интеллекта и систем виртуальной реальности внесли существенные изменения в технические правила умственной работы.

Увеличение интеллектуальной составляющей труда, экспансия наукоемких технологий, высокий профессионализм

служат основой формирования новой мо-тивационной системы человека. Интеллектуальные способности и полученное качественное образование определяют и уровень доходов, и социальный статус. Интеллектуальная элита становится наиболее состоятельной стратой общества, поскольку является одновременно и создателем интеллектуального продукта, и его владельцем.

Наука превращается в ведущий фактор развития общественного производства, а труд постепенно трансформируется в форму самовыражения.

Гармоничное развитие человека в условиях перехода к обществу знаний невозможно без решения стратегически важных задач, таких как:

- формирование информационной и интеллектуальной культуры;

- становление информационного научного мировоззрения;

- смена системы ценностей;

- появление новых этических норм и моральных принципов.

Информационную культуру связывают обычно с конкретными навыками по использованию техники и технологий. От человека требуется, в основном, квалификация и опыт. Интеллектуальная культура - это определенный, достаточно высокий уровень развития интеллекта, который позволяет не только профессионально заниматься интеллектуальным трудом, но и сознательно создавать духовные ценности. Стимулируя постоянное самообразование и саморазвитие человека, интеллектуальная культура обеспечивает высокий интеллектуальный потенциал общества.

Смена цивилизаций влечет за собой изменение мировоззрения или научной картины мира, системы представлений о мире и месте человека в нем. Информационно-цифровые трансформации определяют и социокультурную жизнь человека, и его общественное бытие. Смена системы ценностей

неизбежна. Можно выделить следующие тенденции:

- система мотивации замещает систему материального стимулирования;

- труд и совершенствование человека становятся категориями одного порядка;

- растет стоимость и востребованность высокоинтеллектуального труда;

- свободная творческая деятельность является и условием, и целью;

- благополучие и свободу гарантирует наличие интеллектуальных и творческих способностей;

- интеллектуальный капитал и ценность знания становятся системообразующими факторами;

- меняется отношение человека к природе в сторону экологичности и поддержания устойчивого развития цивилизации.

Однако следует подчеркнуть, что новая система ценностей усиливает размежевание массы и интеллектуальной элиты, живущих в разных культурных мирах. Но вполне возможно, что это временное явление, если модернизация в России пойдет, например, по пути Сингапура, который за несколько десятилетий из отсталого островного государства превратился в одно из самых развитых и конкурентоспособных государств мира [14]. Единственным стратегическим ресурсом страны были люди. Именно грамотное использование человеческого ресурса дало толчок к развитию. Сингапур славится своим высоким уровнем и качеством жизни, здравоохранением, образованием, экологией, организацией досуга и высокой культурой. Большая часть населения занята высокоинтеллектуальным трудом, и проблемы «масса - элита» просто не существует.

Самой долгосрочной и сложной задачей в стремительно изменяющемся мире является задача выработки этических норм и моральных принципов. В частности, этика сетевой коммуникации - одно из наименее разработанных направлений

гуманитарных исследований. Основной вопрос можно сформулировать так: является ли виртуальное пространство продолжением реального с его нравственными законами или в виртуальной коммуникации своя мораль? Ответ на этот вопрос является предметом отдельного исследования. Когда коммуникация утрачивает этические ориентиры, возникает угроза негативного влияния на мировоззрение человека. Этические нормы и мораль нужны исключительно для обеспечения безопасности «жизни» в информационном пространстве социума.

Заключение. Информационно-цифровая цивилизация создает условия для раскрепощения сущностных сил человека и развития способностей к предчувствию и предзнанию будущего, а также способностей адаптироваться к изменению технологий, стратегий, приоритетов достижения успеха.

Интеллектуализация труда, в основном за счет стремительного внедрения наукоемких технологий, меняет мотива-ционную систему современного человека. Получать качественное образование, которое обеспечивает высокий профессионализм в своей области деятельности, становится не просто престижно, но и материально выгодно. Интеллектуальный труд гарантирует получение высоких доходов и способствует улучшению качества жизни.

Принадлежность к интеллектуальной элите, объединяющей ученых, высококвалифицированных специалистов, производителей интеллектуальных продуктов высокой стоимости, обеспечивает не только определенные преимущества, но и требует от человека духовной зрелости и социальной ответственности. Быть интеллектуалом - это значит обладать интеллектуальной культурой, способствовать развитию духовно-нравственных ценностей.

Интеллектуал с высокой нравственной позицией имеет свое социальное

предназначение: сохранение культуры, накопление и генерацию знаний и интеллекта, поддержание благоприятного

нравственного климата в обществе, обеспечение устойчивого развития цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М.: Академия. 1999. 578 с.

2. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2003. 669 с.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ. 2000. 458 с.

4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.

5. Урсул АД. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития человечества. М.: Луч, 1993. 274 с.

6. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 335 с.

7. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. 304 с.

8. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.

9. Алентьева Т.В. Кризис культуры в современной России // Берегиня. 777. Сова: общество, политика, экономика. 2013. № 4 (19). С. 215-222.

10. Лем С. Сумма технологий. М.: ACT, 2018. 635 с.

11. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 312 с.

12. Урсул АД., Урсул Т.А. Эволюционные парадигмы и модели образования XXI века // Современное образование. 2002. № 1. С. 1-67.

13. Селезнев П.С. Сингапурская модернизация: инновационный опыт для России // Власть. 2014. Т. 22, № 7. С. 165-172.

REFERENCES:

1. Bell D. The coming post-industrial society: the experience of social forecasting. M.: Academy.

1999. 578 p.

2. Toffler E. Metamorphoses of power. M.: AST, 2003. 669 p.

3. Castells M. Information age: economy, society, culture. M.: GU HSE, 2000. 458 p.

4. Vernadsky V.I. Scientific thought as a planetary phenomenon. M.: Nauka, 1991. 271 p.

5. Ursul A.D. The path to the noosphere: the concept of survival and sustainable development of mankind. Moscow: Luch, 1993. 274 p.

6. Abdeev R.F. Philosophy of information civilization. M.: VLADOS, 1994. 335 p.

7. Inozemtsev V.L. Modern post-industrial society: nature, contradictions, prospects. M.: Logos,

2000. 304 p.

8. Rakitov A.I. Philosophy of the computer revolution. Moscow: Politizdat, 1991. 287 p.

9. Alentyeva T.V. Crisis of culture in modern Russia // Bereginya. 777. Owl: society, politics, economics. 2013. No. 4 (19). P. 215-222.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Lem S. The sum of technologies. M.: AST, 2018. 635 p.

11. Peccei A. Human qualities. Moscow: Progress, 1985. 312 p.

12. Ursul A.D., Ursul T.A. Evolutionary paradigms and models of education in the XXI century // Modern education. 2002. No. 1. P. 1-67.

13. Seleznev PS. Singapore modernization: innovative experience for Russia // Power. 2014. T. 22, No. 7. P. 165-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.