УДК 316 ББК 60.52 С-16
Салова Тамара Львовна, кандидат технических наук, доцент, кафедры Информационных технологий Сочинского государственного университета, г. Сочи, e-mail :[email protected], т.: 8(900)2447340
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРУДА
СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА (рецензирована)
Анализируется современный этап развития общества. Рассматривается фаза перехода к обществу с сетевой структурой, когда большинство работающих занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, а роль теоретического знания занимает положение стратегического ресурса. Исследуются особенности изменения характера и содержания труда, вызванные внедрением информационно-коммуникационных технологий. Выявляются ключевые особенности человека, необходимые для реализации новых форм трудовой деятельности.
Ключевые слова: сетевое общество, информационная цивилизация, трансформация труда, сфера услуг, компьютерный труд, ключевые качества человека.
Salova Tamara Lvovna, Candidate of Technical Sciences, an associate professor of the Department of Information Technologies, Sochi State University, Sochi, e-mail: [email protected], t.: 8 (900) 2447340
TECHNOLOGICAL PARAMETERS OF NETWORK SOCIETY LABOUR TRANSFORMATION
(reviewed)
A modern stage of development of society has been analyzed. The phase of transition to a society with a network structure is considered, when the majority of workers are employed in the field of information and intellectual services, and the role of theoretical knowledge occupies a position of a strategic resource. Features of changes in the nature and content of labor, caused by the introduction of information and communication technologies, are investigated.
Key traits of a person necessary for the implementation of new forms of work are identified.
Key words: network society, information civilization, labor transformation, services, computer labor, key human qualities.
Введение. Переход от индустриальной фазы развития человеческого общества к информационной сопровождается целым рядом перемен - прежде всего в сфере производства и экономического развития. Объектами управления становятся не материальные сущности, а символы, идеи, образы интеллект, знания. Производственные отношения формируются под воздействием техники, компьютеров, коммуникаций. Как следствие, появление новой социальной формы - сетевого общества. Переход на новую
ступень экономического развития сопровождается изменениями, прежде всего, в характере и содержании труда, а также - в самом отношении к труду.
Характер труда отражает природу трудового процесса, форму его организации, способ взаимодействия людей со средствами труда и между собой. Массовое внедрение компьютерной и коммуникационной техники приводит к перевороту в организации труда, связанной с заменой человека робототехническими системами. В результате происходят значительные изменения как в положении человека в рабочей среде, так и в содержании труда.
С увеличением уровня технической оснащенности труда (особенно его компьютеризацией) связано увеличение доли сложного труда и уровня профессионализма работников, их квалификации. Наука превращается в ведущий фактор развития общественного производства, увеличивается интеллектуальная составляющая труда, труд постепенно трансформируется в форму самовыражения.
Обсуждение. Один из крупнейших футурологов М. Кастельс, автор фундаментального трехтомного труда «Информационная эпоха. Экономика, общество и культура» [1], не только ввел понятие «сетевое общество» и разработал его теорию, но и значительное внимание уделил кардинальной трансформации форм труда и занятости.
Изменение модели занятости и труда в течение последних десятилетий опирается на постулаты, выдвинутые М. Кастельсом [1, с. 201]. Это, прежде всего, утверждение о том, что главными источниками производительности и роста в развитых обществах являются знания и информация. Второе утверждение классика касается смещения экономической деятельности от производства товаров к предоставлению услуг: чем более развитой является экономика, тем больше занятость и производство должны быть сосредоточены в сфере услуг. И, наконец, третье утверждение касается экспансии наукоемких технологий и роста профессий, связанных с высокой насыщенностью их представителей информацией и знаниями.
Социальная структура любого общества (индустриального или постиндустриального) опирается, на производство материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения насущных жизненных потребностей людей, а приобретающие все большее значение информация, знания и наука - всего лишь обслуживают такое производство. Также не следует забывать, что основным ресурсом постиндустриальной экономики, определяющим благосостояние общества, продолжает оставаться энергия и, прежде всего, ее основной носитель - нефть. Высокий уровень жизни стран - энергетических гигантов обеспечивается именно этим показателем [2]. А информация и знания на современном уровне развития цивилизации продолжают носить вторичный характер. Правда, следует оговориться, что в футуристической концепции Э. Тоффлера [3] заложен прогноз перехода к альтернативным возобновляемым (а не истощаемым) источникам энергии.
Смещение акцентов в сфере занятости от традиционной промышленности и сельского хозяйства в сторону услуговой части экономики является очевидным. Но темпы роста и динамика развития индустрии услуг являются столь стремительными, что исследования в области маркетинга услуг находятся в самой начальной стадии развития [4, 5].
Можно выделить некоторые характерные черты этого явления: постоянная трансформация в связи с диверсификацией потребностей клиентов сервисного комплекса;
- расширение спектра и увеличение объемов предоставляемых услуг;
- появление новых видов и форм;
- наполнение новым содержанием услуг, уже ставших традиционными.
Как следствие - незавершенный характер исследований в области классификации услуг [6, 7]. Следует добавить, что услуги недостаточно стандартизированы и однородны, а неопределенность результата услуг, определяемая в значительной степени компетентностью персонала, проявляется непосредственно в процессе оказания услуг и требует дополнительного маркетинга с целью снижения неопределенности и уменьшения рисков [8].
И еще один аспект, затронутый М. Кастельсом, касается характера труда. Вопрос можно сформулировать следующим образом: становится ли труд более творческим вследствие всеобщей компьютеризации и информатизации профессиональной деятельности. Изменился ли существенно труд человека, сидящего не у конвейера, а за компьютером.
Очевидно, что любой компьютерный оператор, работающий в банке, магазине или офисе, нажимая на кнопки и клавиши занимается рутинной работой. Такой труд требует элементарного внимания, но минимума интеллектуальных усилий. На появление многочисленного пролетариата «белых воротничков», составленного из конторских служащих, указывают в своих работах многие теоретики информационного общества.
Компьютер действительно стал бесценным помощником, облегчающим интеллектуальный труд, но он скорее отучает человека думать и совершенствовать свои умственные способности, хотя и дает возможность сосредоточиться на решении конечных задач [9, с. 69].
Появилось даже понятие «компьютерный труд», который рассматривается как высшая форма всеобщего труда, принципиально новое единство материального и интеллектуального труда [10]. Производство абстрактных материальных структур -является современной формой всеобщего, научного труда.
Широкое внедрение компьютерного труда, с одной стороны, увеличивает интеллектуальную составляющую характера труда, а с другой - способствует росту численности низкоквалифицированных компьютерных работников.
Характерными чертами трансформации труда в процессе перехода к информационной цивилизации являются следующие:
преобладание теоретических знаний, которые рассматриваются идеологом постиндустриального общества Д. Беллом как осевой принцип: «жрецами нового строя объявляются ученые, инженеры, технократы» [11];
рост наукоемких отраслей и широкое внедрение «конвергентных» технологий: нано-, био-, информационных и когнитивных [12];
реализация идеи коллективной работы: образование временных трудовых альянсов для совместного выполнения определенной работы (концепция «гибкой фирмы», «пульсирующей организации» - по Э. Тоффлеру [13]);
- тенденция перемещения работы из офиса в дом со свободным режимом рабочего дня, фриланс, флекстаймерство - по М. Кастельсу [1];
- создание пространства интеллектуальной среды с дистанционным характером работы, преимущественно в сети Интернет;
- приоритет технологий, гуманизирующих труд и обеспечивающих жесткий экологический контроль.
Высокие технологии требуют большой ответственности и духовной зрелости человека, влияют на радикальное совершенствование интеллектуальных способностей и изменяют саму природу мышления. Трансформация характера труда, его интеллектуализация стимулирует развитие новых качеств человека: мобильности, способности к перемене деятельности и овладению новыми профессиями.
Можно выделить еще целый ряд ключевых особенностей человека, помогающих ему реализоваться в области трудовых отношений:
обладание специальными знаниями и опытом группового принятия решений, т.е. умения сотрудничать (по Дж. Гэлбрейту [14]);
наличие крупномасштабного мышления и междисциплинарных знаний, целостности мышления (идея холизма - по Э. Тоффлеру [3]);
высокий профессионализм в области информационного и интеллектуального
труда;
способность учиться на протяжении всей жизни;
умение ориентироваться в информационном потоке, концептуально мыслить, принимать нестандартные решения при неполной и противоречивой информации;
быстрая адаптация к новым условиям труда, внутренняя мотивация и приверженность делу;
развитое воображение и творческая самореализация.
Заключение. Выход человека из сферы физического труда, его интеграция с техникой ставит проблему экологии человека, изменения его социальных и биологических качеств, выживания в новой среде обитания - преимущественно искусственной, информационно-техногенной. Человек становится главным императивом, так как его ценностные ориентиры, образованность, культура и этические принципы определяют не только весь облик этого общества, но также и саму возможность его существования.
Литература:
1. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. Москва: ГУВШЭ, 2000. 458 с.
2. Исмаилов Н.З. Влияние доходов от нефти на обеспечение устойчивого развития национальной экономики // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. №3. С. 22-28.
3. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: АСТ, 2002. 781 с.
4. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 160 с.
5. Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг. Москва: КноРус, 2007. 234 с.
6. Король А.Н., Хлынов С.А. Услуги: определение и классификация // Ученые записки Тихоокеанского госуниверситета. 2014. Т. 5, №4. С. 1323-1328.
7. Волкова А.А. Сфера услуг: теоретический анализ // Известия Санкт-Петербургского экономического университета. 2014. №4(88). С. 11-15.
8. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг в современном обществе: экономика, менеджмент, маркетинг. Москва: КноРус, 2004. 281 с.
9. Раецкая О.В. Социальные последствия информатизации // Перспективы науки и образования. 2013. №1. С. 68-72.
10. Орлов В.В., Гриценко В.С. Постиндустриальное общество и проблема труда // Философия и общество. 2012. №3. С. 60-78.
11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. Москва: Academia, 2004. 944 с.
12. Внутских А.Ю. От наноиндустрии к постинформационному обществу // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. №2. С. 6-11.
13. Тоффлер Э. Метаморфозы власти / пер. с англ. Москва: АСТ, 2003. 669 с. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / пер. с англ. Москва: АСТ, 2004. 602 с
Literature:
1. Castells M. An Information Age. Economy, society and culture. M.: GUVSHE, 2000.
458 p.
2. Ismailov N.Z. The impact of oil revenues on the sustainable development of the national economy// Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. №3, 2017, P. 22-28.
3. Toffler E. The Third Wave. Moscow: AST, 2002.
4. Pesotskaya E.V. Marketing services. SPb.: Peter, 2000.
5. Khlebovich D.I. Services: marketing. M.: KnoRus, 2007.
6. Korol A.N., Khlynov S.A. Services: definition and classification // Scientific notes of the Pacific State University, vol. 5, No. 4, 2014, P. 1323-1328.
7. Volkova A.A. Services: theoretical analysis // Proceedings of St. Petersburg University of Economics, №4 (88), 2014. P. 11-15.
8. Burmenko T.D., Danilenko N.N., Turenko T.A. Services in modern society: economics, management, marketing. Moscow: KnoRus, 2004.
9. Raetskaya O.V. Social consequences of informatization // Prospects of science and education, №1, 2013. P. 68-72.
10. Orlov V.V., Gritsenko V.S. Post-industrial society and the problem of labor// Philosophy and Society, №3, 2012. P. 60-78.
11. Bell D. The coming post-industrial society: the experience of social forecasting. M.: Academia, 2004.
12. Vnutskikh A.Yu. From nano industry to post-information society// Bulletin of Vyatka State Humanitarian University, №2, 2011, P. 6-11.
13.Toffler E. Metamorphosis of power/ tr. From English. Moscow: AST, 2003. 669p. 14. Galbraith J. New Industrial Society/tr. From English. Moscow: AST, 2004. 602p.