ЭВОЛЮЦИЯ СФЕРЫ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
КОЗЕЛЬСКИЙ А.В.,
декан факультета бизнеса, кандидат экономических наук, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва,
e-mail [email protected]
В статье обосновывается, что развитие сферы инфраструктурных услуг является ведущим фактором обеспечения экономического роста в современных условиях интернационали- п зации и глобализации экономических отношений. На основе оценки уровня развития инфра- _о структуры современной российской экономики автором доказывается, что недостаточный О уровень ее развития является существенным сдерживающим фактором в достижении эконо- т мического роста, а это требует усиления государственной политики по отношению к сфере инфраструктурных услуг. ^
Ключевые слова: инфраструктура национальной экономики; инфраструктурные услуги; экономический рост.
EVOLUTION OF INFRASTRUCTURE SERVICES AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH
KOZELSKIY A.V.,
PhD, Dean of Graduate School of Business, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, e-mail: [email protected]
о
CM
О
The article proves that in modern conditions of internationalization and globalization of economic relations the development of infrastructure services is a main factor of economic growth. On the basis of assessment of Q
the level of infrastructure development of the Russian economy the author proved that a lack of infrastructure ^
development is a significant constraint in achieving economic growth, which requires strengthening of the Q
state policy in relation to infrastructure services.
Keywords: the infrastructure of the national economy; infrastructure service; economic growth.
JEL classification: L80, H54.
<
a a
В середине XX в. в западных экономико-теоретических исследованиях сформировалось новое направление, посвященное проблемам инфраструктуры: в работах П. Розенштейн-Родана, Р. Нурксе, А. Хиршмана, У. Ростоу, А. Янгсо-на, Р. Иохимсена и др. Так, П. Розенштейн-Родан раскрывал инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики, как совокупность тех отраслей экономики (энергетика, транспорт, связь), развитие которых предшествует более быстроокупаемым и прямопроизводительным инвестициям (Rosenstein-Rodan, 1961. P. 60). Создание и развитие инфраструктуры, следовательно, он рассматривал как важное условие достижения экономического роста, формирование которой должно предшествовать вложениям инвестиций в основное производство.
Развитие отраслей, оказывающих инфраструктурные услуги, повышение качественного и количественного их соответствия потребностям национальной экономики представляется ведущим фактором ускорения экономического роста. Так, Р. Нурксе считал, что создание и развитие социальных мероприятий и таких вспомогательных отраслей, которые способствуют получению ожидаемой прибыли в частном секторе, является необходимым условием экономического роста. Он обосновывал, что общественные накладные расходы создают благоприятные возможности
© А.В. Козельский, 2013
О
для развития непосредственно производительной сферы, что возникающий при этом мультипликационный эффект способствует расширению рынка для товаров новых предприятий в других отраслях (Nurkse, 1953. P. 75).
А. Хиршман также доказывал, что для обеспечения рывка в процессе достижения экономического роста следует выбирать инфраструктурные отрасли, чтобы импульс от этих отраслей передался на остальные. При этом он отличал, что при инвестировании в системы по осушению и ирригации экономический рост быстро скажется на увеличении выпуска сельскохозяйственной продукции, но при инвестировании в школы, больницы и т. д. экономический рост проявится лишь через несколько лет (Hirshman, 1958. P. 187).
Следовательно, вложения государства и частного бизнеса в развитие инфраструктуры создают благоприятные внешние условия для расширения основного производства, что позволяет ему получить дополнительную экономию в процессе потребления инфраструктурных услуг. Формирование инфраструктуры национальной экономики должно предполагать некоторое опережение по сравнению с расширением основного производства, создавая необходимые условия для его функционирования. Доступность и бесперебойность в предоставлении инфраструктурных услуг, уровень их качества в значительной мере определяют возможности расширения основного производства. Несмотря на то, что инвестиции в отдельные инфраструктурные отрасли не приводят к быстрой отдаче, они жизненно необходимы для обеспечения экономического роста за счет формирования пролонгированного эффекта. Е Выделяя 5 этапов экономического роста, предопределяемых развитием техники, преобразованием отраслевой
^ структуры хозяйства и структуры потребления, У. Ростоу раскрывал, что на пятом этапе, в «эру высокого массово> го потребления» именно сервисная сфера становится главным фактором экономического роста, и что необходимым с условием его достижения является накопление капитала в обслуживающих отраслях. Этим ученым доказывалось, что большая доля капвложений должна направляться в транспорт и другие инфраструктурные отрасли с целью обеспечения экономического роста (Rostow, 1960. P. 138). Обосновывая влияние на экономику железнодорожного транспорта, У. Ростоу подчеркивал, что, вызывая снижение транспортных расходов и вовлекая новые районы и продукты в сферу О обмена, этот вид транспорта способствует значительному расширению рынка товаров, приводит к быстрому возникно-<< вению новых и бурному развитию экспортных отраслей, что создает капиталы для внутреннего развития, содействует развитию производства современной угольной, металлургической и машиностроительной продукции. Он считал, что
< такое же влияние на экономический рост оказывают и другие виды «социальных накладных расходов».
Ведущий американский исследователь, основатель концепции постиндустриального общества, Д. Белл, выделяя о 3 типа общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриалное), обосновывал, что переход от индустри-
3 ального общества к постиндустриальному осуществляется в несколько стадий (Белл, 2004. С. 171). Сначала дальнейшее развитие промышленности провоцирует расширение транспорта и общественных служб как услуг, связанных
<< с движением товаров, затем осуществляется расширение сфер распределения (оптовой и розничной торговли), финансовой деятельности, операций с недвижимостью и страхования, и впоследствии - рост сферы торговли товарами т длительного пользования, предметами роскоши, сферы услуг по организации отдыха. При этом Д. Белл подчеркивал, О что постиндустриальное общество основано на услугах, и что услуги здравоохранения становятся чрезвычайно зна-^ чимыми, а образования - условием вхождения в постиндустриальное общество.
< Говоря о стратегическом развитии современной российской экономики, можно выделить две основные модели № экономического роста, которые подвергаются активному критическому осмыслению в процессе научных дискуссий
4 (Логачев, Кочергин, 2013. С. 11). Первая модель, «постиндустриальная», разработанная под руководством В. Мау и Я. Кузьминова и отраженная в «Стратегии-2020», предполагает форсированный переход к «постиндустриальному
4 обществу» при ориентации на экономику, в основе которой лежат сервисные отрасли (образование, медицина, ин-С формационные технологии, медиа, дизайн, «экономика впечатлений» и т. д.) и доминирует сфера услуг (Стратегия
< 2020, 2012). Вторая, «неоиндустриальная» модель, обоснованная в работах С. Губанова, предполагает первоочеред-3 ное преодоление деградации промышленности с помощью активной государственной политики и плановых методов
регулирования важнейших экономических пропорций (Губанов, 2012).
Действительно, построение сервисной экономики возможно лишь на базе мощной индустрии с преобладанием производства наукоемкой промышленной продукции. А реальность российской экономики с ее деградирующей промышленностью такова, что обеспечить неоиндустриализацию на основе преимущественно механизмов рыночной конкуренции практически невозможно. Вследствие этого требуется применение не только косвенных, но и прямых методов государственного регулирования в процессе активной структурной и промышленной политики.
Однако переход к доминированию сервисной экономики, являясь закономерным процессом, неизбежен и для российской экономики. Рост производительности труда в промышленном производстве, достигнутый в процессе неоиндустриализации, создаст условия для расширения сферы инфраструктурных услуг. Это расширение должно проявляться не столько в формальном количественном преобладании в структуре стоимости созданного общественного продукта услуг над промышленной продукцией (исходя из статистических показателей отраслевой структуры национальной экономики), а в том, чтобы обеспечить рост производства услуг не на базе спекулятивной составляющей при перераспределении доходов от экспорта сырья, а на основе повышения соответствия сферы услуг потребностям основного производства.
При этом сама неоиндустриализация возможна только при обеспечении основного производства, в том числе и промышленности, необходимыми инфраструктурными условиями, а сочетание рыночных и государственных регуляторов должно непрерывно корректироваться в зависимости от реалий конкретного периода экономического развития и по мере усиления действенности рыночного механизма саморегулирования.
о
Общественное разделение труда, сформированное в рамках развитой рыночной экономики, характеризуется усилением взаимозависимости и взаимосвязей между субъектами экономической деятельности, усложнением структуры этих взаимосвязей. Наличие развитой инфраструктуры, предоставляющей соответствующие по количеству и качеству услуги, становится обязательным условием успешного функционирования национальной экономики, требованием ее расширенного воспроизводства.
Создание эффективно функционирующей инфраструктуры необходимо для решения проблемы сбалансированного развития экономики, чтобы рост основного производства обеспечивался соответствующим развитием вспомогательно-обслуживающих производств. Недостаточно развитая инфраструктура может стать существенным ограничивающим фактором для расширения основного производства: чем более развито общественное разделение труда, тем больше зависимость экономического роста от уровня инфраструктурного обеспечения национальной экономики. Современная рыночная экономика для своего функционирования требует наличия мощных энергетических сооружений, развитых транспортных систем, прогрессивных средств информационного и кредитно-финансового обслуживания.
Уровень инфраструктурного обслуживания должен соответствовать потребностям национальной экономики. Если формирование и развитие тех или иных элементов запаздывает по сравнению с темпами основного производства и наблюдается дефицит мощностей инфраструктурных объектов, то это может привести к серьезным потерям в со рамках всей национальной экономики.
Ведущий российский экономист В.Б. Кондратьев, исследуя влияние инфраструктуры на экономический рост, О выделяет 5 направлений: в качестве прямого фактора производства, в качестве взаимозаменяемого элемента других т факторов производства, в качестве стимула аккумуляции факторов производства, в качестве стимула совокупного спроса и, наконец, в качестве инструмента промышленной политики (Кондратьев, 2010. С. 30). Действительно, воз- ^ действие сферы инфраструктурных услуг на темпы экономического роста многогранно, но несомненно, увеличение ^ инвестиционных вложений в инфраструктурные отрасли является одним из важнейших направлений обеспечения 1 долгосрочного устойчивого экономического роста. 1
Накопление инфраструктурного капитала способствует росту ВВП как за счет повышения производительности тру- д да в основном производстве, так и за счет роста созданного общественного продукта в сфере инфраструктурных услуг. Инвестиции в развитие инфраструктуры национальной экономики обеспечивают создание новых высокопроизводительных рабочих мест, тем самым улучшая качество предоставляемых инфраструктурных услуг и повышая их соответствие потребностям основного производства. Улучшение инвестиционного обеспечения инфраструктурных отраслей позволяется усилить инновационную направленность их развития и за счет этого снизить издержки производства, повысить доступность высококачественных инфраструктурных услуг для предприятий основного производства.
Напротив, ненадлежащее развитие инфраструктуры становится серьезным сдерживающим фактором для экономического роста. Предприятия основного производства вынуждены отвлекать ресурсы от основного вида деятель- ^ ности, чтобы компенсировать недостаток инфраструктурных услуг, что повышает их издержки производства.
Крупные инвестиционные проекты, как правило, обеспечивают рост совокупного спроса, в том числе на строи- з тельные работы, на продукцию металлургической промышленности, на строительные материалы и другие необхо- У димые виды продукции, работ и услуг, способствуя экономическому росту за счет проявления мультипликационно- 0 го эффекта. 2
Инфраструктура оказывает как непосредственное, так и опосредованное влияние на развитие основного про- ^ изводства. Надежное снабжение энергией, обеспечение транспортом для перевозки созданной продукции или не- ш обходимого сырья делает непосредственный вклад в создание потребительной стоимости продукта основного про- < изводства. Услуги здравоохранения, образования, пассажирского транспорта оказывают опосредованное влияние: с^ сначала обеспечивается формирование квалифицированной и здоровой рабочей силы, которая затем уже как фактор основного производства участвует в создании его продукции. Наличие эффективной инфраструктуры обеспечивает успешное сочетание всех факторов производства.
Разные инфраструктурные институты оказывают разное воздействие на темпы экономического роста. Некоторые экономисты считают, что в наибольшей мере влияет обеспеченность экономики дорожной сетью, другие отстаивают точку зрения, что образовательные услуги оказывают на темпы роста более сильное воздействие. Однако не следует отдавать явный приоритет каким-то отдельным элементам, важно чтобы все необходимые инфраструктурные институты в их оптимальном сочетании отвечали потребностям основного производства. В разные периоды времени разные инфраструктурные элементы могут оказаться значительным ограничителем для развития основного производства, и именно им необходимо будет повышенное внимание и инвестиционное обеспечение.
В условиях перехода от индустриальной экономики к сервисной, производство инфраструктурных услуг превращается в ведущий фактор обеспечения поступательного развития мировой экономики. Появление и расширение на рынке целого спектра новых услуг на базе компьютеризации, информационных технологий, новых способов коммуникаций, рост спроса на деловые услуги в процессе развертывания научно-технического прогресса и структурно-технологической перестройки, как отмечают российские экономисты, предопределяет превращение сервисной сферы в ключевой фактор экономического роста (Демидова, 1999. С. 24). Усиление интернационализации и глобализации в мировых экономических отношениях, выход инфраструктурных предприятий на новые мировые рынки, рост активности транснациональных инфраструктурных компаний повышает значимость эффективной инфраструктуры в составе современной системы развитого общественного разделения труда в рамках всей мировой экономики.
о
Современная российская экономика, формирующая цивилизованные рыночные отношения и активно вовлекаемая в процессы глобализации, должны создавать и развивать соответствующие инфраструктурные институты. Однако многие элементы инфраструктуры в российской экономике не отвечают задаче достижения ускорения экономического роста в процессе углубления общественного разделения труда.
Одним из факторов, сдерживающих экономический рост в России, следует признать недостаточную эффективность функционирования инфраструктуры национальной экономики, не позволяющую создавать необходимые условия для повышения производительности труда в основном производстве. Снижение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в процессе и после проведения рыночных реформ привело к значительному ухудшению материально-технической базы производственной и социальной инфраструктуры. Коммуникации водо-, тепло- и газоснабжения характеризуются сильной изношенностью, состояние дорог не отвечает современным требованиям к развитию транспортной системы, предприятия здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства вынуждены функционировать зачастую в старых зданиях, с использованием устаревшего оборудования. Это создает угрозу аварийных ситуаций и техногенных катастроф, увеличивает потери созданной продукции и ограниченных ресурсов на всех этапах процесса воспроизводства.
Высокая изношенность основных фондов предприятий производственной и социальной инфраструктуры пре-Е пятствует успешному их функционированию. Если в целом по экономике износ основных фондов составлял 47,9% в ^ 2011 г., то по отдельным видам инфраструктурной деятельности этот показатель существенно выше. Степень износа > достигла: в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 50,5%, на транспорте и в связи - 57,2%, в с образовании - 54,3%, здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 53,9% (Российский статистический О ежегодник, 2012. С. 345).
Сумма прибыли, получаемой предприятиями производственной и социальной инфраструктуры, слишком мала для обеспечения воспроизводства основного капитала на инновационной основе. Рентабельность активов в этих О отраслях существенно ниже, чем в среднем по экономике: если в целом по экономике она составляла в 2011 г. 6,5%,
< то в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - только 1,1 %, на транспорте и связи - 4,9%, в образовании - 3,2%, здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 1,7% (Российский статистический
< ежегодник, 2012. С. 620).
Возможности успешного функционирования национальной экономики в значительной мере ограничиваются о слабым развитием транспортного комплекса. Состояние российского транспортного комплекса не соответствует
3 современным требованиям по технико-технологическим, экологическим и социально-экономическим параметрам. Уровень развития дорожной инфраструктуры не отвечает растущим потребностям экономики и темпам роста автомобилизации и интенсивности движения. Качество дорог общего пользования все еще низко: на долю грунтовых дорог приходится 7,9% автодорог, почти треть - имеют гравийное, щебеночное и мостовое покрытие, 28,6% сельских
т населенных пунктов РФ не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользова-О ния (Российский статистический ежегодник, 2012. С. 490).
^ Сформированная в российской экономике социальная инфраструктура также не отвечает задаче ускорения эко-
< номического роста в условиях развитого общественного разделения труда. Общественный строй советского периода № не смог обеспечить достойный уровень жизни населения, однако и современный олигархический капитализм от-
4 личается низким социальным качеством, когда созданный ВВП перераспределяется в основном в интересах олигархических групп. В последние годы после проведения рыночных реформ существенно уменьшилась численность
4 населения, ухудшилось его здоровье и качество жизни.
С В постиндустриальной, сервисной экономике главным фактором экономического роста становится человече-
< ский, социальный капитал: наращивание человеческого капитала позволяет повысить отдачу и от капитала в фи-3 зической, материально-вещественной форме, во многом усилить позиции государства в международной конкуренции. Наращивание инвестиций в человеческий капитал, в повышение уровня образования и здравоохранения как основных факторов воспроизводства трудовых ресурсов имеет высокую отдачу в целом для экономики: уменьшает риск безработицы, повышает адаптацию к технико-технологическим нововведениям и структурным сдвигам. Однако темпы экономического роста в России сдерживаются во многом нерешенностью социальных проблем.
Российская система здравоохранения пока еще не может обеспечить достаточную доступность для населения медицинских услуг высокого качества, не сформированы необходимые государственные гарантии высококвалифицированной медицинской помощи. По уровню развития здравоохранения Россия значительно отстает от развитых государств. За годы проведения рыночных реформ сеть медицинских и образовательных учреждений существенно сократилась: в 2011 г. больничных учреждений стало почти в 2 раза меньше, чем в 1995 г., амбулаторно-поликлинических - в 1,3 раза, дошкольных - в 1,5 раза, общеобразовательных - в 1,5 раза, образовательных учреждений начального профессионального образования - в 2 раза (Российский статистический ежегодник, 2012. С. 216,267).
Темпы экономического роста сдерживаются и недостаточной развитостью инфраструктуры рынка. Российские экономисты отмечают, что по-прежнему вклад российских кредитно-финансовых учреждений в достижение экономического роста, в усиление его инновационной направленности является незначительным, так как большинство кредитов реальному сектору отличается краткосрочностью, а кредиты банков вследствие их высоких ставок остаются малодоступными для предприятий (Козельская, 2012. С. 361). Вследствие этого среди источников финансирования инвестиций в основной капитал основная доля приходится на собственные средства (42,1%), а на кредиты банков - только 8,5% (Российский статистический ежегодник, 2012. С. 641).
Таким образом, одним из существенных факторов, сдерживающих экономический рост в России, является недостаточный уровень развития инфраструктуры национальной экономики, поэтому в процессе государственного регулирования следует усилить стимулирование ее эффективного функционирования и инвестиционное обеспечение ее развития, учитывая тенденцию возрастания роли сферы инфраструктурных услуг в мировой экономике и международной конкуренции.
ЛИТЕРАТУРА
Белл Д. (2004). Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia. Губанов С. (2012). Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. М.: Книжный мир. Демидова Л. (1999). Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. № 2. С. 24-32.
Козельская И.Н. (2012) Развитие механизма государственного регулирования национальной экономики // Развитие системы государственного и муниципального управления: сб. тезисов докл. и статей видеоконф. 12 декабря 2012 г. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова».
Кондратьев В.Б. (2010) Инфраструктура как фактор экономического роста // Российское предпринимательство. № 11. Вып. 2. С. 29-36. «
Логачев В., Кочергин Д. (2013) Целевое содержание предстоящей индустриализации: «пост» или «нео»? // Экономист. № 11. С. 11-19. ^ Российский статистический ежегодник: Стат. сб. (2012). М.: Росстат. -г «Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика»: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года (2012). о. Доступно на: http://www.2020strategy.ru/data/2012/03/14/ 1214585998/1itog. Дата доступа: 6.02.2014. Z Hirshman A. (1958). The Strategy of Economic Development. New Haven.
Nurkse R. (1953). Problems of Capital Formation in Undeveloped Countries. Oxford. ^
Rosenstein-Rodan P. (1961). The Notes of the Theory of the «Big Push» in Economic Development for Latin America. £ London-New York.
Rostow W. (1960). The Stages of Economic Growth. London-New York. ^
REFERENCES n
Bell D. (2004). Future post-industrial society. Experience in social forecasting. Moscow: Academia. (In Russian.) °
Demidova L. (1999). Services sector in postindustrial economy. World Economy and International Relations, no. 2, pp. 24-32. (In Russian.)
GubanovS. (2012). Sovereign breakthrough. Neoindustrialization of Russia and vertical integration. Moscow: Kniznij Mir. (In Russian.) со
Hirshman A. (1958). The Strategy of Economic Development. New Haven. q
Kozelskaya I.N. (2012) Development of the mechanism of state regulation of the national economy. Development of state and municipal government: book of abstracts and articles video conference, December 12, 2012, Moscow: Plekhanov Russian University of Economics. (In Russian.) О
Kondratiev V.B. (2010) Infrastructure as a factor of economic growth. Russian Entrepreneurship, no. 11, vol. 2, ^ pp. 29-36. (In Russian.) ^
Logatchev V. Kochergin D. (2013) The goals and content of the forthcoming industrialization: "post" or "neo"? The g Economist, no. 11, pp. 11-19. (In Russian.) ш
Nurkse R. (1953). Problems of Capital Formation in Undeveloped Countries. Oxford.
Rosenstein-Rodan P. (1961). The Notes of the Theory of the "Big Push" in Economic Development for Latin America. London-New York.
Rostow W. (1960). The Stages of Economic Growth. London-New York.
Russian Statistical Yearbook: statistical compilation (2012). Moscow: Rosstat. (In Russian)
"Strategy 2020: New Growth Model - a new social policy": The final report on the results of the expert work on topical issues of socio-economic strategy of Russia until 2020 (2012). Available at: http://www. http://www.2020strategy.ru/da ta/2012/03/14/1214585998/1itog. Accessed on: 6.02.2014. (In Russian.)
О