УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
ЭВОЛЮЦИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ
«ОТКРЫТЫХ» ИННОВАЦИЙ Н.К. Моисеева, д-р экон. наук, профессор, Т.Н. Гончарова, аспирант
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Москва
В статье рассматриваются особенности развития делового партнерства в условиях «открытых» инноваций. Разработана структурная схема для обеспечения эффективности бизнеса на основе использования элементов теории автоматического регулирования. Дана модель и состав процедур перехода к "открытым" инновациям в условиях стратегических альянсов
Развитие делового партнерства, в условиях трансформации экономики, делает актуальным разработку новых форм взаимодействия компаний. Привлечение сторонних ресурсов, для усиления конкурентных преимуществ, приобретает особое значение в связи с появлением «открытых» инноваций [1]. Вопросами, требующими решения, при развитии бизнес -отношений в конкурентной среде, в настоящее время становятся: разработка методологии и инструментария формирования и корректировки организационных отношений партнеров при распространении инноваций, модификации взаимодействия бизнес-структур при появлении новых направлений на каждом из эта-
пов создания и освоения конкурентноспособной продукции.
Перечисленные проблемы связаны с формированием и развитием бизнес-отношений между партнерами. Особенно сложными оказываются организационные вопросы, возникающие в связи с условиями и последствиями интенсивного развития бизнес-структур в производственно- сбытовых системах.
Используя элементы теории автоматического регулирования, можно представить систему обеспечения эффективности в условиях частичной «открытости» бизнеса [2] в виде схемы, изображенной на рис. 1.
Условные обозначения:
Хр - задающее воздействие
Сік(р) - передаточная функция регулятора
ир - управляющее воздействие
А(р) - передаточная функция исполнительного
механизма
Ур - возмущающее воздействие вф) - входное воздействие
Ецф) - передаточная функция объекта управления Ур - регулирующая выходная величина Бф) - звено обратной связи
Рис. 1. Схема обеспечения эффективности бизнеса в условиях «открытых» инноваций
(на основе теории автоматического регулирования)
Каждый блок многоконтурной системы регулирования бизнеса, в условиях «открытых» инноваций, несет свою смысловую нагрузку. Объект регулирования может иметь т входов и в1(р) входных воздействий, а также п выходов и выходных величин У(р), регулируемых при т > п . Каждый из контуров несет определенную нагрузку, обеспечивая качество системы в условиях «открытости» бизнеса. Регулируемыми переменными в контурах выступают показатели деловой активности, в частности маркетинговой.
Если число входов т равно числу выходов п, зависимость между У1(р) (выходной величиной) и 61(р) (входным воздействием) выражается формулой:
^Нр)
(Р)
1
где Ещр) - передаточная функция, связывающая Ур с к-ым входным воздействием.
Задающее воздействие Х/(р) должно сравниваться с соответствующей регулируемой величиной 7,(р), а рассогласование должно восприниматься регулятором, вырабатывающим сигнал, подаваемый на /-ый вход объекта регулирования. В данном случае таким объектом служит бизнес-система.
Управляющее воздействие и1(р) может быть представлено уравнением:
к=1
где С/к(р) - передаточная функция регулятора, связывающая и(р с рассогласованием между входом и выходом системы.
Входная величина:
П _ Д *ТТ
иЦр) Л(р) иЦр)^УЦр)'
где А(р) - передаточная функция /-ого исполнительного элемента - возмущения, действующее на /-ом входе.
Задающим воздействием в системе служит информация о новинках (в том числе в сфере маркетинговых инноваций) способах и организации их исполь-
зования (в соответствии с действующими ограничениями и охранными документами). Выход системы Уг(р) ■■■ Уп(Р) соответствует возможностям (потенциальным) их внедрения в инновационную систему собственно компании или ее партнеров. Он является регулируемой выходной величиной, в зависимости от передаточной функции объекта управления Екр), (в данной системе разновидности ее соответствуют возможностям участников стратегического альянса).
В системе «открытых» инноваций (или частичной «открытости» бизнеса) регулируемыми величинами могут быть: экономические параметры, техническое и организационное обеспечение, коммуникационные и ресурсные возможности (в том числе маркетинговые). Следовательно, система сбыта, как подсистема обеспечения эффективности бизнеса компании в условиях «частичной открытости», должна соответствовать не только общепризнанным принципам, построения систем [3], но и тем ограничениям, которые обусловлены ужесточением конкуренции и появлением новых форм взаимодействия партнеров, например - стратегических альянсов.
На рис. 2 представлены возможные варианты эпицентров инноваций по А. Остервальдеру и И. Пи-нье, а на рис. 3 - разработанная авторами модель формирования и использования «открытых» инноваций в условиях стратегических альянсов. Эта модель позволяет проследить за процессами, происходящими в жизненном цикле «открытых» инноваций и методами, используемыми на каждом из них в ходе эволюции рыночных отношений. Каждая из составляющих системы имеет свои особенности в условиях рыночных взаимодействий.
В условиях частичной «открытости» бизнеса особую роль играет блок Е/к(р) (см. рис. 1). Выполненное исследование показывает, что функции этого блока тесно связаны с моделью, представленной на рис. 3.
При разработке организационных решений для расширения рыночных возможностей в условиях перехода к «открытым» инновациям была предложена последовательность действий, представленных на рис. 4.
1. На основе
партнерских
отношений,
под воздействием
фактора ресурсов
2. Инновации идущие от предложения
3. Инновации, идущие от потребителя
4. Инновации с целью снижения издержек, возникновения новых ценовых механизмов и потоков доходов
5. Множественные эпицентры
Рис. 2. Варианты эпицентров инноваций в соответствии с картой-шаблоном (по А.Остервальдеру и И.Пинье)
ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2013. № 4
Формирование ОИ
Оценка ОИ
частники рынка
МСА
- продвижение инновации
- маркетинговые исследования (обмен
результатами) -методическое обеспечение (по сегментам)
- коммуникационные функции
Использование ОН
Соглашение о партнерстве
Формирование Совета МСА
Потреоители
Моделирование маркетинговых отношений в зависимости от эпицентров инноваций
Функциональное описание и возможности реализации ОИ
Координация действий партнеров
Организационные формы взаимодействия партнеров
Старый
рынок
Новый
рынок
Методы
Внутренняя
маркетинговая
среда
Внешняя
маркетинговая
среда
Условные обозначения:
ЦП - ценностные предложения; ПС - потребительские сегменты; ВК - взаимоотношения с клиентами; КС - каналы сбыта;
КД - ключевая деятельность; КП - ключевые партнеры; КР - ключевые ресурсы; СИ - система издержек;
ПД - потоки доходов.
+- Рис. 3. Модель формирования и использования «открытых» инноваций в условиях стратегических альянсов
Управление инновационными процессами
ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2013. № 4
Цель:
Расширение рыночных возможностей компании
1 2
\ Фopмиpo- Выбор цели
) вание перехода к
/ исходной открытости
оизнес- оизнеса
модели
А) Сохранение имеющейся бизнес-модели
Б)Изменение действующей бизнес-модели
В)Выоор новой бизнес-модели
Условия
сотруд-
ничества
А) Анализ действующих партнеров (корректировка)
Б) Подбор партнеров с учетом у стан о в л е н н ых критериев
В) Определение возможных партнеров для развития бизнеса
Анализ условий организации партнерства и ограничений
5 б
Определение Исследо-
организацион- вание
ной формы предпосылок
партнерства и
(с учетом —► ограничений —*1
целевых создания
установок и стратеги-
треоовании ческих
внешней альянсов
среды)
7
Оценка
альтер-
натив
8
Определение границ открытости бизнеса компании
9 10
Анализ
возможностей Выбор
использования
С А в условиях оргализа-
ционНОИ
открытости формы
бизнеса
сотрудни- чества
11
Разработка основных положений сотрудничества партнеров по С А в условиях частичной «открытости» бизнеса
12
Формирование состава участников С А и регламента взаимодействия
13
Подписание меморандума и оформление бизнес-отношений
14
Контроль скорости инновационного процесса и экономическая оценка выбранной формы СА
Рис. 4. Последовательность действий при переходе к модели «открытых» инноваций в условиях С А
Управление инновационными процессами
Исходной позицией служит имеющаяся бизнес -модель компании и выбранная цель перехода к открытости бизнеса, которая может иметь три типовые разновидности: сохранение, изменение действующей бизнес-модели или выбор новой. Исходя из действующих рыночных условий и возможностей сотрудничества партнеров по бизнесу рассматривались следующие варианты: корректировка действующих партнеров (на основе предварительного анализа производственных возможностей); подбор (отсев) имеющихся с учетом введенных критериев; поиск возможных партнеров по бизнесу (с учетом параметров, выбранных для системы регулирования бизнес-отношений). Результаты послужили входной информацией для блока анализа условий организации партнерства и определения ограничений (см. рис. 4).
Предлагаемая схема распространения инноваций предусматривает определение организационной формы партнерства, с учетом целевых установок и требований внешней среды, а также исследование предпосылок и ограничений создания стратегических альянсов (блок 6 рис. 4).
На основе оценки альтернатив (блок 7) определяются границы открытости бизнеса компании (блок 8) и проводится анализ возможностей использования стратегических альянсов в условиях допустимой «открытости» бизнеса.
Полученные результаты позволяют выбрать допустимую форму сотрудничества (блок 10). Блоки 11^13 служат для преобразования аналитических результатов в организационную модель развития сотрудничества между партнерами, при использовании инновационных решений в условиях частичной «открытости» бизнеса. Исходя из состава участников альянса определяется регламент их взаимодействия (блок 12), оформляются соответствующие соглашения (блок 13), действия по которым сопровождаются контролем инновационного процесса и экономической оценкой выбранной модели партнерства.
Совместное рассмотрение рисунка 1 и рисунка 4 позволяет установить следующие соответствия (для модели распространения открытых инноваций в усло-
виях СА): Х(Р) , - блок 1, (А, Б, В); Сад -
блок 2, (А, Б, В); П(р) - блок 3; А(р) - блок 4; ¥(р) -блок 5, блок 6; в((р) - блок 7,8,9; ЕЛ(р} - блок 10, блок
11, блок 12; У(р) - блок 13; Б(р) - 14.
Функции каждой из представленных составляющих системы должны иметь соответствующие инструкции и нормативы, определяющие пределы открытости и управляемости. Использование предложенных моделей позволит обеспечить определенную организованность в системе взаимодействия партнеров по бизнесу.
По результатам выполненного исследования были подготовлены руководящие материалы по совершенствованию организации инновационной деятельности компании и развитию взаимовыгодных отношений с партнерами по бизнесу, которые были опробованы в условиях действующей компании.
Литература
1. Моисеева, Н. К. Логика бизнеса [Текст] / Под ред. Н. К. Моисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 292 с.
2. Моисеева, Н. К. Стратегические альянсы в современном бизнесе (организационная форма маркетинговых отношений в условиях «открытости» бизнеса) [Текст] / Н. К. Моисеева, Т. Н. Гончарова // Риск: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. -М.: Институт ИТКОР. - 2013. - № 4.
3. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики [Текст]: учебник / Н. К. Моисеева. - М.: Инфра-М, 2008. - 258 с.
4. Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей [Текст] / А. Остервальдер, И. Пинье. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 288 с.
И 8 (473) 2-43-76-67
Ключевые слова: «открытые» инновации, модель, эффективность, бизнес, стратегический альянс, бизнес-партнерство.