ЭВОЛЮЦИЯ ПРИОРИТЕТОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОРШУК Вадим Алексеевич, аспирант, [email protected], ОЧУВО «Московский инновационный университет», Москва, Россия ОЯСГО: 0000-0001-8602-7295
ЧЕЛЫШЕВА Эльвира Александровна, к.э.н., [email protected], доцент, ОЧУВО «Московский инновационный университет», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
ОЯСГО: 0000-0001-5103-3978
В исследовании рассмотрена сущность, этапы развития российской промышленной политики и эволюция ее приоритетов в современных условиях. Разработаны предложения по уточнению определения терминов «промышленная политика» и «технологический суверенитет», соответствующие современной геополитической ситуации. Изучены макрофакторы, повлиявшие на существенное изменение промышленной политики в России с 2015 по 2022 гг. На основе проведенного анализа выявлены направления развития промышленной политики России, способствующие достижению ее технологического суверенитета.
Ключевые слова: промышленная политика, государственное регулирование, промышленность, технологический суверенитет, санкции
БО1: 10.47711/2076-3182-2023-3-160-178
Введение. В настоящее время промышленность является фундаментом материального производства страны. Значительная часть валового внутреннего продукта и национального дохода создается промышленностью. Промышленность, являясь основой хозяйственной системы, оказывает существенное воздействие на экономическую ситуацию в любой стране мира и благосостояние ее граждан. По этой причине вопросы поддержки и принятия комплекса мер, обеспечивающих развитие промышленности, являются наиболее приоритетными для любого государства. Данный факт является причиной для особого
внимания законодательной и исполнительной ветвей власти к процессам разработки, внедрения и реализации государственной промышленной политики. Опыт последнего десятилетия показывает, что системное решение вопросов промышленной политики оказывает непосредственное влияние на состояние экономической и национальной безопасности страны.
Согласно принятому 31.12.2014 г. Федеральному закону № 488-ФЗ, промышленность формируется совокупностью следующих видов экономической деятельности: 1) добыча полезных ископаемых; 2) обрабатывающее производство; 3) обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; 4) водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, а также ликвидация загрязнений. Из данных Росстата следует, что в 2021 г. среди отраслей отечественной промышленности доля обрабатывающих производств равна 16,1% ВВП; добыча полезных ископаемых - 12,8% ВВП; на обеспечение электрической энергией, газом и паром и кондиционирование воздуха приходится 2,4% ВВП; вклад в ВВП водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 0,6%1. Суммарный вклад промышленности в ВВП России в понимании Федерального закона №488-ФЗ на 2021 г. составлял 31,9%. По экспертным оценкам, в разных государствах вклад промышленности в ВВП находится в диапазоне от 25 до 40 %, и государственные органы уделяют особое внимание его сохранению и увеличению [1].
Изменение значений за период с 2017 по 2022 гг. валового внутреннего продукта России в текущих ценах и удельного веса валовой добавленной стоимости промышленного производства в ВВП отражены на рис. 1. Так, по данным Росстата в 2017 г. ВВП составлял 91843,2 млрд руб., а в 2022 г. -151455,6 млрд руб., при этом доля промышленного производства в ВВП России была достаточно стабильна за указанный период и выросла с 28% в 2017 г. до 31,9 % в 2021 г., со спадом до 27,7% в 2020 г. под влиянием кризисных явлений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции.
1 Материалы Росстата «О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) в 2021 году» [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ 59_08-04-2022.htm (дата обращения: 03.03.2023)
% млрд. руб
160 000 ■ 31,9 ■ 32
150 000 - 30,9 / / / '151 455,6 - 31,5 31
140 000 - / / 30,5 1 \ / A' ■ 30,5
\ / 30 29,5
130 000 / / \ 1 * ' . \ / / 135 295,0
120 000 - / 4 /, 29
v // -
/ 109 608,3 4 t
110 000 - / ,.A....... \ /' - 28,5
/
■ 28 ........ \ ' - 28
100 000 - 103 861,7
27,5
27,7
90 000 A'''91 843,2 27
2017 2018 2019 2020 2021 2022 Год
Рис. 1. Динамика ВВП России в текущих ценах и удельного веса валовой добавленной стоимости промышленного производства в ВВП2: • • ^ • • валовой внутренний продукт (в текущих ценах) - ■ - удельный вес валовой добавленной стоимости промышленного производства в валовом внутреннем продукте
В соответствии с альтернативной методикой расчета Всемирного банка вклад российской промышленности (с учетом строительства) в ВВП в 2021 г. составлял 33,2% и превосходил среднемировой уровень, равный 27,6%. Также по данным Всемирного банка, Россия превосходит по данному показателю США и ЕС (17,9% и 22,8% соответственно на 2021 г.), однако уступает Китаю, доля промышленности в ВВП которого составляла в 2021 г. 39,4%3.
В промышленности сконцентрирована существенная доля занятых. По данным Росстата на 2021 г., в отечественной промышленности работали более 13 миллионов человек, что составило
2 Источник: данные Росстата. За период с 2017 г. по 2020 гг. — статистический сборник «Промышленное производство в России. 2021», электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Prom_proizvo_2021.pdf. За 2021 г. — материалы Росстата «О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) в 2021 году», электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/59_08-04-2022.htm. За 2022 г. — материалы Росстата «О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) в 2021 году», электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/22_20-02-2023.html [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 03.03.2023).
3 Industry (including construction), value added (% of GDP) World Bank national accounts data, and OECD National Accounts data files. [Электронный ресурс] https://data.worldbank.org/ indicator/NV.IND.TOTL.ZS (дата обращения 07.05.2023)
18,9% общей численности занятых. Изменение численности занятых в России и удельный вес занятых в промышленном производстве в общей численности занятых за период с 2017 по 2021 гг. отражены на рис. 2.
млн человек
80 70 60 50 40 30 20 10 0
%
- 19,9
- 19,7 19,5
- 19,3 19,1 18,9
2021 Год
18,5
Рис. 2. Динамика численности и структуры занятых в РФ4: —•— среднегодовая численность занятых; - ■ - среднегодовая численность занятых в промышленном производстве; • • ♦ • • удельный вес занятых в промышленном производстве в общей численности занятых
Исследование статистических данных показывает, что среднегодовая численность занятых в отечественном промышленном производстве не имеет значительных отклонений и достаточно стабильна по годам рассматриваемого периода.
Президент России В.В. Путин в ходе состоявшегося 15.12.2022 г. заседания Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам определил укрепление технологического суверенитета и опережающий рост обрабатывающей промышленности в качестве ключевой задачи
4 Источник: данные Росстата. За период с 2017 по 2020 гг. — статистический сборник «Промышленное производство в России. 2021», электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/ storage/mediaЪank/Prom_proiz-vo_2021.pdf. За 2021 г. — материалы Росстата «О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) в 2021 году», электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/59_08-04-2022.htm [Электронныйресурс] URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 03.03.2023).
на 2023 г5. Для решения этой стратегической задачи необходимо переформатировать сущность, цели и задачи промышленной политики страны на современном этапе.
Начнем с уточнения термина «промышленная политика». В соответствии с определением, закрепленным в Федеральном законе № 488-ФЗ, целью промышленной политики является развитие отечественного промышленного потенциала и обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. Г.И. Идрисов считает, что в современных условиях: «промышленная политика рассматривается как деятельность, направленная на компенсацию «провалов рынка», формирование благоприятной бизнес-среды, которая приводит к трансформации структуры экономики и формированию предпосылок экономического роста» [2]. В трактовке А.В. Данилов-Да-нильяна промышленная политика: «это комплекс мер государства, направленных на реализацию конкретных инвестиционных и инфраструктурных проектов в сфере промышленности. Это также наиболее активная часть экономической политики государства» [3]. Определение К.А. Титова: «Промышленная политика - это стратегия, образ действий, направленных на развитие и повышение эффективности продукции и предприятий, повышение качества жизни населения и обеспечение его занятости» [4].
Также в научной литературе нашли отражения более широкие трактовки промышленной политики, например, А.И. Татар-кин дает ее определение, которое опирается на понятие системы [5]. Отметим, что предложенный А.И. Татаркиным подход к определению с введением понятия системы обуславливает необходимость при формировании промышленной политики не только увязывать все ее внутренние составляющие, но принимать во внимание связи с иными направлениями государственной политики. В научной литературе также встречается ряд определений, в которых понятие «промышленная политика» уравнивается с механизмом ее реализации, что считается некорректным [6].
5 Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам [Электронный ресурс] // www.kremlin.ru URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70086 (дата обращения 08.02.2023).
По мнению зарубежных исследователей К. Айджинджера и Д. Родрика, современная концепция и практика промышленной политики в меньшей степени связаны с нисходящими от государственных структур стимулами, а в большей степени с установлением устойчивого сотрудничества между государственным и частным секторами по вопросам производительности труда и достижения социальных целей. Такого рода диалог исключает предварительный выбор мер стимулирования или стратегических инструментов, которые будут впоследствии использоваться. Вместо этого промышленная политика должна фокусироваться на создании институциональных условий, в рамках которых сотрудничество государства и бизнеса будет наиболее плодотворно. Результатом такого процесса является формирование как государственной политики, так и стратегий компаний. Данную политику и стратегии необходимо рассматривать как ориентировочные на начальном этапе, подлежащие постоянному мониторингу и пересмотру в свете достигаемых результатов [7].
В контексте современных реалий, в соответствии с проведенным теоретическим исследованием, авторами настоящей статьи предлагается расширить законодательно закрепленное определение промышленной политики. Промышленную политику предлагается рассматривать как согласованный с другими видами государственной политики комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной инновационной промышленной продукции, создание новых автоматизированных рабочих мест, укрепление технологического суверенитета, создание условий для интенсивного экономического роста и противодействия внешним вызовам и угрозам. В условиях провала процесса глобализации, разрыва международных цепочек поставок, незаконного введения экономических санкций и других дискриминационных действий промышленная политика становится важнейшим элементом обеспечения национальной безопасности [8; 9]. Отметим, что по состоянию на май 2022 г. против нашей страны было введено 1 0 128 разного рода
санкций, что является беспрецедентным6. К маю 2023 г. по информации агентства Associated Press, со ссылкой на базу данных Йельского университета, более 500 компаний приостановили свою деятельность в России, и еще столько же полностью свернули бизнес на территории России7.
Следует отметить мнение отдельных исследователей, что в условиях нарастающего санкционного давления промышленная политика должна быть если не трансформирована, то максимально приближена к мобилизационной модели8. Последнее понятие достаточно полно отражено в научной литературе, а мобилизационная экономика активно применялась на практике ранее и обеспечивала непревзойденный успех [10; 11].
Эволюция государственной промышленной политики в России. Союз ССР, правопреемником которого в соответствии с Конституцией является Российская Федерация, эффективно реализовывал промышленную политику в рамках существующей в то время экономической системы. Высокие темпы индустриализации страны способствовали скорому преодолению отсталости и преображению в первоклассную промышленную державу [12]. Если в 1913 г. доля Российской империи в мировом промышленном производстве составляла порядка 4%, то в 1937 г. доля Союза ССР возросла до 10%. Союзом ССР в период с 1928 по 1941 гг. было введено в действие 9000 крупных промышленных предприятий [13]. Промышленная политика Союза ССР формировалась в рамках пятилетних планов, которые в современных терминах можно назвать документами стратегического планирования. Система пятилетних планов действовала с 1928 по 1990 гг.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.1992 г. № 885 был образован Государственный комитет Российской Федерации
6 В.В. Володин подсчитал количество санкций против России [Электронный ресурс] //Интернет-издание «РИА НОВОСТИ». 08.05.2022. URL: https://ria.ru/20220508/sanktsii-1787471086.html (дата обращения: 08.02.2023).
7 Which companies are leaving Russia and which are staying? Here's a look [Электронный ресурс] https://apnews.com/artide/what-compames-left-russia-5pec93e6bee1ffe1758811d2f450fb3 (дата обращения 07.05.2023).
8 Что значит для России переход на мобилизационную модель экономики [Электронный ресурс] //Интернет-издание «Российская газета». 09.06.2022. URL: https://rg.ru/2022/ 06/09/chto-znachit-dlia-rossii-perehod-na-mobilizacionnuiu-model-ekonomiki.html (дата обращения: 21.02.2023).
по промышленной политике. Данным комитетом, функционировавшим с 1992 по 1996 гг., была издана концепция, которая определяла актуальные на тот период приоритеты промышленной политики, а именно рост объемов выпуска наукоемкой продукции и увеличения покупательной способности населения [14].
Приоритеты российской государственной промышленной политики подвергались периодическому пересмотру, к настоящему времени можно выделить шесть их ступеней или стадий на основе характерных особенностей. Ступени российской государственной промышленной политики с 2000 по 2023 гг. приведены в табл. 1.
Таблица 1
Приоритеты российской государственной промышленной политики по этапам
Этапы Приоритеты Характерные особенности
2000 - Развитие рыночных институтов Мягкая регуляционная политика
2003 гг. и структурные реформы
2004 - Диверсификация, стимулирование Вертикальная отраслевая политика,
2007 гг. инноваций долгосрочное проектирование,
создание институтов развития
2008 - Обеспечение социальной стабиль- Вертикальная компенсационная по-
2009 гг. ности литика, поддержка крупных кор-
пораций, ручное управление,
преференции
2010 - Поиск новых источников роста Технологическая промышленная
2011 гг. политика
2012 - Реиндустриализация, улучшение Промышленная политика направ-
2014 гг. инвестиционного климата, со- лена на создание новых рабочих
действие развитию новых высо- мест
котехнологичных секторов, им-
портозамещение
2015 - Модернизация производств, Нарушение международной коопе-
2022 гг. устойчивое развитие и под- рации; внутренние ограничения,
держка экономики, Националь- обусловленные пандемией коро-
ная технологическая инициа- навируса; внешняя изоляция, вы-
тива (НТИ), импортозамещение званная незаконными недруже-
ственными действиями иностран-
ных государств - санкциями
2023 г. Технологический суверенитет Поворот от абсолютно рыночной
промышленной политики к поли-
тике обеспечения технологиче-
ского суверенитета'
Источник: составлено и дополнено авторами на основе работ Г.И. Идрисова [2].
9 Д.В. Мантуров призвал к повороту от рыночной промышленной политики [Электронный ресурс] //Интернет-издание «РИА НОВОСТИ». 15.07.2022. URL: https://ria.ru/20220715/ promyshlennost-1802658556.html (дата обращения: 17.02.2023).
Значительные финансовые вложения были сосредоточены на приоритетном направлении промышленной политики последних лет - импортозамещении. Так, Комитетом Совета Федерации по экономической политике сообщается, что с 2015 по 2021 гг. в импортозамещающие проекты по было вложено более 3 трлн руб., при этом доля прямого государственного финансирования составила свыше 500 млрд руб.10
Развитие во времени результатов импортозамещения и независимости от зарубежной продукции в различных отраслях обрабатывающей промышленности имеет разнонаправленный характер. По данным исследования НИУ ВШЭ в 2020-2021 гг. отмечалось снижение доли отечественной продукции в потреблении в таких стратегических отраслях, как тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности, легкая промышленность11. Вместе с тем, в период с 2015 по 2021 гг. наблюдается значительный рост доли отечественной продукции в потреблении в медицинской промышленности, нефтегазовом машиностроении, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
В целом, к макрофакторам, повлиявшим на существенное изменение промышленной политики в России с 2015 по 2022 гг., следует отнести:
- девиации на энергетических рынках (отрицательная динамика относительно прежних лет и низкий уровень цен на нефть, волатильность на газовом рынке);
- введение обоюдных экономических санкций между Россией и зарубежными странами с усилением санкционного давления в 2022 г.;
- недружественные действия некоторых иностранных государств (ограничение доступа к золотовалютным резервам России, арест зарубежного имущества российских компаний);
10 Импортозамещение в промышленности: новые проекты и их финансирование [Электронный ресурс] //Интернет-издание «ГАРАНТ.РУ» URL: https://www.garant.ru/news/ 1581704/ (дата обращения: 08.02.2023).
11 Импортозамещение в России: вчера и завтра [Электронный ресурс] //Интернет-сайт НИУ ВШЭ https://www.hse.ru/ URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/814560067.pdf (дата обращения: 08.02.2023).
- пандемия коронавирусной инфекции и ограничения, связанные с ней;
- мировая политическая ситуация.
Влияние санкций западных стран на процессы трансформации и реализации промышленной политики Российской Федерации. Обострение геополитического противостояния между Россией и западными странами и расширение спектра санкций, введенных зарубежными странами против отечественной экономики в 2022 г., обусловили необходимость как оперативного реагирования в виде введения мер поддержки отраслей и отдельных предприятий, так и пересмотра подходов к формированию долгосрочной промышленной политики, в основе которого лежит развитие собственной производственной базы, стимулирование локализации производств на территории России и наращивание сотрудничества с «дружественными» странами [15].
Вводимые экономические санкции зарубежных стран значительно осложняют деятельность отечественных предприятий в отдельных сферах, например, в оборонно-промышленном, энергетическом комплексе и автопроме, однако в целом не наносят критического ущерба. Так, по данным Интерфакс в 2022 г., отечественное производство легковых автомобилей снизилось на 67%, но в натуральном выражении составило 450 тыс. единиц с наблюдаемой концу года положительной динамикой 12. Автомобильная промышленность, действуя в рамках локализационной политики с постепенным импортозаме-щением иностранных компонентов, оказалась не готова к уходу с отечественного рынка иностранных поставщиков и, в целом, к дефициту электронных компонентов, наблюдающемуся с 2020 г. [16]. В 2022 г. приостанавливался конвейер АВТОВАЗ, были закрыты производства зарубежных брендов РЕНО, НИССАН, Мерседес-Бенц и другие75.
12 Производство легковых автомобилей в России в 2022 г. упало втрое [Электронный ресурс] //Интернет-издание «ИНТЕРФАКС». 01.02.2023. URL: https://www.interfax.ru/busi-ness/884251 (дата обращения: 08.02.2023).
13 Какие автомобильные компании ушли, а какие остаются в России [Электронный ресурс] //Интернет-издание «Российская газета». 07.11.2022. URL: https://rg.ru/2022/11/07/kakie-avtomobilnye-kompanii-ushli-a-kakie-ostaiutsia-v-rossii.html (дата обращения 17.02.2023).
Под удар экономических санкций попала и авиатранспортная отрасль, что явилось причиной разработки Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г., одной из целей которой является обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации14. В данной программе указано, что состав парка самолетов отечественных авиакомпаний для коммерческих перевозок в апреле 2022 г. насчитывал 1287 воздушных судов, из которых лишь 32,9 % произведены в Российской Федерации или в бывшем Союзе ССР. В соответствии с прогнозными показателями программы, к 2030 г. будет поставлено 1036 отечественных самолетов различной вместимости. Сопоставление данных цифр приводит к выводу о том, что отечественный авиапром, равно как и автомобильная промышленность, оказался чувствителен к резкому усилению западных санкций и темпы импортозамещения не соответствовали потребностям авиатранспортной отрасли России [17; 18].
В начале 2022 г. для координации и обеспечения согласованности действий государственных органов разного уровня при выработке и реализации мер по повышению устойчивости экономики России в условиях санкций была создана специальная Правительственная комиссия. К основным задачам комиссии, в том числе, отнесена разработка мероприятий по финансовой и административной поддержке отраслей экономики, а также защита внутреннего рынка путем применения таможенно-тарифного и ценового регулирования15.
В целом санкции, вводимые зарубежными странами, следует рассматривать как основной фактор, определяющий направления развития государственной промышленной политики. Президент России В.В. Путин, выступая 26 мая 2022 г. на пленарной сессии I Евразийского экономического форума, отметил, что в условиях санкций Россия приобретает новые компетенции, концентрирует экономические, финансовые, административные
14 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. № 1693-р.
15 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. № 25-2 «Обутверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций».
ресурсы на прорывных направлениях16. Также в рамках выступления было отмечено, что импортозамещение, то есть замена зарубежных товаров на российские аналоги, будет проводиться в отдельных сферах, где это является необходимым, но приоритетным является развитие отечественной промышленности и технологий на основе российских инженерных и научных центров17.
В ходе ПМЭФ 2022 г. Президент России В.В. Путин отметил, что следование по пути импортозамещения может привести Россию к позиции постоянно догоняющих. В данном контексте правильным вектором развития промышленности будет создание собственных конкурентных технологий, товаров и сервисов, которые будут способны стать новыми мировыми стандартами18.
В интервью газете «Аргументы и Факты» 29 июня 2022 г. заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что технологический суверенитет России является одним из главных условий обеспечения независимости и безопасности. Д.А. Медведев подчеркнул приоритет нынешней политики России - это создание отечественной продукции и комплектующих, которые позволят не использовать импортные детали, программное обеспечение и сервисы. Стоит сложная стратегическая задача по налаживанию в сжатые сроки практически во всех отраслях собственного производства, не зависящего от импортных поставок19.
Недружественные действия зарубежных стран, обусловившие пересмотр концепции российской промышленной политики, оказали опосредованное влияние на обновление соответствующей нормативно-правовой базы. Так в конце 2022 г. Минпромторгом
16 Первый Евразийский экономический форум [Электронный ресурс] // www.kremlin.ru URL: http://kremlin.ru/events/president/news/68484 (дата обращения: 08.02.2023).
17 Медведев предложил новое название для импортозамещения [Электронный ресурс] // Интернет-издание «РБК». 26.05.2022. URL: https://www.rbc.ru/politics/26/05/2022/ 628fa9b49a7947dbd44f440b (дата обращения: 08.02.2023).
18 Владимир Путин назвал одним из ключевых принципов развития достижение технологического суверенитета России [Электронный ресурс] //Интернет-сайт Роспатент rospatent.gov.ru. 17.06.2022. URL: https://rospatent.gov.ru/ru/news/pmef-putin-17062022 (дата обращения: 08.02.2023).
19 Интервью Заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д.А. Медведева газете «Аргументы и Факты» //Интернет-сайт Совета Безопасности Российской Федерации scrf.gov.ru. 29.06.2022. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/all-news/3275/ (дата обращения: 08.02.2023).
России был подготовлен проект поправок Федерального закона «О промышленной политике» в части внесения термина «технологический суверенитет». Министерство предлагает понимать под технологическим суверенитетом комплекс мер, конечной целью которых является развитие отечественной промышленности посредством использования внутрироссийского по-20 21
тенциала 2 .
Понятие «технологический суверенитет» применительно к промышленности недостаточно раскрыто в научной литературе, а также не закреплено его унифицированное определение в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере промышленного производства [19]. С учетом работ А.А. Афанасьева, И.Б. Константинова и Е.П. Константиновой, И.Г. Дежиной и А.К. Пономарева, авторами настоящей статьи предлагается уточнение термина «технологический суверенитет» [20-22]. Технологический суверенитет (в промышленном аспекте) - это управляемое состояние промышленного производства (промышленности) в Российской Федерации, при котором наличие и сочетание всех видов ресурсов обеспечивают возможность производства необходимой стратегической и критически важной продукции в объеме, достаточном либо превосходящем потребности, с соответствующими параметрами качества.
Как отмечалось ранее, значение импортозамещения в рамках реализации промышленной политики в целом снижается, однако в ряде критических областей данный процесс сохраняет актуальность и будет поддерживаться со стороны государства. В середине 2022 г. под руководством Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина был проведен ряд стратегических сессий, по результатам которых сформирован портфель проектов
20 Роль финансового сектора в обеспечении экономического развития технологического суверенитета Российской Федерации. Электронный ресурс //Интернет-сайт Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://council.gov.ru/. URL: http://council.gov. ru/media/files/O9xRyZdmJSSenaxoCAoeDMrNjZStyp5H.pdf (дата обращения: 08.02.2023).
21 Технологический суверенитет, поддержка предпринимателей и кадровых проектов: «Единая Россия» прорабатывает новые инициативы для развития импортозамещения //Интернет-сайт Партии «Единая Россия» er.ru. 24.01.2023. URL: https://er.ru/activ-ity/news/tehnologicheskij-suverenitet-podderzhka-predprinimatelej-i-kadrovyh-proektov-edi-naya-rossiya-prorabatyvaet-novye-iniciativy-dlya-razvitiya-importozamesheniya (дата обращения: 17.02.2023).
по импортозамещению в промышленности с расчетным объемом 5,2 трлн руб. (без учета авиастроения и судостроения).
Санкции зарубежных стран, введенные против России, и в целом геополитическая и мировая экономическая ситуация, определяют необходимость максимально эффективного применения внутренних источников и ресурсов для развития отечественной экономики, обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности [23]. Данная цель непосредственно связана с необходимостью трансформации промышленной политики. Достижение этой цели позволит обеспечить надежную и стойкую к внешним вызовам базу для интенсивного экономического роста и социального развития. Следует также вспомнить и начать реализовывать на практике забытую схему: образование-наука-производство при существенном пересмотре в сторону увеличения финансирования и стимулирования данной схемы, поддержки ее имиджа и введения дополнительных налоговых и иных льгот [24; 25, с. 107].
Следует также отметить существующие предпосылки для обновления концептуального подхода к реализации промышленной политики в форме поддержки проектов, которые, с одной стороны, способный обеспечить производство критически важной продукции на территории России, тем самым повышая технологический суверенитет, с другой - не способны обеспечить положительную рентабельность, приводя к убыткам. Меры государственной поддержки экономически неэффективных проектов послужили бы дополнительным импульсом для развития высокотехнологичных отраслей, например, радиоэлектроники, которая в свою очередь имеет критическую важность для обеспечения безопасности страны. Проекты по разработке и запуску производства радиоэлектронной продукции являются капиталоемкими и требуют значительных инвестиций. Вместе с тем массовый сбыт такой продукции может быть затруднен, а поставки в адреса предприятий оборонно-промышленного комплекса и других стратегических отраслей на практике не имеют достаточного потенциала для обеспечения рентабельности. Например, для ракетно-космической промышленности требуется широкая номенклатура электроники при минимальном потреблении в натуральном выражении. Аналогичная
ситуация наблюдается и в атомной промышленности. Следует отметить, что большинство предприятий стратегических отраслей входят в состав государственных корпораций (Ростех, Ро-сатом, Роскосмос), соответственно, контролируются государством и работают на регулируемом рынке в рамках федеральных законов № 44-ФЗ, № 223-ФЗ. Данное обстоятельство в некоторой мере способствует сбыту отечественной радиоэлектронной продукции, однако на нерегулируемом сегменте рынка коммерческих заказчиков отечественная продукция относительно импортной имеет низкую конкурентоспособность в первую очередь по ценовому показателю. В свою очередь для повышения ценовой конкурентоспособности необходимы значительные объемы сбыта. Для отечественной радиоэлектронной продукции возникает затруднительная ситуация: малый объем продаж не обеспечивает уровень производства, который бы привел к снижению себестоимости, с другой стороны при высокой цене отсутствует возможность увеличить долю рынка, занятую в настоящее время импортной продукцией с более низкой ценой. Действующие в данный момент санкции западных стран, способствуя повышению цен импортной продукции, несколько скорректировали ситуацию с ценовой конкуренцией, однако в краткосрочной перспективе не приведут к решению других фундаментальных проблем импортозамещения в сфере радиоэлектроники, в числе которых производственные возможности, обеспеченность отечественными материалами и программными средствами, качественные параметры, необходимость перепроектирования и сертификации для внедрения импортозамещающих элементов.
Действующие в настоящее время меры государственной поддержки в радиоэлектронной промышленности сориентированы на проекты с коммерческим потенциалом, реализация которых имеет экономическую эффективность и плановые значения объемов выручки. Нормативными правовыми актами, регламентирующими данного вида поддержку отрасли, являются постановление Правительства РФ от 17.02.2016 г. №109 и постановление Правительства РФ от 24.07.2021 г. №1252.
В качестве государственной финансовой поддержки также действуют программы льготного кредитования и выдачи целевых
займов, реализуемые, например, Фондом развития промышленности и государственной корпорацией ВЭБ.РФ. Несмотря на то, что займы и кредиты государственных институтов развития выдаются на льготных условиях, данные инструменты по своей сути подразумевают возвратность, следовательно, финансируемые за их счет проекты могут быть исключительно экономически эффективными.
В ходе состоявшихся 17.10.2022 г. в Совете Федерации парламентских слушаний Первый заместитель Министра промышленности и торговли РФ В.С. Осьмаков сделал акцент на обновлении взглядов на промышленную политику, в том числе возможность запуска планово-убыточных проектов при их целесообразности с точки зрения импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета22. Как отмечал В.С. Осьмаков, до февраля 2022 г. импортозамещение осуществлялось в глобальной рыночной среде с учетом экономической обоснованности и рентабельности, однако чрезвычайный количественный и качественный рост санкций обусловили необходимость формирования новых мер поддержки.
Технологический суверенитет, являясь одним из главных условий национальной безопасности, может рассматриваться как элемент формирования общественного блага, что должно определять возможность альтернативных вариантов оценки перспективности и эффективности запуска новых производственных проектов [26-28]. Во время усиливающегося геополитического противостояния и необходимости укрепления технологического суверенитета в условиях санкционного давления на отечественную промышленность целесообразно снизить влияние, либо исключить экономические критерии при оценке проектов по производству критически важной продукции, реализация которых требует государственной финансовой поддержки.
Заключение. В настоящей статье кратко рассмотрены теоретические основы государственной промышленной политики, приведены отдельные трактовки термина «промышленная политика» отечественных и зарубежных экономистов и предложено
22 Импортозамещение в промышленности: новые проекты и их финансирование [Электронный ресурс] //Интернет-издание «ГАРАНТ.РУ» URL: https://www.garant.ru/news/ 1581704/(дата обращения: 08.02.2023).
авторское определение, отражающее современные реалии. Также изложены основные характеристики этапов развития промышленной политики в России, начиная с 90-х гг., и выделены факторы, имеющие особое влияние на процесс формирования современной отечественной промышленной политики. На основе теоретического исследования и анализа статистических данных за последние пять лет определен приоритет современной промышленной политики Российской Федерации - технологический суверенитет. В статье также представлено авторское определение понятия «технологический суверенитет».
Структурный кризис мировой экономики, последствия пандемии коронавирусной инфекции, исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели развития, а также продолжающиеся действия недружественных стран, направленные на расширение инвестиционных и технологических ограничений, привели в настоящее время к необходимости обновления и проведения активной промышленной политики в России. Импортозамеще-ние, служившее многолетним приоритетом государственной промышленной политики и средством противодействия внешнеэкономическому давлению в виде санкций, уступает место достижению и обеспечению технологического суверенитета [29]. В свою очередь для движения в направлении технологического суверенитета требуются пересмотр подходов и разработка новых механизмов государственной поддержки, распространяющейся в том числе и на экономически неэффективные проекты.
Список литературы
1. Стариков Е.Н. Промышленная политика: подходы к формированию и управлению реализацией [Электронный ресурс]: монография. Екатеринбург: УГЛТУ. 2017.
2. Идрисов Г.И. Промышленная политика России в современных условиях. М. Изд-во Института Гайдара. 2016. 160 с.
3. Данилов-Данильян А.В. Рыночный подход к импортозамещающей промышленной политике государства. Современная национальная промышленная политика России: Сборник материалов. Выпуск 1. М.: ИКЦ «Академкнига». 2004. 232 с.
4. Титов К.А. Региональная промышленная политика: формирование и реализация. СПб. Изд-во СПбГЭУ. 2003. 245 с.
5. Яньшина М.Н. Плюралистическая основа понятия «промышленная политика» //Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 168-173.
6. Татаркин А.И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России //Проблемы теории и практики управления. 2008. № 1. С. 8-21.
7. Aiginger K., Rodrik D. Rebirth of industrial policy and an agenda for the twenty-first century // Journal of industry, competition and trade. 2020. Т. 20. Pp. 189-207.
8. Voynikov, V.V. EU Anti-Russian Sanctions (Restrictive Measures): Compliance with International Law //Her. Russ. Acad. Sci. 2022. Ж 92 (Suppl 7). Pp. 636-642.
9. Wang, Z., Sun, Z. From Globalization to Regionalization: The United States, China, and the Post-Covid-19 World Economic Order. J OF CHIN POLIT SCI 26. Pp. 69-87 (2021).
10. Гришков В.Ф., Плотников В.А., Фролов А.О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. Ж 3 (135). С. 7-13.
11. Бекренев Ю.В., Крылова В.А. Переход России к мобилизационной экономике: возможность и целесообразность //Теоретическая экономика. 2022. Ж6. С.61-71. DOI: 10.52957/22213260-2022-6-63.
12. Иванченко В.М. Мобилизационная модель индустриализации СССР как стратегический ответ на подготовку Второй мировой войны // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. Ж 2. C. 7-25.
13. Харченко И.С., Харченко Л. И., Иванов В. Е., Иванова Д. Е. Мобилизационная экономика: история и современность // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. Ж 3. С. 146-153.
14. Мантуров Д.В. Эволюция подходов к государственному управлению промышленностью в период с 1995 по 2015 гг. // Экономическое развитие России. 2017. Ж1. Т:24. С. 40-48.
15. Тополева Т.Н. Локализация производства: международный опыт и императивы России в условиях санкционного режима // Управленческие науки. 2022. 12(2). С. 6-20. DOI: 10.26794/2304-022X-2022-12-2-6-20
16. Щербаков Г.А. Глобальный дефицит полупроводниковых компонентов как источник современного кризиса мировой автомобильной промышленности //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. Т. 13. Ж 2. С. 270-287.
17. Капогузов Е.А. Импортозависимость российской гражданской авиационной промышленности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. Ж 58. С. 58-76. DOI: 10.17223/19988648/58/4
18. Козлов Н.В. Направления развития импортозамещения в наукоемких отраслях российского производства // Финансовые рынки и банки. 2023. Ж3. С.120-123.
19. Приходько И.И. Теоретические аспекты концепции технологического суверенитета // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8 (74). Ж 4. С. 88-96.
20. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: варианты подходов к рассмотрению проблемы // Вопросы инновационной экономики. 2023. Том 13. Ж 2.
21. Константинов И.Б., Константинова Е.П. Технологический суверенитет как стратегия будущего развития российской экономики // Вестник Поволжского института управления. 2022. Том 22. Ж5. С.12-22
22. Дежина И.Г., Пономарев А.К. Подходы к обеспечению технологической самостоятельности России // Управление наукой: теория и практика. 2022. Том 4. Ж 3. С. 53-68.
23. Камчатова Е.Ю., Муратова М.Н. Возможности применения ресурсного подхода при обеспечении технологического суверенитета промышленности РФ // Инновации и инвестиции. 2023. Ж2. С. 196-201.
24. Фролов И.Э., Ганичев Н.А. Научно-технологический потенциал России на современном этапе: проблемы реализации и перспективы развития // Проблемы прогнозирования. 2014. Ж 1. С. 3-20.
25. О долгосрочном научно-технологическом развитии России: монография / Под ред. Бе-лоусова Д.Р. и Фролова И.Э. -М. : Динамик принт, 2022. 168 с. (серия: Научный доклад ИНП РАН).
26. Горячева Т.В., Мызрова О.А. Роль и место технологического суверенитета в обеспечении устойчивости экономики России. Известия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 134-145. https://doi.org/10.18500/ 1994-2540-2023-23-2-134-145
27. Чернобривая Н.В., Закревская Г.С. Производство и распределение общественных благ: критерии эффективности и источники финансирования. Региональная экономика: теория и практика. 2008. Ж 35. С. 62-68.
28. Фролов И.Э., Пайсон Д.Б., Бендиков М.А. Проблемные вопросы институционального развития космической деятельности России // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы XXIII Всероссийского симпозиума, Москва, 12-13 апреля 2022 года. Москва: Центральный экономико-математический институт РАН, 2022. С. 518-525. DOI: 10.34706/978-5-8211-0802-9-s5-14.
29. Li, Z. ; Li, T. Economic Sanctions and Regional Differences: Evidence from Sanctions on Russia. Sustainability. 2022. №1. P. 6112.
Для цитирования: Коршук В.А., Челышева Э.А. Эволюция приоритетов промышленной политики Российской Федерации // Научные труды. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2023. № 3. С. 161-179. DOI: 10.47711/2076-3182-2023-3-160-178.
Summary
EVOLUTION OF THE PRIORITIES OF THE INDUSTRIAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION
KORSHUK Vadim A., Postgraduate student, [email protected], Moscow Innovation University, Moscow, Russia, ORCID: 0000-00018602-7295
CHELYSHEVA Elvira A., [email protected], Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Moscow Innovation University, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0001-5103-3978
Abstract. The study examines the essence, stages of development of Russian industrial policy and the evolution of its priorities in modern conditions. Proposals have been developed to clarify the definition of the terms "industrial policy" and "technological sovereignty", corresponding to the current geopolitical situation. Macro factors that influenced a significant change in industrial policy in Russia from 2015 to 2022 have been studied. Based on the analysis, the directions of development of Russia's industrial policy contributing to the achievement of its technological sovereignty are identified.
Keywords: industrial policy, government regulation, industry, technological sovereignty, sanctions
For citation: Korshuk V.A., Chelysheva E.A. Evolution of the Priorities of the Industrial Policy of the Russian Federation // Scientific works: Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences. 2023. No. 3. Pp. 161-179. DOI: 10.47711/2076-3182-2023-3-160-178