МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / WORLD ECONOMY
123
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
(CC) ]
DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-4-123-133 УДК 339.5453(045) JEL H27, G18, F13
Обеспечение технологического суверенитета России: роль таможенных инструментов
А.А. Костин
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Развитие российской промышленности, ориентированной на экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью, обусловливает необходимость поиска новых и совершенствования уже имеющихся таможенных инструментов защиты отечественной промышленности.
Предмет исследования - таможенный инструментарий, используемый в качестве защитного механизма отраслей промышленности России и способа стимулирования промышленного производства продукции. Цели работы — определение содержания понятия таможенного инструментария, поиск возможных направлений защиты отечественной промышленности с использованием таможенных инструментов. Установлено, что принятые меры по импортозамещению иностранной продукции носят преимущественно общий вертикальный характер и не учитывают горизонтальной диверсификации промышленного производства. Сформулированы предложения по уточнению понятия таможенных инструментов защиты технологичного суверенитета в формировании благоприятной и конкурентоспособной среды как для российских экспортеров, так и для импортеров. Сделан вывод о целесообразности трансформации государственной политики в части применения таможенно-тарифного регулирования с целью поощрения инновационной составляющей деятельности хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: таможенная политика; таможенное регулирование; рестрикции; таможенные инструменты; таможенный тариф; таможенная пошлина
Для цитирования: Костин А.А. Обеспечение технологического суверенитета России: роль таможенных инструментов. Экономика. Налоги.Право. 2024;17(4):123-133. DOI: 10.26794/1999-849Х-2024-17-4-123-133
ORiGiNAL PAPER
Ensuring Russia's Technological Sovereignty through Customs instruments
A. A. Kostin
Financial University, Moscow, Russia
BY 4.0
ABSTRACT
The development of the Russian industry focused on the export of goods with high added value in modern conditions necessitates the search for new and improvement of existing customs instruments for the protection of domestic industry. The subject of the study is customs tools used as a protective mechanism of Russian industries and a way to stimulate industrial production.
The purpose of the work is to determine the content of the concept of customs tools, to search for possible ways to protect domestic industry using customs tools. It has been established that the current import substitution measures are mainly general, vertical in nature and do not take into account the horizontal diversification of industrial production. Proposals have been formulated to clarify the concept of customs protection instruments in order to create a favorable and competitive environment for both Russian exporters and importers. The conclusion is made about the expediency of transforming state policy in terms of the application of customs and tariff regulation, in order to encourage the innovative component of the activities of economic entities.
Keywords: customs policy; customs regulation; restrictions; customs instruments; customs tariff; customs duty
For citation: Kostin A. A. Ensuring Russia's technological sovereignty through customs instruments. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(4):123-133. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2024-17-4-123-133
© Костин А.А., 2024
www.etl.fa.ru
Традиционно структура экономики подразделяется на отрасли материального (сельское хозяйство, рыболовство, добывающая и обрабатывающая промышленности, производство электроэнергии и т.д.) и нематериального (оказание услуг, выполнение определенных работ) производства. Добывающая и обрабатывающая промышленности в структуре материального производства занимают ведущие места, что предполагает необходимость оценки их экономической эффективности посредством макроэкономических показателей (валового внутреннего продукта, производительности труда и т.д.).
Однако развитие отечественной промышленности оказалось под воздействием большого количества негативных факторов, влияние которых нивелируется в том числе посредством применения таможенных инструментов, которые в настоящее время становятся еще и защитными механизмами в рамках осуществления регулирования внешней торговли в условиях формирующейся в государстве системы импортозамещающих производств, предназначенной для обеспечения технологического суверенитета страны.
Особое значение для его обеспечения имеет подготовка высококвалифицированных кадров. Не случайно в своем Послании Федеральному Собранию В. В. Путин указал на основные способы обеспечения эффективности деятельности российских вузов, а именно: на реализацию технологических проектов в регионах, создание реально работающих инновационных компаний и стартапов и пр.1, что в свою очередь требует подготовки высококвалифицированных специалистов для сферы таможенно-тарифного регулирования с тем, чтобы реализация стратегии обеспечения технологического суверенитета России реализовывалась комплексно с опорой на интересы потребителей иностранной продукции, а также на поддержку российских экспортеров, защиту отечественных производителей товаров для внутреннего рынка, формирование сбалансированного механизма регулирования внешней торговли на основе лучшей зарубежной практики.
Подготовка высококвалифицированных специалистов для сферы таможенно-тарифного регулирования необходима не только для реального сектора экономики, кадры нужны и в таможенных органах,
1 Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 29.02.2024. Российская газета. 01.03.2024. № 46.
обеспечивающих соблюдение таможенных правил. Поэтому неслучайно одним из целевых ориентиров Стратегии-20302 ФТС России является повышение эффективности управления кадровым составом таможенных органов посредством как сохранения высококвалифицированного кадрового состава, так и привлечения молодых специалистов на службу в таможенные органы.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЕСТРИКЦИЙ
Из анализ макроэкономических показателей следует, что в условиях текущего социально-экономического положения России, осложненного ре-стрикционным давлением со стороны основных (в прошлом) торгово-экономических партнеров (в период расцвета внешней торговли в 20122013 гг., когда на «недружественные» страны в совокупности приходилось около 65% всего внешнеторгового оборота Российской Федерации), наше государство пытается не только стабилизировать ситуацию на рынке, но и наращивать объемы добычи полезных ископаемых, увеличивать выпуск товаров, усиливать внешнеэкономическую деятельность.
В частности, рост валового внутреннего продукта (далее — ВВП) в 2015-2023 гг. показывал отрицательную динамику, когда ведущими иностранными торгово-экономическими партнерами вводились рестрикции, что вынудило Российскую Федерацию отвечать принятием зеркальных мер.
Несмотря на существенные ограничения в ведущих отраслях экономики, России удалось благодаря принятию широкомасштабных мер государственной поддержки и стимулирования экономической деятельности преодолеть стагнацию в экономическом развитии, и в 2016-2019, 2021, 2023 гг. российская экономика показывала существенный рост.
При этом происходило снижение деловой активности, объемов производства и уровня инвестиций в добывающей промышленности, которое наблюдалось в постковидный период. Санкции только укрепили тенденцию к спаду в экономической деятельности. Однако следует заметить, что объемы добывающей промышленности находятся в тесной зависимости от экспорта энергосырья, и в данном
2 Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Собрание законодательства РФ. 2020. № 22. Ст. 3572.
А.А. Костин
125
контексте любые изменения конъюнктуры внешнего рынка, введение ограничений извне (например, потолок цен на российские энергоносители) или принятие добровольных мер по ограничению добычи сырья (например, в настоящее время Россия ограничивает добычу нефти) оказывают влияние на объемы производства добывающей промышленности.
В то же время достаточно уверенный рост показывает обрабатывающая промышленность. В частности, после спада в 2022 г. на 2% в 2023 г. фиксируется рост на 7,0%. Наибольшего увеличения объемов производства в 2023 г. удалось достигнуть в выпуске компьютеров, электронных и оптических изделий, мебели, автотранспортных средств, прицепов, прочих транспортных средств, электрического оборудования.
Для более объективной оценки создавшегося в экономике положения необходим анализ динамики влияния ценового фактора на объем выпущенной продукции. С учетом индекса-дефлятора согласно предварительным оценкам Госкомстата России рост ВВП в 2023 г. в сравнении с 2022 г. составил 3,6%, а в сравнении с 2021 г. — 2,3%3. Все это указывает на процессы, позитивно влияющие на ускорение темпов роста: в частности, повышения внутреннего спроса на промышленные товары удалось достичь посредством импортозамещения при одновременном повышении оплаты труда работников и доходов предпринимателей.
Промышленность России в настоящее время подвержена влиянию как внутренних, так и внешних факторов. С учетом того, что на добывающую и обрабатывающую промышленности приходится традиционно около 30% ВВП страны, любые изменения в данных отраслях экономики влияют на остальные направления социально-экономического развития страны. Именно добывающая и обрабатывающая промышленности выступают основой технологического и инновационного прогресса, что закрепляет за материальным производством основополагающую роль в экономике государства. Ее внутренними факторами, как правило, выступают организационные, социально-экономические, управленческие, технологические, кадровые, инновационные факторы. К внешним факторам относятся внешняя
3 Национальные счета. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/ accounts.
и внутренняя политика государства, наличие/ отсутствие материальных ресурсов, в том числе сырья, материалов, финансовых средств, действие таможенных инструментов, которые используются в целях защиты тех или иных отраслей промышленности страны. Например, А. В. Техов, выделяя основные группы факторов, влияющие на развитие промышленных предприятий, отмечает, что «внешние факторы среды, как правило, создают угрозы, вводят ограничения, или создают условия для развития, глубоко затрагивая все стороны деятельности предприятия» [1, с. 56]. В данном случае таможенная политика, выступая частью как внешней, так и внутренней политики государств, оказывает существенное влияние на развитие отечественной промышленности.
ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ОТ ВВП РОССИИ
Внешняя торговля Российской Федерации, складываясь традиционно из внешней торговли товарами и оказания услуг, оценивается по ее вкладу в формирование ВВП. Так, доля экспорта в ВПП в текущих ценах варьировалась с 28,5% в 2019 г., до 25,5% — в 2020 г., 29,8% — в 2021, 28,0% — в 2022 и 23,1% — в 2023 г. (рис. 1). В 2021 и 2022 гг. наблюдался колоссальный разрыв в российском экспорте и импорте, когда сумма чистого экспорта (разницы между экспортом и импортом) достигала 12,5 и 19,9 трлн руб. соответственно. Указанный дисбаланс объясняется рядом факторов, основными из которых выступают пандемия коронавируса и связанные с ней сокращение спроса на товары, уменьшение промышленного производства, сокращение объемов международной торговли и т.д.
Анализ данных, представленных на рис. 1, позволяет прийти к выводу, что внешняя торговля Российской Федерации оказалась достаточно устойчивой к текущим экономическим, геополитическим и конъюнктурным изменениям.
Во время проведения специальной военной операции (далее — СВО) усилилось давление экономических и политических рестрикций со стороны недружественных государств по отношению к России и ее экспортерам. Уже к апрелю 2022 г. возникла нестабильная ситуация, выражавшаяся в скачках цен на энергоресурсы, удорожании логистики, что побудило Россию изменить направление внешнеэкономических связей с Запада на Восток.
180 -
160 -
140 -
120 109,6 100
171
80 60 40 20 0
I,
107,7
¡2,8 18,4 lil
27,
22 Ианш
2019 г.
2020 г.
НВВП / GDP В Импорт / Import
155,4
135,8
L
28
2,5
2021 г.
23
2ЗД9,9
2022 г.
39,
2,3
7,2 [ТТЛ
2023 г.
ш Экспорт / Export Ш Чистый экспорт / Net export
Рис. 1 / Fig. 1. Динамика показателей внешней торговли в валовом внутреннем продукте по методу использования доходов (в текущих ценах, трлн руб.) / Dynamics of foreign trade indicators in gross domestic product by income utilization method (in current prices, trillion rubles)
Источник/Source: вставлено автором по данным Госкомстата России: национальные счета: URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/ accounts / compiled by the author according to the data of the State Statistics Committee of Russia: National Accounts. URL: https://rosstat. gov.ru/statistics/accounts.
В результате резкого снижения объемов российской внешней торговли не произошло.
Для многих стало очевидно, что изоляция Российской Федерации — практически невыполнимая задача. Например, в части импорта товаров Турция за несколько месяцев получила статус «российского ха-ба»: большинство товаров из недружественных стран стало импортироваться в Россию именно через нее.
Если оценивать санкционную политику недружественных государств посредством эффекта «ловушки большой страны», суть которой заключается в том, что если государство выступает ключевым игроком на каком-либо рынке, то ограничение поставок приводит к росту мировых цен и глобальному изменению ценовой конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов, что заставило Российскую Федерацию диверсифицировать географию экспортных поставок, хотя для активизации участия таких стран, как Индия, Китай, Иран, России пришлось пойти на временные уступки, в том числе путем предоставления скидок и льгот.
При этом недополучение ожидаемых поступлений денежных средств из-за снижения объема поставок энергоресурсов на внешние рынки удалось компенсировать за счет роста мировых цен.
На сегодняшний день в российской промышленности наблюдается высокий уровень импорто-зависимости, особенно от поставок оборудования, машин и механизмов из стран Европейского союза, США, Японии и других недружественных стран. Данная продукция еще попадает на российский рынок, но в настоящее время в недружественных странах продвигается идея, предполагающая внесение в международные контракты положения о запрете перепродажи товаров, закупленных в США, ЕС и других странах, в Российскую Федерацию. В случае, если такая перепродажа будет осуществлена, санкции будут применены к посреднику (посредникам).
Конечно, такое условие ставит под сомнение саму сущность принципа свободы договора, предполагающего, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение
к заключению договора не допускается, еще раз служит доказательством того, что санкции недружественных стран представляют собой на самом деле рестрикции, под которыми подразумеваются ограничение производства, продажи и экспорта товаров для получения монопольных прибылей; ограничение банками и государством размеров кредита в целях сдерживания инфляции.
Безусловно, снижать негативное влияние санкций необходимо, но не стоит считать это действо самоцелью.
Постепенное развитие российской промышленности вкупе с улучшением контактов со странами, у которых есть желание сотрудничать с Российской Федерацией, в дальнейшем принесет свои плоды. Уже сейчас происходит активная переориентация российских компаний на растущие азиатский и африканский рынки. При всех существующих ограничениях в последние два года на фоне снижения поставок российского газа в Европу с использованием трубопроводов, растет объем поставок СПГ, причем дороже в три-пять раз. Это еще раз свидетельствует о несвоевременности введенных Европой рестрикций и невозможности отказаться от поставок энергоресурсов из России.
Вместе с тем внешняя торговля товарами согласно данным ФТС России в 2023 г. сократилась на 16,6% по сравнению с 2022 г. Анализ представленной статистики позволяет прийти к выводу, что внешняя торговля России, находящаяся под давлением в течение последние десять лет, в 2022 г. приблизилась к своему лучшему результату без учета изменения цен.
К тому же систематическое давление, оказываемое на российский экспорт, негативно отражается на его объемах. В первую очередь речь идет о зависимости российского экспорта от цен на мировых рынках, и их падение неоднократно приводило к существенному снижению получаемых доходов от экспортной деятельности. Между тем профицит внешней торговли России демонстрирует правильность курса на использование имеющихся естественных преимуществ участия в международной торговле. В 2023 г. произошел существенный спад в экспортной деятельности на фоне сокращения поставок российской сырьевой продукции на внешние рынки. Это было ожидаемое сокращение после стремительного наращивания поставок энергосырья, в том числе на льготных условиях в 2022 г. В 2023 г. прогнозируемо вырос на 10% по сравнению
с 2022 г. импорт товаров, что было обусловлено как укреплением рубля, так и удорожанием логистики, что само по себе приводило к повышению цен на закупаемые товары.
Таким образом, внешняя торговля России не только подвержена влиянию со стороны различных факторов, но и сама способна оказывать воздействие (прямое и косвенное) на экономику страны.
Если рассматривать прямое воздействие внешней торговли на экономическое развитие государства, следует обратить внимание на существенный вклад в ВВП страны чистого экспорта: на протяжении последних 13 лет в среднем доля чистого экспорта в ВПП составляла ежегодно 7,2%, без учета косвенного влияния экспортно-импортных операций на те или иные отрасли экономики (рис. 2). Такое косвенное влияние проявляется в том числе посредством попадания российской промышленности в зависимость от импорта (компонентов, узлов, агрегатов и т.д.) или экспорта своей продукции (как, например, в ситуации с экспортом российского сырья, когда отсутствие/сокращение вывоза производимых товаров ведет к нерентабельности их производства только для внутреннего рынка в сочетании с низким спросом, тем самым не позволяя производителям достигать эффекта масштаба).
Следует согласиться с Л. А. Сахаровой в том, что «учитывая глубину взаимосвязи индустриального сектора со всем хозяйственным комплексом, снижение рентабельности промышленных производств приведет к цепному замедлению производства в других секторах экономики» [2, с. 154].
При оценке зависимости российской промышленности от внешней торговли следует обратиться к ряду проведенных в последние годы исследований. Так, в одном из них проведена оценка зависимости российской промышленности от импорта товаров, в том числе критически важных для отечественной промышленности [3, с. 46-49]. В частности, отмечается, что, как правило, «крупные страны — экспортеры продукции передовых производств являются также крупными импортерами продукции передового производства» — именно в этом, по нашему мнению, проявляется экономическая устойчивость государства. Совсем другое дело, если закупать дорогостоящее технологическое оборудование для его использования в добывающей промышленности и, как следствие, быть подверженным высоким рискам в случае сокращения или прекращения такого импорта. Такая модель долгие годы была присуща Российской Феде-
14 12 10 8 6 4 2
12,8
4,2
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 • Доля чистого экспорта в ВВП, % / Share of net exports in GDP
0
Рис. 2 / Fig. 2. Доля чистого экспорта в ВВП России в 2011-2023 гг. / Share of net exports in Russia's GDP in 2011-2023
Источник/Source: рассчитано автором по: Национальные счета. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts / compiled by the author according to the data of the State Statistics Committee of Russia: National Accounts: URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts.
рации, однако в настоящее время происходит структурная адаптация экономики Российской Федерации в рамках реализации приоритетных направлений проектов технологического суверенитета4.
ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Важно, чтобы в переходе к технологическому суверенитету обеспечивалось решение таких проблем, как отказ от внешнеторговой модели «импорт товаров в обмен на сырье», сокращение импорта необходимых товаров в высокотехнологичных отраслях в условиях отказа иностранных компаний поставлять их в Россию, обеспечение политики импортозамещения5 широкой номен-
4 Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» (вместе с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года»). Собрание законодательства РФ. 2023. № 22. Ст. 3964.
5 Российская политика импортозамещения связана с попыткой восстановления, модернизации или создания не-
клатуры продукции и комплектующих изделий и т.д. Однако заметим, что «резервом расширения процесса импортозамещения в российской экономике выступают именно отрасли промежуточного спроса» [4], причем только при условии, что «российская политика импортозамещения будет носить не только преимущественно вертикальный характер, но будет также связана с горизонтальными мерами» [5].
В указанном контексте интерес представляет исследование с целью оценки импортозависимости российской экономики на основе таблиц «затраты-выпуск». По итогам расчетов «все отрасли обрабатывающей промышленности были распределены на четыре группы в зависимости от полученного эффекта», из которых самыми импортозависимыми отраслями оказались легкая промышленность, автомобилестроение, машиностроение, химическая промышленности, так как в случае отсутствия им-
достающих звеньев национальной производственной системы, т. е. носит преимущественно вертикальный характер.
порта возможна приостановка ими выпуска продукции [6, с. 90].
В настоящее время ситуация такова, что «производство и потребление ряда жизненно необходимых товаров обеспечиваются в значительной степени импортируемой техникой и программным обеспечением, которые в Российской Федерации не производятся. Если же эта техника и производится на территории страны, она делается по зарубежным технологиям с критической долей импортируемых комплектующих и материалов на импортируемом производственном оборудовании.
Между тем проводимая государством политика должна быть направлена на формирование и развитие отраслей промышленности, в первую очередь использующих отечественное сырье и комплектующие для производства готовых изделий, способных конкурировать с иностранными производителями.
ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ЗАЩИТЫ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений (мер нетарифного регулирования) при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из нее. Однако важно понимать, что таможенное дело аккумулирует в себе не только деятель -ность государственных органов (законодательной и исполнительной ветвей власти), связанную с разработкой и установлением таможенных правил (таможенная политика, таможенное регулирование), но и непосредственную деятельность таможенных органов, обеспечивающих соблюдение таможенных правил, а также всех остальных лиц, занятых в процессе перемещения товаров через таможенную границу. В данном случае таможенные органы реализуют властные полномочия, которыми они наделены установленными таможенными правилами, а остальные лица — свои права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, гарантированные Конституцией Российской Федерацией.
Взаимосвязь таможенного дела и таможенной политики проявляется в том, что само по себе таможенное дело как вид государственной деятель-
ности может существовать только при непосредственном целеполагании в таможенной политике, когда определяются основные задачи, конечные результаты, ради достижения которых реализуется эта деятельность.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что таможенные правила, установленные договором о ЕАЭС, другими международными нормативными правовыми актами, имея определенный приоритет над национальным таможенным законодательством, не могут противоречить Конституции Российской Федерации. Следовательно, таможенная политика Российской Федерации всегда будет разрабатываться с учетом международных обязательств России, но с первостепенным и безусловным обеспечением национальных интересов.
Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства. При этом «любое государство в финансово-экономическом аспекте опирается на две главные составляющие: внутренние налоги, сборы и таможенные платежи. С помощью таможенной политики определяется объем формирования казны государства» [7].
В целом таможенная политика — понятие собирательное, аккумулирующее прежде всего цели и интересы государства на международной арене с учетом обеспечения национальной и экономической безопасности. Правила, регламентированные таможенным законодательством, — это средства реализации таможенной политики, которые, образуя определенный механизм, позволяют управлять таможенным делом и совершенствовать его.
Совокупность таможенных инструментов может быть дифференцирована и детализирована по конкретным инструментам [8, с. 454-455] и операциям, включая:
• таможенные операции и таможенные процедуры;
• методы определения таможенной стоимости;
• таможенные платежи;
• таможенные льготы;
• таможенный тариф и товарную номенклатуру ВЭД;
• происхождение товаров и таможенные преференции;
• система запретов и ограничений, защитные меры;
• таможенный контроль.
Именно эти инструменты позволяют не только обеспечивать регулирование внешней торговли, но и решать внутриэкономические задачи, в том числе связанные с технологическим перевооружением промышленности.
В настоящее время зависимость многих отраслей российской промышленности от импорта очевидна, так же как бесспорна невозможность скорого изменения сырьевой специализации страны. Однако имеются возможности обеспечивать перенастройку сложившейся ситуации в пользу развития российских технологий на перспективу. Также стоит рассматривать замещение ранее ввозимой из стран Европы, США, Японии и других стран продукции аналогами из азиатских стран, в первую очередь из Китая, на постоянной основе. Но это лишь вынужденная, временная мера.
Одним из наиболее действенных таможенных инструментов на современном этапе является таможенный тариф, представляющий собой инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и являющийся сводом ставок таможенных пошлин товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В современном мире глобальной конкуренции таможенный тариф играет важную роль в защите и развитии внутреннего производства. В прошлом таможенные тарифы Российской Федерации, а впоследствии — Таможенного союза, играли в основном фискальную роль. Со вступлением России во Всемирную торговую организацию средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины была снижена за десятилетие более чем на 3 п.п. В этих условиях была затруднена тарифная защита российской промышленности, сформировалась неконкурентная среда, так как преобладание иностранных товаров на российском рынке стимулировало рост цен отечественного производителя чаще всего опережающими темпами. С учетом того, что на территории Российской Федерации формировалась сеть совместных производств, а иностранные инвестиции направлялись в основном в сферу услуг (торговлю и финансовый сектор), по сути, конкуренция на российском рынке велась между иностранными компаниями.
В настоящее время роль таможенного тарифа в защите национального производства и обеспечении его безопасности должна стать более значимой.
Современная Россия обладает ограниченными возможностями одновременного развития всех производственных секторов, что обусловлено экономическим потенциалом всей страны. Однако существует необходимость в защите и развитии формирующихся и обновленных отраслей с помощью инструментов торговой политики. Для этого крайне важно формирование оптимального таможенного тарифа.
Предпринятые Правительством РФ меры по снижению уровня ставок импортных пошлин на ряд товаров с целью стимулировать ввоз товаров для удовлетворения ряда первоочередных промышленных потребностей приводят к увеличению прибыли импортеров, но практически делают невозможным воссоздание отечественного производства товаров с высокой долей добавленной стоимости, что ведет к ухудшению экономической ситуации в России [9, с. 81].
Конечно, Россия связана обязательствами по таможенному обложению импорта товаров подписанными документами при вступлении во Всемирную торговую организацию, а также обязательствами по Евразийскому экономическому союзу. В большинстве случаев не удастся увеличить уровень таможенного обложения ввозимых готовых изделий, но в соответствии с положениями регулирующих документов Всемирной торговой организации можно использовать в совокупности с таможенно-тарифным регулированием защитные меры, особые пошлины и т.д.
Основная проблема на сегодняшний день заключается скорее всего не в разработке методических вопросов определения оптимальных ставок таможенного тарифа и методов их расчета, а в понимании, какие именно товары производятся в нашей стране, в каких объемах, имеется ли необходимость в поставках импортных аналогов или нет. «Определение таможенных пошлин с учетом принципа рав-новыгодности использования на внутреннем рынке отечественной и аналогичной импортной продукции предполагает, что эти товары будут сопоставляться по ценам и потребительским свойствам на рынках их реализации, т.е. на рынках импортера. В этом случае таможенная стоимость ввозимых товаров должна определяться не на основе цен экспортера и затрат на доставку до таможенной границы, как
это следует из требований Всемирной торговой организации, а исходя из сложившихся рыночных цен на аналогичные отечественные товары на внутреннем рынке» [10]. Поэтому необходим пересмотр действующего порядка и методов таможенно-тарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе с учетом того, что должны быть разработаны соответствующие методики количественного расчета ставок таможенного тарифа на основе конкретной ценовой информации о товарном производстве на внутреннем рынке, а также с тем, чтобы российские производители могли замещать отечественными товарами большую часть товаров, попавших под запреты и ограничения.
Помимо всего прочего, применение таможенных инструментов защиты отраслей промышленности предполагает разработку и реализацию дорожной карты, включающей:
1) проведение комплексного анализа состояния отраслей российской промышленности (анализируются данные об объемах производства и импорта, определяются роль и значение каждой отрасли в экономике исходя из вклада в ВВП страны и необходимости дальнейшего развития, устанавливаются конкретные таможенные инструменты воздействия, селесообразность их применения, специфика воздействия);
2) определение регионов (субъектов Российской Федерации), заинтересованных в развитии данных отраслей промышленности, а также субъектов предпринимательской деятельности, задействованных в их развитии;
3) оценку эффективности применяемых таможенных инструментов по всем видам производимой промышленной продукции на современном этапе, определение целесообразности их пересмотра, дополнения или отмены;
4) установление сроков воздействия таможенных инструментов, а также определение ресурсного потенциала, затрачиваемого на развитие отраслей промышленности (в том числе оценка прямых или косвенных бюджетных расходов);
5) прогнозирование изменений в отраслях российской промышленности после введения в действие таможенных инструментов (прогнозируются основные показатели в соответствии с националь-
ными проектами, в том числе спрос на внутреннем рынке, который можно удовлетворить с помощью принятых мер);
6) формирование на завершающем этапе итогового (промежуточного) отчета о реализации таможенных инструментов с указанием результативности их применения, экономического (социального) эффекта от принятия предложенных мер, обоснования сохранения, дополнения или отмены применяемых таможенных инструментов.
Универсальная дорожная карта применения таможенных инструментов имеет укрупненную структуру этапов своей реализации, которые могут дополняться, детализироваться и разбиваться на отдельные подэтапы. В свою очередь Правительство РФ утвердило Концепция технологического развития до 2030 г. в мае 2023 г., когда практически завершился «поворот» России на Восток, а «недружественные страны» стали ужесточать условия торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с ними. Технологический суверенитет — это системная национальная программа, направленная на создание собственных технологий и производств, которые критично необходимы в различных направлениях промышленности и экономике (ИТ-решения в чистом виде, а также технологии, необходимые для линий производства, сельского хозяйства, тяжелого машиностроения, легкой промышленности, энергетики). Кульминацией обеспечения технологического суверенитета должны стать реализация высокоэффективных проектов и обеспечение возможности производить в стране высокотехнологичную продукцию.
ВЫВОДЫ
Одной из основных мер, принимаемых для преодоления последствий применения к России рестрикций со стороны «недружественных» государств, является формирование системы таможенно-тарифного регулирования, ориентированной на увеличение добавленной стоимости, что обеспечит развитие в том числе экспортоориен-тированных производств, производящих конкурентоспособные товары для замены их аналогов, импортируемых из «недружеских» стран.
БЛАГОДАРНОСТИ
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
ACKNOWLEDGEMENTS
The article is based on the research results carried out at the expense of budget funds within the framework of the government research task for Financial University.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Техов А. В. Факторы развития промышленных предприятий. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2013;27(1):155-160.
2. Сахарова Л. А. Российская промышленность: организационно-экономические инструменты повышения конкурентоспособности в условиях реструктуризации. Монография. М.: Русайнс; 2015. 265 с.
3. Симачев Ю. В., Федюнина А. А., Кузык М. Г. Новые контуры промышленной политики. XXIII Ясинская (Апрельская) международная научая конференция по проблемам развития экономики и общества. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики; 2022. 73 с.
4. Березинская О. Технологическая импортозависимость российской промышленности в 2014-2016 гг.: плюсы и минусы «окна возможностей». Экономическое развитие России. 2018;24(12):15-23.
5. Симачев Ю., Кузык М., Зудин Н. Импортозависимость и импортозамещение в российской обрабатывающей промышленности: взгляд бизнеса. Форсайт. 2016;(4):25-45. DOI: 10.17323/1995-459X.2016.4.25.45
6. Калинин А. М., Коротеев C. C., Крупин А. А., Нефедов А. В. Технологическая импортозависимость российской экономики: оценка с использованием таблиц «затраты-выпуск». Проблемы прогнозирования. 2021;(1):83-93. DOI: 10.47711/0868-6351-184-83-93
7. Бакаева О. Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут; 2005. 185 с.
8. Адвокатова А. С., Балацкий Е. В., Вишневский В. П. Исследование альтернативных концепций налогового регулирования как фактора обеспечения новой индустриальной революции в России. М.: КноРус; 2023. 490 с.
9. Новиков В. Е. Проблемы таможенного регулирования в условиях антироссийских санкций во внешней торговле. Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. XXII Национальная научная конференция с международным участием, Москва, 14-16 февраля 2023 года. Выпуск 18 Часть 2. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2023; 77-81.
10. Новиков В. Е. Проблемы совершенствования методологии и методики определения таможенной стоимости импортных товаров. Вестник Российской таможенной академии. 2022:(3):90-99.
REFERENCES
1. Tekhov A. V. Factors of development of industrial enterprises. Vestnik Volzhskogo Universiteta n. a. V.N. Tatishchev. 2013;27(1):155-160. (In Russ.).
2. Sakharova L. A. Russian industry: organizational and economic tools to improve competitiveness in the conditions of restructuring. Monograph. Moscow: Rusains; 2015. 265 p. (In Russ.).
3. Simachev Y. V., Fedyunina A. A., Kuzyk M. G. New contours of industrial policy: XXIII Yasinskaya (April) international scientific conf. on the problems of development of economy and society. Moscow: National Research University "Higher School of Economics"; 2022. 73 p. (In Russ.).
4. Berezinskaya O. Technological import dependence of Russian industry in 2014-2016: pros and cons of the "window of opportunity". Ekonomicheskoe razvitie Rossii = Economic Development of Russia. 2018;24(12):15-23. (In Russ.).
5. Simachev Y., Kuzyk M., Zudin N. Import dependence and import substitution in the Russian manufacturing industry: a business perspective. Foresight. 2016;(4):25-45. (In Russ.). DOI: 10.17323/1995-459X.2016.4.25.45
6. Kalinin A. M., Koroteev C. C., Krupin A. A., Nefedov A. V. Technological import dependence of the Russian economy: assessment using the tables "input-output". Problemy" prognozirovaniya = Problems of Forecasting. 2021;(1):83-93. (In Russ.). DOI: 10.47711/0868-6351-184-83-93
7. Bakaeva O. Yu. Customs fiscal revenues: legal regulation. Moscow: Statut; 2005. 185 p. (In Russ.).
А.А. Костин
133
8. Advokatova A. S., Balatsky E. V., Vishnevsky V. P. Study of alternative concepts of tax regulation as a factor in ensuring a new industrial revolution in Russia. Moscow: Knorus; 2023. 490 p. (In Russ.).
9. Novikov V. E. Problems of customs regulation in the conditions of anti-Russian sanctions in foreign trade. Russia: trends and prospects of development: Yearbook. XXII National Scientific Conference with International Participation, Moscow, February 14-16, 2023. Volume Issue 18 Part 2. Moscow: Institute of Scientific Information on Social Sciences RAS; 2023: 77-81. (In Russ.).
10. Novikov V. E. Problems of improving the methodology and techniques for determining the customs value of imported goods. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = Bulletin of the Russian Customs Academy. 2022;(3):90-99. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Алексей Александрович Костин — доцент кафедры налогов и налогового администрирования, ведущий научный сотрудник Центра научных исследований и стратегического консалтинга факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия
Aleksey A. Kostin — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. of the Department of Taxes and Tax Administration, Leading
Researcher at the Center for Scientific Research and Strategic Consulting, Faculty of Tax, Audit and Business
Analysis, Financial University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0001-8671-5581
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 10.03.2024; принята к публикации 20.07.2024. The article was received 10.03.2024; accepted for publication 20.07.2024. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.