Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2018
С. МИТРОВИЧ
доктор экономических наук, Университет в г. Нови-Сад, Республика Сербия
ЭВОЛЮЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ (конец ХХ - начало ХХ1 вв.)
В статье рассмотрены основные этапы внедрения информационных технологий в сферу экономического анализа хозяйственной деятельности организаций в России и за рубежом. Показано, что появление новых информационных технологий способствовало усовершенствованию процессов экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов, привело к появлению стандартных решений в разных отраслях. Однако эволюция концептуальных основ информационных технологий и практики внедрения их в экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий в 80-е годы ХХ в. привела к возникновению и негативных факторов, которые рассмотрены в статье. С целью их нейтрализации необходимы дальнейшие междисциплинарные исследования в данной области, а в качестве одного из самых перспективных направлений является развитие бизнес-интеллекта и создаваемых на его основе систем.
Ключевые слова: экономический анализ, методология экономического анализа, современные информационные технологии, бизнес-интеллект, экономическая деятельность.
JEL: С81, L86, M15, M21, O31, P47.
Начало XXI в. можно охарактеризовать как период зарождения информационной цивилизации в результате эволюции и непрерывной трансформации информационно-компьютерных технологий и их применения во всех сферах жизнедеятельности человека. Информационные технологии (ИТ) играют огромную роль в современной экономике, которая без них уже не может нормально и стабильно развиваться. Это связано с тем, что, как указывают специалисты [1, с. 70], ИТ и экономика представляют собой две тесно связанные сферы, которые в совокупности позволяют достигнуть более высокого экономического эффекта и положительного производственного результата.
В контексте проводимого исследования обратимся к понятию информационных технологий применительно к сфере их использо-
вания и особенностям применения в экономической деятельности. В настоящей статье под информационными технологиями мы подразумеваем комплексную систему методов, процессов и инструментов автоматизации информационных потоков в экономической сфере, в том числе непосредственно в области экономического анализа, включая вопросы бухгалтерского и статистического учета и финансовой отчетности организаций. Информационные технологии играют важную стратегическую роль в управлении хозяйственной деятельностью организаций и предприятий, в особенности в процессах наблюдения, контроля и оценки за экономической деятельностью, которые охватывает сфера информационного обеспечения экономического анализа. И эта роль постоянно возрастает, находясь в пропорциональной зависимости от развития научно-технического прогресса [1, с. 71].
Рассматривая эволюцию применения информационных технологий в экономическом анализе, следует отметить, что изменение отношения к ИТ-технологиям наметилось в зарубежной практике еще в 60-е годы ХХ в. Именно в тот период хозяйствующим субъектам потребовалось компьютерное оборудование и программное обеспечение, которое способно выполнять множество взаимосвязанных функциональных задач.
В 70-е годы ХХ в. предметом активного изучения исследователей становится не столько процесс автоматизированной обработки экономической информации с использованием новых информационных средств и технологий, сколько дальнейшее развитие методологических основ бухгалтерского учета с применением средств его автоматизации и информатизации, в том числе вопросы применения системного подхода к бухгалтерскому учету, использования процессов моделирования в методологии бухгалтерского учета, разработки на этой основе основных условий и критериев эффективности информационного обеспечения бухгалтерского учета, требований к современным формам реализации бухгалтерской деятельности в условиях применения банка данных и информатизации аналитической деятельности [2, с. 4]. Возрастающие в этот период возможности все более широкой интеграции ИТ в сферу бухгалтерского и статистического учета требовали более глубокого исследования указанных направлений. Внимание научного сообщества было направлено на анализ проблемы использования компьютерного оборудования и программного обеспечения для повышения эффективности системы управления хозяйственной деятельностью организаций, для осуществления комплексного экономического анализа.
В результате в 1980-е годы информационные технологии в экономическом анализе, бухгалтерском и статистическом учете хозяйственной деятельности субъектов начинают активно использоваться
в интегрированном виде (преобразуясь в информационные системы), т. е. не только как средства обеспечения аналитической деятельности, но и как инструменты контроля и принятия управленческих решений. Формируются два основных направления внедрения ИТ в сферу экономического анализа, бухгалтерской деятельности и статистического учета. Первое направление связано с унификацией всей бухгалтерской и статистической информации, второе - с сопровождением специфических потребностей отдельных блоков учета. Практика деятельности различных хозяйствующих субъектов в России и за рубежом подтвердила право на существование обоих направлений, ставя перед организациями проблему выбора необходимой методологии [3, с. 54]. По мнению специалистов, именно на данном этапе была создана «качественно новая ситуация в бухгалтерском учете», создавшая «новые возможности для практической реализации его методологических принципов, их дальнейшего развития» [2, с. 5]. Это сформировало прочный фундамент для последующего развития процессов внедрения ИТ в практику аналитического сопровождения деятельности организаций.
К концу 1980-х годов концепция использования ИТ-технологий в исследуемой области вновь претерпевает изменения, что позволяет рассматривать их уже как стратегический источник информации, используемый на различных уровнях деятельности организации любой отраслевой направленности и размера [4, с. 19-21]. Начинается массовое внедрение новых апробированных информационно-технологических решений, обладающих расширенными возможностями, как в практику управления в целом, так и в экономический анализ, бухгалтерский и статистический учет.
Однако несмотря на развитие теории и практики внедрения информационных технологий в 80-е годы ХХ в., возникает ряд негативных факторов. Во-первых, существующие в тот период системы обработки данных являлись достаточно дорогостоящими для многих, особенно малых и средних, субъектов бизнеса, а их эксплуатация и поддержка -крайне трудоемкой и финансово затратной. Во-вторых, информационные решения и системы все еще характеризовались недостаточно развитыми диалоговыми инструментами, облегчающими работу с ними для конечного пользователя, его обучение и внедрение ИТ в аналитический процесс, что затрудняло внедрение передовых ИТ-решений, для эксплуатации которых требовалось длительное обучение персонала. Это приводило к усложнению процесса внедрения, ставило под сомнение результаты внедрения современных информационных технологий и приводило к финансовым потерям компаний, внедряющих ИТ-решения и системы, функциональные возможности которых на практике полноценно не использовались. В-третьих, несмотря на отдельные успешные попытки интеграции системы учета и анализа
информации в единую систему, этот концепт был реализован на недостаточно доступном для конечных пользователей - аналитиков, бухгалтеров, статистиков и экономистов - уровне. На этом этапе внедрения ИТ в сферу экономического анализа хозяйственной деятельности организаций на практике было достаточно затруднительно полноценно и массово разрабатывать, внедрять и модифицировать комплексные интегрированные системы для автоматизации и их информатизации, с учетом требований различных организаций.
Все перечисленные выше обстоятельства привели к появлению в 80-90-е-х годы ХХ в. концепции перехода к централизованному хранению данных, систематизированных и структурированных в соответствии с определенными параметрами и запросами, для их последующего анализа и эффективного управления экономической деятельностью компании [5, с. 248-249]. За последующие 25 лет идеи централизованного хранения данных (в так называемых «хранилищах данных») получили существенное развитие, приведшее к тому, что в сегодняшней науке и практике речь идет о целом комплексе механизмов, которые в совокупности получили название «системы бизнес-интеллекта» (Business Intelligence, В1).
Начало современного, так называемого нового поколения информационных технологий исследователи относят к концу 1990-х - началу 2000-х гг. Основным его отличием от ранее существовавших поколений является не просто интеграция различных технологий и средств информатизации, а объединение различных типов ИТ и другого рода технологий (например, мобильной связи и т. д.) в единый компьютерно-технологический комплекс, который получил название интегрированного, выступая основой реализации самых разнообразных процессов в экономической деятельности организаций. Становится очевидным, что в экономике информационные технологии могут быть применимы не только для решения отдельных задач в области экономического анализа, отечности и учета. Новое поколение информационных технологий ориентировано на технологическое взаимодействие совокупности объектов, образуемых устройствами передачи, обработки, накопления, хранения и защиты данных. Новые технологии представляют собой интегрированные компьютерные системы обработки данных большой сложности, практически неограниченных эксплуатационных возможностей для реализации аналитико-управ-ленческих процессов в экономике: от оперативной текущей работы с экономической информацией до анализа экономических ситуаций, их моделирования и прогнозирования [5, с. 248-249].
В то же время нельзя отрицать тот факт, что в современных условиях усложнения и интеграции ИТ снижается значимость информационных технологий как средства создания конкурентных преимуществ
экономических субъектов. Эта тенденция определяется рядом объективных обстоятельств: в первую очередь тем, что развитие информационных технологий в сфере экономического анализа хозяйственной деятельности организаций протекает по модели, приближенной к эволюции данных технологий в других сферах. В постиндустриальный период информационные технологии становятся общедоступными и стандартизированными, приобретают возможности и потенциал, часто превышающий потребности большинства организаций в совершенствовании процессов экономического анализа. В целом одинаковая доступность ИТ для всех хозяйствующих субъектов означает, что инвестиции в них не создают конкурентных преимуществ. Расходы на информационные технологии, как и на иные инфраструктурные технологии, сегодня рассматриваются как обычные операционные расходы организации, а сами ИТ становятся товарным ресурсом [6, с. 44]. Все чаще складывается ситуация, когда, инвестируя существенные средства в новые усложняющиеся информационные технологии, обеспечивающие большую результативность, комплексность охвата и оперативность обработки, высокую степень прогнозирования в сфере экономического анализа, организации не успевают при этом получить ожидаемые преимущества из-за сокращения так называемого репликативного цикла технологии - то есть времени, необходимого другим хозяйствующим субъектам для ее копирования, апробации и адаптации к специфическим условиям своей организации.
Этот показатель, по мнению специалистов, имеет важнейшее значение в экономической деятельности современных предприятий и организаций [7, с. 14]. Появление новых информационных технологий способствовало изменениям в деятельности хозяйствующих субъектов и существенному усовершенствованию процессов информационного и аналитического сопровождения экономического анализа деятельности организаций. Это привело к появлению стандартных ИТ-решений в разных отраслях для реализации аналитических процедур с учетом определенных модификаций, в зависимости от конкретной цели и области использования. Когда репликативный период сокращается, у организаций объективно не остается времени и возможности воспринимать и полноценно использовать новые информационные технологии.
Понимание возможностей новых ИТ по трансформации или созданию новых видов экономической деятельности является еще одним источником потенциальных преимуществ, связанных с внедрением новых ИТ в сферу бухгалтерского и статистического анализа [7, с. 15]. Однако при все более ускоряющемся прогрессе в ИТ-области хозяйствующие субъекты зачастую не способны успеть за информационным потоком не только в области развития методологии и практики применения новых
ИТ в отдельной сфере, но и в теории. Также нужно отметить тот факт, что далеко не все компании способны своевременно и на постоянной основе осуществлять долговременную поддержку (более 2 лет) обновлению информационных решений и систем, так как многие из них нацелены на получение быстрого результата, предполагающего быстрые единовременные вложения. Также специалистами отмечается, что в условиях существующего разнообразия форм и типов хозяйствующих субъектов и осуществляемых ими видов экономического анализа хозяйственной деятельности, каждый из них имеет свою определенную степень чувствительности (высокую, среднюю, низкую) к конкретным ИТ-решениям, а также к другим факторам или их сочетаниям [8, с. 32; 9, с. 77].
Систематизируя исследования специалистов [10; 11; 12; 13; 14; 15; 16], мы пришли к выводу, что в целом возможности и успех внедрения ИТ в сферу экономического анализа хозяйственной деятельности организации зависит от множества факторов. Для успешного внедрения и использования ИТна практике, как правило, необходимо реализовать комплекс организационных мер, в частности:
- определить стандарты работы для подразделений, ответственных за реализацию экономического анализа;
- осуществить нормирование операционной деятельности;
- обучить персонал в сфере применения ИТ в области экономического анализа;
- изменить алгоритмы взаимодействия между подразделениями организации, филиалами, а, при необходимости, также с контрагентами;
- определить конкретные механизмы получения результатов от совершенствования процесса реализации экономического анализа с использованием новых возможностей.
Одним из существенных ограничений в определении конкретных механизмов получения результатов от совершенствования процесса является необходимость адаптировать стандартное ИТ-решение к условиям предметной деятельности организации, определить конкретные методологии и методы их внедрения в практическую деятельность, пошаговое планирование этого процесса. В рамках этой задачи конкретный хозяйствующий субъект должен самостоятельно установить способы измерения и критерии успешности внедрения информационных систем или комплекса технологий и их влияния на результаты экономического анализа и бизнес-процессы организации. Результативность внедрения информационных технологий и степень их влияния на показатели экономического анализа будут определяться способностью менеджмента превратить снижение трансакци-онных издержек в увеличение дохода или снижение затрат в экономической деятельности организации [7, с. 15].
Таким образом, современные информационные технологии коренным образом повлияли на хозяйственную деятельность организаций в различных сферах экономики. И если первоначально информационные технологии, процессы автоматизации рассматривались исключительно как средство повышения эффективности труда, то их дальнейшее развитие продемонстрировало кардинальное изменение их роли в экономической деятельности. Прогресс в ИТ-сфере оказался настолько стремительным и обширным, что информационные технологии к настоящему моменту изменили сущность самих бизнес-процессов, создавая как новые продукты и услуги, так и целые высокодоходные сферы экономики и бизнеса.
Однако следует признать, что в экономической деятельности современных предприятий возможности интегрированных ИТ-решений в области экономического анализа на практике не используются в той степени, в которой это было бы возможно, исходя из теории. Новейшие возможности ИТ в аналитическом учете хозяйственной деятельности и управлении экономическим субъектом остаются все еще областью с потенциалом для более широкого применения со стороны специалистов финансовых, бухгалтерских и статистических отделов, а также отделов контроля и руководителей предприятий.
Как показывают результаты нашего исследования, современные информационно-компьютерные технологии и разработанное программное обеспечение в экономическом анализе российских предприятий еще недостаточно апробированы на практике. Это требует дальнейшего методологического осмысления новых возможностей ИТ, практической аккумуляции имеющегося опыта и более обширной и глубокой практической апробации ИТ в экономической сфере деятельности предприятий. Этот вывод позволяет определить необходимость дальнейших исследований взаимосвязей типов информационных систем с формами и типом организации, видами деятельности и операций в сфере экономического анализа хозяйственной деятельности с конечными бизнес-результатами организаций и возможными экономическими рисками.
Сегодня развитие информационных систем компьютерной обработки, накопления и хранения информации создает новую, весьма обширную информационную базу, которая служит катализатором развития новых методов и инструментов поиска и принятия решений при реализации экономического анализа [1, с. 72]. Одним из подобных инструментов выступает бизнес-интеллект и создаваемые на его основе системы и решения как средства преобразования и совершенствования процессов, протекающих в экономической деятельности организаций.
Предпосылки появления технологии бизнес-интеллекта связаны не только со стремительным ростом информационных потоков в эко-
номической сфере, создавшим ситуацию, в рамках которой бизнес-деятельность как крупных, так и средних, и даже малых предприятий, к концу ХХ в. фактически невозможно было представить без внедрения процессов автоматизации и управления данными. Параллельно в деятельности хозяйствующих субъектов возникли многочисленные проблемы. Широкий спектр систем автоматизации, функциональные свойства которых сильно различаются, бессистемное хранение данных - все это неизбежно приводило к отсутствию единого и однозначного взгляда на управленческую информацию [17, с. 41; 5, с. 248-249].
Не надо забывать и про человеческий фактор. Во многих, даже крупных, компаниях, задача получения необходимого отчета на начальной стадии автоматизации (а в ряде случаев и на других стадиях) достаточно часто реализовывалась с участием только двух профилей специалистов: программистов, обеспечивающих необходимые запросы к базам данных, и экономистов, предпринимающих усилия, направленные на то, чтобы с помощью работы с электронными таблицами и простейшими инструментами систематизации, обобщить и представить эти данные в необходимом для эффективной управленческой деятельности виде. Подобная модель взаимодействия неизменно приводила к эффекту «испорченного телефона», снижая результативность аналитической деятельности, а также требовала существенных временных затрат. При этом ни один из специалистов не мог утверждать, что владеет полной картиной в области анализируемых и обрабатываемых данных, что ставило закономерный вопрос об их достоверности и потенциале для управленческого звена компании [18, с. 12]. В таких обстоятельствах трудно реализовывать дальнейшие этапы работы с информационными данными, полученными путем статистического и бухгалтерского учета. Речь идет о моделировании различных сценариев экономической ситуации, об отслеживании влияния одних показателей деятельности компании на другие, о прогнозировании тенденций развития организации, проведении сравнительного анализа экономических показателей и об отображении различных срезов данных [19, с. 5].
Развитие информационных систем сегодня служит катализатором развития новых методов и инструментов поиска и принятия решений при реализации экономического анализа. В рамках нашего исследования мы пришли к выводу, что одним из самых перспективных направлений в области дальнейшего совершенствования экономического анализа хозяйственной деятельности организаций через применение современных информационных технологий выступает бизнес-интеллект и создаваемые на его основе системы, которые обеспечивают консолидацию информации для выявления общих тенденций в экономических процессах, понимания ситуации и выработки на основе полученных знаний эффективных решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Муталляпова Ш.Е. Применение информационных технологий в экономике // Вестник Инновационного Евразийского Университета. 2012. № 3 (47). С. 70-73.
2. Палий В.Ф., Соколов Я.В. АСУ и проблемы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1990.
3. Соколова Г.Н. Информационные технологии экономического анализа: Метод. пособие для специалистов. М.: Экзамен, 2015.
4. Хмельницкая И.В. Теоретические основы информационных систем в экономике и управлении. Минск.: Белорусский государственный университет, 2016. В 2 ч. Ч. 1.
5. Управление эффективностью бизнеса. Концепция Business Performance Management / Е.Ю. Духонин, Д.В. Исаев, Е.Л. Мостовой и др. / Под ред. Г.В. Генса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. С. 248-249.
6. Карр Н. Блеск и нищета информационных технологий. М.: Секрет фирмы, 2005.
7. Карпычев В.Ю. Эволюция информационных технологий: экономический анализ // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 7. С. 13-20.
8. Pisello T., Strassmann P. IT Value Chain Management - Maximizing the ROI from IT Investments. N.Y.: Information Economics Press, 2003.
9. Smith H., Fingar P. IT Doesn't Matter // Business Processes Do. N.Y.: Meghan-Kiffer Press, 2003.
10. Коршикова А.Ю. Эволюция системы аналитических показателей деятельности организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2003. № 12. C. 73-84.
11. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
12. Цветков В.Я., Воинов А.И. Транзакционные издержки при внедрении информационных технологий и систем // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 4. С. 114-116.
13. Balina S., Zukarita R. Opportunities for the Use of Business Data Analysis Technologies // Economics and Business. 2016. № 28(1). Р. 20-25.
14. Darmont J. Utilizing Big Data Paradigms for Business Intelligence. Lyon: Université Lumière Lyon, 2018.
15. PizanaJ.E. Applications of Conscious Innovation in Organizations. - Mexico: Tecnológico de Monterrey University, 2018.
16. Wang Sh. Wang J. Business Intelligence in Economic Forecasting: Technologies and Techniques. Beijing: Chinese Academy of Science, 2016.
17. Домрачева А.А., Сайбель Н.Ю. Business Intelligence в экономике // Концепт. 2017. № 2. С.41-46.
18. Williams S., Williams N. The Profit Impact of Business Intelligence. K.: Morgan Kaufmann,
19. Shaw A Business Performance Management: Gaining Insight and Driving Performance. N.Y. Hyperion Solutions Corp., 2003.
2014.
ABOUT THE AUTHOR
Stanislav Mitrovic - Doctor of Economics (PhD), University of Novi Sad, Republic of Serbia. [email protected]
EVOLUTION OF THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ECONOMIC ANALYSIS OF THE ECONOMIC ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS (THE END OF THE 20TH CENTURY AND THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY)
In the article the main stages of introduction of information technologies in the sphere of economic analysis of economic activity of organizations in Russia and abroad are considered. It has been shown that the emergence of new information technology contributed to the improvement of the processes of economic analysis of economic entities, led to the emergence of standard solutions in different industries. However, the evolution of the conceptual foundations of information technologies and the practice of their introduction into the economic analysis of the economic activities of enterprises in the 80s of the 20th century, led to occurrence of negative factors as well, which have been considered in the article. With a view to neutralizing them, further interdisciplinary research is needed in this area, and, as one of the most promising areas, is the development of business intelligence and of systems, based on it.
Keywords: economic analysis, methodology of economic analysis, modern information technologies, business
intelligence, economic activity.
JEL: C81, L86, M15, M21, O31, P47.