Научная статья на тему 'Внедрение информационных технологий в процесс управления закупками компании с государственным участием в контексте обеспечения экономической безопасности'

Внедрение информационных технологий в процесс управления закупками компании с государственным участием в контексте обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2357
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА / ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / MANAGEMENT OF PURCHASES / AUTOMATIZATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / THE MODULE OF BEHAVIOURAL ANALYSIS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ионичев Василии Николаевич

Предмет работы. Организационно-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения экономической безопасности закупочной деятельности компаний с государственным участием, в контексте внедрения в закупочную деятельность таких субъектов экономики уникальных автоматизированных систем управления закупками и использование в их хозяйственной жизни электронных торговых площадок и сервисов. Метод проведения работы. Классификационный и структурный анализ, синтез результатов анализа, сочетание логического и исторического методов, выявление причинноследственных связей путём изучения проблем экономической безопасности при осуществлении закупочной деятельности и проведении работы по защите корпоративных интересов. На основе принципов системного подхода осуществлено исследование проблем развития информационных технологий в целом и применительно к процессу управления закупками в госкомпаниях, а также сравнение технологий, предполагаемых к внедрению в процесс управления закупками. Результаты работы. Обоснованы следующие преимущества автоматизации управления закупками в контексте обеспечения экономической безопасности, которые необходимо реализовать при внедрении информационных систем в данной сфере деятельности: оперативный доступ к большим объёмам информации по процедуре закупки; снижение коррупционных рисков; контроль действий ответственных за проведение закупок подразделений компании в режиме реального времени; своевременное принятие управленческих решений; разграничение ответственности за принятие решений. Разработан алгоритм внедрения информационных систем автоматизации бизнес-процесса конкурентных закупок в контексте механизма обеспечения экономической безопасности. Предложено включить в автоматизированную систему управления закупками модуль поведенческого анализа, позволяющий программными методами с использованием многоагентных моделей выявлять инциденты экономической безопасности на основе исходных данных, имеющихся в системе, его функционал и алгоритм работы. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе работы по обеспечению экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием крупного и среднего частного бизнеса, а также разработчиками программных комплексов по автоматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ионичев Василии Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT PROCESS OF THE COMPANY''S PURCHASING WITH STATE PARTICIPATION IN THE CONTEXT OF ENSURING ECONOMIC SECURITY

The subject of the study. Organizational-economic relations that take place in the process of providing economic security of the purchasing activity of companies with the governmental participation in the context of implementing in the purchasing activity of such subjects of the economy of unique automated systems of management of purchases and the use in their economic life of electronic trading sites and services. The method of performing work. The classificatory and structural analysis, synthesis of the results of the analysis, the combinations of the logical and historic methods, finding the causative-consecutive connections through studying problems of economic security when performing the purchasing activity and fulfilling work of protecting corporate interests. Based on the principles of the systemic approach, a study of the problems of development of information technologies on the whole has been performed, and also there has been a comparison performed of technologies offered for implementation in the process of management of purchases. The results of the study. The following advantages of automatization of management of purchases have been substantiated in the context of providing for economic security. These advantages need to be implemented when introducing information systems in this sphere of activity: a timely access to large volumes of information on the procedure of purchasing; reduction of corruption risks; control of actions of those responsible for purchases in subdivisions of the company in the real time mode; timely making of managerial decisions; a division of responsibility for making decisions. An algorithm has been developed of implementing information systems of automatization of the business process of competitive purchases in the context of the mechanism of providing for the economic security. It is suggested to include in the automated system of management of purchases a module of behavioural analysis allowing to find out incidents of economic security using programming methods with multi-agent models based on the initial data available in the system, its functionality and the algorithm of work. The area of application of the results. The results of the study may be used in the work of providing for the economic security in the process of management of purchases of companies with the governmental participation, large and mid-size business, as well as by the developers of programming complexes on automatization.

Текст научной работы на тему «Внедрение информационных технологий в процесс управления закупками компании с государственным участием в контексте обеспечения экономической безопасности»

УДК 339.186 ИОНИЧЕВ ВАСИЛИИ НИКОЛАЕВИЧ

научный сотрудник лаборатории макроэкономики и отраслевых рынков ФГБУН «Институт проблем рынка РАН», e-mail: v.ionichev@gmail.com

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ КОМПАНИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Предмет работы. Организационно-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения экономической безопасности закупочной деятельности компаний с государственным участием, в контексте внедрения в закупочную деятельность таких субъектов экономики уникальных автоматизированных систем управления закупками и использование в их хозяйственной жизни электронных торговых площадок и сервисов. Метод проведения работы. Классификационный и структурный анализ, синтез результатов анализа, сочетание логического и исторического методов, выявление причинно-следственных связей путём изучения проблем экономической безопасности при осуществлении закупочной деятельности и проведении работы по защите корпоративных интересов. На основе принципов системного подхода осуществлено исследование проблем развития информационных технологий в целом и применительно к процессу управления закупками в госкомпаниях, а также сравнение технологий, предполагаемых к внедрению в процесс управления закупками. Результаты работы. Обоснованы следующие преимущества автоматизации управления закупками в контексте обеспечения экономической безопасности, которые необходимо реализовать при внедрении информационных систем в данной сфере деятельности: оперативный доступ к большим объёмам информации по процедуре закупки; снижение коррупционных рисков; контроль действий ответственных за проведение закупок подразделений компании в режиме реального времени; своевременное принятие управленческих решений; разграничение ответственности за принятие решений. Разработан алгоритм внедрения информационных систем автоматизации бизнес-процесса конкурентных закупок в контексте механизма обеспечения экономической безопасности. Предложено включить в автоматизированную систему управления закупками модуль поведенческого анализа, позволяющий программными методами с использованием многоагентных моделей выявлять инциденты экономической безопасности на основе исходных данных, имеющихся в системе, его функционал и алгоритм работы. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе работы по обеспечению экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием крупного и среднего частного бизнеса, а также разработчиками программных комплексов по автоматизации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, управление закупками, автоматизация, информационные технологии, модуль поведенческого анализа, интеграция.

IONICHEV VASILIY NIKOLAEVICH

Research Associate of the Laboratory of Macroeconomics and Industry Markets of FSBIS "Institute of Market Problems of the RAS", e-mail: v.ionichev@gmail.com

IMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT PROCESS OF THE COMPANY'S PURCHASING WITH STATE PARTICIPATION IN THE CONTEXT OF ENSURING ECONOMIC SECURITY

Abstract. The subject of the study. Organizational-economic relations that take place in the process of providing economic security of the purchasing activity of companies with the governmental participation in the context of implementing in the purchasing activity of such subjects of the economy of unique automated systems of management of purchases and the use in their economic life of electronic trading sites and services. The method of performing work. The classi-ficatory and structural analysis, synthesis of the results of the analysis, the combinations of the

logical and historic methods, finding the causative-consecutive connections through studying problems of economic security when performing the purchasing activity and fulfilling work of protecting corporate interests. Based on the principles of the systemic approach, a study of the problems of development of information technologies on the whole has been performed, and also there has been a comparison performed of technologies offered for implementation in the process of management of purchases. The results of the study. The following advantages of automatization of management of purchases have been substantiated in the context of providing for economic security. These advantages need to be implemented when introducing information systems in this sphere of activity: a timely access to large volumes of information on the procedure of purchasing; reduction of corruption risks; control of actions of those responsible for purchases in subdivisions of the company in the real time mode; timely making of managerial decisions; a division of responsibility for making decisions. An algorithm has been developed of implementing information systems of automatization of the business process of competitive purchases in the context of the mechanism of providing for the economic security. It is suggested to include in the automated system of management of purchases a module of behavioural analysis allowing to find out incidents of economic security using programming methods with multi-agent models based on the initial data available in the system, its functionality and the algorithm of work. The area of application of the results. The results of the study may be used in the work of providing for the economic security in the process of management of purchases of companies with the governmental participation, large and mid-size business, as well as by the developers of programming complexes on automatization.

Keywords: The economic security, management of purchases, automatization, information technologies, the module of behavioural analysis, integration.

Введение

На сегодняшний день развитие информационных технологий достигло такого уровня, при котором оно является весомым фактором влияния на трансформацию закупочной деятельности, поскольку способствует появлению новых методов работы, источников конкурентного преимущества и высокого качества обслуживания. Одним из самых серьезных «драйверов» внедрения передовых технологий является всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации Интернет. Формирование технической инфраструктуры и услуг, которые предоставляются посредством сетевых технологий, считается ключевым фактором глобализации и оказывает непосредственное влияние на внедрение автоматизации в компаниях. Для предприятий главное преимущество Интернета заключается в возможности получения информации незамедлительно, в удобной для использования форме и в любой точке Земли [1-37].

Сегодня электронные торги принято организовывать на специальных площадках, которые позволяют продавать и покупать самые разнообразные товары. При этом срок окончания таких торгов известен заранее, а за его обозначение отвечает сам продавец товаров. Чтобы принять участие в данном мероприятии, необходимо получить ЭЦП1, которая подтверждает легитимность проведения закупки. Часто электронные площадки предусматривают прохождение процедуры обязательной аккредитации, после которой можно будет подавать заявку на участие. Примером электронной торговой площадки для проведения тендеров в сфере высоких технологий может служить международный Интернет-портал «Information Technology (IT) Tenders» [1], где размещаются конкурсы на IT-разработки со всего мира.

Примером практической интеграции процесса закупок в IT-сферу может служить то, что, согласно данным министерства по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии, Евразийский союз заканчивает формирование единого рынка электронных государственных закупок. Бизнес стран-участниц будет иметь равный доступ к тендерам на всей территории ЕАЭС, при этом упор будет сделан на информационные технологии.

1 Электронная цифровая подпись.

Методы исследования

В российских законодательных актах для компаний с государственным участием закреплены обязанности, предусматривающие публикацию результатов закупочной деятельности и планов закупок в ЕИС, согласно положениям Закона № 223-Ф3. Кроме того, Постановления Правительства РФ № 616 и № 1132 предусматривают для компаний с государственным участием необходимость осуществлять закупку определённых видов продукции исключительно в электронной форме и вести реестр договоров, заключённых по результатам конкурентной закупки.

Указанные нормы регламентируют для хозяйствующих субъектов практические правила осуществления информационного обеспечения закупочной деятельности. Так, в компаниях с государственным участием возникает потребность в автоматизации процесса управления закупками, то есть применения информационных технологий в виде программных решений, разработанных специально для обеспечения следования требованиям Закона № 223-Ф3 с учетом приоритетов обеспечения экономической безопасности.

Помимо использования для проведения закупок специально отведенных электронных торговых площадок, многие российские компании создают на своих веб-сайтах электронные сервисы для оперативного доступа участников к данным по планируемой закупке. Как правило, помимо размещения тендерной документации, в таких сервисах указывается порядок проведения тендеров, объявления о текущих тендерах и информация о победителях предыдущих [2].

Таким образом, использование электронных торговых площадок и сервисов полностью отвечает принципам информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизме-ряемых требований к участникам закупки, закреплённых в Законе № 223-ФЗ а также является выгодным инструментом противодействия внутрикорпоративному мошенничеству в процессе управления закупками компаний с государственным участием. Тем не менее для комплексного обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием использование электронных торговых площадок и сервисов представляется недостаточным. Для решения этой задачи требуется иной уровень автоматизации закупочной деятельности, который могут предоставить специализированные системы автоматизации управления закупками на предприятии.

Необходимо отметить, что управление закупками — это сложный многоуровневый процесс, зачастую сопряженный с множеством проблем. В частности, ответственные подразделения предприятия сталкиваются с такими сложностями, как:

- незаинтересованность в результате закупочной деятельности;

- несогласованность действий подразделений, задействованных в подготовке и проведении закупок;

- несвоевременное поступление информации о потребностях компании;

- поступление искаженной или неверной информации о потребности в закупке;

- отсутствие возможности публиковать план закупок на год в рамках установленных сроков;

- коррупционные риски.

Таким образом, в госкомпаниях появляется потребность в своевременном планировании и строгом контроле сроков ведения закупочной деятельности. Кроме того, возникает необходимость создания инструмента для прогнозирования и контроля соответствия целевых и текущих значений проверяемых показателей закупочной деятельности, например, соотношение открытых запросов предложений и закупок у единственного поставщика, учёт количественных показателей закупок на электронных торговых площадках. Помимо этого, важно отметить, что трудовые и временные затраты работников госкомпании на формирование отчётности о закупках для руководства, вышестоящих организаций и государственных органов весьма существенны, особенно если данные обрабатываются вручную.

Вышеперечисленные законодательные акты, а в особенности Закон № 223-Ф3 поставили

компании с государственным участием в строгие рамки при осуществлении закупочной деятельности, значительно увеличили требования к ведению документооборота и, таким образом, ещё больше усложнили процесс управления закупками.

Указанные проблемы госкомпаний, в частности, связанные с дискриминацией и необоснованным ограничением конкуренции по отношению к участникам закупок в рамках Закона № 223-ФЗ, нецелевым и неэффективным расходованием денежных средств, коррупцией и злоупотреблением должностным положением и др. — можно решить путем внедрения и промышленной эксплуатации на предприятии системы автоматизации управления закупками.

Результаты

Для решения достижения цели экономии денежных средств в процессе управления закупками предприятия необходимо создание конкурентной среды среди поставщиков и повышение уровня прозрачности рынков. Автоматизация процесса управления закупками предполагает решение поставленных задач и позволяет увеличить скорость принятия решений организатором закупки, снизить издержки в процессе управления закупками, и, кроме того, открывает новые возможности в ходе работы по обеспечению экономической безопасности компании. Наличие в распоряжении закупочных подразделений компании структурированных данных позволит максимально оперативно предоставлять отчёты по проведённым конкурсам в государственные органы и ЕИС, формировать требуемые статистические данные по проведённым торгам. Кроме того, внедрение автоматизации в процесс управления закупками компаний с государственным участием станет значимым этапом реализации в компании целостной стратегии закупочной деятельности.

Интегрированные корпоративные информационные системы предприятия позволяют осуществить комплексную автоматизацию бизнес-процессов организации. Они призваны обеспечивать взаимосвязь экономических показателей по всем функциям и уровням управления на основе новейших информационных технологий [3], для них характерно взаимодействие корпоративных информационных систем (или модулей) по различным функциям управления и внутрикорпоративным структурам. Большинство подобных систем в качестве одного из своих модулей предлагают модуль SRM (Supplier Relationship Management — Управление взаимоотношениями с поставщиками), предназначенный для реализации функций поиска поставщиков, согласования условий и реализации закупок. Но лишь в некоторых интегрированных корпоративных информационных системах предприятия (например, Sage ERP X3, mySAP Business Suite) модуль SRM обеспечивает автоматизацию закупок на конкурентной основе.

В современном мире информационно-технологический фактор в процессе управления закупками и обеспечения экономической безопасности является значимой составляющей организации системы менеджмента на предприятии. Это обусловлено тем, что данный фактор в связи с развитием технологий становится определяющим в оценке эффективности извлечения прибыли компанией. Он предполагает внедрение и реализацию единой информационной системы управления предприятием и получения возможности его использования для принятия решения в режиме реального времени.

Автоматизация управленческой деятельности включает в себя процессы создания, внедрения и использования технических, программных средств и математических методов, предназначенных для автоматизированного сбора, хранения, поиска, переработки и передачи информации, используемой при управлении эргатическими системами [4].

В рамках статьи автором обоснованы следующие преимущества автоматизации управления закупками в контексте обеспечения экономической безопасности, которые необходимо реализовать при внедрении информационных систем в данной сфере деятельности:

1. Максимально оперативный доступ к большим объёмам информации по процедуре закупки.

2. Снижение коррупционных рисков.

3. Контроль действий ответственных за проведение конкурентных закупок подразделений компании в режиме реального времени.

4. Своевременное принятие управленческих решений на разном уровне управления.

5. Четкое разграничение ответственности за принятие решений между подразделениями,

осуществляющими закупку.

Автором предложен алгоритм внедрения информационных систем для автоматизации бизнес-процесса конкурентных закупок компаний с государственным участием в контексте работы механизма обеспечения экономической безопасности, с внедрением модуля поведенческого анализа (рис. 1).

В результате заказа разработки и внедрения компанией с государственным участием уникальной автоматизированной информационной системы управления конкурентными закупками заказчик получает программное решение, максимально соответствующее потребностям предприятия, его локальным нормативным актам и системе организации закупок на предприятии. Заказчик самостоятельно определяет будущие функциональные возможности системы, степень и средства автоматизации, её возможности по интеграции с действующими или планируемыми к внедрению корпоративными информационными системами, внешними электронными торговыми площадками и электронными ресурсами.

Рис. 1. Алгоритм внедрения информационных систем для автоматизации бизнес-процесса конкурентных закупок в контексте механизма обеспечения экономической безопасности

Необходимо отметить, что подобная автоматизированная система закупок госкомпании должна быть в обязательном порядке интегрирована с ЕИС в целях выполнения всех требований Закона № 223-Ф3.

Практика показывает, что задача автоматизации конкурсных закупок может быть решена с помощью внедрения гибко настраиваемых информационных систем.

Такие системы должны состоять, как минимум, из следующих функциональных модулей:

- модуль бюджетного планирования и формирования реестра закупок;

- модуль аукционных торгов для проведения обратных (понижающих) аукционов;

- модуль регистрации контрактов на закупку;

- модуль сбора и анализа данных о закупках [5].

При рассмотрении проблемы обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием вышеуказанный список модулей не представляется исчерпывающим. Так, в целях оптимизации работы подразделений ответственных за экономическую безопасность компании предлагается внедрение в программный комплекс автоматизации управления закупками дополнительного модуля, который позволил бы выявлять инциденты экономической безопасности на основе анализа исходных данных, предоставляемых работниками компании, вовлеченными в организацию закупочной деятельности. Подобного рода информационное решение можно назвать модулем поведенческого анализа ввиду его способности сопоставлять и экстраполировать данные, внесённые в систему автоматизации закупочной деятельности, и на основе такого анализа сигнализировать о необычном и заведомо рискообразующем поведении должностных лиц предприятия или поставщиков.

Для раскрытия потенциала возможностей данного модуля можно привести примеры его практической пользы в решении задач по обеспечению экономической безопасности, а именно:

1. Анализ рыночных цен путем сопоставления позиций спецификации к закупке с данными, имеющимися в коммерческих предложениях и на официальных сайтах поставщиков либо на ценовых агрегаторах в режиме онлайн.

2. Отслеживание количественных и качественных показателей по каждой конкретной закупке путем экстраполяции данных о предыдущих аналогичных поставках или заказах работ/ услуг. К примеру, если компания на протяжении долгого времени заказывала определенные МТР российского производства на конкретный объект, а без видимых на то причин заказала немецкие МТР, то модуль должен подать соответствующий сигнал о возможном инциденте экономической безопасности, в частности, о необходимости проведения более тщательного входного контроля на предприятии.

3. Сопоставление опыта оказания услуг или выполнения работ контрагентами по конкретным объектам компании. К примеру, это может быть выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, где будет выявлено отсутствие опыта работ на данном объекте.

4. Контроль внесения изменений в конкурсную документацию.

5. Отслеживание и сопоставление дополнительных запросов заказчика участникам открытого конкурса. Это необходимо для исключения случаев дискриминации по отношению к участникам закупки. В случае если в конкурсе участвуют три компании и у всех троих в заявке отсутствуют какие-либо требуемые конкурсной документацией данные, а дополнительные запросы были направлены только одному участнику (как правило аффилированному с работниками заказчика), то модуль должен подать соответствующий сигнал о возможном инциденте экономической безопасности.

6. Интеграция системы автоматизации процесса управления закупками с сетевыми информационными ресурсами для проверки финансового состояния и деловой репутации (к примеру «СПАРК Интерфакс» или сайты органов государственной власти).

7. Отслеживание взаимосвязей между участниками конкурса на предмет аффилированно-сти друг с другом и с работниками заказчика при условии интеграции с кадровой базой данных предприятия и с учётом обеспечения сохранности персональных данных сотрудников.

8. Иные возможности в соответствии со спецификой заказчика и его требованиями к обеспечению экономической безопасности.

На основе задач по обеспечению экономической безопасности в процессе управления закупками госкомпаний можно выделить основные функции модуля поведенческого анализа в рамках автоматизированной системы закупок на предприятии (рис. 2), таких, как:

1. Анализ.

2. Экстраполяция.

3. Сопоставление.

4. Контроль и проверка.

5. Интеграция.

В контексте глобальной информатизации общества программное решение о внедрении модуля поведенческого анализа в автоматизированную систему управления закупками представляется логичным и своевременным. На сегодняшний день автоматизация затрагивает практически все бизнес-процессы компаний и их сопровождающие подразделения. Это явление позволит специалистам уделить больше времени аналитической деятельности в тех аспектах, которые пока ещё не доступны искусственному интеллекту.

Рис. 2. Функционал и алгоритм работы модуля поведенческого анализа в рамках автоматизированной системы управления закупками госкомпании

В целях внедрения модуля поведенческого анализа необходима программная доработка автоматизированной системы управления закупками компании путем разработки дополнительных скриптов в рамках уже существующего программного комплекса, что потребует определённых финансовых затрат. Тем не менее экономия в результате пресечения инцидентов экономической безопасности при помощи такой доработки в крупной компании с государственным участием должна составить намного большую сумму денежных средств.

Нельзя не отметить, что при применении настолько индивидуального подхода к автоматизации процесса управления закупками компании с государственным участием и другого крупного бизнеса может возникнуть сложность в выборе высококвалифицированного подрядчика по разработке автоматизированных закупочных систем. Кроме того, можно столкнуться с нетипичными и трудноразрешимыми проблемами при внедрении и промышленной эксплуатации системы, проблемами оценки сроков реализации таких проектов и их конечной стоимости.

В том случае если компания не рассчитывает вкладывать сколько-нибудь весомые средства в разработку индивидуальной и уникальной автоматизированной системы управления закупками, что особенно актуально в период низкого экономического роста и падения темпов роста ВВП в России, многие компании-разработчики подобных программных комплексов предлага-

ют свои шаблонные решения, куда также можно интегрировать модуль поведенческого анализа в целях обеспечения экономической безопасности предприятия.

Разработчики отраслевых электронных торговых площадок, такие, как ОАО «Центр развития экономики», ООО «ФогСофт», а также специализированные организации, осуществляющие деятельность в сфере внедрения информационных технологий в коммерческую деятельность (компании НОРБИТ, КОРУС Консалтинг, НТК Алтимета, Solution to Business, ООО «ИБС Экспертиза» и проч.), предлагают свои услуги по внедрению корпоративных электронных торговых площадок и автоматизированных систем закупок, основанных на разработанных тиражируемых, шаблонных электронных торговых площадках и системах. Такие системы обладают рядом преимуществ: стандартизированная схема внедрения на предприятии, снижающая расходы и риски, относительно короткие сроки внедрения, высокие технологические показатели, достигаемые за счет постоянного развития системы при внедрении на различных предприятиях. Внедрив тиражируемую систему, заказчик имеет большие возможности по контролю над её функционированием, снижаются риски изъятия конфиденциальной информации, исключаются лишние посредники из взаимоотношений с поставщиком. Но в то же время в тиражируемую систему или площадку заложены конкретные решения в области организации бизнес-процесса управления закупками, конкретные процедуры закупок, которые могут значительно отличаться от принятых в организации и установленных регламентирующими документами. Поэтому внедрение подобных систем требует значительных дополнительных расходов на их адаптацию к нуждам конкретного предприятия, затрат на доработку базовой конфигурации. При доработке силами собственных ИТ-подразделений исполнитель системы может отказаться от её дальнейшего сопровождения и обновления до более совершенных версий [6].

Выводы

В результате исследования преимуществ использования современных информационных технологий в ходе работы по обеспечению экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием можно сделать следующие выводы:

1. Возможностей электронных торговых площадок достаточно только для начального уровня автоматизации процесса управления закупками и недостаточно для обеспечения его экономической безопасности в полном объёме.

2. Для внедрения автоматизации госкомпаниям следует расставить приоритеты между наличием индивидуальных характеристик, требованиями к обеспечению экономической безопасности и стоимостью, сроками внедрения системы автоматизации.

3. Внедрение в автоматизированную систему управления закупками госкомпаний модуля поведенческого анализа позволит выявлять и пресекать большее количество инцидентов экономической безопасности в сжатые сроки, а кроме того, приведет к снижению издержек за счёт оптимизации подразделений, ответственных за экономическую безопасность компании.

4. Многие направления деятельности по обеспечению экономической безопасности компании могут быть автоматизированы. Уже на сегодняшний день во многом автоматизирован процесс сбора данных о финансовом состоянии и деловой репутации контрагентов.

Литература

1. Интернет-портал Information Technology (IT) Tenders [Офиц. сайт]. — URL : http:// www.ittenders.com/index.htm (дата обращения: 03.02.2017), свободный. — Загл. с экрана.

2. Объявления о проводимых тендерах закупочной комиссии ПАО «Газпром». — URL : http:// www.gazprom.ru/tenders/, свободный. — Загл. с экрана.

3.Вдовенко, Л. А. Информационная система предприятия : учеб. пособие. — М. : ИНФРА-М, 2011.

4. Информационные системы в экономике : учебник для студ. высш. учеб, заведений / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. — М. : Издательский центр «Академия», 2004.

5. Седых, С. Автоматизация конкурсных закупок «Норбит» [Офиц. сайт]. — URL : http:// www.norbit.ru/press/articles/e-commerce/826.html (дата обращения: 02.02.2017), свободный. — Загл. с экрана.

6. Сатунина, А. Е., Сысоева, Л. А. Управление проектом корпоративной информационной системы предприятия : учеб. пособие. — М. : Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009.

7. Дохолян, А. С. Особенности потребительского поведения россиян в разрезе макрорегионов и социально-доходных групп /А.В. Ярашева, Ю.В. Бурдастова, А.С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7. C. 27-35.

8. Дохолян, С. В. Применение методов имитационного моделирования в практике управления промыш-

ленными предприятиями / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, Д.А. Деневизюк //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6 (44). С. 67-74.

9. Дохолян, С. В. Современные проблемы инновационного социально-экономического развития региона / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 30-37.

10. Зоидов, К. Х. К проблеме создания синтетической теории преодоления трансформационного кризиса // Экономическая наука современной России. 2002. № 2. С. 37-50.

11. Зоидов, К. Х. Экономические кризисы : причины, последствия, пути преодоления. — М. : ИПР РАН, 2004.

12. Зоидов, К. Х. К проблеме исследования циклических процессов в советской и переходной российской экономике. Часть I//Экономическая наука современной России. 2007. № 4. С. 7-22.

13. Зоидов, К. Х. К проблеме исследования циклических процессов в советской и переходной российской экономике. Часть II // Экономическая наука современной России. 2008. № 1. С. 35-48.

14. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян, Д.В. Петросянц, А.А. Баширова ; под общ. ред. д.э.н., проф. В.З. Петросянца / РАН; Дагестан. науч. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. — М. : Экономика, 2011.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

16. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

18. Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 (ред. от 30.12.2015) «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».

19. Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

20. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в I полугодии 2016 г.

21. Цветков, В. А. Корпоративный бизнес : теория и практика. — СПб. : Нестор-История, 2011.

22. Логинов, Е. Л., Райков, А. Н., Логинова, В. Е. Российская экономика в зоне критических рисков : моделирование процессов развития кризисных явлений и антикризисной политики // Экономический анализ : теория и практика. 2015. № 17 (416). С. 2-9.

23. Гапоненко, В. Ф., Беспалько, А. Л., Власков, А. С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы. — М. : Изд-во «Ось-89», 2007.

24. Родичев, Ю. Нормативная база и стандарты в области информационной безопасности : учеб. пособие. — СПб. : «Питер», 2017.

25. Баранова, Е., Бабаш, А. Информационная безопасность и защита : учеб. пособие. — М. : Изд-ва РИОР, Инфра-М, 2016.

26. Вдовенко, Л. А. Информационная система предприятия : учеб. пособие. — М. : ИНФРА-М, 2011.

27. Информационные системы в экономике : учебник для студ. высш. учеб, заведений /В.Б. Уткин, К.В. Балдин. — М. : Изд. центр «Академия», 2004.

28. Carpineti, L., Piga, G., Zanza, M. The variety of procurementpractice : evidence from publicprocurement. — 2006.

29. Finch, R. Guide to Tendering : for construction projects. — RIBA Publishing, 2011.

30. Кузнецов, К. В. Прокьюремент : тендеры, конкурсы, конкурентные закупки. — М., 2005. С. 18.

31. Поляков, Ю. И., Калинина, С. В. Использование тендеров как нового механизма получения заказов в Омском регионе // Экономические исследования : интернет-журнал. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. №3 (12). Сентябрь 2012. С. 1. — URL : http://www.erce.ru/internet-magazine/ magazine/31/481/, свободный. — Загл. с экрана.

32.. Why Tender? The Benefits of Running a Competitive Tender to Procure Services // Портал «Exceeding». Официальный сайт. — URL : http://www.exceeding.uk.com/Blog/Benefits-of-Going-out-to-Competitive-Tender, свободный. — Загл. с экрана.

33. Open Economy. Экспертный сайт Высшей школы экономики. Официальный сайт. — URL : http:// www.opec.ru/1441796.html, свободный. — Загл. с экрана.

34. Седых, С. Автоматизация конкурсных закупок «Норбит». Официальный сайт. — URL : http:// www.norbit.ru/press/articles/e-commerce/826.html., свободный. — Загл. с экрана.

35. Электронная торговая площадка ГПБ — дочерняя компания Банка ГПБ (АО). Официальный сайт.

— URL : http://etpgpb.ru/, свободный. — Загл. с экрана.

36. Материалы Гайдаровского форума «Россия и мир: выбор приоритетов» 2017. Официальный сайт.

— URL : http://gaidarforum.ru/, свободный. — Загл. с экрана.

37. Интернет-портал «ПМЭФ'16 Петербургский международный экономический форум». Официальный сайт. — URL : http://www.forumspb.com, свободный. — Загл. с экрана.

References:

1. Internet portal Information Technology (IT) Tenders [Official site]. — URL : http://www.ittenders.com/ index.htm (date accessed: 03.02.2017), free. The title screen.

2. Announcements of tenders the procurement Commission of PJSC «Gazprom». — URL : http:// www.gazprom.ru/tenders/free. The title screen.

3. Vdovenko, L. A. Information system of the enterprise : titorial. — M. : INFRA-M, 2011.

4. Information systems in economy : textbook for the students of higher educational institutions / V.B. Utkin,

K. V. Baldin. — M. : Publishing center «Academy», 2004.

5. Gray, S. Automation of the competitive procurement «Norbit» [Official site]. — URL : http://www.norbit.ru/ press/articles/e-commerce/826.html (date accessed: 02.02.2017), free. The title screen.

6. Satunina, A. E., Sysoeva, L. A. Project Management of the corporate information system of an enterprise : titorial. — M. : Finance and statistics; INFRA-M, 2009.

7. Dokholyan, A. S. Peculiarities of consumer behavior of Russians in terms of macro-regions and socio-income groups /A.V. Yarasheva, Y. V. Burdastov, A.S. Dokholyan // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 7. P. 27-35.

8. Dokholyan, S. V. Application of simulation methods in the practice of management of industrial enterprises / S.V. Dokholyan, V.Z. Petrosyants, D.A. Denisuk // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 6 (44). P. 67-74.

9. Dokholyan, S. V. Modern problems of innovative socio-economic development of the region / S.V. Dokholy-an, V.Z. Petrosyants, A.M. Sadykov // Regional problems of transformation of the economy. 2012. No. 3. P. 3037.

10. Zoidov, K. Kh. To the problem of creating a synthetic theory of overcoming transformational crisis // Economic science of modern Russia. 2002. No. 2. P. 37-50.

11. Zoidov, K. Kh. Economic crises : causes, consequences, ways of overcoming. — M. : IEPER Russian Academy of Sciences, 2004.

12. Zoidov, K. Kh. To the problem of research of cyclic processes in the Soviet and transitional Russian economy. Part I // Economic science of modern Russia. 2007. No. 4. P. 7-22.

13. Zoidov, K. Kh. To the problem of research of cyclic processes in the Soviet and transitional Russian economy. Part II // the Economic science of contemporary Russia. 2008. No. 1. P. 35-48.

14. Regional development strategy in the conditions of innovative transformations of economy /V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan, D. V. Petrosyants, A.A. Bashirova ; under total ed. doctor of Economics, Professor V.Z. Petrosyants /RAN; Dagestan. scientific. center; In-t soc.-econ. research. — M/: Economics, 2011.

15. The Civil Code of the Russian Federation. November 30, 1994. No. 51-FZ.

16. Federal Law of 18.07.2011 number 223-FZ on procurement of goods, works and services of certain kinds of legal entities.

17. Federal Law of 04.05.2013 number 44-FZ about contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs.

18. Resolution of the Russian Government dated 21.06.2012 N 616 (ed. of 12.30.2015) «On approval of the goods list, works and services, the purchase of which is carried out electronically».

19. Government Decree of 31/10/2014 number 1132 «On the order of conducting the register of contracts concluded by customers as a result of the purchase».

20. Report on the results of the monitoring of application of the Federal Law of July 18, 2011 No. 223-FZ on procurement ofgoods, works and services of certain kinds of legal entities in the I half of 2016.

21. Tsvetkov, V. A. Corporate Business : Theory and Practice. —SPb. : Nestor-history, 2011.

22. Loginov, E. L., Raykov, A. N., Loginova, V. E. The Russian economy in the area of critical risks: modeling of crisis processes and anti-crisis policy // The economic analysis : theory and practice. 2015. Issue 17 (416). P. 2-9.

23. Gaponenko, V. F., Bespal'ko, A. L., Vlaskov, A. S. Economic security of companies : Approaches and Principles. — M. : Publishing house «Os-89», 2007.

24. Rodichev, Y. U. Regulatory framework and information security standards : textbook. — SPb. : Publishing house «Piter», 2017.

25. Baranova, E., Babash, A. Information security and protection : textbook. — M. : Publishing house «Island RIOR, Infra-M», 2016.

26. Vdovenko, L. A. Enterprise Information Systems : textbook for students. — M. : INFRA-M, 2011.

27. Information systems in economics : textbook for the students of higher educational institutions / V.B. Utkin, K. V. Baldin. — M. : Publishing center «Academy», 2004.

28. Carpineti, L., Piga, G., Zanza, M. The variety of procurement practice : evidence from public procurement. — 2006.

29. Finch, R. Guide to Tendering : for construction projects. — RIBA Publishing, 2011.

30. Kuznetsov, K. V. Procurement: tenders, competitions, competitive procurement. — M., 2005. P. 18.

31. Polyakov, Yu, Kalinin, S. The use of tenders as a new mechanism for receiving orders in the Omsk region // Economic studies : Internet magazine. Official site. [Electronic resource]. No. 3 (12). September 2012. P. 1. — URL : http: //www.erce.ru/internet-magazine/magazine/31/481/, free. — Title screen.

32. Why Tender? The Benefits of Running a Competitive Tender to Procure Services // Portal «Exceeding». Official site. — URL : http://www.exceeding.uk.com/Blog/Benefits-of-Going-out-to-Competitive-Tender, free. — Title screen.

33. Open Economy. Expert website of the Higher School of Economics. Official site. — URL : http:// www.opec.ru/1441796.html, free. — Title screen.

34. Gray, S. Automation of tenders «Norby». Official site. — URL : http://www.norbit.ru/press/articles/e-commerce/826.html, free. — Title screen.

35. Electronic Trading GBO — a subsidiary of the Bank of GPB (JSC). Official site. — URL : http://etpgpb.ru/, free. — Title screen.

36. Materials of the Gaidar Forum «Russia and the World : the choice of priorities» 2017. Official site. — URL : http://gaidarforum.ru/, free. — Title screen.

37. Internet portal «PMEF'16 Petersburg International Economic Forum». Official site. — URL : http:// www.forumspb.com, free. — Title screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.