Научная статья на тему 'Эволюция правового регулирования налогообложения имущества в России в период с X по XX век'

Эволюция правового регулирования налогообложения имущества в России в период с X по XX век Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги на имущество / эволюция / налогообложение / земля / подати / доходность / taxes of property / evolution / taxation / land / taxes / profitability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Иван Александрович

Цели исследования. Целью статьи является определение закономерностей в рамках эволюции налогообложения имущества в исторической ретроспективе. Особое внимание уделяется роли налога на имущества в механизме налогообложения в целом. Выводы. Правовая основа имущественного налогообложения фактически была сформирована лишь в XV-XVI веках. После формирования Московского централизованного государства роль имущественных налогов была превалирующей, так как земля рассматривалась как ключевая ценность. Проблемой обложения земли являлось отсутствие единой системы оценки в целях определения размера налогов. В свою очередь, результатом реформ Петра I можно выделить унификацию подходов в обложении имущества, уменьшающего возможность субъективизма. Механизм взимания налогов на имущество вплоть до советского периода предполагал значительную роль местных органов власти, в полномочия которых входило определение характеристик конкретного имущества в целях его обложения. Установление правового регулирования налогообложения имущества пришлось на XIX век. Именно в данный исторический период произошло разделение движимого и недвижимого имущества, законодательно урегулированы все элементы налогообложения, а также определены льготы при уплате налогов на имущество, закреплена налоговая база, зависящая от ценности земли. Наблюдается взаимосвязь видов налогообложения доходов и имущества, используемых при этом принципов подворовых, подушных, подоходных, поимущественных. Применяемая в XX веке система налогов на имущество не отличалась стройностью и последовательностью, что объясняется достаточно существенными изменениями в государственной политике (например, при переходе от новой экономической политике к коллективизации и индустриализации). Кроме того, налоги на имущество утрачивали свое экономическое значение при сосредоточении всех материальных ресурсов в руках государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of the Legal Regulation of Property Taxation in Russia in the Period from the 10th to the 20th Century

The purpose of the research. The purpose of the research is to identify patterns in the frameworks of evolution of property taxation in historical retrospect. Special attention is paid to the role of property tax in the taxation mechanism as a whole. Conclusions. The legal basis of property taxation was actually formed only in the XV-XVI centuries. After the formation of the centralized Moscow state, the role of property taxes was predominant, since land was considered as a key value. The problem of land taxation was the lack of a unified assessment system for determining the amount of taxes. In turn, the result of Peter I's reforms can be identified unification of approaches in the taxation of property, reducing the possibility of subjectivism. The mechanism of collection of property taxes up to the Soviet period assumed a significant role of local self-government bodies or other private individuals (for example, in the case of pay-off under Peter I), whose powers included determining the characteristics of a particular property in order to tax it. The establishment of consistent legal regulation of taxation of property occurred in the XIX century. It was at this historical period that the division of movable and immovable property took place, all elements of taxation were legally regulated, as well as benefits in the payment of property taxes were determined, the tax base depending on the value of the land was fixed. In order to levy property taxes on the consistent relationship of taxation of income and property, the use of household, poll, income, property principles. The system of property taxes applied in the XX century was not distinguished by harmony and consistency, which is explained by rather abrupt changes in state policy (for example, the transition from a new economic policy to collectivization and industrialization). In addition, property taxes objectively lost their importance when all resources were concentrated in the hands of the state.

Текст научной работы на тему «Эволюция правового регулирования налогообложения имущества в России в период с X по XX век»

1.6. Эволюция правового регулирования налогообложения имущества в России в период с X по XX век удк 336.221

JEL: 3

©Кузнецов Иван Александрович

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия [email protected]

Аннотация: Цели исследования. Целью статьи является определение закономерностей в рамках эволюции налогообложения имущества в исторической ретроспективе. Особое внимание уделяется роли налога на имущества в механизме налогообложения в целом. Выводы. Правовая основа имущественного налогообложения фактически была сформирована лишь в XV-XVI веках. После формирования Московского централизованного государства роль имущественных налогов была превалирующей, так как земля рассматривалась как ключевая ценность. Проблемой обложения земли являлось отсутствие единой системы оценки в целях определения размера налогов. В свою очередь, результатом реформ Петра I можно выделить унификацию подходов в обложении имущества, уменьшающего возможность субъективизма. Механизм взимания налогов на имущество вплоть до советского периода предполагал значительную роль местных органов власти, в полномочия которых входило определение характеристик конкретного имущества в целях его обложения. Установление правового регулирования налогообложения имущества пришлось на XIX век. Именно в данный исторический период произошло разделение движимого и недвижимого имущества, законодательно урегулированы все элементы налогообложения, а также определены льготы при уплате налогов на имущество, закреплена налоговая база, зависящая от ценности земли. Наблюдается взаимосвязь видов налогообложения доходов и имущества, используемых при этом принципов подворовых, подушных, подоходных, поимущественных. Применяемая в XX веке система налогов на имущество не отличалась стройностью и последовательностью, что объясняется достаточно существенными изменениями в государственной политике (например, при переходе от новой экономической политике к коллективизации и индустриализации). Кроме того, налоги на имущество утрачивали свое экономическое значение при сосредоточении всех материальных ресурсов в руках государства.

Ключевые слова: налоги на имущество; эволюция; налогообложение; земля; подати; доходность.

Для цитирования: Кузнецов И.А. Эволюция правового регулирования налогообложения имущества в России в период с X по XX век// Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №2. С. 042-047.

The Evolution of the Legal Regulation of Property Taxation in Russia in the Period from the 10th to the 20th Century

©Kuznetsov Ivan Аleksandrovich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]

Abstract: The purpose of the research. The purpose of the research is to identify patterns in the frameworks of evolution of property taxation in historical retrospect. Special attention is paid to the role of property tax in the taxation mechanism as a whole. Conclusions. The legal basis of property taxation was actually formed only in the XV-XVI centuries. After the formation of the centralized Moscow state, the role of property taxes was predominant, since land was considered as a key value. The problem of land taxation was the lack of a unified assessment system for determining the amount of taxes. In turn, the result of Peter I's reforms can be identified unification of approaches in the taxation of property, reducing the possibility of subjectivism. The mechanism of collection of property taxes up to the Soviet period assumed a significant role of local self-government bodies or other private individuals (for example, in the case of pay-off under Peter I), whose powers included determining the characteristics of a particular property in order to tax it. The establishment of consistent legal regulation of taxation of property occurred in the XIX century. It was at this historical period that the division of movable and immovable property took place, all elements of taxation were legally regulated, as well as benefits in the payment of property taxes were determined, the tax base depending on the value of the land was fixed. In order to levy property taxes on the consistent relationship of taxation of income and property, the use of household, poll, income, property principles. The system of property taxes applied in the XX century was not distinguished by harmony and consistency, which is explained by rather abrupt changes in state policy (for example, the transition from a new economic policy to collectivization and industrialization). In addition, property taxes objectively lost their importance when all resources were concentrated in the hands of the state.

Keywords: taxes of property; evolution; taxation; land; taxes; profitability.

f For citation: Kuznetsov I.A. The Evolution of the Legal Regulation of Property Taxation in Russia in the Period from \ 1 the 10th to the 20th Century //Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №2. Pp. 042-047. (in Russ.). I

ВВЕДЕНИЕ

Генезис налогообложения имущества в России представляется целесообразным связывать со становлением Древнерусского государства. С X века постепенно формировалась необходимость закрепления взимания налогов. При этом наблюдается постепенное увеличение роли отдельных слоев населения [1]. Фактически длительное время отсутствовали правовые нормы, регламентирующие налоги на имущество. С точки зрения существования государства основную роль играла дань, взимание которой не зависело от факта наличия имущества. В этой связи важно отметить, что первостепенное влияние на формирование налогов на имущество оказывали землевладельцы, заинтересованные в максимально эффективном использовании своего имущества.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА НА РУСИ

Принятые впоследствии правовые акты (например, Русская Правда) не устанавливали отдельных положений, посвященных налогообложению имущества. Указанное можно объяснить отсутствием последовательно выстроенной вертикали власти, разграничения имущества князя и его поданных. Помимо этого зачастую порядок уплаты налогов определялся на местном уровне. Важно отметить, что сбор налогов в XШ-XV веках во многом также основывался лишь на выплате дани, но не князю, а Золотой Орде [2].

Происходит становление посошного обложения, единицей обложения при этом выступала соха [3]. С точки зрения уплаты налогов учитывалось хозяйственное благосостояние, так называемая мирская раскладка. Взимание посошной подати сопровождалось не только денежными платежами, но также натуральными сборами и личными повинностями. Отдельно предусматривалось определение хозяйств, подлежащих обложению. Причиной отсутствия единообразного подхода к налогам на имущество можно выделить большое количество специальных актов («тарханных» грамот), которые освобождали от ряда податей. Основу посошной подати составляла величина пашни, которая предопределяла отсутствие мотивации к расширению пашни.

Указанное обложение, по сути, подразумевало земельный налог. Как отмечают исследователи, «земельный налог устанавливался по качеству и количеству земли, а также по социальному положению налогоплательщика» [4]. В результате можно отметить, что именно в ХШ-Х^ веках происходит формирование механизма налогообложения имущества. Несмотря на это наблюдалось отсутствие единообразных критериев взимания налогов на имущество, наличие произвола при исчислении налогов.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА В ПЕРИОД С КОНЦА XV - XVII ВЕК

Качественное изменение с точки зрения правового регулирования налогообложения имущества произошло с принятием Судебника 1497 года. Среди прочего им определялись ограничения на право крестьянских

переходов, приводящие к установлению более тесной связи крестьян с землей. Значительно сокращались полномочия кормленщиков.

Примечательно, что в этот период земельное налогообложение было связано с накоплением имущества. Учитывая, что в механизм посошной подати включалось определение характера земли, требовалась унификации подходов в вопросе налогообложения. Активно применяемые писцовые книги не способствовали разрешению данной проблемы, так как позволяли лишь определенным образом собрать имеющуюся информацию.

Положениями Соборного уложения 1649 года предусматривались особенности уплаты сборов, оброков. Основой для уплаты оброка являлся факт использования государственных угодий, вне зависимости от личных обременений. С точки зрения эволюции налогоо-обложения имущества Соборное уложение позволило систематизировать и определенным образом унифицировать разрозненную систему. Необходимость значимых изменений объясняется неоднозначностью посошного обложения в части категорий налогооблагаемого населения, а также противоречивостью механизма оценки доходности земельных участков [5]. Произошел переход от посошного обложения к подворному, «двор» стал основой податной системы, т.е. по сути произошло изменение объекта налогообложения. Взимание налогов зависело от числа дворов, но при этом расширялось количество плательщиков.

С точки зрения эволюции правового механизма взимания налогов на имущество каких-либо изменений практически не произошло. Основу для подворного обложения, как и до этого посошного, составлял раскладочный способ, предполагающий закрепление определенной суммы поступлений от каждой территории. Законодательством не определялся размер обложения каждого конкретного двора. Данное полномочие было отдано местным органам власти. Пожалуй, самым важным итогом принятия Соборного уложения 1649 года являлось значительное упрощение механизма обложения.

Формирование подворной системы обложения происходило постепенно, нередки были случаи применения отдельных элементов посошного обложения. Помимо этого, использовалась «живущая четверть», которая составляла 1/8 большой сохи. Представленный инструмент также был призван облегчить процесс расчетов при определении размеров поземельного обложения. В этой связи необходимо отметить, что к началу XVIII века существовала острая необходимость совершенствования механизма налогообложения, включая определение содержания и порядка обложения имущества. Кроме того, постепенно изменяется роль земли, которая оставаясь основой всех прямых налогов [6], дополняется иными видами объектов налогообложения.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА В ПЕРИОД С XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКА

Вторичность обложения имущества была установлена при Петре I. Основу налоговой системы стал составлять поголовный налог, представляющий собой

подушную подать. В результате имущество перестает быть преобладающим в налогообложении. Основу для введения подушного обложения составляла проведенная в 1718 перепись душ мужского пола. Налоги на имущество сохранялись в виде оброчной подати, которая взималась в зависимости от характера и качества земли. Вместе с тем реализация данного налога предусматривала взимание с каждой души. Соответственно в XVIII веке произошло закрепление налогов как основного источника пополнения государственного бюджета, чему способствовало выстраивание единого порядка налогогообложения. Увеличение государственных расходов на ведение военных действий также стало одной из причин централизации деятельности органов финансового контроля, что, в свою очередь, положительно сказалось на уменьшении злоупотреблений на местном уровне. Выстроенную систему финансового контроля нельзя рассматривать как полностью сформированную, так как в ряде случаев полномочия распределялись исключительно в целях решения конкретной государственной задачи [7].

Повышению дисциплины уплаты налогов на имущество способствовал Указ Петра I от 03.10.1720 «О рачительном сборе податей, и наказании взятки». Особое внимание в Указе уделялось общим вопросам, включая субъектный состав, механизм взимания налогов, ответственность за их неуплату. Несмотря на стремление централизовать налоговую систему не во всех случаях у государства имелась реальная возможность осуществлять взимание соответствующих платежей. Исходя из этого применялся откуп, предполагающий передачу частным лицам права сбора отдельных платежей.

Установление подушного обложения означало закрепление порядка налогообложения, не учитывающего наличие тех или иных имущественных объектов у налогоплательщиков. В свою очередь, уменьшение роли имущества в налоговой системе показало эффективность использования иных инструментов в процессе взимания платежей. Постепенные отход от использования земли как основы для налогообложения совпал с повышением промышленного развития городов, в результате которого доля городского населения возросла.

В 1724 году поземельный налог был установлен в дополнение к подушной подати, представляющий собой сбор со свободных от крепостной зависимости представителей сельских сословий. Как отмечает В.С. Тана-нушко, рассматриваемый сбор был призван уравнять государственных крестьян с крепостными [8]. Первоначально взимание оброчной подати осуществлялось исключительно в расчете на душу. Впоследствии механизм ее взимания стал приближен к посошному обложению, предполагающему учет количества и качества надельных земель. Вместе с тем в течение длительного времени оставалась нерешенной проблема необъективной оценки имущества. В 1765 году был обнародован Манифест о генеральном размежевании земель всей Империи, предусматривающий регистрацию всех земель. Подушный налог также предусматривал принцип круговой поруки, предполагающий обязанность платить даже за выбывших членов общины или нетрудоспособных. При этом отсутствие какого-либо экономического обоснования подушной подати оценивалось исследователями как весомый недостаток

созданной системы [9]. С другой стороны, создание понятных и последовательных критериев позволяло обеспечить возможность долгосрочного планирования государственных расходов, а также укрепить централизацию власти.

Эволюция налогов на имущество в XIX веке, а также вплоть до конца существования Российской Империи, связана, прежде всего, с активным развитием правового регулирования имущественного налогообложения. Именно в данный период времени были систематизированы многие законодательные акты, а также сформирован Свод законов Российской Империи. В 1851 году согласно принятому Уставу о земских повинностях был введен государственный земской сбор, выступающий основой поземельного налога. В целях повышения справедливости в бремени имущественного обложения была проведена масштабная оценка государственных земель. Одновременно шло изменение самого принципа налогообложения. Например, в 1863 году был предусмотрен налог на недвижимость для мещан, заменяющий собой подушную подать. Облагаться таким налогом стали заводы, жилые дома, склады и т.д. В качестве критерия для отнесения недвижимости к облагаемому перечню являлось принесение им дохода [10].

В конце XIX века в большинстве регионов была введена оброчная подать и государственный земельный налог, которые заменили собой подушную подать. Ключевым критерием, как и ранее, являлась ценность земли.

Активное развитие городов и увеличение городского населения привели к установлению еще одного налога на имущества - государственного поквартирного налога, носящего раскладочный характер. Созданная налоговая политики того времени характеризуются в научной литературе как последовательная и системная [11].

Впоследствии был закреплен оценочный сбор с недвижимых имуществ, предполагающий в целях исчисления определение стоимости недвижимого имущества. Подобный подход является наиболее приемлемым с точки зрения налогового администрирования и нередко используется даже в настоящее время.

Важную роль в развитии правового регулирования налога на городскую недвижимость стал принятый в 1910 году Закон «О государственном налоге с недвижимых имуществ», предусматривающий определение средней валовой доходности для отдельных категорий объектов с целью исчисления налога. В частности, устанавливались разряды путем сопоставления отдельных объектов.

Сформированная система налогов на имущество в Российской Империи предполагала сочетание таких элементов как:

• государственный поземельный налог;

• поземельный земской сбор;

• государственный налог с недвижимых имуществ;

• городской оценочный сбор;

• обложение совокупных объектов недвижимости на землях городских поселений.

В правовой доктрине указывается, что «к концу XIX века Россия имела достаточно стройную систему налогов и контроля за их поступлениями. Однако значение государственного поземельного обложения было не-

велико. Одной из причин такой ситуации стало освобождение дворян от уплаты налогов, а крестьянские хозяйства были маломощными, также еще сохранялись крепостнические пережитки в деревне» [12]. Несмотря на второстепенное значение налогов на имущество в государственном бюджете, механизм их регулирования постоянно совершенствовался в целях обеспечения справедливости.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Полноценно разработанная система налогов на имущества была в корне изменена после 1917 года. Командно-плановая советская экономика, основанная на полной централизации, не предполагала частной собственности. Вплоть до периода новой экономической политики налоги носили чрезвычайный характер и сопровождались изъятием имущества. Например, реализация Декрета от 30.10.1918 года № 841 предполагала изъятие денежных средств и имущества у зажиточного класса. В научных трудах того времени отмечалось, что от всех налогов фактически освобождалось малообеспеченное население [13, С. 24]. При этом использование критерия доходов хозяйств продолжалось и в период применения сельскохозяйственного налога.

В ходе реализации новой экономический политики вводились такие налоги на имущество как квартирный налог, налог с наследств. Механизм обложения зависел от доходности такого имущества. Также предусматривался имущественный налог на торговые и промышленные предприятия, а также сдаваемых в аренду помещений. Подобные инструменты в литературе справедливо критиковались с точки зрения построения социализма [14]

Объект в виде совокупного дохода хозяйства использовался и в Положении о едином сельхозналоге 1929 года. С помощью мер налогового воздействия государство стремилось исключить единоличные хозяйства, предусматривая специальные налоги на отдельные виды имущества. Так, в 1938 году был принят налог на лошадей единоличных хозяйств.

Последующие преобразования в рамках налоговой реформы 1930-х годов фактически ликвидировали налоговую систему, предусмотрев прямое изъятие государством необходимого имущества, а также закрепление государственной собственности на средства производства. Были сохранены лишь отдельные элементы налогообложения. В частности, налог на строения определялся исходя из страховой оценки, используемой в зависимости от типа и характеристик строения.

Значимые изменения в порядке налогообложения имущества произошли с принятием Закона СССР от 08.08.1953, регулирующего взимание сельскохозяйственного налога. В результате объектом налогообложения стала именно площадь земельного участка, а не доход с него. Кроме того, проведенные реформы привели к смешению налогов на доходы физических лиц и имущественных налогов.

Правовое регулирование налогов на имущество оформилось лишь в конце существования Советско-

го Союза. Так, в 1981 году был установлен земельный налог, ставка которого зависела от стоимости имущества. В 1988 введено налогообложение транспортных средств, применяемое в зависимости от количества лошадиных сил.

В результате можно отметить, что налоги на имущество трансформировались на протяжении всего советского периода.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Распад Советского Союза, полномасштабный слом всей советской политической системы, развитие России по пути демократических и правовых реформ, повлекли за собой совершенствование отдельных различных правовых механизмов, в том числе и налогообложения (например, закрепление перечня льгот при налогообложении недвижимости [15]).

Спецификой сложившегося в конце XX века подхода к налогообложению является прямое действие Конституции РФ, предполагающей верховенство прав и свобод человека и гражданина, а закрепляющей целый ряд принципов, присущих также правовому регулированию налогообложения, в том числе имущественного. Как отмечают исследователи, «понимание Конституции Российской Федерации как акта особой юридической силы ... позволяет выстроить определенную иерархию нормативных правовых актов в правовой системе Российской Федерации». Указанное предполагает ее верховенство над любыми иными документами, включая международные договоры.

При этом структурированная система налогов на имущество формируется в начале 1990-х годов [17]. На федеральном уровне устанавливается налоговая обязанность в случае совершения сделок наследования или дарения имущества. На уровне субъектов Российской Федерации предусматривается налог на имущество предприятий, а на местном уровне земельный налог и налог на имущество физических лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, эволюция правового регулирования налогообложения имущества в России в период с X по XX век привела к последовательному закреплению в качестве самостоятельного института имущественного налогообложения. При этом используемые правовые механизмы на отдельных исторических этапах предполагали применение оценки размера и качества земли, ее доходности, в том числе в рамках сравнения по отношению к другим имущественным объектам. В свою очередь, лишь в XIX веке произошло установление единых правил взимания налогов на имущество. Значительные успехи Российской империи в правовом закреплении подоходно-поимущественного налогообложения, механизма оценки имущества, в целом не были поддержаны советской властью.

Результатом преобразований 1990-х годов стало создание современной системы правового обеспечения имущественного налогообложения, которое в дальнейшем модернизируется с учетом процессов цифро-визации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корякин (2006) - Корякин Е.А. История образования крестьянства на Руси // История государства и права. 2006. № 1.

2. Цыганков (2008) - Цыганков Р.М. Организационно-правовые основы деятельности налоговых органов в Российском государстве: историко-право-вой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.

3. Фадеев (2010) - Фадеев Д.Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы. М.: Налоговый вестник, 2010. 288 с.

4. Зырянова, Кот (2010) - Зырянова Т.В., Кот Е.М. Отечественный и зарубежный опыт порядка исчисления земельного налога // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 16. С. 53 - 60.

5. Марьин (2019) - Марьин Е.В. История правового регулирования земельного налога в дореволюционной России // Аграрное и земельное право. 2019. №8 (176). С. 88-90.

6. Васильчиков (1881) - Васильчиков А. Землевладение и земледелье в России и других европейских государствах. Изд. 2-е. СПб., 1881. Т. 2. С. 83 - 84.

7. Назаров (2022) - Назаров В.Н. Финансовое законодательство Петра I (к 350-летию со дня рождения) // Финансовое право. 2022. № 9. С. 11 - 15.

8. Тананушко (2013) - Тананушко В.С. Земельный налог как механизм эффективного управления земельными ресурсами муниципальных образований // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. N 6. С. 66 - 82.

9. Муравьева (2007) - Муравьева Л. А. Налоги и налогообложение в России первой четверти XVIII века // Дайджест-финансы. 2007. № 9. C. 43-51.

10. Клейменова (2013) - Клейменова М.О. Налоговое право: учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2013. 368 с.

11. Миллер (2008) - Миллер Н. В. Изменения в налоговой системе России XIX века // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2008. №2. С. 138-141.

12. Никиткова (2013) - Никиткова У.О. История и современность земельного налогообложения в России // Финансы и управление. 2013. № 1. С. 1 - 16.

13. Могилевский (1927) - Могилевский О.А. Налоги СССР за 10 лет (Краткий обзор налогового законодательства). Казань, 1927.

14. Ламанов (2011)-Ламанов, П. И. Анализ эволюции взглядов на природу земельной ренты / П. И. Ламанов, Б. А. Хахук // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 91-95.

15. Тчибола, Петюкова (2020) - Тчибола Э.М.Л., Петюкова О.Н. Правовое регулирование льгот при налогообложении недвижимости в России и Франции // Налоги. 2020. №4. С. 45-48.

16. Григорьев (2018) - Григорьев В.В. Эволюция развития имущественного налогообложения физических лиц в России в ХХ веке // Евразийская адвокатура. 2018. №1 (32). С. 11-14.

REFERENCES

1. Koryakin (2006) - Koryakin E.A. The history of the formation of the peasantry in Rus' // History of State and Law. 2006. No. 1.

2. Tsygankov (2008) - Tsygankov RM. Organizational and legal foundations of the activities of tax authorities in the Russian state: historical and legal aspect: dis. ... cand. legal Sciences. Krasnodar, 2008.

3. Fadeev (2010) - Fadeev D.E. Topical issues of development of the tax system. M.: Tax Bulletin, 2010. 288 p.

4. Zyryanova, Kot (2010) - Zyryanova TV., Kot E.M. Domestic and foreign experience of the procedure for calculating the land tax // International Accounting. 2010. No. 16. P. 53 - 60.

5. Maryin (2019) - Maryin E.V. History of legal regulation of land tax in pre-revolutionary Russia // Agrarian and land law. 2019. No. 8 (176). pp. 88-90.

6. Vasilchikov(1881) - VasilchikovA. Land ownership and agriculture in Russia and other European countries. Ed. 2nd. SPb., 1881. T. 2. P. 83 - 84.

7. Nazarov (2022) - Nazarov V.N. Financial legislation of Peter I (to the 350th anniversary of his birth) // Financial law. 2022. No. 9. P. 11 - 15.

8. Tananushko (2013) - Tananushko VIS. Land tax as a mechanism for effective management of municipal land resources // Property relations in the Russian Federation. 2013. N 6. P. 66 - 82.

9. Muravyova (2007) - Muravyova L. A. Taxes and taxation in Russia in the first quarter of the 18th century // Digest Finance. 2007. No. 9. P. 43-51.

10. Kleimenova (2013) - Kleimenova M.O. Tax law: textbook. M.: Moscow Financial and Industrial University "Synergy", 2013. 368 p.

11. Miller (2008) - Miller N. V. Changes in the tax system of Russia in the 19th century // Vestnik OmGU. Series: Economy. 2008. No. 2. pp. 138-141.

12. Nikitkova (2013) - Nikitkova U.O. History and Modernity of Land Taxation in Russia // Finance and Management. 2013. No. 1. P. 1 - 16.

13. Mogilevsky (1927) - Mogilevsky O.A. Taxes of the USSR for 10 years (A brief review of tax legislation). Kazan, 1927.

14. Lamanov (2011) - Lamanov, P. I. Analysis of the evolution of views on the nature of land rent / P. I. Lamanov, B. A. Khakhuk // Actual problems of economics and law. 2011. No. 2. P. 91-95.

15. Tchibola, Petyukova (2020) - Tchibola E.M.L., Petyukova O.N. Legal regulation of real estate tax benefits in Russia and France // Taxes. 2020. №4. pp. 45-48.

16. Grigoriev (2018) - Grigoriev V.V. Evolution of the development of property taxation of individuals in Russia in the XX century // Eurasian Advocacy. 2018. No. 1 (32). pp. 11-14.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Кузнецова Ивана Александровича на тему «Эволюция правового регулирования налогообложения имущества в России в период с X по XX век»

В рецензируемой статье Кузнецова И. А. В. раскрывается генезис и эволюция правового регулирования налогообложения имущества в России в период с X по XX век, выделены общие черты, характерные для ряда исторических периодов развития, определена роль налога на имущество в налогообложении на отдельных этапах историко-правового развития России, начиная с X и завершая XX веком.

В настоящее время в историко-правовой науке недостаточное внимание уделено установлению закономерностей развития правового регулирования налогообложения имущества, чем обусловлена актуальность тематики научной статьи Кузнецова А.И. При этом автором статьи предпринята успешная попытка определения роли налога на имущества в механизме налогообложения в рамках историко-правового подхода с применением общенаучных и специальных научных методов научного исследования.

Автор приходит к выводу, что правовая основа имущественного налогообложения фактически была создана в XV-XVI веках, а проблемой обложения земли длительное время являлось отсутствие единой системы оценки в целях определения налоговой базы и размера налогов. В дальнейшем в последующие столетия постепенно формируются единые подходы к обложению имущества, целенаправленно выстраивается механизм уплаты и взимания налогов на имущество с учетом его разделения на движимое и недвижимое, хотя в советское время в определенной степени было утрачено экономическое значение соответствующих налогов на имущество в условиях сосредоточения материальных ресурсов в руках государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научная значимость статьи обусловлена тем, что ее автор Кузнецов И.А. на основании широкого спектра источников права проводит анализ эволюционного процесса развития механизма правового регулирования налогообложения имущества в X - XX веках, выявляя закономерности и тенденции в рассматриваемом процессе.

Статья оформлена в соответствии с установленными требованиями.

С учетом вышеизложенного научную статью Кузнецова И.А. «Эволюция правового регулирования налогообложения имущества в России в период с X по XX век» можно рекомендовать к опубликованию в журнале издательского дома Юр-ВАК.

Рецензент: профессор. Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент О.Н. Петюкова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 75,04%

Статья поступила в редакцию 06.03.2023, принята к публикации 30.03.2023 The article was received on 06.03.2023, accepted for publication 30.03.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кузнецов Иван Александрович, аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Kuznetsov Ivan Aleksandrovich, postgraduate student, Financial University under the Government of the Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.