УДК 343.9 © А. В. Цвилий, 2019
Эволюция понятийного аппарата криминологической безопасности в субъекте Российской Федерации
А. В. Цвилий, Кубанский социально-экономический институт (г. Краснодар). E-mail: tsvilii_av@mail.ru
На основе анализа утративших силу и действующих нормативных правовых актов о безопасности исследовано соотношение понятий «криминологическая безопасность», «национальная безопасность», «общественная безопасность». Обоснована актуальность нормативного правового закрепления понятия криминологической безопасности на территории субъекта Российской Федерации как состояния защищенности законных интересов граждан, организаций, правоохраняемых интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований на территории субъекта РФ от внешних и внутренних угроз криминального характера, обеспечиваемого системой мер политического, правового, организационного, информационного, технического и иного характера, которые направлены на предупреждение и пресечение таких угроз, устранение и минимизацию их последствий. Отмечена целесообразность разработки Федерального закона «Об основах безопасности в Российской Федерации».
Ключевые слова: безопасность; национальная безопасность; общественная безопасность; криминологическая безопасность; криминологическая безопасность региона.
The Evolution of the Conceptual Apparatus of Criminological Security in the Russian Federation Constituent Territory
A. V. Tsviliy, Kuban Social and Economic Institute (Krasnodar). E-mail: tsvilii_av@mail.ru
On the basis of the analysis of the invalid and valid regulatory legal acts on security, the relationship between the concepts of "criminological security", "national security", and "public security" is investigated. The urgency of the normative legal consolidation of the criminological security concept in the Russian Federation constituent territory as a state of protection of the legitimate interests of citizens, organizations, law-enforced interests of the Russian Federation, the Russian Federation constituent territory, and municipal formations in the territory of the Russian Federation from external and internal threats of a criminal nature provided by measures of legal, organizational, informational, technical and other type, which are aimed at preventing and suppressing such threats, as well as eliminating and minimizing their consequences. The appropriateness of the Federal Law "On the Fundamentals of Security in the Russian Federation" development was noted.
Keywords: security; national security; public security; criminological security; criminological security of the region.
Необходимость разработки теоретической модели криминологической безопасности на территории субъекта Российской Федерации обусловлена задачами сохранения целостности государства, социального мира и благополучия его населения на фоне обострившихся противоречий социально-экономического характера, вызванных криминализацией региональных властных элит в интересах организованной преступности (включая ее транснациональный уровень).
В качестве ключевого рассматривается используемое в отечественной криминологии понятие
«криминологическая безопасность» [1; 2, с. 104-110; 3-6], интерпретируемое нами применительно к такому ее виду, как криминологическая безопасность на уровне субъекта Российской Федерации.
В содержании понятия криминологической безопасности применительно к субъекту Российской Федерации должны аккумулироваться следующие научные представления:
а) о соотношении функции обеспечения безопасности различных объектов субъекта Российской Федерации от угроз криминального характера (функции обеспечения криминологической безопас-
ности) с установленными Конституцией РФ предметами ведения Российской Федерации и ее субъектов;
б) о месте криминологической безопасности в системе национальной безопасности и о ее значении для обеспечения целостности государства;
в) об объектах, субъектах, средствах (инструментарии) обеспечения, факторах, критериях и показателях криминологической безопасности на территории субъекта Российской Федерации.
Как показывает анализ положений Конституции РФ, понятие «безопасность» используется в ст. ст. 13, 37, 55, 56, 71, 72, 74, 82, 83, 98, 114, но при этом ни в одной норме не раскрывается его содержание. Вместе с тем анализ контекста конституционных норм о безопасности позволяет сделать ряд выводов.
Так, если в соответствии с п. «м» ст. 71 Конституции РФ безопасность в целом отнесена к предмету ведения Российской Федерации, то в соответствии с п. «б» ст. 72 Основного закона обеспечение общественной безопасности отнесено уже к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как и «защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка». Предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов дополняет также функция по обеспечению экологической безопасности (п. «д» ст. 72).
В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля «безопасный» — «неопасный, не угрожающий, не могущий причинить зла или вреда; безвредный, сохранный, верный, надежный» [7, с. 68]. Соответственно, безопасность определяется как «отсутствие опасности; сохранность, надежность» [7, с. 68]. В Толковом словаре русского языка 19351940 гг., подготовленном под редакцией Д. Н. Ушакова, у слова «безопасный» выделены два значения: 1) «не угрожающий каким-нибудь вредом, опасностью» и 2) «надежно защищенный, защищающий от опасностей» [8]. Именно второе значение данного понятия было использовано в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: «безопасность — состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [9, с. 25].
Таким образом, можно выделить два основных подхода к пониманию безопасности: 1) состояние отсутствия опасности, присущее потенциальному носителю опасности (например, безопасный транспорт); 2) состояние объекта потенциальной угрозы, при котором он надежно защищен от вредных для
него воздействий (например, магистральный мост через судоходную реку).
Федеральный закон «О безопасности» (далее — Закон о безопасности) 1, пришедший на смену ранее действовавшему Закону Российской Федерации «О безопасности» (далее — Закон № 2446-1) 2, не содержит дефиниции «безопасность». В статье 1 Закона о безопасности перечислены те ее виды, которые непосредственно указаны в Конституции РФ: безопасность государства (ст. 13); общественная безопасность (ст. 72); экологическая безопасность (ст. 72); безопасность личности (ст. ст. 56, 98) и закреплено положение о том, что обеспечение иных видов безопасности осуществляется, если они отражены в законодательстве России. Вероятно, законодатель допускает расширение конкретных видов безопасности, учитывая современные процессы глобализации и возникновение феномена цифрового мира 3.
В Законе о безопасности законодатель фактически уклонился от того, чтобы закрепить определение понятия базового нормативного правового акта в сфере безопасности, которое в Законе № 2446-1 (ст. 1) трактовалось как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Отсутствие законодательного и иного нормативно-правового закрепления понятия безопасности способствовало множественности его определений. В современной научной литературе безопасность рассматривается преимущественно как состояние защищенности не только самых разнообразных законных (правоохраняемых) интересов ключевых объектов (элементов) социального устройства (личность, общество, государство) от любых внутренних и внешних угроз, но и многих иных объектов материального и нематериального мира [11; 12; 13, с. 10-16]. Состояние указывает на переменные свойства защиты объектов, которое может измениться в зависимости от внешнего и внутреннего влияния и действий в отношении данных объектов.
Полагаем, законодатель вынужденно отказался от использования в Законе о безопасности понятия «безопасность» как явно превышающего по своему объему предмет правового регулирования Закона о безопасности. Преодоление этого терминологического конфликта (например, путем принятия «Основ законодательства о безопасности» или Кодекса безопасности) представляется нам сложной нормот-ворческой задачей, решение которой будет форми-
1 О безопасности : федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЭ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
2 О безопасности : закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (документ утратил силу с 29 декабря 2010 г.) // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15, ст. 769.
3 Системное понятие, интегрирующее такие категории, как «цифровая среда» (пространство), «цифровые технологии», «цифровое общество», «цифровая экономика», «цифровое государство» и «граждане цифрового мира» [10, с. 9].
роваться по мере развития нормативного правового регулирования основных видов безопасности.
Первые значительные шаги к решению данной проблемы были предприняты не законодателем, а главой государства.
17 декабря 1997 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ, утвердивший первую Концепцию национальной безопасности Российской Федерации 4. Спустя три года (еще до принятия нового Закона о безопасности) была утверждена новая Концепция 5, что и повлияло, на наш взгляд, на решение законодателя отказаться от определения общего понятия безопасности. Спустя 9 лет глава государства принял новый базовый документ в сфере национальной безопасности — Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года 6.
Усиливающееся противоборство в сфере международных отношений и расширение на этом фоне спектра угроз национальной безопасности внешнего и внутреннего характера способствовали принятию в 2015 г. бессрочной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее — Стратегия) 7.
В статье 6 указанной Стратегии дано следующее определение понятия национальной безопасности Российской Федерации: состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Несмотря на то что в данном определении был воспроизведен тот же круг основных объектов безопасности, что и в Законе № 2446-1, характер угроз этим объектам был уточнен: 1) применительно к гражданам — это угрозы лишь конституционным правам и свободам граждан Российской Федерации, определяющим достойные качество и уровень жиз-
ни (т. е. только конституционным правам, только граждан России и только в части качества и уровня их жизни) 8; 2) применительно к государству и обществу — это угрозы лишь таким ценностям, как: а) суверенитет; б) независимость 9; в) государственная целостность; г) территориальная целостность; е) устойчивое социально-экономическое развитие.
В структуре национальной безопасности важное место отводится общественной безопасности. Согласно положениям Концепции общественной безопасности в Российской Федерации под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 10.
Таким образом, общественная безопасность как вид безопасности заметно отличается от национальной безопасности не только по кругу объектов (человек, в том числе в качестве гражданина (без уточнения страны, к которой принадлежит личность); любые материальные ценности общества; любые духовные ценности общества), но и по характеру угроз для этих объектов: любые преступные посягательства; любые иные противоправные посягательства; любые социальные конфликты (в том числе не являющиеся преступлениями и иными правонарушениями); любые межнациональные конфликты (в том числе не являющиеся преступлениями и иными правонарушениями); чрезвычайные ситуации природного характера, чрезвычайные ситуации техногенного характера (в том числе не являющиеся преступлениями и иными правонарушениями).
Из анализа этого определения можно заключить, что к самостоятельным объектам общественной безопасности не относятся: семья, организации (юридические лица); нравственные устои общества.
В свою очередь, преступные и иные противоправные посягательства на правоохраняемые инте-
4 Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (документ утратил силу с 12 мая 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 52, ст. 5909.
5 О Концепции национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 (документ утратил силу с 12 мая 2009 г.) // Там же. 2000. № 2, ст. 170.
6 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (документ утратил силу с 31 декабря 2015 г.) // Там же. 2009. № 20, ст. 2444.
7 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Там же. 2016. № 1 (часть II), ст. 212.
8 Вряд ли у специалистов может возникнуть сомнение в том, что угрозы конституционным правам и свободам граждан России, исходящие от преступлений и преступности в целом, непосредственно определяют качество и уровень их жизни.
9 Выделением независимости в качестве отдельного объекта национальной безопасности нормотворец создал трудноразрешимую проблему толкования понятия «суверенитет», в качестве одного из существенных признаков которого обычно и рассматривается понятие «независимость».
10 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации : утв. Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685. Документ официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ресы семьи, организаций и государства (равно как и угрозы, создаваемые социальными, в том числе межнациональными конфликтами, а также чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера) относятся к иному виду безопасности (например, к национальной безопасности). На наш взгляд, такое толкование не только создаст неопределенность с точки зрения установления компетенции (зон ответственности) субъектов обеспечения безопасности, но и вызовет трудности и риски при соблюдении законности в финансировании мероприятий, соответствующих региональных программ. Это актуально при локализации и устранении внезапно возникших чрезвычайных происшествий.
В региональной практике при выработке мер по совершенствованию системы безопасности локального, интерлокального и общерегионального характера в первую очередь используются такие криминологические показатели, как динамика преступности, характер и степень опасности (тяжести) преступлений, интенсивность совершаемых преступлений (уровень преступности) [14, с. 9, 14], оценка степени вреда и понесенных потерь. Особое внимание уделяется преступлениям, вызвавшим общественный резонанс, в расследовании которых часто вскрываются системные недостатки по профилактике и предупреждению преступности. Эти критерии принимаются за основу и используются как показатели устойчивости общественного порядка и надежности гарантий обеспеченности общественной безопасности в той ее части, которая в науке и практике именуется криминологической безопасностью.
Право на существование в юридической науке самостоятельной категории «криминологическая безопасность», на наш взгляд, не вызывает сомнений. Как справедливо отмечает профессор В. А. Плешаков, введение понятия «криминологическая безопасность» «связано с необходимостью смещения центра тяжести в борьбе с преступностью с непосредственного воздействия на нее, личность преступника и порождающие ее причины на защиту личности, общества, государства от преступных посягательств, цель которой — обеспечение социально приемлемого уровня криминологической безопасности. Этот социально приемлемый уровень зависит от исторического периода развития, политического и социально-экономического состояния, наличия кризисных ситуаций (война, действие стихийных сил природы, экологическая, техногенная катастрофа, террористические акты и т. п.), социально-культурного уровня, возможностей контролировать и сдерживать действие криминогенных факторов и т. д.» [15, с. 75].
По мнению Б. Б. Бидовой, криминологическая безопасность в системе общественной безопасности играет двойную роль: основную (когда обеспечивает от любых преступных посягательств безопасность личности, общества и государства) и вспомогательную (когда в случае возникновения угрозы преступного посягательства на защищаемые объекты реализует свои функции в сфере других видов безопасности) [16].
Криминологическая безопасность представляет собой понятие, охватывающее одну из глобальных проблем человечества — защиту личности, общества, государства от криминальных угроз. Именно этот вид безопасности в настоящее время является предметом непрерывных дискуссий в юридической науке по вопросам государственной политики борьбы с преступностью в современных условиях [17, с. 18-21]. Вопросы, касающиеся сущности, содержания и видов криминологической безопасности, определения места в системе национальной безопасности освещены, в частности, в научных трудах М. М. Бабаева, В. А. Плешакова, С. Я. Лебедева, Е. Н. Рахмановой.
Согласимся с мнением тех специалистов, которые считают что политика государства в области укрепления правопорядка и противодействия преступности во всех ее проявлениях (уголовная, уголовно-исполнительная, судебная, криминологическая и др.) формируется не произвольно, а под влиянием системы факторов социально-экономического, политического, правового и иного характера [18, с. 138]. Вместе с тем, принимая во внимание федеративное устройство нашего государства, особое значение, на наш взгляд, приобретает региональный характер обеспечения криминологической безопасности, тем более что «регион, как социально-экономическая система, включает не только определенную территорию, но и деятельность находящихся на ней субъектов — населения, предприятий и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления» [19, с. 116].
Проблемы криминологической безопасности в субъектах Российской Федерации и вопросы ее обеспечения в последние годы обострились. Несмотря на положительную динамику числа зарегистрированных преступлений (в 2017 г. было отмечено снижение в 58 из 85 субъектов Российской Федерации), отмечен рост числа зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (в 2017 г. этот показатель вырос на 3,7% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года и составил 208,7 тыс. преступлений). Растет число некогда малочисленных, но весьма опасных для национальной безопасности экологических преступлений 11.
11 Состояние преступности за январь-декабрь 2015 года; Состояние преступности за январь-декабрь 2016 года ; Состояние преступности за январь-декабрь 2017 года. URL: Ы1:р8://мвд.рфЛЬЫег/101762/2/ (дата обращения: 15.05.2018).
Анализ статистических данных о состоянии так называемой общеуголовной преступности за три последних года свидетельствует о том, что более половины преступлений (52,3%) представляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи, мошенничества, грабежа, разбоя, что является типичной ситуацией для большинства регионов 12.
Отсутствие законодательно закрепленной дефиниции криминологической безопасности в субъекте Российской Федерации препятствует формированию эффективной системы ее обеспечения и действенного организационно-правового механизма предупреждения угроз криминального характера, учитывающего региональную специфику.
В качестве варианта решения данной проблемы автор предлагает дополнить п. 6 раздела I «Общие положения» Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, наряду с определением видов национальной безопасности (в том числе криминологической безопасности), дефиницией криминологической безопасности в субъекте Российской Федерации, понимаемой как состояние защищенности законных интересов граждан, организаций, правоохраняемых интересов Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципальных образований на территории субъекта РФ от внешних и внутренних угроз криминального характера, обеспечиваемое системой мер политического, правового, организационного, информационного, технического и иного характера, которые направлены на предупреждение и пресечение таких угроз, устранение и минимизацию их последствий.
Включение данного понятия в п. 6 раздела I Стратегии национальной безопасности Российской Федерации потребует также внесения соответствующих изменений в подраздел «Государственная и общественная безопасность» раздела IV «Обеспечение национальной безопасности» указанной Стратегии.
В перспективе целесообразно разработать и принять Федеральный закон «Об основах безопасности в Российской Федерации», который позволит устранить многочисленные противоречия и пробелы в регулировании отдельных видов безопасности, часть из которых была затронута в данной статье, а также точно определить место криминологической безопасности (в том числе безопасности в субъекте Российской Федерации) как неотъемлемого элемента безопасности нашей страны и ее граждан.
Список литературы
1. Гордиенко В. В. Безопасность России в условиях глобализации (криминологические и социально-правовые проблемы) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
2. Лебедев С. Я. Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности России // Российский криминологический взгляд. 2006. № 3.
3. Плешаков В. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.
4. Симоненко Д. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
5. Шаваев А. Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики. М., 1995.
6. Права человека и криминологическая безопасность : учебное пособие / под ред. М. М. Бабаева, Е. Н. Рахмановой. М., 2003.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. СПб.-М., 1880. Т. 1 (А-З).
8. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940 : в 4 т. URL: http://enc.biblioclub. ru/Encyclopedia/117_ (дата обращения: 01.05.2018).
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
10. Овчинский В. С. Криминология цифрового мира : учебник для магистратуры. М., 2018.
11. Общая теория национальной безопасности : учебник / под общ. ред. А. А. Прохожева. М., 2005.
12. Куковский А. А. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
13. Кутьин Н. Г. Безопасность: понятие, виды, определения // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013. № 1.
14. Максимов С. В. Мониторинг уголовной политики. Глоссарий и инструментарий. М., 2009.
15. Плешаков В. А. Теория криминологической безопасности как частная теория криминологии // Человек: преступление и наказание. 2011. № 2 (73).
12 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 года. URL: https://liteks.pro/images/stat/crime_rf_12_2017.pdf (дата обращения: 30.06.2018).
16. Бидова Б. Б. Обеспечение криминологической безопасности России // Наука и образование; Хозяйство и экономика; Предпринимательство; Право и управление. 2014 г. URL: http://www.journal-nio.com/index. php?option=com_content&view=article&id=2509&Itemid=130 (дата обращения: 14.04.2018).
17. Журавлев М. П. О Концепции государственной политики борьбы с преступностью в России // Соблюдение, обеспечение и реализация прав человека как приоритетные направления уголовной и уголовно-исполнительной политики России: отечественный и зарубежный опыт : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Владимир, 2007.
18. Косарев В. Н., Косарева Л. В., Макогон И. В. Криминологическая безопасность граждан всецело зависит от национальной безопасности России // Национальная безопасность России и проблемы ее обеспечения на современном этапе : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 18 апреля 2014 г.) / под ред. В. Н. Тро-нева [и др.]. Волгоград, 2015.
19. Белозеров И. П., Клоков Е. А. Основы экономической безопасности : учебное пособие. Омск, 2009.