УДК 301
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
А. А. Скворцова
EVOLUTION OF CONCEPT OF THE INTELLECTUALS IN SOCIOLOGICAL SCIENCE
А. A. Skvortsova
Аннотация. Данная статья посвящена анализу понятия «интеллигенция» в историческом срезе. Раскрывается этимология данного понятия, произведен его обзор в энциклопедической литературе, выявлена специфика понятия в каждый исторический период, выделены достоинства и недостатки каждого подхода.
Ключевые слова: интеллигенция, интеллектуально-профессиональные и морально-психологические качества, общественные функции.
Abstract. This article is devoted to the concept analysis the intellectuals in a historical cut. The etymology of this concept reveals, its review in encyclopedic literature is made, specifics of concept during each historical period are revealed, merits and demerits of each approach are allocated.
Key words: intellectuals, intellectual and professional and moral and psychological qualities, public functions.
В связи с особой ролью, которую играет сегодня интеллигенция, в настоящее время на базе философской, социологической, исторической и культурологической наук сложилась целая субдисциплина - «интеллигенто-ведение», изучающая различные аспекты данной проблемы. Научные работы, посвященные проблеме интеллигенции, хронологически можно разделить на дореволюционные, труды советского периода и современные. Несмотря на значительное количество работ, в интеллигентоведении отсутствует единство в восприятии интеллигенции, не согласованы понятия «интеллигенция», «образованный слой», «интеллектуалы».
Термин широко распространен не только в научной и художественной литературе, но и в повседневной жизни, используется в исторических, политологических, культурологических, социологических исследованиях.
По мнению Степина В. С., «...обыденное сознание справедливо относит к подлинным интеллигентам тех людей, которые не только образованы и занимаются интеллектуальным трудом, но, прежде всего, реализуют в своей жизни принципы нравственности и доброты» [1, с. 349].
Фонд «Общественное мнение» летом 2001 г. провел опрос 1500 респондентов по репрезентативной выборке в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Опрос выявил, что термин «интеллигенция» понятен 85 % опрошенных. Результаты опроса выглядят следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Восприятие термина «интеллигенция» обыденным сознанием
Образованные, эрудированные люди 42%
Носители моральных устоев 25%
Культурные, воспитанные люди 13%
Люди, занимающие определенные должности, представители ряда профессий 13 %
Общественный слой 6%
Люди с высоким материальным достатком 3%
Добрые, душевные люди 3%
Общая отрицательная характеристика 1%
Городские жители 1%
Другое 2%
Нет ответа, ответ не на тему 19%
Однако задача данной научной работы состоит в том, чтобы определить понятие «интеллигенция» в строго социологическом смысле. Необходимо исключить влияние исторического, политологического, культурологического, философского подходов, а особенно эмоционального аспекта, распространенного в публицистике. В рамках социологического подхода осуществляется поиск объективных критериев, которые характеризовали бы интеллигенцию как социальную общность, отличали и определяли бы ее положение в системе общественных отношений.
Различие понятий «интеллигент» и «интеллектуал» можно проследить уже на уровне латинских этимологических первоисточников понятий: ШеПееШаИз - рассудочный, умственный, intelligens - понимающий, разумный [2].
Первые упоминания об «jnteleceia» встречаются еще в 1250-х гг. у Ф. Аквинского: «Душа есть первый акт (jnteleceia) физического тела, обладающего органами» [3, с. 211]. Философское осмысление понятия «интеллигенция» встречается у Г. В. Ф. Гегеля: «...die intelligenz - все видящее, все слышащее, участвующее во всех стадиях познания мыслящее существо, дух» [4, с. 182]. «Интеллигенс» у Ф. В. Й. Шеллинга - это трансплантация в новую философию очень древнего термина «нус», что означает «единое», «мировой дух», «мировой ум». Интеллигенция и есть носитель этого «духа», «идеи», которые она пытается внедрить в сознание народа [5, с. 59].
Таким образом, уже проследив этимологию понятия «интеллигенция», можно сказать, что ученые применяют его уже давно. Несмотря на это, еще недавно ряд энциклопедических изданий и авторов научных трудов авторство этого понятия приписывали писателю П. Д. Боборыкину, хотя он в 90-х гг. XIX в. лишь популяризовал и ввел в широкое обращение этот термин [6].
В романе 1870 г. «Солидные добродетели» П. Д. Боборыкина интеллигенцией была обозначена группа людей, олицетворяющих прогрессивные идеалы общественного развития и достоинства человека, существующие независимо от принадлежности к определенному сословию или чиновному рангу [7].
Участники «круглого стола», проведенного под руководством А. Гелла на VIII Всемирном конгрессе социологии в Торонто в 1974 г., отметили, что в русской литературе термин был впервые употреблен В.Г. Белинским (1846),
в польской - К. Либертом (1844), в Германии публичное употребление термина известно с 40-х гг. XIX в. [8, с. 49].
В русских словарях данное понятие появилось гораздо позже. В первом издании толкового словаря В. И. Даля (1861-1868), в настольном словаре под редакцией Ф. Толля (1864) и в объяснительном словаре И. О. Бурдона (1865) слово «интеллигенция» отсутствует [9, с. 227].
Впервые в энциклопедической литературе понятие появилось в словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: «Интеллигенция - это образованные, умственно развитые классы общества, живущие интересами политики, литературы, искусства» [10, с. 145]. Выделяется профессиональная связь этих людей с культурой в широком смысле этого слова. В советских словарях интеллигенцию определяют как трудовую прослойку и относят к ней специалистов конкретных профессий: «Интеллигенция - общественная прослойка, состоящая из людей умственного труда. К ней относятся инженеры, техники и другие представители технического персонала, врачи, адвокаты, артисты, учителя и работники науки, большая часть служащих» [11, с. 160].
Только к концу XX в. при определении интеллигенции возникает критерий образования. В данный период появляется следующее определение интеллигенции: «... общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным (преимущественно сложным) трудом и обычно имеющих соответствующее, как правило высшее, образование» [12, с. 210].
Со строго научной точки зрения интеллигенцию как социологическое понятие впервые начал исследовать русский ученый - социолог Р. В. Иванов-Разумник в своей работе «История русской общественной мысли», где он определил ее как «этнически антимещанскую, социологически всесословную, внеклассовую, преемственную группу, характеризуемую творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности» [13, с. 12].
Позже широкий резонанс получил изданный в марте 1909 г. философский сборник «Вехи». Главной темой обсуждения на его страницах стала русская интеллигенция и ее роль в отечественной истории с акцентом на творческую направленность русской интеллигенции в поисках новых ценностей во благо народа и в противовес государственной власти.
М. И. Туган-Барановский писал: «Интеллигент - отщепенец и революционер, враг рутины и застоя, искатель новой правды» [14, с. 399]. По мнению П. Б. Струве, «. идейной формой русской интеллигенции является отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему» [15, с. 139]. С. Л. Франк символом веры русского интеллигента видел благо народа, удовлетворение нужд большинства [16, с. 157].
Однако, на наш взгляд, результаты трудов, опубликованных в «Вехах», нельзя считать строго научными, так как они носят эмоциональный оттенок публицистического жанра, что обусловлено нестабильностью того исторического периода.
Также нельзя игнорировать исследования великого русского ученого Н. А. Бердяева. Он определяет интеллигенцию как «представителей духа, т.е. свободы, смысла, ценности, качества, а не государства, не социального
класса и социальных интересов» [17, с. 283]. Таким образом ученый полностью отвергает критерий образования и принадлежности к профессии умственного труда при определении интеллигенции.
Увеличение внимания к интеллигенции, возвышение ее морально-психологических качеств, оппозиционность к государственному режиму и приверженность народным чаяниям в политически неспокойные времена начала 1900-х гг. привели к тому, что интеллигенцию как социальную группу поставили на передовую революционной деятельности, а главным критерием отнесения к ней стала характеристика активной деятельности революционной направленности. Например, Г. В. Плеханов задачу социалистической интеллигенции видел в том, чтобы она стала руководительницей рабочего класса в предстоящем освободительном движении, разъяснила ему его политические и экономические интересы [18].
Однако данный подход также не может быть поддержан в рамках социологической науки, так как интеллигенция рассматривается здесь с точки зрения ее политических задач в конкретный период российской истории.
В советский период интеллигенцию определяли через основные выполняемые ею трудовые функции умственно-интеллектуального характера: по С. Я. Вольфсону - через «продажу умственной (интеллектуальной) энергии» [19, с. 9]; по П. Л. Лаврову - через «умственную переработку среды» [20, с. 107]; по С. П. Стадухину - через «преобразование природы, социально-политического устройства общества и духовно-нравственного облика личности» [21, с. 14]; по В. А Мансурову и К. Г. Барбаковой - через «производство, воспроизводство и распространение духовно-культурных продуктов, а также через исполнение организационно-управленческой функции в духовном и материальном производстве» [22, с. 34].
Однако социологический подход к определению интеллигенции через выполнение трудовых функций привел к появлению крайне ограниченного определения М. Н. Руткевича, широко распространенного в советский период, причисляющего к интеллигенции всех слабых выпускников не только высших, но и средних специальных учебных заведений, клерков, необразованных бюрократов: «Интеллигенция - социальная группа, состоящая из лиц, профессионально занимающихся высококвалифицированным умственным трудом, требующим для своего выполнения специального среднего или высшего образования» [23, с. 136].
Многие ученые понимают ограниченность и уязвимость для критики данного подхода, однако считают возможным его применение в связи с тем, что он дает возможность количественного анализа как процессов, происходящих внутри этой социальной группы, так и тенденций изменения самой интеллигенции в условиях трансформирующейся России [24, с. 9].
На закате советской эпохи благодаря трудам А. И. Солженицына и Д. С. Лихачева возобновляются попытки вновь духовно обогатить понятие «интеллигенция». А. И. Солженицын пишет: «Интеллигенцию можно узнавать и отграничивать не по достигнутым научным званиям, не по числу выпущенных книг, не по высоте образованности привыкших и любящих думать, а не пахать землю. Но по чистоте устремлений, по душевной самоотверженности - во имя правды, и прежде всего для этой страны, где живешь» [25, с. 251].
Таким образом, ключевым критерием интеллигентности ученые считают интеллектуальную свободу, независимость и неограниченность мышления. Д. С. Лихачев к интеллигенции относит людей, «свободных в своих убеждениях, не зависящих от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющихся идеологическим обстоятельствам» [26, с. 3].
Современные ученые, несмотря на многогранность понятия «интеллигенция», также пытаются выделить определяющий критерий отнесения человека к этой социальной группе. В связи с увеличением ценности знания и переходом к эпохе информационного общества растет акцентирование ученых на проблеме обработки и трансляции знания в качестве основной задачи интеллигенции как группы. Распространено определение интеллигенции как группы, стремящейся «к научному общению, к получению и распространению знания» [27, с. 71].
Например, Ю. Бялый понимает интеллигенцию как «совершенно другой тип рефлексии и понимания» [2]. Ж. Т. Тощенко видит миссию интеллигенции в «подготовке таких профессионалов, которые должны овладеть огромным массивом информации, постоянно работать с ней, обновлять ее, совершенствовать» [28, с. 321].
Главной тенденцией современных исследований в области интеллиген-товедения является разграничение двух групп качеств: интеллектуально-профессиональных и морально-психологических. Отсюда следует определение: «Интеллигенция - это социальная группа, члены которой функционально заняты сложным умственным трудом и обладают общепризнанными развитыми культурно-нравственными качествами» [29, с. 3].
Как следствие, М. Каган называет интеллигенцию «особым социально-психологическим типом человека» [30], а Н. Е. Покровский называет «культ духовного начала» наиболее характерной чертой интеллигенции [31, с. 33].
Активно исследуемая морально-психологическая сторона интеллигенции у многих ученых сводится к определению интеллигента как носителя и распространителя значимых общечеловеческих ценностей. Как отмечал Г. Померанц, отличие интеллигента от интеллектуала определяется превалированием ценностно-духовных начал над чисто рациональными [32].
Введение категории трансляции ценностей крайне важно при определении интеллигенции как социально ответственной группы в социальной структуре общества, «выполняющей наиболее сложные общественные функции» (В. Х. Беленький) [33, с. 95]. В. Ш. Нахушев определяет интеллигенцию как «сообщество ответственных и пользующихся доверием большинства народа личностей» [34, с. 136].
Но остаются попытки наградить интеллигенцию не социальными, а политическими функциями. Так, по мнению С. Магарила, «интеллигенция как носитель подлинной культуры и демократических убеждений обязана формировать новое демократическое общественное сознание, воспитывать Граждан. А не подданных» [35, с. 26-30].
Таким образом, очевидно, что понятие «интеллигенция» было и остается актуальным на протяжении длительного периода времени в разных странах и в рамках разных дисциплин. Проанализировав историю осмысления данного понятия, автор решает задачу выделения существующих подходов к определению данного понятия, а также дает авторское видение данного явления.
Список литературы
1. Степин, В. С. Цивилизация и культура / В. С. Степин. - СПб. : СПбГУП, 2011. -407 с.
2. Бялый, Ю. Звезда и / или смерть российской интеллигенции / Ю. Бялый // Россия XXI. - 1997. - № 5.
3. Аквинский, Ф. О единстве интеллекта против аверроистов / Ф. Аквинский // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М., 1998. - С. 192-214.
4. Гегель, Г. В. Ф. Работы разных лет / Г. В. Ф. Гегель ; под ред. А. В. Гулыги. - М. : Мысль, 1971. - Т. 2. - 525 с.
5. Интеллигенция и народ : материалы дискуссии // Философские науки. - 1990. -№ 7. - С. 48-64.
6. Аксененко, С. И. Почему я не люблю интеллигенцию / С. И. Аксененко. - URL: http://samlib.rU/a/aksenenko_s_i/intel.shtml.-02.06.2006.
7. Кошелева, Л. А. Интеллигенция как феномен русской культуры : дис. ... канд. культурологических наук / Кошелева Л. А. - М., 2000. - 144 с.
8. Куценко, О. Д. Общество неравных / О. Д. Куценко. - Харьков : Изд-во Харьков. гос. ун-та им. В. Н. Карамзина, 2000. - 315 с.
9. История слов / под ред. В. В. Виноградова. - М. : РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Ви-ногадова, 1999. - 1138 с.
10. Новый энциклопедический словарь / под ред. Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. -М. : Полрадис, 1996. - Т. 7. - 235. с.
11. Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя, П. Юдина. - Изд. 4-е. -М. : Госполитиздат, 1955. - 568 с.
12. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
13. Иванов-Разумник, Р. В. История русской общественной мысли / Р. В. Иванов-Разумник. - М. : Терр, 1997. - Т. 1. - 367 с.
14. Туган-Барановский, М. И. Интеллигенция и социализм / М. И. Туган-Барановский // Вехи. Интеллигенция в России. 1909-1919. - М. : Молгвардия, 1991. - 462 с.
15. Струве, П. Б. Интеллигенция и революция / П. Б. Струве // Вехи. Интеллигенция в России. 1909-1910. - М. : Молгвардия, 1991. - 462 с.
16. Франк, С. Л. Этика нигилизма / С. Л. Франк // Вехи. Интеллигенция в России. 1909-1910. - М. : Молгвардия, 1991. - 462 с.
17. Бердяев, Н. А. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции / Н. А. Бердяев // Интеллигенция. Власть. Народ: аналогия. - М. : Наука, 1993.
18. Бабурин, С. Интеллигенция. Возрождение из пепла / С. Бабурин, Т. Бабурина // Время. - 2012. - № 33 (704). - 14 дек.
19. Вольфсон, С. Я. Интеллигенция как социально-экономическая категория / С. Я. Вольфсон. - М. ; Л. : Гиз, тип. им. Бухарина, 1926. - 62 с.
20. Лавров, П. Л. Философия и социология / П. Л. Лавров. - М. : Мысль, 1965. - Т. 2. -703 с.
21. Стадухин, С. П. Некоторые закономерности развития социалистической интеллигенции в период строительства социализма : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Стадухин С. П. - М., 1966. - 18 с.
22. Мансуров, В. А. Интеллигенция в структуре власти - миф или реальность / В. А. Мансуров, К. Г. Барбакова // Интеллигенция и мир. - 2008. - № 1.
23. Руткевич, М. Н. Интеллигенция как социальная группа и ее сближение с рабочим классом / М. Н. Руткевич // Классы, социальные слои и группы в СССР. - М. : Наука, 1968. - 230 с.
24. Мансуров, В. А. Молодой интеллигент развитого социалистического общества / В. А. Мансуров, К. Г. Барбакова. - М. : Наука, 1981. - 189 с.
25. Солженицын, А. И. Образованщина / А. И. Солженицын // Из-под глыб : сб. ст. -Paris : YMKA-PRESS, 2004. - 277 с.
26. Лихачев, Д. С. Раздумья о России / Д. С. Лихачев. - СПб. : Логос, 1999. - 672 с.
27. Андронов, И. Е. Европейская республика ученых XVII-XVШ вв.: механизмы общения / И. Е. Андронов // Интеллигенция в истории. Образованный человек в представлениях и социальной действительности. - М. : РАН, 2001.
28. Тощенко, Ж. Т. Парадоксальный человек / Ж. Т. Тощенко. - М. : Гардарики, 2001. - 398 с.
29. Осинский, И. И. Интеллигенция: национальные и региональные проблемы / И. И. Осинский // Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты : материалы Междунар. науч. конф. - УланУдэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1997. - Ч. 1.
30. Каган, М. С. Воспроизводство интеллигенции как педагогическая проблема / М. С. Каган // Формирование российского интеллигента в университете. - СПб., 2000. - 287 с.
31. Покровский, Н. Е. Прощай, интеллигенция! / Н. Е. Покровский // На перепутье (Новые Вехи). - М. : Логос, 1999. - 240 с.
32. Померанц, Г. С. Интеллигенция, интеллектуалы и интеллигентность / Г. С. Поме-ранц. - иКЬ: усЬк-са1-пате8-рошег-риЪ-1ес1_1п1е11
33. Беленький, В. Х. Еще раз об интеллигенции / В. Х. Беленький // Социологические исследования. - 2004. - № 4. - С. 94-102.
34. Нахушев, В. Ш. Интеллигенция как сообщество пенсионеров / В. Ш. Нахушев // Социс. - 2006. - № 6. - С. 135-136.
35. Магарил, С. А. Интеллигенция и будущее России / С. А. Магарил // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 4. - С. 20-31.
Скворцова Анастасия Александровна аспирант,
кафедра государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет E-mail: finep63@mail.ru
Skvortsova Anastasia Aleksandrovna postgraduate student, sub-department of public administration and sociology of the region, Penza State University
УДК 301 Скворцова, А. А.
Эволюция понятия «интеллигенция» в социологической науке / А. А. Скворцова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. -№ 2 (10). - С. 271-277.