Научная статья на тему 'Эволюция пенсионнного страхования в некоторых зарубежных странах'

Эволюция пенсионнного страхования в некоторых зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1756
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ БЕВЕРИДЖА / МОДЕЛЬ БИСМАРКА / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмелевский Сергей Владимирович

В представленной статье аргументировано, что на протяжении длительного периода истории (конец XIX начало XXI веков) эволюция основанных на страховании и социальной защите национальных пенсионных систем экономически развитых стран Запада состоялась в форме их сближения. Иначе говоря, государства, где пенсионные системы были официально сконструированы преимущественно на страховых принципах (модель Бисмарка), вводили гарантии минимальных пенсий, а страны, пенсионные системы которых были выстроены на принципах социальной защиты (модель Бевериджа), вводили элементы обязательного и добровольного пенсионного страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF PENSION INSURANCE IN SOME FOREING COUNTRIES

In present article argued, that for a long period of history (end of XIX early XXI centuries) evolution of based on insurance and social protection national pension systems of economically developed countries of West took place in form of its convergence. In other words, states, where pension systems were formally constructed mainly on principles of insurance (model of Bismarck), introduced guarantees of minimum pensions, and countries, which pension system had been built on principles of social protection (model of Beveridge), introduced elements of mandatory and voluntary pension insurance.

Текст научной работы на тему «Эволюция пенсионнного страхования в некоторых зарубежных странах»

1.2. ЭВОЛЮЦИЯ ПЕНСИОНННОГО СТРАХОВАНИЯ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Хмелевский Сергей Владимирович, кандидат философских наук, доцент, капитан 1 ранга запаса.

xmelevsk@mail. ru

Аннотация: в представленной статье аргументировано, что на протяжении длительного периода истории (конец XIX - начало XXI веков) эволюция основанных на страховании и социальной защите национальных пенсионных систем экономически развитых стран Запада состоялась в форме их сближения. Иначе говоря, государства, где пенсионные системы были официально сконструированы преимущественно на страховых принципах (модель Бисмарка), вводили гарантии минимальных пенсий, а страны, пенсионные системы которых были выстроены на принципах социальной защиты (модель Бевериджа), вводили элементы обязательного и добровольного пенсионного страхования. Ключевые слова: модель Бевериджа; модель Бисмарка; пенсионное обеспечение; пенсионное страхование; социальная защита.

EVOLUTION OF PENSION INSURANCE IN SOME FOREING COUNTRIES

Khmelevsky Sergey V., candidate of philosophical sciences, associate professor, reserve captain 1st rank.

xmelevsk@mail. ru

Annotation: in present article argued, that for a long period of history (end of XIX - early XXI centuries) evolution of based on insurance and social protection national pension systems of economically developed countries of West took place in form of its convergence. In other words, states, where pension systems were formally constructed mainly on principles of insurance (model of Bismarck), introduced guarantees of minimum pensions, and countries, which pension system had been built on principles of social protection (model of Beveridge), introduced elements of mandatory and voluntary pension insurance.

Keywords: model of Beveridge; model of Bismarck; pension insurance; pension provision; social protection.

Зарождение и последующее развитие пенсионного страхования связаны, с одной стороны, с эволюцией страхования, и, с другой стороны, - со становлением и совершенствованием системы социальной защиты.

В период рабовладельческого и раннефеодального обществ соответствующие отношения складывались на базе взаимопомощи людей. В частности, в памятнике древнего права - законодательном своде старовавилонского периода, датированном 1750-ми годами до н.э., известного как «Кодекс царя Хаммурапи», упоминается обычай, относимый, судя по всему, к караванной торговле: если в пути у участника карава-

на пало стоившее недешево тягловое животное, то на деньги, собранные участниками каравана, он вправе был приобрести другое тягловое животное. Иными словами, торговцы предусмотрительно заключали соглашение, чтобы сообща нести убытки, постигшие кого-либо из них в пути, в том числе от падежа тяглового скота, ограбления, кражи имущества и пр.

Особенность соответствующих отношений заключалась и в том, что страховое обеспечение обычно осуществлялось посредством корпоративных коллективов, имевших место практически во всех государственно-организованных социумах Древнего мира. Например, в Древнем Риме существовали квазипрофессиональные ассоциации, союзы, коллегии. Их субъектный состав: ремесленники, купцы, воины, юристы, актеры и пр.

Особую разновидность коллегий составляли военные коллегии, членами которых обычно становились выходцы из плебейского сословия - бывшие солдаты (легионеры), ветераны боевых действий - представители непобедимых римских легионов1. По окончании военной службы каждого легионера за счет казны и (или) из личного имущества богатых военачальников награждали либо деньгами, либо земельным наделом. Но специфика военной службы, связанные с ней тяготы, лишения не в полном объеме компенсировались указанными благами, что, в свою очередь, создавало условия для функционирования квазисистемы социальной защиты воинов Древнего Рима.

Можно также отметить «collegia tenuiorum», или «collegia funeraticia» - погребальные коллегии. Дело в том, что богатые римляне (патриции, всадники), заботясь о судьбе своего тела и тел своих ближних после смерти, приобретали за городом места для погребения, из которых постепенно формировались семейные усыпальницы. А бедные римляне (плебеи), в силу своего имущественного статуса, не могли угнаться за богатыми, и для того чтобы обеспечить себе места для погребения, вступали в «collegia tenuiorum», члены которых за посильный ежемесячный денежный взнос в пользу коллегии получали право на покупку погребального места. Посредством такого рода членских взносов в рамках коллегии формировалась погребальная касса («acra»), из которой в случае смерти ее члена уполномоченным им лицам выдавались деньги на его погребение («funeratitium»). Помимо собираемых членских взносов, погребальные кассы пополнялись денежными пожертвованиями третьих

1 Легион - оперативно-тактическое соединение римского войска, насчитывающее 3-6 тысяч тяжеловооруженных пехотинцев; число легионов, участвующих в различных войнах, которые вел Древний Рим, колебалось в интервале от 5-ти до 20-ти; у великого римского полководца и историка, чьи воспоминания и сейчас звучат так, словно были записаны вчера, Гая Юлия Цезаря (100-44 до н.э.) любимым был его 10-й легион.

лиц - богатеев. Ведь у них, как, впрочем, у всех римлян было принято заботиться о своем добром имени после смерти. Поэтому богатые римляне отписывали особый капитал в погребальную кассу «со!!е§шт 1епшогит», рядовые члены которой были обязаны после смерти жертвователей их регулярно поминать.

Страхование в Средние века принято именовать гильдийско-цеховым, происходившем на фоне последовательного размежевание имущественного и личного страхования [11, с.57]. В области имущественного страхования гильдия возмещала убытки как от стихийных (пожар, наводнение и пр.), так и от социальных (грабеж, кража) бедствий. Несостоятельность (банкротство) члена гильдии также являлось страховым случаем, который создавал право потерпевшего на помощь со стороны всей гильдии. Личное страхование, практикуемое, главным образом, в цехах, предусматривало выплату пособий в случаях смерти, болезни, инвалидности. Среди соответствующих выплат особая значимость придавалась выплатам на погребение, на поддержку вдов и сирот в случае смерти главы семейства, на выкуп из вражеского плена, для совершения паломничества. Впоследствии в гильдиях и цехах появились специальные страховые кассы. Постепенно к участию в формировании и пополнении этих касс допускались лица, не принадлежащие к конкретным гильдии или цеху, что свидетельствовало об утрате замкнутого характера гиль-дийско-цехового страхования.

В Средние века встречаются элементы коммерческого страхования, сопровождавшего кредитные, иные предпринимательские сделки. Речь идет, прежде всего, о морском займе, восходящему к древним Финикии и Риму. Вероятно, именно морской заем стал предтечей договора коммерческого страхования, получившего развитие с XIV века (первый страховой полис был выдан в 1347 году на морскую перевозку груза из Генуи на остров Майорка). Первым же по времени центром коммерческого страхования века) стала Италия, где в этот период особенно активно развивались торговля и сопутствующие ей банковские, вексельные, кредитные операции. Со второй половины XVI века наиболее сильные позиции в сфере коммерческого страхования выявились у Нидерландов.

Заметные подвижки происходили в развитии личного страхования и сферы социальной защиты отдельных групп населения различных стран, о чем, так или иначе, свидетельствуют:

- апробирование в Италии и Франции в XIV-XV веках аннуитетов (от лат. «аппииБ» - годовой, указание на ежегодную периодичность платежей), вкладов и завещаний на старость;

- организация в 1474 году приюта для моряков - ветеранов в Венеции;

- Большой (Великий) пожар в Лондоне (/02-05.09.1666/; по официальным данным, в нем сгорело 13500 частных домов, 87 приходских церквей и большая часть правитель-

ственных зданий; принято считать, что указанный пожар лишил крова 70 тысяч человек, при тогдашнем населении центральной части Лондона 80 тысяч человек; в 1667 году в Англии впервые была учреждена специализированная на страховании от огня страхования компания под названием «Феникс») и обусловленное им последующее становление и развитие обязательного и добровольного страхования имущества и жизни;

- официальное введение во Франции по инициативе Жана-Батиста Кольбера (1619-1683) - неформального главы правительства Людовика XIV - режима социальной защиты ветеранов - моряков, иных заслуженных лиц (Ордонанс об учреждении Дома инвалидов 1670 года и др.).

Период становления капиталистических общественных отношений привнес принципиально новые моменты в развитие страховых отношений. Наиболее заметной особенностью буржуазного страхования является его коммерческий характер. Поэтому основная цель предпринимательской организации, действующей, в том числе в сфере страхования, - получение прибыли.

При капиталистическом способе общественного производства не только имущественное страхование вызывает необходимость образования страхового фонда. В равной мере это относится к личному страхованию, а также к пенсионному страхованию, медицинскому страхованию, страхованию от несчастных случаев на производстве. Поскольку «клиентами» страховщиков становятся работники (мелкие товаропроизводители, служащие, рабочие), фонд страхования «пополняется еще и путем изъятия, в форме страховых взносов, части трудового дохода указанных слоев населения. И это происходит тем интенсивнее, чем сильнее внедряются особенно в период империализма - различные формы буржуазного (главным образом, личного) страхования в среду трудящихся масс, усиливая общий процесс концентрации капитала и умножая прибыли страховых компаний» [11, с.7].

Существуют разные периодизации капиталистического страхования. Чаще всего в последнем различаются следующие этапы: с середины XIV века до конца XVII века; XVIII век и первая половина XIX века; со второй половины XIX века по настоящее время.

Первый этап адекватен периоду первоначального накопления капитала. Из всех видов страхования наиболее развитое - транспортное (по преимуществу - морское). В конце XVII века морское страхование перестает быть универсальным, активно развивается страхование от огня; возникает страхование жизни членов экипажей кораблей и судов, представителей иных профессий; затем наступает очередь сельскохозяйственного страхования.

Со второй половины XVII века лидирующие позиции в страховании переходят к Англии2. Заметных успехов в

2 В связи с этим нельзя не отметить Эдварда Ллойда (1648-1713). В 1688 году на лондонской Тауэр-стрит, соединявшей деловые кварталы столицы британской империи с набережной, открылась уютная кофей-

развитии страхования добилась также Германия, где объективные предпосылки, связанные с быстрым ростом профессиональных производственных организаций гармонично дополнялись совершенствованием кредитных отношений, банковского и вексельного дела. Традиционно сильные немецкие устремления к первенству не только на суше, но и на море составили достойную конкуренцию в развитии морского страхования таким всемирно признанным игрокам на соответствующем сегменте страхового рынка, как Великобритания, Голландия, Италия, Испания, Франция.

Второй этап в развитии капиталистического страхования характеризуется эволюцией статуса страховщиков. Предвестником полноценной страховой компании была учрежденная в 1668 году по инициативе отмеченного выше Кольбера «Chambre générale des assurances» - Генеральная палата страхования. В 1720 году в Англии возникла «Royal Exchange Assurance Corporation» - страховая компания, которая, кроме морского страхования, занималась страхованием от огня и страхованием жизни. Затем аналогичные страховщики появляются в Италии (Генуя - 1741 год), Дания (1746 год), Швеция (1750 год). В Германии первые общества морского страхования были созданы в 1765 году (в Гамбурге и Берлине).

Рост машинного производства, использование сложных видов технических средств в перевозке людей и грузов привел к возникновению страхования ответственности (середина XIX века в Англии). А еще раньше, в XVIII веке в Англии и Франции качественно совершенствуется страхование жизни, при котором уже используется актуарное оценивание рисков на основе новейших достижений статистики и математики (в частности, таблицы смертности, составленные английским Королевским астрономом, математиком, физиком и демографом Эдмондом Галлеем /16561742/ и французским математиком, членом Парижской академии наук Антуаном Депарсьё /1703-1768/)

ня, первая на пути из порта в центр Лондона. Обычным матросам вход в это заведение был строго заказан. Хозяин кофейни - Эдвард Ллойд -пожилой джентльмен с тихим голосом и располагающими манерами, с самого начала четко очертил круг своих постоянных клиентов: капитаны морских судов, судовладельцы, брокеры, купцы, банкиры, страховщики (андеррайтеры). Иначе говоря, респектабельная публика, деловые люди. Инновацией хозяина кофейни стало также начало издания в 1696 году газеты под названием «Ллойд Ньюз». С учетом, что в то время во всей Англии выходило в свет одно периодическое печатное издание, начинание произвело впечатление на общественность и прославило имя Ллойда. Газета выходила в свет три раза в неделю тиражом в несколько сотен экземпляров и помещалась на двух листках формата А-4. Любопытно, что жизнь газеты оборвалась на ее 76-м номере. Ллойд имел право печатать только сведения, касающиеся коммерции, а в этом номере он неосторожно прокомментировал один деликатный политический вопрос. Суд оштрафовал Ллойда и повелел ему закрыть газету. Тем не менее, уже после смерти Ллойда в 1734 году газета возродилась, но уже под новым названием «Ллойд лист». В том же году была создана английская корпорация страховщиков, названная в честь Ллойда.

и, как одно из следствий, возникают общества для взаимного страхования рабочих.

Третий этап характеризуется тем, что страхование становится крупным и особо прибыльным бизнесом, облаченным, в зависимости от принадлежности национальных правовых систем государств к континентальной (романо-германской) или англосаксонской (англоамериканской) правовым «семьям», в организационно-правовые формы акционерных обществ, компаний, корпораций. Вместе с тем начинается процесс становления и развития транснациональных страховых корпораций. Одна из первых была сформирована в Берлине в 1874 году. В нее вошли 16 страховых акционерных обществ и компаний разных стран.

В рассматриваемый период наряду со ставшими традиционными видами личного страхования (на случай смерти, от несчастного случая, болезни, потери кормильца) появляется страхование от безработицы. В 20-х годах XX века в Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Ирландии, Италии, Польше, Австрии, Швейцарии было официально введено обязательное страхование по безработице. Среди иных новелл - создание системы перестрахования, что связано, прежде всего, с укрупнением страховых рисков, вытекающих из концентрации капиталистического общественного производства, и рост влияния публичных властей национальных государств в сфере страхования. Причем он отразился в двух процессах: в усилении государственного страхового надзора и в расширении сферы обязательного страхования, в том числе обязательного социального (пенсионного и др.) страхования.

В специальной литературе оригинально представлены этапы и вехи формирования элементов социальной поддержки и социального страхования в Новое время и в период капиталистической индустриализации [13, с.44-45]. Что касается непосредственно механизмов пенсионного страхования, важной вехой в их формировании и последующем позитивном развитии принято считать последние два десятилетия XIX века - первое десятилетие XX века. В указанный период в ряде стран формировались национальные системы государственного пенсионного обеспечения, основанные на «прямых пенсиях» («пенсиях без взносов»). Их назначали и выплачивали определенным лицам (как правило - чиновникам), достигшим официально установленного пенсионного возраста, удовлетворяющим иным легальным требования (стажа служебной /трудовой/ и пр.). Законодательные акты, предусматривающие такие пенсии, были приняты, прежде всего, в Дании (1891 год), Новой Зеландии (1898 год), Франции (1905 год), Австралии (1908 год).

Не отличавшаяся массовым охватом система пенсионного обеспечения стала преобразовываться в систему обязательного пенсионного страхования населения национальных государств. Наиболее преду-

смотрительной здесь оказалась кайзеровская Германия, где впервые появилась упорядоченная система пенсионного страхования, благодаря политическим и социально-экономическим реформам «железного канцлера» - герцога Лауэнбургского Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарк-Шёнхаузена (1815-1898) [10; 16]. Она вводилась в жизнедеятельность немецкого общества поэтапно («пакетом» законов, датированных 1882-1889 годами), предусматривая сначала финансовую поддержку больных и получивших увечья работников, а уже в дальнейшем - всеобщее обязательное пенсионное страхование. Предложенная Бисмарком модель во многом была основана на опыте существовавших при немецких гильдиях добровольных фондов взаимопомощи и охватывала почти всех рабочих и значительную часть германских служащих. Пенсия должна была компенсировать утраченный доход, размер ее определялся величиной обязательных страховых взносов, отчисляемых из заработной платы работников. Поскольку работники во многом сами финансировали свою будущую пенсию, вклад государства в соучастие в пенсионных делах де-факто и де-юре сводился к минимуму.

Бисмарк вошел в историю теории и практики пенсионного страхования тем, что при его активном участии парламент Германии (рейхстаг) 22.06.1889 принял Закон о пенсиях в связи с возрастом и утратой работоспособности (то есть о пенсионном страховании по старости и инвалидности). Этот законодательный акт распространил пенсионное страхование практически на все трудоспособное население страны: женщин и мужчин, основной массив рабочих и чиновников. Пенсии им назначались и выплачивались при обязательном перечислении части их заработка в контролируемые застрахованными лицами, работодателями и государством пенсионные фонды (кассы). Круг субъектов, подлежащих пенсионному страхованию, германский законодатель определил так: достигшие 16-летия лица, которые в качестве рабочих, подмастерьев, учеников, прислуги получали за свой труд заработную плату или содержание, служащие предприятий, а также служащие, рабочие и ученики торговых заведений (кроме трудозанятых в аптеках), получающие заработную плату или содержание в размере не свыше 2000 марок в год, и, кроме того, лица, служащие за жалованье или содержание в германском морском или речном флотах.

Далее, германским законодателем было установлено, что пенсию по старости назначают и выплачивают застрахованным лицам, которые достигли 70-летнего возраста. При этом последние не обязаны были предъявлять свидетельство о нетрудоспособности. То есть официальный пенсионный возраст составил 70 лет (в 1916 году официальный пенсионный возраст был понижен до 65 лет). Что касалось пенсии по ин-

валидности, назначаемой и выплачиваемой на весь срок нетрудоспособности, право на нее предоставлялось застрахованным лицам, являющимся нетрудоспособными в течение одного года непрерывно. Права на такую пенсию не имели застрахованные лица, в отношении которых было доказано, что их нетрудоспособность стала результатом злонамеренного или уголовно-наказуемого деяния. Для назначения и выплаты пенсий по инвалидности или по старости, кроме свидетельства о нетрудоспособности или, соответственно, достижения официального пенсионного возраста, требовались 1) предварительный срок; 2) уплата страховых взносов. Предварительный срок уплаты взносов составлял: 1) для получения пенсии по инвалидности - 5 платежных лет - 2) для получения пенсии по старости - 30 платежных лет. Финансовые средства для назначения и выплаты пенсий по инвалидности и по старости обеспечивались за счет страховых взносов работодателей, застрахованных лиц и за счет субсидий из казны кайзеровской Германии. Размер страховых взносов определялся так, чтобы их суммы было достаточно для покрытия расходов на управление средствами пенсионных накоплений, обеспечение пополнения резервного фонда, предполагаемых расходов, связанных с возмещением изымаемых паев, а также предполагаемых расходов на выплату пенсий из капитала страхового управления [14, с.58-60].

Показательно, что на рубеже XIX-XX веков население Германии составляло 55 млн человек, обязательным пенсионным страхованием было охвачено 13,4 млн человек, из 1000 человек, непосредственно занятых в промышленности, 800 человек имели право на получение страховой пенсии по старости или по инвалидности. А средняя продолжительность жизни в стране составляла 40 лет, и лишь 1/4 застрахованных лиц могла воспользоваться такой пенсией. Денежные суммы, назначаемые и выплачиваемые немецким пенсионерам на основании этого закона, составляли в среднем 150 рейхмарок в год при средней годовой зарплате, равной 1050 рейхмаркам [2; 7; 8: 9; 17]. Тем не менее, успешно проллобировав данный закон в рейхстаге, «железный канцлер» добился одной их своих главных внутриполитических целей - трансформации рабочего класса кайзеровской Германии в социальную группу лояльных публичной власти, дисциплинированных, консервативно настроенных наемных работников. Как сам он неоднократно отмечал: единственным способом, которым можно было избежать потери Германией ее рабочего класса, это -перехватить инициативу у монополизировавших право на защиту интересов рабочего класса социалистов и реализовать их публичные требования о введении массовой системы социального, в том числе пенсионного страхования [1].

В 1891 и 1898 годах пенсионные системы были сформированы в Дании и Новой Зеландии. В основу их организации и функционирования были заложены отличные от германских принципы. Они были ориентированы, прежде всего, на поддержание минимального уровня дохода беднейших слоев населения, финансирование этих выплат осуществлялось из налоговых поступлений в бюджет, при этом всем нуждающимся был обеспечен плоский уровень выплат.

В первой трети XX века пенсионное обеспечение различных слоев населения, сформированное на базе элементов германской или новозеландской-датской моделей, официально закрепилось в: Австрии (1906 год), Великобритании (1908 год), Франции (1910, 1928, 1930 годы), Швеции (1913 год), Италии и Испании (1919 год), Канаде (1927 год). В США «прямые пенсии» были впервые официально установлены легислатурой штата Аляска в 1915 году. Первый же законодательный акт федерального уровня о государственном пенсионном обеспечении и обязательном пенсионном страховании был принят в 1920 году. В 1935 году, когда указанный акт был модернизирован и унифицирован (предложен в качестве единообразного для всей территории страны), и когда североамериканское пенсионное законодательство существовало уже в 28-ми штатах, появилась возможность говорить о начале формирования национальной системы пенсионного обеспечения и страхования. Но сравнительно низкий уровень и старт (только с 1940 года) пенсионных выплат, их распространенность, главным образом, на служащих органов публичной власти, представителей ограниченных категорий наемных работников, обусловили неэффективность указанной системы.

В целом межвоенный период отмечен постепенным расширением сферы действия отдельных элементов системы обязательного пенсионного страхования, которая приобретала более четкие формы, чем в предыдущий период. Одной из причин такой эволюции явилось то, что в результате социальных завоеваний трудящихся многих капиталистических стран после свершения Октябрьской социалистической революции 1917 года в России публичным властям и профсоюзам этих государств удалось прийти к определенному консенсусу по вопросу не столько «прямых пенсий» и добровольного, сколько обязательного (установленного и защищаемого авторитетом и силой государства) пенсионного страхования.

Особую роль в истории становления пенсионных систем сыграла Вторая мировая война и предшествовавший ей период глобального финансового кризиса («Великая депрессия»). Именно эти сложные периоды истории XX века способствовали пересмотру ключевых подходов к принципам формирования пенсионного обеспечения и страхования в ряде зарубежных стран.

В частности, широкое распространение получили идеи известного британского экономиста, представителя фабианства (идейного течения, положенного в основу программы деятельности лейбористской партии, образующей элемент двухпартийной системы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии) лорда (барона) Уильяма Генри Беве-риджа (1879-1963), предложившего уход от либеральных принципов построения пенсионной системы в сторону гарантированного государством всеобщего пенсионного обеспечения и страхования. В 1942 году британский кабинет министров поручил межминистерской комиссии по социальному страхованию и родственным услугам во главе с Бевериджем разработать план мероприятий по улучшению национальной системы социального обеспечения и страхования. Доклад Бевериджа: «Социальное страхование и союзнические услуги» [18] в форме отчета указанной комиссии был обнародован в том же году. В нем публичным властям Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, помимо прочего, настоятельно рекомендовалось учредить систему обязательного пенсионного обеспечения и страхования по старости на основе налогов и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работниками. В отличие от прежней [3; 5], новая система пенсионного страхования предполагалась универсальной, в которой риск утраты индивидом дохода при наступлении старости, инвалидности и т.п. брала на себя вся нация. При этом Беверидж особо подчеркивал, что достижение полной занятости сыграло бы существенную роль в обеспечении способности указанной системы функционировать и развиваться должным образом. Беверидж во многом опирался на датский, новозеландский и советский опыт. В основе предложенной им модели лежала идея о том, что мировой финансовый кризис и мировые войны де-факто уничтожили пенсионные накопления львиной доли населения Великобритании, а первостепенная задача государства состояла в обеспечении минимальных выплат всем нуждающимся. Таким образом, пенсионная модель Бевериджа предусматривала выплаты одинаковых по размеру, не связанных ни со стажем, ни с предыдущими заслугами пенсий. Главные цели модели пенсионного страхования Бевериджа, получившей изящное название «государства - провидения», -спасение большинство населения страны от нищеты, обеспечение пенсионерам уровня жизни3, соотносимого с прожиточным минимумом, который взят за

3 Категория «уровень жизни» была впервые введена в научный оборот К.Марксом в работе «Заработная плата, цена и прибыль» и рассматривалась как социально-экономическая характеристика степени удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения отдельных территорий, классов, иных социальных групп, семьи и индивида.

основу при расчете, назначении и выплате пенсий, иных социальных пособий. В период 1945-1948 годов эта модель последовательно апробировалась на практике, обеспеченная специальными законами: о семейных пособиях (1945 год); о национальном страховании (1946 год), о предоставлении помощи (1948 год) и др. Начавшая полноценно функционировать в 1949 году, обновленная национальная система пенсионного обеспечения и страхования Великобритании не претерпевала существенных изменений вплоть до начала 1970-х годов [6], а сама модель Бевериджа была реализована в ряде других стран, в том числе неевропейских [13, с.18-23].

В Западной Германии в период 1945-1950 годов состоялись широкие общественные дискуссии между сторонниками модели пенсионного обеспечения и страхования Бевериджа и теми, кто отмечал необходимость ее адаптации к социальному государству, декларируемому в Конституции ФРГ 1949 года. В конечном итоге, Федеративная Республика Германия вернулась к традиционной для нее «бисмарковской» модели.

Во Французской Республике в период 1945-1960 годов эволюционирующая национальная система пенсионного обеспечения и страхования стала постепенно расширять действие двух своих фундаментальных элементов - схем: «общей», охватывающей наемных работников частного сектора, и «специальной», предназначенной для рабочих и служащих государственного сектора. Управление ими на паритетных началах было официально возложено на «социальных партнеров», то есть представителей профсоюзов и (или) ассоциаций работников, с одной стороны, и ассоциаций работодателей, с другой стороны, действующих под постоянным контролем государства [4], что, как представляется, стало своеобразным симбиозом моделей Бевериджа и Бисмарка.

На протяжении 1880-х - 1970-х годов в западных странах происходил процесс не только становления и развития системы социальной защиты [12, с.50], но и постепенного сближения национальных пенсионных систем. То есть государства, где пенсионные системы были основаны на страховых взносах (модель Бисмарка), вводили гарантии минимальной пенсии, а страны, пенсионные системы которых финансировались в основном из бюджета, и были выстроены на основании необходимости обеспечения вышедших на пенсию индивидов минимальным уровнем дохода (модель Бевериджа) вводили элементы пенсионного страхования.

Наконец, последней основной вехой в развитии пенсионного страхования стали конец 1990-х годов -2000-е годы. В этот период в экономически развитых странах Запада в обществе оформилось понимание того, что национальные пенсионные системы, основанные на классических моделях Бисмарка и Бевери-

джа по-своему удовлетворительны до тех пор, пока работающая молодежь и люди зрелого возраста уплачивают страховые взносы, платят налоги, из которых часть идет на выплату пенсий старикам и инвалидам. Все это, безусловно, хорошо до тех пор, пока рождаемость превышает смертность, большинство семей - многодетные, продолжительность жизни -сравнительно невысокая. Однако после того как рождаемость резко стала падать, почти в каждой семье число детей сократилось максимум до одного-двух, продолжительность жизни выросла до 70 лет и свыше, количество лиц, которые вправе рассчитывать на пенсию по старости, резко увеличилось. А число молодежи и иных людей трудоспособного возраста, способных, так или иначе, содержать своих престарелых сограждан, резко сократилось.

Вышеизложенное, в свою очередь, обусловливает то, что на сегодняшний день во многих экономически развитых странах Запада в обществе акцентируется особое внимание на модернизации обязательного и добровольного компонентов национальных пенсионных систем, основанной на принципе: «не особо рассчитывай на государство, а лучше всего позаботься о себе сам»!

Соответствие той или иной национальной пенсионной системы модели Бисмарка или модели Бевериджа - не единственный критерий классификации национальных пенсионных систем. Однако, общие принципы, заложенные в основу их функционирования везде примерно одинаковы.

В национальных пенсионных системах, построенных на рассмотренных выше классических моделях, пенсия трактуется, с одной стороны (по Бевериджу), как компенсация индивиду утраченного в старости заработка, обеспечивающая его защиту от бедности, гарантирующая ему уровень дохода, рассчитанный на основе прожиточного минимума, официально принятого в государстве. С другой стороны (по Бисмарку), пенсия - это отложенная часть заработной платы работника - застрахованного лица, которая гарантирует ему в старости уровень жизни, рассчитанный на основе уплаченных им самостоятельно и (или) его работодателем официально предусмотренных страховых взносов по пенсионному страхованию и продолжительности его страхового стажа.

Под обязательным пенсионным страхованием принято понимать систему предпринятых государством юридических, экономических, организационных и пр. мероприятий, направленных на материальное обеспечение своих граждан (подданных) при наступлении предусмотренных законодателем страховых случаев посредством выплаты им пенсий, иных социальных пособий.

Современное обязательное пенсионное страхование в качестве источника финансирования текущих пенсий использует, главным образом, страховые взносы, которые аккумулируются в специализиро-

ванных фондах и распределяются для последующих пенсионных выплат (модель Бисмарка или своего рода «накопительная» модель).

Если государство декларирует себя социальным, что имеет место в той же Германии, и если собранных средств не хватает на выплаты гражданам (подданным) по достижении ими официально установленного пенсионного возраста достойных пенсий, обычно включается механизм дотаций из государственного бюджета (модель Бевериджа или своего рода «солидарно-распределительная» модель).

В связи с этим отнюдь неслучайно, что современная система пенсионного обеспечения и страхования Германии состоит из 3-х относительно обособленных подсистем:

1) обязательного пенсионного страхования,

2) пенсионного обеспечения на предприятиях,

3) частного пенсионного страхования.

Работник может быть участником всех трех с целью назначения и выплаты ему пенсии не ниже 70% его прежнего заработка4. Базовый принцип, лежащий в основе расчета его будущей пенсии, не только позволяет ему рассчитывать на достойный уровень жизни при наступлении старости, но и стимулирует его здесь и сейчас к повышению производительности труда и к увеличению «белых» трудовых доходов.

Обязательные страховые взносы (тарифы) начисляются на величину заработной платы застрахованных лиц (фонд оплаты труда), ограниченную обычно верхним, но иногда и нижним пределами, и уплачиваются работодателями за наемных работников, а также последними самостоятельно [19; 20].

Помимо обязательного, во многих странах современного мира функционирует добровольное пенсионное страхование. Институциональной основой последнего и обусловленных им пенсионных схем служат негосударственные (частные) пенсионные фонды (НПФ/ЧПФ). Государство с помощью правовых (законодательство) и социально-экономических (налоги, льготы и т.п.) инструментов тщательно регулирует их деятельность. Пенсионная схема - совокупность правил, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов, расчета, назначения и выплат пенсий для относительно однородной группы клиентов пенсионных фондов. Пенсионные схемы определяют, прежде всего, условия добровольного пенсионного страхования, служат организационно-экономической основой для заключения соответствующих страховых договоров между НПФ/ЧПФ, страхователями, застрахованными лицами (бенефициарами).

4 Это - так называемый «коэффициент замещения» пенсией утраченного заработка. В Германии - он равен 70%, что, кстати, заметно выше, предусмотренного МОТ, - 40%.

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста - 86%.

Список литературы:

1. Бисмарк О. Мысли и воспоминания: в 3-х томах /Перевод с немецкого, под редакцией Л.С.Иерусалимского. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1940-1941. - Том 3. - 211 с.

2. Быков А.Н. Германское страхование и другие способы обеспечения рабочих. - Ростов-на-Дону: Издательство Н.Парамонова «Родная речь», 1905. - 105 с.

3. Гаген В.А. Право бедного на призрение. Том 1. История и современное положение законодательства об обязательном призрении бедных в Германии, Франции и Англии. - СПб.: Издательство «Общая польза», 1907. - 649 с.

4. Доморацкая Э.И. Социальное законодательство Франции /Ответственный редактор: Усенин В.И. - М.: Издательство «Наука», 1975. - 175 с.

5. Зачинский Л. Страхование рабочих на Западе. - СПб.: Издательство «Молот», 1906. - 79 с.

6. Каленский В.Г. Социальное законодательство Англии /Ответственный редактор: Усенин В.И. - М.: Издательство «Наука», 1969. - 224 с.

7. Литвинов-Фалинский В.П. Организация и практика страхования рабочих в Германии и условия возможного обеспечения рабочих в России. - СПб.: Типография А.С.Суворина, 1903. - 275 с.

8. Миклашевский А.Н. Рабочий вопрос и социальное законодательство в Германии. - СПб.: Типолитография А.Рабиновича и Ц.Крайзе, 1896. - 87 с.

9. Мюллер А. Рабочие секретариаты и государственное страхование рабочих (рецензия). Перевод с немецкого //СПб. - Право. - 1907. - №1 [52]. - Столбцы 2370-2372.

10. Палмер А. Бисмарк. Перевод с английского. - Смоленск: Издательство «Русич», 1998. - 544 с.

11. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования /Ответственный редактор: Агарков М.М. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1947. - 282 с.

12. Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. - М.: Издательство «МИК», 2007. - 480 с.

13. Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. - М.: Издательство «Энди_Зайн», 2007. - 368 с.

14. Сборник документов по истории Нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки: 1870-1914. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «история» /Составители: П.И.Остриков, П.П.Вандель и др. - М.: Издательство «Высшая школа», 1989. - 295 с.

15. Святловский В.В. Государственное страхование рабочих в Германии: Историко-статистический очерк. - М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1895. - 64 с.

16. Степанов В.Л. Социальное законодательство О. фон Бисмарка и законы о страховании рабочих в России //Отечественная история. - 1997. - №2. - С.59-73.

17. Сувиров Н.И. Государственное страхование рабочих в Германии. - СПб.: Товарищество «Просвещение», 1905. -177 с.

18. Social Insurance and Allied Services. Report by Sir William Beveridge, 1942 //Web-ресурс: http: //news.bbc.co.uk/2/shared /bsp/hi/pdfs/19_07_05_beveridge.pdf

19. Social Security Programs Throughout the World: Europe,

2004 //Web-ресурс: https: //www.ssa.gov /policy/docs/progdesc/ssptw/

20. Social Security Programs Throughout the World: America,

2005 //Web-ресурс: https: //www.ssa.gov /policy/docs/progdesc/ssptw/

РЕЦЕНЗИЯ

Статья кандидата философских наук, доцента С.В. Хмелев-ского: «Эволюция пенсионного страхования в некоторых зарубежных странах» посвящена исследованию темы, актуальной для теории и практики пенсионного обеспечения и страхования. В ней автор, в частности, аргументирует, что на протяжении достаточно длительного периода истории (конец XIX - начало XXI веков) эволюция основанных на страховании и социальной защите национальных пенсионных систем экономически развитых стран Запада состоялась в форме их сближения. То есть государства, где пенсионные системы были официально сконструированы преимущественно на страховых принципах (модель Бисмарка или своего рода «накопительная» модель), вводили гарантии минимальных пенсий, а страны, пенсионные системы которых были выстроены на принципах социальной защиты (модель Бевериджа или своего рода «солидарно-распределительная» модель), вводили элементы обязательного и добровольного пенсионного страхования.

Достоинством данной статьи являются ее малоизвестная эмпирическая база, логичность изложения материала, оригинальный анализ излагаемых фактов, синтез промежуточных положений, отличающихся новизной, высоким уровнем теоретической и прикладной значимости. Отсюда ключевые выводы автора в достаточной степени обоснованы, а его статья заслуживает самой высокой оценки и может быть рекомендована к опубликованию в рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации журналах по социально-экономическим наукам.

Доктор политических наук,

доктор экономических наук,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат исторических наук, профессор

Дмитрий Николаевич Ермаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.