ФЁДОРОВ Михаил Васильевич
Доктор экономических наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор, ректор
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-00 e-mail: [email protected]
ПЕШИНА Эвелина Вячеславовна
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственных и муниципальных финансов
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-26-07 e-mail: [email protected]
ГРЕДИНА Оксана Владимировна
Кандидат педагогических наук, ректор
Институт развития образования
620137, РФ, г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16 Контактный телефон: (343) 369-29-86 e-mail: [email protected]
Эволюция науки и образования
Ключевые слова: эволюция науки; эволюция образования; постиндустриальное общество; общество знаний.
Аннотация. Исследованы мировые научные и образовательные исторические периоды становления и развития современного общества знаний.
Современная эпоха отличается радикальными изменениями в базисе существования и развития человеческого общества. В экономической, социальной, исторической, политической, философской литературе последних десятилетий особое место отводится исследованию социально-экономических механизмов, процессов, явлений, характеризующих трансформацию развитого индустриального общества в постиндустриальное и становление нового общества, основанного на знаниях. К настоящему времени существует большое количество публикаций, посвященных анализу исторических периодов и циклов развития науки [1-3; 9-10; 12; 14; 21]. Значительно меньше, но опубликован ряд научных работ по выявлению и изучению исторических периодов в системе образования [4; 7-8; 10; 13; 16; 18-19]. В процессе исследования авторы настоящей статьи базировались на научных взглядах американского ученого Т. С. Куна (1922-1996), по мнению которого наука в своем развитии проходит ряд периодов:
• допарадигмальный (существуют несколько научных школ, разных теорий, рассматривающих один и тот же предмет);
• период нормальной науки (научные школы принимают общую для всех теорию как парадигму);
© Фёдоров М. В., Пешина Э. В., Гредина О. В., 2011
• период неуверенности и кризиса (появляются противоречащие парадигме научные факты), заканчивающийся в ряде случаев научной революцией [5]. «Научные революции возникают в условиях общественного кризиса, в переходные эпохи, когда устаревший строй и лежащая в его основе научная парадигма исчерпали свой потенциал, и возникает необходимость в новой парадигме» [6. С. 76].
Как отмечает академик Российской академии наук В. С. Степин, «путь научных революций не был описан с достаточной глубиной ни Т. Куном, ни другими исследователями в западной философии науки. Между тем он является ключевым для понимания процессов возникновения и развития многих научных дисциплин» [14].
Научные исторические периоды1 и революции в науке обобщенно отражены в табл. 1.
Таблица 1
Научные исторические периоды и революции в науке
Период Качественные изменения Общая характеристика
Начало первого научного периода (III тысячелетие до н. э. - III век до н. э.) Раннеклассовые мировые цивилизации Первые научные открытия
Второй научный период (II век до н. э. - XV век н. э.) Прорыв в научном знании, охвативший естественные и общественные науки Геоцентрическая система мироздания. Натурфилософия
Третий научный период (XVI век н. э.) Новая модель мироустройства Гелиоцентрическая система мира. Бесконечность Вселенной и обитаемых миров
Четвертый научный период (XVII век н. э.) Классическая наука, основанная на механистической картине мира Создание классической механики и экспериментального естествознания
Пятый научный период (XVIII - до середины XIX века н. э.) Дисциплинарно организованная наука Дифференциация дисциплин и норм исследований. Создание научных академий и научных обществ по отраслям знаний
Шестой научный период (вторая половина XIX -первая половина XX века н. э.) Неклассическая наука (неоклассическое естествознание) Отказ от прямолинейного онтологизма. Понимание относительной истинности теорий и картины мира
Седьмой научный период (вторая половина XX -первая половина XXI века н. э.) Постнеклассическая наука. Постиндустриальная научная парадигма Междисциплинарные и проблемноориентированные формы исследовательской деятельности. Целостная общенаучная картина мира
Примечание. Составлено по: [1-3; 9-10; 12; 14; 21].
Первый научный период относится к раннеклассовой мировой цивилизации: в Шумерах и Месопотамии возникает письменность (4000-3200 гг. до н. э.), в Египте - определение продолжительности года в 360 дней (3000 г. до н. э.) и т. д.
Второй научный период (II век до н. э. - XV век н. э.) характеризуется прорывом в науке: известный ученый эллинистической эпохи Птоломей (90-168 гг. до н. э.), живший в Александрии, обобщил накопленные к тому времени знания о Вселенной в тринадцати книгах «Альмагест», создал геоцентрическую (с Землей в центре мира) систему мироздания, на смену которой лишь в XVI веке пришла гелиоцентрическая система Коперника (1473-1543). В данный период развивается натурфилософия - философия
1 Авторы статьи выделяют именно периоды; выделение циклов - задача следующей работы.
природы, понимаемая как целостная система самых общих законов естествознания. Яркими представителями ее являются такие мыслители, как Фома Аквинский (1225-1274) и Альберт Великий (1193-1280) [9].
Уместно отметить, что большинство историков науки оценивают VI век до н. э. как век возникновения науки, поскольку именно в этот период отрывочные, разрозненные сведения были сведены в систему, сформировавшуюся в результате деятельности особой группы людей (научного сообщества), занимавшихся получением новых знаний. Именно в культуре Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки как доказательства вида знания.
Третий научный период (XVI век н. э.) связан с именем польского и прусского ученого Н. Коперника (1473-1543), который в своем труде «Об обращении небесных сфер» («Бе геуоЫйошЬиз огЫиш соекзйиш»), опубликованном в 1543 г., обосновал и доказал истинное положение Солнца в Солнечной системе.
Последователь Коперника Дж. Бруно (1548-1600) высказал идею о бесконечности Вселенной и обитаемых миров (1584). Таким образом, вместо геоцентрической появилась гелиоцентрическая система мира.
В четвертом научном периоде была сформирована механистическая картина мира, в которой мир представлен как огромный «механизм», подчиняющийся законам механики. XVII век - эпоха Просвещения, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Открытия ученых (Г. Галилей (1564-1642) - принцип инерции (1602), свободное падение тел (1638) и т. д.; И. Кеплер (1571-1630) - законы движения планет вокруг Солнца (1609), теории лунных и солнечных затмений (1619), астрономические исследования; Р. Декарт (1596-1650) - основы аналитической геометрии, введение осей координат, формулировка понятия переменной величины, теория вихрей и др. (1637); И. Ньютон (1643-1727) - законы механики (1687), основы теоретической физики, дифференциальное исчисление (1682) и т. д.) положили начало созданию классической механики и экспериментального естествознания.
Пятый научный период - с XVIII до середины XIX века, когда произошел переход от классической, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке с присущими ей особенностями трансляции знаний, способами воспроизводства субъекта научной деятельности.
Дисциплинарная организация науки представляет собой определенный способ систематизации научных знаний: методологическое, социально организационное начало, связь с учебными заведениями, подготовка учебников и т. д.
У истоков науки как профессиональной деятельности стоял английский философ Ф. Бэкон, который выступал за создание научных сообществ - академий. И такие сообщества возникают: Лондонское королевское общество - в 1660 г., Парижская академия наук - в 1666 г., Берлинская академия наук - в 1700 г., Петербургская академия наук - в 1725 г. и т. д. Наряду с академическими учреждениями возникают общества, объединяющие исследователей, работающих в различных областях знания - в физике, биологии, химии и т. д.
Как считает академик В. С. Степин, в конце XVIII - начале XIX века дисциплинарно организованная наука, включавшая в себя четыре основных блока научных дисциплин - математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки, завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова [14].
В конце XVIII - начале XIX столетия наука окончательно становится бесспорной ценностью цивилизации. Именно в этот исторический период начинается процесс интенсивного взаимодействия науки и техники, возникает особый тип социального развития, который принято именовать научно-техническим прогрессом. Потребности практики всё отчетливее обозначали тенденции к постепенному превращению науки в непосредственную производительную силу.
В шестом научном периоде (вторая половина XIX - первая половина XX века) наблюдается своеобразная «цепная реакция» революционных перемен в различных областях знания: в физике - открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории; в космологии - концепция нестационарной Вселенной; в химии -квантовая химия; в биологии - становление генетики. Возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в формировании современной научной картины мира. Эти революционные преобразования привели к формированию идеалов и норм новой, неклассической науки. «Если в классической науке картина мира должна быть картиной изучаемого объекта самого по себе, то неклассический научный способ описания с необходимостью включает в себя, помимо изучаемых объектов, используемые для их изучения приборы, а также сам акт измерения. В соответствии с этим подходом Вселенная рассматривается как сеть взаимосвязанных событий, подчеркивая активную роль и вовлеченность субъекта познания в сам процесс получения знаний» [14].
Седьмой научный период - современный этап становления науки, начавшийся в 70-е годы XX века. Особенностями его являются междисциплинарность, обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма. Пример постнеклассической науки - синергетика, изучающая процессы самоорганизации. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на XX век; 90% ученых, когда-либо живших на Земле, - наши современники. В мире число ученых по профессии к концу XX века превысило 5 млн чел. Сегодня можно утверждать: наука коренным образом изменила жизнь человека и окружающую среду.
Совокупность знаний, умений и навыков, накопленных предшествующими поколениями, необходимо передавать поколениям последующим, что и осуществляет система образования.
Образовательные исторические периоды и революции в системе образования представлены в табл. 2.
Поскольку образовательные периоды и революции в системе образования не имеют четко обозначенных исторических дат и имен, как научные периоды, то авторы настоящей статьи придерживались периодизации Г. В. Осипова, Б. Н. Кузыка, Ю. В. Яков-ца [10. С. 84], на основе которой систематизировали и конкретизировали качественные изменения и общие характеристики исторических периодов системы образования.
Революции в образовании сменяются этапами эволюционного развития, периодическими кризисами, а порой и регрессом, потерей части накопленных знаний.
С точки зрения истории в возникновении и циклическом обновлении научного знания можно выделить шесть исторических образовательных периодов.
Первый период развития образования относится к раннеклассовой мировой цивилизации (III тысячелетие до н. э. - IX век до н. э.), когда система образования оформилась как самостоятельный общественный институт. Развитие системы государственно-правового устройства, общественное и профессиональное разделение труда, разнообразные виды культуры, письменность как основы науки - всё требовало специализированных знаний и навыков, которым невозможно было «научить в семье». Формируются и развиваются школы Древнего Китая, Индии, Египта, Шумера и др. Возникают первые учебные заведения, в которых учились единицы, в основном выходцы из богатых семей.
Второй образовательный период охватывает VIII век до н. э. - V век н. э.; в его рамках произошла образовательная революция в античной цивилизации, сформировалась система элементарного образования. В данный период Конфуций (ок. 551-479 гг. до н. э.) и его последователи предпринимают попытки теоретического осмысления роли воспитания и образования в жизни общества; получают распространение школы известных философов: Сократа (ок. 469-399 гг. до н. э.), Антисфена (ок. 435-370 гг.
до н. э.), Ксенофонта (ок. 430-355 гг. до н. э.) и т. д. Всемирную известность получили Академия Платона (ок. 427-347 гг. до н. э.), деятельность которой охватила почти девять столетий, и Лицей Аристотеля (ок. 384/3-322/1 гг. до н. э.), где теоретическое обучение подкреплялось практическими навыками.
Таблица 2
Образовательные исторические периоды и революции в системе образования
Период Качественные изменения Общая характеристика
Начало первого образовательного (цивилизованного) периода (III тыс. до н. э. - IX век до н. э.) Система образования сформировалась как самостоятельный общественный институт Школы Древнего Китая, Индии, Египта, Шумера и др. Возникают первые учебные заведения
Второй образовательный период (VIII век до н. э.-V век н. э.) Образовательная революция Античной цивилизации. Становление системы элементарного образования Распространение школ известных философов. Развитие государственных учебных заведений
Третий образовательный период века н. э.) Становление системы много-уровнего образования Возникновение и развитие университетов как центров культуры, образовании и науки
Четвертый образовательный период (XIV-XVI века н. э.) Эпоха Возрождения (Ренессанс) - поворот к наследию Античности. Движение Реформации и Контрреформации Развитие системы светского образования. Создание сети университетов в Европе. Изобретение книгопечатания
Пятый образовательный период (XVII-XIX века н. э.) Эпоха Просвещения. Становление педагогики как самостоятельной отрасли знаний. Образование - самостоятельная отрасль экономики Всеобщее бесплатное начальное образование. Интеграция высшего образования с наукой. Становление развивающей парадигмы образования
Шестой образовательный период (XX-XXI века н. э.) Становление системы непрерывного, инновационного, опережающего образования Радикальные перемены в образовании - в его содержании, технологиях; креативная педагогика, инновационное мышление
Примечание. Составлено по: [4; 7-8; 10-11; 13; 16; 18].
Третий образовательный период приходится на VI-XШ века н. э. Произошло становление системы многоуровневого образования: элементарный уровень (чтение, письмо, счет и пение), средний (тривиум - от лат. trivium - «три пути» (три начальных науки: грамматика, диалектика и риторика - в составе гуманитарных наук)) и повышенный уровень.
Элементарное образование давалось в элементарных школах, в которых главным образом обучали чтению, письму и счету.
С ростом числа схоластических школ стала складываться категория людей, занимающихся педагогическим трудом.
В XII веке как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих - ученых, начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ - университетов. Первоначально понятие «университет» (от лат. ишуегейаз - совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой являлось изучение и приумножение единого христианского знания. Первые университеты появились в Болонье (1158), Оксфорде (1206), Кембридже (1209), Париже (1215), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической
автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью.
В XIV веке открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в городах Пиза (1343), Прага (1347), Флоренция (1349) и др.
Четвертый образовательный период (XIV-XVI века н. э.) связан с новым этапом развития европейской культуры - эпохой Возрождения (Ренессанса), когда был осуществлен поворот к наследию Античности, наблюдалось развитие системы светского образования, сформировалась сеть университетов в Европе (к концу XV века насчитывалось около 80 университетов). Изобретение книгопечатания (XV век) позволило тиражировать учебную и научную литературу. Получила развитие педагогическая триада эпохи Возрождения - классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание. В Европе XVI век проходит под знаком Реформации и Контрреформации -требовались перемены в социальном устройстве общества и его духовной жизни, что, в свою очередь, стимулировало развитие техники и науки.
Пятый образовательный период обусловлен научной революцией XVII века - эпохой Просвещения. Именно в данный период сформировалась система всеобщего бесплатного начального образования; высшее образование интегрируется с наукой посредством создания в структурах высших учебных заведений исследовательских и научных подразделений. Происходит формирование парадигмы образования: реформаторская педагогика - движение нового воспитания (Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) -экспериментальная педагогика (В. А. Лай (1862-1926), А. Бине (1857-1911), Э. Мейман (1862-1915)) и др.
Становление педагогики как самостоятельной отрасли знаний часто связывают с выделением ее из системы философских знаний английским философом и естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561-1626) в 1623 г. и закреплением как науки чешским мыслителем и педагогом Я. А. Каменским (1592-1670) в 1635 г.
Именно в пятом образовательном периоде образование стало самостоятельной отраслью экономики, отражаемой в системе национальных счетов (СНС), которая, говоря современным языком, развивалась опережающими темпами и финансировалась преимущественно за счет бюджетных средств.
Шестой образовательный период - последние десятилетия XX века, когда проявились все признаки кризиса системы образования. Радикально поменялись условия жизни и труда, потребовалось обновить содержание, техническую базу и организацию системы непрерывного, инновационного, опережающего образования.
По мнению Б. Н. Кузыка и Ю. В. Яковца, шестой образовательный период приходится на третий исторический суперцикл, который начался в XXI веке и, по их прогнозам, продлится до XXIII века [6].
Отдельно следует рассмотреть, как формировалась система образования в России.
Подробный анализ системы образования древней и средневековой Руси IX-XVII веков содержится в издании Новосибирского Свято-Макарьевского православного богословского института под редакцией В. Лещинского, В. Мозгарева, С. Неделиной и Е. Седовой [19].
Своими истоками образование на Руси уходит в органическое единство педагогики и православия. Начиная с XVII века наблюдается проникновение европейской образованности. В период царствования Петра I (1689-1725) контроль над образованием переходит от церкви к государству.
В XIX-XX веках происходит поиск национального идеала образования и модели русской национальной школы, соответствующих духу русской народности.
Наше стремление показать тенденции в российском образовании, то, чем «жило» отечественное образование, объясняется «подбором» имен, среди которых следует выделить создателей первого славянского алфавита (глаголицы) братьев Кирилла и Ме-
фодия (863-й год), автора первой славянской «Азбуки» Ивана Фёдорова (1510-1583), первооткрывателя профессиональной горнозаводской школы 1721 г. В. Н. Татищева (1686-1750), ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова (1711-1765), составителя учебника русской грамматики (1837) В. Г. Белинского (1811-1848), педагога-гуманис-та Л. Н. Толстого (1828-1910), который образование народа считал важнейшим делом своей жизни: «А дело не то что первой важности, а самое важное в мире, потому что всё, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях» [15] и др.
Эволюционные изменения мировых научных и образовательных исторических периодов отражены на рисунке. Согласно представленным данным можно сформулировать следующие выводы:
• наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек возникла раньше, чем процесс передачи знаний, который эволюционировал от личностно-именного типа к профессионально-именному способу трансляции знаний до современного универсально-понятийного типа передачи знаний без регламентации субъекта познания;
• эволюционные изменения в образовании отстают от соответствующих изменений в науке, и только в XVII веке наука формируется в классическую, а педагогика - в самостоятельную отрасль знаний и как полноценное социально-духовное образование;
• на протяжении всей истории наука и образование находятся не в тесном взаимодействии, а в некой параллели. Следовательно, знание, транслируемое образованием, не является результатом тесного взаимодействия науки и образования. Наука в современном образовании (имеется в виду Россия) чаще всего присутствует на начальной стадии создания «пространства знаний» как концентрации соответствующей деятельности по выполнению НИОКР;
• кризис образования состоит в отставании его содержания от резко меняющихся условий нового века, в чрезмерном прагматизме и стандартизации. Цели современной революции в образовании - отражать постиндустриальную научную парадигму, развивать креативную педагогику, умело использовать новейшие информационные технологии для формирования системы непрерывного образования в условиях общества, основанного на знаниях.
В наше время в силу активного развития науки и из-за сложности последних технологий обойтись только обучением невозможно - настолько быстро устаревают имеющиеся знания. Современность формирует новое отношение к знаниям, труду, отличное от господствовавшего в эпохи, предшествующие постиндустриальной. Это выводит на первое место новое видение образования и радикальные изменения - переход от формального обучения к «педагогике соучастия», которая напрямую связана с «обучением на протяжении всей жизни» и необходимостью для университетов эффективнее учитывать разнообразные запросы и общественные интересы.
Т. Эггертссон, профессор Нью-Йоркского университета, отмечает: «Знания принято делить на две пересекающиеся области - науку и технологию. Науку порой обозначают как знание, отвечающее на вопрос почему, а технологию - на вопрос как. Мы разделим технологию на две составляющие - производственную и социальную. Производственная технология - это практическое применение достижений естественных наук, а социальная технология - это практическое применение достижений общественных наук. Любая продукция - знания, социальные механизмы или товары и услуги есть результат применения производственной и социальной технологии» [17. С. 5-6].
Поскольку накопленные знания на современном этапе развития вносят значимый вклад в экономический рост, необходимо обозначить основные процессы накопления самих знаний (табл. 3).
Американский экономист К. Эрроу (1962) аргументированно доказал, что опыт использования капитала (материального) ведет к росту знания, используемого в про-
■5 Я Второй образовательный период Третий образовательный период =5! В я ’8 3
И X X X
5 _ § § 5
5 ’5 У* 3 й Й
1 § 5 «о* ■8 § 5
«3 8 Сов о В 3 § н Оч СЬ «40 « нГ* о х а з § Сои 5 3 § <и а4? ё
I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
III IX VII VIII VI V IV III II I 1 г. I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVIXVIIXVIIIXIX XX XXI
тыс. н. э.
лет
о о о о О
6й 8" 8й а
и « и X X И
« >в «
Первый научный период Второй научный период 3 5) X 8.1- &а ЕЕ- 1 0 н £! К £* О я 8 | <и >•» Н
Н X ЕГ д а з а 3 и Я
Научные исторические периоды
Эволюционные изменения мировых научных и образовательных исторических периодов
изводстве, охарактеризовал неформальный способ обучения - обучение посредством практической деятельности (Ьеагшп§-Ьу^от§) [22. Р. 609]. Данная концепция, использовалась в теории эндогенного роста. Ьеагшп§-Ьу^от§ является самостоятельной концепцией в рамках экономической теории и эволюционной экономики.
Таблица 3
Классификация процессов накопления знаний
Процессы обучения Вид деятельности как источник знания
Обучение посредством практической деятельности (Learning-by-doing) (К. Эрроу, 1962) Практическая деятельность, опыт (experience, action)
Обучение посредством обучения (Learning-by-learning) (Р. Лукас, 1988) Образование (education)
Обучение посредством научных исследований (Learning-by-researching) (П. Ромер, 1990) Научные исследования (research)
Обучение посредством социальных контактов (Learning-by-interactions) (Д. Форэй, Б. Лундвалл, 1996) Профессиональное и личное общение (interactions, contacts)
Лауреат Нобелевской премии по экономике американский экономист Р. Лукас (1995) также анализировал накопление знаний в форме навыков, но ставил на первое место образование как формальный процесс обучения (см.: [24. P. 220]).
В 90-е годы XX века большое внимание уделялось изучению накопленных знаний, в том числе посредством НИОКР, что послужило базой для П. Ромера (1990), сконструировавшего модель, в которой накопление знаний и идей является итогом научных исследований (research) - другого формального обучающего процесса [25].
Шведские ученые Д. Форей и Б. Лундвалл (1996) делали упор на формировании сетей профессиональных и личных контактов, проистекающих из процессов социального взаимодействия (четвертый обучающий процесс) [23. P. 11].
В Докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» [20] (Learning: the treasure within), представленном на обсуждение в ЮНЕСКО, отмечено, что «человечество должно быть во всеоружии, чтобы преодолеть основные противоречия, которые, не будучи новыми, станут главными проблемами XXI века». К таковым авторы Доклада относят противоречия: между глобальными и локальными проблемами (between global and local realities); между традициями и современными тенденциями (between tradition and modernity); между долго-и краткосрочными задачами (between the long and short terms); между необходимостью соревнования и стремлением к равенству возможностей (between the need for competition and concern for equality of opportunity); между объемом знаний, растущих по экспоненте, и возможностями их усвоения человеком (between the extraordinary expansion of knowledge and human capacity to assimilate it); между духовными и материальными ценностями (between spiritual and material values). Разрешение этих противоречий зависит в очень большой степени от политики каждого государства в сфере образования.
Источники
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М. : Иностр. лит., 1956.
2. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М. : Политиздат, 1991.
3. Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.
4. Кошелева О. Е. Три грани древнерусского образования (цель, содержание, ценности // Европейская педагогика от Античности до Нового времени. Ч. 2. М., 1993.
5. Кун Т. С. Структура научных революций. М. : Прогресс, 1975.
6. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизация: теория, история, диалог, будущее. Т. III. Северное Причерноморье - пространство взаимодействия цивилизаций. М. : Ин-т экон. стратегий, 2008.
7. Латышина Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли) : учеб. пособие. М. : Гардарики, 2002.
8. Лещинский В. И., Лаврикова Г. В., Заварзина Л. Э. Образование, история и современность. Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 1999.
9. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М. : Дом интеллектуальной книги, 1998.
10. Осипов Г. В., Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизаций. М. : ИнЭС, 2007.
11. Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма в Римской империи. М. : Наука, 1988.
12. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М. : Наука, 1997.
13. Степашко Л. А. Философия и история образования. М. : МПСИ ; Флинта, 1999.
14. Степин В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюции. М. : Прогресс-Традиция, 1999.
15. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1989.
16. Уваров П. Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе. М. : ИВИ РАН, 2000.
17. Эггертссон Т. Знания и теория институциональных изменений // Вопр. экономики. 2011. № 7.
18. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. М. : Сфера, 2001.
19. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» / В. Лещинский, Л. Мозгарев, С. Неделина, Е. Седова // Интернет-портал «Образование и православие». Режим доступа : http://www.orthedu.ru.
20. Образование: сокрытое сокровище : основные положения Доклада Междунар. комиссии по образованию для XXI века. М. : Изд-во ЮНЕСКО, 1996.
21. Сравнительное изучение цивилизаций : хрестоматия / сост. Б. С. Ерасов. М. : АСПЕКТ-Пресс, 1999.
22. Arrow K. J. Economic Welfare and the Allocation of Resources of Invention // The Rate and Direction of Inventive Activity: Economic and Social Factors / National Bureau of Economic Research (ed.). Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1962.
23. Foray D., Lundvall B. The Knowledge-Based Economy: From the Economics of Knowledge to the Learning Economy // Foray D., Lundvall B. Employment and Growth in the Knowledge-based Economy. Paris: OECD, 1996.
24. Conceicao P., Heitor М. V. University-Based Entrepreneurship and Economic Development: A Learning-Centered Model // International Journal of Technology, Policy and Management. 2002. Vol. 2. No. 3.
25. Romer P. Endogenous Technological Chang // Journal of political Economy. 1990. Vol. 98. No. 5.