Николаевич Арзуманов уверенно стоит в одном ряду с известными мастерами современности, привнося в мир искусства свои, авторские тенденции в решение философских, колористических, структурно-композиционных задач, убедительно обогащая свои произведения ритмико-пластическими находками и декоративным созвучием формы и цвета.
Примечания:
1. Алмосов Л.И. Мастера современности. - Ставрополь : АЛМ-АРТ, 2010. - 48 с.
2. Алмосов Л.И. О значимости изучения композиционного построения и живописания натюрмор-
тов в обучении дизайнеров // III Международная научно-практическая конференции : сборник трудов по материалам (Ростов-на-Дону - Астрахань - Ставрополь - Шахты, 19-20 декабря 2012г. - Ставрополь : Сервисшкола, 2012. - 90 с. (75-80).
3. Алмосов Л.И. Композиция станкового произведения. Рождение картины : учебное пособие для студентов высших художественных учебных заведений. - Ставрополь : ATIM-ART, 2013. - 204 с.; ил.
4. Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Портрет. Композиция. Сверхзадача. Метод // KANT. - Ставрополь : Ставролит, 2015 . - № 2 (15). - С. 14-17.
EVOLUTION OF THE NATIONAL CHARACTER IN THE CREATIVITY OF S. S. PROKOFIEV
Brykalova Oiga Grigoryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Chorai Conducting, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
The article examines the creative stages of life and approaches of national traditions in the music of composer Sergei Prokofiev, who has developed a concise, expressive, original and simple language for his musical works. The national basis of Prokofiev's music evolved to find the consciousness of the Russian artistic and musical heritage. Keywords: music; composer; Russian national culture; realism; melodiousness; evolution of a national character.
ЭВОЛЮЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ С. С. ПРОКОФЬЕВА
В статье рассматриваются творческие периоды жизни и подходы национальных традиций в музыке композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, который выработал лаконичный, выразительный, самобытный и простой язык своих музыкальных сочинений. Национальная основа прокофьевской музыки развивалась в поисках самосознания русского художественного и музыкального наследия.
Ключевые слова: музыка; композитор; русская национальная культура; реализм; мелодийность; эволюция национального характера.
I
23 апреля 2016 года исполнилось 125 лет со дня рождения русского композитора XX века С. С. Прокофьева - пианиста, дирижера и педагога, автора 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, многочисленных произведений вокальной и инструментальной музыки, музыки для кинофильмов и спектаклей, а также автора многочисленных статей. По данным международной организации ЮНЕСКО, среди современных композиторов XX века музыка Прокофьева являлась наиболее часто исполняемой. Шесть раз творчество С.С. Прокофьева было отмечено Государственными премиями нашей страны. Его творения по праву считаются ярчайшими достижениями музыкальной классики XX века.
Детство Сергея Прокофьева прошло в семье агронома Сергея Алексеевича Прокофьева,управляющего имением на Украине в селе Сонцовка. Семья смогла обеспечить одаренному мальчику все условия для духовного воспитания. Особенно велика роль матери композитора - Марии Григорьевны, которая была хорошей пианисткой, ставшей его первой музыкальной воспитательницей. Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. В возрасте девяти-десяти лет юный композитор написал две оперы: "Великан" и "На пустынных островах". [5,
УДК 785
© Брыкалова О.Г., 2016
БРЫКАЛОВА Ольга Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Хорового дирижирования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
С. 450-464] Прокофьев как композитор формировался под могучим и определяющим влиянием корифеев русской культуры XIX и XX столетий, а также под влиянием национальных корней. Жизнь в деревенской усадьбе среди степной природы, крестьянские песни навсегда оставили след в сознании юного композитора, заложив основы гармоничного восприятия к традициям русской музыки. [4, С.16] P.M. Глиэр,живший с их семьей летом 1902 года, - учитель и наставник тогда еще юного Прокофьева, - вспоминает: "Вечерами до нас доно-У сились гармоничные звуки красивых украинс-^ ких песен... Мне думается, эти ранние детские
1 ^ | впечатления должны были глубоко запасть в
душу мальчика...". [2, С. 20] UJ С 1904 года Сергей Прокофьев учился в Пе-GB тербургской консерватории и окончил ее с зо-О лотой медалью как композитор - в 1909 году, ^Р как пианист - в 1914 году. За эти годы юный q Прокофьев искал пробы пера в таких жанрах: Q два концерта для фортепиано с оркестром; четыре скрипичные сонаты; гавоты; скерцо; ^ танцы; фортепианный цикл "Мимолетности". [5, ^ С. 458] Прокофьев утверждался на позициях реализма, где необычайно слились юность и сила
2 духа, светлое мироощущение и рационалистичность, строгость формы, точность мысли и лаконизм ее выражения. Этот первый период творчества композитора условно можно назвать новаторским реализмом. Ценность новаторства этих лет заключалась в поиске и кристаллизации его главных направлений и формировании национальных основ прокофь-евского творчества.
"Внешне композитор стремился к преувеличенной новизне, пользуясь приемами современных модернистов тех лет и иногда отвергая свое национальное как "устаревшее"...". [2, С. 1322] Музыка прокофьевского новаторства не всегда находила понимание у слушателей и даже сам Прокофьев указывал на "неподчинение его существовавшему консерваторскому академизму", о чем писал в воспоминаниях про свои годы учебы в консерватории. [6, С. 339] В последующие годы после окончания консерватории Прокофьев задумал и создал следующие произведения: оперы "Игрок" и "Любовь ктрем апельсинам"; балеты "Ала и Лоллий" и "Сказка о шуте". На премьере "Скифской сюиты", созданной на материале балета "Ала и Лоллий", даже произошел неприятный инцидент, публика не восприняла его музыку, и зал наполовину опустел^ среди покинувших зрителей был известный русский композитор, директор Петербургской консерватории, А.К. Глазунов. [8, С.
114-124] Отрицательные отзывы на музыку Прокофьева и непонимания музыкального общества, привели к тому, что композитор покинул Россию и уехал за границу.
Второй период творчества С. С. Прокофьева (с 1918 по 1933 гг.) можно условно назвать ме-лодийным. Поиски стиля осложнялись воздействием зарубежного модернизма и импрессионизма. Композитор уменьшил долю мрачных, резко звучащих мелодий в своих сочинениях, и музыкальный мир услышал мелодийность в новых произведениях Прокофьева: балетах "Стальной скок" и "Блудный сын"; операх "Огненный ангел" и "Обручение в монастыре". [5, С. 459]
Свыше 30 лет концертная эстрада служила композитору трибуной, с которой он неуклонно и последовательно вводил в жизнь собственные сочинения. Его пианистическая деятельность была той необходимой творческой лабораторией, где окончательно проверялись и отшлифовывались созданные произведения, обретался стиль Прокофьева как русского композитора в прогрессивной направленности художественно-эстетических принципов в глубоко национальном духе. Приверженность С.С. Прокофьева к высоким традициям русской национальной культуры выразилась в целенаправленной борьбе за реалистическую интерпретацию новаторского содержания собственной музыки, основанную на глубоком постижении творческих идей произведения, на утверждении права целостного, оптимистического эмоционализма - "не ради чувственного пересказа переживаний, а для раскрытия противоречий душевной жизни как одной из форм проявления энергии". [1,С. 297]. В творчестве Прокофьева национальный характер стал проявляться как в его собственных произведениях, так и при исполнении им сочинений других русских композиторов. В этот период творчества композитор раскрыл национальную песенность и мелодийность, которая зазвучала с полной силой в балете "Ромео и Джульетта". Прокофьева назвали лучшим мелодистом мира XX века. Его музыка всегда привлекала внимание слушателей своей необычностью мелодий. Своеобразие мелодического дара, умение сочинить мелодию выразительную и красивую - одно из лучших качеств таланта композитора. По свидетельству Р. М. Глиэра, С. С. Прокофьев уже в детстве "обладал замечательной способностью создавать образные, характерные мелодии, стремился к необычности". [9, С. 193]
Национальное у Прокофьева - это сложный сплав старого с новым, крестьянского с городским, русско-классических профессиональных традиций с современными жанрами. Чем больше Прокофьев стремился к песенности, к национально-реалистическим чертам в музыке, тем больше ощущал недосягаемость этого на Западе, нужна была другая обстановка, нужна была Россия.
С возвращением на родину в 1933 году наступил зрелый, национальный период творчества композитора. Прокофьев занялся более углубленным изучением русского фольклора. Он стал неоднократно обращаться к народным напевам, и обработанные им народные песни вошли в оперу "Повесть о настоящем человеке" и балет "Каменный цветок". Эволюция национального характера в творчестве Прокофьева раскрылась уже в патриотическом ключе в следующих произведениях: кантата "Александр Невский"; Пятая и Шестая симфонии; музыка к фильму "Иван Грозный". Прокофьев отказался от принципов преувеличений, какие были в его произведениях первого периода, например в "Сказке о шуте", и пришел к реалистическому пониманию приемов и выражений национального характера которые реализовались в его подлинной национальной эпопее - опере "Война и мир". Музыка С.С. Прокофьева неразрывно связана с народными русскими традициями. Именно эти традиции служили композитору прочной базой для новаторства, для создания современной рус-
ской музыки. Опираясь на них, он вырабатывал лаконичный, выразительный, самобытный и "простой язык" своих зрелых сочинений. Выявилась прокофьевская "русская национальная интонация" - так определил это свойство Д. Шостакович. [9, С. 235]
Эволюционный творческий путь С. С. Прокофьева - это две неразделимые стороны музыкального процесса, два подхода - народный и реалистический. В своеобразно преломленном виде они составили одну глубокую основу - национальную, которая прослеживается во всех жанрах его музыки, сказывается в идейной направленности и формах развития, во всех компонентах музыкального языка.
Литература:
1. Асафьев Б. В. Русская музыка от начала XIX столетия. - М.: Ленинград, 1930.
2. Боганова Т. В. Национально-русские традиции в музыке С. С. Прокофьева. - М.: Музыка, 1961.
3. Евсеева Т. И. Творчество С. С. Прокофьева-пианиста. - М.: Музыка, 1991.
4. Морозов С.А. Прокофьев. - М. : Молодая гвардия; ЖЗЛ,1967.
5. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1978. - Т. 4. -С. 450-464.
6. Прокофьев С. С. Автобиография. - М. : Советский композитор, 1982.
7. Прокофьев С. С. Материалы, документы, воспоминания. - М.,195б.
8. Русская и советская музыка / сост. В.М. Блок, К.П. Португалов. - М.: Просвещение, 1977.
9. Шостакович Д. Д. Сергей Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. - М., 1956.