УДК 33 БайрамовБ.О., МыратбердиевИ.Б., ОразноватоваШ.А.
Байрамов Б.О.
преподаватель
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Мыратбердиев И.Б.
студент
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Оразноватова Ш.А.
студентка
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
ЭВОЛЮЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ: ОТ ИНСТРУМЕНТОВ ДО КОНКУРЕНТНОГО УСПЕХА
Аннотация: статья рассматривает фундаментальные аспекты маркетинговой стратегии как важного документа для успешного продвижения товаров и услуг компании. Обсуждаются различные каналы продвижения, инструменты стратегии, такие как ценообразование и позиционирование бренда, а также базовые стратегии, предложенные Майклом Портером. Статья также подчеркивает важность выбора конкурентных стратегий, зависящих от ситуации на рынке и внутри компании.
Ключевые слова: маркетинговая стратегия, каналы продвижения, ценообразование, позиционирование бренда, конкурентные стратегии, Майкл Портер, лидерство по издержкам, дифференциация, фокусирование, расширение, удержание, сбор урожая, деинвестирование.
Маркетинговая стратегия — это главный документ, на основе которого компании планируют продвижение и продажи товаров и услуг.
Без маркетинговой стратегии на тестирование не связанных между собой гипотез для разных каналов продвижения уйдёт много ресурсов. Будет трудно найти причины текущих показателей, масштабировать хорошие результаты, а плохие — не повторять.
Суть маркетинговой стратегии в том, что она систематизирует и помогает оценить ресурсы компании, чтобы перераспределить их на более эффективные каналы. Каналами продвижения могут быть наружная реклама, партнёрства с блогерами, реклама в социальных сетях, на радио, телевидении, в поисковых сетях.
Инструменты маркетинговой стратегии нужны компании, чтобы достигать целей: увеличить долю на рынке, занять нишу или выполнить план выручки. Такими инструментами могут быть ценообразование, коммуникация с целевой аудиторией и позиционирование бренда. Более крупные разделы маркетинга тоже можно считать инструментами, например SEO, контент-маркетинг, email-маркетинг, SMM.
Базовые стратегии, которые предложил Майкл Портер, основаны на позиционировании компании:
Лидерство по издержкам.
Компания оптимизирует процессы и сокращает расходы. Это позволяет снизить цену продукта и, таким образом, привлечь большую аудиторию. Стратегии придерживается, например, Х5 Retail Group — компания, которая управляет продуктовыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и т. д.
Дифференциация.
Компания предлагает товары или услуги, которые отличаются от аналогичных у конкурентов, и делает акцент на этом отличии. Это может быть дифференциация по продукту, сопутствующему сервису или имиджу. Пример стратегии — «Тинькофф Банк», который первым предложил клиентам полностью дистанционное обслуживание.
Фокусирование.
Компания смещает фокус с продукта на конкретный сегмент рынка. Например, магазины виниловых пластинок или товаров для дошкольников.
Можно разработать смежную рекламную стратегию из двух позиционирований. Например, IKEA следует стратегиям дифференциации и лидерства по издержкам. Покупателям предложили мебель, которую они могут собрать самостоятельно, а благодаря оптимизации производственных процессов компания снизила цены на свои товары.
Совмещение сразу трёх стратегий развития компании может привести к банкротству. Развитие продукта, у которого есть отличительная особенность, требует вложений. Если при этом снижать цену и держать фокус на узкоспециализированной нише, где изначально небольшая целевая аудитория, — вложения могут не окупиться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Porter, M. E. (1985). Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. Free Press;
2. Kotler, P., Kartajaya, H., & Setiawan, I. (2010). Marketing 3.0: From Products to Customers to the Human Spirit. John Wiley & Sons;
3. Armstrong, G., & Cunningham, M. H. (2012). Principles of Marketing. Pearson;
4. Hitt, M. A., Ireland, R. D., & Hoskisson, R. E. (2012). Strategic Management Concepts and Cases: Competitiveness and Globalization. Cengage Learning.
Bayramov B.O., MyratberdievI.B., Oraznovatova Sh.A.
Bayramov B.O.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
Myratberdiev I.B.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
Oraznovatova Sh.A.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
EVOLUTION OF MARKETING STRATEGIES: FROM TOOLS TO COMPETITIVE SUCCESS
Abstract: article examines the fundamental aspects of a marketing strategy as an important document for the successful promotion of a company's goods and services. Various promotion channels, strategy tools such as pricing and brand positioning, as well as basic strategies proposed by Michael Porter are discussed. The article also emphasizes the importance of choosing competitive strategies that depend on the market situation and within the company.
Keywords: marketing strategy, promotion channels, pricing, brand positioning, competitive strategies, Michael Porter, cost leadership, differentiation, focus, expansion, retention, harvesting, deinvestment.