Научная статья на тему 'Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)'

Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1132
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принцип конфессионализма / «Катаиб» / Национально-политические силы Ливана / Палестинское движе-ние сопротивления / операция «Литани» / «план Рейгана» / confessionalism / “Kataib” / National Political Forces of Lebanon / Palestinian Resistance Movement / operation “Litany” / Regan plan

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булва Валерия Игоревна

Исследованы причины дестабилизации обстановки внутри Ливана с середины 1970-х гг. и трансформации внутриполитического конфликта в региональный. События в Ливане 1975—1982 гг. подтверждают тезис об особой природе конфликтов на Ближнем Во-стоке: сочетание конфликта внутри отдельной страны, региональных противоречий и глобального противостояния СССР и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lebanese Conflict Evolution and New Balance of Power in the Middle East (1975—1982)

Arab-Israeli conflict is the oldest since the end of WWII; it most significant affects world alignment of forces up to the present day. So studying Middle East allows to identify major disputable issues of political and territorial character of all the belligerents engaged in the Lebanese conflict (1975—1982) as well as establish the link between this war and global confrontation (USSR vs USA). Above that analy-sis of this problem concerned let me find out how the approaches of the leading political actors of the Arab-Israeli conflict had evolved. The subject matter of my research is events that took place in Lebanon from 1976 to 1981. So subject of this paper includes atti-tudes and interests, actions and other measures of political actors in Lebanon during the conflict (1975—1981). In carrying out this research I based on correlational approach, chronosequence, analysis and synthesis, pragmatic validity. Lebanese crisis events could be divided in two steps: an internal conflict in Lebanon and the intervention of foreign countries. At each stage, every attempt to reach an agreement and/or control over the situation led to an increase in violence on the part of the all conflict actors. The world powers’ non-interference remained at the diplomatic level, however each of them increased the economic and military assistance to the conflicting parties. My analysis allows me to conclude that the Lebanese conflict was complex and reflected particularities of the Middle East policy. Namely, it integrated three main characteristics: an internal struggle waged by various religious formations and forces of Lebanon, a re-gional Arab-Israeli conflict and a global standoff typical of the Cold War between USA and USSR. This conflict perfectly proved the fact that any dispute in the Middle East could not be resolved unless the Palestinian issue was settled. Moreover, any vulnerable state in this region (Lebanon is a clear example of that) will invariably face the threat of being affected by terrorist organizations. A comprehensive settlement of the Middle-East Conflict ant not just a temporary military victory could have brought peace to Lebanon. However, this goal had not been achieved and thus, in 1982 Lebanon conflict embarked upon the path of a new bloodshed against its will.

Текст научной работы на тему «Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 17. Вып. 1 • 2019 STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 STUDIA STUDIOSORUM: ACHIEVEMENTS OF YOUNG RESEARCHERS

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Band 17., Ausgb. 1. STUDIA STUDIOSORUM: FORTSCHRITTE DER NACHWUCHSFORSCHER

Успехи в науках об обществе

Achievements in Social Sciences / Fortschritte in den Sozialwissenschaften

УДК 327

DOI: 10.24411/2227-9490-2019-11043

Булва В.И.

Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил

на Ближнем Востоке (1975—1982)

Булва Валерия Игоревна, студентка 3 курса факультета международных отношений МГИМО МИД России, Москва

ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-6349-0148

E-mail: valeria-i-bulva@j-spacetime.com; valeriyabulva@gmail.com

Исследованы причины дестабилизации обстановки внутри Ливана с середины 1970-х гг. и трансформации внутриполитического конфликта в региональный. События в Ливане 1975—1982 гг. подтверждают тезис об особой природе конфликтов на Ближнем Востоке: сочетание конфликта внутри отдельной страны, региональных противоречий и глобального противостояния СССР и США.

Ключевые слова: принцип конфессионализма; «Катаиб»; Национально-политические силы Ливана; Палестинское движение сопротивления; операция «Литани»; «план Рейгана».

Введение

Ливанский конфликт — «гражданская война в Ливане 1975—1990 гг., вооруженные столкновения между мусульманской и христианской общинами Ливана, а также внутри этих общин, осложненные вмешательством Сирии и израильским вторжением 1982 года» [Гражданская война... б/даты размещения]. Конфликт привел к модификации внутриполитической обстановки и способствовал изменению соотношения различных сил — акторов ближневосточного региона. Помимо эскалации арабо-израильского конфликта во время событий в Ливане обострились противоречия между арабскими государствами региона ввиду различного видения ими перспектив развития арабского мира. Кроме того, в Ливанском конфликте отразилась биполярное противостояние СССР и США — государств, выступающих с различных позиций относительно действий на Ближнем Востоке. При этом в обеих странах изменились подходы в отношениях с конкретными государствами региона: усложняется система отношений США и Израиля (США готов на его поддержку, пока это отвечает американским национальным интересам), неоднозначно сложились отношения СССР и Египта после прихода к власти А. Садата, и, наоборот, укрепились отношения СССР и Сирии (Договор о дружбе и сотрудничестве 1980).

Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин (слева) и президент США Джимми Картер (справа) во время обеда в Белом Доме 7 марта 1977 г. Фото ©АР с сайта https://www.politico.com/story/2017/03/president-carter-meets-with-israeli-prime-minister-yitzhak-rabin-march-7-

1977-235700

Слева направо: Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, президент Египта Мухаммад Анвар ас-Садат и Председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин во время визита А. Садата в Москву в 1971 г.

Фото ©Getty Images

Л.И. Брежнев и президент Сирии Хафез аль-Асад после подписания Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирией. Фото © РИА Новости 1980 г. с сайта https://ria.ru/20150930/1293215601.html

Для того, чтобы понять суть и значение многоуровневого конфликта на территории Ливана в 1980-х гг. (острая фаза которого связана с вторжением Израиля в Ливан в 1982 г.), необходимо проанализировать его истоки, которые представляют ком-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

плекс внутриполитических, внутрирегиональных и глобальных противоречий. Это позволило бы выявить основные споры территориального и политического характера стран-участников процессов, затрагивающих ближневосточный регион и определить, как эволюционировали позиции сторон арабо-израильского противостояния с середины 1970-х к 1982 г., и какую роль в этих изменениях сыграли события, произошедшие в это время в Ливане. Таким образом, предмет данного исследования составляют концептуальные подходы, позиции и интересы, а также деятельность политических сил Ливана в период обострения конфликта, различных акторов-представителей ближневосточного региона, СССР и США.

Хронологические рамки исследования — 1975—1982 гг., т.е. с момента возникновения кризиса на территории Ливана до начала его острой фазы. Появление кризисных явлений в Ливане в середине 1970-х обусловлено как внутренними факторами (конфессиональные противоречия между христианами и мусульманами), так и внешними явлениями (ввод сирийских войск, палестинский фактор, израильская интервенция в Ливан). При этом исследование выходит за рамки прямого военного конфликта, поскольку необходимо понять что послужило толчком к вооруженным действиям в Ливане и как изменилась обстановка в стране по завершении острой фазы конфликта. Обострение арабо-израильских противоречий приходится на конец 1960-х — середину 1970-х гг., когда по окончании войны Судного дня (1973 г.) и принятия резолюции СБ ООН № 338 от 22 октября 1973 г. (подтверждала необходимость соблюдения резолюции СБ ООН № 242 от 22 ноября 1967 г.) обозначилась проблема образования независимого Палестинского государства. После подписания Израилем и Египтом при посредничестве США Кэмп-Дэвидских соглашений в 1978 г. и заключения мирного договора в 1979 г. на повестку дня опять поставлена палестинская проблема: за палестинцами призналось право образования независимого государства. Нерешенным остался главный вопрос: на какой территории будет образовано государство? На фоне этих событий Ливан, на территории которого располагалось огромное количество палестинских беженцев, стал ареной их борьбы за «возвращение своих территории» [Chomsky 1999, p. 337].

Как изменилась ситуация на территории Ливана с середины 1970-х гг. к 1982? Почему не удалось предотвратить перерастание конфликта в острую фазу? Проанализируем эволюцию кризиса, чтобы дать ответы на поставленные вопросы.

1. Внутриполитические аспекты возникновения ливанского кризиса (1975—1981 гг.)

1.1. Расстановка внутриполитических сил в Ливане в 1975—1981 гг.

Конфликт в Ливане, достигший острой фазы в 1982 г., начал развиваться на рубеже 1960—70-х гг. в силу объективных причины: рост межконфессиональной напряженности и противоречия между различными политическими силами.

Ливан — это многоконфессиональное государство, на территории которого проживали христиане-марониты, католики, православные, мусульмане и друзы. В основе государственного устройства Ливана лежит принцип конфессионализма (религиозно-общинный принцип). По религиозному принципу распределялись ключевые государственные посты: должность президента занимал католик-маронит, премьер-министра — мусульманин-суннит, председателя парламента — шиит, заместитель председателя — православный; ряд должностей занимали друзы, протестанты, униаты и армяне (православные) [Демченко 1989, с. 59]. Депутатские места распределялись между христианами (марониты, православные, католики, протестанты, последователи армяно-григорианской и униатской церквей) и мусульманами (сунниты, шииты, друзы) в соотношении 6:5. При этом каждая из 16 религиозных общин Ливана имела фиксированное членство в парламенте [Савичева 2008, с. 30].

Члены кабинета министров Ливана в 1970 г. Фото с сайта https://moulahazat.com/2015/04/01/the-war-files-part-i-the-chaos-before-the-war-1973-1974/

В целом лидирующие позиции в политической, финансово-экономической сфере, в сфере безопасности закреплялись за маронитами. К 1970-м гг. в стране сложилась ситуация, при которой на высшие государственные посты назначали представителей маронитов (президент, главнокомандующий вооруженными силами, председатель центрального банка). Это не могло удовлетворить мусульман, проживающих в Ливане и составляющих большинство. Обстановка ухудшилась после того, как шииты Ливана начали поддерживать действия ООП; христиане-марониты опасались, что это приведет к упразднению конфессионального принципа государственного устройства Ливана и закрепит основные высшие государственные посты за представителями мусульманского большинства.

Второй фактор, приведший Ливан к кризису, — отсутствие единства среди различных политических сил страны. Нарастали противоречия между партиями Ливана, построенными на клановой основе (кланы Жмайеля, Франжье и Шамуна) и имевшими свои вооруженные формирования.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

Ведущие правохристианские лидеры Ливана: слева — Пьер Жемайель (1905—1984), глава клана Жемайель, основатель и бессменный лидер правохристианской партии «Катаиб» (фото 1971 г. на праздновании годовщины основания партии); справа — Камиль Нимр Шамун (1900—1987), 2-й президент Ливана (1952—1958), министр

иностранных дел (1976)

Представители клана Франжье : слева — Сулейман Кабалан Франжье (1910—1992), 5-й президент Ливана (1970—1976), христианский полевой командир, глава клана; справа — его сын Антуан Сулейман (Тони) Франжье (1939—1978), один из лидеров консервативного движения Марада

Правохристианские силы были представлены партией «Катаиб» под руководством П. Жмайеля, в составе которой действовало военизированные формирование «Ливанские фаланги» (политическое движение и молодежное образование маронитов), милицейские формирования клана Франжье и созданные Национально-либеральной партией под руководством К.Н. Шамуна отряды «тигры». Эти силы в 1976 г. объединились в Ливанский фронт, который располагал своими вооруженными силами (Ливанские силы) [Примаков 2016, с. 96].

Военизированные формирование «Ливанские фа- Ливанская монахиня с «тиграми» Наци- Солдаты «Марады» — милицейского формирования ланги». Фото с сайта http://www.keywordbasket.com ональной либеральной партии в 1975 г. клана Франжье. Фото с сайта https://forum.nation /bGViYW5lc2UgY2hyaXN0aWFuICBtaWxpdGlh/ Фото с сайта https://twitter.com/iammar states.net/viewtopic.php?f=5&t=290451

kobabic/status/1091827110614831106

Друзские отряды Прогрессивно-социалистической партии (ПСП) во главе с Камалем Джумблатом, отряды шиитской Партии обездоленных (с 1978 г. — партия Амаль), боевики Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ), военное образование Коммунистической партии Ливана представляли мусульманские и левые силы, сформировавшие блок Национально-политических сил (НПС) во главе с Камалем Джумблатом. Отряды Палестинского движения сопротивления (ПДС) выступали на стороне НПС, что противоречило Каирскому соглашению 1969 г. между ливанским правительством и ООП, по которому палестинцы получали право автономного управления лагерями беженцев в Ливане, но обязывались воздерживаться от вмешательства во внутренние дела Ливана [Cobban 1984, р. 47]. В ответ на это соглашение были созданы военные лагеря для ополченцев правохристианских сил для помощи ливанской армии при столкновении с палестинцами.

Камаль Джумблат (1917—1977), осно- Бойцы друзского формирования ПСП (слева) и военного образования Коммунистической партии Ливана

ватель входящей в Социнтерн ПСП, (справа). Фото с сайтов https://milinme.wordpress.com/2013/04/21/lebanese-civil-war-1975-1990-vehicles-

один из наиболее авторитетных свет- 2-the-psp-vehicles/ и https://lvarchive.wordpress.com/tag/lebanese-civil-war/ ских лидеров друзской общины Ливана

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

В августе 1975 г. НПС предложила программу «За демократическую реформу политического режима», предполагающую проведение радикальных реформ, демократическое изменение Конституции, упразднение системы конфессионализма, нормализацию отношений Ливана и Палестины, разрешение социально-экономических проблем, противодействие продвижению иностранного капитала и иностранного вмешательства во внутренние дела Ливана. Очевидно, что христианское руководство такая программа не устраивала. Против радикального реформирования государственного устройства выступили традиционные мусульманские лидеры. Конфликт стал неизбежным.

С середины 1970-х гг., в особенности после «иранской революции», активизируется деятельность шиитов на территории Ливана, действовавших, в основном, на базе организаций «Амаль» (поддержала НПС-ПДС) и позже более радикальной «Хез-боллах» (хотела создать в Ливане исламскую республику наподобие Ирана). По большей части спонсируемые из Ирана эти организации совершали вооруженные акции против Израиля на юге Ливана.

Поводом к началу гражданской войны 1975 г. стал обстрел фалангистами автобуса с палестинцами в ответ на убийство телохранителей лидера партии «Катаиб» Пьера Жмайеля [Демченко 1989, с. 64—65]. Военная инициатива во время гражданской войны переходила из рук в руки, при этом ни одной из сторон не удавалось достичь определенного преимущества. Впервые инициатива по прекращению конфликта поступила от президента Ливана Франжье (представитель правохристианского лагеря), который 14 февраля 1976 опубликовал конституционный документ. Однако предложение установить паритет между христианскими и мусульманскими представителями в парламенте было отвергнуто.

С января 1976 г., после ввода в Ливан вооруженных формирований палестинской организации «Ас-Саика» и Армии освобождения Палестины положение христианской партии ухудшилось, а позиции ПДС и НПС укрепились ^аИЫ 1976, р.155]. Конфликт перешел в острую фазу.

Основу сил Ливанского фронта составили «Ливанские фаланги» (вооруженные ополчения партий христиан). Ранее П. Жмайель призывал к сохранению конфессионального принципа государственного устройства в Ливане, заявляя:

«Мы не арабы, скорей, потомки финикийцев и крестоносцев, но эта наша земля и нам здесь жить» [Демченко 1989, с. 61].

Он исключал возможность создания палестинского государства в Ливане, выступал против палестинского присутствия в стране и за тесное сотрудничество с Западом. В середине 1970-х гг. «Катаиб» выразила готовность принять Каирское соглашение 1969 г., но при условии выполнения его положений палестинцами.

После прихода к власти И. Саркиса и перехода военно-стратегической инициативы на сторону правохритсианских сил обстановка начала меняться. После зверского убийства боевиками-фалангистами сына С. Франжье Тони обострились противоречия в правохристианском лагере между кланом Франжье и фалангистами, начались артобстрелы районов с мирным христианским населением.

Ильяс Саркис (1924—1985), 6-й президент Ливана (1976—1982). Фото ©Getty Image

И. Саркис с маронитским патриархом. Фото с сайта https://www.lorientlejour.com/article /1144905/elias-sarkis-lhomme-qui-a-donne-du-fil-a-retordre-aux-syriens-.html

И. Саркис (в центре) председательствует на первом заседании Комитета спасения в 1982 г. Фото с сайта https://www.thenat¡onal.ae/op¡n¡on/lebanon-mourns-the-loss-of-a-man-of-great-¡ntegr¡ty-1.193108

Положение усугублялось тем, что И. Саркис не контролировал ситуацию в стране, о чем он сам заявил в беседе с Е.М. Примаковым 3 августа 1978 г.:

«Дело перешло в вооруженные стычки, которые продолжаются с февраля. Я положение не контролирую» [Примаков 2016, с. 103].

И. Саркис отметил, что при вступлении в должность президента он руководствовался решениями совещаний в Эр-Рияде и Каире, согласно которым евреи и палестинцы должны быть разоружены.

В 1981 г. И. Саркис заявил, что единственное решение — создание палестинского государства и вывод из Ливана палестинских вооруженных отрядов [Benny Morris 1999. P. 492].

1.2. Палестинская проблема

На развитие ситуации в Ливане все большее влияние оказывал палестинский фактор: борьба палестинцев «за право на жизнь в качестве единой национальной общности на своей собственной национальной территории и в тех политических формах, какие он мог бы избрать путем свободного волеизъявления» [Дмитриев, Ладейкин 1974, с. 55]. Как фиксировалось в Палестинской Национальной Хартии 1968 г., палестинское сообщество «имеет материальную, духовную и историческую связь с Палестиной, является неоспоримым фактом» [Колобов и др. 1991, с. 90]. Изначально это была борьба не политических и военных

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

организаций, а отдельных личностей, поддерживаемых арабскими странами. После формирования общности палестинских арабов, в чем немалую роль сыграл Ясир Арафат, противостояние палестинцев и Израиля приобретает новый размах. По словам Я. Арафата, ненависть к Израилю «не перерастает в ненависть к евреям» [Примаков 2016, с. 118]. Он не отвергал идею одного из деятелей ПДС Набиля Шаата о создании палестинского государства на демократической основе, жителями которого становились бы мусульмане, евреи и христиане, имеющие равные права.

Ясир Арафат (1929—2004), лидер движения ФАТХ и председа- Я. Арафат среди бойцов палестинских вооруженных со-

тель исполкома Организации освобождения Палестины (ООП) (с единений в Ливане. Фото 1982 г. с сайта http:// politics-

1969). Фото 1970 г. ©AFP/Getty Images (на церемонии, посвя- history.mozello.com/page/params/group/122084/ щенной окончанию программы военной подготовки в Дамаске)

К 1970-м Арафат окончательно убедился, что «палестинское дело» могут разрешить только сами палестинцы, чье право на «равноправие и самоопределение» подтвердила резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 6 декабря 1971 г. [Резолюция ООН А/ЯЕБ/2792(ХХУ1) от 6 декабря 1971]. Основная ставка была сделана на вооруженную борьбу с опорой на созданный в 1958 г. и возглавляемый им с 1969 г. ФАТХ (Движение за национальное освобождения Палестины). ФАТХ использовал тактику вылазок на территорию Израиля, которые участились после переноса в Дамаск в 1961 г. его штаб-квартиры (передислокация обусловлена выгодным географическим положением Дамаска: близость к израильской границе). Движущими силами борьбы палестинцев стали созданная в мае 1964 г. на Палестинском конгрессе в отеле «Амбассадор» в Восточном Иерусалиме ООП и подконтрольная ей «Армия освобождения Палестины» [Дмитриев, Ладейкин 1974, с. 61]. В составе ООП были сформированы леворадикальные организации, чья идеология базировалась на принципах марксизма: Народный фронт освобождения Палестины (НФОП, 1967), сосредоточивший основное внимание на военных вопросах, и отделившаяся в 1969 г. организация Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП) во главе с Наифом Хаватме, уделявшая большее внимание идеологическому аспекту [Дмитриев, Ладейкин 1974, с. 62]. Деятельность палестинских общественно-политических организаций и военизированных формирований в Ливане регламентировалась в Мелькартских соглашениях 1973 г. [Вольнов 1982].

Плацдарм для своих действий против Израиля ПДС выбрало Иорданию, против чего выступал король Иордании Хусейн ибн Талал, по инициативе которого были введены запреты на ношение оружия в Аммане и на создание складов боеприпасов в населенных пунктах [Примаков 2016, с. 122]. Израиль поддержал короля Хусейна (между странами проходили переговоры по вопросу статуса Западного берега), а Сирия выступила на стороне палестинцев. Правительство Иордании связывало урегулирование палестинской проблемы с возможностью создания палестинской автономии на Западном берегу в составе Иорданского государства. Однако палестинцев не устраивал такой ход развития событий, они рассчитывали превратить иордано-палестинскую арену в оплот палестинской революции. Борьба палестинцев осложнялась и тем, что ООП отказывалась признавать резолюции № 242 и 338 [Ьадиеиг 1976, рр. 365—366], ссылаясь на то, что в резолюциях «палестинская проблема» трактуется как проблема беженцев и нет никаких указаний на возможность образования независимого палестинского государства.

Слева — парад военных ФАТХ; справа — палестинские военные у входа в Амман. Фото 1970 г. с сайта https://b¡rd¡n fNght.com/world/black-septem ber-how-palest¡n¡an-terror¡sm-was-born.html

После событий «Черного сентября» в 1970 г. (начатого королем Хуссейном подавления палестинских боевых организаций, сопровождавшегося множеством жертв) палестинцы начали передислокацию в Ливан, а на ливано-израильской границе начали происходить столкновения палестинцев с израильтянами (обстрел палестинцами израильских населенных пунктов в Север-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

ной Галилее и вылазки Израиля с целью ликвидации ПДС). Для Ливана разрешение палестинской проблемы стало основным элементом восстановления внутриполитической стабильности.

Новые контуры палестинского вопроса обозначились после подписания между Израилем и Египтом Кэмп-Дэвидских соглашений в 1978 г. [Selected Documentation to U.S. 1990, pp. 49—52] и мирного договора в 1979 г., положения которых признавали за палестинцами право на свободный выбор формы управления (сами палестинцы толковали этот пункт как право на собственное независимое государство) и подчеркивали необходимость создания «сильной палестинской полиции» [Колобов и др. 1991, с. 118—122]. ФАТХ и ХАМАС использовали это положения для юридического обоснования легализации вооруженных отрядов.

В 1979 г. в роли посредника в проведении тайных переговоров палестинцев с Израилем выступил лидер ливанских христиан лидер Шамун. На встречи Шамуна и Абу Аяда Михата 3 сентября 1979 г. конфиденциально обсуждались условия организации переговоров между ООП и Израилем: Шамун указывал на необходимость вывода палестинских вооруженных отрядов с юга Ливана и сосредоточения невооруженных палестинцев в лагерях на юге [Примаков 2016, с. 127]. Однако израильское руководство не отошло от своей традиционной позиции. Как заявлял с момента основания израильского государства премьер-министр Бен Гурион, «самой большой свиньей, которую могли бы подложить нам арабы [не только палестинцы, но и все арабские государства — В.Б.], было бы заключение с ними мира» [Дмитриев, Ладейкин 1974, с. 48]. Часть руководства ООП согласилось на проведение конфиденциальных палестино-израильских переговоров. Однако два видных деятеля ФАХТА Абу Муса и Абу Салех выступили против Арафата (во многом при поддержке Сирии и Ливии), категорически отвергая возможность компромисса с Израилем.

Таким образом, разрешить палестинскую проблему к началу 1980-х не удалось. Происходит раскол в рядах палестинского руководства: Я. Арафат и часть деятелей ООП принимают возможность политического урегулирования, в то время как большинство видных деятелей ФАХТ считают возможным только силовой способ разрешения конфликта.

2. Ливанская проблема в контексте регионального противостояния государств Ближнего Востока в 1970—80-х гг.

Ливанская война с 1976 г. — не только внутригосударственный, но и региональный конфликт. Поскольку ливанские военные организации, партии и общины не могли добиться успеха, они вынуждены были прибегнуть к помощи государств ближневосточного региона (практика «клиентализма»).

2.1. Ввод Сирийских войск в Ливан в 1976 г.

До силового вмешательства в ливанский конфликт сирийцы предприняли усилия по урегулированию кризиса мирным путем. Однако НПС категорически отвергли предложенный компромисс, посчитав, что силовым путем они достигнут большего. После провала миссии примирения сирийское правительство сделало ставку на военное вмешательство. По просьбе ливанского президента Франжье в апреле 1976 г. на территорию Ливана были введены первые сирийские подразделения, а 1 июня началось широкомасштабное наступление. Вторжение Сирии изменило обстановку в пользу правохристиан. Лидер НПС Джумблат уверял:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«...если бы Сирия была хотя бы нейтральной, мы в течении трех месяцев были бы у власти» [Примаков 2016, с. 97].

Сирия поддержала правохристиан потому, что преимущество к 1976 г. было на стороне НПС и ПДС, а национальным интересам Сирии отвечало сохранение баланса сил в Ливане.

Сирия решилась на военное вмешательство в условиях раскола Ливана на этнорелигиозной почве и начала изгнания палестинцев и мусульман из христианских районов Бейрута, преследуя определенные цели: увеличение своей роли в Ливане и установление контроля над Палестинским движением сопротивления (сохранить контроль над действиями блока НПС-ПДС, в случае его прихода к власти, для Сирии было бы невозможно) [Ковальчук... 2017, с.2]. Необходимость военного вмешательства сирийское правительство мотивировало и тем, что важно было не допустить обращения маронитов за помощью к Израилю [Cobban 1985, р. 143]. Сирийские войска начали продвижение вглубь Ливана, поддержав маронитов, но какое-то время занимали ограниченную территорию страны [Calvocoressi 2009, р. 353]. Обострились противоречия между сирийским правительством и Арафатом, выступавшим за «арабизацию конфликта» и придерживающегося курса, независимого от сирийского правительства. На фоне этих событий президент Ливана И. Саркис обратился к правительству Сирии с просьбой использовать сирийские войска для восстановления порядка и участия в создании органов власти в Ливане. Об этой договоренности узнал К. Джумблат, который был категорически против вмешательства внешних сил во внутриливанский конфликт.

Сирийские войска входят в Ливан. Фото 1976 г. с сайтов http://www.syrianhistory.com/en/photos/1274, http://www.arabdemocracy.com/2008 /08/subtly-and-determinedly-syria-is-taking.html и http://www.apimages.com/metadata/Index/Associated-Press-International-News-Lebanon-PEA-

/d014e6b41be5da11af9f0014c2589dfb

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

Ситуация осложнялась тем, что расходились мнения в рядах сирийского руководства по поводу целесообразности размещения сирийских подразделений в Ливане. Президент Х. Асад был против расширения военного присутствия, за что выступал министр обороны Шехаби [Примаков 2016, с. 101]. Некоторые сирийские офицеры перешли на сторону палестинцев и НПС, а ряд командиров подразделений отказались от участия в военных действиях на территории Ливана. Чтобы поддержать антивоенные настроения сирийских солдат, НПС выступило с обращением к сирийскому солдату:

«Так стоит ли сегодня подавлять ливанский народ и палестинское сопротивление, чтобы поддерживать изоляционистов?» [Histoire des Forces Libanaises... 2012].

В 1977 г. нормализовались отношения между Сирией и палестинцами и между Сирией и НПС после признания лидирующей роли Сирии в урегулировании ливанского кризиса. Сирия начала вооружать отряды ПДС и НПС, находящиеся под ее контролем, для подготовки к нападению на Израиль с юга Ливана.

Военная инициатива перешла на сторону правохристиан после убийства боевиками-фалангистами сына С. Франжье Тони в феврале 1978 г. и последовавшего за ним ослабления мусульман-участников конфликта. После вмешательства в конфликт Израиля сирийское правительство начинает поддерживать шиитскую организацию «Амаль».

С 1980 г. растут разногласия между ливанскими политическими силами — союзниками Сирии ввиду отсутствия согласованного плана действий и тактики ведения борьбы. В декабре 1980 г. прошли столкновения между отрядами НПС «Мурабитун» и Сирийской социальной националистической партией. Ответом сирийских подразделений МСС стало проведение наступательных операций против Ливанских сил.

В 1981 г. Сирия выступает с инициативой создания широкого фронта с участием блока НПС-ПДС, сторонников бывшего ливанского президента С. Франжье и лидера «Национального блока» Раймона Эдде, представителей суннитской общины и организации «Амаль». В итоге, в противовес правой коалиции христианских партий была создана просирийская коалиция «Фронт национального спасения», в которую вошли сунниты-мусульмане (лидер — Рашид Караме), друзы (В. Джумблат) и умеренные христиане (С. Франжье).

Реймон Эдде (1913—2000), в 1958—1959 министр внутренних дел, социальных вопросов, труда, почты и телекоммуникаций. Фото 1976 г. ©Getty Image

Рашид Абдул Хамид Караме (или Карами, 1921—1987), премьер-министр Ливана (1955—1956, 1958—1960, 1961—1964, 1965—1966, 1966—1968, 1969—1970, 1975—1976, 1984—1987). Фото ок. 1975 г. ©Getty Image

Камаль Джумблат (слева), Реймон Эдде (в центре) и Рашид Караме (справа). Фото конца 1970-х гг. с сайта http://www.prestigemag.co/2015/01 /raymond-edde/

2.2. Позиция Израиля в ливанском кризисе середины 1970-х — 1982 гг.

В результате роста вылазок палестинцев на территорию Израиля с юга Ливана и обстрела со стороны моря израильских пунктов в Северной Галилее израильские власти отказались от принципов «пацифизма» (от компромисса с арабскими государствами по палестинской проблеме) [Дмитриев, Ладейкин 1974, с. 224—225]. Израильское руководство отрицало существование палестинского народа:

«Нет палестинского народа... Речь идет не о том, что мы пришли для того, чтобы выкинуть их за дверь и отнять у них их страну. Их не существует», — заявила премьер-министр Израиля Голда Меир в своем интервью газете Sunday Times в 1969 г. [Giles 1969].

Военное командование Израиля было сторонником жесткого подхода ведения боевых действий и полного уничтожения ПДС. Начальник Генерального штаба армии Израиля Мордехай Гур заявлял:

«Мы не должны проводить различия между гражданским населением и военными, должны целенаправленно атаковать гражданские объекты... гражданское население это заслуживает» [Fishman 1978].

В 1977 г. вооруженные формирования под руководством С. Хаддада, бывшего майора ливанской армии, установили контроль над ливано-израильской границей при поддержке Израиля, после чего С. Хаддад выдвинул инициативу по созданию на этой территории государства Свободный Ливан.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

Голда Меир (1898—1978), 5-й премьер-министр Израиля (1969—1974), 7-й министр внутренних дел, 2-й министр иностранных дел, 1-й министр труда и социального обеспечения Израиля

Мордехай Гур (1930—1995), начальник Генерального штаба армии Израиля (1974— 1978), министр здравоохранения Израиля (1984—1986)

Саад Хаддад (1936—1984), ливанский офицер и правохристианский политик, главный военно-политический союзник Израиля в ливанской гражданской войне. Фото справа — С. Хаад (справа на фотографии) и 7-й премьер-министр Израиля в 1977— 1983 гг. Менахем Бегин (1913—1992). Фото 1979 г. с сайта http://saidagate.com/Home/BlogDetails/8679

На первоначальном этапе реализация сирийской операции в Ливане не противоречила интересам Израиля: обе страны видели приоритетным борьбу с ПДС. Тель-Авив не осудил военную операцию Дамаска и, заверил, что Израиль не прибегнет к вмешательству в ливанский конфликт, если сирийская армия не будет продвигаться на юг от р. Литани [Chomsky 1999, р.330]. Позже, при посредничестве США, была достигнута сирийско-израильская договоренность о «красных линиях» (на юге продвижение сирийских войск не должно переходить границу р. Литани) [Ковальчук 2017, с.3].

До 1976 г. момента израильское правительство было против сотрудничества с христианами Ливана, утверждая, что всем арабам нельзя доверять, они все предатели, а «марониты — это арабы» [Morris 1999, р. 496].

«С 1976/77 гг. Израиль расширяет военную, финансовую и медицинскую помощь правохристианам, ведущим боевые действия на юге Ливана, в приграничной с Израилем зоне. Израиль помогает организовать оборону, проводимую Армией юга Ливана под руководством С. Хаддада» [Fishman 1978].

В Израиле (в Штабе сил обороны Израиля и Командно-штабном колледже) прошли подготовку военные кадры Армии Южного Ливана, в задачи которой входило патрулирование ливано-израильской границы. При этом Армия сохраняла поликонфессиональный состав: 70% — христиане, 20% — шииты и 10% — друзы [Morris 1999, р. 503].

С 1978 г. шиитские организации проводили новые вооруженные акции на юге Ливана, направленные против Израиля. 15 марта 1978 г. силы ЦАХАЛа начали операцию «Литани», в результате которой были вытеснены силы ООП до р. Литани, а территория юга Ливана, за исключением г. Тира, была оккупирована израильскими войсками. Это привело к укреплению позиций правохристиан и ухудшению положения мусульманских группировок. Израиль начал активно развивать связи с марони-тами. Дани Шамун объяснил расширение сотрудничества клана с Израилем следующими причинами: своевременная помощь Израиля; необходимость установления контроля над югом Ливана; потеря союзника в лице сирийского правительства [Примаков 2016, с. 103]. Израиль пообещал защитить христиан от действий сирийских войск, но отказался от полномасштабной войны. Осенью 1978 г. Бегин публично заявил о намерении предотвратить «геноцид ливанских христиан» [Morris 1999, р. 506].

После введения подкрепления израильских войск в районе Голанских высот и налетов израильской авиации на Бейрут Сирия согласилась на установление режима прекращения огня [Schiff et al. 1984, pр. 11—12].

Дани Шамун (1934—1999), Операция «Литани» 15 марта 1978 г. Израильские танки на Голанских высо- Налет израильской авиации на Бейрут. ливанский правохристиан- Фото с сайта https://bukvoed.livejournal.com тах. Фото 1979 г. с сайта https://aizen- Фото 1979 г. с сайта http://i-

ский политик, командир /362977. tt.livejournal.com /329173.html cias.com/e.o/leb_civ_war.htm

милиции «тигров». Фото ©Getty Image 1978 г.

Новым пиком сирийско-израильских противоречий в ливанском кризисе стал 1980 г.: в ответ на окружение сирийскими подразделениями МСС артиллерийского обстрела подконтрольного правохристианам г. Захле, израильская авиация начала

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

вторжение в воздушное пространство Ливана. Для защиты воздушного пространства над ливанской территорией сирийцы разместили ракетные части ПВО в долине Бекаа, которые вскоре сбили 3 израильских самолета. Эти события стали началом «ракетного кризиса» 1981 г.

Создание в 1981 г. по инициативе Сирии обширного фронта с участием различных политических сил вызвало беспокойство в руководстве Израиля, которое начало искать повод для полномасштабного вторжения в Ливан для противодействия росту сирийского военно-политического влияния и обеспечения собственной безопасности. В 1981 г., как отметил Шарон (в то время министр обороны), отношения между Израилем и фалангами перешли в стадию политического стратегического союза, на основе которого будет осуществляться координация будущих военных операций и взаимодействие по политическим вопросам. Однако у Израиля по-прежнему не было надежного союзника-лидера маронитов; возрастали угрозы ПДС и нассеровского Египта со стороны южного Ливана [Schiff et al. 1984, р.499].

Министр обороны Израиля (1981—1983) Ариэль Армия Южного Ливана.

Шарон (1928—2014) принимает парад. Фото с сайта Фото 1981 г. с сайта https://Ыog.i.ua/user/3070396/?fNter=Ыog&p=9&bпef=0 https://www.lemon dejuif.info/2014/01/ariel-sharon-les-grandes-dates-en-photos/

2.3. Эволюция отношений Ливана и стран Ближнего Востока

До начала 1970-х гг. в Ливане, который назвали «Швейцарией Ближнего Востока», сохранялась внутриполитическая стабильность [Са/уосогеББ/ 2009, р. 351]. Бейрут стал центром размещения иностранных банков, филиалов фирм и различных контор. Развивалась инфраструктура Бейрута, сфера развлечений и туризма, что приносило огромные доходы местной буржуазии, шейхам и эмирам мусульманских стран [Демченко 1989, с. 63]. Поэтому эти государства были заинтересованы в поддержании стабильности Ливана.

На изменение позиций мусульман по ливанскому вопросу и образование нового очага вооруженного конфликта на Ближнем Востоке на территории Ливана оказал влияние ряд факторов. В 1970-х произошли демографические изменения: рост численности суннитов и шиитов и миграция из Ливана маронитов (ливанская диаспора). Этот демографический перекос усугублялся и размещением в Ливане палестинцев.

В конце 1970-х гг. произошел раскол среди арабских стран Ближнего востока. Толчком этому послужило согласие Садата на проведение сепаратных переговоров с Израилем при посредничестве США и последующее подписание Кэмп-Дэвидских соглашений в 1978 г. и заключения мирного договора в 1979 г. Остальные арабские государства осудили действия Садата, отметив, что его националистический курс не отвечает интересам арабского мира, а проводится исключительно в рамках египетско-израильских отношений. Арабские страны считали, что уступки Садата свели на ноль все надежды на всеобъемлющее урегулирование ближневосточной проблемы. Резко были ослаблены позиции сирийцев и палестинцев.

Подписание Кэмп-Дэвидских соглашений. Слева: Анвар Садат, Джимми Картер и Менахем Бегин (слева направо) подписывают соглашения; справа — после подписания. Фото с сайтов https://unitedisrael.org/remembering-david-horowitz-33-breakthrough-at-camp-david/ и https://www.theatlantic.com/photo/2015/03/on-this-day-36-years-ago-the-signing-of-the-egyptisrael-peace-treaty/388781/

Разногласия между арабскими странами обострились после сирийского вторжения, против которого выступили Египет, Саудовская Аравия и Ирак, опасаясь, что оно может нарушить баланс сил в регионе. Эти страны начали поддерживать связи с

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

Я. Арафатом, который также выступал против сепаратного характера разрешения конфликта в Ливане. В октябре 1976 г. на уровне глав Саудовской Аравии, Египта, Сирии, Кувейта, Ливана и ООП в Эр-Рияде прошла конференция, которая постановила: восстановить положение в Ливане по состоянию на апрель 1975 г., восстановить соглашение между ливанским правительством и ООП, сформировать «Межарабские силы сдерживания» (МСС), на 85% состоявшие из сирийских подразделений (действие МСС — на всей территории Ливана до р. Литани, Южная часть неофициально признавалась зоной влияния Израиля : Армии Южного Ливана) [Kail 1999, р. 11].

В ноябре 1981 г. на Фесском 13-м межарабском саммите (Марокко) была разработана платформа, включавшая решения по палестинской проблеме [Электронная еврейская энциклопедия... б/даты размещения]. В основу программы легли идеи саудовского короля Фахда: выплата компенсации палестинским беженцам, отказавшимся от возвращения к родным местам для ограничения числа палестинцев, желающих вернуться на подконтрольные Израилю территории и создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме [Колобов и др. 1991, с. 124—125]. Гарантом исполнения программы должен был стать Совет Безопасности ООН. Однако арабские государства и, в первую очередь, президент Сирии Х. Асад категорически отвергли план, т.к. он предполагал «молчаливое признание Израиля» и оставлял в стороне вопрос о роли ООП в процессе нормализации арабо-израильских отношений [Государство Израиль... б/даты размещения]. План был одобрен только на следующем межарабском саммите в сентябре 1982 г., когда и был создан Комитет семи, ответственный за претворение в жизнь «фес-ской платформы». Однако это совещание проходило уже в другой обстановке, на фоне израильского вторжения в Ливан.

3. Позиции СССР и США в период возникновения Ливанского кризиса (1975—1982)

3.1. Позиция СССР по ливанскому вопросу и ее влияние на изменение расстановки сил на Ближнем Востоке 1975—1982

Советский союз был заинтересован в сохранении стабильной обстановки в Ливане. При этом советское руководство стремилось не допустить ослабления палестинского движения и Сирии (ключевой советский партнер в регионе). Исходя из этого, советское руководство заняло следующую позицию: предотвратить сирийско-израильское столкновение (особенно после ввода сирийских войск в Ливан) и не допустить вспышки широкомасштабной войны на Ближнем Востоке; не дать возможность ослабить положение ООП в регионе [Примаков 2016, с. 105].

Если по палестинскому вопросу к середине 1970-х СССР не отошел от своих позиций, то с сирийским партнером отношения Советского Союза были неоднозначными. СССР никак не отреагировал на ввод сирийских войск на территорию Ливана, который начался во время присутствия в Дамаске главы советского правительства А.Н. Косыгина [Ковальчук... 2017, с. 3]. Присутствие сирийских войск в Ливане ставило Советский Союз в двусмысленное положение. С одной стороны, сирийское руководство не посоветовалось со своим союзником СССР накануне военной акции, что давало повод считать Советский Союз ведомым участником советско-сирийского союза [Примаков 2016, с. 186—187].

Визит А.Н. Косыгина в Сирию в 1976 г. Кадр кинохроники с сайта https://www.net-film.us/film-7774 /?search=qBangabandhu%20Sheikh%20Mujibur%20Ra hman%20visit%20to%20Russia%20in%201972.

л V/ и и и и

С другой стороны, советское руководство не могло выступить с осуждением действий сирийских войск, поскольку в таком случае оно бы спровоцировало появление нового очага конфликта на Ближнем Востоке с участием Израиля. В этих условиях СССР мог только «поступить плохо и промолчать», что было равнозначно молчаливому одобрению акции [Гриневский 2000, с. 139—140]. Вскоре в газете «Правда» было прокомментировано отношение руководителей КПСС к действиям сирийских войск:

«Какими бы соображениями ни руководствовался Дамаск, вводя свои войска в Ливан, это его решение обернулось против палестинского движения, позволило первым нанести чувствительные удары по отрядам палестинцев и ливанским национально-патриотическим силам. Понятно, почему ливанские прогрессивные организации выдвигают требования о выводе из страны сирийских частей» [Ковальчук 2017, с. 5].

Советское правительство прекратило поставки оружия Сирии.

В 1978 г. СССР осудил действия Израиля на юге Ливана («операция Литани»), но при этом не оказал прямого сопротивления, поскольку не мог допустить перерастания регионального конфликта в глобальный (т.е. открытое столкновение с США). Фактически советское руководство заняло выжидательную позицию. В частности, 19 марта 1978 г. СССР воздержался от го-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

лосования в СБ ООН по резолюции № 425, которая предусматривала создание и ввод на территорию южного Ливана временных сил ООН (UNIFIL) с целью «восстановления мира и безопасности в южной части Ливана и оказания помощи правительству Ливана в обеспечении возвращения ему эффективной власти в южной части Ливана» [Резолюция СБ ООН S/RES/426 от 19 марта 1978]. Перед временными силами ООН была поставлена задача осуществления контроля над выводом израильских войск с территории Ливана [Федоров 1988, с. 217]. СССР не участвовал как в создании, так и в финансировании UNIFIL. Однако советское руководство не воспрепятствовало принятию соответствующих резолюций СБ ООН по действию этих войск на территории Ливана (в СБ СССР воздерживался от голосования, а не голосовал против). В целом, действия временных сил ООН были малоэффективными и не привели к кардинальным изменениям в соотношении сил участников ливанского конфликта [Cаlvocoressi 2009, р. 354].

Что касается позиции СССР по внутриполитическому ливанскому кризису, то на ее формирование повлияли как контакты хри-стианами-маронитами (с лидером маронитов Пьером Жмайелем), так и с мусульманскими левыми силами (с лидером Прогрессивно-социалистической партии и друзской общины Ливана К. Джумблатом в апреле 1976 г.). Е.М. Примаков 17 апреля 1976 г. провел встречу с П. Жмайелем, в ходе которой лидер маронитов заявил, что надеется на помощь СССР (который поддерживает союзнические отношения с Сирией) в разрешении внутригосударственного конфликта1.

1 В 1971 г. Е.М. Примакову, занимавшему тогда внеиерархическую должность заместителя директора ИМЭМО АН СССР и считавщемуся «представителем общественности», была поручена тайная миссия по налаживанию отношений с Израилем. После ввода сирийской армии в Ливан в начале 1976 г., когда СССР стало необходимо как можно быстрее определить свою позицию в ливанском конфликте, ближневосточная миссия Примакова была дополнена контактами с лидерами сторон конфликта с тем, чтобы по ее итогам Москва смогла включиться в процесс мирного урегулирования (см.: Евгений Максимович Примаков: судьба и эпоха [Электронный ресурс] // Примаковские чтения. Режим доступа: http://primakov.org/library/evgeniy-maksimovich-primakov-sud-ba-i-epoha/). (Прим. ред.).

18 апреля Примаков встретился с К. Джумблатом. В отличие от лидера маронитов, он был недоволен действиями Сирии. Советский Союз выступал в качестве посредника, направляя свои усилия на согласования позиций К. Джумблата и сирийского президента Х. Асада и снизить напряженность в отношениях между ПДС и Сирией. Кроме того, роль СССР заключалась в ослаблении мусульмано-христианских противоречий в Ливане. Однако практических результатов эти намерения не дали, а после убийства К. Джумблата в марте 1977 г. кризис в стране возобновился с новой силой.

Евгений Максимович Примаков (1929— 2015) с Ясиром Арафатом во время ближневосточной миссии. Фото ок. 1977 г. с сайта https://e-libra.ru/read/507636-konfidencial-no-blizhniy-vostok-na-scene-i-za-kulisami.html.

Во время обострения ливанского кризиса (1975—1980 гг.) СССР не поддерживал какую-либо внутриполитическую силу Ливана и не выступил с открытой поддержкой действий сирийских войск. Несколько скорректирована была советская позиция в 1980 г.: 1 мая 1981 г., в условиях начала «ракетного кризиса» от советского правительства поступило заявление о готовности оказать поддержку Сирии с целью урегулирования ливанского кризиса. Ранее союзнические отношения между Сирией и СССР были подкреплены Договором о дружбе и сотрудничестве, заключенным по инициативе Дамаска на 20 лет 8 октября 1980 г. Итогом стало активизация экономического и военно-технического сотрудничества, что позволило Сирии укрепить свои позиции в Ливане [Медведко 1985, с. 168].

Офицеры 231-го зенитно-ракетного полка (зрп) вместе с сирийскими коллегами. Фото с сайта https://oko-planet.su/history/historysng/292514-voyna-v-sirii-hafez-asad-

protiv-izrailya-pomosch-russkih.html

Военнослужащие 220-го зрп в колонне грузовиков на марше в Сирии. Фото с сайта https://ok.ru/group549745 76787478/^^/68464036817686

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

Советский Союз по-прежнему был не готов к открытой помощи сирийским войскам в Ливане. Это было обусловлено отсутствием у советского руководства заинтересованности в вовлечении в открытое региональное противостояние, поскольку такое противостояние грозило прямым столкновением с США, чьи интересы на данном направлении не совпадали с советскими.

3.2. США и их роль в событиях на территории Ливана 1975—1982 гг.

Целью ближневосточной политики США, как и СССР, было сохранение стабильности в регионе, в частности на территории Ливана. Однако в отличие от Советского Союза США стремились подорвать позиции палестинского движения и ослабить Сирию.

США повлияли на решение сирийского правительства ввести войска в Ливан: 16 октября 1975 г. во время беседы американского посла в Дамаске с Хафезом Асадом американская сторона заявила о своей поддержке планировавшейся военной акции Сирии при условии, что не будут введены в Ливан сирийские регулярные части [Примаков 2016, с. 98]. Несмотря на согласованность общей линии Дамаска и Вашингтона (о чем заявлял американский представитель Браун), на первом этапе проведения военной акции наметились разногласия между Сирией и США. Американское правительство выступало за ввод на территорию Ливана общеарабских сил (80% — сирийские войска). Эту инициативу поддержали Египет, Саудовская Аравия и Ирак, которые также рассчитывали на ослабление сирийских позиций в Ливане. Сирия намеревалась провести военную операцию самостоятельно, что позволило бы ее укрепить свое положение на территории Ливана и на Ближнем Востоке в целом.

С 1978 г., после ослабления позиций мусульман, США начали склоняться к поддержке правохристиан, в то время как Сирия укрепляла связи с палестинцами. Но это не приводит к эскалации открытого конфликта между двумя странами, т.к. основные усилия американское руководство сосредоточило на подготовке заключения египетско-израильского договора. Разрыв отношений с Сирией мог бы причинить вред переговорному процессу и привести к открытому столкновению Сирии и Израиля. Что касается сирийского руководства, то в США они видели гаранта недопущения превентивного удара со стороны Израиля. Руководитель ливанской «Баас», член общеарабского руководства ПАСВ (Партия арабского социалистического возрождения) Асем Кансо утверждал:

«Асад надеется, что США сдержат Израиль» [Примаков 2016, с. 102].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Израиль стремился ослабить позиции Сирии в Ливане (в т.ч. был готов нанести прямые удары по сирийским войскам), а США были не готовы к обострению отношений с сирийским правительством.

После прихода к власти Рейгана американская администрация уделяет все большее внимание ближневосточной политике. По утверждению Рейгана, Ливан «входит в сферу жизненных интересов» США, хотя по факту события в Ливане не влекли за собой экономические, политические и военные риски для США [Примаков 2016, с. 106]. Для США урегулирование ливанского кризиса позволяло продолжить серию сепаратных договоров (Израиля с Ливаном и Израиля с Иорданией), не допустить эскалацию полномасштабной сирийско-израильской войны. Администрация США взяла курс на укрепление сотрудничества с Израилем, причем не только на Ближнем Востоке, но и в районе Восточного Средиземноморья, что официально было закреплено в «Меморандуме о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества» от 30 ноября 1981 г. [Колобов и др. 1991, с. 125]. Увеличился объем американской помощи, в т.ч. военной, Израилю, что являлось своеобразной «платой» Израилю за подписание мирного договора с Египтом.

Госсекретарь США Генри Киссенджер (слева) и президент Президент США в 1981—1989 гг. Рональд Рейган (1911—2004) на встрече с президентом

Сирии Хафез Асад (справа) на встрече в Дамаске. Фото 1973—1977 гг. с сайта https://margaridasantoslopes.com /1991/11/13/the-lion-of-damascus-and-the-star-of-david/

Ливана в 1982—1988 гг., одним из лидеров партии Катаиб Амином Пьером Жмайелем (р. 1942) в 1983 г. (слева) и с премьер-министром Израиля Менахемом Бегином в 1981 г.

(справа) в Белом Доме. Фото с сайтов https://www.alamy.com/stock-photo/the-lebanon.html?sortby=4&page=9 и http://www.thejewishstar.com/stories/israel-and-white-

house-through-13-presidents,15947

На должность специального представителя президента на Ближнем Востоке был назначен Ф. Хабиб, дипломат в отставке ливанского происхождения. Ему было поручено найти решение, которое было бы приемлемое для всех участников конфликта и позволило бы урегулировать кризисную ситуацию в Ливане [Евтушенко 2009, с. 51]. Однако его деятельность не привела к желаемым результатам: израильское руководство утверждало, что оно «ни при каких обстоятельствах не будет вести переговоры с арабскими террористическими организациями, провозглашающими своей целью уничтожение еврейского государства и его населения» [Евтушенко 2009, с. 50].

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

Филип Хабиб (1920-1992)

Филип Хабиб с Менахемом Бегином (слева) и Рональдом Рейганом (справа). Фото 1981 г. с сайта https://www.ebay.ie/sch/sis.html?_itemId=350909616958&_nkw=BS+PHOTO+baj+717+Philip+Habib+Speci

al+Envoy&_mPrRngCbx=1

США отказались поддерживать инициативу израильского руководства начать военное вмешательство на юг Ливана. В случае успешной операции Израиля против ООП на юге Ливана палестинцы бы бежали на территорию соседней Иордании, а США были против разрешения палестинского вопроса в ущерб интересам Иордании.

Американское правительство отказалось поддерживать какую-либо сторону внутриполитического конфликта, поскольку считали, что победа как правохристиан, так и мусульман приведет к росту антиамериканских настроениях в консервативных странах Персидского залива.

В начале 1980-х США рассматривали ливанский кризис в контексте глобального противостояния с СССР. Закончился период разрядки, советские войска были введены в Афганистан. Демонстрация силы Соединенными Штатами в Ливане служила доказательством того, что США сохраняют мощный военный потенциал и рычаги политического влияния на Ближнем Востоке

[Chomsky 1999, р. 375].

США искали возможность мирного разрешения противоречий в Ливане; был разработан «план Рейгана». Согласно плану американской администрации, палестинцам предоставлялось самоуправление на Западном берегу и в секторе Газа, предполагалось существование определенных форм ассоциации палестинцев с Иорданией (отказ от создания независимого палестинского государства), прекращалось создание израильских поселений на данных территориях [Колобов и др. 1991, с. 128—130]. Однако никак не затрагивался вопрос об уже существующих израильских поселениях. Арабские государства должны были официально признать Израиль.

Благодаря посредничеству США (дипломату Ф. Хабибу) 24 июля 1981 г. между Израилем и ООП было заключено соглашение о прекращении огня, но правительство Израиля не отказалось от лозунга полного уничтожения ООП. Уже через год Израиль начал военную операцию «Мир Галилее» [Евтушенко 2009, с. 52].

Заключение

Суть ливанской трагедии состоит в том, что на региональный арабо-израильский конфликт накладывается система глубоких конфессиональных и политических противоречий внутри страны. Они приобрели еще больший размах по мере активизации вооруженного противостояния Израиля и ООП в Ливане.

К середине 1970-хгг. сохранение конфессионального принципа государственного устройства Ливана находилось под угрозой. Комплекс внутренних противоречий привел к вооруженному противостоянию и раздробленности политической элиты Ливана.

После ввода сирийских войск в 1976 г. локальный конфликт перерастает в региональную войну и, как следствие, появляется новый очаг противостояния на Ближнем Востоке. В данных условиях неминуемым оказывается вовлечение Израиля в ливанский конфликт, который заинтересован в нормализации обстановки в соседнем Ливане для обеспечения безопасности собственной территории и населения.

Несмотря на попытку арабских государств выработать программу по урегулированию ближневосточного кризиса (Фесская плаформа), достижение консенсуса между ними оказалось невозможным (главным противником программы выступает сирийское руководство).

Опасаясь, что ливанский кризис может спровоцировать полномасштабную войну на глобальном уровне, США и СССР предприняли попытки урегулировать ливанский конфликт. Однако подход стран к разрешению кризиса отличался: США выступали за сепаратное урегулирование и завершение войны в Ливане рассматривали как необходимое условие проведения переговоров между Израилем и Египтом; Советское руководство отстаивало идею всеобъемлющего ближневосточного урегулирования, а нормализация обстановки в Ливане была первым этапом на пути разрешения палестинской проблемы.

Таким образом, изменилась расстановка сил на Ближнем Восток. Укрепила позиции Организация Освобождения Палестины, но ей по-прежнему не удавалось добиться своих целей, что в итоге побудило ООП перейти к более радикальным действиям, в т.ч. на территории Ливана (Хезболлах). В Ливане сохраняли присутствие сирийские войска, что только усугубляло арабо-израильский конфликт несмотря на то, что действия сирийского правительство были поддержаны не всеми арабскими странами. Интервенция Израиля стала лишь вопросом времени: о применении силы во имя обеспечения национальной безопасности сомнений не было. США и СССР по-прежнему пытались выступить в роли посредников, но разногласия между странами не позволили им добиться урегулирования кризиса мирным путем.

Все попытки поиска мирных путей разрешения ливанского кризиса оказались неудачными. Большинство участников конфликта считало, что его разрешение возможно только силовым путем. Главной причиной неудачных попыток предотвращения

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

перерастания кризиса в острую фазу является поляризация интересов и дифференциация целей сторон конфликта (внутриполитических сил, стран Ближнего Востока, США и СССР).

ЛИТЕРАТУРА

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2792 Д (XXVI) от 6 декабря 1971 года «Ближневосточное агентство ООН

для помощи палестинским беженцам и организации работ» [Электронный ресурс] // Генеральная Ассамблея ООН. Резолюции 26-й сессии (1971 год). Режим доступа: https://undocs.org/ ru/A/RES/2792(XXVI).

2. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/426 (1978) от 19 марта 1978 года «Положение на Ближнем Востоке:

доклад Генерального секретаря о Силах ООН по наблюдению за разъединением (S/12710)» [Электронный ресурс] // Совет Безопасности ООН. Резолюции Совета Безопасности ООН 1978 года. Режим доступа https://undocs.org/ ru/S/RES/426(1978).

3. Вольнов Л.Л. У врат Востока: очерки о Ливан. М.: Мысль, 1982.

4. Государство Израиль. Израиль и арабский мир [Электронный ресурс] // Электронная еврейская энциклопе-

дия. 2005. 20 июля. Режим доступа: https://eleven.co.il/state-of-israel/arab-israeli-conflict/11739/.

5. Гражданская война в Ливане (1975 — 1990) [Электронный ресурс] // Крупнейшие гражданские войны XX —XXI

веков. Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/grazdanskiyevoiny/home/stranica-2.

6. Гриневский О. Тайны советской дипломатии. М.: Вагриус, 2000.

7. Демченко П. Там, за рекой, — Палестина. М.: Советская Россия, 1989.

8. Дмитриев Е., Ладейкин В. Путь к миру на Ближнем Востоке. М.: Международные отношения, 1974.

9. Евтушенко А.С. Дипломатия США во время первой военной кампании Израиля в Ливане (1982 год) // Известия

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 115. С. 50 — 60.

10. Ковальчук А.А. Роль Сирийской Арабской Республики в гражданской войне в Ливане (1976 — 1990) //. Обще-

ство: философия, история, культура. 2017. № 8. С. 128 — 134. DOI: 10.24158/fik.2017.8.30.

11. Колобов О.А., Корнилов А.А., Сергунин А.А. Документальная история арабо -израильского конфликта: Хре-

стоматия. Нижний Новгород: ННГУ, 1991.

12. Медведко Л.И. Этот Ближний бурлящий Восток. М.: Политиздат, 1985.

13. Палестино-израильский конфликт в зеркале общественного мнения и международной дипломатии: после самми-

та в Кэмп-Дэвиде и начала «интифады Аль-Акса»: Сб. статей и документов / Под ред. А.Д. Эпштейна. М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004.

14. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М.: Мысль, 1978.

15. Примаков Е.М. Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами. М.: Российская газета, 2016.

16. Савичева Е.М. Ливанский кризис: гражданская война и ненадежный мир // Вестник РУДН. Серия Междуна-

родные отношения. 2008. № 2. С. 29 — 39.

17. Федоров В.Н. ООН и проблемы войны и мира. М.: Международные отношения, 1988.

18. Calvocoressi P. World Politics since 1945. London: Pearson Education, 2009.

19. Chomsky N. Fateful Triangle. London: Pluto Press, 1999.

20. Cobban H. The Making of Modern Lebanon. London: Hutchinson, 1985.

21. Cobban H. The Palestinian Liberation Organisation: People, Power, and Politics. Cambridge: Cambridge University Press. 1984.

22. Ellis K.C. "Lebanon: the Struggle of a Small Country in a Regional Context." Arab Studies Quarterly 21.1 (1999): 5 — 25.

WEB.MACAM.AC.IL. N.p., n.d. Web. <http://web.macam.ac.il/~arnon/Int-ME/extra/LEBANON%20%20THE% 20STRUGGLE.htm>.

23. Giles F. "Interview with Golda Meir." Sunday Times [London] 15 Jun. 1969.

24. Fishman A. "Interview with General (Reserves) Mordechai Gur." Al HaMishmar [Mapam]. 10 May 1978.

25. Laqueur W., ed. The Israel-Arab Reader. A Documentary History of the Middle East Conflict. New York: Bantman Books, 1976.

26. Morris B. Righteous Victims: A History of Zionist-Arab Conflict, 1881 -2001. New York: Vintage Books, 1999.

27. Salibi K.S. Crossroads to Civil War. Lebanon 1958 —1976. Delmar, New York: Caravan Books, 1976.

28. Schiff Z., Yaari E., Friedman I. Israel's Lebanon War. New York: Simon and Schuster, 1984.

29. Selected Documentation to U.S. Arab Relations. Washington, DC: The American-Arab Affairs Council, 1990.

30. "The 100 Days War, the Battle of Ashrafieh." Histoire des Forces Libanaises. Histoire des milices et des partis chrétiens de 1975 à nos

jours. N.p., n.d. Web. <https://histoiredesforceslibanaises.wordpress.com/2012/07/11/the-100-days-war-the-battle-of-ashrafieh />.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Булва, В. И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975-1982). [Электронный ресурс] / В.И. Булва // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2019. — Т. 17. — Вып. 1: Studia studiosorum: успехи молодых исследователей (исследования учащихся, успешных в занятиях наукой). DOI: 10.24411/22279490-2019-11043. Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast17-1.2019.43.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

LEBANESE CONFLICT EVOLUTION AND

NEW BALANCE OF POWER IN THE MIDDLE EAST (1975 — 1982)

Valeria I. Bulva, 3rd grade student at the Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University) of the Russian Federation Ministry of Foreign Affairs

ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-6349-0148

E-mail: valeria-i-bulva@j-spacetime.com; valeriyabulva@gmail.com

Arab-Israeli conflict is the oldest since the end of WWII; it most significant affects world alignment of forces up to the present day. So studying Middle East allows to identify major disputable issues of political and territorial character of all the belligerents engaged in the Lebanese conflict (1975—1982) as well as establish the link between this war and global confrontation (USSR vs USA). Above that analysis of this problem concerned let me find out how the approaches of the leading political actors of the Arab-Israeli conflict had evolved.

The subject matter of my research is events that took place in Lebanon from 1976 to 1981. So subject of this paper includes attitudes and interests, actions and other measures of political actors in Lebanon during the conflict (1975—1981). In carrying out this research I based on correlational approach, chronosequence, analysis and synthesis, pragmatic validity.

Lebanese crisis events could be divided in two steps: an internal conflict in Lebanon and the intervention of foreign countries. At each stage, every attempt to reach an agreement and/or control over the situation led to an increase in violence on the part of the all conflict actors. The world powers' non-interference remained at the diplomatic level, however each of them increased the economic and military assistance to the conflicting parties.

My analysis allows me to conclude that the Lebanese conflict was complex and reflected particularities of the Middle East policy. Namely, it integrated three main characteristics: an internal struggle waged by various religious formations and forces of Lebanon, a regional Arab-Israeli conflict and a global standoff typical of the Cold War between USA and USSR. This conflict perfectly proved the fact that any dispute in the Middle East could not be resolved unless the Palestinian issue was settled. Moreover, any vulnerable state in this region (Lebanon is a clear example of that) will invariably face the threat of being affected by terrorist organizations. A comprehensive settlement of the Middle-East Conflict ant not just a temporary military victory could have brought peace to Lebanon. However, this goal had not been achieved and thus, in 1982 Lebanon conflict embarked upon the path of a new bloodshed against its will.

Keywords: confessionalism; "Kataib"; National Political Forces of Lebanon; Palestinian Resistance Movement; operation "Litany"; Regan plan.

References:

1. Calvocoressi P. World Politics since 1945. London: Pearson Education, 2009.

2. Chomsky N. Fateful Triangle. London: Pluto Press, 1999.

3. "Civil War in Lebanon (1975-1990)." The Largest Civil Wars of the 20th -21st Centuries. N.p., n.d. Web.

<https://www.sites.google.com/site/grazdanskiyevoiny/home/stranic>. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Cobban H. The Making of Modern Lebanon. London: Hutchinson, 1985.

5. Cobban H. The Palestinian Liberation Organisation: People, Power, and Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.

6. Demchenko P. There, across the River, Is Palestine. Moscow: Sovetsky pisatel Publisher, 1989. (In Russian).

7. Dmitriev E., Ladeykin V. Path to Peace in the Middle East. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya Publisher, 1974. (In

Russian).

8. Ellis K.C. "Lebanon: the Struggle of a Small Country in a Regional Context." Arab Studies Quarterly 21.1 (1999): 5 — 25.

WEB.MACAM.AC.IL N.p., n.d. Web. <http://web.macam.ac.il/~arnon/Int-ME/extra/LEBANON%20-%20THE

%20STRUGGLE.htm>.

9. Epstein A.D., ed. The Palestinian-Israeli Conflict in the Mirror of Public Opinion and International Diplomacy: After the Camp

David Summit and the Beginning of the Al-Aqsa Intifada. Moscow: Institute for the Study of Israel and the Middle

East Publisher, 2004. (In Russian).

10. Fedorov V.N. UN and Problems of War and Peace. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya Publisher, 1988. (In Russian).

11. Fishman A. "Interview with General (Reserves) Mordechai Gur." Al HaMishmar [Mapam]. 10 May 1978.

12. Giles F. "Interview with Golda Meir." Sunday Times [London] 15 Jun. 1969.

13. Grinevsky O. Secrets of Soviet Diplomacy. Moscow: Vagrius Publisher, 2000. (In Russian).

14. Kolobov O.A., Kornilov A.A., Sergunin A.A. Reader on Documentary History of the Arab-Israeli Conflict. Nizhny Novgo-

rod: Nizhny Novgorod State University Publisher, 1991. (In Russian).

15. Kovalchuk A.A. "The Role of the Syrian Arab Republic in the Civil War in Lebanon (1976 — 1990)." Society: Philosophy,

History, Culture 8 (2017): 128 — 134. DOI: 10.24158/fik.2017.8.30. (In Russian).

16. Laqueur W., ed. The Israel-Arab Reader. A Documentary History of the Middle East Conflict. New York: Bantman Books, 1976.

17. Medvedko L.I. This Middle Boiling East. Moscow: Politizdat Publisher, 1985. (In Russian).

18. Morris B. Righteous Victims: A History of Zionist-Arab Conflict, 1881 -2001. New York: Vintage Books, 1999.

19. Primakov E.M. Anatomy of the Middle East Conflict. Moscow: Mysl Publisher, 1978. (In Russian).

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 17, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

Achievements in Social Sciences

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 17., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Fortschritte in den Sozialwissenschaften

Булва В.И. Эволюция ливанского кризиса и новая расстановка сил на Ближнем Востоке (1975—1982)

20. Primakov E.M. Confidentially. Middle East on Stage and Behind the Scenes. Moscow: Russian Gazette Publisher, 2016. (In

Russian).

21. Salibi K.S. Crossroads to Civil War. Lebanon 1958 -1976. Delmar. New York: Caravan Books, 1976.

22. Savicheva E.M. "Lebanese Crisis: Civil War and Unreliable World." Bulletin of RUDN University. Series International Rela-

tions 2 (2008): 29-39. (In Russian).

23. Schiff Z., Yaari E., Friedman I. Israel's Lebanon War. New York: Simon and Schuster, 1984.

24. Selected Documentation to U.S. Arab Relations. Washington, DC: The American-Arab Affairs Council, 1990.

25. "The 100 Days War, the Battle of Ashrafieh." Histoire des Forces Libanaises. Histoire des milices et des partis chrétiens de 1975

à nos jours. N.p., n.d. Web. <https://histoiredesforceslibanaises.wordpress.com/2012/07/11/the-100-days-war-the-battle-of-ashrafieh/>.

26. "The State of Israel. Israel and the Arab World." Electronic Jewish Encyclopedia. N.p., 20 Jul. 2005. Web. <https://eleven.co.il

/ state-of-israel/arab-israeli-conflict/11739/>. (In Russian).

27. UN General Assembly. "2792 D (XXVI) UN General Assembly Resolution Dated 6 Dec. 1971 "The United Nations Relief

and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East"." General Assembly of the United Nations. Resolutions of the 26th Session (1971). UN, n.d. PDF-file. <https://undocs.org/ru/A/RES/2792(XXVI)>. (In Russian).

28. UN Security Council. "S/RES/426 (1978) UN Security Council Resolution Dated 19 Mar. 1978 "The Situation in the Middle

East: Secretary-General's Report on the United Nations Disengagement Observer Force (S/12710)"." UN Security Council . 1978 UN Security Council Resolutions. UN, n.d. PDF-file. <https://undocs.org/ru/S/RES/426(1978)>. (In Russian).

29. Volnov L.L. At the Gates of the East: Essays on Lebanon. Moscow: Mysl Publisher, 1982. (In Russian).

30. Yevtushenko A.S. "U.S. Diplomacy during the First Military Campaign of Israel in Lebanon (1982)." Bulletin of A.I. Her-

zen Russian State Pedagogical University 115 (2009): 50 — 60. (In Russian).

Cite MLA 7:

Bulva, V. I. "Lebanese Conflict Evolution and New Balance of Power in the Middle East (1975 — 1982)." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 17.1 ('Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers') (2019). DOI: 10.24411/22279490-2019-11043. Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast17-1.2019.43>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.