Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
58
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
культура / историческое развитие / культурные представления / культурные нормы / ценности / теория культурной эволюции

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шукурова Г.

Статья посвящена исследованию эволюции культурных представлений в процессе исторического развития. Авторы анализируют, как менялись представления о культуре на разных этапах истории, от античности до наших дней. Особое внимание уделяется влиянию социальных, экономических и технологических изменений на формирование культурных норм и ценностей. В статье также рассматриваются различные теории культурной эволюции, такие как теория стадиального развития, теория культурфных циклов и теория диффузионизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»



I

SCIENCE TIME

I

ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Шукурова Г.,

Туркменский государственный института культуры, г. Ашхабад, Туркменистан

E-mail: merdan.shamyradov. [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию эволюции культурных представлений в процессе исторического развития. Авторы анализируют, как менялись представления о культуре на разных этапах истории, от античности до наших дней. Особое внимание уделяется влиянию социальных, экономических и технологических изменений на формирование культурных норм и ценностей. В статье также рассматриваются различные теории культурной эволюции, такие как теория стадиального развития, теория культурфных циклов и теория диффузионизма.

Ключевые слова: культура, историческое развитие, культурные представления, культурные нормы, ценности, теория культурной эволюции.

Введение. Возникновение человеческого общества означает одновременно становление человека как члена общества. Единый процесс антропоциогенеза принимает формирование человеческой культуры как неотъемлемую свою часть. В основе этого процесса лежит способность человека к труду, ибо труд действительно является основным условием человеческой жизни. Именно упорным трудом человек меняет не только свою внешнюю природу, но и свой внутренний мир, свои чувства и мысли, свое видение, словом, самого себя. Наряду с трудом и на основе этого развиваются человеческая мысль и культура. Синкретическое мышление доисторического человека постепенно уступает место комплексному мышлению о природе, о других людях, о себе. В практической деятельности человека такое круговое мышление дает место размышлениям и о культуре. Вероятно, здесь уместно начать дискуссию с отношения к культуре и формирования общих представлений о собственном внутреннем духовном мире личности и о том, что происходит в общественной жизни. Именно понятие «культура» связано с понятиями «человек», «гуманитаризм», «филантропия», «общественная жизнь», «гражданство» со дня его создания и на протяжении всего его развития.

Основная часть. «Что такое культурное наследие, из чего оно состоит, что оно включает?» Чтобы дать правильный и ясный ответ практически на все

1 SCIENCE TIME 1

вопросы, прежде всего, необходимо разобраться, что именно такое культура. Культура - латинское слово «cultura» - существительное, происходящее от глагола «colere», который первоначально означал ремонт, переработку, улучшение земли, подготовку к посадке растений. Это понятие имеет то же значение, что и слово «агрокультура» (агрокультура), которое употребляется сегодня в таких выражениях как культуризировать человека, совершенствования способностей человека через духовную жизнь. Содержание термина «культура» весьма художественно выражено в трудах греческих софистов следующим сравнением: подобно тому, как для хорошего урожая в сельском хозяйстве необходимо сочетание хорошей почвы, хороших семян и умелого мастера, так для воспитания человека также необходим образованный, опытный педагог. В этом смысле древнеримский оратор Цицерон (106-43 до н.э.) ввел в научный оборот понятие культуры в своем труде «Турсуланское ораторское искусство», говорил об интеллектуальной культуре и писал, что «Культура ума есть сама философия». В свою очередь, русский учёный Г.С. Кнабе обращает внимание на эту идею, которая была популярна в философии и культуре Древнего Рима, и отмечает, что такая философия была для древних римлян важным теоретическим элементом социальной борьбы, формой их непосредственного участия в политической и общественной жизни государства.

В этом отношении культура, то есть наука, образование, цивилизация, художественная теория и практика, были непосредственно связаны со следующими вопросами: «человек и государство», «человек и история», «человек и Рим». Таким образом, эти высказывания образуют единое явление в историко-социальном опыте, развившееся в культуру и философию. Рассматривая культуру как идеальное единство личности и государства, Цицерон отмечает два ее аспекта: социальный статус и духовную работу. Это означает, что исторический смысл культуры состоит в том, чтобы сделать человека достойным гражданином государства. Философия служит главным оружием в этом процессе. Если содержание народной культуры выступало как идеализированный государственно-общинный опыт, то форму культуры составляет риторика, основанная на философии.

Культура - это не только традиционная, но и научная концепция, имеющая важное теоретическое значение. Сегодня общественные и многие другие науки проявляют большой интерес к вопросу культуры, высказывают различные, несовместимые друг с другом идеи, вступают в научные дискуссии. Одним из таких спорных вопросов является определение термина культуры. Для начала давайте заглянем в истоки понятия культура, в историю ее развития!

Культура - это сумма материальных ценностей (орудий труда, символических символов и т.д.), передаваемых из поколения в поколение, жизненного опыта, воспитания и поведения, правил, деятельности человека, жизненных навыков, методов. Культура включает в себя нематериальные активы - созданные человеком абстракции, такие как верования, символы, обычаи, традиции, образ жизни и материальные ценности - от древних каменных орудий

1 SCIENCE TIME 1

до современных компьютеров, автомобилей и другого оборудования. Одним словом, культура - это искусственная среда, созданная в результате человеческого языка, сознания, мышления и символизирующей способности, и именно ценности, отличающие человеческое общество от животного мира.

В науке современной культурологии признано, что история мировой культуры делится на следующие периоды:

- культура раннего социального периода (до IV века до н. э.);

- культура древнего мира (с IV века до нашей эры по V век до нашей эры); в культуре этого периода выделяют культуру Древнего Востока и культуру Древнего (античного) периода;

- Средневековая культура ^-Х^ вв.);

- культура периода Возрождения (XIV-XVI века);

- культура Нового времени (XVI-XIX века);

- культура от 20 века до наших дней;

Основная особенность изучения истории культуры путем деления ее на периоды состоит в том, что культура эпохи Возрождения изучается как отдельный самостоятельный период, а в исторической науке она изучается как позднее Средневековье или раннее Нового времени. Одной из главных проблем, стоящих перед культурологической наукой, является соотношение культуры и природы. Эту концепцию ввел Марк Порций Катон. Он определяет великую культуру как: возделывание земли, ее бережное улучшение и поклонение ей. В этом смысле культура формируется на основе взаимной выгоды, возникающей в результате сотрудничества человека с землей. В таком сотрудничестве человек получает от природы ее материальные ценности, учится у нее и тем самым обогащает природу результатами своего творческого труда. Действия, наносящие вред природе, в конечном итоге наносят вред собственной жизни. Если человек сознательно или неосознанно отклоняется от принципов взаимоотношений и сотрудничества с природой, если он отказывается от этих принципов, то такая ситуация может привести к потере ценности его культурных ценностей, накопленных веками, и исчезновению его культурной жизни. Эту ситуацию мы видим на примере истории культуры развитых стран древнего мира.

Развитие культуры и культурных ценностей - это сложный и многогранный процесс. Каждый период развития имеет свои особенности, которые обуславливаются историческими, социальными, экономическими и другими факторами. Понимание этих особенностей позволяет нам лучше понять культуру и ее роль в жизни человека. Особенности развития культурных ценностей: культурные ценности не статичны, они меняются со временем, новые ценности не всегда вытесняют старые, они могут сосуществовать и взаимодействовать друг с другом, на развитие культурных ценностей влияют различные факторы: экономические, политические, социальные, религиозные, в процессе развития культуры происходит дифференциация и интеграция культурных ценностей.

1 SCIENCE TIME 1

Культура является одним из важнейших факторов, определяющих жизнь человека и общества. Она представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в процессе его жизнедеятельности. Культурные представления - это система взглядов, идей и норм, которые определяют восприятие человеком мира и его место в нем.

Культурные представления не статичны, они постоянно меняются в процессе исторического развития. Это связано с целым рядом факторов, таких как:

- развитие производительных сил и изменение экономических отношений;

- возникновение новых социальных групп и классов;

- политические события и войны;

- развитие науки и техники;

- распространение новых идей и религий.

Изменение культурных представлений, в свою очередь, оказывает влияние на ход исторического развития. Новые идеи и ценности могут стимулировать прогресс общества, а устаревшие представления могут тормозить его развитие.

На эволюцию культурных представлений влияют различные факторы, такие как:

- развитие науки и техники: новые открытия и изобретения меняют представления о мире и о месте человека в нем;

- социальные изменения: войны, революции, экономические кризисы и другие события приводят к переосмыслению ценностей и норм;

- глобализация: взаимосвязь и взаимозависимость разных стран и культур приводит к смешению и взаимообогащению культурных представлений.

Если обобщить и соединить воедино представления о понятии культуры, то культуру можно рассматривать как категорию мировоззрения и правил поведения. Понимаемое с этой точки зрения понятие культуры состоит из трех компонентов:

- жизненные ценности;

- правила поведения;

- артефакты (материальные произведения, ценности);

Жизненные ценности - определяют самые основные понятия в жизни человека и составляют основу культуры.

Правила поведения фигурируют в моральных понятиях и отражаются на поведении человека во всевозможных ситуациях. Установленные правила поведения в обществе называются правилами.

Артефакты, или материальные ценности культуры, обычно происходят от того и другого.

Заключение. Вышеупомянутые три элемента можно применить и к туркменской культуре. Конечно, есть сходства и различия в культуре народов мира. Причину такого положения следует искать в добрососедских отношениях, взаимодействии стран и культур, установлении торгового сообщения через Туркменистан по Великому шелковому пути, а также сходстве судеб людей, условий жизни и повседневных забот повсюду. Здесь американский ученый Джеймс Джордж Фрейзер хочет доказать нашу точку зрения: «...в большинстве случаев возникновение сходств объясняется простыми взаимодействиями,

1 SCIENCE TIME 1

подверженными тем или иным изменениям. Но сходство традиций и верований разных народов независимо друг от друга и вызвано влиянием сходных условий жизни и сходством человеческих умов, мыслей и размышлений.

Литература:

1. Петрова С.И. Динамика культурных процессов и ее детерминанты // Вопросы культурологии. - 2010. - №. 4. - С. 25-30.

2. Уайт Л.А. Энергия и эволюция культуры //Вопросы социальной теории. - 2017. - Т. 9. - С. 39-63.

3. Ясин Е.Г. Исследование культурных ценностей-общее дело социальных наук // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5. - №. 2. -С. 25-36.

»

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.