Лойко А.И.1
ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРАЗИИ ОТ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОГО К ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНОМУ СТАТУСУ
Ключевые слова: Евразия, Запад, Восток, интеграция, кооперация, трансконтинентальная логистика
Keywords: Eurasia, East, West, integration, cooperation, transcontinental logistics.
Термин «Евразия» стал играть важную роль в условиях противостояния Запада и Востока. Это противостояние возникло в средние века, когда сформировался средневековый Запад и ближневосточный исламский мир. Ж. Ле Гофф достаточно обстоятельно описал атмосферу противостояния трансконтинентальных социальных суперсистем с точки зрения формирования институциональной основы этого противостояния в виде схизмы 1054 года, принятой к действию католической церковью2. К пространству Востока была отнесена часть христианского православного мира. Этот мир представляла Византия. Именно она фактически первой в условиях противостояния Запада и Востока апробировала на себе понятие евразийского межконтинентального статуса. Это было совершенно иное содержание, после эпохи античного мира, в период которой Евразия имела трансконтинентальный статус, поскольку в нее входили без всяких географических и культурных разделений территории Средиземноморья, Малой и Средней Азии. Территориальное единство этих территорий обеспечивали греки, скифы, римляне.
По итогам великого переселения народов монголо-татары воссоздали единое пространство Северной Евразии посредством Золотой Орды. Это пространство просуществовало до 1480 года. В его пределах конституировалось пассионарное движение великороссов. Оно трансформировалось в великорусский суперэтнос, составной часть которого стали тюркские племена и малые сибирские народы. Северная Евразия оказалась в пространстве противостояния Запада и Востока после принятия Русью православия. Тем самым Россия приобрела евразийский межконтинентальный статус. Его апробация произошла в период крестовых походов. В отличие от Византии А. Невскому, представлявшему интересы России, удалось заручиться в борьбе с крестоносцами дипломатической поддержкой Золотой Орды. В 1240 году была одержана важная победа на западном направлении. Крестоносцы были остановлены на границах русского мира.
На фоне внутренних процессов в Северной Евразии, сопровождавшихся ротацией государств (Золотая Орда уступила доминантную роль Московскому государству), южная Евразия в лице византийского государства находилось в условиях прямого противостояния средневекового европейского Запада и исламского Востока. Основным механизмом этого противостояния были крестовые походы. Крестоносцы рассматривали Византию как враждебный мир и периодически совершали разрушительные походы в пределы этого государства, армия которого неспособна была противостоять постоянным внешним вторжениям. Приглашение в пределы Византии турков-османов способствовало не столько усилению военных ресурсов государства, сколько его политическому разрушению изнутри. В экономику была на льготных условиях допущена Венеция, которая имела неограниченный доступ к транзитным и национальным ресурсам Византии.
В самый ответственный момент взятия турками-османами в 1453 году штурмом Константинополя Венеция ничего не сделала для сохранения византийского государства и межконтинентального евразийского пространства. Принявшие ислам суннитского толка турки-османы, распространили на южную Евразию статус Востока.
Евразийский межконтинентальный статус в регионе сохранило только Московское княжество. Оно предприняло для закрепления этого статуса усилия, связанные с интеграцией в его пространство территорий Казанского, Астраханского, Сибирского ханств и Ногайской Орды. В результате в пространстве Северной Евразии оказалась значительная часть мусульманского населения. Отряды казаков за относительно короткое время достигли побережья Тихого океана. Московское государство, несмотря на значительное территориальное расширение, оставалось византийским по геополитическому статусу. В связи с этим существовала проблема, связанная со способностью России конкурировать с западной техногенной цивилизацией. Ее решением занялся Петр I. За относительно короткое время ему удалось интегрировать в пространство российской культуры европейские аналоги институтов армии, флота, промышленности, академии наук, университетского образования. Это позволило России одержать победу в Северной войне, успешно противостоять Османской империи, принять активное участие в разделах Речи Посполитой, по итогам которых православное население Беларуси и Украины оказалось интегрированным в единое пространство русской культуры.
Факторами успеха стали сильная государственная власть, модернизация, интеграция в европейский рынок промышленного и аграрного производства. Россия стала активным участником политического процесса в Европе и тем самым приобрела статус метрополии в глазах европейских политиков. Восток на этом фоне стал рассматриваться как
1 Лойко Александр Иванович - д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философских учений Белорусского национального технического университета, Минск. E-mail: [email protected]
2 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992. - С. 63.
регион колониальных интересов. Россия стремилась опередить европейские метрополии в их колониальных претензиях на Среднюю Азию, поскольку считала эти территории евразийскими. По причине евразийского мировосприятия Россия планировала возврат в евразийское пространство черноморских проливов, морского пути через Босфор и Дарданеллы. Она стремилась вытеснить Османскую империю с черноморского побережья и Закавказья. Эта политика сопровождалась военными компаниями, патриотизмом, желанием освободить православное население Балкан и Закавказья из-под влияния Османской империи.
Борьба шла в контексте, затрагивавшем интересы Великобритании и Франции в Средиземноморье. России пришлось выдержать трудную компанию в период Крымской войны. Однако вернуть статус южной Евразии как самостоятельного политического центра не удалось. Россия сосредоточила свои усилия на укреплении Причерноморья и региона Северного Кавказа. До начала первой мировой войны Россия смогла интегрировать в пространство Северной Евразии Среднюю Азию, Дальний Восток и выйти на границы Афганистана и Китая.
Неудачи на фронтах первой мировой войны во внутренней политике России использовали сторонники марксистской идеологии. В 1917 году они пришли к власти. Место российской империи занял Союз Советских Социалистических Республик. Фактически речь шла об экономическом и политическом союзе государств северной Евразии. В итоге Западу противостояло уже не одно государство, а группа государств. Это обстоятельство сыграло важную роль в противостоянии СССР коалиции фашистских государств Европы и квантунской Японии. Сменившая Османскую империю Турецкая республика смогла сохранить фактический нейтралитет и не начала военных действий против СССР. Не решалась на прямые военные действия на территории СССР и японская армия. Эти обстоятельства были использованы СССР для противостояния Западу в европейской части территории.
Патриотическая евразийская тематика, невзирая на идеологическое противостояние, фактически объединила российскую эмиграцию с национальными интересами Советской России в форме евразийства. Речь шла о принятии Россией на себя исторической миссии консолидации Евразии на основе идеократического государства. Подобный подход вызывал сомнение в его практической реализации. Имелся в виду плавный переход Евразии через идеократи-ческое государство, основанное на доминанте идеи правительницы к институту церкви, главной задачей которого предполагалось достижение царства небесного. В данном контексте очевидны параллели с революционной миссией Советской России в реализации программы коммунистического общества в пределах планеты1.
Евразийство, как идеология, имело толерантную основу в виде позиции, озвученной П.Н. Савицким: «Быть самостоятельным во всем и до конца - это не значит пренебрегать ценностями других народов»2. Подобная основа, по мнению Я. С. Яскевич, формировала механизм межкультурного диалога евразийства с разными культурными тради-циями3.
Л.П. Карсавин и С.Н. Трубецкой видели основу евразийской цивилизации не в государстве, а в «симфонической личности». Она формирует процесс единения евразийских народов с позиций их единого исторического прошлого, настоящего культурного многообразия и вытекающей из этих факторов будущей евразийской государственности4. Важнейшей идеей евразийства, по нашему мнению, была идея исхода к Востоку. В ней заключалась фундаментальная оценка ограниченности европоцентризма и нецелесообразности нахождения в его пределах. В начале XXI столетия этот тезис оказался абсолютно оправданным, поскольку изменилась география центров экономических и политических сил и взаимодействий. Постсоветская Россия в этой ситуации чуть не стала региональной страной, чего очень хотелось администрации США.
Но Россия смогла открыть для себя перспективу не только Северной Евразии, включая Дальний Восток, но и сделать акцент на совместное с КНР строительство Большой континентальной Евразии. О необходимости создания такой Евразии по аналогии с европейской семьей народов говорил Н.А. Назарбаев5. Стартовым в реализации стратегии трансконтинентальной Евразии должен был стать экономический и военно-политический проект создания союза постсоветских евразийских государств. Его реализации способствовал советский период истории, в рамках которого имели место успешные проекты индустриализации, создания региональных рынков производства зерна (Казахстан), животноводства (Беларусь), хлопка (Средняя Азия). Военно-политической консолидации постсоветских государств Средней Азии и России способствовала угроза терроризма.
В политике России евразийский вектор не сразу стал доминирующим. Широту ее взглядов на политические процессы в мире сдерживал акцент на европейском регионе. Здесь Россия терпела постоянные геополитические неудачи. Необратимыми с точки зрения психологии мировосприятия для России должны были стать события на Украине. Администрация США это прекрасно понимала. Но в составе Украины был Крым, от которого Россия отказаться не могла. Важную роль сыграл фактор русскоязычного населения. В результате российская политическая элита пришла к видению геополитики как глобальной системы, в которой России, как и СССР, нужно выполнять статус ключевого
1 Гудрат С. Евразийская концепция государственности и власти // Вестник российского философского общества. - М., 2013. -№ 1. - С. 119-123.
2 Савицкий П.Н. Кто и что делает русскую культуру «провинциальной»? // Философские науки. - М., 2013. - № 3 - С. 64.
3 Яскевич Я.С. Евразийство как мост к диалогу культур и консолидации общества // Общая история единения народов. -Минск, 2015. - С. 21-27.
4 Карабаева К. Д. Евразийское государство как выбор будущего исторического пути России (на основе трудов мыслителей русского зарубежья) // Б.Н. Чичерин и традиции философской и социально-политической мысли в России. - Тамбов, 2013. -С. 330-334.
5 Н.А. Назарбаев и евразийство (к 100-летию Л.Н. Гумилева). - Астана, 2012.
противодействующего механизма амбициям США. Как только такой взгляд сформировался, стала понятной стратегия деятельности России в Сирии.
Трансконтинентальная Евразия имеет огромный рынок экономической деятельности. Этот рынок стал восстанавливаться в границах постсоветского пространства. Согласие на его создание дали Казахстан, Россия, Беларусь. Затем к нему присоединились Армения, Кыргызстан. Рынок функционирует на основе национальных валют, подверженных волатильности, девальвации. Россия, Казахстан имеют экономики, ориентированные на экспорт нефти и газа в пространство Европейского Союза. Целью является создание валютных резервов, которые используются для закупки высокотехнологичного оборудования.
Участники Евразийского экономического союза рассчитывают на отсутствие ограничений на едином рынке. Важной является тема единых тарифов на нефть и газ, соответствующих отпускным ценам, действующим для российских и казахстанских потребителей. Поэтому цены на нефть и газ периодически становятся предметом дискуссий между участниками евразийского экономического пространства. Они формируют изъятия из обширного списка товаров, по которому уже достигнуты приемлемые для всех участников тарифы. Девальвация российского рубля привела к сокращению показателей взаимной торговли в долларовом эквиваленте между участниками Евразийского экономического союза на фоне растущих объемов товарных показателей.
Очевидно, что евразийское экономическое пространство требует транснационального наполнения, позволяющего диверсифицировать поставки нефти и газа из России и Казахстана на мировые рынки. Одним из вариантов диверсификации стали переговоры с КНР, позволившие наладить рынок экспорта и импорта нефти и газа в пределах самой Евразии.
Одновременно с новым рынком экспорта углеводородного сырья евразийские государства приобрели крупного инвестора. Это инвестор строит свою экономическую деятельность не на целях создания бюрократических экономических структур, подобных Европейскому Союзу, а на интегрирующей миссии трансконтинентальных проектов, таких как «Экономический пояс Шелкового пути». Этот проект конструктивен тем, что предполагает инвестирование в модернизацию транспортно-логистической системы евразийских государств на основе использования новейших достижений в методологии экономической деятельности.
В белорусском секторе трансконтинентального проекта ключевая роль отводится индустриальному парку «Великий камень»1. На уровне таких экономик как белорусская речь идет о структурных изменениях, связанных с увеличением в ее пространстве экспортных ресурсов высокотехнологичного сектора деятельности и снижения зависимости от материалоемких и энергоемких производств. Традиционные производства трансформируются в инжиниринговые компании, естественным продолжением которых станет аутсорсинг. Белорусские компании активно открывают сборочные производства в государствах большой Евразии, где их продукция интегрирована в задачи наращивания объемов производства продовольствия для быстро растущего населения.
Трансконтинентальная Евразия создается на основе стратегического партнерства политических элит России и КНР. Политические, экономические цели и задачи формирования трансконтинентальной Евразии мотивированы глобальной конкуренцией. Эту глобальную конкуренцию создает политическая элита США. Она заинтересована в отмене барьеров для экономической деятельности в трансатлантическом и тихоокеанском регионах для реализации конкурентных преимуществ североамериканских компаний. В эти интеграционные пространства не получили приглашения КНР и Россия. Через континентальную Евразию КНР надеется создать прямую логистику с Европейским Союзом, колеблющимся относительно заключения соглашения с США о трансатлантическом сотрудничестве. Европейские компании боятся оказаться вытесненными с собственного внутреннего рынка. Эти опасения оправданны объективно. Компании США и Канады располагают лучшим кадровым ресурсом менеджеров, банковскими гарантиями кредитования. Они могут рассчитывать на государственную поддержку и лоббирование их интересов на внешних рынках.
Европейский Союз создан на неустойчивой основе общественного кризисного сознания, национализма, неравных экономических возможностей и ресурсов, экономическом иждивенчестве новых членов. Теневая экономика, созданная для транспортировки населения из Азии и Африки в Европейский Союз, еще больше усугубила внутренние противоречия старого континента. Брексит положил начало институциональному испытанию Европейского Союза на прочность.
Европейцы апеллируют к общей основе в виде интеллектуального пространства, христианской традиции. Интеллектуальное пространство старого континента базируется на уникальных ресурсах античной философии, разработавшей широкий спектр научной и культурной тематики. Это наследие оказалось интегрированным в средневековый период в христианство католического Запада. Особым влиянием пользовались труды Платона, Аристотеля, Плотина. Часть философов (как Августин Блаженный) приняла христианство и стала представлять теологическую философскую традицию. В период позднего средневековья европейский Запад в рамках эпохи Возрождения еще раз обозначил свои истоки в античной культуре. Речь шла о науке, искусстве, светском образе, жизни, антропоцентризме, морской логистике и сопровождавших ее географических открытиях.
Светская культура Европы была дополнена реформационным движением, в результате которого европейский Запад стали представлять две модификации жизнедеятельности населения. Протестанты в северной части Европы активно создавали рыночную экономику капитализма и связанную с ней техногенную цивилизацию. Сначала эту миссию возглавляли Нидерланды, затем инициатива перешла к Соединенному Королевству. Часть протестантов под дав-
1 Зиневич А.С. Перспективы участия Республики Беларусь и ЕАЭС в логистическом проекте возрождения «Нового шелкового пути» // Евразийское пространство диалога Беларуси, Казахстана, России, Армении, Кыргызстана: культура, философия, экономика. - Минск, 2016. - С. 262-265.
лением политических обстоятельств с целью поиска новой земли обетованной покинула Европу и обосновалась в Северной Америке. Колонизация происходила под патронажем Соединенного Королевства.
Южная часть Европы упустила инициативу в создании конкурентной среды для северных территорий континента. Этому способствовал консерватизм католической церкви, а также периферийное положение в возникшем трансатлантическом пространстве логистики. Развитию торговли и логистики в Евразии мешала Османская империя. Обходные морские торговые пути из Азии заканчивались в Нидерландах, где имел место высокий спрос на пряности. Взамен транзитом из Нидерландов направлялись драгоценные металлы, добытые в Латинской Америке, на которые был высокий спрос в Индии и странах Юго-Восточной Азии.
Единству интеллектуального пространства Европы способствовал латинский язык. Его роль проявилась в эпоху Возрождения и на территории Беларуси. Уникальным явлением национальной литературы стала новолатинская поэзия. Графические преимущества латиницы ускорили развитие книгопечатанья, типографской деятельности. Печатные книги сделали интеллектуальное пространство Европы еще более устойчивым. В эпоху Возрождения на территории Беларуси типографии получили массовое распространение. Кроме латиницы в них использовались шрифты в виде кириллицы. Было положено начало книгоиздательской деятельности в Московской Руси усилиями Н. Федорова и П. Мстиславца.
Университетское образование на основе латинского языка также способствовало интеллектуальной общности европейских народов. Ее дополняли языковые практики древнегреческого, древнееврейского, формировавшихся национальных языков. В результате обычной была ситуация многоязычия. Так, представители Возрождения из Беларуси свободно владели пятью-шестью языками. Этот языковой ресурс снимал ограничения в межкультурном диалоге и издательской деятельности. Одновременно он позволял сохранять в новоевропейских текстах оригинальную основу древнегреческой, латинской и древнееврейской культур.
Межкультурное пространство способствовало творчеству европейских философов и ученых. Они располагали потенциалом трансграничности в пределах старого континента. В результате философия ХУ11-Х1Х веков генерировала в интеллектуальном пространстве Европы оригинальные концепции, связанные с методологией науки, антропологией, инженерной деятельностью, социологией, экономикой. Британские, немецкие, французские, австрийские мыслители доминировали в этом пространстве по количеству инновационных идей. Достаточно назвать школы британского и французского Просвещения, классическую немецкую философию, марксизм. Общеевропейский статус приобрели школы экзистенциализма, позитивизма, герменевтики, философии жизни, феноменологии, персонализма, неокантианства, психоанализа, структурализма, постмодернизма, философской антропологии, эволюционизма.
Во второй половине XIX столетия возросли риски устойчивому функционированию интеллектуального пространства философии и науки Европы. Причиной стали идеологии национализма, шовинизма, тоталитаризма. Их следствием стали континентальные войны с усилившимися акцентами на массовое уничтожение мирного населения, в том числе творческой интеллигенции. В результате началась массовая миграция представителей философских и научных школ Европы в США. Возникла атмосфера симбиоза европейских интеллектуальных ресурсов с аутентичными практиками североамериканской культуры, мировосприятия, образа жизни, системой ценностей. На этой основе возникло англоязычное пространство трансатлантической философии. Весомый вклад в формирование этой философии внес европейский позитивизм. Англоязычная основа позволила интегрироваться в него представителям Австралии и Новой Зеландии.
Трансатлантическая модель философии жестко интегрирована в геополитическую стратегию США. Вследствие этого она идеологическая и инструментальная по форме. Она базируется на образе США как обществе демократии, свободы, рыночной экономики и предлагает другим локальным пространствам технологии социальной трансформации в форме догоняющей модернизации, либерализации, синергетики динамического хаоса. Ее стандарты базируются на аналитическом стиле мышления и коммуникативном действии. Духовность сводится к тезису о богоизбранности американского народа.
К моменту массовой миграции творческой и интеллектуальной элиты старого континента в США и на Британские острова европейские философские школы стали важным ресурсом для евразийского интеллектуального пространства. Этому способствовали представители такого общественного движения в России как западники. Благодаря их усилиям к задачам модернизации России был адаптирован марксизм. Стратегия предполагала захват политической власти, индустриализацию страны, внедрение стандартов массового образования, территориальной мобильности. Акцент делался на развитие науки и производства. Российская империя была трансформирована в СССР. Новое политическое образование территориально находилось и в Европе, и в Азии.
Через Россию марксизм распространился в Монголию, Китай, Корею, государства Юго-Восточной Азии. Его различные модификации создали общую картину его евразийской локальности. Парадоксальность эволюции марксизма заключена в том, что отказ от этой идеологии в европейских постсоциалистических государствах не привел к отказу от этой политической идеологии в Евразии. Даже в России марксизм продолжает присутствовать в политической системе государства и в общественном сознании на уровне деятельности политической партии коммунистов.
Экзистенциализм занял в России сегмент литературного творчества благодаря творчеству Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина. Он трансформировался в евразийскую сущность на местной почвеннической основе. Позитивизм был адаптирован в евразийских условиях к задачам методологии науки. Он явно не позиционировался, но его влияние на развитие методологии было значительным. Оно позволило советской науке с минимальными потерями сохранить свое присутствие в кибернетике, генетике, психологии. Дореволюционный период культивировавший практики стажировок российских ученых в центрах европейской науки приобрел кумулятивный эффект на многие годы, особенно в сегментах естествознания и техникознания.
Вплоть до тридцатых годов ХХ столетия в европейской среде существовала уверенность в наличии благоприятной научной атмосферы в России. Однако это представление не трансформировалось в массовую миграцию европейских ученых в СССР. Опасения вызывала атмосфера обострения классовой борьбы, репрессии, высылка видных философов и ученых из Советской России, символом которой стал «философский пароход».
Европейские влияния не могли выразить сущность евразийской культуры. Поэтому на уровне национальных государств эта культура опиралась на собственные интеллектуальные ресурсы. Они были локализованы природными факторами географического изоляционизма, возникшего после исчезновения Золотой Орды, создававшей единое пространство межкультурных контактов в Евразии вплоть до Тихого океана. Длительная эпоха географического изоляционизма привела к тому, что России, Китаю, Японии, Индии пришлось в XIX столетии воссоздавать единое евразийское пространство диалога. Восстанавливалось оно трудно, поскольку его участники в лице Китая, Индии, Японии ассоциировались не столько с Евразией, сколько с Азией, имевшей колониальный статус.
Россия, напротив, относилась к Европе и ассоциировалась с политикой европейских метрополий. Марксизм смягчил психологию противостояния России и Китая, создав в их отношениях общую основу борьбы за социальную справедливость, неприятие капитализма. На основе марксизма евразийские акценты сложились в отношениях России с Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей, Кореей. Возникшее в дальневосточной Евразии противостояние коммунистических стран с их противниками ускорило их интеграцию в геополитические интересы США, особенно после подписания капитуляции квантунской армии, завершения второй мировой войны. Прибрежные страны и острова стали частью тихоокеанского региона.
Возрождение интегрированного пространства Евразии началось на основе оригинальных философских школ, среди которых - русский космизм. Эта интеллектуальная традиция возникла на теологической основе, отражавшей стремление человека к Богу. Поскольку расположение Бога связывалось Н. Федоровым с космосом, то неизбежно возникла задача, решение которой требовало инженерного обоснования. Она ясно была сформулирована К. Циолковским и воплотилась в космических технологиях.
Но космизм не сводится только к проблеме перемещения человечества в космическом пространстве. Благодаря исследованиям Л. Чижевского возникла тема влияния космических факторов, в частности, солнечной активности, на жизнедеятельность человечества в условиях Земли. Когда интерес ученых сосредоточился на планетарном пространстве, зазвучала тематика биосферы и ноосферы в работах Н. Вернадского. Она актуализировала экологическую тематику рационального природопользования и обратной связи с биосферой.
Л. Гумилев спроецировал влияние космических факторов на эволюцию евразийского пространства человеческой истории. Он актуализировал интерес к исследованию не только земледельческих, но и лесостепных цивилизаций. Его методологическая позиция заключается в равнозначности социальной динамики культур в истории Земли. Историю актуализирует космическая энергия, которая трансформируется на Земле в материале человечества в форму пассионарных движений, интегрирующих огромные трансконтинентальные пространства не по географическому принципу, а по принципу положительной комплементарности. Границы действия этого принципа формируют границу интегрированного пространства культуры, в частности, евразийской культуры. Пассионарии являются основными пользователями космической энергии и ее продолжением на Земле в виде пассионарного движения. Ресурсы этой энергии в конкретном носителе ограничены. Поэтому активность конкретных пассионарных групп населения носит ограниченный характер. Исчерпавшие энергетический ресурс космоса пассионарии уступают место постоянно генерируемым пассионарным группам. Между ними может иметь место конкуренция и взаимодействие. Так, Золотая Орда фактически поддержала А. Невского в противостоянии крестовым походам. Доминантную роль сыграли положительные комплементарные практики общности евразийских интересов. Именно по этой причине практически без больших людских потерь произошла ротация пассионариев в Северной Евразии - великороссы сменили монголо-татар и интегрировали значительную часть тюркского населения в пространство единой российской культуры.
Трансконтинентальная Евразия представлена в начале XXI столетия пассионариями России, Индии, КНР, Ирана, арабского региона, Турции. Трансконтинентальные задачи в форме использования транзитного потенциала Евразии с выходом на Европейский Союз сформулировала КНР. Россия, КНР, Индия, Турция пошли по пути использования трансконтинентальной логистики Евразии в рамках реализации энергетической программы.
Российская Федерация и КНР в области философии оказались интегрированными в европейские практики интерпретации социальной реальности. Эти практики в современных реалиях обнаружили границы самоорганизации, поэтому происходит их ассимиляция с особенностями аутентичной евразийской среды. Вопрос заключается в восстановлении ценностного статуса общего исторического истока трансконтинентальной Евразии в виде практик интегрированного пространства, логистики, интеллектуального наследия. В Евразии с помощью археологов реконструируется механизм преемственности в функционировании интегральных культурных пространств и их субъектов. Объектами исследования стали Гиперборея, Скифия, Персия, Древний Китай, Древняя Индия, великое переселение народов и феномен тюрков, Средняя Азия.
Экономическая интеграция трансконтинентальной Евразии может быть основана только на принципе взаимодействия европейского и азиатского рынков. В результате эта интеграция не увязывается с методикой жесткого блокового противостояния. Она строится исходя из сформировавшегося единого рынка трансконтинентальной Евразии на уровне энергетических ресурсов, производства и потребления товаров массового спроса. Россия обеспечивает единство этого рынка в энергетическом сегменте деятельности. КНР формирует его стабильность в индустриальном сегменте деятельности. Через потенциал бывших колоний Великобритании и Португалии создан механизм трансфера технологий и инвестиций в евразийский регион. В нем роль экономики Великобритании уникальна. Инвестиционная активность не может ограничиваться только локальным пространством. Она должна располагать ресурсом межрегио-
нальной кооперации. Стратегическое партнерство Великобритании и КНР в экономической сфере является важным фактором синергетики евразийского социального пространства. В рамках Евразийского форума такой же резерв формирования трансконтинентальных интересов в пределах Евразии демонстрирует Италия.
Таким образом, актуальность сохраняют две модели трансконтинентальной Евразии. Одна акцентирована на стратегии интеграции интеграций и охватывает региональные пространства ЕАЭС и Европейского Союза. Это пространство Северной Евразии от Атлантического до Тихого океана. Но у него есть конкурент - модель трансатлантической и тихоокеанской кооперации, инициаторами которой являются США.
Вторая модель трансконтинентальной Евразии опирается на кооперационную основу в рамках БРИКС. Ключевыми взаимодополняющими друг друга экономиками являются экономические системы КНР, России, Индии. Эта модель также ориентирована на потребительский рынок Европейского Союза. Для усиления привлекательности трансконтинентальной Евразии на основе БРИКС нужна логистика, система транспортных коммуникаций. Наиболее активно в эту сферу инвестирует КНР.
Экономическая кооперация постсоветских евразийских государств важна для них в рамках адаптации к жестким условиям конкуренции на рынках глобальной экономики. Формирование экономического пространства евразийских государств сопровождается использованием методик инновационной деятельности, в первую очередь, методологии кластерного подхода. В России этой проблематике посвящен один из национальных докладов1. Не осталась без внимания методология кластерного подхода в Беларуси2. Наиболее ощутимые практические результаты кооперации в рамках реализации инвестиционных проектов получены на основе методологии технопарковой логистики. Особенно активно эта методология используется в белорусско-китайских отношениях. Межвузовские технопарки интегрировали усилия ученых в реализации исследовательских проектов. Индустриальные парки, в частности, «Великий камень», создали практическую основу для промышленной кооперации евразийских экономик с выходом на логистику европейского региона.
В Беларуси практика реализации методологии технопарковой логистики апробирована в сфере 1Т-технологий на примере функционирования Парка высоких технологий3. В евразийском регионе на кооперационной основе высоких технологий формируется экономика знаний4. Она призвана помочь предприятиям производить экспортно-ориентированные товары конечного потребления. Факторы ускорения модернизации создает четвертая промышленная революция с характерными для нее аддитивными технологиями5. В данном контексте эволюции евразийского экономического пространства обсуждается феномен виртуального предприятия6.
Растет значение исследовательских центров евразийской философской культуры. Они имеют интегрированную основу единого интеллектуального пространства, созданную в советский период истории. В этот период происходила естественная миграция научных кадров. Потоки формировались не только по принципу направленности от периферии к центру, но и по горизонтальному кросс-культурному параметру. Так, уроженец Беларуси, А.О. Маковельский после завершения обучения в Казанском университете, стажировки в научных центрах Европы, в 1920 году получил приглашение Народного комиссариата Азербайджанской республики и прибыл в Баку. Здесь он создал крупный центр исследований евразийской философии. Важное место в этих исследованиях отводилось изучению азербайджанской философии7. Подобные исследования сформировали предметное поле философии народов СССР.
В обществознании постсоветского периода актуализируется комплексное рассмотрение евразийской тематики. Особый интерес вызывают проблемы институционального оформления отношений евразийских государств, формирования новых геополитических и экономических конфигураций социального пространства. Поэтому плановые мероприятия интеграционной направленности должны учитывать синергетику социального пространства8. Решить эту задачу помогает методология партикулярных структур. В этой методологии важную роль играет тематика социальной
9
психологии партикулярных структур .
Евразийский вектор центрирует интересы государств, их стремление к интеграции во всех областях жизнедеятельности социума. Посредством подобной методологии преодолевается замкнутость бюрократических региональных структур, сохраняется актуальность двусторонних отношений в условиях разной степени готовности стран и их эко-
1 Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад / Редсовет Евтушенко В.П., Кириенко С.В., Чубайс А.Б. - М., 2008.
2 Лойко А.И. Социальная динамика партикулярных структур и методология кластерного подхода // Вестник Пермского университета. Серия Философия. Психология. Социология. 2012. - № 2. - С. 151-158.
3 Цепкало В.В., Старжинский В.П. Парк высоких технологий как инновационный проект на пространстве ЕАЭС // Евразийское пространство диалога Беларуси, Казахстана, России, Армении, Кыргызстана: культура, философия, экономика. - Минск, 2016. -С. 16-20.
4 Старжинский В.П., Цепкало В.В. На пути к обществу инноваций. - Минск, 2016.
5 Лойко А.И. Четвертая промышленная революция: риски Евразии // Thesaurus: збортк навуковых прац. Выпуск 3. 1нфарма-цыйна-прававое поле еуразшскай штэграцьн. - Магшеу, 2016. - С. 52-62.
6 Анфимова М. Л. Виртуальные предприятия как одно из направлений развития рынка инновационных технологий // Модернизация хозяйственного механизма сквозь призму экономических, правовых и инженерных подходов. - Минск, 2015. - С. 58-61.
7 Лойко А.И. Исследовательские центры межкультурного диалога евразийских культур // Евразийское пространство диалога Беларуси, Казахстана, России, Армении, Кыргызстана: культура, философия, экономика. - Минск, 2016. - С. 42-46.
8 Лойко А.И. Синергетика социального пространства: евразийский регион. - Саарбрюккен, 2015.
9 Лойко А.И. Социальная психология партикулярных структур. - Саарбрюккен, 2016.
номик к единому экономическому пространству. Пример подобной интерпретации евразийского вектора создали Беларусь и Россия в форме Союзного государства1.
Участникам интеграционных объединений необходим трансконтинентальный статус Евразии. Подобный статус минимизирует риски евразийских экономик, характерные для межконтинентального статуса. Историческая судьба Византии постоянно будет напоминать о том, что между Западом и Востоком должна существовать равнозначная им по территориальному, военно-политическому и экономическому ресурсу Евразия.
1 Лойко А.И. Евразийский вектор в отношениях Беларуси и России. - Саарбрюккен, 2012.
334