С. М. Ванькович
Эволюция дамского жакета (к вопросу о формировании ассортимента женской одежды в Х1Х веке)
Такой привычный, и, без сомнения, самый функциональный предмет дамского гардероба - жакет - имеет, как оказалось, не очень долгую историю. Все относительно, но попробуем проследить, что же происходило с этим ныне популярным предметом одежды в XIX веке?
Наука об истории костюма не всегда склонна к точным датировкам. Но, обратившись к началу XIX века, отметим, что европейская мода в это время восхищается античностью. Эллинский идеал красоты, культ физически совершенного тела, мягкие драпировки тканей стали важными для формирования нового образа в женской моде. Парики, каблуки и корсеты исчезли в женском костюме вместе со стилем рококо. Убеждение в абсолютной ценности античного искусства и моды для европейского общества в начале XIX столетия было непререкаемым.
Дамская мода должна была подчеркивать телесную красоту и здоровье. В российском журнале «Московский меркурий» еще в 1803 году писали, что «...в нынешнем костюме главным почитается обрисовывание тела. Если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеет одеваться или хочет отличиться странностью. Когда нимфа идет, платье искусно подобрано и позади гладко обтянутое показывает всю игру мускулов ее при каждом шаге...»
В женском костюме этому стилю открывались, казалось, бесконечные горизонты. Одежда повторяла естественные очертания человеческого тела, подчеркивая тем самым природную красоту и грацию. Но, с одной стороны, в таких нарядах было холодно (вспомним, что белье, в современном понимании этого ассортимента, тогда практически отсутствовало), а с другой - подобные силуэты совсем не учитывали возраст и, главное, формы и пропорции дам. Точную и несколько ироничную характеристику костюмов этого периода представляет в своих записках известный мемуарист Ф. Ф. Вигель.1
1 «Что касается до женщин, то все они хотели казаться древними статуями с пьедестала сошедшими... Как бы то ни было, но костюмы, коих память одно ваяние сохранило на берегах Егейского моря и Тибра, возобновлены на Сене и переняты на Неве. Если бы не мундиры и не фраки, то на балы можно было бы тогда глядеть, как на древние барельефы и на этрусские вазы. И право, было недурно: на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто и свежо; собранные в виде диадемы волосы так украшали их молодое чело...не страшась
35
То ли от холода, то ли устав от минимализма антикизирующих платьев, которые дополнялись только шалями, но именно в начале Х1Х столетия дамы отчаянно посягнули на мужской гардероб, «позаимствовав» там спенсер - короткую куртку на подкладке с центральной застежкой на пуговицы. Это и был прообраз настоящего женского жакета. Первоначально дамские спенсеры вовсе не напоминали традиционный жакет на подкладке, а повторяли линию лифа ампирного платья с завышенной талией. Примечательно, что в данном случае спенсер буквально сливается с конструктивными линиями покроя платья, пропорции точно повторяют известный ампирный силуэт. Его талия завышена, горловина оформлена отложным воротником, который завершается центральной застежкой. Этот функциональный чисто мужской элемент костюма в ранний период пытались замаскировать декоративной отделкой - так линия застежки на полочке смещалась или украшалась. Тем не менее, развитие нового типа дамского жакета - спенсера - требовало иных конструктивных решений - рельефы и подрезы на спинке, нагрудные вытачки на полочке. Здесь была неуместна драпировка, ибо форма (как в мужском костюме) создавалась искусством точного кроя и для их выполнения стали применять более плотные ткани на подкладке. Длина спенсеров постепенно увеличивалась. В 1830-40 годы эти курточки уже доходили до талии и стали необходимым дополнением женского костюма, благодаря их бесспорным функциональным качествам.
Сам факт появления в женской моде новых функциональных предметов верхней одежды весьма примечателен. Это сближало мужской и женский костюм, придавая последнему некоторые черты демократизма и рациональности. Все чаще форма дамского платья создавалась посредством точного кроя. Фигура не акцентировалась драпировками, а корректировалась, благодаря геометрическим очертаниям конструкции, как в мужской одежде. Такая тенденция способствовала определенной общности силуэтов мужского и женского костюма, что существенно отличало последующую моду от прошлых лет. Но для того, чтобы дамский жакет приобрел ту привычную роль в формировании современного женского гардероба, понадобится не одно десятилетие. Например, в 1850-1860-е годы, когда мода на кринолины диктовала максимальную ширину юбки (диаметр по низу мог равняться 1,5 метрам!) жакеты фи-
ужасов зимы, они были в полупрзрачных платьях, кои плотно охватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете. Но каково было дородным женщинам? Им не так выгодно было выказывать формы; ну что ж, и они из русских Матрен перешли в римские матроны» (цит. по к.: Вигель Ф. Ф. Записки. Т.1. - С. 178).
зически не могли иметь лаконичный прямой или полуприлегающий силуэт. Поэтому были популярны приталенные жакеты, которые назывались казакин и полностью повторяли форму платья. В это время стали появляться и более демократичные формы жакетов - трапециевидной формы, не отрезные по линии талии, из однотонной ткани и даже без отделки.
Новая буржуазно-демократическая культура, отличавшаяся универсализмом, уже в первой половине Х1Х века заметно изменила характер элитарного дамского костюма. Техническое совершенствование мануфактурного производства сделало возможным массовый выпуск предметов, составляющих костюм. Немаловажным был тот факт, что цена на эти изделия была значительно ниже, чем на модели, которые заказывали индивидуально в модном салоне или мастерской. Таким образом, постепенно к середине Х1Х столетия стали нивелироваться сословные признаки в городском костюме, что привнесло черты демократизма в аристократическую моду и существенно приблизило появление делового костюма в женском гардеробе. Однако устойчивую традицию формы дамского платья преодолевали неспешно. Встречались светские модели, отличающиеся вариабельностью назначения и использования отдельных частей в зависимости от комплектации. Одним из примеров можно назвать бархатное платье из собрания ГЭ, выполненное в Париже фирмой Ворта. Оно состояло из одной юбки и двух лифов - визитного и вечернего. Эти образцы свидетельствовали о развитии в женской элитарной моде элементов целесообразности и рациональности. Подобные признаки, естественно, заимствовались в мужском костюме. Именно в это время дамские модели стали строго дифференцироваться по назначению и применению. Платья повседневные (деловые, визитные, для улицы и путешествий) существенно отличались от нарядов вечерних (бальных и театральных).
Причиной распространения практичной и строгой одежды в это время было появление новой социальной группы женщин - студенток и служащих. Привнесение делового характера в женскую одежду инспирировало появление так называемого английского костюма, состоящего из жакета, юбки и блузки - поистине незаменимого комплекта в грядущем ХХ столетии. И хотя такие костюмы больше напоминали сложные формы платьев, прогресс в развитии женского ассортимента деловой одежды был налицо.
Первые жакеты, надеваемые с платьем, известны значительно раньше - заметим, что упоминаемые нами спенсеры появились в женском гардеробе именно в тот короткий период моды, когда в течение 1215 лет корсеты не носили. Но принципиально новым во второй половине Х1Х столетия было разделение опорно-конструктивной нагрузки
одежды на две составляющие: плечевой пояс (жакет и блузка) и область талии (юбка). В этой ситуации важным был не только прецедент заимствования «как в мужском варианте», но и выбор наиболее удобного и рационального решения. Теоретически проблему распределения массы одежды на фигуре в это время заинтересованно обсуждали и успешно решали врачи. Здесь же, соответственно, поднимался и не менее важный вопрос усовершенствования дамского белья, которое тогда не отвечало требованиям физиологии и гигиены. В 1880-х годах в Лондоне был организован союз, возглавляемый врачами, которые выступали за реформацию одежды в гармоничном соотношении «красоты и пользы». Леди Хэбертон (позже - глава реформаторского движения) выступила даже с предложением сделать брюки (шаровары) основным ассортиментом дамского гардероба.
Творцы и целители общими усилиями, наконец, решили проблему создания костюма, идея которого была воплощена известным голландским архитектором Ван де Вельде. Он разработал конструкцию женской одежды, где основными, фиксирующими нагрузку частями фигуры выступали плечевой пояс, область талии и бедер. Первое время, по сложившейся традиции, дамский лаконичный костюм, состоящий из длинной юбки, блузы и прилегающего жакета все равно носили с корсетом, потому что эстетический идеал красоты того времени требовал подчеркнуто узкой талии и широкой линии бедер. Эту устоявшуюся традицию психологически было невозможно преодолеть в короткий промежуток времени, и деловой характер образа в целом подчеркивали деталями, заимствуя последние опять же в мужской моде. Прежде всего, это был выбор ткани по фактуре и цвету напоминающей мужской пиджак (темные оттенки, гладкие фактуры), отсутствие собственно дамских отделок - вышивки и аппликаций, использование геометрической линии лацкана и воротника, ношение с жакетом чисто мужских аксессуаров -галстука и жилета.
В моде следующего XX века произошли поистине революционные изменения в формировании ассортимента дамской одежды. Казалось, женщины в погоне за равноправие заимствовали все не только из гардероба мужской, но даже из их облика. Тем не менее, дамский жакет в теперь уже прошлом веке, аккумулируя опыт рациональности и функции, в лучших образцах не потерял своих главных качеств - женственности и универсальности. И, что немаловажно, не исчерпал при этом возможностей к изменению и совершенствованию.