ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ДИНАМИКИ ЦЕН
Р. Ю. ЧЕРКАШНЕВ
В статье рассматривается, что динамика цен носит эволюционный характер, и цена на тот или иной товар зависит не только от цены в предыдущий период времени, но и от предыстории, т. е. от траектории изменения цены.
Ключевые слова: эволюция, цена, динамика, марковские процессы, регрессионная зависимость.
Ценовая ситуация в потребительском секторе экономики является напряженной. Особенностями ценовых изменений на товары и услуги в 20052010 гг. являются: замедление в 2005-2006 гг., активизация в 2007-2008 гг. и замедление в 20092010 гг. инфляционных процессов на потребительском рынке как на территории Тамбовской области, так и по России в целом. Основной составляющей инфляции по-прежнему осталось продовольствие, значительный «вклад» в инфляцию внесли платные услуги, оказываемые населению, и сохранилась тенденция к удорожанию цен на непродовольственные товары.
Проведем более углубленный анализ цен по различным группам товаров.
В данной группе продовольственных товаров были проанализированы: фарш мясной, пельмени, манты, равиоли, печень говяжья, говядина (кроме бескостного мяса), говядина бескостная, свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), окорочка куриные, свинина бескостная, баранина (кроме бескостного мяса), сосиски, сардельки, колбаса полукопченая, колбаса сырокопченая, колбаса вареная I сорта, колбаса вареная высшего сорта, мясокопчености, кулинарные изделия из птицы, говядина, свинина тушеная консервированная [3].
Очевидно, что сравнение абсолютного уровня цен на различные товары, входящие в данную группу, является некорректным. В то же время анализ индексов цен (отношение цены единицы товара текущего года к соответствующему показателю предыдущего года) представляет научный и практический интерес. Данный анализ позволяет ответить на следующие вопросы: 1. Является ли данная группа товаров однородной? 2. Обладает ли индекс цен каждого товара своим специфическим трендом или для данной группы характер-
на некоторая общая тенденция? 3. Существует ли адекватная регрессионная временная зависимость динамики цен по каждому товару?
Проанализируем группы мясных продуктов на однородность по индексу цен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ однородности по индексу цен группы мясных продуктов
Годы Показатели
Среднее Стандартное Коэффициент
значение отклонение вариации
2003 107,35 7,70 0,072
2004 118,60 15,24 0,128
2005 117,26 6,44 0,055
2006 104,99 5,84 0,056
2007 109,39 5,00 0,046
2008 127,82 7,69 0,060
2009 100,18 5,63 0,056
2010 102,95 6,74 0,065
Из приведенной таблицы следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной. Вопрос о неоднородности рассматриваемой совокупности возникает, если коэффициент вариации превосходит значение 0,33, в данном же случае он меньше 0,13 [2].
Проведенные нами расчеты, отражающие динамику индекса цен, оказались неадекватными (для всех проанализированных 104 видов продукции), что отражает факт отсутствия выраженной тенденции взаимосвязи текущего индекса с предыдущим. В то же время, выражая все виды продукции в сопоставимых ценах 2002 г. и используя многолетние данные, нами были получены адекватные зависимости с надежными статистическими характеристиками. Данное обстоятельство отражает тот факт, что динамика цен носит эволюционный характер и цена на тот или иной товар зависит не только (и даже не столько) от цены
в предыдущий период времени, но и от предыстории, т. е. от траектории изменения цены. Тем самым можно констатировать, что широко используемая в практике статистических исследований теория марковских процессов [1] не является адекватным аппаратом, описывающим инфляционные процессы на потребительском рынке.
Сопоставимый же характер цен позволяет производить сравнительный анализ вне зависимости от длительности временного интервала.
Уравнения регрессии, отражающие динамику цен на группу мясных продуктов по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 2.
Таблица 2
Уравнения регрессии, отражающие динамику цен на группу мясных продуктов по отношению к уровню 2002 г. (2002 г. = 1,00)
Вид продукции Уравнение регрессии
Фарш мясной Y=0,92+0,22t
Пельмени, манты, равиоли Y=0,89+0,12t
Печень говяжья Y=1,03+0,16t
Говядина (кроме бескостного мяса) Y=0,94+0,24t
Говядина бескостная Y=0,99+0,24t
Свинина (кроме бескостного мяса) Y=1,13+0,19t
Куры (кроме куриных окорочков) Y=1,03+0,12t
Окорочка куриные Y=0,83+0,19t
Баранина (кроме бескостного мяса) Y=0,84+0,25t
Свинина бескостная Y= 1,05+0,16t
Сосиски, сардельки Y=0,80+0,22t
Колбаса полукопченая Y=0,87+0,17t
Колбаса сырокопченая Y=0,90+0,13t
Колбаса вареная I сорта Y=0,70+0,22t
Колбаса вареная высшего сорта Y=0,72+0,23t
Мясокопчености Y=0,92+0,10t
Кулинарные изделия из птицы Y=1,04+0,09t
Говядина, свинина тушеная консервированная Y=0,78+0,14t
Все построенные зависимости адекватны с уровнем надежности 99,9 %; коэффициент корреляции изменяется в пределах 0,96-0,99.
Продемонстрируем некоторые зависимости в графическом виде на рисунках 1 и 2:
T
Рис. 1. Динамика относительных цен на фарш мясной
0123456789
Ї
Рис. 2. Динамика относительных цен на пельмени, манты, равиоли
Таблица 3
Анализ однородности по индексу цен группы рыбных продуктов
Годы Показатели
Среднее Стандартное Коэффициент
значение отклонение вариации
2003 115,20 15,48 0,134
2004 109,27 12,45 0,114
2005 113,80 9,55 0,084
2006 107,20 5,96 0,056
2007 107,09 12,24 0,114
2008 115,93 3,92 0,034
2009 104,64 9,58 0,092
2010 115,20 15,48 0,134
Из приведенной таблицы 3 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.
Уравнения регрессии, отражающие динамику цен на группу рыбных продуктов по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 4.
Таблица 4
Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен на группу рыбных продуктов (2002 г. = 1,00)
Вид продукции Уравнение регрессии
Рыба живая и охлажденная Y=0,93+0,19t
Рыба соленая, маринованная, копченая Y=0,99+0,19t
Рыба мороженая разделанная (кроме лососевых пород) Y=0,89+0,12t
Рыба мороженая неразделанная Y=1,05+0,15t
Икра лососевых рыб, отечественная Y=1,25+0,13t
Соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы Y=1,04+0,08t
Сельдь соленая Y=1,17+0,07t
Консервы рыбные натуральные и с добавлением масла Y=0,86+0,15t
Консервы рыбные в томатном соусе Y=0,83+0,13t
Таблица 5
Анализ однородности по индексу цен группы «молоко и молочные продукты»
Годы Показатели
Среднее значение Стандартное отклонение Коэффициент вариации
2003 113,14 4,39 0,039
2004 110,06 4,32 0,039
2005 111,56 3,48 0,031
2006 107,75 6,61 0,061
2007 133,79 13,80 0,103
2008 108,15 13,69 0,127
2009 102,65 7,45 0,073
2010 110,52 6,15 0,056
Из приведенной таблицы 5 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.
Уравнения регрессии, отражающие динамику цен по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 6.
Таблица 6
Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен группы «молоко и молочные продукты» (2002 г. = 1,00)
Из приведенной таблицы 7 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.
Уравнения регрессии, отражающие динамику цен по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 8.
Таблица 8
Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен группы «крупяные и хлебобулочные изделия» (2002 г. = 1,00)
Вид продукции Уравнение регрессии
Мука пшеничная Y=0,97+0,24t
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный Y=0,72+0,31t
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта Y=0,57+0,34t
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов Y=1,01 +0,28t
Булочные изделия сдобные из муки высшего сорта штучные Y=0,07+0,52t
Бараночные изделия Y=0,76+0,20t
Рис шлифованный, кг Y=0,71+0,29t
Крупа манная, кг Y=0,83+0,23t
Пшено, кг Y=0,85+0,31t
Горох и фасоль, кг Y=0,57+0,25t
Крупа гречневая-ядрица, кг Y=0,30+0,27t
Крупы овсяная и перловая,кг Y=0,90+0,38t
Овсяные хлопья Геркулес, кг Y=0,96+0,20t
Вермишель, кг Y=0,95+0,18t
Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта, кг Y=0,97+0,15t
Таблица 9
Анализ однородности по индексу цен группы «кондитерские изделия»
Годы Показатели
Среднее Стандартное Коэффициент
значение отклонение вариации
2003 107,19 11,77 0,110
2004 104,77 6,86 0,065
2005 105,14 4,98 0,047
2006 111,70 6,28 0,056
2007 108,76 5,91 0,054
2008 128,28 16,84 0,131
2009 114,99 12,61 0,110
2010 104,89 6,43 0,061
Из приведенной таблицы 9 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.
Уравнения регрессии, отражающие динамику цен по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 10.
Таблица 10
Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен группы «кондитерские изделия»
(2002 г. = 1,00)
Вид продукции Уравнение регрессии
Сахар-песок Y=0,56+0,15t
Печенье Y=0,66+0,26t
Пряники Y=0,78+0,326t
Зефир, пастила Y=0,76+0,17t
Карамель Y=0,73+0,16t
Конфеты мягкие, глазированные шоколадом Y=0,77+0,17t
Шоколад Y=0,72+0,18t
Кексы, рулеты Y=0,82+0,18t
Торты Y=0,94+0,13t
Жевательная резинка Y=0,75+0,14t
Конфеты шоколадные натуральные и с добавками Y=0,73+0,19t
Варенье, джем, повидло Y=0,62+0,16t
Мед пчелиный натуральный Y=0,69+0,22t
Кофе натуральный растворимый Y=0,70+0,13t
Чай черный байховый Y=0,83+0,11t
Вид продукции Уравнение регрессии
Масло сливочное Y=0,74+0,21t
Сметана Y=0,89+0,20t
Кисломолочные продукты Y=0,88+0,20t
Творог жирный Y=0,92+0,22t
Сырки творожные, глазированные шоколадом Y=0,94+0,13t
Творог нежирный Y=0,79+0,23t
Молоко цельное разливное Y=0,79+0,25t
Молоко цельное пастеризованное, стерилизованное 2,5-3,2% жирности Y=0,72+0,32t
Йогурт Y=0,72+0,32t
Молоко сгущенное с сахаром Y=0,88+0,19t
Смеси сухие молочные для детского питания Y=0,83+0,24t
Сыры сычужные твердые и мягкие Y=0,85+0,20t
Сыры плавленые Y=1,04+0,08t
Национальные сыры и брынза Y=0,91+0,16t
Таблица 7
Анализ однородности по индексу цен группы «крупяные и хлебобулочные изделия»
Годы Показатели
Среднее значение Стандартное отклонение Коэффициент вариации
2003 126,89 28,08 0,221
2004 111,97 21,15 0,189
2005 97,12 8,29 0,085
2006 115,64 13,44 0,116
2007 139,67 21,16 0,152
2008 124,12 14,24 0,115
2009 97,21 8,20 0,084
2010 127,39 39,61 0,311
Таблица 11
Анализ однородности по индексу цен группы «воды и вино-водочные изделия»
Из приведенной таблицы 11 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.
Уравнения регрессии, отражающие динамику цен по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 12.
Таблица 12
Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен группы «воды и вино-водочные изделия» (2002 г. = 1,00)
Из приведенной таблицы 13 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.
Уравнения регрессии, отражающие динамику цен по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 14.
Таблица 14
Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен группы «овощи и фрукты»
(2002 г. = 1,00)
Вид продукции Уравнение регрессии
Консервы овощные закусочные, обеденные Y=0,57+0,31t
Овощи натуральные консервированные, маринованные Y=0,85+0,15t
Консервы овощные для детского питания Y=0,85+0,18t
Консервы томатные Y=0,67+0,23t
Кетчуп Y=0,77+0,16t
Соки фруктовые Y=1,08+0,06t
Консервы фруктово-ягодные для детского питания Y=0,92+0,16t
Картофель Y=0,18+0,21t
Капуста белокочанная свежая Y=0,26+0,32t
Лук репчатый Y=0,59+0,16t
Свекла столовая Y=0,64+0,28t
Морковь Y=0,29+0,28t
Чеснок Y=0,99+0,24t
Яблоки Y=0,74+0,32t
Груши Y=0,86+0,24t
Апельсины Y=0,79+0,11t
Виноград Y=1,11+0,03t
Лимоны Y=0,78+0,23t
Сухофрукты Y=0,74+0,20t
Бананы Y=0,91+0,07t
Расчеты, проведенные по группам непродовольственных товаров и платных услуг также показали однородность выделенных групп и адекватность зависимостей, отражающих динамику относительных цен.
Итак, мы ответили на поставленные ранее вопросы: данная группа товаров является однородной; для данной группы характерна некоторая общая тенденция; существует адекватная регрессионная временная зависимость динамики цен по каждому товару. Было доказано, что динамика цен носит эволюционный характер и цена на тот или иной товар зависит не только от цены в предыдущий период времени, но и от предыстории, т.е. от траектории изменения цены. Тем самым констатировали, что широко используемая в практике статистических исследований теория марковских процессов не является адекватным аппаратом, описывающим инфляционные процессы на потребительском рынке.
Литература
1. Кремер Н. Ш., Путко Б. А. Эконометрика: учебник для вузов / под ред. Н. Ш. Кремера. М., 2005.
Годы Показатели
Среднее значение Стандартное отклонение Коэффициент вариации
2003 105,97 5,94 0,056
2004 107,31 3,53 0,033
2005 106,10 7,21 0,068
2006 114,23 9,99 0,087
2007 111,65 8,31 0,074
2008 115,42 4,24 0,037
2009 111,64 10,79 0,097
2010 107,09 6,26 0,058
Вид продукции Уравнение регрессии
Водка крепостью 40 % об. спирта и выше обыкновенного качества Y=0,91+0,14t
Водка крепостью 40 % об. спирта и выше повышенного качества Y=1,02+0,09t
Вино виноградное крепленое крепостью до 20 % об. спирта Y=0,30+0,41t
Вино виноградное столовое (сухое, полусухое, полусладкое) крепостью до 14 % об. спирта и содержанием до 8 % сахара Y=0,63+0,25t
Коньяк ординарный отечественный Y=0,84+0,15t
Коньяк импортный Y=0,82+0,13t
Вино игристое отечественное Y=0,87+0,07t
Пиво отечественное Y=0,71 +0,16t
Пиво зарубежных торговых марок Y=096+0,12t
Вода минеральная Y=0,78+0,18t
Вода газированная (кроме минеральной) Y=0,84+0,14t
Таблица 13
Анализ однородности по индексу цен группы «овощи и фрукты»
Годы Показатели
Среднее значение Стандартное отклонение Коэффициент вариации
2003 104,94 25,82 0,246
2004 109,09 20,29 0,186
2005 116,25 14,55 0,125
2006 109,64 11,87 0,108
2007 123,78 29,85 0,241
2008 110,30 22,52 0,204
2009 107,29 14,67 0,137
2010 130,36 41,58 0,319
2. Магнус Я. Р., Катышев П. К., Пересецкий А. А. Эконометрика: начальный курс: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000.
3. Нагамова М. С., Толстых Т. Н. Ценовая стратегия сетевых компаний при перекрестном субсидировании // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3-4.
* * *
EVOLUTIONARY NATURE OF DYNAMICS OF THE PRICES
R. Yu. Cherkashnev
In the article dynamics of the prices that has evolutionary character and the price for these or those goods depends not only on the price during the previous period of time, but also from background, i.e. from a trajectory of change of the price is considered.
Key words: evolution, price, dynamics, markov processes, regression dependence.