Научная статья на тему 'Эволюционный характер динамики цен'

Эволюционный характер динамики цен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / ЦЕНА / ДИНАМИКА / МАРКОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГРЕССИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / EVOLUTION / PRICE / DYNAMICS / MARKOV PROCESSES / REGRESSION DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкашнев Роман Юрьевич

В статье рассматривается, что динамика цен носит эволюционный характер, и цена на тот или иной товар зависит не только от цены в предыдущий период времени, но и от предыстории, т. е. от траектории изменения цены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTIONARY NATURE OF DYNAMICS OF THE PRICES

In the article dynamics of the prices that has evolutionary character and the price for these or those goods depends not only on the price during the previous period of time, but also from background, i.e. from a trajectory of change of the price is considered.

Текст научной работы на тему «Эволюционный характер динамики цен»

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ДИНАМИКИ ЦЕН

Р. Ю. ЧЕРКАШНЕВ

В статье рассматривается, что динамика цен носит эволюционный характер, и цена на тот или иной товар зависит не только от цены в предыдущий период времени, но и от предыстории, т. е. от траектории изменения цены.

Ключевые слова: эволюция, цена, динамика, марковские процессы, регрессионная зависимость.

Ценовая ситуация в потребительском секторе экономики является напряженной. Особенностями ценовых изменений на товары и услуги в 20052010 гг. являются: замедление в 2005-2006 гг., активизация в 2007-2008 гг. и замедление в 20092010 гг. инфляционных процессов на потребительском рынке как на территории Тамбовской области, так и по России в целом. Основной составляющей инфляции по-прежнему осталось продовольствие, значительный «вклад» в инфляцию внесли платные услуги, оказываемые населению, и сохранилась тенденция к удорожанию цен на непродовольственные товары.

Проведем более углубленный анализ цен по различным группам товаров.

В данной группе продовольственных товаров были проанализированы: фарш мясной, пельмени, манты, равиоли, печень говяжья, говядина (кроме бескостного мяса), говядина бескостная, свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), окорочка куриные, свинина бескостная, баранина (кроме бескостного мяса), сосиски, сардельки, колбаса полукопченая, колбаса сырокопченая, колбаса вареная I сорта, колбаса вареная высшего сорта, мясокопчености, кулинарные изделия из птицы, говядина, свинина тушеная консервированная [3].

Очевидно, что сравнение абсолютного уровня цен на различные товары, входящие в данную группу, является некорректным. В то же время анализ индексов цен (отношение цены единицы товара текущего года к соответствующему показателю предыдущего года) представляет научный и практический интерес. Данный анализ позволяет ответить на следующие вопросы: 1. Является ли данная группа товаров однородной? 2. Обладает ли индекс цен каждого товара своим специфическим трендом или для данной группы характер-

на некоторая общая тенденция? 3. Существует ли адекватная регрессионная временная зависимость динамики цен по каждому товару?

Проанализируем группы мясных продуктов на однородность по индексу цен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ однородности по индексу цен группы мясных продуктов

Годы Показатели

Среднее Стандартное Коэффициент

значение отклонение вариации

2003 107,35 7,70 0,072

2004 118,60 15,24 0,128

2005 117,26 6,44 0,055

2006 104,99 5,84 0,056

2007 109,39 5,00 0,046

2008 127,82 7,69 0,060

2009 100,18 5,63 0,056

2010 102,95 6,74 0,065

Из приведенной таблицы следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной. Вопрос о неоднородности рассматриваемой совокупности возникает, если коэффициент вариации превосходит значение 0,33, в данном же случае он меньше 0,13 [2].

Проведенные нами расчеты, отражающие динамику индекса цен, оказались неадекватными (для всех проанализированных 104 видов продукции), что отражает факт отсутствия выраженной тенденции взаимосвязи текущего индекса с предыдущим. В то же время, выражая все виды продукции в сопоставимых ценах 2002 г. и используя многолетние данные, нами были получены адекватные зависимости с надежными статистическими характеристиками. Данное обстоятельство отражает тот факт, что динамика цен носит эволюционный характер и цена на тот или иной товар зависит не только (и даже не столько) от цены

в предыдущий период времени, но и от предыстории, т. е. от траектории изменения цены. Тем самым можно констатировать, что широко используемая в практике статистических исследований теория марковских процессов [1] не является адекватным аппаратом, описывающим инфляционные процессы на потребительском рынке.

Сопоставимый же характер цен позволяет производить сравнительный анализ вне зависимости от длительности временного интервала.

Уравнения регрессии, отражающие динамику цен на группу мясных продуктов по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 2.

Таблица 2

Уравнения регрессии, отражающие динамику цен на группу мясных продуктов по отношению к уровню 2002 г. (2002 г. = 1,00)

Вид продукции Уравнение регрессии

Фарш мясной Y=0,92+0,22t

Пельмени, манты, равиоли Y=0,89+0,12t

Печень говяжья Y=1,03+0,16t

Говядина (кроме бескостного мяса) Y=0,94+0,24t

Говядина бескостная Y=0,99+0,24t

Свинина (кроме бескостного мяса) Y=1,13+0,19t

Куры (кроме куриных окорочков) Y=1,03+0,12t

Окорочка куриные Y=0,83+0,19t

Баранина (кроме бескостного мяса) Y=0,84+0,25t

Свинина бескостная Y= 1,05+0,16t

Сосиски, сардельки Y=0,80+0,22t

Колбаса полукопченая Y=0,87+0,17t

Колбаса сырокопченая Y=0,90+0,13t

Колбаса вареная I сорта Y=0,70+0,22t

Колбаса вареная высшего сорта Y=0,72+0,23t

Мясокопчености Y=0,92+0,10t

Кулинарные изделия из птицы Y=1,04+0,09t

Говядина, свинина тушеная консервированная Y=0,78+0,14t

Все построенные зависимости адекватны с уровнем надежности 99,9 %; коэффициент корреляции изменяется в пределах 0,96-0,99.

Продемонстрируем некоторые зависимости в графическом виде на рисунках 1 и 2:

T

Рис. 1. Динамика относительных цен на фарш мясной

0123456789

Ї

Рис. 2. Динамика относительных цен на пельмени, манты, равиоли

Таблица 3

Анализ однородности по индексу цен группы рыбных продуктов

Годы Показатели

Среднее Стандартное Коэффициент

значение отклонение вариации

2003 115,20 15,48 0,134

2004 109,27 12,45 0,114

2005 113,80 9,55 0,084

2006 107,20 5,96 0,056

2007 107,09 12,24 0,114

2008 115,93 3,92 0,034

2009 104,64 9,58 0,092

2010 115,20 15,48 0,134

Из приведенной таблицы 3 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.

Уравнения регрессии, отражающие динамику цен на группу рыбных продуктов по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 4.

Таблица 4

Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен на группу рыбных продуктов (2002 г. = 1,00)

Вид продукции Уравнение регрессии

Рыба живая и охлажденная Y=0,93+0,19t

Рыба соленая, маринованная, копченая Y=0,99+0,19t

Рыба мороженая разделанная (кроме лососевых пород) Y=0,89+0,12t

Рыба мороженая неразделанная Y=1,05+0,15t

Икра лососевых рыб, отечественная Y=1,25+0,13t

Соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы Y=1,04+0,08t

Сельдь соленая Y=1,17+0,07t

Консервы рыбные натуральные и с добавлением масла Y=0,86+0,15t

Консервы рыбные в томатном соусе Y=0,83+0,13t

Таблица 5

Анализ однородности по индексу цен группы «молоко и молочные продукты»

Годы Показатели

Среднее значение Стандартное отклонение Коэффициент вариации

2003 113,14 4,39 0,039

2004 110,06 4,32 0,039

2005 111,56 3,48 0,031

2006 107,75 6,61 0,061

2007 133,79 13,80 0,103

2008 108,15 13,69 0,127

2009 102,65 7,45 0,073

2010 110,52 6,15 0,056

Из приведенной таблицы 5 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.

Уравнения регрессии, отражающие динамику цен по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 6.

Таблица 6

Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен группы «молоко и молочные продукты» (2002 г. = 1,00)

Из приведенной таблицы 7 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.

Уравнения регрессии, отражающие динамику цен по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 8

Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен группы «крупяные и хлебобулочные изделия» (2002 г. = 1,00)

Вид продукции Уравнение регрессии

Мука пшеничная Y=0,97+0,24t

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный Y=0,72+0,31t

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта Y=0,57+0,34t

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов Y=1,01 +0,28t

Булочные изделия сдобные из муки высшего сорта штучные Y=0,07+0,52t

Бараночные изделия Y=0,76+0,20t

Рис шлифованный, кг Y=0,71+0,29t

Крупа манная, кг Y=0,83+0,23t

Пшено, кг Y=0,85+0,31t

Горох и фасоль, кг Y=0,57+0,25t

Крупа гречневая-ядрица, кг Y=0,30+0,27t

Крупы овсяная и перловая,кг Y=0,90+0,38t

Овсяные хлопья Геркулес, кг Y=0,96+0,20t

Вермишель, кг Y=0,95+0,18t

Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта, кг Y=0,97+0,15t

Таблица 9

Анализ однородности по индексу цен группы «кондитерские изделия»

Годы Показатели

Среднее Стандартное Коэффициент

значение отклонение вариации

2003 107,19 11,77 0,110

2004 104,77 6,86 0,065

2005 105,14 4,98 0,047

2006 111,70 6,28 0,056

2007 108,76 5,91 0,054

2008 128,28 16,84 0,131

2009 114,99 12,61 0,110

2010 104,89 6,43 0,061

Из приведенной таблицы 9 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.

Уравнения регрессии, отражающие динамику цен по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 10.

Таблица 10

Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен группы «кондитерские изделия»

(2002 г. = 1,00)

Вид продукции Уравнение регрессии

Сахар-песок Y=0,56+0,15t

Печенье Y=0,66+0,26t

Пряники Y=0,78+0,326t

Зефир, пастила Y=0,76+0,17t

Карамель Y=0,73+0,16t

Конфеты мягкие, глазированные шоколадом Y=0,77+0,17t

Шоколад Y=0,72+0,18t

Кексы, рулеты Y=0,82+0,18t

Торты Y=0,94+0,13t

Жевательная резинка Y=0,75+0,14t

Конфеты шоколадные натуральные и с добавками Y=0,73+0,19t

Варенье, джем, повидло Y=0,62+0,16t

Мед пчелиный натуральный Y=0,69+0,22t

Кофе натуральный растворимый Y=0,70+0,13t

Чай черный байховый Y=0,83+0,11t

Вид продукции Уравнение регрессии

Масло сливочное Y=0,74+0,21t

Сметана Y=0,89+0,20t

Кисломолочные продукты Y=0,88+0,20t

Творог жирный Y=0,92+0,22t

Сырки творожные, глазированные шоколадом Y=0,94+0,13t

Творог нежирный Y=0,79+0,23t

Молоко цельное разливное Y=0,79+0,25t

Молоко цельное пастеризованное, стерилизованное 2,5-3,2% жирности Y=0,72+0,32t

Йогурт Y=0,72+0,32t

Молоко сгущенное с сахаром Y=0,88+0,19t

Смеси сухие молочные для детского питания Y=0,83+0,24t

Сыры сычужные твердые и мягкие Y=0,85+0,20t

Сыры плавленые Y=1,04+0,08t

Национальные сыры и брынза Y=0,91+0,16t

Таблица 7

Анализ однородности по индексу цен группы «крупяные и хлебобулочные изделия»

Годы Показатели

Среднее значение Стандартное отклонение Коэффициент вариации

2003 126,89 28,08 0,221

2004 111,97 21,15 0,189

2005 97,12 8,29 0,085

2006 115,64 13,44 0,116

2007 139,67 21,16 0,152

2008 124,12 14,24 0,115

2009 97,21 8,20 0,084

2010 127,39 39,61 0,311

Таблица 11

Анализ однородности по индексу цен группы «воды и вино-водочные изделия»

Из приведенной таблицы 11 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.

Уравнения регрессии, отражающие динамику цен по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 12.

Таблица 12

Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен группы «воды и вино-водочные изделия» (2002 г. = 1,00)

Из приведенной таблицы 13 следует, что данная группа товаров по фактору индекса цен является однородной.

Уравнения регрессии, отражающие динамику цен по отношению к уровню 2002 г., отражены в таблице 14.

Таблица 14

Уравнения регрессии, отражающие динамику относительных цен группы «овощи и фрукты»

(2002 г. = 1,00)

Вид продукции Уравнение регрессии

Консервы овощные закусочные, обеденные Y=0,57+0,31t

Овощи натуральные консервированные, маринованные Y=0,85+0,15t

Консервы овощные для детского питания Y=0,85+0,18t

Консервы томатные Y=0,67+0,23t

Кетчуп Y=0,77+0,16t

Соки фруктовые Y=1,08+0,06t

Консервы фруктово-ягодные для детского питания Y=0,92+0,16t

Картофель Y=0,18+0,21t

Капуста белокочанная свежая Y=0,26+0,32t

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лук репчатый Y=0,59+0,16t

Свекла столовая Y=0,64+0,28t

Морковь Y=0,29+0,28t

Чеснок Y=0,99+0,24t

Яблоки Y=0,74+0,32t

Груши Y=0,86+0,24t

Апельсины Y=0,79+0,11t

Виноград Y=1,11+0,03t

Лимоны Y=0,78+0,23t

Сухофрукты Y=0,74+0,20t

Бананы Y=0,91+0,07t

Расчеты, проведенные по группам непродовольственных товаров и платных услуг также показали однородность выделенных групп и адекватность зависимостей, отражающих динамику относительных цен.

Итак, мы ответили на поставленные ранее вопросы: данная группа товаров является однородной; для данной группы характерна некоторая общая тенденция; существует адекватная регрессионная временная зависимость динамики цен по каждому товару. Было доказано, что динамика цен носит эволюционный характер и цена на тот или иной товар зависит не только от цены в предыдущий период времени, но и от предыстории, т.е. от траектории изменения цены. Тем самым констатировали, что широко используемая в практике статистических исследований теория марковских процессов не является адекватным аппаратом, описывающим инфляционные процессы на потребительском рынке.

Литература

1. Кремер Н. Ш., Путко Б. А. Эконометрика: учебник для вузов / под ред. Н. Ш. Кремера. М., 2005.

Годы Показатели

Среднее значение Стандартное отклонение Коэффициент вариации

2003 105,97 5,94 0,056

2004 107,31 3,53 0,033

2005 106,10 7,21 0,068

2006 114,23 9,99 0,087

2007 111,65 8,31 0,074

2008 115,42 4,24 0,037

2009 111,64 10,79 0,097

2010 107,09 6,26 0,058

Вид продукции Уравнение регрессии

Водка крепостью 40 % об. спирта и выше обыкновенного качества Y=0,91+0,14t

Водка крепостью 40 % об. спирта и выше повышенного качества Y=1,02+0,09t

Вино виноградное крепленое крепостью до 20 % об. спирта Y=0,30+0,41t

Вино виноградное столовое (сухое, полусухое, полусладкое) крепостью до 14 % об. спирта и содержанием до 8 % сахара Y=0,63+0,25t

Коньяк ординарный отечественный Y=0,84+0,15t

Коньяк импортный Y=0,82+0,13t

Вино игристое отечественное Y=0,87+0,07t

Пиво отечественное Y=0,71 +0,16t

Пиво зарубежных торговых марок Y=096+0,12t

Вода минеральная Y=0,78+0,18t

Вода газированная (кроме минеральной) Y=0,84+0,14t

Таблица 13

Анализ однородности по индексу цен группы «овощи и фрукты»

Годы Показатели

Среднее значение Стандартное отклонение Коэффициент вариации

2003 104,94 25,82 0,246

2004 109,09 20,29 0,186

2005 116,25 14,55 0,125

2006 109,64 11,87 0,108

2007 123,78 29,85 0,241

2008 110,30 22,52 0,204

2009 107,29 14,67 0,137

2010 130,36 41,58 0,319

2. Магнус Я. Р., Катышев П. К., Пересецкий А. А. Эконометрика: начальный курс: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

3. Нагамова М. С., Толстых Т. Н. Ценовая стратегия сетевых компаний при перекрестном субсидировании // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3-4.

* * *

EVOLUTIONARY NATURE OF DYNAMICS OF THE PRICES

R. Yu. Cherkashnev

In the article dynamics of the prices that has evolutionary character and the price for these or those goods depends not only on the price during the previous period of time, but also from background, i.e. from a trajectory of change of the price is considered.

Key words: evolution, price, dynamics, markov processes, regression dependence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.