Научная статья на тему 'Эволюционное развитие понятия "диверсификация" в экономической мысли'

Эволюционное развитие понятия "диверсификация" в экономической мысли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
873
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / РАЗНООБРАЗИЕ / РАСШИРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнев Илья Олегович

В статье раскрывается сущность понятия «диверсификация», прослеживается история его появления и развития в международной и отечественной экономической литературе. Сложность понимания сути диверсификации обусловлена отсутствием единого подхода к изучению данного вида деятельности, актуальность которой в современном мире многократно возросла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюционное развитие понятия "диверсификация" в экономической мысли»

Список литературы

1. S. Mohammadi Comparing the effect of electronic learning and booklet on women's satisfaction of postpartum care // Journal of Obstetrics Gynecology and Infertility, 2013. 1-8.

2. Научная электронная библиотека "Internet World Stats". [Электронный ресурс] / Статья: Internet Growth Statistics, 2018. Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/emarketing.htm/ (дата обращения: 01.04.2019).

3. Frith K.H., Kee C.C. The effect of communication on nursing student outcomes in a Web-based course. JNurs Educ., 2003. Aug. 42 (8): 350-8.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ» В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Селезнев И.О.

Селезнев Илья Олегович — магистрант, факультет экономики и менеджмента, Московский областной филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается сущность понятия «диверсификация», прослеживается история его появления и развития в международной и отечественной экономической литературе. Сложность понимания сути диверсификации обусловлена отсутствием единого подхода к изучению данного вида деятельности, актуальность которой в современном мире многократно возросла. Ключевые слова: эволюция понятия, диверсификация, стратегия ведения бизнеса, разнообразие, расширение деятельности.

Введение: в экономической литературе встречается большое количество различных определений понятия диверсификация, авторами предлагаются различные интерпретации в зависимости от рассматриваемых сфер экономики. При этом явно прослеживается отсутствие единого подхода к данному понятию. В состав слова «диверсификация» восходят два латинских слова: diversus - разный и facere - делать, что позволяет характеризовать данное понятие в самом общем смысле как разнообразие видов деятельности. Большой энциклопедический словарь определяет понятие «диверсификации» - как распространение хозяйственной деятельности на новые сферы.

Одним из первых данный термин был применен экономистом Гарри Марковиц в статье «Выбор портфеля», которая была опубликована в марте 1952 г. и содержала рассуждения автора о формировании инвестиционного портфеля с большей доходностью.

Портфельная теория Марковица в 1952 году была опубликована в «Финансовом журнале. Статья называлась «Выбор портфеля», в ней предлагалась математическая модель формирования оптимального портфеля инвестиций, формализовав понятия «доходность» и «риск». Данная формализация понятий позволила перевести экономическую задачу выбора оптимального портфеля инвестиций на язык математических формул. Экономическая задача приобрела форму математического квадратичного уравнения с оптимизацией по линейным ограничениям. Опираясь на кривую риск/доходность стало возможным легко выбрать наилучшие параметры при заданных условиях. Ученый постоянно занимался усовершенствованием своей теории. В 1990 Марковец стал лауреатом Нобелевской премии.

В странах с передовой экономикой во второй половине ХХ в. диверсификация широко распространяется как стратегия ведения бизнеса, позволяющая проникать в новые отрасли и выходить на новые рынки, при этом повысить конкурентоспособность, снизить риски и стабилизировать денежные потоки. Американский экономист Майкл Горт одним из первых исследовал практические и теоретические аспекты диверсификации. В своей работе «Диверсификация и интеграция в американской промышленности» (1962 г.) он характеризовал понятие как одновременное обслуживание нескольких рынков компанией, имеющей в краткосрочном периоде необходимые ресурсы для производства другого вида товаров.

Проблемы диверсификации отражены и в трудах родоначальника системы стратегического менеджмента Игоря Ансофф. Им разработан известный инструмент стратегического планирования -матрица «Продукт/Рынок». Горизонтальная ось матрицы - продукты компании, вертикальная -рынки. При этом каждая из осей подразделяется соответственно на новые и существующие продукты

и рынки, таким образом матрица образует четыре стратегии. Диверсификация - квадрат, находящийся на пересечении оси нового продукта с осью нового рынка. В статье «Стратегия диверсификации» Игорь Ансофф характеризует диверсификацию как стратегию, требующую новых навыков, новых методов и новых возможностей.

Особое внимание экономистов обращено на исследование экономических закономерностей диверсификации корпораций.

Большой коммерческий словарь определяет понятие корпорации так: «широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), заинтересованных в результатах деятельности» [5, с. 132].

Основоположником исследования процесса диверсификации корпораций можно считать американского экономиста Чарльза Берри, который в 1971 году опубликовал статью «Corporate growth and diversifi cation» (Корпоративный рост и диверсификация), в которой был исследован процесс диверсификации с двух позиций. С одной стороны, диверсификационные процессы рассматривались как тенденция к общему росту концентрации, что приводит к усилению власти на рынке. С другой стороны, диверсификация расценивалась, как тенденция к расширению и возможности снизить влияние входных барьеров, что способствует развитию этой власти и её сохранению.

В 1974 году опубликована книга Ричарда Румельта «Strategy, Structure and Economic Performance» («Стратегия, структура и экономическая эффективность»), в основу которой положено исследование феномена диверсификации корпораций. В ней впервые приводится классификация 8 типов диверсификации американских корпораций и выделяются три стратегии диверсификации: родственная, менее родственная и неродственная.

Р. Румельт в своем научном изыскании провел анализ двадцатилетней деятельности группы компаний, состоящих из 500 фирм. Он анализировал десять финансовых показателей, включая «годовые темпы роста чистых продаж», «коэффициент цена/доход на акцию» и «прибыль на вложенный капитал после вычета налогов». Было выявлено две наиболее преуспевающие группы компаний, которые за рассматриваемые в исследовании десять лет, имели наилучшие показатели по прибыли на капитал, доход на акцию, и коэффициент цена/доход. В результате исследования, ученый пришел к выводу, что: «организации, которые ветвятся каким-то образом, но сохраняют близость к их главному умению, переигрывают все остальные». Исследование ученого доказывало, что понятие «проще - лучше» в данном случае ложно. Вертикально интегрированные предприятия работают значительно хуже, чем те, которые применяют стратегию диверсификации. Румельт определяет понятие диверсификации корпорации как «приверженность фирмы к разнообразию как таковому, в совокупности с силой, умениями и целями, охватывающими это разнообразие и отражающими связь между видами деятельности» [6, с. 15].

В современной экономической литературе диверсификация определяется как процесс проникновения корпорации в другие отрасли производства. Автор теории «стратегические часы» Клифф Боумэн определяет диверсификацию корпорации, как процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства, используя стратегию диверсификации в целях сокращениями высокой зависимости корпорации от одного из своих стратегических хозяйственных подразделений. Корпорациям, получающим большую часть капитала от деятельности в основных сферах бизнеса, следует рассматривать диверсификацию как оптимальный путь инвестирования средств с целью снижения степени риска. Особое значение имеет диверсификация, если дальнейшая экспансия в основных направлениях бизнеса ограничена жесткой конкуренцией. При этом возможно рассмотрение двух вариантов, а именно:

- выход за рамки промышленной цепочки, внутри которой она действовала, и поиск новых видов деятельности, дополняющие существующие в технологическом и/или коммерческом плане;

- осваивание видов деятельности, не связанных с ее традиционным профилем, с целью его обновления.

Вопросы диверсификации являются предметом исследования российского экономиста Е.Г. Новицкого. По его определению, диверсифицированная корпорация представляет собой интегрированную предпринимательскую среду, в которой в рамках единой стратегии и с использованием единых финансового и информационного потоков действует горизонтально интегрированная совокупность вертикально интегрированных бизнесов. При этом под вертикально интегрированными бизнесами подразумевается бизнес направления корпорации по производству определенного продукта или технологические цепочки. Как правило, корпорации объединяют в себе несколько бизнес направлений и между ними существует четкая взаимосвязь на финансовом, организационном и информационном уровне.

Эволюцию диверсификации, исторически принято, разделять на четыре этапа,. каждый из которых характеризуется своим приоритетом развития предпринимательской деятельности.

Первый этап. Эпоха массового производства 20-е годы ХХ века. Экономической предпосылкой данного этапа является концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли, так называемые чистые отрасли.

Второй этап. Эпоха массового сбыта продлилась до 50-х г. ХХ века. В это время развивается горизонтальная диверсификация товаров с различными потребительскими свойствами, но одной области производства. Начинает возникать одновременно вертикальная интеграция и отраслевая диверсификация и как следствие возникают отраслевые рынки. Появляется многоотраслевая диверсификация, в следствии чего, преодолеваются границы отраслевых рынков и возникают национальные рынки.

Третий этап продлился до конца 90 годов XX века. Постиндустриальное общество — это период, когда происходила географическая диверсификация, преобразовывались границы национальных рынков, вследствие чего возникла международная интеграция и глобальная диверсификация.

Четвертый этап. Настала эпоха информационных и компьютерных технологий, которая проявляет себя в глобальной диверсификации в условиях мировой конкуренции, мировой экономики, мирового рынка. Этот этап требует глобальной оптимизации мирохозяйственных связей.

На современном этапе особое значение имеет понятие «диверсификация корпораций».

Диверсифицированная корпорация обладает сложной организационной структурой. Для обоснованного принятия решений и разработки стратегии её развития необходимо проведение комплексных исследований как финансово - хозяйственной деятельности корпорации, так и влияния внешних воздействий на процессы управления. Данная проблема особенно актуальна в условиях все более обостряющейся конкуренции как за конечного потребителя, так и за привлеченные инвестиции.

Современная экономическая мысль предполагает множество трактовок понятия «диверсификация». При этом зачастую эти определения характеризуют описываемое явление весьма односторонне.

Обычно, выделяется диверсификация производства, диверсификация рисков, валютных резервов, вложений в ценные бумаги, экспортных операций и т.д.

Так, в теоретическом маркетинге под диверсификацией понимают выход на новые ранки, ранее не освоенный хозяйствующим субъектом, расширение его специализации. При этом, диверсификация предполагает, «включение в производственную программу продуктов, которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия, что позволяет снизить уязвимость предприятия» [7, с. 96].

На инвестиционном рынке ценных бумаг понятие диверсификации трактуется как «наличие широкого круга объектов инвестиций денежных средств с целью уменьшения возможного инвестиционного риска» [8, с. 23].

На финансово-кредитном рынке термин «диверсификация» подразумевает способ снижения риска инвестиционного портфеля, за счет перераспределения инвестиций между различными активами, входящими в него.

Производственная диверсификация означает повышение экономической и финансовой устойчивости, увеличение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, за счет изменения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции [9, с. 3].

Диверсификация, безусловно, является одной из составных частей структуры рыночной экономики. Особенно актуально это явление для современной России. Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста невозможен без нового механизма социального развития, основанного на национальной конкурентоспособности и одним из направлений происходящих преобразований - является структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. Так, в государственной программе, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» большое значение уделяется диверсификации как направлению преобразования экономики на основе инновационного технологического развития. Диверсификация содействует «повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области».

Вывод: Из вышесказанного следует, что в экономической теории, в разных сферах экономической деятельности, существуют отличные друг от друга понятия и отсутствует единая трактовка термина «диверсификация». В то же время, многие аспекты, являются общими для всех определений.

42

С учетом этого, на наш взгляд, можно дать следующее определение диверсификации: диверсификация - это процесс освоения хозяйствующим субъектом новых видов деятельности, цель которого снижение рисков, повышение рыночной устойчивости и конкурентоспособности.

Список литературы

1. Markowitz H. Portfolio selection / H. Markowitz // Journal of Finance. Vol. 7. № 1. March, 1952. Р. 77-91.

2. Gort M. Diversifi cation and Integration in American Industry / M. Gort. Princeton: Princeton University Press, 1962. 230 p.

3. Stanley E. Boyle. Corporate growth and diversifi cation / E. Boyle Stanley // Journal of Economic, 1977. Vol. 11. № 3. September. Р. 722-725.

4. Ansoff H.I. Strategies for Diversifi cation / H. I. Ansoff // Harvard Business Review, 1957. Vol. 35. № 5. September/October. Р. 113-124.

5. Большой коммерческий словарь. М., 2016. С. 132.

6. Румельт Р. Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно/Ричард Румель; пер с анг. О. Медведь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 448 с.

7. Короткое А.В. Управление маркетингом / А.В. Коротков, И.М. Синяева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 463 с.

8. ТиткоеА.Ф. Рынок ценных бумаг. Екатеринбург, 2017. 100 с.

9. Страхов П.В. Понятие и сущность диверсификации производства / Экономинфо, 2017. № 8. С. 3-4.

10. Распоряжение Правительства Российской федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.