9. Махмудова К.И., Базаров М.А. «Андижон вилоятида асаларининг варроатоз касаллигини ташхиси, профилактикаси, даволаши» SCIENCE AND EDUCATION IN AGRICULTURE May 2024. Volume 5, Issue 5.
Умаров А.С., к. э.н. профессор кафедры кафедра "Информатика и менеджмент " Факультет искусствоведения Национальный институт художеств и дизайна
имени Камолиддин Бехзода
ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АРТ-КЛАСТЕРОВ МИРОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассматривается кластер художественного образования и его субъекты. Освещены научные методы и методология формирования кластера художественного образования в республике и обоснование деятельности
Ключевые слова: художественное образование, арт-кластер, художественно-прикладное искусство, Исполнительское искусство, музейный бизнес, дизайн, художественные школы.
Umarov A.S., Candidate of Economics Professor of the Department Department of Computer Science and Management
Faculty of Art History National Institute of Arts and Design after named Kamoliddin Behzod
THE EVOLUTIONARY DEVELOPMENT AND COMPARATIVE ANALYSIS OF ART CLUSTERS OF WORLD ART EDUCATION
Abstract: the article examines the cluster of art education and its subjects. The scientific methods and methodology of the formation of the cluster of art education in the republic and the justification of the activity are highlighted
Keywords: art education, art cluster, arts and crafts, performing arts, museum business, design, art schools.
Кластер - это понятие, происходящее от английского языка и означающее группу, объединение, ассоциацию. Пространство, которое воплощает в себе виды изобразительного искусства и обеспечивает их непрерывное, устойчивое функционирование, известно как Арт-кластер. Кластерная теория поля искусства - один из новейших подходов в современной теории искусства, предложенный шотландским философом Берисом Готом в начале 20-го и 21-го веков, который подразумевает отказ от четкого определения искусства в пользу набора меняющихся критериев, характеризующих его сущность.
Теория готики берет свое начало от антиэссенциалистского направления, возникшего в середине 20-го века. Ее основатель, американский философ Моррис Вайц, написал книгу "Роль теории в эстетике" (1956), в которой ставит под сомнение необходимость давать точные определения искусству. По его мнению, искусство - это открытое понятие, которое не имеет постоянных характеристик, то есть применение этого понятия может меняться с появлением новых условий, и их появление неизбежно, поскольку неизбежно возникают новые художественные формы и движения.
Сам по себе кластерный подход, вне философии искусства, начинает формироваться, когда не хватает стабильных критериев для определения тех или иных явлений в различных областях современной науки. По мнению Бериса Гота, искусство - это тоже явление с нестабильными критериями. Таким образом, кластерное искусство утверждает, что оно состоит из критериев, которые варьируются в зависимости от времени и места, способствуя присвоению статуса искусства, но не являясь необходимыми по отдельности.
Если проанализировать историю становления кластера художественного образования, то возникает историко-теоретический анализ. В основе исторического анализа лежит видение Гота, в котором "рассматривается концепция арт-кластера, но существует несколько критериев для его понимания и оценки, и в одиночку он не может образовать сложную систему, то есть кластер". Кластер представляет эти технологии критического мышления как метод создания поверхности.
Развитие национальных традиций культурного наследия и высокого художественного наследия, его использование, внедрение методов творческой практики из него, работа с природным материалом для обучения философским, психологическим, граням изобразительного искусства у людей, особенно у молодежи, трудолюбию, усидчивости, настойчивости, воспитание студентов-молодежи в высших учебных заведениях при политико-идеологическом и эстетическом разрешении формируется способность воспринимать красоту, , играет важную роль в формировании навыков и мировоззрения [3].
Утверждено постановление Кабинета Министров "О специализированных школах искусства и культуры и школах-интернатах в системе Министерства культуры Республики Узбекистан №2 9 от 9 января 2019
года [2]", на основании которого создано первое звено кластера художественного образования, школы искусств и их улучшения, которые будут обсуждаться.
Практические эксперименты были проведены в ведущем государстве мира по организации кластеров художественного образования и эффективной организации их деятельности ведущими зарубежными исследователями: Ч. Лендри [10], Р. Флоридом [11] и Д. Пайном[12], такими учеными, как Гилмора [13]. может быть включен в комплект поставки. Среди практиков в области арт-кластеров в России в качестве примеров можно привести Е. Зуева[6], Д. Е. Милькова [7], М. Б. Гнедовского [8], Е. В. Зеленсову [9] и других отечественных исследователей.
Целью деятельности специализированных школ и интернатов является углубленное изучение учащимися специальных предметов и их профессиональная ориентация, обеспечение их интеллектуального созревания и духовного развития, а также воспитание их в духе высокого патриотизма. В связи с этим, из взаимной гармонии художественного творчества и системы образования рождается новое творческое направление - художественное образование, и отмечается сфера, прошедшая в своей истории несколько этапов. В системе образования кластер художественного обучения представляет собой инновационную цепочку, основанную в первую очередь на горизонтальных связях внутри цепочки - системе "наука -творчество -инструменты для преподавания, перекрестного обучения и самообучения в бизнесе" [5].
Автор книги cluster theory Art предлагает 10 критериев для кластера:
1) наличие положительных эстетических качеств
2) тот факт, что эмоции являются художественным выражением;
3) интеллектуальная проблема;
4) Сложная с точки зрения формы;
5) способность понимать по-разному;
6) представление личной точки зрения;
7) опыт творческого воображения;
8) выполненный с высоким мастерством;
9) принадлежащий к какому-либо художественному направлению;
10) сочетающий намерение создать произведение искусства со способностью к творчеству.
Рост сферы творчества и изобразительного искусства приводит к основным изменениям в экономических системах: становлению экономики знаний - формированию рынка искусства и формированию и налаживанию механизма его надлежащего функционирования, росту сектора услуг и усилению участия субъектов главной задачей художественного образовательного кластера на основе внедрения современных концепций арт-маркетинга в художественное образование считается создание широкого кругового направления движения творческих идей, являющихся продуктом художественного образования.
При формировании кластера художественного образования мы будем изучать международный опыт. Мы договорились использовать три этапа методики формирования кластера, разработанной Портером:
1) состав арт-кластера: выделение ядра арт-образовательного кластера, установление образовательного прогресса на основе предмета и направления с дополнительными горизонтальными связями (взаимодействие с органами власти, наукой, общественными организациями); организация коммуникаций кластера в художественном направлении по горизонтали и вертикали;
2) выделение групп субъектов (организаций, учреждений), предоставляющих специальные инфраструктурообразующие навыки, технологии в рамках кластера художественного образования;
3) выявить государственные и другие законодательные структуры, влияющие на поведение участников кластера (в соответствии с моделью "трех спиралей" (правительство-научно-учебный центр-бизнес).
Отмечается, что специализированные школы и интернаты являются государственными образовательными учреждениями, осуществляющими образовательный процесс в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, государственными образовательными требованиями, учебными планами и образовательными программами, которые предусматривают профессиональную ориентацию учащихся по профильным предметам и их целенаправленную подготовку к дальнейшему обучению в высших учебных заведениях. или для того, чтобы они занимались трудовой деятельностью.
Кластер художественного обучения - это инновационная цепочка, основанная в первую очередь на горизонтальных связях внутри цепочки -системе "наука - творчество -инструменты для преподавания, перекрестного обучения и самообучения в бизнесе". Кластерный подход к художественному образованию помогает лучше понять взаимосвязь между основными процессами обучения искусству и художественным образованием [14].
Организация художественных школ на базе кластера и подготовка в них специалистов по направлению художественного образования, обеспечивающих эффективную деятельность зрелых специалистов в области практического, визуального и дизайна в каждой отрасли отрасли, считается одной из целей кластерного принципа. По профессиям, выбранным учащимися по направлению искусство и культура:
- Организация качественного обучения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, углубленного и профориентационного по специальным дисциплинам;
- реализация специализированных учебных программ в рамках государственных образовательных требований, обеспечивающих получение качественных знаний и профессиональную подготовку с тем, чтобы в будущем он мог продолжить учебу в высшем учебном заведении или заниматься трудовой деятельностью в соответствии с выбранной профессией и специальностью;
- обеспечивать высококвалифицированными кадрами сферу искусства и культуры, осуществлять международное сотрудничество по вопросам образования в соответствии с законодательством; удовлетворять потребность молодежи в последовательном интеллектуальном, культурном и духовно -нравственном взрослении, воспитывать их в духе верности Родине, высоких гражданских качеств., человеческие качества, национальные идеи, духовно-исторические, общечеловеческие ценности своего народа,
Кластер - это такая система, что интеграция составляющих его компонентов гарантирует, что каждый субъект работает более эффективно и не приводит к исключительным нарушениям. Кластер обусловлен не механическим объединением ряда образовательных и научно -производственных организаций в рамках определенного предприятия, а их тесным взаимодействием и взаимозависимостью. Термин "кластер" пришел в нашу страну из-за мутантов сельскохозяйственного Sox, и сейчас функционируют различные отраслевые и сетевые кластеры.
Художественный кластер занимает особое место в связи с развитием современного искусства и восстановлением городов, а также регионов, свободных от производства, формирует художественные кластеры, которые выращивают особые системные и непрерывные художественно -художественные продукты в городах, малые и средние творческие предприятия в регионах с низким уровнем производства.затрат на рабочую силу, и они возникают на основе
Арт-кластеры - это отдельное пространство, в котором несколько предприятий, фирм, мастерских, офисов объединены в одно общее пространство и собран промышленный сектор, занимающийся художественным творчеством. Главной особенностью арт-кластеров является создание творческой и деловой среды, которая помогает создавать и производить общие продукты художественного творчества [15].
Использованные источники:
1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 января 2019 года № 9 "О специализированных школах искусства и культуры и школах-интернатах в системе Министерства культуры Республики Узбекистан".
2. С.Булатов., Бадиий тахлил тамойиллари, 96-бет. 2013
3. Г.Мухамедов, У.Ходжамкулов, С.Тоштемирова., Педагогик таълим инновацион кластери., Монография-2020. Тошкент-Университет. 77-бет
4. А.С.Умаров Узлуксиз таълим тизимида бадиий таълим инновацион кластери. "International scientific research conference" Belarus, 2022 -International scientific-online conference
5. Зуев С. Э. Культура как ресурс и ресурсы для культурной деятельности. -Архангельск, 1998. - №2 (5). - С. 21-32
6. Мильков Д. Э. Развитие творческих индустрий: аспект международного сотрудничества. - Москва, 2003. -С. 103-107.
7. Гнедовский М. Б. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития. - Москва, 2005. - С. 7-15.
8. Арт кластеры в России: Сб. / Сост. Е. В. Зеленцовой. Москва: Институт культурной политики, 2004. — С.98
9. Лэндри Ч. Креативный город: пер. с англ. - Москва, 2005. - С.399
10. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. -Москва, 2005 .- С.430
11. Пайн Дж. Б., Гилмор Дж. X. Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / Пер. с англ. -Москва, 2005. - С.304
12. Gamharn N. From cultural to creative industries: An analysis of the implications of "creative industries" approach to arts and media policy making in the United Kingdom // International Journal of Cultural Policy. -2005.-No 11(1). -15-29 р.
13. А.С.Умаров Узлуксиз таълимда замонавий санъат мактабларини ташкил этишнинг кластер тамойиллари // ReFocus. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uzluksiz-talimda-zamonaviy-sanat-maktablarini-tashkil-etishning-klaster-tamoyillari (дата обращения: 28.09.2022).
14. Портер М. Конкуренция / М.Портер // М.: Издат. дом "Вильямс", 2003.-С.178 Gaut В. «Art» as a Cluster Concept // Theories of Art Today / ed. by N. Carroll. Madison: University of Wisconsin Press, 2000
16. А. Е. Радеев Кластерный подход к искусству: за и против / Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2014. Вып. 1