ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ: ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ТОЛКОВАНИЯ
Диакон Андрей Дусь, выпускник Омской Духовной Семинарии
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы интерпретации и толкования евангельских заповедей блаженств. Лингвокультурологический анализ переводов Заповедей блаженств (Нагорная проповедь) помогает выявить ценностные доминанты и духовно-нравственные идеалы христианства. Ключевые слова: заповеди блаженств, православная герменевтика.
THE BEATTITUDES: ISSUES OF INTERPRETATION AND EXEGESIS
Summary: The article deals with the questions of interpretation and exegesis of the Beatitudes. A linguistic and cultural analysis of the translations of the Beatitudes helps to determine the dominant values and moral and spiritual ideals of Christianity.
Одним из моментов земного служения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа является Нагорная проповедь, описанная апостолом Матфеем в Его Евангелии (главы с 5 по 7). Подобной ей, но гораздо более сжатой, является проповедь, произнесенная Иисусом Христом на «ровном месте» в Евангелии от Луки (глава 6, стихи с 17-го по 49-й).
Пожалуй, одной из самых знаменитых и узнаваемых частей этой проповеди являются Заповеди Блаженств (Мф. 5, 3-12 и Лк. 6, 20-22). Неотмирность этих Заповедей и сложность их принятия для христиан породили не просто множество вариантов толкований, а целый ряд экзегетических систем. Эти системы имели различное влияние на формирование традиционного Православного подхода к Заповедям блаженств. При этом те системы, которые в меньшей степени оказали такое влияние, могут претендовать не только на определенную оригинальность, но и на присутствие в них доли истины.
В современной русской традиции характерен особый подход к толкованию Заповедей Блаженств. Этот подход широко распространен и почти общепринят: его можно встретить и в учебниках, таких как «Закон Божий для новоначальных»1, и в известной книге Серафима Слободского2, и в различных катехизисах: например, у Святителя Филарета (Дроздова)3 или епископа Александра (Семенова Тян-Шанско-
1 Закон Божий для новоначальных. - М., 2008.
2 Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Часть 143. // Православная библиотека «Азбука Веры» -http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/143_1 (дата обращения: 05.04.2016).
3 Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. Составитель Митрополит Филарет (Дроздов). - М., 2006. С. 86-94.
■тж.
богословие, библеистика, патрология
диакон Андрей дусь «Евангельские заповеди блаженств: вопросы интерпретации и толкования»
го)4. Тот же самый подход можно увидеть и в таких трудах, как толкование Евангелия, составленное Б.И. Гладковым5, и в руководстве по изучению Нового Завета Архиепископа Аверкия (Таушева)6, и во многих других работах.
Указанный выше подход можно назвать «аскетическим»: толкования, составленные в русле этого подхода, часто используют терминологию аскетической литературы и опираются на принципы духовной жизни, предлагаемые отцами-аскетами. Неудивительно, что в Русской Церкви, где идеальной формой христианской жизни считалось монашество, а миряне пытаются строить свою жизнь на основе монашеского устава (Типикона), именно «аскетический» подход стал господствующим.
В рамках этого подхода:
1. «Нищие духом» - это обычно смиренные, то есть убежденные, что без Бога они не способны ни на что благое;
2. Плачущие - это обычно плачущие о своих грехах;
3. Кроткие - это обычно не осуждающие других, прощающие обиды, не ропщущие на условия своей жизни. Наследуют они, в первую очередь, эту реальную землю, а впоследствии - землю будущего века;
4. Алчущие и жаждущие правды - это обычно с большой силой и страстью желающие исполнять волю Божию, причем желание не оскудевает и требует постоянного насыщения делами правды;
5. Творящие дела милости: физические и духовные будут помилованы на Страшном Суде;
6. Обычная мысль такова: очищение сердца от незаконных желаний и помышлений делает его как бы сильным, здоровым и чистым оком, коим можно духовно узреть Бога;
7. Миротворцы нарекаются Сынами Божиими обычно потому, что всех вокруг примиряют между собой, а вдобавок к этому молитвенно ходатайствуют о примирении их с Богом;
8. Обычно, говоря об изгнанных за правду, имеют в виду, что мужественное терпение преследований взамен земных благ дарует нам блага небесные;
9. Желающие обрести блаженство должны быть готовы претерпеть поношение, гонение, бедствие и саму смерть, то есть принять мученичество. За это Господь обещает великую награду на Небесах.
Принято считать, что условно названный нами «аскетическим» подход опирается на определенную традицию в трудах Святых Отцов Церкви: причем не на какие-то разрозненные мнения, а на настоящий «соп$еп$и$ Ра^ит». Так ли это, мы постараемся проверить в ходе данной работы. Соответствующая гипотеза будет окончательно сформулирована ниже.
4 Православный катехизис. Епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). - М., 2008. С. 160-165.
5 Толкование Евангелия. Б.И. Гладков. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. С. 227-240.
6 Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. - М., 2012. С. 123-124.
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
С
Рассмотрим «аскетический» подход к толкованию, обозначенный выше, который действительно общепринят у Святых Отцов. Православное учение об Отцах Церкви не выделяет конкретного исторического периода, в который бы действовали Святые Отцы. Поскольку такое звание может быть присвоено любому православному христианину любой исторической эпохи, который учит под прямым воздействием Духа Божия. Дух, как нам известно из слов Спасителя, дышит, где хочет, поэтому и Святые Отцы могут восставать в любое время и в любом месте.
Тем не менее, существует устоявшаяся в Русской Церкви традиция усваивать наименование «Святоотеческого» конкретному периоду, протянувшемуся со времен апостольских учеников до времен св. Иоанна Дамаскина (VIII век) или по греческой традиции до времен св. Григория Паламы (XV) век.
В обозначенный период действуют как непосредственно Святые Отцы, в полной мере соответствующие всем критериям принадлежности к этому высокому званию (такие как св. Игнатий Богоносец, св. Климент еп. Римский, св. Ириней еп. Лионский, св. Ипполит Римский, св. Григорий еп. Нисский, св. Василий Великий, св. Иероним Стридонский и др.)7, так и просто одаренные и даже гениальные христианские писатели (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др.).
Период Святых Отцов традиционно разбивается еще на несколько менее крупных временных отрезков. Первый - это период мужей апостольских, в который активно действовало первое поколение христиан, непосредственно услышавших Благую Весть от апостолов Христовых. Второй - период апологетов, когда в самом начале гонений со стороны государства святые мужи пытались оправдать христианскую веру перед властями, подавая правителям свои «апологии» в письменном виде. Третий - это период Вселенских Соборов, когда государство признало и приняло христианство и настало время разбираться с внутренними вопросами о жизни и вероучении Церкви. Последний период - это время полемики с исламом, Римской церковью, время заката Византийской империи и увядания ее духовной жизни.
Среди сохранившихся трудов мужей апостольских (св. Варанава (I 61), св. Па-пий Иеропольский (I 80/97), св. Климент еп. Римский (I 101), св. Игнатий Богоносец (I 107), св. Кодрат еп. Афинский (I 129) и св. Поликарп Смирнский (I 156)) мы не обна-руживам не только прямых толкований изучаемого нами места в Священном Писании, но и вообще каких-либо отсылок к нему. По всей видимости, Святые Отцы этого периода не находили необходимым толковать для своих современников Евангельский текст, поэтому среди сохранившихся писаний мы можем найти лишь небольшие отрывки «Изложения речений Господних» св. Папия Иеропольского. В этих отрывках мы не находим ничего интересующего нас. Поэтому не будем более задерживаться на этом периоде, а перейдем далее, к апологетам.
Апологеты предлагают нам гораздо более богатый материал по интересующему нас вопросу. Автор работы познакомился с русскими переводами трудов более чем двадцати авторов данного периода: св. Иустин Философ (I 165), Дионисий Коринфский (I 170), Феофил Антиохийский (I 180/181), Апполинарий Иерапольский (I II век), Мелитон Сардийский (I 190), св. Ириней Лионский (I 202), Серапион Анти-
7 Подробно о критериях можно прочитать у Филарета (Гумилевского) в его труде о Святых Отцах. Филарет (Гумилевский), Архиепископ Черниговский и Нежинский. Историческое учение об Отцах Церкви. - Киев,
2008. С. ш-хх.
2016 (1)
■^богословие, библеистика, патрология_
диакон Андрей дусь «Евангельские заповеди блаженств: вопросы интерпретации и толкования»
охийский (I 212), Климент Александрийский (I 215), Квинт Септимий Флоренс Тер-туллиан (I 220/240), Ипполит Римский (I 235), Ориген (I 254), Киприан Карфагенский (I 258), Дионисий Александрийский (I 265), Григорий Чудотворец Неокесарийский (+270/275), Архелай Касхарский (I кон. III века), Феона Александрийский (I 300), Филей Тмуитский (I 306), Памфил Кесарийский (I 309), Петр Александрийский (I 311), Лукиан Антиохийский (I 312), Мефодий Тирский/Олимпийский/Патарский (I 312), Григорий, просветитель Великой Армении (I 326).
При этом обращение к Мф. 5:3-12 встречается у многих авторов. Среди этих авторов св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Септимий Тертуллиан, св. Мелитон Сардийский, св. Феофил Антиохийский, св. Киприан Карфагенский, св. Дионисий Александрийский, св. Лукиан Антиохийский, св. Мефодий Тирский и др. Их труды, которые автор работы рассматривает как относящиеся к толкованию Заповедям Блаженств, мы и разберем далее.
Безусловно, наиболее богатый материал для исследователей в области толкования дал последующий период, который продолжался с четвертого по восьмой век и может быть назван эпохой Вселенских соборов, начиная с первого (325 г.) до седьмого (787 г.).
Этот период породил целую плеяду замечательных богословов, с трудами которых ознакомился автор работы: Афанасий Великий (I 373), Ефрем Сирин (I 373), Василий Великий (I 379), Григорий Богослов (I 390), Григорий Нисский (!394), Иоанн Златоуст (I 407), Иероним Стридонский (I 420).
Можно определенно говорить о том, что между трудами Святых Отцов, посвященных толкованию Заповедей Блаженств, существует внутренняя связь. Поэтому мы имеем право попытаться синтезировать некое единое учение Святых Отцов о Заповедях блаженств. Проверим это утверждение путем заполнения приведенной ниже таблицы, напротив каждой из формулировок, свойственных аскетическому подходу, мы поставим отметку, считал ли так данный Святой Отец или нет. Серым цветом будут затушеваны ячейки, толкований по которым у этих духовных авторов мы не находим вообще. Отметка «да» в таблице означает, что автор работы расценивает этот толкование как соответствующее аскетической идее, указанной в левом столбце. Соответственно, отметка «нет» указывает на обратное. В итоге мы узнаем, какая доля толкований на Заповеди может быть оценена как аскетическая, а какая - нет.
Таблица 1.
Оценка присутствия общепринятого в современности «аскетического» подхода в толкованиях Святых Отцов на Заповеди Блаженств
Имя писателя
Аскетическая идея Феофил Мелитон Ириней Климент Ориген Афанасий Василий Григорий Иоанн Иероним
1 Нищие духом -смиренные Нет Нет Да Да Да Да
2 Плачущие о грехах Да Да Нет Да Да
№ 1, 2016 (1)
3 Кроткие прощают обиды, не осуждают и не ропщут. Земля -буквальная, а потом - духовная Нет Нет Нет Нет Нет Да Нет
4 Алчущие и жаждущие - сильно желают творить дела правды Нет Да Да Да Да Да
5 Творящие дела милосердия будут помилованы на суде Да Да Да Да Да
6 Очистившие сердце получают дар видения Бога вне себя Да Нет Нет Нет Нет Да Нет Да Да
7 Примиряют окружающих, ходатайствуют за них пред Богом Нет Нет Нет Да Да Да
8 Готовность к мученичеству Да Да Нет Да Да
9 Дарует Царство Небесное Нет Нет Да Да Да
Итого. Степень близости Святого Отца к «аскетическому» подходу (от 0 - мин., до 1 - макс.) 1 0 0 0,33 0 0,5 0,78 0,44 1 0,89
Таким образом, нами рассмотрено пятьдесят четыре толкования на отдельные Заповеди Блаженств. При этом, изучая таблицу, мы можем заметить, что наиболее плодовитыми с точки зрения толкований Заповедей Блаженств авторами явились Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и Иероним Стридонский.
Также можно заметить, что в более поздние периоды рассматриваемой эпохи интерес к Заповедям Блаженств повышается. Это видно из того, что правая часть таблицы, в которой размещены более поздние Отцы, оказалась заполнена полнее, чем левая.
Тридцать три толкования из пятидесяти четырех, по мнению автора работы, могут быть отнесены к условному «аскетическому» подходу, что составляет более шестидесяти процентов от общего числа. Со времен Василия Великого этот подход доминирует, исключение составляют труды Григория Нисского, предложившего по отдельным Заповедям другое видение.
■^богословие, библеистика, патрология_
диакон Андрей дусь «Евангельские заповеди блаженств: вопросы интерпретации и толкования»
Таким образом, мы видим, что описанный во введении подход, распространенный в современной литературе, посвященной толкованию Заповедей Блаженств, действительно опирается на Святоотеческую традицию. Но при этом писания Святых Отцов этой традицией не ограничиваются, они существенно богаче. Гипотеза номер один, обозначенная во введении и звучащая следующим образом: «Аскетический» подход к толкованию, обозначенный выше, действительно общепринят у Святых Отцов», нами проверена и подтверждена только частично.
В связи с тем, что толкования Святых Отцов существенно богаче распространенного в современной литературе подхода к Заповедям Блаженств, постараемся синтезировать некое толкование Заповедей Блаженств, которое бы в виде тезисов вобрало бы в себя все существующие святоотеческие взгляды.