УДК 329; 493
А.М. Барсуков1
ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАРТИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ АКТОР ОБЩЕБЕЛЬГИЙСКОГО ПРОЦЕССА
В данной статье автор рассматривает специфику эволюции региональных политических партий и их роль в политическом процессе Бельгии. Анализируются причины кризиса бельгийской модели федерализма, а также влияние политических процессов в регионах на формирование партийных коалиций.
Анализ современной европейской политики и партийных течений актуализирует проблему исследования региональных партий, которые существуют во всех странах Западной Европы. Сравнительный анализ в условиях возрастания роли этнорегиональных партий позволяет исследователю выявить характеристики и индикаторы изменения национальных политических систем. Подъем этнорегиональных партий пришелся на 70-80-е гг. XX в., когда эти партии получали поддержку электората, вследствие игнорирования этнических проблем общенациональными партиями2. В 1990-х гг. в отдельных регионах Европы наблюдалось ослабление электоральной поддержки этнорегиональных партий. История образования партий
этнорегионального толка во многом совпадает с основными этапами становления европейской многопартийности. Одной из причин их появления был ответ этнических меньшинств на процессы централизации в ходе эволюции государственности в Европе в конце XIX века и изменение государственных границ в результате мировых войн XX века. Так, например, в Бельгии катализаторами активности этнорегиональных партий стали - конфессиональная принадлежность, этнокультурные движения, неравномерность экономического развития, что привело неизбежно к дистанцированию Фландрии и Валлонии в политической сфере. Усиление региональной идентичности Фландрии и Валлонии привело в итоге к невозможности создания эффективной общенациональной партийной системы, что подтверждается кризисами
1 Александр Михайлович Барсуков, ассистент кафедры политических наук Кемеровского государственного университета, аспирант по специальности 23.00.02, Е-шаП: [email protected].
2 Швейцер В. Региональные партии выходят на авансцену // Современная Европа. -2006. - №4. - С. 84-93.
коалиционно-партийного характера правительства и
институциональными реформами.
Сравнительный анализ этнорегиональных партий как специфического типа партии до сих пор не получил должного внимания со стороны исследователей. Исследования европейских политических партий влияют на объяснение партийных систем в рамках региона. Этнорегиональные партии на самом деле существуют во всех странах Западной Европы. Совпадение этничности и региональных движений в странах Западной Европы привело к образованию термина «этнорегионализм». Для этнорегиональных партий присущ национализм, который основывается на особенностях и различиях этнической идентичности и территориальных притязаниях внутри государства. Особо отметим, что этнорегиональные партии играют ключевую роль в мобилизации социальных ожиданий этнической группы.
Этнориональным партиям присущи специфические черты1:
- Ограниченные условия;
- Существует основа идентичности (альянс, этническая группа, язык);
- Идеология;
- Организационная устойчивость;
- Народная поддержка;
- Электоральная поддержка;
- Уровень влияния.
Региональные партии можно определить как независимые формирования с региональной идентичностью2. Территориальный аспект идентичности региональных партий и их принципа работы является решающим в этом отношении. Отметим, что многие внешне гетерогенные партийные «образования» могут быть включены в категорию региональных партий. Тем не менее, в исследовании региональных партий представляется важным то обстоятельство, что сравнительный анализ этнорегиональных партий позволяет в некоторой степени характеризовать европейскую партийную систему путем объяснения причин их автономизации, консолидированности и многовариантности комбинаций партийных систем на уровне региона. Соблюдение данного условия позволит исследователю уделить больше
1 Huri Tursan Ethnoregionalist parties as ethnic enterpreneurs // Regionalist parties in Western Europe. - London, 1999. - P.7.
2 Lieven De Winter Conclusion: a comporative analysis of the electoral, office and policy success of ethnoregionalist parties // Regionalist parties in Western Europe. - London, 1999. -P.214.
внимания территориально-политическим факторам формирования
этнорегиональных партий.
Автор предлагает выделить следующие основные типы региональных партий, действующих в политическом пространстве современной Европы1:
1. Региональные партии, генезис которых лежит в лоне конфликта между центром и периферией, развивавшиеся как автономные представители территории, что способствовало процессу регионализации.
2. Региональные партии, которые стали заложниками сложившейся модели административно-территориального деления и электоральных округов в рамках федерации.
3. Региональные партии, которые стали своего рода «филиалами» -представительствами европейских региональных партий, действуя в масштабе национального государства с определенным электоральным отклонением от общеевропейских результатов.
4. Этнорегиональные партии, которые появились в результате процессов регионализации государств, подъема и эволюции национального движения в них. Это стало следствием того, что на национальном уровне произошли фрагментация партийной системы и утрата оригинальности общенациональных партий.
5. Региональные партии, которые возникли в результате изменения территориально-политической конфигурации: государственные границы, объединения территориальных формирований в пределах нового государства и т. д.
Эволюция политического статуса региональных политических партий Бельгии в механизме функционирования федеративного государства проявила специфику институционализации политических институтов, бельгийской модели федеративного государства и особую роль регионального участия в принятии решений. Правительственные кризисы, поиск оптимальных вариантов союзов партий и этнолингвистические противоречия представляют особую значимость политологического исследования специфики региональных политических партий.
Процесс становления государственности Бельгии начался после Лондонской конференции 1830 г., по итогам которой Россия, Англия, Франция, Австрия и Пруссия 20 декабря 1830 г. признали независимость Бельгии. По Конституции 1831 г. Бельгия - парламентская конституционная монархия и главой государства является наследственный монарх. Не смотря на то, что де-юре король наделялся
1 Maxmilian Strmiska Conceptualisation and typology of European regional parties - a note of methodology // Stredoevropske politicke studie - Central European Studies Review. - 2003. -Volume 5.
как законодательной, так и исполнительной властью, но де-факто практически всегда руководствовался мнением правительства. Бельгийский парламент состоит из двух палат: нижней Палаты
представителей, и верхней - Сената. Уже в 1828 г. возникли католическая и либеральная партии, которые на протяжении всего XIX в. сменяли друг друга у власти. Тем не менее, решение признать французский язык государственным стало причиной зарождения фламандского национального движения в 1847 г., в результате чего в 1898 г. был признан принцип «двуязычности». Равенство языков получило официальное признание лишь в 1920-1930-х гг. XX в. Таким образом, проблема сосуществования различных этнических групп и попытки растворить культурно-языковые различия в XIX в. потерпели неудачу в вопросе разрешения национально-региональных противоречий. Однако не только подъем этнокультурных движений оказывал влияние на развитие партий и потерю ими влияния. Так после 1914 г. перегруппировка политических партий Бельгии была вызвана концом доминирования католиков и восхождением социалистической партии. За вспышкой роялизма в Бельгии в 1936 г. последовало резкое его падение1. Влияние региональных партий в Бельгии на процессы формирования федерального правительства, изменчивое соотношение сил между партиями в регионах ставит под угрозу сложившийся институциональный дизайн. Взаимовлияние региональных партий и этнорегионального обособления определяют характер содержания политических процессов в регионах, формируют идентичность и политическую повестку дня уводя на второй план традиционные институты бельгийской федерации: монархия, судебные учреждения и федеральная бюрократия. Авторы выделяют следующие специфические черты региональных партий в рамках функционирования федеративного государства:
- Бельгийское государство с момента своего создания было обречено на переходность из-за конкуренции между фламандской и франкоязычной общинами за доминирование в политической, экономической и этнокультурной областях.
- Изменчивое соотношение статусов фламандской и франкоязычной общин Бельгии сделало невозможным сохранение унитарного государства во главе с франкоязычной элитой. Экономическая и политическая экспансия фламандцев с одновременным усилением региональной идентичности Фландрии и Валлонии делали неизбежным дистанцирование регионов с постепенным переходом к федерации.
- Дистанцирование друг от друга Фландрии и Валлонии в политической и культурно-языковой сферах сделало неизбежным прежде
1 Дюверже, М. Политические партии. - М., 2007.
общебельгийских партий по языковому и региональному признаку на фламандские и валлонские. Особняком стоял Брюссель, где были представлены региональные партии. Политические партии Валлонии и Фландрии, опиравшиеся на последние национально-региональные движения своих регионов, первоначально были порождением процессов регионализации и федерализации Бельгии, но постепенно с конца 1970-х годов стали главным актором этого процесса. Все, более активно способствуя выражению национально-региональных интересов и утверждению региональной политической идентичности. Нужно отметить, что особую роль сыграл Брюссель, партии которого тяготели к общебельгийской идентичности.
- Неравновесие регионов, дисбаланс бельгийского федерализма и децентрализация системы федерального управления породила ситуацию неустойчивости партийных коалиций, что приводит к правительственным кризисам. Одним из наиболее весомых факторов неустойчивости партийных союзов и коалиций является идеологическое и этнолингвистическое разногласие между фламандскими и валлонскими партиями.
Таким образом, политическое доминирование фламандских партий на федеральном уровне предопределяется не только экономическим доминированием Фландрии, но и более гибким, адаптивным консолидирующим характером региональной партийной системы во Фландрии. Региональная партийная система Валлонии имеет не консолидированный характер, в результате франкофонным партиям тяжело отстаивать повестку дня. Долговременное пребывание у власти в Валлонии социалистической партии с 1970-х годов привело регион к социально-экономическому застою, а долговременное пребывание во Фландрии либеральных и консервативных партий позволило региону провести социально-экономическую модернизацию, что превратило ее в экономического и политического лидера страны. В отсутствии политических и административных козырей региональная партийная система оказывается заложником федеративной реформы и политического ландшафта государства. Следствием такого дисбаланса в отношениях центр-регион стало то, что региональная стратегия федерального центра на современном этапе не позволяет в должной степени выражать и отстаивать франкофонные интересы на федеральном уровне. Усложняется это еще и тем, что нет единого решения по реформированию избирательного округа Брюссель-Хал-Вилворде1.
Процессы регионализации и федерализации Бельгии привели к ослаблению некоторых общефедеральных институтов и к приданию ряду
1 BHV: l’attitide flamande est une stupidité , dit Picque // Le Soir. - 2009. - 11 janvier.
других федеральных институтов коалиционно-консенсусного характера (правительство и парламент). В итоге формирование и функционирование федерального парламента и правительства Бельгии напрямую зависели от результатов выборов в регионах и соотношения сил ведущих национально-региональных партий Фландрии и Валлонии, которым предстояло по итогам выборов заключить коалиционное соглашение с целью формирования кабинета. Изменение электоральных предпочтений, усиливающееся голосование избирателей Фландрии за крайне правые партии стремившиеся усилить роль регионов в противовес Бельгии и Валлонии приводили к столкновениям с партиями федералистов-франкофонов, что затрудняло формирование партийных коалиций и порождало цепочку правительственных кризисов.
Для предотвращения угрозы демонтажа существующего формата современных политических институтов необходимо переосмыслить роль и пределы «этнорегионализации». Возможны следующие сценарии политического развития: во-первых, обновление социально-
экономического развития Валлонии, во-вторых, разработка общего проекта модернизации регионов в рамках европейской интеграции, в-третьих, укрепление позиций федеральных институтов власти и укрепление общебельгийской идентичности во всех регионах страны. Тем не менее, споры в рамках идеи «Европы регионов» о наиболее приемлемой концепции развития политических институтов в Европе позволяют региональным партиям стать не только катализатором местного развития, но и стартовой площадкой для интеграции европейской партийной системы. Таким образом, можем утверждать, что Бельгия представляет собой интегративную модель, которая сочетает различные элементы европейского регионализма и федерализма: национально-культурную автономию, экономический регионализм, модель партийно-коалиционного правительства, региональное самоопределение и административно-территориальную автономию. Перспективы исследования региональных политических партий как объекта научного анализа представляются следующими: во-первых, партии не только представитель регионов, но и ключевой актор федеральной политики, во-вторых, возможно изучение эволюции региональной партийной системы и механизмов трансформации федеративного государства.