Научная статья на тему 'Этнорегиональные партии как ключевой актор общебельгийского процесса'

Этнорегиональные партии как ключевой актор общебельгийского процесса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
374
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барсуков Александр Михайлович

В данной статье автор рассматривает специфику эволюции региональных политических партий и их роль в политическом процессе Бельгии. Анализируются причины кризиса бельгийской модели федерализма, а также влияние политических процессов в регионах на формирование партийных коалиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOREGIONALIST PARTIES AS THE KEY ACTOR BELGIAN OVERALL PROCESS

This article examines the effects of Belgian federalism on its linguistic minorities, specifically the French, Flemish and Flanders. The author beings by posing the question of whether Belgian federalism has resolved the cohabitation of its different linguistic groups and to ensure one proportional representation in federal government. Analysis of the historical background of the difficulties between the groups, as well as provides a description of the federal structures that have been adopted to improve these difficulties. An important aspect of the article is its analysis of the outcome of these political structures on the interactions between the minorities. It finally concludes that federalism in Belgium has failed to integrate the different communities, as it has not fostered national unity. Some indicators predict that there is a threat of the collapse of the nation, and that this is a serious cause for attention.

Текст научной работы на тему «Этнорегиональные партии как ключевой актор общебельгийского процесса»

УДК 329; 493

А.М. Барсуков1

ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАРТИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ АКТОР ОБЩЕБЕЛЬГИЙСКОГО ПРОЦЕССА

В данной статье автор рассматривает специфику эволюции региональных политических партий и их роль в политическом процессе Бельгии. Анализируются причины кризиса бельгийской модели федерализма, а также влияние политических процессов в регионах на формирование партийных коалиций.

Анализ современной европейской политики и партийных течений актуализирует проблему исследования региональных партий, которые существуют во всех странах Западной Европы. Сравнительный анализ в условиях возрастания роли этнорегиональных партий позволяет исследователю выявить характеристики и индикаторы изменения национальных политических систем. Подъем этнорегиональных партий пришелся на 70-80-е гг. XX в., когда эти партии получали поддержку электората, вследствие игнорирования этнических проблем общенациональными партиями2. В 1990-х гг. в отдельных регионах Европы наблюдалось ослабление электоральной поддержки этнорегиональных партий. История образования партий

этнорегионального толка во многом совпадает с основными этапами становления европейской многопартийности. Одной из причин их появления был ответ этнических меньшинств на процессы централизации в ходе эволюции государственности в Европе в конце XIX века и изменение государственных границ в результате мировых войн XX века. Так, например, в Бельгии катализаторами активности этнорегиональных партий стали - конфессиональная принадлежность, этнокультурные движения, неравномерность экономического развития, что привело неизбежно к дистанцированию Фландрии и Валлонии в политической сфере. Усиление региональной идентичности Фландрии и Валлонии привело в итоге к невозможности создания эффективной общенациональной партийной системы, что подтверждается кризисами

1 Александр Михайлович Барсуков, ассистент кафедры политических наук Кемеровского государственного университета, аспирант по специальности 23.00.02, Е-шаП: [email protected].

2 Швейцер В. Региональные партии выходят на авансцену // Современная Европа. -2006. - №4. - С. 84-93.

коалиционно-партийного характера правительства и

институциональными реформами.

Сравнительный анализ этнорегиональных партий как специфического типа партии до сих пор не получил должного внимания со стороны исследователей. Исследования европейских политических партий влияют на объяснение партийных систем в рамках региона. Этнорегиональные партии на самом деле существуют во всех странах Западной Европы. Совпадение этничности и региональных движений в странах Западной Европы привело к образованию термина «этнорегионализм». Для этнорегиональных партий присущ национализм, который основывается на особенностях и различиях этнической идентичности и территориальных притязаниях внутри государства. Особо отметим, что этнорегиональные партии играют ключевую роль в мобилизации социальных ожиданий этнической группы.

Этнориональным партиям присущи специфические черты1:

- Ограниченные условия;

- Существует основа идентичности (альянс, этническая группа, язык);

- Идеология;

- Организационная устойчивость;

- Народная поддержка;

- Электоральная поддержка;

- Уровень влияния.

Региональные партии можно определить как независимые формирования с региональной идентичностью2. Территориальный аспект идентичности региональных партий и их принципа работы является решающим в этом отношении. Отметим, что многие внешне гетерогенные партийные «образования» могут быть включены в категорию региональных партий. Тем не менее, в исследовании региональных партий представляется важным то обстоятельство, что сравнительный анализ этнорегиональных партий позволяет в некоторой степени характеризовать европейскую партийную систему путем объяснения причин их автономизации, консолидированности и многовариантности комбинаций партийных систем на уровне региона. Соблюдение данного условия позволит исследователю уделить больше

1 Huri Tursan Ethnoregionalist parties as ethnic enterpreneurs // Regionalist parties in Western Europe. - London, 1999. - P.7.

2 Lieven De Winter Conclusion: a comporative analysis of the electoral, office and policy success of ethnoregionalist parties // Regionalist parties in Western Europe. - London, 1999. -P.214.

внимания территориально-политическим факторам формирования

этнорегиональных партий.

Автор предлагает выделить следующие основные типы региональных партий, действующих в политическом пространстве современной Европы1:

1. Региональные партии, генезис которых лежит в лоне конфликта между центром и периферией, развивавшиеся как автономные представители территории, что способствовало процессу регионализации.

2. Региональные партии, которые стали заложниками сложившейся модели административно-территориального деления и электоральных округов в рамках федерации.

3. Региональные партии, которые стали своего рода «филиалами» -представительствами европейских региональных партий, действуя в масштабе национального государства с определенным электоральным отклонением от общеевропейских результатов.

4. Этнорегиональные партии, которые появились в результате процессов регионализации государств, подъема и эволюции национального движения в них. Это стало следствием того, что на национальном уровне произошли фрагментация партийной системы и утрата оригинальности общенациональных партий.

5. Региональные партии, которые возникли в результате изменения территориально-политической конфигурации: государственные границы, объединения территориальных формирований в пределах нового государства и т. д.

Эволюция политического статуса региональных политических партий Бельгии в механизме функционирования федеративного государства проявила специфику институционализации политических институтов, бельгийской модели федеративного государства и особую роль регионального участия в принятии решений. Правительственные кризисы, поиск оптимальных вариантов союзов партий и этнолингвистические противоречия представляют особую значимость политологического исследования специфики региональных политических партий.

Процесс становления государственности Бельгии начался после Лондонской конференции 1830 г., по итогам которой Россия, Англия, Франция, Австрия и Пруссия 20 декабря 1830 г. признали независимость Бельгии. По Конституции 1831 г. Бельгия - парламентская конституционная монархия и главой государства является наследственный монарх. Не смотря на то, что де-юре король наделялся

1 Maxmilian Strmiska Conceptualisation and typology of European regional parties - a note of methodology // Stredoevropske politicke studie - Central European Studies Review. - 2003. -Volume 5.

как законодательной, так и исполнительной властью, но де-факто практически всегда руководствовался мнением правительства. Бельгийский парламент состоит из двух палат: нижней Палаты

представителей, и верхней - Сената. Уже в 1828 г. возникли католическая и либеральная партии, которые на протяжении всего XIX в. сменяли друг друга у власти. Тем не менее, решение признать французский язык государственным стало причиной зарождения фламандского национального движения в 1847 г., в результате чего в 1898 г. был признан принцип «двуязычности». Равенство языков получило официальное признание лишь в 1920-1930-х гг. XX в. Таким образом, проблема сосуществования различных этнических групп и попытки растворить культурно-языковые различия в XIX в. потерпели неудачу в вопросе разрешения национально-региональных противоречий. Однако не только подъем этнокультурных движений оказывал влияние на развитие партий и потерю ими влияния. Так после 1914 г. перегруппировка политических партий Бельгии была вызвана концом доминирования католиков и восхождением социалистической партии. За вспышкой роялизма в Бельгии в 1936 г. последовало резкое его падение1. Влияние региональных партий в Бельгии на процессы формирования федерального правительства, изменчивое соотношение сил между партиями в регионах ставит под угрозу сложившийся институциональный дизайн. Взаимовлияние региональных партий и этнорегионального обособления определяют характер содержания политических процессов в регионах, формируют идентичность и политическую повестку дня уводя на второй план традиционные институты бельгийской федерации: монархия, судебные учреждения и федеральная бюрократия. Авторы выделяют следующие специфические черты региональных партий в рамках функционирования федеративного государства:

- Бельгийское государство с момента своего создания было обречено на переходность из-за конкуренции между фламандской и франкоязычной общинами за доминирование в политической, экономической и этнокультурной областях.

- Изменчивое соотношение статусов фламандской и франкоязычной общин Бельгии сделало невозможным сохранение унитарного государства во главе с франкоязычной элитой. Экономическая и политическая экспансия фламандцев с одновременным усилением региональной идентичности Фландрии и Валлонии делали неизбежным дистанцирование регионов с постепенным переходом к федерации.

- Дистанцирование друг от друга Фландрии и Валлонии в политической и культурно-языковой сферах сделало неизбежным прежде

1 Дюверже, М. Политические партии. - М., 2007.

общебельгийских партий по языковому и региональному признаку на фламандские и валлонские. Особняком стоял Брюссель, где были представлены региональные партии. Политические партии Валлонии и Фландрии, опиравшиеся на последние национально-региональные движения своих регионов, первоначально были порождением процессов регионализации и федерализации Бельгии, но постепенно с конца 1970-х годов стали главным актором этого процесса. Все, более активно способствуя выражению национально-региональных интересов и утверждению региональной политической идентичности. Нужно отметить, что особую роль сыграл Брюссель, партии которого тяготели к общебельгийской идентичности.

- Неравновесие регионов, дисбаланс бельгийского федерализма и децентрализация системы федерального управления породила ситуацию неустойчивости партийных коалиций, что приводит к правительственным кризисам. Одним из наиболее весомых факторов неустойчивости партийных союзов и коалиций является идеологическое и этнолингвистическое разногласие между фламандскими и валлонскими партиями.

Таким образом, политическое доминирование фламандских партий на федеральном уровне предопределяется не только экономическим доминированием Фландрии, но и более гибким, адаптивным консолидирующим характером региональной партийной системы во Фландрии. Региональная партийная система Валлонии имеет не консолидированный характер, в результате франкофонным партиям тяжело отстаивать повестку дня. Долговременное пребывание у власти в Валлонии социалистической партии с 1970-х годов привело регион к социально-экономическому застою, а долговременное пребывание во Фландрии либеральных и консервативных партий позволило региону провести социально-экономическую модернизацию, что превратило ее в экономического и политического лидера страны. В отсутствии политических и административных козырей региональная партийная система оказывается заложником федеративной реформы и политического ландшафта государства. Следствием такого дисбаланса в отношениях центр-регион стало то, что региональная стратегия федерального центра на современном этапе не позволяет в должной степени выражать и отстаивать франкофонные интересы на федеральном уровне. Усложняется это еще и тем, что нет единого решения по реформированию избирательного округа Брюссель-Хал-Вилворде1.

Процессы регионализации и федерализации Бельгии привели к ослаблению некоторых общефедеральных институтов и к приданию ряду

1 BHV: l’attitide flamande est une stupidité , dit Picque // Le Soir. - 2009. - 11 janvier.

других федеральных институтов коалиционно-консенсусного характера (правительство и парламент). В итоге формирование и функционирование федерального парламента и правительства Бельгии напрямую зависели от результатов выборов в регионах и соотношения сил ведущих национально-региональных партий Фландрии и Валлонии, которым предстояло по итогам выборов заключить коалиционное соглашение с целью формирования кабинета. Изменение электоральных предпочтений, усиливающееся голосование избирателей Фландрии за крайне правые партии стремившиеся усилить роль регионов в противовес Бельгии и Валлонии приводили к столкновениям с партиями федералистов-франкофонов, что затрудняло формирование партийных коалиций и порождало цепочку правительственных кризисов.

Для предотвращения угрозы демонтажа существующего формата современных политических институтов необходимо переосмыслить роль и пределы «этнорегионализации». Возможны следующие сценарии политического развития: во-первых, обновление социально-

экономического развития Валлонии, во-вторых, разработка общего проекта модернизации регионов в рамках европейской интеграции, в-третьих, укрепление позиций федеральных институтов власти и укрепление общебельгийской идентичности во всех регионах страны. Тем не менее, споры в рамках идеи «Европы регионов» о наиболее приемлемой концепции развития политических институтов в Европе позволяют региональным партиям стать не только катализатором местного развития, но и стартовой площадкой для интеграции европейской партийной системы. Таким образом, можем утверждать, что Бельгия представляет собой интегративную модель, которая сочетает различные элементы европейского регионализма и федерализма: национально-культурную автономию, экономический регионализм, модель партийно-коалиционного правительства, региональное самоопределение и административно-территориальную автономию. Перспективы исследования региональных политических партий как объекта научного анализа представляются следующими: во-первых, партии не только представитель регионов, но и ключевой актор федеральной политики, во-вторых, возможно изучение эволюции региональной партийной системы и механизмов трансформации федеративного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.