УДК 008:39 ББК 411 :Т 5
С.В. Корольков
ЭТНОРЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
Введение в научный оборот понятия «этнорегиональная культура» связано с расширением возможностей междисциплинарных исследований, создающих новые теоретико-методологические ориентиры в изучении современной жизни и развития этносов и культур. Цель написания статьи заключается в определении понятия «этнорегиональная культура». В данном ракурсе анализируется понятие «этнорегиональность», часто используемое в различных контекстах по отношению к традиционной культуре, этнической культуре, региональной культуре. В связи с этим проводится понятийный анализ культурологической категории, необходимой в исследовании феноменов с региональной спецификой обладающих этническими свойствами. Выделяются такие факторы, как географическая среда и территориальные границы, влияющие на формирование региональных особенностей развития этносов и культур. На основе междисциплинарной методологии исследования применяются методы аналитического обзора, системного анализа и структурного изложения материала. Аналитический обзор понятий «культура», «этнос», «региональная культура» показал многообразие научных подходов и широту исследовательских направлений в этнорегиональном конструировании культуры. В результате предлагается дефиниция «этнорегиональная культура».
Ключевые слова:
культура, региональная культура, этнорегиональная культура, этнорегиональность, этнос.
Корольков С.В. Этнорегиональная культура: определение понятия // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 4. - С. 43-46. © Корольков Сергей Владимирович - аспирант, заведующий отделом дизайна, Государственное бюджетное учреждение культуры Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружной Дом ремёсел», Салехард; e-mail: oshalevshii_man@mail.ru
Постоянно расширяющиеся взаимосвязи и взаимодействия научных отраслей гуманитарного знания, актуальные для исследования этнического «измерения» культуры, приводят к необходимости введения в научный оборот понятия «этно-региональная культура». Использование данного понятия в результате теоретического моделирования обладающей региональной спецификой этнокультурной реальности, позволяет не только расширить возможности междисциплинарных исследований, но и создаст новые теоретико-методологические ориентиры в изучении современной жизни и развития этносов.
Понятие этнорегиональная культура практически не встречается в научной литературе. В исследованиях часто используется понятие «этнорегиональность» в различных контекстах по отношению к традиционной культуре, этнической культуре, региональной культуре. Так, этноре-гиональность образования подчеркивают многие современные исследователи: В.В. Мирошниченко [12], Ф.Ф. Харисов [20] и др. Также используются понятия «этно-региональное наследие» - Т.В. Абукина [3], «этнорегиональная полилингвальная среда» - С.К. Башиева, М.Ч. Кремшокало-ва, И.В. Шонтукова [5] и др. Этнические особенности регионального развития при-
меняются в экономических, политологических, религиоведческих исследованиях. Речь идёт об исследованиях Д.Ю. Андреева [4], О.В. Печуры [15], Ф.С. Файзуллина, Т.Ф. Файзулин [19] и некоторых других авторов.
Исходя из вариантов применения понятия «этнорегиональность», можно сделать вывод, что этнорегиональность широко применяется в изучении краеведения, истории, культуры, экономики, религии, общества, психологических и педагогических особенностей этнической реальности культуры.
Как мы видим, этнорегиональность становится необходимой культурологической категорией в изучении культурных феноменов в осмыслении деятельности человека и общества. Поэтому в культурологических исследованиях, связанных с выявлением региональной и этнической специфики, необходима дефиниция, объединяющая возможности междисциплинарного изучения объектов и предметов духовного, материального, социального и художественного миров культуры.
Рассмотрим основные понятия, непосредственно связанные с темой статьи: куль- 0 тура, этнос, региональная культура. Куль- Е2 тура как сфера деятельностного сущест- Ц вования человека в системе бытия при- ^
о
3
ю О
обрела сегодня устойчивую дефиницию в трудах ученых-культурологов, изучающих культуру как систему в соотношении сфер природного, духовного, материального, художественного и социального. Культура выступает как сложноорганизованная исторически развивающаяся система [16], поэтому на сегодняшний день достаточно сложно выделить одну универсальную дефиницию, раскрывающую сферу бытия культуры, отражающую все ракурсы познания её целостности. В связи с этим мы рассматриваем это понятие в контексте регионального этнического функционирования культуры на основе межэтнического взаимодействия. [14].
На основе предложенных ориентиров мы предлагаем такую дефиницию понятия: культура — это сфера бытия этносов, находящихся в процессе духовной, материальной, социальной и художественной деятельности и взаимодействия на основе ментального единства и общности ценностных ориентиров.
Понятие «менталитет» имеет множество определений [17], из которых можно выделить общее ядро - представление об окружающем пространстве, мировидение, и мы рассматриваем менталитет как сложившуюся систему представлений об окружающем мире в региональном измерении культуры.
Этнорегиональная культура формируется на базе региональных особенностей этноса. Определение этноса является устойчивым понятием с неустойчивой парадигмой дефинирования, находящееся в научном обороте с XIX века (хотя употреблялось ещё в античную эпоху). Вместе с этим, на базе трех известных научных школ существуют и методологически различающиеся позиции в определении этого фундаментального понятия. Так, примордиализм связывает феномен этноса с биологической или биосоциальной укоренённостью в личности, или биологическими свойствами личности. В конструктивизме этнос оказывается результатом социального конструирования и не обладает никакой укоренённостью. В инструментализме (близком конструктивизму) этнос рассматривается с позиций рационализма и делается акцент на функциональной стороне, на политической, экономической или иной институциональной мобильности общества.
Опираясь на многочисленные определения в примордиализме, конструктивизме, инструментализме, мы можем предложить искомое понятие: этнос - это
группа людей, противопоставляющей себя другим коллективам на основе генетических, социальных, культурных и региональных признаков.
Соотношение понятий «культура» и «этнос» в определении этнорегиональной культуры связано с дефиницией «региональная культура», получившей в современной научной литературе широкую многозначность. Региональная культура имеет конкретную географическую среду и границы территориального расположения, в значительной мере определяющие хозяйственную деятельность этносов. Изучением формирования этнокультурных особенностей регионов занимались многие ученые, иногда использовавшие другие термины, например, термин «локальной культуры». Среди них необходимо выделить работы С.А. Арутюнова [1], Э.С. Маркаряна [11], Я.В. Чеснова [21] и др. Также этнорегиональную специфику развития этносов, связанную с географией исследуют А.А. Еромасова [8], Ф.С. Файзул-лин, Т.Ф. Файзулин [19] и др.
Так, Е.Н. Яковлева отмечает, что «существует множество научных подходов к осмыслению понимания региональной культуры» [22]. Например, Т.В. Берню-кевич использует понятие региональной культуры в контексте становления российской культуры «как способ преломления исторического социокультурного опыта в индивидуальной сфере человека и жизни региональных сообществ, особенностей существования культуры в определённом социальном пространстве» [6, с. 55]. В многочисленных работах в процессе применения понятия «региональная культура» сложилось множество дефиниций, имеющих единство в определении географической среды жизнедеятельности и территории ограниченного существования как способов выявления региональной специфики функционирования этносов и культур.
Культурные признаки этнического развития деятельности человека обладают региональными особенностями, что доказано многочисленными исследованиями. Продолжая последовательность концептуального анализа понятий, мы предлагаем следующее определение:региональная культура - это культура, формирующаяся в границах определенной территории и географической среде, создающая устойчивые ментальные ориентиры и этнические ценности».
Территория Российской Федерации необычайно разнообразна, находясь практически во всех географических ши-
ротах, она собственно и создает условия для регионального развития этносов и культур.
Опираясь на представленные понятия культура, этнос, региональная культура, можно определить множество аспектов фундаментального подхода в этнорегио-нальном конструировании культуры и выявить определение понятия, сочетающее данный аппарат в единстве исследовательской парадигмы. Исследование региональной культуры во всех формах проявления способствуют осмыслению реальности, когда в поисках универсалий рождаются новые ценности. Ценности региональной культуры подчеркиваются многими учеными. Например, Н.С. Зимина выделяет региональные культурные ценности, которые интегрируют процессы развития для сохранения целостности. [9, с. 218].
Региональные культуры показывают взаимосвязи исторического и современного, индивидуального и социального, теоретического и практического, всего, что может открыть пути гармоничного взаимодействия этносов и культур. Например, в статье Н.А. Корощенко предлагаются задачи с этнорегиональным содержанием, которые отражают идеи развития и сохранения этнорегиональ-ной культуры с использованием сведений из истории региональной культуры с этнической составляющей. В задачах даны результаты этнографических экспедиций для изучения географических особенностей Тюменского Севера. [10]. Таким образом, формируются ментальные ориентиры и этнические ценности региональной культуры.
Важное значение имеет прогнозирование как часть современной культурной политики, определяющей будущее региональной культуры на основе сотрудничества на региональном и государственном уровнях. В процессе трансляции и трансформации этнических ценностей наблюдаются цивилизационные противоречия в современном мире, и именно изучение процессов развития этнорегиональных культур способно показать интегрирующие этнические ценности культуры, объединяющие и создающие условия для конструктивного диалога современных этносов.
На основе проведенного анализа мы выяснили, что сегодня особенно актуальны темы, связанные с выявлением региональных особенностей этносов и культур в разных областях научного познания:
философия, культурология, социология, филология, этнография и т.д. Обзор публикаций показал не только уровень исследовательских компетенций, но и ориентиры исследовательских направлений, настолько отличающихся друг от друга, насколько многообразна жизнедеятельность человека.
Вместе с этим важно отметить, что существует необходимость введения в научный оборот дефиниции, объединяющей целевые ориентиры для интеграции императивного осмысления процессов развития человека, общества и культуры в совокупности всех форм бытия. Таковой, на наш взгляд, и является «этнорегиональная культура». Этнорегиональная культура как форма существования сферы культуры определяет смыслы и этнические ценности. Этнорегиональная культура обладает этническими свойствами и культурными характеристиками на базе территориальных границ в географической среде.
В результате проведенного аналитического обзора на основе системного анализа и структурного изложения исследовательских материалов в контексте культурологического осмысления понятия этнореги-ональной культуры, мы предлагаем следующее определение: «Этнорегиональная культура — это культура, отражающая совокупность взаимовлияющих и взаимодействующих этнических ценностей и ментальных ориентиров в границах определённого территориального пространства и географической среды обитания этносов, формирующих региональные особенности и специфику культуры как целостного феномена».
В отличие от других типов культур этнорегиональная культура обладает свойствами, характерными только для нее, так, в этнорегиональной культуре исследовательский ракурс познания охватывает географические особенности среды обитания, ограниченную территорию развития региона в совокупности с этническими процессами формирования культурной реальности. Соотношение региональных и этнических факторов развития культуры способно открыть новые парадигмы современного преобразования человека и общества в реальной действительности и трансформации реальности будущего.
Определение культурологической дефиниции «этнорегиональная культура» даст возможность анализировать феномены бытия в гармоничном соотношении понятий «культура», «этнос», «региональная культура».
46 Список литературы:
о
3
ю О
[1] Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 247 с.
[2] Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы жизнеобеспечения этноса. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://journal.iea.ras.ru/archive/1980s/1983/Arutyunov_et_al_%201983_2.pdf (01.09.2018)
[3] Абукина Т.В. Этнорегиональное наследие в школьном культурологическом образовании Чувашии / Дисс. ... к. пед. н. - Санкт-Петербург, 2009. - 271 с.
[4] Андреев Д.Ю. Влияние религий Тувы на региональную культуру / Дисс. ... к. культ. - Красноярск, 2004. - 163 с.
[5] Башиева С.К., Кремшокалова М.Ч., Шонтукова И.В. Русский язык в этнорегиональной полилинг-вальной среде // Высшее образование в России. - 2017, № 3. - С. 122-126.
[6] Бернюкевич Т.В. Региональные культуры в контексте становления Российской культуры // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. Т. 12. -2017, № 3. - С. 55-59.
[7] Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.: Экопрос, 1993. - 168 с.
[8] Еромасова А.А. Региональный менталитет: особенности этнокультурного развития малочисленных народов Сахалина // Вопросы культурологии. - 2009, № 2. - С. 28-32.
[9] Зимина Н.С. Российское социокультурное пространство в контексте регионализма // Социальная среда - потенциал конкурентоспособного развития регионов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского науч. центра СО РАН, 2011. - С. 215-224.
[10] Корощенко Н.А. Математические задачи с этнорегиональным содержанием Тюменского региона как фактор повышения общекультурного уровня учащихся (по материалам исследовательских документов Дунина-Горкавича и Ямальской экспедиции) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015, № 6-2. - С. 348-352. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6904 (01.09.2018)
[11] Маркарян Э.С. К проблеме осмысления локального разнообразия культуры // Советская этнография. - 1980, № 3. - С. 68-72.
[12] Мирошниченко В.В. Этнорегиональный подход в образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015, № 7 (160). - С. 53-58.
[13] Мурзина И.Я. Региональная культура как предмет философско - культурологический исследования // Известия Уральского державного университета. - 2004, № 29. - С. 86-97.
[14] Набок И.Л. К методологии исследования культуры межэтнических отношений в регионах Севера и Арктики // Общество. Среда. Развитие. - 2013, № 2. - С. 88-93.
[15] Печура О.В. Этнический фактор в развитии экономики региона // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2009, № 2. - С. 138-143.
[16] Санжеева Л.В. Концепция модели мира в культуре: образ мира - картина мира - модель мира: соотношение понятий / Уч. пос. - СПб.: Российский институт культурологии, 2010. - 45 с.
[17] Санжеева Л.В. Менталитет как конструкция модели мира // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота. - 2011, № 5 (11): в 4-х ч. - Ч.1. - С. 185-189.
[18] Солодовникова Н. В. Региональная культура как часть национальной культуры общества // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - № 3-2 (70). - С. 166-169.
[19] Файзуллин Ф.С., Файзулин Т.Ф. Региональные особенности социального развития этнических общностей // Вестник Академии наук Башкортостан. Т. 19. - 2014, № 3. - С. 67-75.
[20] Харисов Ф.Ф. Этнорегиональное образование: теория и практика. - М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007. - 264 с.
[21] Чеснов Я.В. Народная культура. Философско-антропологический подход. - М.: Канон+; Реабилитация, 2014. - 496 с.
[22] Яковлева Е.Н. К определению понятия «региональная культура» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. - № 4 (28). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=33 (3.09.2018)