Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
3. Magomed-Eminov M. Sh. Achievement motivation: structure and mechanisms. Moscow, 1987.
4. Sobolev N.G. Psychological guarantee of university graduating students adaptation to the service in Correctional Department System FPS Russia.Ryazan, 2007.
5. Social work in Correctional Department System: concepts and prospects of development. Ryazan, 2003.
УДК 152.3
Т.Ц. Тудупова*, В.Ш. Очиров**
Этнопсихологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов
Авторы статьи считают этнопсихологический тренинг для сотрудников правоохранительных органов важной теоретической, экспериментальной и прикладной задачей. Условия этнопсихологического тренинга научно подтверждены. Программа этнопсихологического тренинга разработана с целью улучшения межэтнического взаимодействия, этнопсихологической компетенции и формирования толерантного отношения. Программа позволяет совершенствовать необходимые качества для межэтнического взаимодействия в полиэтническом регионе. Эффективность этнопсихологического тренинга статистически подтверждена.
Ключевые слова: этнопсихологический тренинг личности, правоохранительные органы, толерантность, полиэтническое пространство, программа этнопсихологического тренинга.
Т.Т. Tudupova*, VS. Ochirov**. Ethnopsychological training of law-enforcement agencies’ officers. The authors of the article consider ethnopsychological training of law-enforcement agencies’ officers as an important theoretical, experimental and applied task. The conditions of ethnopsychological training improvement are scientifically grounded. The ethnopsychological training program is worked out, which is aimed at training for interethnic communication, ethnopsychological competence improvement and tolerant attitude formation. The program allows mastering the necessary skills for interethnic communication in a polyethnic region. The effectiveness of the ethnopsychological training program is statistically proved.
Keywords: personality’s ethnopsychological training, law-enforcement agencies, tolerance, polyethnic surrounding, ethnopsychological training program.
Этническая психология, наряду со многими другими науками, занимающимися изучением этнокультурных проблем, предлагает свои пути оптимизации межэтнических отношений и гармонизации межэтнического взаимодействия. Психологическая подготовка к толерантному межэтническому взаимодействию, направленная на повышение этнопсихологической компетентности личности, позволит овладеть необходимыми навыками для гармоничных межэтнических контактов с представителями различной этнической принадлежности. Особую важность проблема этнопсихологической подготовки личности приобретает в правоохранительной сфере, поскольку одним из важнейших направлений деятельности по гармонизации межнациональных отношений и созданию толерантной среды является совершенствование правового регулирования и правоприменительной практики в области межэтнических взаимодействий, повышение уровня компетентности сотрудников правоохранительных органов в вопросах миграционной и национальной политики, способах формирования толерантной среды. Одним из немаловажных факторов эффективности работы правоохранительных органов, силовых структур по профилактике экстремизма и дискриминации на расовой, национальной и религиозной почве является повышение уровня доверия в отношениях правоохранительных органов и этнических сообществ. Это, в частности, относится к строгому соблюдению требований закона при найме на работу и использовании труда этнических мигрантов, улучшению работы органов внутренних дел, осуществляющих их регистрацию и учет занятости, предупреждению дискриминации по этническому признаку в сфере трудовых отношений, профилактике экстремизма и противодействию ксенофобии, прежде всего, в молодежной среде [4]. Другим важным фактором эффективности работы является этнически толерантное сотрудничество правоохранительных органов с общественными организациями, представляющими ту или иную общность в целях взаимной помощи. Необходимо совершенствование профессиональных навыков сотрудников органов правопорядка, работающих с представителями этнических меньшинств, а также занимающихся
* Тудупова Туяна Цибановна, Бурятский государственный университет, канд. псих. наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева 27, кв. 4, д. тел. +7(3012)21-92-87, сот. тел. +7(914)8410056, email: tuyanatu@mail.ru.
** Очиров Вячеслав Шагжиевич, Бурятский государственный университет, аспирант, инспектор-психолог группы кадровой и воспитательной работы Отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции, непосредственно подчиненного МВД по РБ, лейтенант милиции, г. Улан-Удэ, ул. Родины 7/2, кв. 41, д. тел. +7(3012)25-52-93, сот. тел. +7(9021)60-60-93, email: slavabairma@mail.ru.
* Tudupova Tuyana Tsibanovna, candidate of psychology, associate professor, developmental psychology department chairman.
** Ochirov, Vyacheslav Shagzhiyevich, psychologist of personnel and educational work department of Ministry of Internal Affairs.
расследованиями правонарушений и преступлений на почве этнической и религиозной нетерпимости. Насущной задачей является также информирование населения, в первую очередь, из числа иностранных граждан, о необходимости соблюдения мер безопасности.
Реальная практика отношений между представителями различных этнических общностей в системе правоохранительных органов требует всестороннего исследования и изучения ряда этнопсихологических феноменов и закономерностей, которые являются следствием межнационального взаимодействия. Исследовать эти феномены - значит выявить сущностные характеристики психики того или иного этноса, их закономерности и механизмы проявления. Учет этнопсихологических факторов является важной предпосылкой повышения эффективности деятельности органов внутренних дел и представляет собой процесс использования специальных знаний и навыков, которые следует формировать у сотрудников правоохранительных органов. Уважение национальной культуры, традиций, обычаев наций и народов - важное условие правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Правоохранительные органы должны поставить перед собой задачу формирования культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе деятельности. Одним из основных элементов такой подготовки является этнопсихологическая подготовка личности к толерантным межэтническим контактам.
В современной психологической литературе понятие «этнопсихологическая подготовка» отсутствует, хотя ученые и специалисты используют его в своих работах в том или контексте. В последние годы в отечественной психологии появилось достаточно большое количество работ, посвященных теории и практике обучения межкультурной коммуникации. В общем виде эти исследования можно охарактеризовать следующим образом: адаптация к новой культурной среде и раскрытие подходов к проблеме подготовки к межэтническому общению, рассмотрение теоретикометодологических и методических особенностей проведения межкультурного тренинга для взрослых, межкультурный диалог в школе, психологическая подготовка иностранных слушателей к общению с русскими, тренинг толерантности для подростков формирование межкультурной толерантности. Между тем, проблема этнопсихологической подготовки личности нуждается в дальнейшей углубленной разработке в силу того, что отмечается значительное отставание уровня подготовки современной личности от тех запросов, которые предъявляет полиэтническая действительность. Обнаруживается явное противоречие между уровнем этнопсихологической подготовленности личности и динамическими изменениями нашего общества в плане интенсификации межэтнических контактов. Одним из путей решения этой проблемы является определение научно обоснованных средств и методов организации этнопсихологической подготовки современных специалистов к толерантному общению.
Нами разработана концепция этнопсихологической подготовки личности к толерантному общению. Этнопсихологическая подготовка - система целенаправленной психологической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека, группы к межэтническому взаимодействию. Есть два связанных, но имеющих неодинаковое значение, понятия, обозначающих разные реальности: «подготовка» - система целенаправленной работы с человеком, «подготовленность»
- результат, продукт подготовки, то, что индивид приобрел в результате подготовки. Главная цель этнопсихологической подготовки личности: воспитание у него терпимого отношения к себе и к окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности; формирование этнопсихологической подготовленности и развитие этнопсихологических способностей.
Этнопсихологическая подготовка, учитывая ее значимость для каждой личности, должна отвечать определенным требованиям. К числу основных требований относятся следующие: 1) обязательность психологической подготовки. Поскольку отличительной особенностью большинства регионов России является полиэтнический состав населения, то вопрос о том, «нужно» это или «не нужно», не стоит. Этнопсихологическая подготовка необходима. Если система правоохранительных органов не учитывает этнопсихологический фактор в профессиональной деятельности, специфику межэтнических отношений в полиэтническом регионе, то это может стать одним из условий негативных этнических явлений; 2) массовость этнопсихологической подготовки. Этнопсихологическая подготовка к позитивному межэтническому взаимодействию и общению нужна всем, и готовить надо всех. Полиэтнический, поликонфессиональный характер большинства российских регионов обуславливает постоянное вовлечение представителей разных национальностей и разного вероисповедания в непрерывное взаимодействие. Вопрос о массовости этнопсихологической подготовки встает со всей остротой и актуальностью; 3) непрерывность и последовательность. Этнопсихологическая подготовленность и толерантность личности не могут возникнуть раз и навсегда. Этнопсихологическую подготовку надо вести как составную часть непрерывного образования личности.
Общими задачами этнопсихологической подготовки выступают: развитие важных этнопсихологических личностных свойств и качеств и повышение на этой основе общей этнопсихологической подготовленности; развитие эмпатии, толерантности, терпимого отношения к себе и к окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической и религиозной принадлежности; вооружение личности психологическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими этнопсихологических проблем в жизни и общении, способов личностной подготовки к их решению; развитие психолого-педагогической ориентированности (установок) на выявление и принятие во внимание этнопсихологических факторов при оценке ситуаций межэтнического
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
взаимодействия, преодоление негативных, интолерантных моментов; формирование готовности к продуктивному межэтническому общению; повышение специальной этнопсихологической устойчивости к воздействиям со стороны конкретной экстремистско настроенной категории людей; формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих толерантное поведение при взаимодействии с другими.
Высокие требования к качеству этнопсихологической подготовки личности к межэтническим контактам обязывают строить и осуществлять ее по педагогическим и психологическим критериям качества и результативности. Этому соответствует система подготовки, базирующаяся на достижениях психологической и педагогической наук при полном учете этнопсихологических реалий.
Условия полиэтнической среды вызывают потребность в разных видах этнопсихологической подготовки. По сложности ситуаций межэтнического общения этнопсихологическая подготовка может быть двух основных уровневых видов: общая (социально-психологическая) этнопсихологическая подготовка обеспечивает общий уровень этнопсихологической подготовленности индивида. Она включает подготовленность к взаимодействию с представителями других этнокультур, толерантность по отношению к партнеру по межэтническому общению; специальная этнопсихологическая подготовка предназначена для формирования специального уровня этнопсихологической подготовленности личности. Данный вид подготовки повышает общий уровень и дополняет его подготовленностью к специфичным этнопсихологическим ситуациям: проявлениям интолерантного поведения, экстремизма, национализма и др. Этот уровень этнопсихологической подготовленности предназначен обеспечить уверенное решение задач в сложных ситуациях; это высший уровень этнопсихологической устойчивости, самообладания.
По субъектам этнопсихологическая подготовка разделяется на индивидуальную (одиночную) и групповую.
По времени проведения этнопсихологической подготовки следующие ее виды: предварительная или базовая - проводится заблаговременно, исходя из вероятности этнопсихологических ситуаций взаимодействия в жизни и деятельности разных категорий обучающихся. В ходе ее формируются этнопсихологическая подготовленность и развиваются этнопсихологические способности; непосредственная или оперативная - дополняет базовую, основывается на этнопсихологической подготовленности и устойчивости. Задача такой непосредственной подготовки - сформировать состояние готовности человека, чтобы здесь и сейчас им было проявлено все лучшее, что у него есть. Такая подготовка проводится непосредственно перед ситуацией межэтнического взаимодействия, когда ее возникновение можно предусмотреть. Она представляет собой комплексную настройку индивида (социально- психологическую, педагогическую, этнологическую) на предстоящую ситуацию межэтнического взаимодействия. Такова, например, непосредственная подготовка к общению с иностранцами, мигрантами в случаях деловых, политических, культурных отношений.
Нередко целесообразно проводить более конкретную этнопсихологическую подготовку, отличающуюся по отдельным задачам, возникающим в определенных ситуациях межэтнического общения. Это, например, подготовка к этнопсихологическим аспектам управления, оказанию психологической поддержки, проведению этнопсихологического консультирования, оказанию помощи этнофорам с посттравматическими стрессовыми расстройствами, подготовка по проблемам адаптации мигрантов к новым социокультурным условиям и т.д. Таких задач множество и решение о том, к какой из них и как готовиться, принимается на месте. Эта подготовка по необходимости может осуществляться отдельно, а может быть частью более масштабной.
Современная психология располагает широким выбором различных способов, методов и форм этнопсихологической подготовки к межэтническому взаимодействию. К числу организационных форм подготовки относятся: лекция, семинар, практические занятия, тренинг и др. Наиболее эффективными среди них являются те, которые не преподносят готовых фактов из реальной жизни, а требуют анализа этих фактов в виде диагностики конкретных ситуаций межэтнического взаимодействия и генерирования всех имеющихся знаний и навыков для преодоления непонимания. С этой целью в практике межэтнической подготовки большое значение имеют активные методы: дискуссии, разнообразные игры, анализ ситуаций, тренинговые упражнения, позволяющие полностью погрузиться в активное контролируемое общение. В практике межэтнического обучения имитационные деловые игры и тренинги позволяют развернуть проблемы в динамике, дают возможность участникам прожить необходимое количество времени в конкретных ситуациях межэтнического общения. Именно с помощью этих методов обучения партнеры по коммуникации обретают необходимые навыки общения и взаимодействия, развивают уверенность в себе, способность к гибким взаимоотношениям.
Само понятие «тренинг» сегодня обычно связывается с комплексом упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе и реализуемой с помощью подготовленных специалистов. Тренинг является наиболее универсальным методом обучения межэтнической коммуникации, поскольку развивает умение слушать своего собеседника, вести себя уверенно с другими людьми, публично выступать, строить эффективную модель взаимоотношений с партнерами по коммуникации, предотвращать и конструктивно разрешать этнические конфликты, преодолевать осложняющие общение предрассудки, предубеждения, стереотипы и т.д.
Обучение взаимодействию с представителями других этносов через тренинг ставит перед собой две основные задачи: 1) через проигрывание ситуаций, протекающих по-разному в различных этнокультурах, познакомить обучаемых с межэтническими различиями во взаимоотношениях с представителями других этнических культур; 2) познакомив обучаемых с самыми характерными особенностями чужой этнокультуры, подготовить перенос полученных знаний на другие ситуации.
Основой такой подготовки может быть общекультурный тренинг, в результате которого человек должен осознать себя представителем конкретной этнокультуры, вывести на уровень сознания нормы, ценности и правила поведения в своей культуре. После этого становится возможным показать и проанализировать различия между разными этнокультурами, а затем выработать умение замечать эти различия и пользоваться ими для эффективного межэтнического взаимодействия. Для этого ведущий чаще всего предлагает участникам рассмотреть различные конфликтные ситуации, которые решаются с позиций разных этнокультур и фиксируют внимание на стереотипах и нормах родной этнокультуры.
Тренинги другого вида - культурно-специфические - целенаправленно готовят человека к коммуникации в рамках той или иной конкретной этнокультуры. Они могут быть: а) когнитивными, дающими информацию о другой этнокультуре; б) поведенческими, обучающими практическим навыкам, необходимым для жизни в чужой этнокультуре; в) атрибутивными, объясняющими, каким образом представители разных народов и этнокультур интерпретируют поведение и результаты деятельности с точки зрения другой этнокультуры.
Среди названных видов тренингов самым важным является атрибутивный, так как большая часть проблем в общении с представителями других культур возникает из-за непонимания причин поведения друг друга. В определенной ситуации человек ждет конкретного поведения, а, не дождавшись его, делает ложный вывод о человеке, с которым он общается. В ходе атрибутивного тренинга обучаемый знакомится с атрибуциями, характерными для интересующей его культуры.
В процессе подготовки к межэтническому взаимодействию нужно стремиться использовать разные методы подготовки и разные типы тренингов. Вместе с тем следует признать, что ни один тип тренинга не является идеальным, поэтому необходимо стремится к использованию возможностей нескольких тренинговых подходов, не забывая и об обучении традиционными дидактическими методами.
Нами разработан этнопсихологический тренинг, который представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков в сфере межличностного взаимодействия. Он может быть эффективным средством воспитания у личности терпимого отношения к себе и к окружающим независимо от этнической принадлежности, вероисповедания, убеждений. Программа этнопсихологического тренинга направлена на осознание этнической обусловленности поведения и общения человека, преодоление этнической предубежденности и этноцентризма, что в итоге должно способствовать воспитанию этнической толерантности в сфере повседневного профессионального межэтнического взаимодействия.
Апробация этнопсихологического тренинга была проведена нами в группе сотрудников патрульно-постовой службы милиции. Занятиям по программе предшествовала диагностическая часть, задачи которой сводились к выявлению особенностей эмпатии, коммуникативной толерантности, этнических стереотипов и определению этнокультурной компетентности.
Повторная диагностика по методике «ДТО» после проведенного этнопсихологического тренинга, показала сформированность у участников позитивных этнических гетеростереотипов. В сравнении с данными входной диагностики, итоговые результаты показали изменения в плане нивелирования негативных гетеростереотипов, что, в свою очередь, свидетельствует об эффективности данной программы. Одним из условий такого развития является этнопсихологический тренинг как средство подготовки сотрудников правоохранительных органов к толерантным межэтническим контактам.
Список литературы
1. Кцоева, Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. - 1986. - Т. 1. - № 2. - С. 41-51.
2. Лебедева, Н.М., Лунева, О.В., Стефаненко, Т.Г., Мартынова, М.Ю. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. - М., 2003.
3. Лебедева, Н.М., Лунева, О.В., Стефаненко, Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. - М., 2004.
4. Резников, Е.Н., Марасанов, Г.И. Психологическая подготовка к межэтническому общению // Психология и практика. II съезд Российского психологического общества. - Ярославль, 1998. - Т.
4. - Вып.1. - С. 148-149.
5. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация. - М., 2004.
6. Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л.А., Шарова, О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М., 2001.
7. Стефаненко, Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Введение в практическую социальную психологию. - М., 1996.
8. Тудупова, Т.Ц. Этнопсихологическая подготовка подростков к толерантному общению. -Улан-Удэ, 2006.
9. Тудупова Т.Ц. Этнопсихологический тренинг с подростками. - Улан-Удэ, 2006.
Literature
1. Ktsoeva, G.U. Experience of empirical research of ethnic stereotypes // Psychological magazine.
- 1986. - Vol. 1-2.
2. Lebedeva, N.M., Luneva, O.V., Stefanenko, T.G., Martynova, M.J. The intercultural dialogue. Training of ethnocultural competence. - Moscow, 2003. 3.
3. Lebedeva, N.M., Luneva, O.V., Stefanenko, T.G. Training of ethnic tolerance for schoolboys. -Moscow, 2004.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
4. Reznikov, E.N., Marasanov, G.I. The psychological preparation for interethnic dialogue // Psychology and practice. II congress of the Russian psychological society.? Yaroslavl, 1998. - Vol. 4. - Iss. 1.
5. Sadokhin, A.P. Intercultural communications. - Moscow, 2004.
6. Soldatova, G.U., Shajgerova, L.A., Sharova, O.D. To live in peace with itself and others: training of tolerance for teenagers. - Moscow, 2001.
7. Stefanenko, T.G. Adaptation to the new cultural environment and way of its optimization // Introduction in practical social psychology. - Moscow, 1996.
8. Tudupova, T.T. Ethnopsychological preparation of teenagers for tolerant dialogue. - Ulan-Ude,
2006.
9. Tudupova T.T. Ethnopsychological training with teenagers.- Ulan-Ude, 2006.
УДК 278
PB. Рущак*, В.И. Колесов**
Педагогические аспекты перевоспитания осужденных в местах лишения свободы
В данной статье рассматриваются вопросы перевоспитания осужденных и пути их решения при помощи воспитательного и образовательного процессов.
Ключевые слова: перевоспитание, педагогическое воздействие, обучение, воспитание.
Ruschak R.V., Kolesov V.I. Pedagogical aspects of re-education convict in the places of imprisonment
In this article the questions of re-education of convict and way of their decision are examined through educate and educational processes.
Keywords, pedagogical influence, teaching, education.
В настоящий момент большинство проблем перевоспитания осужденных рассматриваются с позиции оценки их адаптивных функций в момент пребывания в местах лишения свободы и возможностей к социальной адаптации в дальнейшем. При этом процесс адаптации в условиях переходного периода общества имеет свои особенности и специфику. Рассмотрим концептуальные подходы к пониманию процессов к перевоспитанию осужденных, методы и формы педагогического воздействия и их влияние на социальную адаптацию после освобождения из мест лишения свободы.
Одним из условий, накладывающих отпечаток на особенности воспитательного процесса в пенитенциарной системе, является осуществление исправления осужденных в жестких правовых рамках. Поэтому в нормах уголовно-исполнительного законодательства закреплены права и обязанности осужденных, их юридический статус. Правовая регламентация процесса исправления вызывается необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. В зависимости от вида исправительного учреждения, режима отбывания наказания правовая регламентация поведения и деятельности осужденных различна. Условия жизнедеятельности осужденных в колониях особого режима и тюрьме более жесткие по сравнению с условиями колонии общего режима. Кроме того, в исправительных учреждениях всех видов режима созданы условия содержания лиц, лишенных свободы, в зависимости от их поведения. обычные, облегченные и строгие. Намного расширяются в сторону гуманизации рамки правового регулирования и правоотношений несовершеннолетних осужденных и лиц женского пола. Строгая регламентация деятельности исправительных учреждений несет в себе положительный воспитательный потенциал. Она способствует выработке соответствующего отношения к закону, требованиям и традициям общества, формирует дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей, групп, коллективов.
В реальном процессе исправления часто возникают противоречия между педагогической целесообразностью и юридическими предписаниями. Воспитательный процесс - процесс творческий, требующий от сотрудников новаторства, педагогической изобретательности, активности.
Взаимное влияние педагогики и права расширяет сферы их положительного воздействия на осужденных и усиливает процесс исправления их личности. При совершенствовании норм уголовно-
* Рущак, Ростислав Владимирович, заместитель начальника ГУ ФСИН МЮ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, полковник внутренней службы, соискатель по специальности 13.00.01. Тел. 952-30-94, адрес: Россия, 191123, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д.14, к.23
* Ruschak R.V., depchief GU FSIN MU RF on Saint Petersburg and Leningrad area, colonel of internal service, competitor on speciality 13.00.01. Tel: 952-30-94.
** Колесов Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской юридической академии, Ыректор Инновационного центра «Постпенитенциарное образование». Тел. 8-812-463-04-97. Россия, 196657, Санкт-Петербург, ул. Машиностроителей, д.12, кв.51.
** Kolesov V.I., doctor of pedagogical sciences, professor of the Saint-Petersburg legal academy. Director of the Innovative center «Postpenitenciarnoe obrazovanije». Tel 8812 04-97.