содержание в современную форму». Внешне менее четкая, чем, скажем, у христианских соседей, проявленность национальной природы компенсируется у азербайджанцев большей вариативностью в построении собственного будущего благодаря большему числу необходимых для такого конструирования «кубиков». Как у любого «срединного» этноса, пришедшего в мир на пересечении культур и не «окостеневшего», более того, только начинающего по-настоящему развиваться и расти.
«Дружба народов», М., 2010, № 6, с. 174-191.
К. Балтабаева,
политолог
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННЫХ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Республика Казахстан и Российская Федерация - евразийские государства, имеющие самую протяженную в мире общую сухопутную границу в 7500 км. Из 14 областей Казахстана - семь граничат с 12 регионами РФ. Россия имеет четвертую по численности после Казахстана, Китая, Узбекистана общность казахов. Так, по данным последней Всероссийской переписи населения 2002 г., здесь проживают 653 962 этнических казаха (0,45% к итогу). Кстати, в отличие от прежних переписей, когда учету подлежало наличное и постоянное население, в переписи 2002 г. учитывалось только постоянное население. По данным Посольства РК в РФ, численность казахов в России достигает более миллиона.
Численность этнических русских в Казахстане, по официальным данным на начало 2008 г., составила 3 915 607, или 25,1% от численности населения страны. По предварительным данным второй Национальной переписи населения Казахстана, доля казахов в этнодемографическом составе населения увеличилась с 53,4% в 1999 г. до 67% в 2009 г.
Казахстан и Россия имеют схожий «код» формирования и изменения полиэтнической ситуации. Соответственно со стороны двух государств необходимо обеспечение консолидированной, солидарной в социально-политическом плане жизнедеятельности представителей казахского и русского народов. Поэтому в контексте развития гуманитарного сотрудничества не может сниматься с повестки дня исследование истории и современного положения казахов в РФ и русских в РК. Здесь мы не случайно избегаем тер-
мина «диаспора», так как казахи автохтоны весьма значительного евразийского пространства. Как правило, районы современного расселения российских казахов с преобладанием степного и полустепного ландшафтов в дореволюционное время являлись местами их кочевий, летних, реже зимних стоянок, здесь сохранились родовые могилы предков, тюркские названия населенных пунктов и местности. Еще административные реформы 20-90-х годов XIX в. сделали казахов полноправными гражданами Российской империи. Родоплеменной состав казахов по периметру государственной границы современной России идентичный с приграничными районами их материнского государства - Казахстана. Всероссийская перепись населения 2002 г. в таблице «национальный состав населения» к названию «казахи» добавляет уточнение в скобках: «адай, аргын, берш, жагайбайлы, жаппас, керей, кыпчак с языком казахским, ногай с языком казахским, табын, тама, торкара, тура-тинские казахи, уак». Что касается вынужденных миграций казахов из Казахстана в советский период в Россию, то они также не являются основанием для причисления казахов к зарубежной диаспоре, ибо казахи, как и русские, были гражданами одного унитарного государства - СССР.
Распад Советского Союза и образование независимых государств привели, в частности, к появлению нового этнокультурного феномена - русской диаспоры, в том числе и в Казахстане. Преемником СССР стал новый субъект международного права - Российская Федерация. Диаспоральная часть казахов в России складывалась в трудные годы социально-экономического кризиса и хаоса в РК, и процесс ее формирования не завершен. В поисках наиболее выгодных условий проживания, получения бесплатного высшего образования и квалифицированной работы в соответствии с дипломом, который признавался в России, в 1993-2001 гг. из Казахстана выехали 61 589 казахов. Позволим себе не согласиться с категорическим утверждением казахстанского исследователя А.А. Айталы, что распад СССР, образование РК изменили статус казахов России, которые теперь стали диаспорой. Этот вывод дословно повторяет К. Кобландин, но, правда, уже без ссылки на своего предшественника. Логично, исходя из исторических фактов, подразделять казахское население России по «статусу» на две составляющие - автохтонные жители и сравнительно недавно сформировавшаяся диаспоральная часть, кстати, не только за счет выходцев из Казахстана, но и других государств.
Обратимся к материалам Всероссийской переписи населения 2002 г. Казахи проживают во всех без исключения областях, авто-
номных республиках и автономных округах РФ. Они сохранились в числе 23 наиболее многочисленных национальностей, численность которых превышает 400 тыс. человек. Эго одиннадцатый по численности народ в России после русских, татар, украинцев, башкир, чувашей, чеченцев, армян, мордвы, аварцев и белорусов.
Из перечисленных народов ислам суннитского толка исповедуют казахи, татары, башкиры, чеченцы и аварцы. По численности казахи превосходят удмуртов (636 906 человек), марийцев (604 298), кабардинцев (519 958), осетин (515 579), бурят (445 175), якут (443 852), евреев (229 938), калмыков (173 996 человек), имеющих свои национальные республики. Казахи являются четвертым среди тюркских этносов России после татар (5,6 млн.), башкир (1,7 млн.), чувашей (1,6 млн.). В межпереписной период (1989-2002) казахи пополнили список тех этносов, чья численность увеличилась в наименьшей степени: буряты - на 6,6, казахи - на 3, татары - на 0,6%. По признанию российских ученых, казахи России наряду с малыми народами Севера, тувинцами, калмыками и русскими имеют наименьшую продолжительность жизни. Районами их компактного проживания являются Оренбургская, Омская, Астраханская, Саратовская, Челябинская, Курганская, Волгоградская области, Алтайский край и Республика Алтай. Ни в одном регионе, имеющем выход на Казахстан, казахи не представляют этнического большинства. Так, доля казахов от общего населения Астраханской области составляет 14,2%, Оренбургской - 5,76, Саратовской - 3,98, Омской - 3,93, Волгоградской области - 1,68%. Исключение - казахи Кош-Агачского района, расположенного в южной части Республики Алтай.
Как известно, характер расселения населения, его распределение на городское и сельское, определяет степень урбанизиро-ванности территорий. Этот показатель остается чрезвычайно низким, что не способствует достижению высокого социально-профессионального статуса. Сельское население, как на протяжении всей дореволюционной, советской, так и современной истории российских казахов, до сих пор преобладает (67,46%) над городским. Этот показатель выше в Волгоградской (77,43%), Саратовской (77,33%), Оренбургской (76,79%) областях. Самый высокий удельный вес сельского казахского населения приходится на Республику Алтай - 91,8 и говорить о сильной ассимиляции и тем более деэтнизации среди сельских казахов не приходится. Казахи заняты в традиционной сфере животноводства, в условиях кризиса аграрного сектора получило распространение торгово-посредни-ческая деятельность.
Разрозненно, дисперсно проживают казахи в городах и промышленных центрах России. В Омской области 47,2% казахов являются горожанами. Второе место занимает Новосибирская (35,5%), третье - Астраханская (33,95%) области. В остальных регионах показатели меньше среднестатистического (32,5%) расчета: только 21-22% казахов в Оренбургской, Саратовской, Волгоградской областях расселены в городах. Почти во всех 13 российских городах-миллионерах представлены казахи, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Омске, Волгограде, Челябинске, Казани. Традиционно среди них продолжает оставаться высоким процент занятости в области науки, образования, управления.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» основное общее образование является обязательным, требование его обязательности сохраняется до достижения учащимся возраста 15 лет. По данным Всероссийской переписи 2002 г., профессиональное и общее образование имеют 97,77% от общей численности казахов в возрасте 15 лет и более. Дипломы о законченном высшем и послевузовском образовании получили 36 496 казахов. Так, Астраханская область имеет показатель по числу лиц казахской национальности с законченным высшим и послевузовским образованием -5700 человек, или 5,24% от числа казахов области в возрасте 15 лет и более. В Республике Алтай этот показатель - 11,4%, в Самарской области - 8,58), Новосибирской - 8,22, Челябинской -8,04, Курганской - 6,94, Саратовской - 6,21, Оренбургской - 5,83, Омской - 5,62, Волгоградской области - 4,63, в Республике Калмыкия - 7,18, в Алтайском крае - 6,77% (в целом показатели достаточно низкие). В городской среде интенсификация процессов межэтнической интеграции сопровождается переходом на русский язык, ростом числа смешанных браков, стандартизацией и унификацией материальной культуры, здесь низок потенциал для этнической консолидации.
По данным Всероссийской переписи 2002 г., более 99% городских и около 98% сельских казахов России владеют русским языком. Такой высокий показатель владения государственным языком страны проживания не могут продемонстрировать казахи других стран. 71,98% российских казахов владеют казахским языком. Вот здесь есть некоторые проблемы. Например, весной 2009 г., на международной конференции «Казахи России: История и современность» представители администрации Омской области, отвечая на вопрос участников конференции из Казахстана: «Почему закрыты ранее существовавшие казахские школы?» - подчеркивали отсутствие потребности общества в знании родного (казах-
ского) языка, ссылались на мнение родителей школьников о возможных препятствиях для детей в получении высшего образования на русском языке в России, на трудности доставки учебной, учебно-методической и другой литературы из Казахстана из-за высоких таможенных расходов. Казахский язык стал в школе предметом «по выбору». Как следует из материалов Всероссийской переписи 2002 г., Омская область имеет самый низкий показатель (3,49%) среди регионов с казахским населением по числу сельских казахов с законченным высшим профессиональным и послевузовским образованием. В межпереписной период (19892002) две казахские средние школы сохранились в Алтайском крае. В рамках алтайской государственности казахский язык может использоваться на официальном уровне в местах компактного проживания его носителей. Казахский язык преподается в 70 школах Астраханской и 13 школах Оренбургской областей. Астраханский государственный университет в 2007 г. осуществил первый выпуск учителей на бюджетной основе по специальности «казахский язык и литература». Учительские кадры для казахов готовит и Орское педагогическое училище. Воскресные занятия и занятия в кружках по казахскому языку проводятся в Новосибирской, Омской, Тюменской и других областях. Безусловно, такие меры улучшают этнический комфорт, однако они явно не достаточны для решения задач, зафиксированных в законах и других нормативных правовых актах России. Казахи, как следует из материалов моих экспедиционных исследований в Омской области и личных наблюдений во время проживания в шахтерском городе Новокузнецке и учебы в Новосибирском государственном университете, склонны к аккультурации и сильно подвержены языковой ассимиляции. Русский язык остается достаточно обширно и инструментально востребованным в обучении, в профессиональной реализации, в бытовом общении (впрочем, как и в Казахстане).
Как известно, в ходе переписи 2002 г. гражданин государства мог указать владение тремя языками, что означает умение говорить, читать и писать или только разговаривать на данных языках. Российские казахи указали владение 46 языками (с учетом русского и казахского) из 47 языков (кроме татского), по которым подготовлены сводные данные в разрезе народов России. При этом владение казахами татарским языком (без учета русского и казахского) стоит на первом месте. Знание татарского языка подтвердили 9909 казахов, немецкого - 9387, алтайского - 2869, башкирского - 2867, узбекского - 1875 человек и др. Многие казахи ориентируются на доминирующую русскую культуру, ассимили-
руются и со стороны татар. «В особенности это касается смешения казахов с татарами в силу их конфессиональной близости и высокого соотношения смешанных браков, в результате чего порой становится невозможным определить уровень перехода от казахов к татарам и в обратном направлении», - констатирует российский исследователь Е. И. Ларина.
У казахов, проживающих в национальных республиках РФ с народами, имеющими с ними общие цивилизационные корни, по мнению А. А. Айталы, культурные ориентации могут быть и про-татарскими, пробашкирскими. Определенное количество россиян из числа лиц не казахской национальности подтвердили в ходе переписи 2002 г. владение казахским языком. Среди 21 народа на первом месте стоят русские, среди них 41 759 человек владеют казахским языком. Далее: татары - 19 655 человек, башкиры -5013, украинцы - 3547, чеченцы - 2575, немцы - 2291, азербайджанцы - 1144, ингуши - 863, белорусы - 515, чуваши - 508, марийцы - 289, армяне - 251, мордва - 170, кумыки - 147, кабардинцы - 126, удмурты - 131, осетины - 114, аварцы - 68, буряты -84, якуты - 47, даргинцы - 35 человек. Изменения хозяйственно-экономических условий жизни в годы, последовавшие за распадом Советского Союза, привели к переменам в различных сферах. В социальном составе этнических казахов России появились индивидуальные предприниматели, бизнесмены-работодатели, фермеры. Многие вовлечены в трудовую деятельность на совместных предприятиях с участием иностранного капитала, в том числе казахстанского. Новая категория населения зафиксирована как «безработные» - впервые после переписи 1926 г. Такая структура свидетельствует о развитии рыночных отношений.
В России в соответствии с Федеральным законом «О национально-культурной автономии» (1996) созданы порядка 30 национально-культурных обществ казахов, пионерами в их учреждении выступили еще в 1989 г Оренбургская и Омская области, где проживает 31,7% от общей численности российских казахов. Кстати, по численности казахского населения России Оренбургская область (125 568 человек, 19,2%) занимает второе место после Астраханской (142 633 человека, 21,8%). Традиционным стало участие руководителей региональных национально-культурных обществ казахов в форумах приграничных областей Казахстана и России, курултаях как в России, так и во Всемирных курултаях казахов. Ими принимаются меры по этнической консолидации, изданию национальной периодики, поиску спонсоров для организации работы и т.п. Как показала практика, многое зависит от позиции ка-
захских обществ, сосредоточенных в Москве. Именно они первыми приобрели ценный опыт взаимоотношения с Министерством по делам национальностей РФ, Министерством юстиции РФ, другими властными структурами новой демократической России, Посольством Республики Казахстан, приняли меры по координации деятельности других национально-культурных обществ.
По данным Агентства по демографии и миграции РК, за период с 1991 по 2000 г. в республику из России прибыло 8490 казахов. По состоянию на 1 октября 2008 г. из стран СНГ переехало в Казахстан 531 553 казаха (137 966 семей), в том числе из России 32 806 казахов (10 083 семьи), что составляет 5,16% от официальных данных численности казахов 1989 г., т.е. по последней переписи населения перед распадом СССР. Для сравнения можно констатировать, что из Таджикистана (зона военного конфликта) переехало 11 476 казахов, или 95,6% от общей численности казахской диаспоры, из Туркменистана - 57 544 (64%), Монголии -96 755 (61,6%), Узбекистана 421 630 казахов (50%). В общей численности репатриантов казахи из России составляют 4,65%. Переселенцы из России представлены во всех областях Казахстана, но большая часть (около 65%) расселилась в северном, центральном и восточном регионах, повышая здесь долю коренного населения, закрывая дефицит трудовых ресурсов. Трудности адаптации на местах привели и к обратному процессу - частичному оттоку казахов. Так, И.В. Октябрьская констатирует: «Для казахов-переселенцев, столкнувшихся с необходимостью адаптации к экономическим и социокультурным условиям вновь обретенной родины, возникла проблема этнической идентификации. Очень большое значение в самоопределении казахов Алтая играл и играет религиозный фактор. Активная исламизация района последних лет, связанная с установлением контактов с исламским миром (с мусульманами Казахстана, Монголии, Китая, Турции), актуализирует не только религиозное, но и этническое сознание, и способствует консолидации казахов Республики. В современных условиях, когда алтайцы обрели статус "титульной" нации, а казахи, сохраняющие лидирующие позиции в социальной инфраструктуре, оказались в роли этнического меньшинства, религиозный фактор приобрел особое значение, став формой самоорганизации».
Вопрос о причинах и мотивах эмиграции русских из Казахстана остается одним из самых дискуссионных. СМИ чаще всего в качестве причин отъезда называют разные явления: быстрый демографический рост казахского населения, миграция избыточного сельского населения в города, усиление межэтнической конкурен-
ции на рынке труда, «коренизация» кадров госаппарата и ведущих отраслей экономики, стимулирование миграции казахов из других стран и расселение их на «русских» территориях, т.е. в районах, где численно преобладали русские. Согласно переписи 1989 г., в Казахстане проживало 6 062 019 русских. Сложная экономическая ситуация в условиях перехода к рыночной экономике, падение уровня жизни большинства населения, резкое снижение социальной защиты со стороны государства и многие другие причины вызвали отток русского населения. За 1992-1996 гг. Казахстан покинули 965 000 русских. Согласно переписи 1999 г., численность русских уменьшилась на 26,1% и составила 4 479 620 человек. Если среднегодовой выезд в начале 90-х годов превышал 190 тыс. человек, то после стабилизации и роста экономики, адаптации русских к новым реалиям он уменьшился более чем в пять раз. В 2004 г. выехало 39 000 человек, в 2005 г. - 32 000, в том же году вернулись обратно 20 000 русских. Сегодня их социальное самочувствие в Казахстане можно констатировать как предельно позитивное, они, как полноправные граждане Казахстана, участвуют в создании реальной гуманизированной культуры консенсуса.
Являясь коренными жителями приграничных к Казахстану регионов, поддерживая тесные контакты с родственниками на казахстанской стороне, российские казахи не так интенсивно, как в 1990-х годах, втянуты в миграционные процессы. Представляется, что формирование квоты по казахам России для переселения в Казахстан более реально отражает их настрой остаться в России.
Российские казахи не политизированы, открыты к межкультурному и межрелигиозному диалогу, приобрели достаточно большой опыт совместного проживания в инонациональной среде, в полиэтническом и поликонфессиональном обществе, сохранив при этом национальное достоинство, национальную культуру, язык, исламскую веру, в целом этнокультурный колорит народа, а также разнообразные связи с Казахстаном. В составе России они могут реализовать свой фундаментальный этнический интерес, который состоит в обеспечении субъектной сохранности этнокультурного образования и его развития. Казахи дорожат ареалом своего проживания, своей землей, которая досталась от предков, своей Родиной - Россией. Миграционное поведение российских казахов, трудности адаптации в Казахстане оралманов, особенно из стран дальнего зарубежья, прибывших фактически из монокультурной среды, частичный отток казахов в страны исхода (Монголия, Турция, Россия), анализ ошибок, просчетов в их размещении, обустройстве и трудоустройстве, изучение нового зару-
бежного опыта подводят нас к выводу о необходимости корректировки этнической миграции в Казахстан. Мы поддерживаем мнение директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Б.К. Султанова о том, что вместо репатриации казахов в Казахстан надо осуществлять курс на разработку собственной государственной политики по поддержке казахского населения с учетом российского опыта в отношении зарубежных этнических русских.
Впервые должна быть поставлена новая задача по выработке стратегии в отношении российских казахов, нацеленной на то, чтобы рассматривать их в качестве рычага для продвижения интересов РК. Создаваемый на границах в рамках сотрудничества пояс доверия и добрососедства - один из важнейших факторов, способствующих ускорению интеграционных процессов. Несомненно, гарантией жизнедеятельности казахов и русских также является Договор о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный между Казахстаном и Россией.
«Диалог культур: Евразийский опыт и региональная специфика», Оренбург, 2009 г., с. 88-95.
А. Назимов,
публицист (Душанбе)
ПОЛИТИКА «ЯЗЫКОВОГО РЕНЕССАНСА» В ТАДЖИКИСТАНЕ
Осуществляющееся в Таджикистане языковое планирование сопровождалось неоднократной сменой общественных настроений по поводу языковой ситуации, эффективности языкового планирования и соответствия государственного языка объявленному статусу.
Первыми возникли романтические настроения национал-патриотов, воодушевляемых идеями радикального и скорого изменения существующего положения таджикского языка, предложениями радикальной замены «неестественного» состояния таджикского языка его новым расширенным функционированием в качестве государственного языка. Эти идеи находили поддержку в повсеместном открытии таджикских дошкольных учреждений и школ; таджикский язык становится обязательным предметом в школах с русским языком обучения; на многих факультетах открываются таджикские отделения; на страницах республиканских газет и журналов широко обсуждаются вопросы функционирова-