Научная статья на тему 'Этнопедагогизация подготовки педагогических кадров'

Этнопедагогизация подготовки педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ИГРЫ / ЭТНОПЕДАГОГИКА ИГРЫ / ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеметова Людмила Викторовна

В статье рассматриваются актуальные проблемы этнопедагогической технологии; уточняются следующие понятия: этнопедагогика игры, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса; определены проблемы традиционной передачи этнокультурных ценностей; обращается особое внимание на стимулирование этнопедагогического диалога культур и цивилизаций как условие сохранения и развития традиционной системы воспитания через введение этнопедагогического компонента в процесс регионализации подготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогизация подготовки педагогических кадров»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Этнопедагогизация подготовки педагогических кадров

Шеметова Л. В.

Шеметова Людмила Викторовна /Shemetova Ludmila Victorovna - кандидат педагогических

наук, доцент, кафедра психолого-педагогических дисциплин, Сергиево-Посадский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский педагогический государственный университет, г. Сергиев Посад

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы этнопедагогической технологии; уточняются следующие понятия: этнопедагогика игры, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса; определены проблемы традиционной передачи этнокультурных ценностей; обращается особое внимание на стимулирование этнопедагогического диалога культур и цивилизаций как условие сохранения и развития традиционной системы воспитания через введение этнопедагогического компонента в процесс регионализации подготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: народная педагогика игры, этнопедагогика игры, игровая культура, этнопедагогизация, этнопедагогический компонент.

Динамика социокультурных изменений в России объективно обусловливает переоценку некоторых общественных ценностей при сохранении тех из них, которые являются базовыми для развития личности. Это актуализирует роль образовательных учреждений в формировании личности во всей полноте ее созидательного творческого развития, саморегуляции, самовоспитания, гуманизма, деятельности и общения, с обращением к национальным, народным традициям и шире - всей культуре в целом, включая и игровую культуру.

Игровая культура является неотъемлемой и ценной частью целостной культуры человечества. На воспитательном и развивающем значении игры настаивали признанные мыслители разных эпох и народов.

Игра осознана как неотъемлемый компонент развития человеческой культуры, в том числе культуры педагогической. Однако общество все более тревожит рост массы сомнительных, а то и явно вредных, опасных игр и «игрушек». Стремительный рост мощи игровых средств остро ставит вопрос об их разумной социально-педагогической направленности. Показательна популярность идеи Й. Хейзинги о 'Homo ludens' - «человеке играющем» [4].

Изучением многовековых народных традиций, возможностей их использования в современных условиях занимается этнопедагогика. Термин «этнопедагогика» был введён в научный оборот в 60-х годах Г. Н. Волковым и обозначает область педагогической науки о народном воспитании (история и теория народной педагогики) [1]. В последние годы появились исследования, посвящённые этнопедагогизации процесса воспитания. Мы, вслед за В. М. Григорьевым, рассматриваем этнопедагогизацию учебно-воспитательного процесса через усиление в нём этнопедагогической составляющей на основе гармонизации («лада») соотношений этнических (народных) и педагогических компонентов [2]. Этнопедагогический компонент (составляющая), таким образом, представляет синтез этнических и педагогических компонентов, понимая это не просто как механическое соединение двух компонентов, но как механизм их соединения на основе гармонизации («лада»). В итоге, структура этнопедагогического компонента представляет собой сочетание следующих элементов: этническое

содержание; особые механизмы включения этого содержания; этнопедагогическая направленность данного процесса.

Этнопедагогика игры признана одной из ведущих составных частей этнопедагогики на Международной конференции «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», является той частью этнопедагогики, которая посвящена игре, игровым средствам воспитания и развития человека [3]. Превращение игры в целенаправленное средство воспитания можно считать одним из первых педагогических достижений человечества. Народными играми охвачены и все другие возрастные этапы, чего до сих пор не вполне удалось достичь педагогике официальной.

Однако утрата должной преемственности, рознь и противостояние поколений нарастают. Что касается игры, то выросли целые поколения воспитателей-педагогов и родителей, не способных приобщить детей к традиционным народным играм, которых и сами-то почти не знают. Поэтому без этнопедагогически направленных усилий уже не может естественно развиваться вся педагогическая культура. Между тем, человечество вошло едва ли не в пик беспредельно широкого использования игры. Не говоря уже о размахе игрового бизнеса, компьютерных, телевизионных играх, индустрии массового досуга и т.п., игра распространилась и в таких до этого сугубо серьезных сферах, как политика и государственное управление.

Веками народная педагогика игры была арсеналом всех отобранных длительным опытом игровых средств воспитания. С появлением педагогов-профессионалов стали выделяться и интенсивно разрабатываться и узко специализированные средства, требующие особых условий и профессиональной подготовки: игры на иностранных языках и на изобретенных счетных устройствах, дидактические игрушки, системы игровых упражнений, конкурсов и т.п. Они ускорили педагогический прогресс, но и вызвали его самонадеянное противопоставление народным истокам и опыту развития.

Решающим условием учета и педагогически целесообразного использования этно-региональной вариативности педагогики игры становится в настоящее время подготовка кадров, способных успешно осуществлять такой учет и использование. Доля национально-регионального компонента в вузовском преподавании колеблется от 10% по естественным и техническим дисциплинам до 25% по гуманитарным. Наиболее успешно происходит введение этнорегионального компонента в вузах, где в программу включены предметы «Этнопедагогика», «Этнопсихология», «Этнохудожественное воспитание». Специалистам по этнопедагогике естественнее всего координировать различные направления этнопедагогической подготовки будущих учителей. Педагогов, владеющих этнопедагогикой игры, недостаточно. Процесс регионализации послевузовского образования создает одну из основ изменения положения дел, так как по заключению специалистов: «Современное педагогическое образование не обеспечивает в должной мере этнопедагогическую ориентацию» будущих учителей [5, с. 45], хотя и имеются отдельные достижения. Национально-культурные идеи распространяются и осмысливаются среди коллег и учащихся, что способствует этнопедагогизации всего целостного учебно-воспитательного процесса. Таким образом, решающей становится субъективная сторона дела, что находит отражение и в традиционной народной педагогике. Однако в современных условиях требуется уже специальная этнопедагогическая подготовка кадров, что и является сегодня одной из основных проблем развития этнопедагогики.

Литература

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

2. Григорьев В. М. Этнопедагогика игры: Монография. М.: Издательство

«Спутник+», 2009. 226 с.

3. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки //Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2003.

4. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

5. Чапоргина Н. А. Этнорегионализация последипломного педагогического образования (история, теория, опыт). Иркутск, 2002. 234 с.

6. Шеметова Л. В. Формирование культуры игры средствами музея игрушки // Начальная школа плюс до и после, 2008. № 7. С. 82-85.

Психобиологические предпосылки асоциального поведения подростков гипертимной акцентуации характера и коррекция деструктивных компонентов в процессе обучения Гурьянычева О. Ю.

Гурьянычева Ольга Юрьевна / Gurianycheva Olga Yuryevna - кандидат филологических наук,

учитель английского языка, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 9, г. Домодедово

Аннотация: в статье анализируется влияние акцентуаций на процесс социальной адаптации детей и подростков, а также даны рекомендации по профилактике делинквентного поведения у подростков с гипертимной акцентуацией характера, которые необходимо учитывать в педагогической и психологической работе с такими детьми. Кроме этого, исследуются предпосылки развития кризисных ситуаций, в которых могут оказаться подростки-акцентуанты, и анализируются психические процессы, происходящие у людей с той или иной акцентуацией характера.

Ключевые слова: акцентуации характера, делинквентное поведение, гипертимная акцентуация личности.

Социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания, отклонения, а также акцентуации.

Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимают сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Кризисность, известная трудновоспитуемость подросткового возраста может быть преодолена, если при этом учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия взрослых будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей, тех сложных процессов и изменений, которые переживает подросток.

Важно также отметить, что преодоление кризисных явлений подросткового возраста, связанных с перестройкой отношений подростка, а также его бурным и неравномерным физиологическим развитием, может и должно благоприятно решаться в условиях семейного и общественного воспитания, что составляет одну из важных задач общей ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

Делинквентное поведение, проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом, при психопатиях, акцентуациях характера [1]. Все эти факты свидетельствуют о необходимости педагогической коррекции поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.