Научная статья на тему 'Этнопедагогический аспект в изучении родного языка'

Этнопедагогический аспект в изучении родного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асанбекова Нурзат Асанбековна

Проведение качественного этнопедагогического исследования требует четкого определения методологии этнопедагогики. В статье рассматриваются вопросы методологических оснований этнопедагогики. Автор раскрывает понятие методологического знания в этнопедагогике, а также функции научного исследования, подходы и методы, применяемые в данной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический аспект в изучении родного языка»

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. [Текст] Г.Н.Волков. - М.: ЛСЛБЕМЛ, 2000. -174 с.

4. Калдыбаева А. Т. Эл акындарынын чыгармачылыгындагы этнопедагогикалык идеялар [Текст] А.Калдыбаева. - Б.: 2005. - 218 с.

5. Маразыков Т. Текст таануу жана анын айрым маселелери. - Б.: 2005. 174 с.

6. Тил жана кеп женунде сез. (составитель: Ж.Чыманов). Б.: 2005, 105-106-стр.

Этнопедагогический аспект в изучении родного языка Асанбекова Н. А.

Асанбекова Нурзат Асанбековна /ЛзапЬекоуа ~ЫигшХ ЛзапЬекота - соискатель, кафедра методики преподавания кыргызского языка и кыргызской литературы, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: проведение качественного этнопедагогического исследования требует четкого определения методологии этнопедагогики. В статье рассматриваются вопросы методологических оснований этнопедагогики. Автор раскрывает понятие методологического знания в этнопедагогике, а также функции научного исследования, подходы и методы, применяемые в данной науке.

Ключевые слова: методология, методологическое знание, методологическая проблема, этнометодология, этнопедагогический подход, моделирование, этнопедагогический факт.

УДК: 42/49+371.3(575.2)

Данная статья посвящена вопросам усвоения и использования этнопедагогической лексики как средства взаимосвязанного изучения родной (кыргызской) и русской литератур. Выбор темы и направления объясняется, во-первых, многонациональным составом республики Кыргызстан, в которой живут отличающиеся друг от друга языком, традициями, религией, укладом жизни люди, во-вторых, особенностями изучения родного и русского языков в кыргызской школе, связанными с ограниченным количеством тем, часов, отводимых на изучение языковых дисциплин. Следствием такого положения является снижение уровня владения родным, русским языками и литературами кыргызскими учащимися. В то же время, законодательное закрепление статуса кыргызского и русского языков как государственных создаёт основу для сохранения и развития национальной культуры кыргызского и русского народов, что требует повышения уровня преподавания кыргызского и русского языков и литератур во всех образовательных учреждениях республики. Это предполагает необходимость поиска новых путей в работе по изучению родного и русского языков в кыргызской школе. Осознание учащимися произведений устного народного творчества, усвоение их смысла и нравственных ценностей, совершенствование речевой культуры являются основой вхождения школьников в атмосферу знания родного и русского языков, воспитания любви и интереса к их познанию. Актуальностью данного исследования заключается в организации взаимосвязанного изучения родной и русской литератур, в определении основного средства подобного изучения, каковым может стать этнопедагогическая лексика [1].

Этнопедагогика - сравнительно «молодая» ветвь педагогической науки. Системные исследования в этой области начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени проблема народного воспитания нашла отражение и в педагогических работах К.Д. Ушинского, и в философских трудах П.А. Кропоткина, и в педагогических раздумьях П.И. Ковалевского. Этическая культура является

194

органической частью культурно - ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение - воспитание и формирование нравственности.

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Также надо отметить, что этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного воспитания. По определению Г.Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отражённую в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:

народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы;

этнопедагогика - обобщённое понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г.Н. Волков нашёл в народных изречениях замечательную мысль: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых» [2].

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - её связь с жизнью. Это индекс её жизнеспособности, социализирующей значимости.

Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью её социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.

Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

В воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно чёткая дифференциация форм воспитания:

- пословицы - для социально-этического;

- загадки - для умственного;

- песни - для эстетического, патриотического;

- сказки - для того и другого [3].

Особо важно отметить, что оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества. В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: содержательный и прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение.

Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

В общем и целом этнопедагогику можно было бы представить как историю и теорию народного воспитания [4].

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой -все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание.

При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений.

Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она - часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали. Как это ни удивительно, но принципы народной педагогики на всех материках и у всех рас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. Это так важно знать каждому из нас в век межнациональных конфликтов, нравственного обнищания и пересмотра духовных ценностей.

История знает немало случаев, когда в силу ряда причин небольшая этническая группа попадала в инонациональное и иноконфессиональное окружение, и именно религия помогала ей сохранить родной язык, этническое самосознание, чувство этнической общности и народные традиции. Один из примеров - история казаков -некрасовцев.

По мнению К.Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Знание устного народного творчества, т.е. отражённого в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития народа, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребёнка [3].

Курс «Этнопедагогика» играет важную роль при изучении родного языка. Ведущая роль этнопедагогики - достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека. Народ хотел видеть в каждом ребёнке комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум - доброта - трудолюбие».

К тому же изложение этнопедагогики как философии воспитания, источником которой являются природа и религия, в значительной мере будет способствовать формированию планетарного мышления учителя, характерного для современной педагогики всех цивилизованных стран.

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель

196

воспитания и самовоспитания человека, даётся высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несёт в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, её идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» [5].

Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шёл к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, ещё на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним».

Прогресс в труде влёк за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах ещё примитивных форм воспитания.

Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных [2].

Структура методологии этнопедагогического знания согласно заключению К.Ж. Кожахметовой включает следующие аспекты:

а) законы этнопедагогики; законы и закономерности материалистической диалектики; логики: закон тождества, исключённого третьего, достаточного основания;

б) концепции: педагогики, этнопедагогики, этнокультурного образования, поликультурного образования, гуманитарного образования, социокультурного развития, формирования менталитета социума, межкультурного двуязычного образования, формирования государственной идентичности, государственной политики в области образования, языковой политики, становления исторического сознания, формирования нового социоэкономического поведения граждан;

в) теории: педагогики, этнопедагогики;

г) принципы: материалистической диалектики, логики, педагогики, этнопедагогики;

д) гипотезы как способы научного познания;

е) методы;

ж) факты: научный, педагогический, этнопедагогический;

з) категории: материалистической диалектики, педагогики, этнопедагогического науковедения, этнопедагогический принцип, этнопедагогика, этнопедагогическая идея, этнопедагогическая парадигма, этнопедагогического источниковедения, этнопедагогическое воспитание, этнопедагогическое обучение, этнопедагогическая действительность, этнопедагогический менталитет, методологическая закономерность;

и) терминология: этнопедагогическая концепция, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическая ценность, народное воспитание, национальное воспитание, этнокультурное образование, этнопедагогическое исследование, критерии оценки этнопедагогического исследования и др.

Соглашаясь в целом с предложенной структурой, полагаем, однако, что в нее следует включить пункты «закономерность как устойчивая тенденция», «проблема», «функция», «критерий», «подход», «фактор», «этнопедагогическое проектирование», «этнопедагогическая технология, модель». Восполним нераскрытые пункты в их подаче К.Ж. Кожахметовой и охарактеризуем недостающие структурные звенья.

Соглашусь с Абдыраимовой Р.А., когда она говорит о большой роли фольклора, несущих в себе педагогическое содержание [6], которая прививает у школьников любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине.

Многолетнее опытно - экспериментальное обучение родному языку в школах с многонациональным составом учащихся показало, что, помимо учебного материала, рассчитанного на массовую школу, совершенно необходимо привлечение дополнительного дидактического материала, «основанного на использовании малых жанров устного народного творчества (мифов, легенд, сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, считалок и др.)» [7], ,отличающихся глубиной и ёмкостью своего содержания, отточенностью и изяществом языкового оформления.

Только от национальной культуры можно идти к мировой, именно образование должно явиться тем инструментом, который представляет возможности этносу развиваться в рамках общечеловеческой культуры с учётом национального менталитета и особенностей конкретной воспитательной среды.

Этнопедагогический, подход к обучению устной родной речи ориентирован на то, что, кроме знания языка, его лексической и грамматической системы необходимо учитывать разнообразные данные наук об обучающемся. Именно в том, что эти данные не учитывались в течение многих десятилетий, мы видим одну из причин неуспеха обучения устной родной речи.

Сегодня мы все чаще должны обращаться к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаётся тем из них, которые интегральные, многофункциональные по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Когда - то полоролевое воспитание в Кыргызстане осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках. Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить

198

свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они ещё в детстве поняли и приняли свои роли?

Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ перед педагогами ставится следующую цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.

Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. С самого рождения в кыргызской семье учитывались гендерные особенности ребёнка.

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской - стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребёнка.

Интуитивно приписывая ребёнку те или иные качества, о девочке мы говорим -красивая, нежная, хрупкая, о мальчике - сильный, крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.

В народной педагогике обязательно включение ребёнка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе с взрослыми. Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребёнка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединённые с сохранившимися народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде заповедей, народной мудрости. Определяющим в развитии ребёнка в первую очередь считается его непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно -воспитательных систем.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств её воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях. Поступки и деятельность людей ограничиваются определёнными запретами, способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов, наций и народов

199

являются следующие заповеди: «не убий», «не лги», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «не желай чужого» и др. Они же входят в число библейских заповедей. Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда отводила заповедям - целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа. Она выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На примерах эпоса Манас: Манас, Семетей, Сейтек и другие защитники Отечества.

В заключении можем сказать, что этнопедагогика - воспитывает добро и любовь к людям. Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других.

Литература

1. Абдыраимова Р. А. Кыргызская этнопедагогика и воспитание детей: Монография. -К.: Довира, 1997.-187 с.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХГУ-ХУП в.в. - М., 1985. 366 с.

3. Акимкулова Г. А. Использование этнопедагогической лексики как средства взаимосвязанного изучения родной (киргизской) и русской литератур: На материале эпоса «Манас» и «Слова о полку Игореве»: диссертация - кандидата педагогических наук: 13.00.02 Москва, 1998 125 с. : 61 98-13/9882.

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1978. 128 с.

5. Волков Г. Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989. 335 с.

6. Педагогика / Под ред. И.П. Пидкасистого. - М., 1996. 640 с.

7. Портнова З. Н. Элементы народной педагогики в обучении чувашскому языку в начальных классах школ с многонациональным составом учащихся: Авт. диссертации - кандидата педагогических наук: 13.00.02 Чебоксары, 1999 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.