УДК 37.017
Жуматаева Асылгул Саринжиевна
старший преподаватель Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАРШИМ
Jumataeva Asylgul Sarinjievna
Senior Lecturer, Kyrgyz National University
ETHNOPEDAGOGICAL BASES OF FOSTERING A RESPECTFUL ATTITUDE TOWARDS ELDERS
Аннотация:
В статье описаны традиции, обычаи, ценности кыргызского народа и их роль в воспитании подрастающего поколения. Актуальность данного исследования обусловлена утратой многих социальных традиций и обычаев уважительного отношения к старшим, издавна присущих кыргызской национальной культуре, а также необходимостью поиска новых форм воспитательной работы с молодым поколением. Автором статьи выявлены и проанализированы кардинальные культурно-социальные изменения, приведшие к некоторой утрате поведенческого выражения уважения к старшим в разных жизненных ситуациях. Показаны особенности межпоколенных отношений в кыргызском обществе, факторы, обусловливающие подобное поведение, а также положительные и отрицательные тенденции в развитии этих отношений. Предложены эффективные методы воспитательной работы в целях формирования у молодого поколения духовно-нравственных качеств.
Ключевые слова:
традиции, обычаи, этнос, этнопедагогика, воспитание, старшее поколение, младшее поколение, уважительное отношение.
Summary:
The paper describes traditions, customs, values of the Kyrgyz people and their role in the upbringing of the younger generation. The relevance of the research is due to the loss of many social traditions and customs of respect for elders, which have been inherent in the Kyrgyz culture for a long time, as well as the need to find new forms of educational work with the younger generation. Cardinal cultural and social changes that led to a certain loss of behavioral expression of respect for elders in different life situations are identified and analyzed. The study shows the features of intergenera-tional relations in Kyrgyz society, the factors that cause such behavior, as well as positive and negative trends in the development of these relations. Effective methods of educational work are proposed in order to foster spiritual and moral qualities in the younger generation.
Keywords:
traditions, customs, ethnos, ethnopedagogics, upbringing, older generation, younger generation, respectful attitude.
Воспитание уважительного отношения к пожилым людям, формирование готовности к ценностному общению с ними приобретают особую актуальность в свете непрерывного старения населения, что на сегодняшний день считается феноменом международного масштаба. Без уважения к старшим невозможно полноценное существование института семьи, эффективная педагогическая деятельность образовательных учреждений и функционирование иерархии служебных отношений. Как один из столпов нравственности должное отношение к людям преклонного возраста, родителям и прародителям обеспечивает гармоничное развитие нации и сохранение культурного наследия предков [1].
Анализ состояния воспитания уважительного отношения к старшему поколению в педагогической теории и практике Кыргызской Республики позволил выявить следующие противоречия: между требованием актуализации традиций воспитания уважительного отношения к старшим, избавления от собственного этнонигилизма, осознания, восстановления, развития традиционных ценностей в изменяющихся условиях кыргызского общества и несоответствием содержания воспитательной работы в образовательных учреждениях; между попытками воспитания у молодежи уважения к старшему поколению и необеспеченностью этого процесса с научно-методической стороны. Вследствие этих и других противоречий деятельность учителей и преподавателей по использованию средств народной педагогики для воспитания у учащихся уважительного отношения к старшим носит стихийный характер и не достигает уровня систематического подхода. Поэтому возникает исследовательская проблема: какими методами, способами и средствами народной педагогики можно воспитать у подростков уважение к старшему поколению? Целью статьи является раскрытие педагогических аспектов воспитания у школьников и студентов уважительного отношения к людям пожилого возраста на основе прогрессивных идей кыргызской этнопедагогики.
Почтительное отношение к старшим, уважение к младшим поколениям, воспитание и наставничество во всех жизненных ситуациях находится в центре внимания российских ученых-педагогов Т.С. Афанасьевой, Ю.М. Беспаловой, С.М. Герцен, О.В. Красновой, М.И. Постниковой
[2] и др. Данную проблематику в советское время исследовали Г.Н. Волков, В.А. Сухомлинский и др., в Кыргызской Республике в настоящее время эти проблемы изучают А.А. Акматалиев, А. Алимбеков [3] и др.
Кыргызские прогрессивные традиции, обычаи, установления, церемонии - это способы воспитания, показывающие жизненные направления от отца к сыну, от матери к дочери; великое наследие, переходящее от поколения к поколению; закономерности, идущие от древних предков и сохраняющие кыргызов как нацию. Обычаи кыргызского народа были не для преходящих жизненных благ, они обеспечивали будущее через традиции и установления, призывали быть духовными, совестливыми, справедливыми, разумными, человечными, воздержанными, щедрыми. Здесь уместно привести высказывание известного этнопедагога Г.Н. Волкова: «...В наше время хорошо бы всем помнить о "золотой формуле этнопедагогики" - без исторической памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа. В этой формуле из семи пять элементов основываются на роли пожилых людей» [4, с. 26].
В произведениях известных кыргызских писателей было традицией подробно описывать прогрессивные обычаи, идеологию, установления и церемонии в целях воспитательного воздействия на молодое поколение. В связи с этим для современных педагогов-исследователей актуальной задачей является изучение и систематизация лучших образцов этнической культуры, особенно в сельской местности. Как отмечает академик Национальной академии наук Кыргызской Республики А.А. Акматалиев, уважительное отношение к старшим, воспитательное воздействие на младших с опорой на народные обычаи и традиции всегда привлекали педагогов, писателей, мыслителей и общественных деятелей [5].
Воспитательное значение таких понятий, как «уважение старших», «нравственность», «деликатность», «вежливость», «стыд» и т. п., очень велико. Значение одних дополняет значение других. Объединяясь, они призывают к правильному пути, честности, совестливости. Эти высоконравственные понятия передаются из поколения в поколение, хотя их соблюдение в повседневной жизни достаточно проблематично. Здесь можно вспомнить крылатое выражение всемирно известного кыргызского писателя Ч.Т. Айтматова о том, что самое трудное для человека -каждый день быть человеком [6].
Так, согласно кыргызским традициям, не переходить дорогу старшим - признак благовоспитанности. Если встречный человек старше по возрасту, то младший, пропуская, во-первых, дает понять, что он уважает его достоинство и авторитет, во-вторых, тем самым демонстрирует свою культуру. В свою очередь приветствуемый с удовольствием благословлял поздоровавшегося молодого человека, говоря ему, что он «достойный сын славного отца». В прежние времена множество глаз наблюдали за таким проявлением учтивости во время сбора людей по поводу хороших или скорбных событий. В такие моменты достопочтенные люди советовали молодежи здороваться с каждым встречным, пропускать старших или женщин и т. д. Если же молодой человек молча переходил дорогу старшему, то о нем говорили: «сын такого-то оказался неучтивым, наверное, его родители ничему не научили». Иначе говоря, осуждался не только молодой человек, но и его родители. Тем самым молодые люди, которые не здороваются, переходят дорогу старшим без приветствия, раньше других вступают в беседу или прерывают речь старших, оцениваются как невоспитанные. В конечном счете, как отмечает А.Т. Калдыбаева, это упирается в чувство стыдливости, которое может иметь место или полностью отсутствовать [7].
Таким образом, почтительное отношение к старшим и уважительное отношение пожилых людей к достойному молодому человеку относились к лучшим качествам личности в традиционной кыргызской культуре. Однако со сменой поколений и быстротечными изменениями обычаи и традиции забываются или осовремениваются. Молодежь уже не придает им должного значения. Хотя в сельской местности аксакалы и сегодня дают молодому человеку наставления: «Сын мой, если по дороге встретишь старшего по возрасту, даже если не желаешь, остановись и поздоровайся с ним», «в обществе не располагайся спиной к старшим» и т. п. Женщины напутствуют дочерей: «Будьте всегда вежливы и застенчивы перед старшими», «в будущем перед свекровью и свекром избегайте прямого взгляда» и др.
Сопровождение различных жизненных ситуаций подобными наставлениями и их многократное повторение составляют неиссякаемый источник национальных традиций, значение которых велико. В целом среди основных задач народных обычаев - воспитание у молодежи духовности, учтивости, чувства ответственности перед родителями и народом, уважение к старшим по возрасту и других ценных человеческих качеств. Народные обычаи и традиции возникли в связи с особенностями характера жизни народа, его хозяйственной деятельности, прошли долгий исторический путь развития, передаваясь из поколения в поколение, защищены силой общественного мнения и представляют собой духовное зеркало нации. Обобщая вышеизложенное,
А.А. Акматалиев приходит к выводу о том, что народные обычаи и традиции показывают естественные особенности нации, ее отличия от других народов, основной их задачей является воспитание молодого поколения, способного сохранить и развивать эти различия [8].
Следует отметить, что на особенности поведения современной кыргызской молодежи заметное влияние оказал советский период, а также соседние народы, поэтому наблюдаются различия в разных регионах нашей небольшой страны. Однако общим для всех обычаев является единый исторический корень. В мире нет ни одного народа, не имеющего собственные традиции. В то же время наблюдается ориентация на общечеловеческие ценности, которым призывают следовать молодежь: быть учтивым, совестливым, справедливым, человечным, воздержанным, добрым, ответственным перед народом и родителями, быть готовым к защите своей земли и народа, сотрудничать и находить общий язык с соседними государствами, почитать и уважать старших, получать от них благословление и в свою очередь воспитывать молодое поколение в лучших традициях.
В настоящее время для формирования у учащихся духовно-нравственных качеств педагог может воспользоваться арсеналом различных методов и средств, среди которых можно особо выделить устные методики - беседы на этические тематики, диспуты, дебаты, «мозговая атака», круглые столы, семинары и др. Мы в своей учебно-воспитательной деятельности используем формы воспитания на основе кыргызской этнопедагогики: тематические вечера, конкурсы, воспитательные недели, классные часы, дебаты, встречи с известными личностями и т. д. [9]. Правильный выбор методов и форм воспитательных мероприятий нравственного характера, как показала наша работа, формируют у учащихся по отношению к окружающим людям, особенно пожилого возраста, такие чувства, как отзывчивость, доброта, деликатность, вежливость, учтивость, совестливость, правдивость, терпеливость, благородство, прощение.
Необходимость воспитания школьников и студентов в данном направлении обусловлена спецификой развития современного кыргызского общества, что проявляется в отдалении поколений и уменьшении контактов, развитии негативных возрастных стереотипов. При этом в педагогической деятельности следует учитывать такие факторы, как ускорение темпов научно-технического прогресса и общественного развития, старение населения, трансформация института семьи, низкий социальный статус пожилых людей и др. Наша экспериментальная работа свидетельствует о том, что проведение воспитательных мероприятий оказывает позитивное влияние на обучающихся, улучшая их нравственные качества, отношение к старшим по возрасту, характер отношений с родителями и близкими людьми.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод. В настоящее время необходимо обобщить прогрессивные этнопедагогические традиции, обычаи, установления по воспитанию у молодежи уважительного отношения к старшему поколению и прародителям; выявить когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, уточнить критерии воспитанности молодежи и проявления ее уважения к старшим. Характер межпоколенных отношений определяется возрастными нормами, личностными особенностями педагогов и воспитанников, а также разнообразием этнической среды Кыргызской Республики.
Ссылки:
1. Краснова О.В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям (опыт социально-психологического исследования). М., 2004. 304 с.; Кукушкина А.Г. Воспитание у старших подростков уважительного отношения к пожилым людям: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2014. 20 с.
2. Афанасьева Т.С. Пути и средства формирования ценностного отношения к пожилому возрасту у будущих социальных работников // Подготовка специалистов социальной работы в высшей школе: инновации в теории и практике. Минск, 2010. С. 176-187; Беспалова Ю.М., Герцен С.М. Ценностные ориентации молодежи современной России (межпоколенный подход) // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 4. С. 117-126; Краснова О.В. Указ. соч.; Постникова М.И. Межпоколенные отношения в контексте социокультурных изменений в современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 81. С. 265-276.
3. Акматалиев А.А. Неиссякаемые достояния кыргызов. Бишкек, 2000. 221 с.; Алимбеков А. Этнокультурные компетенции школьника // Шоокум. 2012. № 2. С. 23-26.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000. 176 с.
5. Акматалиев А.А. Указ. соч.
6. Айтматов Ч.Т. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 9: Публицистика. Бишкек, 2018. 203 с.
7. Калдыбаева А.Т. Научно-педагогические основы применения этнопедагогических идей народных акынов в воспитании молодежи. Бишкек, 2007.
8. Акматалиев А.А. Указ. соч.
9. Жуматаева А.С. Тенденции изменений межпоколенных отношений // Alatoo Academic Studies. 2020. № 1. С. 63-70.
Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична