обеспечения управления, т.е. формированию знаний и навыков управленческой деятельности в условиях рыночной экономики. С учетом этой гипотезы и была разработана программа обучающего семинара, в которую включены на уровне самостоятельного обучения дисциплины стратегического планирования, теории принятия управленческих решений, теории организации и реинжиниринга и на уровне контактных и тренинговых занятий — МПЦУ, лидерство, коммуникационное взаимодействие и релаксации. Общий объем программы обучения — 102 часа, доля самоподготовки — 70% . По окончанию самостоятельных занятий обучаемые защитили комплексный проект по теме стратегическое планирование и управление предприятием. По истечении времени обучения в 2005 году было осуществлено повторное исследование эффективности управления в службах, сотрудники которых прошли обучение по согласованной программе.
Результаты экономического анализа функционирования служб совместно с тестированием участников семинара позволило получить следующие показатели эффективности:
- функционирования — произошел рост производительности труда трёх подразделений соответственно на 36,4% , 32% ,29,3%
- Интегративные оценки субъектов управления:
- по блоку профессионально — личностных качеств — рп=61; П=87%;
- по блоку технологического обеспечения — рт=311; Т=80%;
- по блоку функционально ресурсного обеспечения — РФ=186; Ф=84% ;
- по блоку качественного труда персонала — рк=311; К=91%
Интегративный рейтинговый показатель эффективности управления по завершению эксперимента составил: РПЭУ=рп+рт+РФ+рк=61+311+186+311=869
Согласно классифицирующего правила И.К. Шалаева сделаем вывод, что после обучения эффективность управления функциональных подразделений достигла оптимального уровня 1000 > 869 > 650, в том числе, рост отмечен показателя РПЭУ с 710 до 869, рост уровня обслуживания посетителей с 56 до 63, экономических показателей с 56 до 63.
Описанные выше эксперименты подтвердили наши гипотезы о высокой эффективности системы управляемого обучения служащих по специально сконструированным проблемно ориентированным многоуровневым программам, включающим контактные занятия методо-лого — психологического направления и специализированные проблемно ориентированные дисциплины, осваиваемые самостоятельно с использованием инновационных дидактических, методологических учебных средств, имеющихся в арсенале учебного учреждения.
Библиографический список
1. Титаренко, И.Ю., Черепанов, Н.П. Управляемое самообразование как основная модель повышения квалификации муниципальных чиновников/ Сибирский педагогический журнал, 2007 №4.
2. Шалаев, И.К. Повышение эффективности управления образованием. Методические рекомендации.— Барнаул, БГПУ: 2007.
3. Черепанов, Н.П., Шалаев, И.К. Методология МПЦУ в региональном эксперименте // МПЦУ в развитии профессионального образования и в практике управления образовательными учреждениями: сборник трудов/ Барнаул: БГПУ, 2008.
Статья поступила в редакцию 29.08.08.
УДК 37.01:39
Э.В. Екеева, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОНОМАСТИКИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Статья посвящена рассмотрению этнической ономастики как компонента национальной культуры и эффективного средства обучения и воспитания, выполняющее информативную, познавательную, развивающую, коммуникативную, воспитательную и социологизирующую функции, влияющие на изменение и обогащение знаний учащихся об истоках и нормах социального опыта народа, формирующие национальное достоинство.
Ключевые слова: этнопедагогика, обучение, воспитание, национальная культура, ономастика,
этнопедагогические функции.
Ономастика как компонент национальной культуры представляется эффективным средством обучения и воспитания, а учебный материал с ономастической составляющей рассматривается как элемент инвариантного обучения и воспитания.
По нашему мнению, ономастика как эффективное средство обучения и воспитания выполняет информативную функцию, предполагающую информирование старшеклассников о содержании ономастических имен с объяснением их происхождения (этимологии), влияющую на изменение и обогащение знаний учащихся, раскрывающую новые «горизонты» знаний.
Материал с ономастической составляющей мы подразделяем на два типа: предметно-образный и понятийный. Охарактеризуем особенности каждого типа.
Предметно-образный тип учебного материала с ономастической составляющей представляют собой инфор-
мацию, дающую представление, прежде всего, об истории народа и его происхождении. Представление об истории народа, его происхождении формируется на основе знакомства с этнонимами. Например, при рассмотрении этнонимов учащиеся старших классов получают информацию о происхождении и географии расселения народов, племен и других этнических общностей.
Топонимический материал информирует об условиях жизни народов, когда явления природы оказывают огромное влияние на них, например, алтайцы обходили места, где проходили пути прохождения холодных ветров, дождей и гроз: Салкынду (ветреный), ^шту-Кобы (дождливый лог); выбирали урочища с чистой водой: Кара-Суу (черная река, родниковая вода).
Учебный топонимический материал дает представление о кочевом образе жизни в прошлом, о занятиях (разведение племенных лошадей и мелкого рогатого
скота), о зимовках и летовках (местах, где алтайцы жили, пасли свой скот ранней весной и осенью), об охотничьем промысле. Например, это названия таких рек, гор и урочищ, как Кураган (ягненок), Ат-Кыр (лошадь-гора), Яй-лугуш (летнее пастбище), Кыштулу (имеющий зимовье, с зимовьем), Айулу (с медведями) [1, 2].
В свою очередь антропонимический материал дает преставление о бытовой жизни народа: Айруш (вилы), Борбуй (бурдюк), Курут (сырчык), Чиме (резьба, украшение), указывающих на специфику мужского и женского труда в прошлом, когда женские имена были связаны с названиями одежды, украшений: Дьюстук (кольцо), Топчы (пуговица), Чачак (кисточка). Антропонимический материал также информирует о внешнем облике народа, подчеркивая высокий или низкий рост, приятный голос, цвет волос и глаз, форму носа и другие положительные внешние черты, а также недостатки фигуры и тела народа: Содон (удлиненный), Юнгюр (голосистый), Сары-Уул (светлый мальчик), Кара-Кёс (черные глаза), Тойток (хромой) [3].
Предметно-образный тип учебного материала в учебно-воспитательном процессе фиксируется постановкой целей, например: «сформировать представление об истории и происхождении народов средствами ономастических имен, дать представление об образе жизни народов на примере изучения топонимов ».
Предметно-образный учебный материал функционирует в виде представлений о чем-то. В нашем случае ономастический материал функционирует как информационный источник, дающий представление об истории, происхождении, условиях жизнедеятельности, культуре, религиозной принадлежности народов.
Целью обучения является не только формирование представлений об изучаемом объекте или предмете, но также формирование понятий об изучаемом объекте или предмете. Формирование понятий — это сложный и продолжительный во времени процесс последовательного раскрытия качественных и количественных особенностей объекта или предмета. Так, в процессе изучения этнонимов Горного Алтая у учащихся формируется понятие «алтайский народ». Учащиеся знакомятся с отдельными понятиями, как племена, род, алтай-кижи, теленгиты, туба, кумандинцы, челканцы. Данные понятия формируются в систему понятий, например, при объединении туба, кумандинцев, челканцев формируется понятие «северные алтайцы», а понятие «южные алтайцы» сформировалось при союзе те-ленгитов и алтай-кижи. В результате формируются два новых понятия, идет процесс углубленного восприятия содержания учебного материала.
Понятийный тип учебного материала с ономастической составляющей в учебно-воспитательном процессе реализуется в постановке целей, в отборе содержания и приемов использования учебного материала (см. схему 1).
Реализация понятийного типа учебного материала с ономастической составляющей происходит при постановке целей: формирова-
ние понятия об ономастике как источнике информации о народе и его культуре; развитие у учащихся умения работать с ономастическим материалом, используя различные средства; анализ ономастического материала для выявления причинно-следственных связей при изучении этимологии ономастических имен.
В содержании обучения понятийный тип учебного ономастического материала реализуется в виде раскрытия групп ономастических имен, их происхождения (этимологии) и распространения.
Основными методическими приемами при формировании понятия об ономастике как источнике, информирующем о народе, являются: логически правильно построенное изложение ономастического материала, правильная и точная постановка вопросов, раскрывающих содержание ономастических имен; разработка заданий по основным понятиям ономастики для определения их происхождения и распространения.
В процессе информирования старшеклассников об истории и культуре народа средствами ономастики ими познается много нового и интересного. Следовательно, ономастика выполняет познавательную функцию.
Познавательная функция ономастики выражается в изучении знаний народа об окружающем мире: небесном просторе, формах рельефа, водных и других объектах природы, животном и растительном мире. Школьники узнают, что народы в течение многих веков накопили знания об окружающем их мире: о небесном просторе (звездах, звездах, созвездиях и планетах), горах, ущельях, реках, озерах и многих других объектах природы.
Знания народа о небесном просторе (космонимах) вызывают особый интерес, например, знания алтайцев о созвездии Большая Медведица ^ти Каан (Етикан) (семь каанов). О происхождении Большой Медведицы существуют разные легенды. В одной из них описаны семь каанов — друзей (братьев) — разрушители и губители всего живого и неживого на Земле, осознававшие пагубные действия и решившие умереть, бросившись со скалы, но которые обернулись звездами и улетели в небо. Алтайцам были известны и другие космонимы: созвездие Орион (Юч-Мыйгак), Полярная звезда, Плеяды (Юлкер), Венера (Тан Чолмон) [4, 5].
Схема 1. Реализация учебного ономастического материала понятийного типа
Самым популярным созвездием всех времен и народов является Млечный Путь, который был известен еще в древней Греции как «молоко» или «млечный круг». Древние индийцы его называли «божественный путь», а в древнем Иране он был известен как Тропа Аримана, у скандинавов — Дорогой Одина, верховного бога скандинавской мифологии. Соломенная Дорога — так назывался Млечный путь у земледельческих и скотоводческих народов на обширной территории от Атлантического побережья Африки до Гоби и от Дунайских равнин до Эфиопии. Шведы называли Млечный Путь Винтергатан (зимняя дорога), алтайцы — Кардын дьолы (снежный путь), хакасы — Хыро чолы (дорога инея), ханты и манси и некоторые тунгусские группы — Лыжный след, киргизы — Кой Жолы (овечья дорога).
Многие народы Востока в Млечном Пути видели реку. Арабы именовали его Нахр (река), индийцы — Русло Ганга, древние греки — Эридан (мифическая река). Характеристику «реки» уточняли аккадцы — Река Неба, ассирийцы — Река Великой Бездны, Змеиная Река, китайцы — Тяньхэ (небесная река) [6].
С космонимами связаны знания народа о счете времени. Например, алтайцы, наблюдая за солнцем и фазами луны, изобрели солнечный и лунный календарь.
В оронимах — названиях хребтов, гор, ущелий, скал, холмов — отражены знания народа об обитаемых животных и произрастающей там растительности. Например, встречается гора Волчья, Оленья, Медвежья, Барсучий лог, хребет Листвяга, Кедровый хребет, Че-ремшанный лог, Калбалу-Бажы и другие. Названия гор связаны с родовыми названиями: Чаптыган (гора рода чапты). Встречаются культовые названия горных вершин, например, Табын-Богдо-Ула (Пять святых вершин), Молебная гора, Шаманский Камень. Часто в оро-нимах используются числительные: Первый лог, Юч-Сюмер (Три Вершины).
Названия рек, озер, родников и других водных объектов характеризуют знания народа об их геологических особенностях, размерах, глубинах и качестве воды в них: река Песчаная, река Большой Ильгумень, Терен Кёл (глубокое озеро), река Чири (гнилая вода), родник Кара Суу (чистая, прозрачная вода). Немало рек, образованных от названий родовых зверей и птиц: Сарлык (як), Санысканду (с сороками). Названия рек и гор, как Нижняя Талда (Алтыгы-Талду), Верхняя Теректа (Юстюги Теректю) указывают на знания и умения народа ориентироваться по частям света или относительно друг друга [1, 2].
Познавательная функция ономастики выражается в познании идей народа о воспитании, отраженных, прежде всего, в именах людей (в антропонимах), так как посредством имен народы стремились реализовать свои идеи (желания) физического, нравственного, умственного, эстетического, религиозного, экологического воспитания детей. Например, мальчиков нарекали именами: Темир, чтобы мальчик вырос крепким как железо; Ирбис — быстрым и ловким как снежный барс, Батыр — могущественным как богатырь, Дьалакай — чтобы был гуманным, Сана — умным, Кундулей — уважаемым, Эрдьине — драгоценным, достойным своему народу. Девочкам давали имена: Чечек «цветок», Чейне «пион» — чтобы выросли красивыми как цветы, Тоор-чык — певуньями как соловей, Кайынаш — стройными как береза, Торко — нежными как шелк, Аржана — чистыми душой как источник, родник.
Имена, фамилии и прозвища народ отражают идеи трудового воспитания народа. Народ желал, чтобы дети уважали труд человека. И поэтому нарекали детей такими именами, как Айруш (вилы), Борбуй (бурдюк), Ку-рут (сырчык), Чиме (резьба, украшение), Дьюстук (кольцо), Топчы (пуговица), Чачак (кисточка) [3]. В этих име-
нах отражен труд мужчины и женщины, когда мужчина косил сено, ухаживал за домашними животными, а женщина готовила вкусные блюда, шила красивую одежду и вместе воспитывали детей.
В имени выражались взаимоотношения между родственниками, родителями и детьми. Из уважения к своим старшим в семье или в роду детям давали имена не только их бабушек и дедушек, но и прабабушек и прадедушек. Детям давали имена не только родных и близких людей, но также известных людей рода. Подобным образом алтайцы хранили память о своих предках. Об этом свидетельствует факт знания многими алтайцами своих родословных. Например, автор данной статьи знает свою родословную до 14 колена, принадлежит роду кёгёл-майман — роду, имеющему отношение к Аргымаю Кульджину (1871г.р.) — знаковой и исторической личности, грамотного и умного человека, богатого и известного мецената, признанного Екатерины II.
Через знания своей родословной детям передавались идеи не только этического воспитания, но и идеи религиозного воспитания — поклонения божествам и духам гор, рек, озер. Детей обучали поклоняться божествам рода (теонимам): священной горе, животному или птице, дереву или кустарнику («байлу ан», «байлу куш», «байлу агаш»). Детям объясняли, что существуют божества — покровители родов: Бай Ульгень (байлагас, кер-гил, кобок, тодош, чапты, чагат, тонжоон); Лжылкан (комдош, иркит, меркит, сойон); Коко-Монко (ара, тор-бот); Каршыт (кергил, майман, мундус, чапты, тонжо-он); Пактыган (алмат, кобок, тоолос, jус); Пуракан Оус); Пырчакан (комдош, кузен, чапты); ^р-Суу (кергил, иркит, jетисары, сойон); Каракуш (комдош, мундус, тогус, чагат). По мнению Тюхтеневой С.П., эти родовые божества выполняют созидательную и охранительную функцию (сотворение зародышей всего живого на земле: «душ» (сус) человека, (тын) скота, а также других животных, птиц, насекомых, растений, деревьев) [7].
В оронимах и гидронимах присутствуют идеи экологического воспитания народа, т.к. во многих названиях гор, рек, озер используется слова «бай» (заповедный, запретный): гора Байлу-Межелик, река Байлу-Кем, озеро Байлу-Кёл. Ребенок-алтаец с детства знает, что нельзя рвать траву и цветы, ломать ветки деревьев, кричать в горах, загрязнять воду и другие элементы экологического этикета.
Алтайская ономастика, являясь уникальным источником, раскрывающим знания народа, развивает у старшеклассников познавательный интерес к истокам своего народа (рода). На примере этнонима «тёлёс» можно определить происхождение современных алтайцев от древних тюркских племен — тюкю и теле, известные с VI в. Интерес к истории своего рода можно развить на примере песни об Иртыше-Матери — родине рода майман:
«Когда переплывали реку Иртыш,
не испугавшийся — вот я.
Стародавнюю жизнь, не забывающий — вот я.
Взяв лодку с веслами, не сбежавший — вот я.
Когда-то прожитую жизнь, не забывший — вот я.
Внизу по Иртышу гусь летит, раскинув два крыла.
Когда вспоминаю старое, в обоих глазах слёзы выступают.
Вниз по Катуни гусь летит, раскинув два крыла.
Когда вспоминаю прошлое,
в черных глазах слёзы выступают»
[8, с. 127].
Интерес к истории своего рода можно развить на основе изучения школьниками преданий, которыми богат алтайская культура. Например, у рода кёгёл майман существует предание о приютившей их земле — Куюс-Чемале, которой поклоняются, говоря: «защищавшаяся земля», где раньше предки сохранили себя. Согласно
другому преданию, род майман получил свое начало на Алтае, попал в Монголию, а после падения династии ойротов был поселен на жительство на юге от местности Тянь-Шань среди кочевавших там киргизов [8, с. 127].
Ономастические имена у старшеклассников формируют интерес к ценностям народа. Например, названия богов и божеств (теонимы) формируют интерес к религиозным ценностям народа: алтайцами особо почитаем бог огня (От-Эне) и бог-покровитель детей (Умай-Эне). Каждый алтайский род поклоняется своему божеству, животному, птице, дереву. Например, объектами поклонения рода майман являются Священный Ульгень, собака, беркут, кедр, лиственница, пихта.
Таким образом, изучение ономастических имен развивает у старшеклассников познавательный интерес к истокам и ценностям своего народа (рода), способствуют развитию у них духовных потребностей в культуре, традициях, обычаях народа, т.е. выполняют развивающую функцию.
Средствами ономастических имен происходит обмен информацией между родителями и детьми, а также между учителем и учащимися:
- о значении небесных светил в жизни народов как основных источниках ориентирования и времяисчисления: Полярная звезда как указатель направления на север; Солнце и Луна как источники составления календарей;
- о роли богов и божеств: Ак-Буркан (Белый Бур-хан) — бог от которого произошла вера алтайцев, согласно которой важным качеством духовной культуры народа было отсутствие жажды иметь, владеть, обладать и при этом почиталось бескорыстие, щедрость, даяние, самопожертвование, самоотверженность, уважение родителей, стариков;
- о героических поступках мифических персонажей — богатырей: Сартакпая — богатыря, который победил силу воды и построил мост через реку Катунь; Очы-Бала — девушки-воина, обладавшей хитростями воинской техники; Маадай-Кара — воина-освободителя своего народа;
- о происхождении рода (народа) — корнях на примере мифических персонажей: род кара-тёлёс своим предком считает медведя, род тастар — древесного пня, род мундус — градину с пшеничным зерном внутри, тюркоязычные народы в волчице видят свою прародительницу.
В процессе общения детей и взрослых (родителей, бабушек, дедушек и учителей) средствами ономасти-
ческих имен (названий и имен, встречающихся в их жизни и природе), происходит передача знаний, умений и культурных ценностей семьи, рода и в целом народа. Следовательно, ономастические имена выполняют коммуникативную функцию, раскрывающую этническую консолидацию и преемственность поколений.
Наряду с процессом информирования, развития и общения со школьниками средствами ономастики происходит процесс воспитания, направленный на формирование нравственных качеств старшеклассников: гуманности, толерантности, скромности, честности, трудолюбия, уважения человеческого достоинства, восприимчивости к прекрасному, ответственности по отношению к семье, людям, своему народу, Отечеству.
Средствами ономастики формируются также взгляды и убеждения старшеклассников: знание прошлого и своих корней, уважение традиций и обычаев народов, понимание своей культуры как части мировой культуры. Таким образом, воспитательная функция ономастики выражается во влиянии на старшеклассников как этнических личностей, которые, изучая ономастику как компонента культуры народа, принимая и выполняя требования и принципы жизнедеятельности этносов, были достойными своего народа, любили свою Родину, уважали старших, трудились, стремились к высоким нравственным устоям.
Изучение этнической ономастики стимулирует осознание старшеклассниками своей национальности и этнической принадлежности, принадлежности к своей Родине; формирует национальное достоинство; воспитывает у личности чувство гражданства, гордости за своих предков, национальных героев; содействует усвоению норм социального опыта народа. В этом мы видим социологизирующую функцию ономастики.
Таким образом, этническая ономастика как компонент национальной культуры обладает огромным воспитательным потенциалом, необходимым:
• для формирования у старшеклассников таких потребностей как усвоение и присвоение духовного мира своего народа;
• для развития национального самосознания учащихся;
• для формирования гуманистического мировоззрения старшеклассников;
• для развития у старшеклассников чувства прекрасного (красота языка, природы родного края);
• для воспитания экологической, нравственной и религиозной культуры старшеклассников.
Библиографический список
1. Молчанова, О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая / О.Т. Молчанова. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. Алтайского кн. изд., 1979.
2. Молчанова, О.Т. Гидронимы и оронимы Горно-Алтайской автономной области:
Автореф. ... канд. фил.наук /О.Т. Молчанова. — Томск, 1968.
3. Шатинова, Н.И. Мотивированные личные имена у алтайцев / Н.И Шатинова // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. — М, 1970.
4. Чапыев, Е.М. Ономастика Горного Алтая: словарь-справочник / Е.М. Чапыев. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. кн. изд-ва, 1991. — На алт. яз.
5. Ямаева, Е.Е. Указатель персонажей алтайской мифологии / Е.Е. Ямаева. Горно-Алтайск,1998.
6. Никонов, В.А. География названий Млечного пути / В.А. Никонов // Ономастика Востока. — М.,1980.
7. Тюхтенева, С.П. Архаические элементы в современном мировоззрении алтайцев: Дис. ... канд. ист. наук / С.П. Тюхтенева.— М., 1996.
8. Алтайцы (Материалы по этнической истории) / сост. Н.В. Екеев. — Горно-Алтайск, 2005.
Статья поступила в редакцию 26.08.08.