УДК 37.01: 39
Э.В. Екеева, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, Email: etno_konf@mail.ru ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОНОМАСТИКА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НАРОДА
В данной статье рассматривается одна из уникальных форм национальной культуры - этнопедагогическая ономастика, представляющая, на наш взгляд, систему ценностных ориентаций народа. Этнопедагогическая ономастика как система ценностных ориентаций народа отражает этническое сознание, взгляды, верования, поведение, действия, которые в своей совокупности образуют менталитет и знания народа.
Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогическая ономастика, национальная культура, ценностные ориентации народа, этническое сознание, этнические взгляды, этническое поведение.
Ценности - это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, с помощью которых оцениваются события, предметы и люди по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.
Мы рассмотрим ценности, ценностные ориентации народа с точки зрения отношений «человек и природная среда» и «человек и социальная окружающая среда». В этом отношении особую ценность представляют знания, которые являются результатом истематизированных наблюдений за явлениями окружающего мира и процессами деятельности народов. Выделяют такие знания народа как метеорологические, медицинские, математические, экологические и другие. Для алтайцев характерны глубокие познания астрономии, отраженные в космонимах: они дни и месяцы считают по луне и солнцу. Между лунным и солнечным счетом времени разница составляет более 5 дней. Для регулирования соотношения лунного и солнечного календаря применили тринадцатый месяц (кириш ай). Согласно лунному календарю счет ведется от новолуния до новолуния. Второй способ счета времени и месяцев был связан с созвездием Плеяды (Улкер, Мечин). Алтайцы вели счет, как по четным, так и по нечетным дням. Счет начинали вести в декабре или в январе (Г.П. Самаев, Е.Е Ямаева). Алтайцы хорошо ориентировались по звездам. Особое значение имело знание Полярной звезды (Алтын Казык), по мнению народа, она является «небесной пуговицей», вокруг которой вращаются все звезды, т.е. Полярная звезда связана с мировой осью. Народная астрономия алтайцев насчитывает более 14 крупных звезд и созвездий, с которыми связаны мифы.
Народы умеют прогнозировать погоду своей местности, знают большое количество лекарственных средств и способы лечения, обладают математическими знаниями и другими знаниями, определяющими их материальную и духовную культуру.
Алтайцами все окружающее воспринималось живыми существами, способными плакать, болеть, говорить... Об этом свидетельствуют названия географических объектов, мифических персонажей, небесных тел. Подобные представления сохранились в сказках, мифах, преданиях алтайцев. Только благодаря высокой экологической культуре алтайцев сохранилась уникальная природа Горного Алтая.
Необходимо подчеркнуть, что роль природы была более значительна на ранних стадиях развития человеческого общества, когда отсутствовали письменные источники воспитания детей, основными средствами являлись словесные методы воспитания - через слово, песню, сказку и т.д.
В топонимах отражены биологические и гидрологические знания народа: Чейнелу (имеющий марьины коренья), лог Аспакту (алт. аспак - осина; букв. лог с осинами), долина Ар-чынду (алт. арчын - можжевельник. Арчынду - букв. с можжевельником, имеющая можжевельник), т.е. в основу топонимов с информацией о наличии растительного покрова в географическом объекте легли названия деревьев, кустарников и
травянистых растений; Эликтю (имеющий косуль, диких коз), Балыкту 1ул (река с рыбой), Заячья гривка, Волчья яма, Песцовая, Орлиная, Калбалу-Бажы (вершина с черемшой) и другие; о грунтовой поверхности: село Корумду (корум - «щебень, россыпь»), река Кума (тюрк. кум - песок; песчаный; алт. кумак - песок; песчаный); о наличии или отсутствии источника, его вкусовых и других качествах: урочище Аржан-Бел (аржан - «минеральный источник, родник»; бел - «седловина»). Аржан бел - букв. седловина горы с минеральной водой) [1].
В названиях гор, урочищ отображены метеорологические знания народа, например, о благоприятных и неблагоприятных явлениях природы: село Сылганак (алт. салкын - «ветер»); лог Салкынду-Боочы - букв. перевал, где есть сильные ветры.
В топонимах хранится ценностная информация (знания), отражающая особенности быта и хозяйственнопроизводственную деятельность народов, например, топонимы, указывающие на предметы быта - река Казанду (имеющий котел), деревня Он-Очок (алт. он+очок - десять таганов). Встречается большое количество топонимов с информацией об охотничьем промысле. Охота издавна была важнейшим подспорьем в жизни алтайцев, которые снабжали мясом и пушниной всех членов рода. Алтайцы употребляли в пищу мясо диких козлов, баранов и других животных, а из птиц -куропаток, уларов. Ценили мех лисы, волка, соболя, выдры и других пушных зверей. Охотничий промысел также нашел свое отражение в топонимии Г орного Алтая. Встречается, например, река Бёрюлю (алт. бёрю - волк. Бёрюлю - букв. с волками, имеющий волков), озеро Айу-Кёл (алт. айу - медведь; медвежий; кол - озеро. Айу кёл - букв. медведь-озеро).
Информация о родах, племенах и народах, живших в прошлом и живущих ныне на территории республики, также находит отражение в географических названиях. Наиболее полно в ней отразились родовые деления алтайцев. Например, река Майма - связано с этническим названием найман, май-ман. Люди племени чапты с почтением относятся к этой горе. Считая ее священной, в прошлом молились ей. Кроме алтайских этнонимов, встречаются названия других народов, например, озеро Кыргыс; сопка Монгол-Чийген (монгол проводил линию, чертил, писал); река Орусту (с русскими), которые говорят о взаимоотношениях народов как акте народного воспитания, где дружба между народами является высшей ценностью в воспитании детей.
Топонимы хранят сведения о религиозных и экологических знаниях (культуре) народа. Названия гор, рек, озер и других природных объектов связаны со словом - бай священный, запретный, почетный, уважаемый. Слово бай одновременно указывает на почтительное отношение к конкретному живому (человеку, животным, растениям) и неживому объекту природы (горе, перевалу - боочы), которое с самого начала было связано с культовыми запретами и употреблялось при совершении религиозных обрядов, а позже стало отражать возрастные категории и социальные отношения. У алтайцев распространен культ гор (почитание горных вершин и перевалов) и все многообразие фольклорных мотивов базируется о горе как некоем плодоносящем центре, с которым связано
происхождение всего рода. Например, Бабырган - священная гора сеока тодош, которую почитают и называют родовой или священной горой (тёс туу, тёс тайга, ыйык тайга) [2, с. 146150].
Наиболее обстоятельной работой о культе гор на Алтае является статья Л.П. Потапова, в которой анализирует основные черты этого культа. По мнению ученого, культ гор сложился в период расцвета родового строя, когда члены рода были связаны кровнородственными, территориальными (земля - общая собственность рода) и экономическими (родовая территория - как место кочевания и охотничьего промысла) узами. Считает, что представление же о снежных вершинах как обитателях божества уводит нас в совершенно иной мир, говорит о влиянии иных культур на местные формы культа гор [2, с. 48].
Почитаемыми были реки и озера, о чем свидетельствуют названия реки Байлу-Кем (заповедная река) и Бай-Коол (почитаемое, священное русло), горы Байлу-Межелик (священная гора) и Бай-Берди (дала святость).
Религиозные знания народа ярко выражены в мифони-мах. В мифах и этногенетических легендах алтайцев повествуется, как тот или иной род был вынужден покинуть места постоянного проживания. Затем, обосновавшись на новых землях, его члены вступают покровительство духа-хозяина местной почитаемой горы. Следовательно, упомянутые названия гор указывают на географическое расположение мест происхождения сеоков (родов) [3].
Духи-хозяева гор - популярные герои волшебных сказок алтайцев. В фольклоре тюркоязычных народов Сибири во всей полноте описывается облик, характер, образ жизни хозяев гор. Согласно мифологической традиции этих народов, дух-хозяин тайги имеет семью - жену, детей, владеет скотом -теми животными, что населяют данную местность.
В традиционном сознании алтайцев особое значение имело дерево, которое выступало защитником всего живого. Не случайно алтайцы, прибыв к месту промысла, прежде всего, выбирали могучий (священный) кедр или пихту. Ему приносили жертву, высказывали благопожелания и просили покровительства и удачи в промысле. Оно также обозначало космический центр и, подобно горе, было носителем порождающего начала [4; 5].
Не менее значительна роль Семьи как ценности, представляющей традиционное воспитание народа. Семья являлась «школой» нравственности, регламентирующая знание и соблюдение традиций, обычаев, обрядов и других элементов традиционной культуры народа, в которой центральное место занимает культ женщины - хранительницы семьи. Культ матери был безграничен, ее сравнивали с образом Матери-Земли (Умай-Эне).
В особый культ возводилось отношение к старшим в семье - родителям, братьям и сестрам, а также предкам. Это выражалось в знании имен своих предков до девятого колена, а также истории семьи и рода. В сознании ребенка формируется образ родового древа, создается представление о своей роли в цепи истории своего рода и семьи, формируются ценностные отношения к семье, родителям, отчему дому.
В алтайской семье сохранился запрет на произношение имени старшего человека как этическая норма в общении и поведении людей. Об этом писал В.И. Вербицкий: «... к старшим очень почтительны и уважительны. Дети не произносят имени своих родителей, как бы считая себя недостойными этой чести...» [6, с. 351].
Е.М. Тощакова алтайскую семью описывает следующим образом: «.. .с малых лет воспитание детей сводилось к уяснению и строгому выполнению существовавших древних обычаев... По имени они не называли... всех своих старших братьев и сестер. При обращении к старшим обязательно в вежливой форме, на вы, дети должны были говорить акам - старший
Библиографический список
брат, э)ем - старшая сестра. Когда в юрте находились гости, посторонние люди, малышам следовало тихо сидеть в стороне, не мешая старшим вести разговор» [7].
Вместо имени человека употребляются следующие термины, обозначающие родство по матери: таай э)е (старшая сестра матери, тетушка); таай (дядя по матери); таада, тай-баш, тайдак (дедушка по матери); ]аана, наана (бабушка по матери) и др.
Родство по линии отца обозначается терминами: ]аан э)е (сестра отца); аба, акы (старший брат отца, дядя по отцу); ака, аакы, эже, улда (дедушка по отцу).
Вместо собственных имен пожилых людей употреблялись следующие термины почтительного обращения: Акабыс (наш старший брат по роду деда), Адайым (мой старший предок по отцу), А]ый (старшая тетушка по отцу) [8; 9; 10].
Культ старших и предков в народном воспитании направлен на сохранение в памяти поколений исторического быта, культуры и связан с традицией единства человека с семьей, родом, народом и всем миром [10]. Известно, что память и воспоминание являются основными частями духовной жизни народа. Это значит, что они вечны.
Почтительное отношение к старшим народ сохранил в именах и прозвищах. Примером могут послужить наречение детей именем предка или уважаемого человека - отца или матери, деда или бабушки, дяди или тети. Прозвищем нарекают ребенка (человека) согласно его характерной черте, свойству, например, от прилежного отношения к своим вещам (Эптю «ладненький»), уважительным отношением к окружающим (Кюндючек «любящий дарить, угощать»). Прозвищами человека нарекают также по черте его характера, внешним особенностям, образу жизни, национальной принадлежности и т.д.
Большое внимание в семье алтайцев уделялось воспитанию скромности и терпимости. Скромность считалась одним из достоинств человека, в особенности девушки, женщины. Ценились также такие качества, как доброта и милосердие, прежде всего, по отношению к родным и близким, любви и привязанности к родным местам, окружающему миру.
Вышеуказанные примеры свидетельствуют о том, что в течение многих столетий народ формировал ценности, которые актуальны в современном обществе и значимы для решения следующих задач:
- формирования у молодого поколения знаний о сущности национальной культуры и ее основных элементов;
- развития умения вычленять этнические аспекты, знать характеристику национальных черт в культуре;
- открытия новых горизонтов нашей жизни с помощью идей и дел наших предков, которые внесли свое имя в летописи своего рода, своего народа, своего отечества;
- формирования национального сознания, самосознания и национальной культуры личности молодого человека. Национальное самосознание функционирует как самопознание и самооценка на базе эмоционально-ценностных отношений личности к истории, традиции, культуре своего народа, т.е. формировать национальное самосознание - значит вооружать человека научными знаниями, развивать у него этнопедагоги-ческие и другие взгляды, воспитывать высокие моральные качества, присущие характеру данного этноса [11].
Таким образом, анализ этнопедагогической ономастики показал реальность образно-знаковых систем «как феноменов культурно-выношенных и презентированных в нашем бытии предметов» (В. С. Мухина) [12], отражающих этнические ценности, которые в своей совокупности образуют менталитет и знания народа, обладающих огромным этнопедагогическим потенциалом, направленным на формирование Самоидентификации, Самосознания и Самореализации Этнической Личности.
1. Молчанова, О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая / О.Т. Молчанова. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. Алтайского кн. изд., 1979.
2. Потапов, Л.П. Культ гор на Алтае / Л.П. Потапов // Советская этнография. - М. - 1946. - .№ 2.
3. Токарев, С.А. Пережитки родового культа у алтайцев / С.А. Токарев // Труды Ин-та этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. - М., 1947.- Т. 1.
4. Ямаева, Е.Е. Алтайская духовная культура: Миф. Эпос. Ритуал / Е.Е. Ямаева. - Горно-Алтайск, 1998.
5. Ямаева, Е.Е. Указатель персонажей алтайской мифологии / Е.Е. Ямаева. - Горно-Алтайск, 1998.
6. Вербицкий, В.И. Алтайские инородцы / В.И. Вербицкий. - Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993.
7. Тощакова, Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (Х1Х-ХХ в.) / Е.М. Тощакова. - Новосибирск: Наука, 1978.
6. Дьяконова, В.П. Алтайцы / В.П. Дьяконова. - Горно-Алтайск: кн. изд-во «Юч-Сумер», 2001.
7. Содоноков, Н.А. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе: дис. ...канд. пед. наук / Н.А. Содоно-
ков. - М., 1997.
8. Шатинова, Н.И. Семья у алтайцев / Н.И. Шатинова. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. кн. изд-ва, 1981.
9. Екеева, Э.В. Этническая ономастика в воспитании у старшеклассников интереса к национальной культуре: Монография / Э.В. Екеева. - М.:
ИНПО, 2007. - 172 с.
10. Мухина, В.С. Реальность образно-знаковых систем / В.С. Мухина // Развитие личности. - 2006. - № 1.
Статья поступила в редакцию 14.03.09
УДК 378.02: 372.8
К.И. Дмитриев, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, Email: mnko@mail.ru
АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ В ПРИМЕНЕНИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПОНЯТИЙ
В статье рассматриваются дидактические возможности современных компьютерных средств для формирования основополагающих понятий при обучении учащихся физике. Выявляются существующие проблемы и предлагаются пути их преодоления через применение принципов программированного обучения в рамках педагогической системы развивающего обучения.
Ключевые слова: компьютерные технологии, понятия, формирование, системность, наглядность, развивающее обучение, программированное обучение, сетевые технологии, взаимодействие.
При традиционном обучении изложение материала в учебнике базируется, в первую очередь, на принципе систематичности: последующее знание опирается на предыдущее. Материал учебника представляет собой совокупность линейной последовательности параграфов. При таком подходе все знания в учебнике рядоположные; вслед за параграфом, посвященном физической величине или понятию, следует параграф, где излагаются основы теории или закона.
Чтобы сформировать у учащихся систему знаний, необходима такая методика обучения, которая помогала бы школьникам систематические знания, полученные из учебника, перестраивать в системные, адекватные структуре теории. Мысленно он должен «разнести» знания, обобщая и систематизируя их по основным структурным элементам теории (основание, ядро, следствие), определив, к какому подструктур-ному элементу теории оно относится. Процесс этот не простой, потому что ученику дважды приходится перестраивать знания, сначала свертывая их в сознании, а затем, при изложении, по-новому разворачивая их. Такая перестройка знаний связана с переходом от линейных взаимоотношений (при первичном ознакомлении с материалом параграфа) к объемным связям (в сознании), а затем опять к линейным при изложении их [1]. Мы хотим особо подчеркнуть важность этапа перестройки знаний. В принципе, при обучении возможно запоминание материала и без перестройки — тогда при изложении будет иметь место репродуктивное воспроизведение, не имеющее ничего общего не только с системностью, но с осмыслением вообще. Перестройка же знаний является характерным признаком развивающего обучения.
Для того чтобы реализовать методику обучения, которая помогала бы школьникам осуществлять перестройку знаний при изучении основополагающих понятий, необходимы специальные средства реализации этой методики. В этом плане считаем особо ценным использование дидактических возможностей структурно-логических схем.
Форма реализации структурно-логической схемы зависит от целей и задач обучения. Например, в развивающем обучении для реализации преемственности в развитии основополагающих физических понятий используются структурнологические схемы, в основу которых положена обобщенная схема развития физической теории [2, с. 196]. В них находят свое отражение такие важные «части» (этапы) теории как основание, ядро, следствия. Использование структурнологических схем развития физических теорий позволяет ана-
лизировать ответы учащихся с учетом системности их знаний, с выделением соответствующих уровней их сформированно-сти.
Широко распространен подход построения структурнологических схем на базе графов. Например, в работе Л.Н. Ми-ловановой [3] структурно-логические схемы построены в виде взаимосвязанных блоков. Содержание каждого следующего блока является следствием предыдущего, либо его обобщением или областью применения. Некоторые блоки являются необходимыми для усвоения того или иного понятия теоретической механики и содержат обычно сведения из предыдущих тем. Такие блоки входят в другие блоки, содержащие понятия, определения, теоремы, законы, принципы теоретической механики. Каждая структурно-логическая схема составляется по определенной теме раздела в виде понятий, определений, принципов, законов, связанных между собой строгой логической последовательностью.
Структурно-логические схемы создают особую наглядность, располагая элементы содержания в нелинейном виде и выделяя логические и преемственные связи между ними. Такая наглядность опирается на структуру и ассоциативные связи, характерные для долговременной памяти человека. В некотором роде структурно-логические схемы выступают в роли промежуточного звена между внешним линейным содержанием (текст учебника) и внутренним нелинейным содержанием (в сознании). В качестве одного из достоинств структурнологических схем А.В. Петров выделяет то, что «она выполняет функцию объединения понятий в определенные системы» [2, с. 198]. Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании предмета обучения, но будучи связанными определенной системой, они раскрывают структуру предмета, его задачи и пути развития.
Отметим, что подчеркивая преимущества структурнологических схем для формирования системности знаний, мы не стремимся умалить достоинства других средств, реализующих содержательную наглядность. На наш взгляд, любые средства, позволяющие представлять содержание в нелинейном виде, способствуют интенсификации процесса перестройки знаний, а значит и повышению качества их усвоения. Подчеркнем, что для всех дидактических средств, помогающих системной перестройке знаний при переходе от линейных взаимоотношений к объемным связям, характерно представление знаний в нелинейном виде.
Анализируя дидактические возможности компьютерных средств обучения, можно выделить одну характерную черту,
18б