5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА. ЭТНОПОЛИТИКА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.05)
5.1. ЭТНОНАЦИЯ - ПОЛИТИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Бельков О. А., доктор философских наук, профессор, старший научный сотрудник
Место работы: НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, г. Москва
Аннотация: статья представляет собой отклик на монографию К.С. Даллакяна. Рецензент, отталкиваясь от сформулированных в ней положений, рассуждает о существующих трактовках феномена этнонация, артикулирует ее политический статус, реальную или потенциальную связь с государственностью. В статье воспроизводятся авторские идеи о генезисе, механизмах и формах образования и функционирования этнонации. Подчеркивается противоречивый и конфликтогенный характер этого процесса.
Ключевые слова: этнонация, этническая общность, нация-государство, суверенитет, этничность, элита, идеология, глобализация, этнофрагментация, этноиммиграция.
THE ETHNONATION - THE POLITICAL SUBJECT OF THE MODERN WORLD
Belkov O. A., Doctor of Philosophy, professor, senior research associate
Place of employment: scientific research institute (military history) of Military academy of the General Staff of Russian Armed Forces, Moscow
Abstract: article represents a response to the monograph by K.S. Dalakian. The reviewer, making a start from the provisions formulated in her, the ethnonation argues on the existing interpretations of a phenomenon, articulates her political status, real or potential communication with statehood. In article the author's ideas about genesis, mechanisms and forms of education and functioning of the ethnonation are reproduced. The contradictory and conflictogenic nature of this process is emphasized.
Keywords: ethnonation, ethnic community, nation state, sovereignty, ethnicity, elite, ideology, globalization, ethnofragmenta-tion, ethnoimmigration.
Как показывают многочисленные наблюдения в последние несколько десятилетий в разных регионах мира настоятельно заявило о себе незатухающее стремление многих и разных этнических групп к самоутверждению. Такого рода тенденция выражается в ревностном и ревнивом предрасположении их к своей этнично-сти, этническим традициям и обычаям, этнической истории и культуре, к сохранению самобытной этнично-сти. На таком этническом фундаменте происходит повсеместная мобилизация социальной энергии народных масс на установление, утверждение суверенитета этнической группы на территориях компактного расселения этнофора, а также государственное конституирование или иная форма этнонационального самоопределения, на обеспечение «наилучшего» условия жизнедеятельности и стабильного, поступательного развития. Разнообразные и многочисленные этнонациональные движения, нацеленные на повышение политико-правового статуса этнической общности, распространились практически по всему земному шару.
Они развертываются в различных формах. Одна из них - этническая мобилизация населения, предельной целью которой является государственное конституирование этнической группы. Но если даже этническое движение не обретает сепаратистскую направленность, оно вызывает политизацию этничности и этнизацию политики.
Взаимообусловленность и взаимная связь этнических и
политических явлений и процессов социальной жизни издавна находятся в поле внимания социо-гуманитарных наук, в частности политико-правовой теории и практики. Мы полагаем, что совершенно естественно наблюдать взаимосвязь этнических и политических начал общества, поскольку полиэтничность определяет самые существенные стороны политики государства, а политика в свое очередь, регулирует направление развития этнических групп и взаимоотношение как меду ними, так и с государством и обществом.
Сопряжение этнических и политических начал, их масштабы и интенсивность в наши дни характеризуют процессы глокализации или этнофрагментации. Так называют сохранение и усиление региональных и местных отличий, которое происходит на фоне и в противовес глобализации. Вместо этнического слияния и унификации зарождаются, набирают обороты процессы и явления противоположного направления: этнический сепаратизм, обостренное восприятие этничности, завышенный интерес к этническим традициям глубокой древности и возрождению «собственного» этнического диалекта. Это - одна из фундаментальных проблем современного мира, всестороннему исследованию которой посвящена монография К.С. Даллакяна [2]1.
1 Ее основная цель, по определению самого автора, - «изучение мирового и российского опыта исследования этнонации и сложившиеся в современной науке теоретические и прикладные подходы к ее
Бельков О. А.
ЭТНОНАЦИЯ - ПОЛИТИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Достижению этой цели служат десять глав монографии, в каждой из которых рассматриваются относительно самостоятельные сюжеты, вкупе дающие целостное, логически стройное представление о причинах, условиях, формах образования и функционирования этнонации.В частности, в ней есть главы: «Этническая общность как особая социальная община», «Типологизация этнических общностей. Современная классификация», «Этичность этнонации: дифференциация концептуальных положений», «Идеология и элита этнонации», «Этноиммиграция» и др.
При этом следует согласиться с редакционной аннотацией монографии, которая характеризует ее как первую в отечественной литературе новаторскую попытку углубить политико-правовые представления об этнонации. Автор исходит из того, что юриспруденция изучает не объективные закономерности, управляющие этнической общностью, не законы ее возникновения и развития, а правовые нормы, правоприменительную практику, которые изучаются не под ракурсом должного или желательного, а как общеобязательные правила, установленные государством; при этом государство рассматривается как организация политической власти, которая обеспечивает управление делами всего общества с помощью права и специально созданного государственного аппарата. Новизна авторского подхода связана и с тем, что он основан на большом конкретно-историческом и фактологическом материале. Все рассуждения и выводы в монографии строятся на солидной документальной основе.
К числу достоинств работы следует отнести и богатую библиографическую базу. Автор знает и опирается на многочисленные труды по рассматриваемой и смежной проблемам, в том числе на языке оригинала. Список использованных им источников дан более чем на 30 страницах.
В название работы выведен термин «этнонация». Но автор не претендует на статус первооткрывателя существования общностей, называемых этим словом. Много раньше него американский ученый У. Коннор утверждал, что этнонации, по существу, имелись задолго до сложения нации-государств современности [1, с. 39-40]. В настоящее время об этнонации пишут многие исследователи. При этом они совершенно по-разному определяют ее природу, характер, статус.
Вот лишь некоторые из этих определений. Примор-диалисты понимают нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен. Г.Н. Пак определяет этнонацию как глобальную этническую общность [3, с. 5]. Есть мнение, что этнонация - этническое сообщество, существующее параллельно гражданской нации, понимаемой как политическое сообщество. При таком подходе диаспора рассматривается как часть этнонации, обитающая за пределами ареала ее этнонациональ-ного самоопределения. Существует точка зрения, согласно которой этнонация - это закрытая нация; все человеческое общество по этому тезису предстает как
исследованию и на таком научном фундаменте раскрытие сущности, содержания и структуру этничности, определение ее функциональной особенности, демократические механизмы и формы политико-правовой регламентации с учетом особенностей процессов глобализации и этнофрагментации, тем самым выработать научно обоснованные рекомендации по прогнозированию, предупреждению, локализации или разрешению межэтнической конфронтации». Даллакян К.С. Этнонация: проблема государственного конструирования этнической общности. М.: Изд.-во ВУ МО РФ, 2014. - С 16.
некая масса, в естественном порядке распадающийся на этнические общности, которые демонстрируют стремление на поддерживание своей идентичности. С.Е. Рыбаков считает, что этнонация - этнос, чей этноним отражается в обозначении государства или административно-территориальной единицы [5, с. 288]. По мнению В.А. Тураева, этнонацией является население государства, если оно представляет собой одну этническую общность [6, с. 29, 35]. В.А. Тишков этнонацией называет политически консолидированный в рамках различных форм государственности или в рамках национально-освободительного движения этнос [4, с. 58].
Многие из этих определений Даллакян так или иначе приводит в своей монографии. Он их знает и учитывает. Но, как представляется, его заслуга в том, что он предлагает собственное толкование этого сложного феномена2.
Исключительно важными являются два дополнения к этому определению, которые характеризуют противоречивость этнонационального самоопределения.
Во-первых, признавая, что этническое пробуждение всегда было мощным механизмом этнонациональной мобилизации и политизации этничности, а в наши дни служит археважным и неисчерпывающим источником мотивации социальной активности этнофора, автор подчеркивает, что правовая, политическая и идеологическая предопределенность такой активности может иметь то или иное проявление.3 Этнонациональное самоопределение это, по сути, проблема, которая предполагает различных вариаций и способов решения.
Во-вторых, указывается в монографии, этнонацио-нальное самоопределение отдельно взятой этнической группы не может рассматриваться как сугубо внутреннее дело, касающееся только самоорганизации группы. Оно в той или иной степени затрагивает интересы государства, общества и других групп. Почти всегда в сложный процесс этнонационального самоопределения вовлечены другие, часто сопредельные государства, в силу чего оно выступает как потенциально конфликто-генное явление.Эти положения составляют концептуальную основу рецензируемой работы.
Работа хорошо структурирована. Скажем, освещая вопрос этнодифференциации, автор четко выделяет и подробно анализирует такие ее основания: культуру, язык, религию, этническое самосознание, этноним, историческую судьба, этногенетический миф.
В целом научная монография Даллакяна представляет собой едва ли не первое комплексное научное политико-правовое исследование актуальной проблемы - государственного конституирования этнической общности; она восполняет определенный теоретический пробел.
2 «Этнонацией является людская общность, идентифицирующих себя этничностью и стремящихся к правовой организации, к институ-ционализации своих отношений с государством или государственному конституированию в той или иной форме, либо уже обладающих собственной государственностью. Это не новый тип или особая форма этнической группы, а степень ее социально-правовой активности и политического участия, ориентированного на процесс и результат этнонационального самоопределения. Этнонация - это этническая группа, ставшая или стремящаяся к огосударствлению». Даллакян К.С. Этнонация: проблема государственного конструирования этнической общности. М.: Изд.-во ВУ МО РФ, 2014. - С. 212.
3 «Ее задают «этнические антрепренеры» или «этнические предприниматели» - политики и активисты, которые стимулируют этнона-циональные чувства и опираются на них для достижения определенных, нередко различных, вплоть до прямо противоположных целей». Даллакян К.С. Этнонация: проблема государственного конструирования этнической общности. М.: Изд.-во ВУ МО РФ, 2014. - С. 212.
Исполненное исследование позволило автору выработать ряд рекомендаций научно-теоретического характера и практико-прикладного применения, которые, на наш взгляд полезны учитывать в государственной внутренней и внешней политике при разработке нормативно-правовых и политико-правовых документов для регламентации направленности и способов динамичного и гармоничного развития как этнической группы, так и всего общества, с целью предотвращения возможного этнонационального напряжения.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,62%.
Список литературы:
1. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. - М.: РГГУ, 2000. 366 а
2. Даллакян К.С. Этнонация: проблема государственного конструирования этнической общности. М.: Изд.-во ВУ МО РФ, 2014. - 248 с.
3. Пак Г.Н. Федеративное устройство России и проблемы гармонизации межэтнических отношений: учебное пособие. Саратов, 1998. 79 с.
4. Россия в условиях трансформаций: историко-полито-логический семинар. Выпуск 5. - М.: ФРПЦ, 2000. - 99 с.
5. Рыбаков С.Е. Философия этноса. М.: 2001. 358 с.
6. Этнополитология: Учебное пособие-хрестоматия/ Сост. и авт. вступ. статьи В.А. Тураев. М.: Ладомир, 2001. 542 с.