УДК 371.3
В.А. Шеманаев, канд. пед. наук, доц. ГОУВПО АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ И ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОДНОГО КРАЯ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Статья посвящена усилению внимания этнокультурного и историко-географического потенциала родного края в воспитании школьников на уроках географии. Данная проблема, являясь актуальной и значимой в теории и методике обучения географии и приобретает приоритетную роль в модернизации географического образования на основе культурологической образовательной парадигмы.
Ключевые слова: культурологический принцип, краеведение, краеведческий подход, воспитание.
Одним из основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования является принцип защиты и развития системой образования национальных культур в условиях многонационального государства, закрепленный в Законе «Об образовании». Кроме того данный закон устанавливает общее требование к содержанию образования, которое должно осуществить перенос акцента с информационного на смыслопоисковое обучение, переориентацию «знаниецентрической» системы образования в «культуросообразную», а также обеспечить «интеграцию личности в национальную и мировую культуру».
В современных условиях сдвиг культуры в эпицентр географического образования повышает его значимость, обеспечивает преемственность поколений, ориентирует систему географического образования на диалог с культурой, позволяет рассматривать географическое пространство как продолжение культуры, отражает меру человечности по отношению к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности.
Своеобразие культурологического содержания в географическом образовании включает междисциплинарный характер и позволяет учитывать как законы природы, так и законы общественного развития и интегрирует в себе природные, культурные, исторические, географические, этнографические, экологические и социально-экономические знания. Ценностная контекстность кльтурологического содержания позволяет в процессе изучения своего родного края, объектов природного и культурного наследия своей местности «проникнуть» в культурную ситуацию, когда образы своего родного края помогут ценить и гордиться ими.
«Между Родиной и родным краем, говорил А.С. Барков, - существует неразрывная связь. Любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его - значит полюбить его ещё более глубоко» [1].
Всестороннее изучение определенной территории (края) осуществляет краеведение. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. А.С. Барков считал, что «объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как «малую географию», точнее, как малое
страноведение» [1, с. 32] .
Л.С. Берг называет краеведение географией родного края. Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края.
Родной край в современной России становится центром возрождения духовной основы отношений к природе, этнокультурного самосознания и самовыражения, формирования географической культуры личности при последовательном, целенаправленном комплексном познании природных, этно-национальных, историко-культурных, социально-экономических, экологических особенностей своего родного края и использовании краеведческого содержания о них в практике.
По мнению В.В. Николиной, «важнейшим подходом в конструировании курса географии, является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края» [2, с. 29].
Цели реализации краеведческого подхода в обучении направлены на развитие личности в условиях национальнорегиональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края. Реализация краеведческого подхода предполагает не только обязательное непосредственное восприятие личности объектов и процессов реальной действительности - конкретной природно-производственной системы микро- и мезорайона - установление их взаимосвязи, взаимообусловленности, соотнесение с теоретическими знаниями, но и посильное учебное и научное исследование этих объектов и явлений.
Суть краеведческого подхода, заключается в использовании знаний о чувственно воспринятых географических объектах и явлениях для конкретизации общих понятий, связей, закономерностей, а также для сравнения с другими, недоступными восприятию объектами, территориями.
Краеведческий подход способствует личностно ориентированному обучению, так как он отражает потребности школьников уйти от формального получения знаний к непосредственному общению с живой природой, к реальности окружающего мира. Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым школьником его самоценности, индивидуальности, его сосуществование в «образе мира» своего края, где он сопричастен с природой, традициями края, его историей и культурой.
Краеведение, как региональный компонент многих областей знания, связывающий ряд отраслей современной науки и экономики, несет в себе не только теоретический, но и практический потенциал, как в рамках социализации личности, так и в более широких пределах, охватывающих в ходе этногенеза, время (историю), пространство (ландшафт) и традиционный этнический стереотип поведения (мироощущение) народа.
Культурологический принцип позволяет учителю в процессе реализации краеведческого подхода познакомить учащихся с различными традициями, спецификой материальных и духовных ценностей, созданных на территории своего родного края человеком и приобщить их к этим ценностям.
Аксиологический принцип позволяет учащимся в процессе реализации краеведческого подхода характеризовать свое отношение к окружающему миру, обществу, другим людям, к самому себе и способствует моделированию содержания и характера выполняемой краеведческой деятельности по изучению своего родного края.
Принцип культуросообразности в обучении, выдвинутый еще А.Г. Дистервегом, и сегодня содержит в себе весьма актуальное положение: «Всякое состояние культуры данного народы есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» [3].
Обращение к культурному наследию, под которым следует понимать сумму всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, включая и подвергшееся переоценке
прошлое, способствует формированию у школьников гражданственности, патриотизма, любви к Родине.
Принцип культуросообразности определяет отношение «обучения с культурой как средой, растящей и питающей личность, а также отношение между обучением и личностью человека». Это означает, что культурное ядро содержания обучения должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры, а отношение к ребёнку определяется, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.
«Окружающая природа и жизнь - вот первые воспитатели человечества. Они воспитали самых отдалённых из наших предков; они будут воспитывать и самых отдалённых из наших предков ...», - писал известный русский педагог конца XIX века, В.П. Вахтеров [4].
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», -говорил Д. С. Лихачёв. «Она начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре» [5].
«Я глубоко убеждён, что, если в детстве человек переживает чувство изумления красотой родной природы, если, затаив дыхание, он слушает слова учителя о том, что видят его глаза, в эти часы пробуждается пульс его живой мысли. Благодаря этим часам общения с родной природой развиваются его умственные способности, в его духовную жизнь входит слово родной речи и становится его собственным богатством: в слове он выражает свои мысли, чувства, переживания. Гармония образа и слова, познания умом и познания сердцем -это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, своему родному краю» [5].
Основываясь на гуманистических, культурологических, аксиологических, этногеографических основах краеведческого подхода, изложенного В. В. Николиной, отметим, что специфика восприятия человеком пространства такова, что в центре его действий всегда оказывается собственное «Я», создающее вокруг себя воображаемые поля, с помощью которых воспринимается и оценивается окружающая человека среда. Центр имеет наибольшую ценность, а объекты более отдалённые (периферийные) - убывающую ценность. Восприятие учащимися окружающей среды структурируется в соответствии с противопоставлением родина - чужбина. С родным краем нас связывает также и то, что каждый человек осознаёт его как «Дом». Дом ориентирует нас на определённый образ жизни, он - связь человека с землёй. Сформированный с детства, эмоционально насыщенный образ родного дома (в широком понимании) - это психологическая предпосылка формирования такого качества личности, как патрио-
Библиографический список
тизм. Образ дома постоянно сопровождает человека и даёт ему силу для преодоления трудностей. Он - важнейшее условие стабильности психической деятельности человека, уверенности в себе. Дом - это место для деятельности, в которой мы утверждаем сами себя, свою значимость. Дом - это маленькая родина, и как мы себя в нём ведём, соблюдаем традиции и устои, чтим прошлое, создаём уют, зависит наше будущее [2].
Раскрывая глубинные основы краеведческого подхода, следует подчеркнуть, что родной край неотделим от родины. Родина-это единство человека и территории, единство, которому человек придал ценностное содержание и наделил личностным смыслом. Для каждого человека родина имеет свои особые черты, несёт его специфику.
Следует подчеркнуть, что Родной край - это пространство, границы которого являются границами жизнедеятельности человека, а родной ландшафт - колыбель народа, обитель и хранилище национального духа. Однако в первую очередь образ дома связан с матерью. Не случайно же говорим мы «мать-земля», «природа - мать». Не случайно ребёнок лишь постепенно становится способен спокойно выдерживать расстояние между собой и матерью. Становясь старше, он периодически возвращается к ней как источнику опоры, уверенности в себе... Только в доме человек может ощущать себя по-настоящему самим собой. [2]. Понимание особенностей родного края воплощается в его образе - знаке, символе местности.
Важное место в образе края придаётся цвету. В нём отражается состояние природы, её сущность, жизненность, красота. Эстетика цвета менялась в ходе развития цивилизаций и отражала состояние общей культуры края на данный момент. Феномен центральности собственного положения в мире оказывает влияние не только на восприятие окружающей человека среды, но и на формирование таких качеств личности, как любовь к родному краю, его природе. Другой особенностью, оказывающей влияние на изучение родного края, является то, что он в картине мира у школьников осознаётся в качестве дома - одной из важнейших ценностей человека. Образ среды обитания как своего дома определяет и стратегию безопасного поведения, направленную на сохранение защищающего себя дома среды обитания, Земли) и себя в этом доме.
Образ отражает самоощущение человека в конкретном пространстве, эмоционально-ценностное отношение к этому пространству. Образ, по мнению И.Я. Лернера динамичен, подвижен, оперативен в своём содержании: в нём могут отражаться то одни, то другие стороны (свойства) объекта, в зависимости от требований деятельности, эмоционально-по-требностного отношения к ней. Он всегда наполнен личностным смыслом, значимостью для субъекта [6]. В образе фиксируется не просто общественный, а субъективно преобразованный (индивидуальный, личный) опыт каждого человека в его реальных, нередко неповторимых связях и отношениях с окружающей действительностью.
1. Даринский, А.В. Краеведение: пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В. А. Круглова, В.К. Луканенков. - М.: Просвещение, 1987.
2. Николина, В.В. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: кн. для учителя / В.В. Николина, А.И. Алексеев. - М.: Просвещение, 1997.
3. Дистервег, А.В. Избранные педагогические сочинения. - М.: Госуд. учебно-пед. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1956.
4. Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1878.
5. Жиркова, М.В. Социально-образовательный проект краеведческой направленности «Моя история» / М.В. Жиркова, Ю.С. Инякин // Дополнительное образование. - 2002. - № 5.
6. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Педагогика, 1980.
Статья поступила в редакцию 09.03.10