УДК 659.43:39:377
Л. Б. Хазиев
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ PR-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
В статье рассматриваются этнокультурные PR-технологии, которые определены как «специальные средства и приемы, используемые в образовательном процессе в целях воспитания в человеке уважения к другим национальным культурам». На основе их применения автором изложена «Программа по формированию толерантности в поликультурной среде».
Ключевые слова: этнокультурный PR, толерантность, Медведев, национально-культурные центры, профилактика экстремизма.
L. В. Khaziyev
ETHNOCULTURAL PR-TECHNOLOGIES AS A MEANS OF EDUCATING TOLERANCE IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT
The article deals with ethno-cultural PR-technologies, which are defined as «special tools and techniques used in the educational process for educating respect for a person other national cultures». On the basis of their application by the author proposes «The program of educating tolerance in a multicultural environment». Keywords: ethno-cultural PR, tolerance, Medvedev, national-cultural centers, preventing extremism.
Одиннадцатого февраля 2011 г. президент России Д. А. Медведев провел очередное заседание президиума Госсовета по национальной политике. «Российская нация должна состоять из самобытных народов», -заявил президент. На повестке стоял вопрос о мерах по укреплению национального согласия. «Российская газета» опубликовала ряд конкретных мер по разрешению межнациональных противоречий, обсуждавшихся на заседании. В частности, президентом было озвучено, что воспитывать терпимость и уважение к людям других национальностей необходимо уже со школы. В связи с этим Министерству образования и науки поручено в сжатые сроки проанализировать содержание учебников и незамедлительно «внедрять современные практики воспитания в духе толерантности». Д. А. Медведев также под-
черкнул, что сегодня необходимо закрыть доступ в учебные заведения лиц, исповедующих нетерпимость к людям других национальностей. «Есть люди абсолютно непригодные для того, чтобы учить других, во всяком случае, на профессиональной основе, - заметил президент. - В частности, это люди, которые уже были замечены в разжигании межнациональной розни, а тем более судимы за разжигание межнациональной розни». В ближайшее время президент внесет в Госдуму соответствующий законопроект.
Телевидению, электронным и печатным СМИ было предложено внести свою лепту в укрепление дружбы народов и национального согласия. Минкомсвязи поручено направить государственные гранты «на создание медийной продукции, способствующей гармонизации межэтнических и межкон-
фессиональных отношений» [1]. По словам президента, в деле воспитания толерантности должны быть задействованы и артисты, в частности, лидер страны наказал им чаще гастролировать внутри страны с целью расширения культурного обмена между регионами и придать этому процессу «большую осмысленность». Президент также высказал ряд предложений относительно кадровой политики. По его мнению, по всей стране необходимо пересмотреть кадровую политику. Негласные ограничения по нацпризнаку при формировании органов власти в некоторых регионах Д. А. Медведев назвал «аморальными» и потребовал это зло искоренить. Глава государства предложил также не допускать к госслужбе лиц, судимых за экстремизм. Президент предложил активнее подключать к решению проблемы религиозные организации - создать в регионах рабочие группы из представителей разных конфессий, которые займутся урегулированием межнациональных конфликтов. Д. А. Медведев призвал ученых, предпринимателей, представителей духовенства, не молчать, а открыто высказывать свою позицию по проблеме сохранения межнационального согласия в России.
Как мы видим, российское правительство решило всерьез пересмотреть национальную политику страны. Следует также учесть тот факт, что меры, предлагаемые президентом конкретны, например, предложения именитым театрам и другим, значимым для российского общества учреждениям культуры и искусств, гастролировать не только по зарубежным странам, а больше ездить по городам России, в частности, по Северному Кавказу. Другие предложения по оптимизации национальной политики в стране также интересны, например, создание специальных ведомств в каждом регионе, которые смогли бы отвечать за улаживание межнациональных конфлик-
тов, только как будут работать эти службы, пока неизвестно.
Мы предполагаем, что для реализации национальных программ в воспитании толерантного отношения среди народов России, этнокультурные PR-технологии могут стать отличным подспорьем в этом деле. Этнокультурные PR-технологии нами определены как «специальные средства и приемы, используемые в образовательном процессе в целях воспитания в человеке уважения к другим национальным культурам». Конечной целью такого вида PR является вовлечение человека в социально-культурную деятельность и развитие личности на основе этнических ценностей народов региона. Этнокультурный PR можно также определить как разновидность этнонаправленных технологий социально-культурной деятельности, которые составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. Являясь инструментами и приемами, используемым в образовательном процессе, они могут по праву считаться одними из видов технологий образовательного процесса. Этнокультурный PR выступает как способ актуализации национальной культуры и языка, сочетает в себе и педагогические, и гуманистические функции.
В настоящей статье предлагается проект программы «По формированию толерантности в поликультурной среде средствами этнокультурных PR-технологий».
Обоснование необходимости разработки программы
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую прак-
тического решения. Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов. Изо дня в день с экранов телевизора каждый из нас может наблюдать проявление жестокости между людьми на национальной почве.
Учреждения культуры и национальные центры, по мнению авторов программы, должны стать первоочередными «воспитателями» взаимного уважения между нациями. Предлагаемые на сегодняшний день методы воспитания толерантности носят больше образовательный характер, который представлен в виде лекций, бесед, открытых уроков. Все эти методы действенны, однако в настоящее время необходимо также использование более совершенных инструментов в этом деле - решение поставленных задач с помощью этнокультурных РЯ-технологий. PR -технологии, являясь мощным средством формирования общественного сознания, могут быть использованы как действенный инструмент в возрождении национальных языков и традиций, а также в воспитании толерантного отношения к другим культурам. Такой вид РЯ может быть назван этнокультурным. Реализация РЯ-действий в организациях культуры - это наиболее «продвинутые» формы донесения информации до людей. Более того, работа по воспитанию толерантности поможет организациям культуры привлечь дополнительное внимание общественности и органов власти к своей работе, создать информационный повод для СМИ. Все это приведет к увеличению посещаемости и бесплатным публикациям в изданиях и т. д.
В настоящей программе приводится краткий план мероприятий на год, который необходим для ее реализации. Все действия, предлагаемые здесь по большей части уни-
версальны, поэтому они успешно могут применяться в работе других учреждений: школ, детских садов и т. д.
В основе программы находятся следующие концептуальные идеи:
- понятие «толерантность» обосновывается как одно из важнейших направлений гуманистического воспитания, как основа новой социальной идеологии, включающей понятия «личность», «семья», «гражданственность», «активная жизненная позиция», «общество»;
- необходимо развитие понятия «толерантность» как средство глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма, насилия.
Цель воспитания толерантности -воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме с помощью медиа и других передовых средств коммуникации;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности;
4) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии.
Программа ориентирована на всех посетителей учреждений культуры или НКЦ (национально-культурные центры), однако воспитательная часть в большей степени направлена на детей и подростков.
Таблица 1
Программа мероприятий учреждения культуры в воспитании толерантности средствами этнокультурных PR-технологий на год
Задачи Мероприятия PR-действия Сроки
Организация этнокультурной РЯ-деятельности учреждения (НКЦ) - Создание специализированного РЯ-отдела, либо РЯ-направления, занимающегося работой по воспитанию толерантности среди населения
Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме. Профилактика терроризма, экстремизма и агрессии среди посетителей учреждений культуры и НКЦ - Организация семинаров, конференций, круглых столов диспутов, лекториев, игровых программ и иных мероприятий, направленных на обсуждение актуальных вопросов состояния межкультурных отношений и продвижения идеалов толерантности и взаимоуважения - Анонсы пресс-релизов по поводу проведения мероприятий посредством СМИ. - Написание статей по итогам проведения мероприятий с целью дальнейшего привлечения внимания и установления обратной связи Ежеме- сячно
Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности - Проведение конкурсных программ среди детей и подростков с целью развития их творческого потенциала - Работа со СМИ в распространении информации о предстоящем конкурсе. Возможно, также проведение конкурса совместно с изданиями на страницах их газет и т. д. - Написание статей по итогам проведения мероприятий с целью дальнейшего привлечения внимания и установления обратной связи Раз в полгода
Установление связей с органами власти и «религиозными группами пропаганды мира»3 - Совместное проведение мероприятий с органами власти и «религиозными группами пропаганды мира» (далее «группы») - Освещение совместных мероприятий с целью привлечения внимания общественности к работе этих организаций. - Формирование положительного имиджа «групп» посредством публикаций в СМИ Раз в три месяца
Работа в районах - Расширение географии этнокультурной деятельности с помощью проведения выездных мероприятий в районы - Освещение выездных мероприятий в СМИ Раз в полгода
3 Предложение о создании «религиозных групп пропаганды мира» в регионах были предложены президентом Дмитрием Медведевым 11 февраля 2010 года на заседании президиума Госсовета по национальной политике в Уфе.
Окончание таблицы 1
Задачи Мероприятия РЯ-действия Сроки
Знакомство населения с традициями и обычаями национальных культур - Организация и проведение выставок, конкурса «Кухни народов мира», презентации национальных костюмов и т. д. - Освещение предстоящих мероприятий. - Написание статей по итогам проведения мероприятий. - Налаживание профессиональных связей с национальными центрами Раз в полгода
Формирование уважения и признания к себе, людям и их культуре - Проведение фестивалей национальных культур. - Проведение национальными центрами и организациями культуры специализированных акций по пропаганде национальной культуры и языка среди представителей других культур. Например, акция «Мин татарча сойлэшэм» [2, 158] - Освещение предстоящих мероприятий. - Написание статей по итогам проведения мероприятий. - Налаживание профессиональных связей с национальными центрами Раз в полгода
Создание творческих лабораторий - Создание собственных студий на базе учреждения культуры, целью которых является создание фильмов и мультфильмов, способствующих в воспитании толерантности. - Проведение творческих конкурсов на лучший фильм, мультфильм среди детей и подростков - Публикации анонсов пресс-релизов, а также написание статей по итогам конкурса. - Трансляция лучших работ на телевидении Раз в полгода
Интернет-лаборатории по воспитанию терпимости - Организация Интернет-лаборатории по воспитанию терпимости среди студентов - Организация работы лаборатории. На специальных занятиях преподавателем предлагается поиск информации, носящей антитолерантный характер в сети Интернет (в статьях, блогах и социальных сетях). Аудитории вместе предлагается сформулировать способы борьбы с такими проявлениями. - Формирование на таких занятиях идейной копилки «борьбы с нетерпимостью» с постоянным ее пополнением Раз в месяц
Консультационные мероприятия - Организация круглых столов для социальных педагогов, организаторов внеучебной работы по актуальным вопросам воспитания толерантности в современной системе образования с привлечением представителей органов власти, сотрудников групп и других участников воспитания толерантности в обществе - Приглашение участников, спикеров для проведения круглых столов. - Подготовка раздаточного материала. - Связь со СМИ Раз в месяц
Как мы видим, программа мероприятий по воспитанию толерантности средствами этнокультурных РЯ-технологий отвечает всем требованиям, предложенным президиумом Госсовета по национальной политике в Уфе. Они современны и реалистичны, гибки и адекватны. Из всего этого можно сделать ряд выводов:
Создание специализированного РЯ-от-дела, включающего в себя работу по воспитанию толерантности среди населения, сегодня становится не ноу-хау, а необходимостью. Стоит, к сожалению, признать, что в настоящее время не каждое учреждение или НКЦ способно создать целый отдел. Ведь это действительно требует дополнительных затрат для организации. РЯ-отдел может существовать только в крупных этнокультурных организациях, в небольших и
небогатых учреждениях достаточно развить РЯ-направление.
Установление постоянной взаимосвязи организаций культуры с «рабочими группами из представителей разных конфессий по урегулированию конфликтов на национальной почве» поможет обеим сторонам вести работу по формированию толерантности более эффективно. А на первоначальном этапе они смогли бы стать хорошими партнерами в своих начинаниях.
Предложенные меры, изложенные в программе, предполагают постоянное использование современных технологий: мультимедиа, Интернет и другие инновационные ресурсы. Все это поможет привлечь больше молодежи и постоянно шагать в ногу со временем в реализации национальной политики страны.
Литература
1. Иду на Вы // Российская газета - Неделя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rg.ru/2011/02/17/gossovet.html
2. Хазиев Л. Б. Этнокультурный PR как разновидность педагогических технологий социальнокультурной деятельности // Омский научный вестник. - 2010. - № 3(88). - С. 156-159.
УДК 378
И. В. Резанович, Р. А. Литвак
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматриваются педагогические возможности осуществления профессиональной социализации студентов вуза в процессе социокультурной деятельности, которая охватывает основные сферы профессионального становления личности: деятельность, общение, самосознание.
Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, профессиональная социализация студентов, социокультурная деятельность.
I. V. Rezanovich, R. A. Litvak
SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES AS A MEANS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS
The article reviews the educational opportunities of professional socialization of university students in the process of socio-cultural activities, which covers the main areas of professional growth: activity, communication, self-awareness.
Keywords: socialization, professional socialization, professional socialization of students, socio-cultural activities.