УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 2, ч. 2 Гуманитарные науки 2009
УДК 396
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ (на примере Ассоциации татарских женщин «Ак калфак»)
Л.Р. Шафигуллина Аннотация
В статье освещается деятельность Ассоциации татарских женщин «Ак калфак». На основе анализа вводимых в научный оборот архивных документов показана роль организации в борьбе за национально-государственный суверенитет Республики Татарстан в 90-е годы XX века и описаны формы и методы ее работы по возрождению национальных традиций, культуры и языка татарского народа, сохранению семейных ценностей.
Ключевые слова: женское движение, женские национальные организации, татарская женщина, «Ак калфак».
В СССР на рубеже 80-90-х годов XX в. произошел небывалый подъем общественно-политической и гражданской активности, в результате чего были достигнуты важные успехи и в реформировании национально-государственной сферы. В этом немаловажную роль сыграли появившиеся в республиках СССР неформальные структуры и массовые социальные движения национальной ориентации. ТАССР (Татарская Республика) не осталась в стороне от этих процессов. Неотъемлемой их частью стало и женское движение, имеющее свои отличительные особенности, поскольку Республика Татарстан (РТ) является одной из полиэтничных республик Российской Федерации, где соседствуют различные культуры, традиции, обычаи и поэтому статус женщины имеет целый набор дифференциальных черт.
В основном деятельность национального движения на первоначальном этапе была направлена на государственное возрождение Татарстана. В этот период начинают проявлять политическую активность не только мужчины, но и женщины. На политическом небосклоне РТ появляются новые имена женщин, борющихся за суверенитет республики. После опубликованного в «Известиях Татарстана» интервью с первым заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатовым известной становится депутат Верховного Совета республики журналист З.Р. Валеева. Она довольно мужественно один на один с московским политиком отстаивала позиции Татарстана. Именно тогда в ней «почувствовали» потенциал государственного деятеля: в 1992 г. ее избирают на пост первого заместителя Председателя Верховного Совета РТ. Большой резонанс
вызвала голодовка народного депутата Верховного Совета республики, председателя партии «Иттифак» Ф.А. Байрамовой, требовавшей отмены решения Верховного Совета РТ от 13 мая 1991 г. о проведении выборов Президента РСФСР на территории Татарстана. В развитии митинговой кампании 1990-1991 гг. огромную роль (в социально-психологическом плане) характера сыграли многочисленные голодовки протеста, в которых, в частности, приняли участие женщины Набережных Челнов и Казани [1, с. 3].
Широкое институциональное оформление женское национальное движение Татарстана приобретает после провозглашения Республикой Татарстан суверенитета в 1990 г. С этого момента первоочередной задачей стало культурноязыковое возрождение нации. К тому же за годы советской власти татарской культуре и языку был нанесен значительный урон, молодое городское поколение почти не говорило на татарском языке.
В сохранении и развитии языка, национальных традиций и обычаев огромную роль играет семья, а значит, татарская женщина. Эта идея прозвучала впервые на рубеже XIX - ХХ вв. в рядах татарских просветителей и последователей джадидизма. Они открыто провозглашали тезис о том, что без реформирования положения женщины исламское общество обречено оставаться в тенетах консерватизма и регресса. По их мнению, просвещение женщины должно стать залогом не только ее освобождения, но и прогресса всей нации. Только образованная женщина способна воспитать достойное поколение. Роль женщины не ограничивается рождением на свет человеческого существа: ей еще предстоит воспитывать его, заботиться о нем до тех пор, пока он не станет существом социальным. Женщина является первым воспитателем и первым учителем для своих детей. В результате она оказывает влияние на их личность, на их отношение к обществу и их готовность воспринять его. Отличительной чертой женского движения у татар, характерной для начала и конца ХХ в., является решение наряду с другими проблемами национального вопроса, который, в свою очередь, становится приоритетным.
Женские общественные организации РТ подобны живым организмам: они рождаются, развиваются, некоторые из них умирают, не достигнув зрелости. Вследствие этого не так просто составить список женских организаций, число которых в республике доходит до 40. Достаточно сложно классифицировать данные организации. При этом не следует забывать, что женское движение содержит в себе два составляющих компонента: собственно женское движение и участие женщин в других социальных движениях. В широком смысле женское движение объединяет эти две составляющих, а в более узком - является одним из видов социальных действий. Поэтому организации, которые не ставят приоритетной задачей достижение гендерного равенства, но в которых женщины активно участвуют в решении других немаловажных вопросов, таких, как возрождение национальной культуры и языка, защита прав матерей и детей, отнесены нами к женскому движению. В этих организациях практически нет женщин, подвергающих сомнению традиционное разделение ролей.
Широта палитры женского движения во многом предопределяет многовариантность классификации и типологии женских объединений. Их можно подразделить по объему заявленных целей и задач на многофункциональные и одно-
проблемные, а также - по типам деятельности - на социально-ориентированные, общественно-политические, научно-просветительские, информационные, корпоративные, правозащитные, благотворительные. Женское движение РТ охватывает организации, действующие в сфере экономических и трудовых отношений («Лига деловых женщин Татарстана», «Некоммерческий фонд содействия безработным женщинам и их семьям «Таяныч» («Опора»)). К социально-ориентированным и благотворительным можно отнести организации, защищающие интересы семьи, матери и ребенка (Объединение многодетных матерей и опекунов «Шэфкать» («Милосердие»), «Мать и дитя», Ассоциация многодетных матерей «Семья», общественный фонд «Татарская семья»). Имеются женские объединения, организованные по профессиональному признаку (Ассоциация медицинских сестер, Ассоциация татарских учителей, Ассоциация женских инициатив АО «Камаз», «Лига журналисток РТ», Ассоциация сотрудниц МВД по РТ «Чулпан», «Женщины-предприниматели Татарстана»). Особенно эффективно ведут свою деятельность правозащитные организации. Здесь явно выделяется деятельность, связанная с защитой прав призывников и солдат (Комитет солдатских матерей г. Набережные Челны и г. Казани, Татарская республиканская общественная организация семей военнослужащих, погибших в Афганистане), а также женщин, пострадавших от насилия (Центр социально-юридической помощи пострадавшим от насилия «Ника», Казанский женский кризисный центр «Фатима»). В политической сфере на территории республики ведут свою работу отделения общероссийских движений и партий (Региональное отделение РТ Движения женщин России, Татарское региональное отделение общероссийского общественного политического движения «Всероссийский женский союз - Надежда России», Региональное отделение политической общественной организации «Российская партия защиты женщин» в РТ). К научнопросветительским относятся организации («Фемина», Центр гендерных исследований СДУ «БИНК», Центр социологии и культуры при КГУ), которые ведут образовательную деятельность - от просветительских бесед, проведения семинаров и тренингов, конференций, школ лидерства для женщин до разработки новых образовательных курсов «женских исследований» и гендерных программ для университетского образования. К тому же они занимаются исследованием вопроса о положении женщин в регионе.
Особенностью Республики Татарстан является наличие женских организаций, посвятивших свою деятельность возрождению религиозных ценностей, национальных традиций и обычаев различных народов, проживающих на территории республики (Республиканская общественная организация «Еврейский общинно-благотворительный центр «Хэсэд моше», Общественная организация Народности Кряшен, Всероссийский общественный фонд «Чувашская семья», «Союз женщин Татарстана», «Ак калфак», «Татарская семья», «Меслимэ» («Союз мусульманских женщин РТ»)). В данной статье внимание акцентируется на татарском женском движении.
Наиболее крупной организацией, играющей огромную роль в возрождении национальных традиций татар, является Ассоциация татарских женщин «Ак калфак». Сквозь призму ее деятельности можно рассмотреть работу небольших женских организаций, поскольку крупные организации являются в какой-то
мере для них методическими центрами, они совместно проводят множество мероприятий. Организация «Ак калфак» была образована 20 июня 1992 г. решением Всемирного Конгресса татар как его составная часть [2, л. 4]. Председателем Ассоциации была избрана Р. Туфетуллова (на тот момент главный редактор журнала «Сеембикэ»).
По сути, заседание секции «Нация, женщина и семья» превратилось в заседание представителей женского движения. В нем участвовали не только женщины из разных стран и континентов, но и интересующиеся будущим нации ученые, писатели, деятели культуры. Редакцией журнала «Сеембикэ» под руководством Р. Туфетулловой была проведена предварительная колоссальная организационная работа по созданию Ассоциации татарских женщин, были выработаны ее программа, Устав, разработана концепция деятельности. В конце ХХ в., как и в его начале, журнал «Сеембикэ» сыграл важную роль в возрождении женского национального движения в республике.
По воспоминаниям одной из участниц Ф. Ахметовой-Урманче, «...в фойе устроили выставку-продажу и показ изготовления калфаков и тюбетеек Р. Фай-зуллиной. Вывесили казанские полотенца из коллекции Б. Урманче, его же эскизы костюмов татарских женщин. Рядом в малом зале, ярко красовалась татарская кулинария под руководством мастера-кулинара Ф. Мазитовой». Организации было дано необычное и красивое название «Ак калфак» («Белый калфак»; калфак - женский головной убор). Против выбора названия организации никто не возражал, его «сочли самым удачным, подходящим. Оно объединяет нас и искусством, и бытом, и историей» [3, л. 11].
Вскоре организация стала разрастаться. Стали появляться филиалы по всей республике, а также в регионах РФ (Москва, Уфа, Пермь). Более того, она стала международной (США, Австралия, Турция, Швеция, Ливан). В столице Финляндии г. Хельсинки «Ак калфак» действует как самостоятельный центр, который объединяет женщин-татарок всего дальнего зарубежья и стран СНГ (Украина, Белоруссия, Молдавия, Узбекистан, Казахстан). Ассоциация с центром в г. Казани показала свою жизнеспособность, ей по плечу решение многих важных вопросов по «консолидации татарской нации путем сохранения национальной семьи, сохранения и развития татарского языка» [2, л. 2].
Организация «Ак калфак» была создана с целью привлечения татарских женщин в национальное движение по сохранению национального генофонда, возрождению татарских национальных семейных устоев, народных традиций и обычаев, родного языка, народной педагогики, кулинарного искусства и национальной одежды. Первоочередными задачами ставились также социальная защита матери и ребенка, нуждающихся женщин, охрана их здоровья, воспитание достойных девушек, привлечение деловых женщин к бизнесу, продвижение женщин, способных к государственной и политической деятельности. Ассоциация татарских женщин реализует цели и задачи, зафиксированные в ее Уставе, который был принят Учредительным съездом 21 июня 1992 г. и зарегистрирован Министерством юстиции РТ 17 февраля 1993 г.
Достижение данных целей осуществляется благодаря разнообразным методам работы, от индивидуального общения до организации зрелищных мероприятий. Следует отметить, что «Ак калфак» стремится проводить совместные
мероприятия как с государственными органами, так и с общественными организациям и частными лицами.
Проведенные конкурсы «Гыйффэт туташ» («Очаровательная девушка», 1992 г.), «Киленбикэ» («Сноха», 1994 г.) были отмечены прессой на федеральном уровне [4, с. 4] и в странах СНГ, поскольку участницы съехались не только из районов Татарстана, но из Москвы, Оренбурга, Уфы, Самары, Екатеринбурга, Ташкента, Кишинева. В редакцию журнала «Сеембикэ» пришло около 12 тысяч писем с благодарными отзывами о проведенных конкурсах. Особенностью этих конкурсов являлось то, что на первое место выдвигалась не внешняя красота девушки, а ее духовное богатство, знание национальных обычаев, родного языка, верность материнскому дому, народным традициям. «Татарский народ заглядывал на этом конкурсе в свое будущее, осматривая свой генофонд, проверяя, в чьи надежные руки вручает нацию, кто нежней поет колыбельную, кто искусней готовит губадию, кто знает историю своего народа, чей язык и пение слаще соловьиного, у кого золотые руки и пляшущие ноги» [3, л. 14]. Через столь интересный и ненавязчивый способ обращения к татарским традициям достигается поставленная цель - сохранение национальной культуры.
Немаловажное место в деятельности организации занимает также научноисследовательское направление. Постоянно проводятся круглые столы, семинары, конференции, тематика которых отвечает целям и задачам, зафиксированным в Уставе организации. Однако можно выделить две основные проблемы, которым они посвящены: возрождение татарского языка и роль семьи в сохранении татарской нации.
Ежегодно на высоком уровне проходили семинары-конференции по проблемам национальной семьи. Свое начало эта традиция берет с 1994 г., объявленного ООН Годом семьи. Проделанная работа не осталась без внимания. Ассоциация «Ак калфак» выступила в качестве инициатора и вдохновителя изменения отношения государственной власти к проблемам семьи. Предугадана политика на федеральном уровне по поддержке семьи. Спустя десятилетие в 2005 г. Всемирный Конгресс татар начал реализацию программы по сохранению семьи. Результатом этого стало создание в 2006 г. Всероссийского общественного фонда «Татарская семья», директор которого М.Х. Гайфуллина считает: «. для того чтобы у человека была гордость за нацию, у него должна быть счастливая семья» [5, с. 37]. А 2008 г. был объявлен Годом семьи на общефедеральном уровне. Естественно, в течение года проводятся различные мероприятия, посвященные этой дате. Женские организации РТ активно участвуют в их подготовке и осуществлении. К тому же они имели опыт в проведении мероприятий подобного рода.
Другая приоритетная тема конференций, проводимых «Ак калфак», - сохранение татарского языка. На основании ст. 14 Конституции РТ и в соответствии с Законом РТ «О языках народов РТ» (гл. 1, ст. 3, а также гл. 2, ст. 6) Республика Татарстан «оказывает татарскому населению других регионов разнообразную помощь в сохранении и развитии его родного языка, культуры, традиций и обычаев, необходимых для гармоничного духовного развития». Согласно ст. 4 Устава «Ак калфак», Ассоциация «добивается становления татарского языка в качестве основного средства общения в семье, оказывает помощь
в становлении татарских школ, гимназий и вузов, содействует открытию курсов изучения татарского языка и литературы и искусства, истории в местах компактного проживания представителей татарской нации.» [2, л. 2]. Многие члены Ассоциации по профессии педагоги. Из последних мероприятий, прошедших при содействии «Ак калфак», можно назвать IV Всероссийский съезд учителей татарского языка 2006 г., в работе которого приняли участие более 550 делегатов из регионов РФ. На этом съезде учителя делились друг с другом своим педагогическим опытом, новыми методическими разработками по преподаванию татарского языка. При активном участии организации «Ак калфак» были организованы курсы для учителей татарского языка из разных регионов России. Ряд курсов был проведен на базе гимназии им. Ш. Марджани, руководителем которой является К.З. Хамидуллина (ныне председатель АТЖ «Ак калфак»). На курсах были представлены мастер-классы, открытые уроки (по таким предметам, как татарский язык, татарская литература, татарская история, татарская музыка и танцы, мусульманские обычаи и традиции), проведены экскурсии по памятным местам Казани.
Члены Ассоциации участвуют в разработке учебно-методических программ для образовательных учреждений (татарский детский сад № 24, гимназия № 12 для девочек с татарским языком обучения, татарская гимназия им. Ш. Марджани). Кроме того, методическая литература, татарские учебники отправляются в регионы, где проживают татары.
Ассоциация «Ак калфак» не оставила без внимания вопрос о поддержке деятелей культуры РТ, в которой они нуждались в 90-е годы XX в. Например, она выступала с просьбой зарегистрировать просветительско-благотворительный фонд Сары Садыковой при Союзе писателей РТ как республиканскую общественную организацию: «Создание данного фонда будет способствовать глубокому исследованию творчества С. Садыковой, пропаганде и популяризации творческого наследия композитора среди народов РТ» [6, л. 8]. 19 ноября 2003 г. прошла читательская конференция, посвященная А. Баязитову - основоположнику газеты «Нур» («Луч») на татарском языке в 1914 г. в Санкт-Петербурге.
Многогранная деятельность Ассоциации татарских женщин «Ак калфак» стала вкладом в возрождение татарского языка и культуры. Без участия женского движения этот процесс носил бы односторонний характер. Поставленные цели достигались членами организации разнообразными методами работы: проведение национальных праздников, научных конференций, поддержка деятелей искусства и культуры, оказание помощи в работе национальных общеобразовательных учреждений. Можно возразить, что ничего необычного в этих видах деятельности нет, они характеры для многих общественных организаций. Однако в данном случае главный упор делается на женщину, через нее осуществляется влияние на подрастающее поколение, семью и в результате - на всю нацию.
Множество мероприятий проводится совместно с Исполкомом Всемирного конгресса татар. Инициатива исходит и с той, и с другой стороны. Это свидетельствует о том, что ассоциация имеет поддержку на государственном уровне. Она разделяет государственную идеологию по отношению к семье, женщинам и детям. Однако при этом организация сохраняет индивидуальную позицию по
данным вопросам, а представители власти в лице Исполкома ВКТ «прислушиваются» к предложениям Ассоциации и корректируют свои взгляды. В данном случае мы можем наблюдать взаимодействие социальных женских инициатив с государственной властью, в результате чего происходит выработка механизмов решения назревших проблем.
Summary
L.R. Shaflgullina. Ethnocultural Aspects of Women Organizations’ Activity in Tatarstan in 1990-2000s (on the Example of “Аk kalfak” Tatar Women Association).
The article views the activity of “Аk kalfak” Tatar Women Association. The analysis of archive documents and materials used in the work allows evaluating the organisation’s role in the Tatarstan struggle for national-state sovereignty in early 1990s. Special attention is given to representing forms and methods used in its work for the revival of national traditions, culture and language of the Tatar, and preservation of family values.
Key words: women’s movement, women’s national organisations, Tatar woman, “Ak kalfak”.
Литература
1. Рахматуллин Р. Голодать, чтобы... выжить // Комсомолец Татарстана. - 1990. -26 авг.
2. Устав АТЖ «Ак калфак» от 21.06.1992 // Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). -Ф. 8266. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 1-5.
3. Выступление Ф. Ахметовой-Урманче на научно-практической конференции «Роль семьи в сохранении и развитии языка, национальных традиций, нравов и обычаев», дек. 1995 г. // ЦГА ИПД РТ. - Ф. 8266. - О. 1. - Д. 20. - Л. 1-20.
4. Ухов Е. На конкурсе с ведрами // Труд. - 1992. - 24 дек.
5. Язарский Н. Милэушэ Гайфуллина: «Миллэтнэц бэхете дэ, килэчэге дэ - гаилэдэ» // Идел. - 2007. - № 11.
6. Прошение // ЦГА ИПД РТ. - Ф. 8266. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 8.
Поступила в редакцию 05.05.08
Шафигуллина Ляйсян Рафиковна - аспирант кафедры современной отечественной истории Казанского государственного университета.
E-mail: Lyasian.Shafigullina@ksu.ru