Научная статья на тему 'Этнокультурное зонирование и развитие туризма в Республике Марий Эл'

Этнокультурное зонирование и развитие туризма в Республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
856
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рекреационное зонирование / Республика Марий Эл / культура / туризм / recreational zoning / Mari El Republic / culture / tourism

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Васина Светлана Михайловна

В статье определён круг вопросов, связанных с этнокультурными особенностями и развитием туризма в Республике Марий Эл. Авто-ром предпринята попытка оценить возможности и перспективы развития этнотуризма в республике. Отмечен благоприятный инвестиционный климат в исследуемом регионе. Выделены сдерживающие развитие туризма факторы – такие, как опора на традиционные виды туризма и медленное реагирование на изменяющиеся запросы туристов. Проведено этнокультурное зонирование территории Республики Марий Эл с учётом особенностей традиций и культуры народов, проживающих в регионе, развитости туристской инфраструктуры, способствующей этнокультурной туристской специализации выделенных районов. Автором предложены три принципа выделения этнокультурных рекреационных зон на территории исследуемого региона: географическое расположение и статус столицы как административно-хозяйственного центра (Центральная этнокультурная зона); культурное деление народа мари (Горномарийская зона с центром в г. Козьмодемьянске и Моркинская зона с центром в селе Шоруньжа); наличие районов проживания народов других национальностей (Параньгинская зона с центром в посёлке Параньга). В статье нашли применение эмпирический, описательный и статистический методов научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL ZONING AND TOURISM DEVELOPMENT IN THE MARI EL REPUBLIC OF TOURISM BUSINESS

This article discusses issues related to ethnic and cultural features and the tourism development in the Mari El Republic. The author attempts to evaluate the possibilities and prospects of ethno-tourism development in the Mari El Republic. The region has favorable investment climate. There are factors constraining the tourism development in the region, such as the reliance on traditional forms of tourism and slow response to the changing demands of tourists. The author carries out the ethnocultural zoning of Mari El Republic, taking into account features of the traditions and culture of the peoples living in the region, tourist infrastructure development, promoting ethnic and cultural tourism specialization of selected areas. The author offers three principles of ethnic and cultural isolation of recreational zones in the study region: geographic location and status as the capital of the administrative and economic center – Central ethno-cultural area; cultural zoning of the Mari – Gornomariyskaya area with its center in Kozmodemyansk and Morkinsk area with the center in the village Shorunzha; availability of neighborhoods peoples of other nationalities (Tatars) – Paranginskaya area with the center in the village of Paranga. The empirical, descriptive and statistical research methods have been used in the article.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное зонирование и развитие туризма в Республике Марий Эл»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО,

МУНИЦИПАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ

УДК 379.83 й01: 10.22412/1995-042Х-11-1-4

ВАСИНА Светлана Михайловна

Поволжский государственный технологический университет

(Йошкар-Ола, Респ. Марий Эл, РФ); кандидат исторических наук, доцент;

sveta.5.73@mail.ru

Этнокультурное зонирование и развитие туризма в Республике Марий Эл

В статье определён круг вопросов, связанных с этнокультурными особенностями и развитием туризма в Республике Марий Эл. Автором предпринята попытка оценить возможности и перспективы развития этнотуризма в республике. Отмечен благоприятный инвестиционный климат в исследуемом регионе. Выделены сдерживающие развитие туризма факторы - такие, как опора на традиционные виды туризма и медленное реагирование на изменяющиеся запросы туристов. Проведено этнокультурное зонирование территории Республики Марий Эл с учётом особенностей традиций и культуры народов, проживающих в регионе, развитости туристской инфраструктуры, способствующей этнокультурной туристской специализации выделенных районов. Автором предложены три принципа выделения этнокультурных рекреационных зон на территории исследуемого региона: географическое расположение и статус столицы как административно-хозяйственного центра (Центральная этнокультурная зона); культурное деление народа мари (Горномарийская зона с центром в г. Козьмодемьянске и Моркинская зона с

центром в селе Шоруньжа); наличие районов проживания народов Ключевые слова:

других национальностей (Параньгинская зона с центром в посёлке рекреационное зонирование, Параньга). В статье нашли применение эмпирический, описательный Республика Марий Эл,

и статистический методов научных исследований. культура, туризм

Введение. Туризм является важной сферой деятельности как для государства, так и для конкретного человека. В нестабильной экономической ситуации наших дней, не смотря не уменьшение туристских поездок в России, внутренний туризм остаётся более выгодной альтернативой подорожавших международных путешествий. В этих условиях регионы, не имеющие достаточной туристской из-

вестности, могут предложить новые, интересные направления развития туризма, связанные со спецификой и особенностями турист-ско-рекреационной сферы.

В связи с выгодным географическим положением, богатыми природными условиями, культурно-исторической самобытностью, способствующей развитию рекреационной составляющей, но недостаточным уровнем раз-

вития в регионе, этнокультурные особенности и туристский комплекс Республики Марий Эл как объект исследования представляют значительный интерес. Вместе с тем проблемы, сдерживающие развитие туризма, в определённой мере может помочь решить практика этнокультурного зонирования Республики Марий Эл - предмет настоящего исследования. Проведение подобного зонирования позволит определить наиболее привлекательные с точки зрения этнокультурной составляющей рекреационные районы, предложить наиболее интересные и перспективные направления и пути развития туризма в рамках указанных местностей Республики Марий Эл.

Следует отметить, что ещё в 60-е гг. XX в. была предложена концепция территориальных рекреационных систем. Она определялась как социальная географическая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: группы отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала и органа управления, характеризующаяся как функциональной, так и территориальной целостностью [7, с. 134]. Вопросы туристского районирования также рассматриваются в рамках особенностей членения территории, в данном случае районы определяются по наличию у них особых рекреационных признаков. При этом выделяются туристские районы, отличающиеся друг от друга по набору и степени выраженности признаков [1, с. 185]. Рекреационное зонирование - это процесс выделения однородных зон различных территорий со схожими рекреационными признаками [14, с. 149]. Основой данного исследования является этнокультурная составляющая, которая создаёт предпосылки для развития схожих видов туризма на выделенных территориях. В целом особенность рекреационного освоения любой территории заключается в том, что оно затрагивает и природные, и общественные явления и объекты. Это интегральный процесс, протекающий на их стыке: определённые предпосылки в виде благоприятных

природных условий накладываются на соответствующие социальные и экономические потребности освоения, что при некоторых условиях ведёт к формированию рекреационной территории [8, с. 56].

Выделение этнокультурных рекреационных зон в Республике Марий Эл

Следует отметить, что уникальность Марийского края в историко-культурном и экологическом составляющих является достаточно привлекательным фактором развития сферы туризма.

Быстроразвивающимся видом туризма является этнотуризм. Он строится на объединении рекреационных ресурсов с памятниками культуры народов, проживающих в регионе. Как отмечают Н.С. Семкина, Т.А. Проко-пьева, «отличительной чертой данного вида туризма является то, что он может быть интересен практически любой категории туристов: российским и иностранным гражданам, молодым людям, интересующимся историей, традициями и бытом своих предков, а также более старшему поколению туристов, имеющим различную мотивацию» [9, с. 106]. В зарубежной литературе, как отмечает В.А. Черненко [11, с. 11], в рамках культурно-познавательного туризма выделяют культурно-этнографический туризм, связанный с интересом к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству. Республика Марий Эл является уникальным примером интеграции ряда культур, их взаимовлияния и взаимопроникновения.

По экспертным оценкам Комитета по внутреннему туризму АТОР сделан вывод, что на современном этапе существуют все предпосылки развития туризма в Республике Марий Эл: историко-культурные и природно-рекреационные ресурсы, условия для инвестиционного климата. Последнее особенно важно в контексте развития туристской инфраструктуры в Марий Эл. При этом под инве-

стиционным климатом следует понимать степень благоприятности ситуации в республике по отношению к внутренним и внешним инвестициям, которые могут быть реализованы в туристскую инфраструктуру.

Инвестиционный климат регионов республики характеризуется следующими положительными оценочными критериями: природно-климатические условия и состояние экологических условий; качество трудовых ресурсов; географическое положение; политическая стабильность и административный ресурс; законодательная нормативная база; уровень правопорядка. Развитие туризма в исследуемом регионе сейчас находится на такой стадии, когда у прибывающих и потенциальных туристов возникает интерес к природным и культурным достопримечательностям.

Данные потребности достаточно легко удовлетворяются существующей сферой обслуживания, и посетители уезжают с хорошими впечатлениями. На этой стадии развития туризма лишь небольшая часть имеющейся инфраструктуры зависит от количества прибывающих и сроков их пребывания [5, с. 13].

Следует отметить, что через развитие наиболее привлекательных туристских объектов, в которых в наибольшей степени отражены возможности субъекта, можно добиться принципиально иных масштабов туристской деятельности в регионе. Логичным представляется предложить модель деления на этнокультурные туристско-рекреационные зоны в Республике Марий Эл. Данная модель может быть применена в отношении других регионов страны, имеющих потенциал с точки зрения этнографического и культурного туризма. Туристский потенциал включает в себя, прежде всего, памятники истории и культуры, которые могут находиться на территории особых охраняемых зон. Развитие рекреационной деятельности предполагает создание комплекса предприятий для путешественников и отдыхающих - это будет способствовать активиза-

ции хозяйственной деятельности на выбранной территории, обеспечит развитие и восстановление сельскохозяйственных отраслей, различных промыслов. Организация подобных туристских форм обслуживания (таких, как охотничьи и рыбачьи домики, гостиничные комплексы), безусловно, поможет создать новые рабочие места в сельской местности, улучшит социальные условия и будет способствовать развитию сельскохозяйственного производства.

Следует отметить, что в последнее время в Республике Марий Эл туризму уделяется значительное внимание, отмечается значительный рост как числа туристов и экскурсантов, так и объектов туристской индустрии. В целях повышения туристской привлекательности необходимо диверсифицировать различные направления туризма и уделять внимание развитию тех из них, которые в настоящее время интересны туристам и для развития которых территория имеет туристско-рекреационные ресурсы. Анализ состояния туристской инфраструктуры в Республике Марий Эл позволяет сделать оценку и провести районирование исследуемого региона, а также определить приоритетные районы для развития туризма и рекреации.

Основываясь на особенностях расположения историко-культурных

доминант, наличия объектов туристской инфраструктуры, возможно выделение нескольких этнокультурных туристско-рекреационных зон в Республике Марий Эл. В качестве определяющих подходов были взяты несколько принципов, связанных с многогранной культурой народов,

населяющих регион.

Первый принцип - географическое расположение и статус столицы региона как административно-хозяйственного центра. Согласно этому принципу возможно выделить Центральную этнокультурную зону республики. Данная этнокультурная зона, в которую входит столица Республики Марий Эл

город Йошкар-Ола и близлежащие территории, вполне может стать центром историко-культурного и этнографического туризма. В настоящее время в городе Йошкар-Ола происходит формирование центра туризма. Достаточно активно развиваются такие направления туризма и рекреации, как

и V /> V V п

познавательный, спортивный и событийный. В свою очередь, развитие сферы обслуживания и увеличение количества предоставляемых услуг туризма, а также строительство предприятий туриндустрии способствует развитию гостиничного, ресторанного бизнеса и торговли.

В 1990 г. Йошкар-Оле был присвоен статус исторического города. Если говорить об объектах историко-культурного наследия, то значительная их часть размещена на небольшой территории, прилегающей к реке Малая Кокшага, а также в части, прилегающей к современному центру города. Данные объекты представляют собой комплексную застройку, отражающую различные периоды строительства города с XVIII по XX века1.

Следует сказать, что современная Йошкар-Ола все больше позиционирует себя как центр культуры. Сегодня в городе работает филармония, пять театров, три кинотеатра, пять музеев, которые могут принимать туристские группы разной возрастной и социальной направленности. Все музеи активно работают с туристами, предлагая различные формы - от классической экскурсии до музейно-образовательных программ и мастер-классов, разрабатывают специальные маршруты и программы для индивидуальных туристов [6, с.224].

В городе Йошкар-Ола достаточно развита сеть учреждений культуры и искусства. Большой популярностью у горожан пользуются дворец культуры, центральный парк культуры и отдыха. Ежегодно учреждениями куль-

1 Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл // Информационный портал «Город Йошкар-Ола». URL: http://www.i-ola.ru/city (Дата обращения: 23.02.2015).

туры проводится более 5000 мероприятий с охватом более 1,2 млн. чел.

Каждый год в Йошкар-Оле проходит праздник «Пеледыш Пайрем» (в переводе с марийского языка - «праздник цветов»). Он имеет статус общенародного в республике, но данный праздник так же отмечают и за пределами региона.

По различным данным, «Пеледыш пайрем» впервые был проведён в 1920 г. в с. Сернур. Он был приурочен к марийским календарным праздникам «Агавайрем» и «Се-мык». Одной из задач организации нового праздника было отвлечь марийцев от традиционных языческих верований и обрядов. Он сыграл большую роль в просвещении марийского народа. В настоящее время «Пеледыш пайрем» представляет собой воплощение национальной культуры народа мари.

Как правило, празднование состоит из двух частей. Во время официальной части происходит открытие праздника с поднятием флага, а также подводятся итоги весенних полевых работ. Вторая часть - развлекательная. Она включает в себя концерты, конкурсы, различные игры и аттракционы. В столице республики «Пеледыш пайрем» сопровождается массовым гулянием. Программа праздника включает в себя торжественное открытие, костюмированное шествие по главным улицам города, спортивные состязания, игры, конкурсы.

Следует отметить, что динамика количества участников этого национального событийного мероприятия показывает падение интереса к нему. Так, по данным Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, начиная с 2008 г. наблюдается постепенное уменьшение числа людей, принявших участие в данном мероприятии: в 2008 г. - 4,5 тыс. чел., в 2009 г. - 3,7 тыс. чел., в 2010 г. -3,5. тыс. чел., в 2011 г. - 3 тыс. чел., в 2012, 2013 и 2014 гг. - по 2 тыс. чел. Последние три года количество участников оставалось неизменным.

21 июня 2014 г. в день праздника был проведён опрос жителей и гостей столицы

республики, цель которого заключалась в выяснении мнения населения о празднованиях «Пеледыш Пайрем». В опросе приняли участие 280 чел. В результате было определено, что в праздновании принимали участие 61% опрошенных респондентов.

На вопрос «Понравились ли Вам организация и проведение праздника?» ответы распределились следующим образом: 47% опрошенных понравилось все, 41% понравились отдельные мероприятия, 10% хотели бы добавить новые мероприятия, 2% не понравилась организация и проведение праздника.

Также анкетируемые должны были оценить по пятибалльной системе главные составляющие праздника. Культурно-развлекательная часть программы была оценена и участниками и гостями в среднем в 4,75 балла. Более низкий балл получила организация торговли - 3,62.

В ходе опроса были высказаны предложения и замечания респондентов по проведению праздника «Пеледыш пайрем». В целом, по мнению большинства жителей города, праздничные мероприятия прошли организованно и весело. Большинство респондентов отметили, что на празднике было много сотрудников полиции; также дежурили бригады скорой помощи и пожарной охраны, МЧС. Однако часть гостей сказали о том, что было мало информации о празднике и его программе в республиканских СМИ. Большинство опрошенных отметили, что в этом году культурно-развлекательная программа была достаточно интересной, разнообразной: очень понравилось открытие праздника «Ага-вайрем»; особенно запомнилась «Марийская круговая»; понравились концертные программы, спортивные состязания; много положительных отзывов получила развлекательно-игровая программа для детей «Давайте поиграем» - особенно кукольный театр, конкурсы, катание на каруселях.

В рамках реализации проекта выделения Центральной этнокультурной туристско-рекреационной зоны, который позволит

определить цели и задачи мероприятий, разработать планы их реализации, учитывая их специфику и место проведения, возможно говорить о привлечении большего числа участников праздников города, которые позволят возродить и поддерживать национальные традиции и обычаи народа мари. В данном случае праздник «Пеледыш Пайрем» выступает одним из перспективных направлений в реализации преследуемых целей. Это связано и с тем, что именно культурное наследие, культурная среда являются своего рода магнитом, притягивающим путешественников [2, ^ 41]. Целью данного праздника может стать формирование образа Республики Марий Эл на международной арене в качестве особого региона с собственной культурной, религиозной и национальной средой. Как отмечается в докладе ЮНВТО «Культурный туризм в черте города»2, разработка культурного продукта должна, насколько это возможно, ориентироваться на культурную и исторически заслуженную значимость конкретного города, так как культура должна исходить «от места», с тем, чтобы оставаться самобытной, и не может быть насаждена извне.

Второй принцип выделения

этнокультурной туристско-рекреационной зоны предлагается связать с культурным делением народа мари. В составе марийцев, проживающих на территории Республики Марий Эл и прилегающих к ней районов, можно выделить горных, луговых и занимающих несколько обособленное положение между ними северо-западных марийцев3.

Горные марийцы живут на правобережье Волги, в основном в пределах

2 City tourism & culture the European experience a Report produced for the Research Group of the European Travel Commission (ETC) and for the World Tourism Organization (WTO) by LAgroup & Interarts. Brussels, February 2005. 137 p.

3 Марийцы. Историко-этнографические очерки: Коллективная монография. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. 336 с.

современного Горномарийского района Республики Марий Эл, а также по бассейнам рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат в левобережье Волги. Эта этнографическая группа складывалась в течение IX-XVI вв. вследствие сокращения контактов с основной частью расселившихся на огромной территории левобережья Волги марийцев. Она формировалась под влиянием

этнокультурных традиций чувашей и русских, политических событий, связанных с присоединением Марийского края к России4.

Горных мари объединяет общность территории, культуры, языка, социально-экономической истории, менталитета, ярко выраженное этническое самосознание. Традиционными занятиями левобережных горных мари в дореволюционный период преимущественно были рубка, сплав леса и другие лесные промыслы. Правобережные горные марийцы занимались земледелием, животноводством, огородничеством, садоводством. Широкое распространение здесь получили крестьянские промыслы5.

Горные марийцы выделялись не только особенностями в языке, народном костюме, но и большей, чем луговые мари, приверженностью к православию. В традиционной культуре горномарийцев больше, чем в других этнографических группах, отразилось влияние городской культуры.

п « "

В центральной и восточной части Республики Марий Эл проживают луговые марийцы (олык мари) - самая многочисленная группа мари. Основу группы составили компактно проживающие в междуречье Малой Кокшаги и Вятки в IX-XVI вв. территориальные земляческие союзы, идентифицирующие себя с названием рек. В ходе многовекового совместного проживания с удмуртами и татарами у луговых мари выработались общие, отличные от горных

4 Энциклопедия Республики Марий Эл / отв. ред. Н.И.

Сараева. Йошкар-Ола, 2009. С. 345.

5 Там же. С. 348.

мари, особенности в языке, хозяйственной деятельности, быту, образе жизни, психологическом складе, менталитете6.

Учитывая расположение центров формирования этнических групп марийцев, целесообразным является выделение двух зон этнокультурной туристско-рекреационной деятельности с точки зрения элементов и явлений хозяйственно-культурной общности населения: Горномарийская зона с центром в городе Козьмодемьянске и Моркинская зона с центром в селе Шоруньжа.

Город Козьмодемьянск представляет интерес в качестве культурно-исторического центра горных мари. Туристические ресурсы района отличает значительная историко-культурная направленность. В городе расположен Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс, включающий в себя уникальный и единственный в стране этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова (скансен), где полностью воссозданы жизнь и быт марийского народа. На сегодняшний день в музее собрано около двух десятков деревянных строений, предназначенных для разных хозяйственных нужд. В общей сложности в музее хранится свыше 2000 экспонатов, рассказывающих о повседневной жизни крестьянина-марийца. Здесь можно увидеть старинные амбары, жилые избы, бани, которые топили по-чёрному, и ветряную мельницу. В музее проходят демонстрации использования старинных марийских орудий труда. Широко представлены образцы знаменитой горномарийской вышивки. Интерес также представляет музей купеческого быта, где собраны экспонаты кон. XIX - нач. XX вв., принадлежавшие купцам города, Краеведческий музей,

Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева. В городе также имеется значительный опыт организации пешеходных экскурсий. Они включают в себя посещение

6 Там же. С. 265.

музеев, знакомство с архитектурой исторической части Козьмодемьянска, уникальной деревянной резьбой на ряде зданий [3, с. 274].

С точки зрения развития этнографического туризма интерес представляет и сам Горномарийский район, где расположены древнемарийские городища и курганы, православные храмы и часовни. На территории района установлено несколько десятков аншлагов на местах, связанных с историей и культурой горномарийского народа, имеются исторические реконструкции: первобытной стоянки, древнего святилища, установлен камень Акпарса (древнемарийского князя). Большой туристский потенциал имеет литературно-художественный музей

Н.В. Игнатьева - основоположника горномарийской литературы. Следовательно, на территории района вполне возможна разработка маршрутов с этнографической направленностью. Несколько таких маршрутов уже разработаны с участием студентов и преподавателей Поволжского государственного технологического университета. Основной сегмент туристов, на которых будут рассчитаны эти маршруты, состоит из круизных туристов, жителей Республики Марий Эл и соседних республик. Однако для организации данного вида туризма на территории Горномарийской туристско-рекреационной зоны недостаточно развита инфраструктура - дороги, точки питания, места проживания, не хватает квалифицированных специалистов в области туризма.

Моркинская зона с центром в селе Шоруньжа - уникальное место, где сохранились почти в неприкосновенности многие старинные народные традиции: религиозные обряды, праздники, песни, танцы, вышивка. Большинство населения исповедует язычество - древнюю веру марийцев. Шоруньжа, находясь на границе с Республикой Татарстан, является одним из древних селений Моркин-ского района. Следует отметить, что этот район считается самым «марийским»: именно

здесь в неизменном виде сохранились элементы традиционной культуры луговых мари, традиционная языческая религия, моркин-ский диалект, сохранивший в наиболее чистом виде особенности лугового наречия марийского языка. Данная зона охватывает фольклорно-этнографическое направление ввиду систематического проведения различных марийских обрядов, праздников, молебен в священных рощах по старинным обрядам, фестивалей, межрегионального фольк-лорно-этнографического конгресса, привлекающих гостей из Финляндии, Эстонии, США. Например, каждый год организуется древне-марийский обрядовый праздник-моление «Сярем (Сурем)» с участием местных жителей и гостей региона. Также Шоруньжа принимала республиканский фестиваль свадебных традиций. Туристы посещают мастер-классы по лозоплетению, вышивке старинных марийских узоров, рисованию на стекле. По результатам экспедиций в Шоруньжу финских делегаций прошлых лет были выпущены несколько книг на финском, марийском и английском языках, посвящённых народным обычаям и марийским женщинам, что представляет ценность для всех финно-угорских народов.

В Моркинском районе одной из главных достопримечательностей является деревня Чавайннур, известная своим этнографическим музеем. Деревня носит название в честь своего основателя - известного поэта С.Г. Чавайна и переводится с марийского языка как «поле Чавайна». Туристам предложена выставка быта и образа жизни народа мари - национальная одежда и крестьянская утварь (прялки, донцы, кудели, ступы, доски для стирки), ветряная мельница, утварь для марийского бортника и пчеловода, марийская вышивка на традиционной одежде.

Третий принцип выделения этнокультурной туристско-рекреационной зоны предполагает наличие отдельных районов проживания народов других национальностей. В отношении РМЭ таких народов два - русские и татары.

Параньгинская зона с центром в пос. Па-раньга является объектом сосредоточения татарской культуры. Район расположен в восточной части республики. Ежегодно в районе проводятся традиционные и национальные праздники «Сабантуй», «Гусиные посиделки», «Новый год», «Навруз», «Курбан байрам». В духовном возрождении жителей деревень района большую роль играет религия. По инициативе верующих построены мечети, восстанавливаются православные церкви, часовни, возрождается традиция проведения марийских молений в священных рощах. Растёт интерес к истории деревень и сел, возрождаются многие забытые традиции старины. В настоящее время идёт активно разви-

вающийся процесс становления мусульман-

ской субкультуры как части духовной культуры татар [10, с. 30].

Татарский народ никогда не изменяет своим вековым традициям: бракосочетание не проходит без «никаха» - помолвки по мусульманским обычаям, имянаречение - обряд присвоения имени новорождённому по мусульманским канонам. Стоит отметить, что похороны проводятся строго по мусульманским традициям. Традиционными также являются гусиные посиделки осенью, во время которых устраиваются интересные игры, водятся хороводы. Праздники проходят в районном Доме культуры. Кроме этого, в весенний и летний периоды молодёжь в Парань-гинском районе вечерами устраивает игры -«Кичке уен».

Г?

КСКИЙ

ВОЛЖСКА

Рис. 1 - Карта этнокультурных туристско-рекреационных зон Республики Марий Эл (Цифрами на карте отмечены зоны: 1 - Центральная, 2 - Горномарийская, 3 - Моркинская, 4 - Параньгинская)

Данная зона перспективна для формирования имиджа неповторимых туристских дестинаций в рамках развития этнографического и событийного туризма. Параньгинский район входит в ряд регионов для развития туризма, и рассмотрен в проекте создания

«Трёх этнографических деревень» в республике (деревня Ляжбердино).

Заключение. Основой туристско-рекреационного зонирования является значительный потенциал уникальных природных и исторических ресурсов, многоконфессиональ-

ности, этнонационального состава, который объединяет и связывает в единое целое территории Республики Марий Эл, а также их экономическое и социальное функционирование. В этой связи в рамках исследования была предложена модель зонирования территории республики с позиции наличия потенциала для развития этнографического туризма (рис. 1).

Следует отметить, что разработка и осуществление программ и проектов развития этнографического туризма должна осуществляться с учётом общих мировоззренческих подходов к развитию всего туристского комплекса конкретного региона. В последующем это все должно осуществляться через создание комплексных маршрутов, которые будут представлены в областных, республиканских, а также межрегиональных и федеральных программах развития туризма.

В рекреационном и туристском райони-

ровании Республики Марий Эл с точки зрения развития этнографического туризма в качестве районообразующих признаков были выбраны следующие: наличие туристско-рекреацион-ных ресурсов, культурное деление народов, наличие турцентра на базе столицы региона, многофункциональность его использования.

Таким образом, нами предлагается выделять четыре этнокультурные туристско-рекреационные зоны на территории Республики Марий Эл: Центральной, Горномарийской, Моркинской и Параньгинской.

Этнотуризм, безусловно, является актуальным и востребованным направлением развития внутреннего туризма. Он позволяет привлекать людей, интересующихся культурой и традициями различных народов. Туристское использование культурного наследия регионов с пользой и без ущерба - одно из главных направление работы российской туриндустрии сегодня.

Список источников:

1. Асташкина М.В., Козырева О.Н., Кусков А.С., Санинская А.А. География туризма. М.: АЛЬФА-М ИНФРА, 2013. 432 с.

2. Богаев А.В., Пяткина И.А. Рынок туристских услуг Самарского мегаполиса: монография. Самара: Изд-во «Самарский муниципальный институт управления», 2009. 168 с.

3. Васина С.М. Перспективы развития историко-культурного туризма в Горномарийском районе Республики Марий Эл // Марийский археографический вестник. 2010. №20. С. 273-276.

4. Гапанович А.В. Рекреационное зонирование территории Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. 2014. №1. С. 148-158.

5. Ковынева Л.В. Региональный туризм: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС. 2005. 111 с.

6. Логинова Н.Э. Йошкар-Ола - чудесный город: туристский бренд Республики Марий Эл // Туризм как фактор модернизации экономики и развития регионов: материалы I Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. уч. Йошкар-Ола: Поволжский гос. технологич. ун-т, 2015. С. 221-225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 207 с.

8. Николаенко Д.В. Рекреационная география. М.: ВЛАДОС, 2001. 288 с.

9. Семкина Н.С., Прокопьева Т.А. Перспективы развития этнографического туризма в России // Вестник Сочинского университета туризма и курортного дела. 2010. №3. С. 105-111.

10. Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX - нач. XXI вв. Ис-торико-этнографические очерки. Казань: Ихлас, 2014. 224 с.

11. Черненко В.А., Колпащикова Т.Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе РФ: монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. 179 с.

Svetlana VASINA

ETHNOCULTURAL ZONING AND TOURISM DEVELOPMENT IN THE MARI EL REPUBLIC OF TOURISM BUSINESS

Volga State University of Technology (Yoshkar-Ola, Mari El Rep., Russia); PhD in History, Associate Professor; e-mail: sveta.5.73@mail.ru

Keywords:

recreational zoning, Mari El Republic, culture, tourism

This article discusses issues related to ethnic and cultural features and the tourism development in the Mari El Republic. The author attempts to evaluate the possibilities and prospects of ethno-tourism development in the Mari El Republic. The region has favorable investment climate. There are factors constraining the tourism development in the region, such as the reliance on traditional forms of tourism and slow response to the changing demands of tourists. The author carries out the ethnocultural zoning of Mari El Republic, taking into account features of the traditions and culture of the peoples living in the region, tourist infrastructure development, promoting ethnic and cultural tourism specialization of selected areas. The author offers three principles of ethnic and cultural isolation of recreational zones in the study region: geographic location and status as the capital of the administrative and economic center - Central ethno-cultural area; cultural zoning of the Mari - Gor-nomariyskaya area with its center in Kozmodemyansk and Morkinsk area with the center in the village Shorunzha; availability of neighborhoods peoples of other nationalities (Tatars) - Paranginskaya area with the center in the village of Paranga. The empirical, descriptive and statistical research methods have been used in the article.

References

1. Astashkina, M. V., Kozyreva, O. N., Kuskov, A. S., & Saninskaja, A. A. (2013). Geografija turiz-ma [Geography of Tourism]. Moscow: ALPHA-M INFRA. (In Russ.).

2. Bogaev, A. V., & Pyatkina, I. A. (2009). Rynok turistskih uslug Samarskogo megapolisa [The market of tourist services Samara metropolis]: a monograph. Samara: Publ. "Samara Municipal Management Institute". (In Russ.).

3. Vasina, S. M. (2010). Perspektivy razvitija istoriko-kul'turnogo turizma v Gornomarijskom ra-jone Respubliki Marij El [Prospects for the development of historical and cultural tourism in the Gornomariysky region Republic of Mari El]. Marijskij arheograficheskij vestnik [Mari archeo-graphic Bulletin], 20, 273-276. (In Russ.).

4. Gapanovich, A. V. (2014). Rekreacionnoe zonirovanie territorii Kaliningradskoj oblasti [Recreational zoning of the territory of the Kaliningrad region]. Vestnik Baltijskogo federal'nogo uni-versiteta im. Kanta [Bulletin of Baltic Federal University Kant], 1, 148-158. (In Russ.).

5. Kovyneva, L. V. (2005). Regional'nyj turizm [Regional tourism]: monograph. Khabarovsk: Publ. FESTU. (In Russ.).

6. Loginova, N. E. (2015). Joshkar-Ola - chudesnyj gorod: turistskij brend Respubliki Marij El [Yoshkar-Ola - a wonderful city: a tourist brand of the Republic of Mari El]. In Turizm kak faktor modernizacii ekonomiki i razvitija regionov [Tourism as a factor of modernization of economy and regional development]: Proceedings of the I All-Russian scientific-practical conference with international participation. Yoshkar-Ola: Volga State University of Technology. (In Russ.).

7. Mironenko, N. S., & Tverdohlebov, I. T. (1981). Rekreacionnaja geografija [Recreational geography]. Moscow: Publ. house of the Moscow University. (In Russ.).

Т. JJ, No. J (7J)

20J7

8. Nikolaenko, D. V. (2001). Rekreacionnaja geografija [Recreational geography]. Moscow: VLA-DOS. (In Russ.).

9. Semkina, N. S., & Prokopeva, T. A. (2010). Perspektivy razvitija etnograficheskogo turizma v Rossii [Prospects for development of ethnographic tourism in Russia]. Vestnik Sochinskogo uni-versiteta turizma i kurortnogo dela [Bulletin of the Sochi University of tourism and resort business], 3, 105-111. (In Russ.).

10. Urazmanova, R. K. (2014). Prazdnichnaja kul'tura i kul'tura prazdnikov tatar. XIX - nach. XXI vv. Istoriko-etnograficheskie ocherki [Festive culture and culture of Tatars holidays. XIX - beg. XXI centuries. Historical and ethnographic essays]. Kazan: Ikhlas. (In Russ.).

11. Chernenko, V. A., & Kolpashhikova, T. Yu. (2012). Razvitie kul'turno-poznavatel'nogo turizma v Severo-Zapadnom federal'nom okruge RF [Development of cultural tourism in the NorthWest Russian federal District]: monograph. St. Petersburg: Publ. SPbSUSE. (In Russ.).

Васина С.М. Этнокультурное зонирование и развитие туризма в Республике Марий Эл // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 1. С. 38-48. DOI: 10.22412/1995-042X^1-1-4.

Vasina, S. M. (2017). Ethnocultural zoning and tourism development in the Mari El Republic of tourism business. Servis v Rossii iza rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(1), 38-48. doi: 10.22412/1995-042X-11-1-4. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.