_Аннотация
В данной статье предпринята попытка рассмотреть возможности развития кластеров этнотуризма на территории национальных регионов России, в частности, Волго-Камья. Представлена методология изучения кластерного подхода для сферы туризма. Описаны успешные примеры реализации этнокластеров в туризме в российских регионах, выявлены проблемы и перспективы развития этнотуризма (на примере Республики Марий Эл).
Ключевые слова: Республика Марий Эл, региональный туризм, этноту-ризм, кластеры в туризме, ресурсы для развития этнотуризма
Полухина Анна Николаевна
д-р экон. наук, канд. историч. наук, профессор кафедры социальных наук и технологий,
Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола PoluhinaAN@volgatech.net
развитие регионального
туризма: этнотуристические кластеры волго-камья1
Развитие регионального туризма на территории регионов Волго-Камья возможно на базе кластерного подхода по направлению этнотуризма. Под этнографическим туризмом (этнотуризмом) понимается вид познавательного туризма, основ-
1 Статья подготовлена и опубликована в рамках плана научно-исследовательских работ, проводимых ФБГОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» по заданию Министерства образования и науки РФ. Название гранта «Разработка теоретических основ формирования и развития стратегий управления в социально-ориентированных системах посредством применения современных концептуальных подходов» (Г/Б № 9).
ной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории.
Предпосылки для создания этнотуристического кластера
Существует несколько определений понятия «кластер» и достаточно большой опыт развития «кластерной» экономики во многих странах. По определению создателя теории кластера американского профессора М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные
заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга (3).
М. Портер подчеркивал, что успешное развитие кластера требует наличия устойчивой стратегии развития. По его мнению, кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ в экономике. Главная цель создания кластера - это возможность для бизнеса и региона развиваться, создавая долгосрочную стратегию развития предприятий на 5-10 лет (10). По мнению известного исследователя международного туризма А.Ю. Александровой, опыт показывает эффективность развития кластеров в туризме (2). Особенностью возникновения туристского кластера является необходимость создания технологических связей (в основном бизнес-связей) между предприятиями и секторами экономики, участвующими как в производстве, так в реализации туристского продукта и услуг, т.е. создании условий реализации турист-ско-рекреационного потенциала региона. Туристские кластеры формируются на базе ключевых туристско-рекреационных ресурсов региона. Участниками туристского кластера помимо предприятий и организаций, обеспечивающих производство и реализацию туристских продуктов и услуг могут стать представители администрации, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, профессиональные объединения, представители общественности и т.д. Туристский кластер может формироваться как на локальном (муниципальном), так и на региональном уровнях.
Также существуют примеры межрегиональных туристских кластеров (7). Понятие этнотуризма в науке, изучающей туристическую отрасль, появилось сравнительно недавно, поэтому детализированные методологические подходы к его изучению находятся в стадии формирования. Приведем практическое описание этнотуризма. Этнотуризм или этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. В современном унифицированном мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнический туризм содействует более тесным связям, обмену представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие.
В этом отношении Россия располагает огромным потенциалом для развития
этнотуризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой
этнический туризм содействует более тесным связям, обмену представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие
всех видов туризма, в том числе и этнографического туризма. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие. В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-та-тары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие этнографического туризма - делает современных россиян и граждан других государств интересными друг другу (9). Для капитализации этнокультурного потенциала важно создать узнаваемые привлекательные региональные бренды. Основная проблема России сейчас заключается в том, что регионы, производя локальные узнаваемые внутри страны бренды, часто не могут объединить их в кластер и правильно их продвигать. Пока не получается продвижение брендов с локального на региональный, с регионального на межрегиональный, с межрегионального на федеральный, а затем на мировой уровень. Необходим системный, программный подход к вопросам брендинга на федеральном и региональном уровнях (6).
Краткая характеристика успешных этнотуристических кластеров регионов России
Развитие этнотуризма зависит от нескольких факторов: туристического потенциала региона, отношения самого этноса и местных властей к туризму, от наличия необходимой инфраструктуры и квалифицированных кадров. И там, где усилия объединяются, положительные результаты налицо. Наиболее продвинуты в плане этнотуризма в России Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа Тюменской области, Краснодарский и Ставропольский края. «Этническая» тема для российского туризма отнюдь не нова. «Например, этнографический музей-заповедник «Торум Маа» в Ханты-Мансийске был основан еще 30 октября 1987 г и сегодня пользуется огромной популярностью, как у местных жителей, так и у приезжих», - заметил А.А. Сирченко (5) (начальник управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Ростуризма). Есть и другие примеры создания популярных у туристов этнографических комплексов и маршрутов. Национальная деревня русского Севера «Пожарище» (ударение на третий слог) в Нюксенском районе Вологодской области, которую за 3 года посетило более 20 тыс. человек, была признана лучшим областным туристическим проектом 2009 г. Весьма популярен маршрут в деревню Мартыново Мышкинского района Ярославской области, «столицу» колоритного субэтноса русского народа -кацкарей.
Во многих регионах России осуществляются масштабные проекты, связанные с этническим туризмом. Программа развития туризма в Псковской области предусматривает
крупные инвестиции в туристическую инфраструктуру деревни Сигово Изборского района, а также включение ее во многие туристические маршруты, Здесь живет немногочисленный народ сету - близкие родственники соседей эстонцев, Наконец, недалеко от Москвы, под Боровском, уже несколько лет создается один из крупнейших в стране этнографических парков «Этномир» (5),
На территории Краснодарского края, благодаря развитию этнотуризма, у всех желающих появилась возможность ближе познакомиться как со своей национальной культурой, так и погрузиться в традиции других народов Кубани, В анапском селе Гай Кодзоре открыт культурный армянский центр «Арин-Берд», где все приезжие смогут познакомиться с историей и культурой одной из самых больших диаспор на Кубани, Само поселение представляется в виде крепости с кованными воротами, которые охраняют древние воины, В центре весь интерьер выполнен в армянском стиле, на стенах огромные росписи, каждая из которых отражает важный момент в истории Армении, На территории Анапского района существует еще один удивительный парк «Добродея», В состав данного парка входит этнографическая экспозиция «Казачье подворье» представленное в виде казачьего музея, где всем желающим рассказывают об истории казачества на Кубани, там же работает фольклорный ансамбль, Вниманию туристов предстают казачья хата, казачья печь и птичник, В местном трактире можно оценить кубанскую кухню, В Крымском районе Краснодарского края открыт этнический культурно-развлекательный центр «Кавказские легенды», в котором гостей знакомят
с черкесскими обычаями и фольклором, угощают блюдами национальной кухни, Каждому желающему вместе с осмотром местных достопримечательностей, знакомством с национальными традициями предлагается занятия ремеслами, пешими или конными прогулками, оздоровительными мероприятиями, рыбалкой, общение с домашним скотом, Можно принять участие в традиционных праздниках и обрядах, попробовать блюда национальной кухни и приобрести в качестве сувениров предметы традиционного быта (9),
Формирование кластеров этнотуризма на территории Волго-Камья
Пермский край - значительная по протяженности территория, которую с давних времен заселяют множество народностей, В конце мая 2009 г, туроператор «Кумир» (Кунгур) и экскурсионное агентство «Клио» (Пермь) разработали новый цикл однодневных туров под общим названием «В каждой деревне чой то да разно», Главная цель проекта - познакомить жителей и гостей региона с живой самобытной культурой коренных народов Прикамья, сделать этнокультурное своеобразие края объектом туризма, В селе Бырма
в истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы
для капитализации этнокультурного потенциала важно создать узнаваемые привлекательные региональные бренды
экскурсантов встретили хлебом-солью и чак-чаком - традиционными символами гостеприимства русских и татар, экскурсанты знакомились с музыкальной культурой, песнями на русском и татарском языках и танцами. В сельской мечети, устланной коврами и украшенной домоткаными полотенцами тастымал, мулла рассказал о религиозной жизни села. Все желающие могли приобрести изделия местных мастеров - вязаные узорные шали, бересту и другие изделия из природных материалов. Посещение Бырмы завершилось коллективным обедом в крестьянском татарском доме. Хозяева пригласили туристов осмотреть хозяйственный двор (8). Другой этнографический маршрут -это познавательный тур «В гости к Сылвенским марийцам» сочетает в себе элементы деревенского, этнографического и экологического туризма. Сылвенские марийцы - это одна из самых немногочисленных народностей Пермского края. Проживают они в трех деревнях Суксунского района - Васькино, Иванково и Тебеняки. Отправляясь в путешествие в марийскую деревню, туристы узнают о природных и экономических особенностях Суксунского района, о замечательной истории Суксун-завода и знаменитых людях - В.Н. Татищеве, А.Н. Демидове и др. Основная часть тура посвящена народным традициям марийской
деревни. Выходцы из центральных районов России, сылвенские марийцы сохранили свою самобытность и национальный колорит. На 3-4 часа туристы попадают в атмосферу национального праздника: обряды «Встреча гостей», «Поклонение березе», «У источника воды», песни и приговоры на марийском языке, знакомство с бытом марийцев, внутреннее убранство избы, сувениры и фотографии в костюмах. В программу тура входит также знакомство с домашним хозяйством: огород, сад, сарай, загон для домашнего скота, баня (8).
Но самым известным событием этно-туризма в Пермском крае является проходящий уже пятый год подряд этнофутуристический фестиваль финно-угорской культуры КамМА, который традиционно заканчивается в первое воскресенье августа в историко-этног-рафическом заповеднике «Хохловка». Заканчивается праздником нового урожая и грандиозным гала-концертом, на который собираются десятки тысяч человек со всего края. На КамМА регулярно приезжают коллективы с мировым именем. В 2010 г. КамМА впервые был представлен как самостоятельный турпродукт. Туристические программы продолжительностью от 1 до 5 дней включали проживание, питание, встречи и проводы гостей, услуги гида, посещение мероприятий фестиваля, экскурсий, музеев, а также знакомство с новинками пермского туризма - туристско-информационным центром и экскурсионной «зеленой линией», включившей 37 объектов показа. Присутствовавшие на фестивале эксперты отметили инновационный характер турпродукта, качественный сервис для участников и туристов (4). В Республике Коми неподалеку от Сыктывкара открылась первая оче-
редь большого финно-угорского этнокультурного парка. Парк, занимающий площадь 456 га, находится на реке Сысоле, на территории Сыктывдинского района в 55 километрах к югу от столицы республики, недалеко от федеральной трассы Сыктывкар - Киров. Рядом - старинное село Ыб. Оно известно с XVI в. и считается у здешних жителей святым местом
- в этих краях проповедовал когда-то креститель зырян, сподвижник Сергия Радонежского - преподобный Стефан Пермский. В окрестностях села имеется 12 весьма почитаемых целебных источников. Регион, в котором создается парк, - один из самых чистых в экологическом отношении и неофициально называется «зелеными легкими Европы».
Первая очередь парка, по замыслу его создателей, имеет четко выраженный культурно-познавательный характер. Его архитектурный и смысловой центр
- двухэтажный концертно-выставочный комплекс «Финноугорье» с большим концертным и бизнес-центром. Рядом
- подворья (этнические деревни) финно-угорских народов, летний театр, единственный в мире музей финно-угорской игрушки с помещениями для проведения разнообразных мастер-классов, детский развлекательный комплекс, площадка традиционных обрядов и сад финно-угорской скульптуры. Кроме того, в состав первой очереди парка включены мини-гостиница в «зырянском» стиле на 50 мест и ресторан финно-угорской кухни (4).
Проблемы развития кластера этнотуризма (на примере Республики Марий Эл)
Республику Марий Эл можно представить в качестве потенциального регионального туристского кластера.
Считаем, что привлекательным фактором развития сферы туризма является уникальность Марийского края в историко-культурном и экологическом аспектах. То есть. главной идеей регионального туристского кластера должна единая концепция, например, концепция этнотуризма (например, сохранение традиционных религиозных верований народов мари - язычества), на основе которой и следует сформировать программу развития туризма в регионе.
Препятствий на пути развития этноту-ризма, который еще называют або-ригенным,также немало. Нередко наиболее интересные в этнографическом отношении народы живут в самых отдаленных районах страны, где нет ни дорог, ни гостиниц. Но даже при их наличии посещение туристами возможно на протяжении лишь нескольких месяцев в году. Кроме того, развитию этнотуризма часто препятствуют, как на федеральном уровне, так и в регионах, противоречия в законодательстве. Следует указать, по мнению автора, еще одно важное препятствие, ярко проявляющееся именно в сфере туризма Республики Марий Эл. Определенная часть местного населения, особенно, местной интеллигенции, проявляет крайне негативное отношение к самой идее развития этногра-
...регионы, производя локальные узнаваемые внутри страны бренды, часто не могут объединить их в кластер и правильно их продвигать
развитие этнотуризма зависит от отношения этноса и местных властей, от наличия необходимой инфраструктуры и квалифицированных кадров
фического туризма, видя в этом угрозы потери национальной самоидентичности и осквернения национальной культуры и души народа. Полагаем, что концепция развития туризма в Республике Марий Эл обязательно должна формироваться с учетом и на основе местной самобытной культуры, причем не следует ограничиваться только объектами какой-либо одной культурной традиции: марийской, татарской или русской, т.к. мы встречаемся с проявлениями модели мультикультурализма, которая столетиями формировалась в Поволжском регионе. Необходимо признать значительное взаимовлияние и воздействие культур, а, следовательно, и мифологических сюжетов этих народов, друг на друга. К тому же, современный турист нацелен на познание новых и интересных фактов, а не на научные открытия, поэтому особую роль играет, именно, интерпретация мифологического материала, оформление тура и реклама. Можно создать уникальную сельскую гостиницу в настоящей русской деревне (или марийской, татарской), где происходит погружение в народный быт, но если туристы не будут знать о таких возможностях, которые им предоставляют где-то в Республике Марий Эл, то и развитие туризма будет затруднено.
Модель развития этнотуризма включает в себя ряд составляющих элементов, таких как: паспортизацию районов Республики с точки зрения этнографических памятников, предложение бизнес-идей и проектов, составление бизнес-планов, поиск инвесторов, но обязательным элементом должна являться туристская инфраструктура, включающая и средства размещения, и пункты питания, и транспортные магистрали.
Выводы
1) Использование этнотуризма как концепции развития регионального туризма на территории Волго-Камья будет способствовать повышению привлекательности регионов для инвесторов и одновременно поддерживать и развивать интерес к самобытной культуре, проживающих на данной территории народов. Но для достижения успеха использования объектов историко-культурного наследия в туризме необходимо: во-первых, разработать на уровне региональной власти целевую программу развития туризма с акцентом на этнотуризм; во-вторых, обратить пристальное внимание на создание туристской инфраструктуры.
2) Для создания кластера этноту-ризма в любом из регионов России, например, Республике Марий Эл, для начала необходимо определить идею концепции. Допустим, это может быть наблюдение за жизнью и бытом традиционного марийского (пермского, коми) села (деревни), но желание жителей не позволит данному проекту превратиться в устойчивую деятельность, приносящую стабильной доход.
3) Необходимо развивать взаимодействие как между местными предпринимателями и инвесторами, так и республиканскими властями, привлекая к
данному продукту одного или нескольких крупных российских туроператоров для продвижения турпродукта на национальном туристском рынке. Полагаем, что для достижения успеха данной деятельности необходимо формировать кластера этнотуризма на территории региона.
Литература
1. ФЦП Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2018 гг.): постановление правительства РФ от 02.08.2011. - М., 2011. - 189 с.
2. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2007. -№ 1. - С. 51-61.
3. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. яз. - М. Издательский дом «Вильямс», 2001. - 495 с.
4. Соленые уши, зыряне и эрзяне - финно-угорский этнотуризм на марше.
- Режим доступа: http://finugor.ru/ node/22336.
5. Тимофеев Ю. Российские регионы только начинают развивать этнотуризм.
- Режим доступа: http://www.ratanews. ru/news/news_6052011_1.stm.
6. Чижова О. Потенциал российских территорий в плане этнотуриз-ма просто огромен. - Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/ news_30092011_3.stm.
7. Шабалина Н.В. Введение в туристскую кластеризацию. - Режим доступа: http://bzm.su/articles/article-05 - дата обращения 22.01.2012.
8. Этнотуризм. - Режим доступа: http:// www.visitperm.ru/info/interesting/ethno/.
9. Этнографический туризм (этнотуризм). - Режим доступа: http://www. rusotdih.ru/publications/show15/.
10. Porter M. The competitive advantage of nations / New York: The Free press, 1990. - 270 p.
Anna N. Polukhina
Doctor of Economical Sci., Candidate of Historical Sci., Professor of Social science and Technology Department, Povolzhskiy State Technological University, Ioshkar Ola
Development of regional tourism:
ethnic and tourist clusters of Volgo-Kama region
_Abstract
This article is devoted by analysis of the perspective development of ethnotourism clusters on the territory of national Russian regions (case Volga-Kama region). There is the methodology of cluster for the tourism squire. There are successful examples of ethnotouristic clusters of Russian regions, problems and perspectives of the ethnotourism development (in the case of Mari El Republic).
Keywords: Mari El Republic,regional tourism, ethnotourism, clusters of tourism, recourses for the ethnotourism development