СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
УДК 069 ББК 71
Б01 10.34685/Н1.2024.47.4.004
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И УКРЕПЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО СУВЕРЕНИТЕТА
Пахомчик Сергей Алексеевич,
кандидат экономических наук, доцент, лауреат Национальной премии Петра Столыпина, Тюменский государственный университет, [email protected].
Путрик Юрий Степанович,
доктор исторических наук, главный научный сотрудник, руководитель Центра социокультурных и туристских программ Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, ул. Космонавтов. дом 2, Москва, Россия,
Аннотация
В статье содержится анализ положения и состояние дел с этнокультурным разнообразием Тюменской области. Приведена характеристика территории и населения, которое отличается этническим разнообразием, всё более активно вовлекаемым в туристский оборот. Отражена деятельность музеев и музеефицированных пространств как трансляторов культур народов, населяющих территорию фактора укрепления культурного суверенитета региона.
Ключевые слова
Тюменская область, коренные народы, население, музеи, туризм, наследие, культура..
Тюменская область находится в Западной Сибири. Ее центр — Тюмень часто называют воротами в Сибирь. В большинстве сибирских музеев этнографическая составляющая сегодня приоритетная. В Сибири и на Дальнем Востоке проживает в настоящее время 68 народов. В том числе в большой Тюменской области1 их насчитывается 6 (ненцы, селькупы, коми-зыряне, ханты, манси, сибирские татары).
Большая Тюменская область занимает огромную по площади территорию, на которой одновременно могут разместиться Великобритания, Франция, Италия и Финляндия вместе взятые и составляет 1 464, 2 кв. км.
Это с входящими в её состав — Ханты-Мансийским автономным округом — Югрой (ХМАО) и Ямало-Ненецким автономным округом (ЯНАО). Площадь собственно Тюменской области — 160 122 кв. км. В меридиональном направлении она простирается более чем на 2 000 км. Это расстояние равно протяжённости от Архангельска до Ростова-на-Дону. Она протянулась от северной государственной морской границы с США и Канадой до сухопутной с Казахстаном. В широтном направлении она простирается от восточных склонов Уральских гор до Таз-Енисейского водораздела на расстояние, равное расстоянию от Москвы до Уфы. В советское время её территория занимала 6 % земель СССР. Территория располагается в трёх природных зонах: тундровой (арктической), лесной(таёжной) и лесостепной. Северную часть территории области занимают автономные округа: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский (Югра). Среди населения северных территорий области выделяется группа коренных народов Севера Западной Сибири: ненцы, ханты, манси, селькупы, коми-зыряне, сибирские татары.
Разнообразие культур народов, населяющих большую Тюменскую область, создаёт хорошие перспективы для развития этнотуризма. Возрастающий поток туристов в Тюменскую область (в последние годы по 20 % прироста ежегодно) диктует необходимость разнообразия туристических продуктов, предлагаемых приезжающим из других стран и регионов. Наряду с традици-
1 Термин «большая Тюменская область» применяется в литературе как отражение того, что в её состав входят два других самостоятельных субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийский автономный округ -Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ.
онными направлениями туризма уже достаточно развитыми в Тюменской области: оздоровительным, культурно-познавательным, промышленным, медицинским, событийным, гастрономическим и т. д. появляются новые перспективные виды: спортивный, кинотуризм, этнотуризм и др.
Особое внимание к проблематике этнокультурного туризма в современной России обусловлено рядом причин. Прежде всего глобальной тенденцией к росту интереса к этнокультурной сфере со стороны туристического рынка. Сегодня практически каждое относительно значимое деловое мероприятие не обходится без приглашения фольклорных коллективов и ансамблей, экспозиций народного быта, традиционных промыслов, посещения этнографических поселений или анимации.
Предпосылками развития этнокультурного туризма в стране выступают:
- высокая степень этнического разнообразия населения на различных пространственных уровнях: от национального до территориального и локального;
- сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультуризации и ассимиляции уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского, финно-угорского, кавказского и монгольского;
- необходимость активной пропаганды идеи гармонизации межкультурных отношений — фактора укрепления культурного суверенитета региона на основе межэтнических взаимоотношений;
- наступление глобализации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны;
- необходимость более эффективного продвижения регионов России на отечественном и зарубежных туристических рынках, особенно с невысоким рейтингом туристских предпочтений туристов и т.д.
В настоящее в время, в период обострения межцивилизационного противостояния, культура, язык, быт, фольклор, формы занятости населения и другие этнографические особенности отдельно взятых народов Севера привлекают всё больше туристов из различных регионов России и зарубежных стран, т.е. интерес к этнографическому туризму заметно возрастает. В этой связи происходит рост и расширение объектов показа
для отражения в них особенностей отдельных северных народов Тюменского региона.
Южная часть региона — Тюменская область в последние годы позиционирует себя как термальная столица России. Это определяет во многом постоянный и стабильный рост потока приезжающих в регион туристов. Ежегодно поток туристов из вне растёт на 20 %. Эта динамика продолжает прогрессировать год от года. Помимо посещения местных терм туристы с удовольствием посещают местные достопримечательности, музеи, выставки, гастрономические фестивали и другие событийные мероприятия. Среди интересующих их объектов можно отметить возрастающий интерес к этнографическим музеям, экспозициям рассказывающим и показывающим всё многообразие проживающих на территории народов.
В последнее десятилетие музейный ландшафт области заметно изменился2. На музейной карте региона появились музеи с этнографической направленностью. К ним можно отнести: археологический музей-заповедник на озере Андреевском под Тюменью, который является филиалом Тюменского музейно-просветительского объединения имени И.Я. Словцова — ТМПО; музей-эт-нопарк «Увас МИР хот» — Дом северных людей в деревне Кыштырла; музей села Ембаево, по-свящённый истории и культуре сибирских татар; музей истории крестьянского быта в деревне На-секина, сельский музей в татарской деревне Чик-ча ( все в Тюменском районе); музей «Сибирское подворье» в селе Нижняя Тавда и т.д. В настоящее время оформляется новое музеефицированное пространство — этнокомплекс татарской культуры в селе Аслана Ялуторовского района, по-свящённое отражению мира сибирских татар3. Недавно под г. Тобольском неподалёку от места, где стоял город Кашлык (Искер) — последняя столица Сибирского ханства, создано «Кучумово городище». Это комплекс сооружений, в котором ежегодно проводятся фестивали культуры сибирских татар. На нём можно в полном объёме вжи-
2 Шелегина О.Н. Музейный мир Сибири: история и современные тенденции развития - Новосибирск: 2014 -396с.
3 Пахомчик С.А. Музейный ландшафт Тюменской обла-
сти 21 столетия/ Всероссийская научно-практическая конференция Шестые Ядринцевские чтения - Омск: ОГИК музей, 2021, с.334-338
вую увидеть танцы, фольклор сибирских татар, услышать их песни, познакомиться с национальными блюдами и т.д.4
В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре также развивается направление этнографического туризма. К более заметным объектам здесь можно отнести: Торум Маа — этнографический музей под открытым небом; культурно-туристический археопарк на Самаровском чуга-се в г. Ханты-Мансийск, древний город Эмдер, расположенный неподалёку от г. Нягань — своеобразная сибирская Троя — легендарный город богатырей на реке Ендырь. Был обнаружен археологами в 1993 г. и представляет собой посе-ленческо-погребальный комплекс, относящийся к Х11-ХУ1 векам. Сейчас, именно на него опираются историки при характеристике самобытной культуры аборигенов таёжного Обь-Иртышья. Также известны: музей истории русского быта в Нижневартовске; музей реки Обь в Нефтеюганске, музей-заповедник «Барсова гора» в Сургутском районе; археолого-этнографический комплекс Казымский (Юильский) острог в Бе-лоярском районе; музей истории и этнографии в г. Югорск, этностойбища в местах компактного проживания ханты: Сургутском, Нижневартовском, Берёзовском, Белоярском районах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ХМАО). Этнографические музеи совместно с органами управления культурой и инициативными представителями северных народностей проводят национальные праздники, в которых раскрываются особенности и специфика северных народов. К наиболее популярным из них можно отнести следующие.
Праздник Царя Витхона — водяного царя. Он является персонажем религиозных верований, мифов и сказок обских угров (ханты и манси), является духом воды и хозяином всех водоёмов. Витхон — сын небесного божества Торума, древний человек-богатырь, обской мужик, которого Торум поставил присматривать за реками. Его основной обязанностью является справедливое распределение рыбных запасов по водоёмам.
4 Пахомчик С.А. Туристические бренды Тюменского региона/Актуальные вопросы брендинга: компания, отрасль, территория: монография [Отв. ред.: И.А. Лиман, В.В. Маленков [Электронный ресурс], Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2022 -с.108-115
В день первого спуска лодок на воду Витхону коллективно приносится жертва. Обряд завершается просьбой одарить хорошим уловом. Праздник проводится ежегодно в Берёзовском районе и ряде национальных сёл Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Другой праздник — Праздник обласа. Проводится он в июле, и гвоздём программы празднования являются гонки на обласах (лодках). В программе праздника национальная борьба, у женщин — игры в палочку (по перетягиванию палки) и др. В конце праздничное застолье с национальной едой.
Вороний день — праздник, посвящённый вороне. Серая ворона у местных коренных жителей олицетворяется как символ жизни, а сам праздник связан с приходом весны. В Ханты-Мансийском автономном округе празднуется во вторую субботу апреля. Праздник включает специальные ритуалы, обряды. Сопровождается приготовлением и поеданием национальных блюд, танцами и плясками.
Медвежий праздник у народов ханты и манси представляет совокупность обрядов и ритуалов, посвящённых почитанию медведя — хозяина тайги. Суеверное, почтительное отношение к медведю определяется сходством его с человеком. Медвежьи праздники проводятся как периодически (в течение семи лет подряд с последующим семилетним перерывом), так и спорадически (по случаю удачной добычи медведя).
День оленевода обычно проводится в феврале и продолжается в течение всего дня. С утра звучит праздничная музыка, готовятся блюда из оленины. Одно из главных мероприятий — гонки на оленях (оленьих упряжках). Кроме этого в программу праздника включают другие виды спортивных национальных состязаний: метание тынзяна (аркана) на хорей (вертикальный шест), прыжки через нарты, тройной прыжок, бег на охотничьих лыжах, метание топора на дальность и др.
В Ямало-Ненецком автономном округе этнографический туризм достаточно развит. Среди наиболее значительных объектов можно назвать: музейное объединение имени Шимановского в Салехарде, этнопосёлок Горно-Князевск — музей под открытым небом в Приуральского районе, Обдорский острог в столице округа, этностой-бища в родовых угодьях ямальских оленеводов.
На границе Ханты-Мансийского и Ямало-
Ненецкого автономных округов есть удивительное место — уникальный национальный парк Нумто, получивший своё название от расположенного здесь одноимённого озера. Место считается священным и название означает Божье или небесное озеро. Контуры озера напоминают фигуру человека, а небольшие острова — его сердце и глаза. По традиции рядом с ним нельзя воевать, в нём запрещено ловить рыбу. На острове «Сердце» запрещается рвать ягоды. Вокруг этого места существует бесчисленное множество легенд и приданий и сокровенных сказаний... Поражают своим разнообразием экспозиции музея-заповедника «Торум Маа», расположенные в природном заповеднике «Самаровский чугас». Например, «Летнее стойбище хантов на реке Аган», куда включены летний дом, хозяйственные и охотничьи лабазы, навес-коптильня, хлебная печь, родильный дом, кострище. На святилище обских угров вырублены из дерева изображения их древних богов. На территории музея проводятся национальные праздники и свадебные обряды. Здесь же проводится Вороний праздник — день прихода весны.
Все этнографические праздники, музейные экспозиции и выставки знакомят посетителей с богатой культурой народов, населяющих большую Тюменскую область. В них широко и красочно представлены все стороны жизни народов Тюменского Севера: традиционные формы хозяйствования (оленеводство, охота, рыболовство, сбор лесных даров, промыслы и т.д.); быт; традиционные типы жилищ: чумов, юрт; фольклор; образцы национальных одежд и обуви, бытовые предметы, утварь и т.д.; танцы и пляски; традиционные национальные праздники; гастрономические блюда и т.д.
Представляют интерес для туристов и возможность приобрести оригинальные сувениры действующие предприятия по изготовлению изделий с национальной тематикой. К числу наиболее известных относится Тобольская косторезная фабрика. Сегодня это самое крупное в России производство костяных изделий. «Тобольский промысел» как и «Холмогорский», «Чукотский» известен по всей стране и за рубежом. В Тобольске промысел возник во второй половине XIX века и был заимствован у народов Тюменского Севера. Поэтому далеко не случайно, что тематика резьбы связана с изготовлением скульптур и изделий с явно выраженной северной
тематикой. Малые народы Тюменского Севера: остяки, вогулы, самоеды и др. издавна изготавливали из лосиного рога, кости мамонта детали сбруи для оленей, охотничьего снаряжения, реже занимались фигурной резьбой. Известные фигурные изделия Тобольской косторезной фабрики: «Остяк на лыжах», «Поездка на оленях», «Бой молодых оленей», «Возвращение на стойбище», «Тройка оленей», «Семья ненца на отдыхе», «Ловля оленей», «Поездка на собаках» и т.д. отражают сюжеты из жизни народов Тюменского Севера. Север — генеральная линия творчества многих поколений тобольских резчиков. В Тобольске функционирует ещё одно предприятие, связанное с народным косторезным промыслом — Дом ремёсел мастера, известного тобольского современного резчика М.В. Тимергазее-ва. В его творчестве также присутствуют ноты северного направления. Известны его работы «Игра в оленя», «На олене», «Танец» и др., завоевавшие на выставках ВДНХ многочисленные награды и получившие признание5.
Центры и Дома народных художественных промыслов и ремёсел работают в административных центрах автономных округов в Ханты-Мансийске и Салехарде. Они занимаются возрождением и развитием народных художественных промыслов, популяризацией народного искусства. В ряде коллективных сельскохозяйственных предприятий и национальных поселениях работают сувенирные мастерские и мастерские по пошиву одежды и обуви из оленьих шкур, мехов пушных зверей и животных (Саранпауль, Яр-Сале, Мужи и др.). Традиционные национальные орнаменты, украшающие одежду и обувь, являются предметами национального культурного наследия северных народов Западной Сибири.
В Ханты-Мансийске работают дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева, галерея-мастерская художника Г.С. Райшева. Эти мастера кисти создали огромную галерею образов коренных жителей древней Югры: рыбаков, оленеводов, охотников. Известны картины В.А. Игошева «Девочка манси», «Мальчик манси» и др. Ими написаны великолепные пейзажи и натюрморты, отражающие северные мотивы и природу Югры.
5 Валов А.А. Тобольская резная кость - Свердловск: Средне-Уральской книжное издательство,1987-191 с прил., стр.14-57
Экспозиции, демонстрирующие этнографические объекты народов Тюменского Севера, присутствуют на выставках и в фондах многих музеев региона. Среди них старейший в Сибири Тобольский историко-архитектурный музей заповедник (приемник Тобольского губернского музея). Там можно увидеть уникальные образцы предметов охоты, рыбной ловли, костюмов народов Тобольского Севера, собирателями которых были Н.Л. Скалозубов, А.А. Дунин-Горкавич и другие известные в регионе собиратели этнографических коллекций.
Туристические группы и индивидуальные путешественники могут на огромной территории большой Тюменской области увидеть и ознакомиться с палитрой национальных культур: от казахской — на самом юге области до ненецкой — на самом её севере. Многонациональный состав населения территории позволяет увидеть оригинальность и своеобразие разных народов, её населяющих: русских, украинцев, белорусов, сибирских татар, чувашей, коми-зырян, ханты, манси, ненцев, селькупов, армян, азербайджанцев, грузин и многих других во всём его многообразии.
Диалог культур разных народов — залог мирного сосуществования, дружбы народов, взаимопонимания, сотрудничества и солидарности. Роль этнографических музеев и пространств, вовлечённых в туристическую деятельность, в том числе под открытым небом, мест археологических раскопок или с их элементами, велика как трансляторов знаний и информации о народах и этносах, живущих ныне и проживавших в предшествующие периоды на нашей территории. В стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2030 г. поставлены задачи сохранения и преумножения объектов культурного наследия. Этнографические и археологические музеи и му-зеефицированные пространства в ближайшей перспективе будут играть всё более возрастающую роль в этом важном деле.
В целом можно констатировать, что этнографический туризм весьма популярен в Тюменском регионе и имеет перспективы в развитии не только как просветительской и рекреационной функции, но и как фактор укрепления циви-лизационной идентичности и культурного суверенитета Тюменского региона в условиях новой глобальной повестки и нарастающего глобали-зационного процесса.
Список литературы
1. Валов А.А. Тобольская резная кость — Свердловск: Средне-Уральской книжное изда-тельство,1987-191 с прил.
2. Пахомчик С.А. Туристические бренды Тюменского региона/Актуальные вопросы брен-динга: компания, отрасль, территория: монография [Отв. ред.: И.А. Лиман, В.В. Маленков [Электронный ресурс], Тюмень: Изд-во Тюмен-
ского государственного университета, 2022 — с.108-115.
3. Пахомчик С.А. Музейный ландшафт Тюменской области 21 столетия/ Всероссийская научно-практическая конференция Шестые Ядринцевские чтения — Омск: ОГИК музей, 2021, с.334-338.
4. Шелегина О.Н. Музейный мир Сибири: история и современные тенденции развития — Новосибирск: 2014-396с.
ETHNOCULTURAL DIVERSITY OF THE TYUMEN REGION AS AFACTOR IN THE DEVELOPMENT OF TOURISM AND STRENGTHENING CULTURAL SOVEREIGNTY
Pakhomik S.A.,
Candidate of Economic sciences, associate professor. Laureate of the National Prize Peter Stolypin Tyumen State University, [email protected].
Putrik Y. S.,
Doctor of Historical Sciences, chief researcher, Head of the Center for Sociocultural and tourist programs Russian research Institute of Cultural and Natural Heritage to them. D.S. Likhacheva, st. Astronauts. house 2, Moscow, Russia,
Abstract
The article contains an analysis of the situation and the state of affairs with the ethnocultural diversity of the Tyumen region. The characteristic of the territory and population is given, which is distinguished by ethnic diversity, more and more actively involved in the tourist circulation. . The activities of museums and museumified spaces as translators of cultures of peoples that inhabit the territory of the factor of strengthening cultural sovereignty of the region are reflected.
Keywords
Tyumen region, indigenous peoples, population, museums, tourism, heritage, culture.