УДК 159.922.4; 159.9:316.356.2
ВЛИЯНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО БРАКА НА ЭТНОКУЛЬТУРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
© Анна АКОСТА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной психологии, e-mail: spsy@tsu.tmb.ru
© Татьяна Викторовна КАЗАКОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии, e-mail: spsy@tsu.tmb.ru
Статья посвящена выявлению и обоснованию социально-психологического влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка.
Ключевые слова: межэтнический брак; этнокультурная идентичность подростка; структура этнокультурной идентичности подростка.
Современное развитие мирового сообщества сопровождается формированием по-ликультурного пространства, в котором наблюдается взаимодействие населения разного этнического происхождения как в традиционно монокультурных, так и поликультур-ных регионах. Одной из форм такого взаимодействия являются межэтнические браки.
В условиях усилившихся межэтнических контактов, взаимодействия этнических культур особое место занимает идентификация личности, отождествляющей себя с группой на основе ее этнической культуры. В результате этнокультурной идентификации личность усваивает, закрепляет и воспроизводит модели поведения и общения, указывающие на ее принадлежность к определенному этнокультурному сообществу.
Вместе с тем для социально-психологической практики представляется важным изучение этнокультурной идентичности в подростковом возрасте, в котором происходит выбор референтных групп, стереотипов поведения в разных группах, культурных ценностей, этнических ролей, соответствующей этнокультурной ориентации. Непосредственное влияние на этнокультурную идентичность подростка оказывают его родители. В условиях межэтнического брака этнокультурная идентичность ребенка проявляется через идентификацию с этнокультурными сообществами, к которым принадлежат родители.
Проблема этнокультурной идентичности разрабатывалась как отечественными, так и
зарубежными учеными, которые акцентируют внимание на роли культуры в организации и развитии человеческой жизнедеятельности, в отношении людей к природе, к другим, к самим себе.
Представление о существовании культуры в этнических формах развивают С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей и др. Культуру как идентификационное основание рассматривают А. Кардинер, Р. Липтон, Дж. Мердок, У. Самнер и др.
В отечественной психологии проблема идентичности личности исследовалась достаточно широко. Так, процесс идентификации исследуется с позиций деятельностного подхода (В.С. Агеев, А.К. Толмасова и др.). Психологические особенности этнической идентичности представлены в работах Г.М. Андреевой, Е.П. Белинской, С.К. Бон-дыревой, Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, Л.Г. Почебут, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефа-ненко, Т.Н. Счастной, В.Ю. Хотинец и др.
На сложность этнокультурной идентичности как психологического феномена указывают С.А. Баклушинский, И.В. Малыгина, Н.Г. Орлова, Дж. Финни и др. Модели формирования этнокультурной идентичности предложены Б. Джексон, У. Кроссом, Дж. Морте-ном, Д. Сью, Д. Эткинсоном и др.
Отдельные авторы изучают институты формирования идентичности личности, важнейшим из которых является семья. Ведущую роль семьи в формировании личности подчеркивают Т.В. Андреева, Н.А. Коваль, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др. В ис-
следованиях А.М. Грачевой, А.Я. Зарицова, М. Мортимера, Дж. Найта, Т.Г. Стефаненко, Ф.С. Файзуллина и других обращается внимание на роль семьи в формировании идентичности ребенка, этнической и этнокультурной.
Особое внимание в рамках проблемы этнической идентичности уделяется межэтническим бракам. Так, межэтнические браки изучаются в рамках проблемы мультикуль-турализма (Б.Е. Винер, Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко, А.А. Сусоко-лов, H. Debose, D. Parker, R. Romano, M. Root, M. Song, L. Winters и др.). Уделяется внимание межэтническому браку как социально-психологическому явлению (А.Г. Вишневский, М.С. Мацковский, Н.М. Римашев-ская и др.); раскрывается сущность межэтнического брака на основе этнических (О.Б. Асколкова, В.А. Луков, З.А. Малькова и др.), религиозных (И.А. Герасимова, Г.А. Заикина и др.), языковых различий супругов (Г.И. Климантова, М.Г. Панкратов, А.Г. Харчев и др.). При этом подчеркивается роль этнокультурных факторов тех этнических культур, которые представляет каждый из родителей, в построении внутрисемейных отношений (М. Борнштейн, M. Goldrioh, N. Proto и др.).
Под межэтническим браком в социально-психологической литературе понимается супружеский союз представителей двух национальностей.
Этнокультурную идентичность ребенка подросткового возраста мы предлагаем определять как осознание ребенком своей принадлежности к определенной этнической группе на основе этнической культуры, психологическое переживание данной принадлежности, а также ее поведенческие проявления под влиянием культурных традиций, языка, ценностей этноса, усвоенных через родительскую культуру.
В качестве основы, на которой базируется этнокультурная идентичность, выступает социальная идентичность. Традиционно в структуре социальной идентичности выделяют три компонента (Г. Тэджфел): когнитивный, ценностный и эмоциональный компоненты. В структуре этнической идентичности также выделяют три компонента: когнитивный, аффективный, поведенческий (М. Баррет, Р. Бернс, Ю.М. Жуков, И.С. Кон,
А. Купавская, В.Н. Павленко, Т. Пошкарева, Т.Г. Стефаненко, С.А. Таглин, Дж. Тернер, Дж. Финни и др.). Так как этнокультурная идентичность рассматривается как составляющая этнической идентичности, то структура этнической идентичности экстраполируется на структуру этнокультурной идентичности.
Анализ научной литературы, результаты проведенного нами эмпирического исследования позволили выделить следующие структурные компоненты этнокультурной идентичности подростка, согласующиеся с традиционно выделяемыми и конкретизирующие их: знание культурных традиций, языка, ценностей этноса, усвоенных через родительскую культуру; привязанность к этнической культуре; собственное отношение к культурным событиям этноса; вовлеченность в культурную практику этноса; использование языка родительских этносов.
Знание культурных традиций, языка, ценностей этноса, усвоенных через родительскую культуру - это знакомство с родительскими этническими культурами, упражнение в использовании информации о родительских этнических культурах: традициях, языке, ценностях. Получение новой информации, развитие когнитивных способностей ребенка повышает его этнокультурную осведомленность. Если первоначально ребенок воспринимает внешность, язык, обычаи, то накопление информации повышает способность ребенка интерпретировать этнокультурные признаки и включать в их число культурную общность предков, общность историко-культурной судьбы, религию, ценности, традиции.
Другой компонент структуры - привязанность к этнической культуре - связан с эмпатией к представителям родительских этнических культур, включение в систему этнокультурных отношений. Данный компонент регулирует круг общения подростка, его статус и самочувствие в группе, межличностное и межэтническое общение, этническую толерантность, уровень эмпатии, образ «мы», образ «они» и определение в ряду этих образов места образа «я».
Собственное отношение к культурным событиям этноса как компонент структуры этнокультурной идентичности подростка означает сравнительное оценивание фактов
этнических культур, определение предпочтений, что регулирует более глубокий пласт в этнокультурной идентичности подростка -тот выбор, который делает подросток в пользу той или иной этнической культуры. Проявленное предпочтение и будет способствовать формированию идентичности с той этнической общностью, культура которой оказалась для подростка приоритетной.
Вовлеченность в культурную практику этноса предполагает наличие мотивации к участию в культурной практике этноса, освоение различных форм культурной практики этноса. По мнению Дж. Финни, интенсивный процесс погружения в культуру своего народа осуществляется через такие виды деятельности, как чтение, беседа, посещение этнографических музеев, активное участие в событиях культурной жизни. Кроме того. поддержание культурных традиций, конфессиональная принадлежность и другие рассматриваются в качестве индикатора этнокультурной идентичности личности. Как подчеркивает Т.Г. Стефаненко, беспроблем-ность идентификации человека с этносом в традиционном обществе достигалась именно благодаря включенности индивида в жизнь группы и постоянной подтверждаемости принадлежности к ней социально значимым внутригрупповым взаимодействием.
Использование языка родительских этносов в структуре этнокультурной идентичности подростка - это овладение языком родительского этноса и использование его в практике общения. Этнический язык обслуживает коммуникации этноса и обеспечивает социокультурные отношения в процессе коммуникации между членами этноса. Дети, осваивая язык, приобщаются через него к коллективному опыту, принятым нормам поведения, духовным ценностям. Посредством языка этноса старшее поколение передает последующему поколению знания культуры, традиций, обычаев этноса.
Особую актуальность, сложность и проблематичность этнокультурная идентичность ребенка приобретает в условиях межэтнического брака.
Межэтническая семья, благодаря неповторимости микросредовых условий и индивидуальности родителей, накладывает неизгладимый отпечаток на этнокультурную идентичность ребенка. В данной работе в
качестве важных для влияния на этнокультурную идентичность подростка выделены такие формы, как этнокультурная ориентация (монокультурная или бикультурная), этнические роли, культурные традиции, духовные ценности, языки родительских этносов.
Влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка возможно посредством таких психологических механизмов, как идентификация с родителем, сопереживание, подражание, подкрепление, стимулирование.
В эмпирическом исследовании влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка приняли участие 190 человек: 30 межэтнических семей
(60 родителей и 36 детей в возрасте от 11 до 16 лет); 30 моноэтнических семей (60 родителей и 34 ребенка в возрасте от 11 до 16 лет). Эмпирическое исследование проводилось среди семей, проживающих в настоящее время в г. Тамбове.
На первом этапе эмпирического исследования проводилась работа с родителями. Опрос родителей показал, что родители нерусской национальности проявили желание вернуться на свою этническую родину, причем это намерение оказалось выраженным независимо от длительности проживания в России. В то же время такое намерение доминирует у представителей этносов дальнего зарубежья.
Самооценка родителей, состоящих в межэтническом браке, привязанности к своей этнической культуре достаточно высокая: 45 % - 8-10 баллов по 10-бальной шкале, 55 % - 6-7 баллов. Данный показатель в сочетании с фактом имеющегося намерения вернуться на свою этническую родину дает основание сделать вывод о проявлении идентичности родителей со своей этнической культурой.
Супруги, состоящие в межэтническом браке, также проявляют привязанность и интерес к культуре супруга (супруги) другой национальности. По их самооценке, 12 % из них сильно привязаны к культуре супруга (супруги) (8-10 баллов по 10-бальной шкале); 80 % проявляют определенный интерес (6-7 баллов) и 8 % родителей оценивают свою привязанность к культуре супруга (супруги) как низкую (менее 5 баллов).
Вместе с тем 100 % родителей разных национальностей указали, что стремятся привить детям любовь к своей этнической культуре, заинтересовывая их, поддерживая, вовлекая в практические и творческие виды деятельности по ее освоению; разговаривая с ними на своем родном языке; сохраняя традиции общения, воспитания детей, праздников, национальной кухни и др.; совершая поездки в родную страну; просматривая кинофильмы на родном языке; поддерживая тесные контакты с представителями той же культуры, проживающих в г. Тамбове, и создавая тем самым этнокультурную микросреду, в которой общаются они сами и их дети.
Таким образом, выявлена разная степень сочетания привязанности родителей межэтнического брака к своим этническим культурам и к этническим культурам своего супруга (супруги), что влияет на этнокультурную ориентацию ребенка. Выявлены несколько вариантов этнокультурной ориентации: бикультурная равноправная ориентация; бикультурная неравноправная ориентация; монокультурная ориентация. Доминирующей оказалась бикультурная равноправная ориентация, характеризующаяся идентификацией подростком себя с обеими этническими родительскими культурами. Психологическими условиями, способствующими этому, на наш взгляд, являются взаимопонимание между родителями - представителями разных этнических культур, базирующееся на высоком уровне эмпатии по отношению друг к другу, сознательном соединении ими отдельных аспектов своих культур в семейном быту; большая многосторонность того культурного фонда, который создается двумя культурами, по сравнению с каждой из отдельно взятых культур; ценности и нормы, которые появляются благодаря взаимодействию двух культур.
По самооценке родителей моноэтнического брака, 100 % из них сильно привязаны к своей этнической культуре (8-10 баллов). В то же время 60 % родителей проявляют активность и предпринимают специальные действия для приобщения детей к русской культуре; 40 % не считают это необходимым.
Изучение этнокультурной идентичности родителей (в самооценке) показало, что все родители как в межэтнических, так и в моноэтнических браках идентифицированы со своими этническими культурами. Вместе с
тем родители межэтнического брака более активны в приобщении своих детей к культуре своего этноса.
В качестве одного из важных психологических условий оказания влияния родителей на детей рассматривается характер детско-родительских отношений, который изучался с помощью опросника родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина. Восприятие и оценка детско-родительских отношений подростками изучались на основе методики «Детско-родительские отношения подростков» П.В. Трояновской.
В целом детско-родительские отношения как в межэтнических, так и в моноэтнических семьях оцениваются подростками как доброжелательные, позитивные, располагающие к сотрудничеству. Такие детско-родительские отношения могут рассматриваться как благоприятная основа для оказания родителями влияния на детей, с одной стороны, и положительного его восприятия детьми - с другой стороны. Кроме того, сопоставление восприятия и оценки детско-родительских отношений родителями и детьми указывает на совпадение родительских и детских оценок. Благоприятная атмосфера в семье и бесконфликтное общение между родителями и детьми способствуют успешному формированию этнокультурной идентичности детей. Как показало наше исследование, те дети, которые конфликтуют с родителем, не проявляют интереса к культуре этого родителя. Дети идентифицируют себя с культурой тех родителей, с которыми у них складываются бесконфликтные отношения.
Изучение идентичности детей с помощью теста-опросника «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда показало актуальность этнического компонента в составе идентичности у всех детей из межэтнических семей.
В ответах детей из межэтнических семей по поводу этнической идентичности прослеживается ряд интересных аспектов. Во-первых, признание себя (100 %) детьми представителями двух культур; во-вторых, последовательность в обозначении русской / нерусской принадлежности. Определенная часть детей сначала указывала нерусскую принадлежность, затем - русскую (например, «я -кубинка и русская»); другая часть детей называла обратную последовательность (например, «я - русско-кубинка»). Сопоставле-
ние ответов детей с ответами их родителей указывает на то, кто из родителей более активен в приобщении детей к своей этнической культуре. В то же время все дети, как показало исследование, все равно используют в общении два языка, имеют представление о культурах обоих родителей, соблюдают традиции обеих культур. В-третьих, значимость для подростков проблемы определения своей этнической принадлежности. В-четвертых, ответы детей из межэтнических семей указывают и на освоенные ими этнические роли, например: «я - гражданин Кубы и России», «я - представитель Туниса и гражданин России», «я - русско-белорусская девочка» и др.
Отношение детей к культуре изучалось с помощью «Теста культурно-ценностных ориентаций» Дж. Таусенда. Обращает на себя внимание предпочтение подростками культурно-ценностных ориентаций современной культуры: гармония с природой, экология, права человека, призвание, способности, самореализация, самоактуализация.
Для определения выраженности этнической идентичности детей использовалась методика Дж. Финни. Дети из межэтнических семей показали большую выраженность этнической идентичности по сравнению с детьми из моноэтнических семей. У детей, рожденных в межэтнических браках, когнитивный компонент этнической идентичности более выражен, чем аффективный; у детей моноэтнического брака - наоборот.
Большая выраженность когнитивного компонента в составе этнической идентичности детей, рожденных в межэтнических браках, по сравнению с аффективным компонентом, на наш взгляд, обусловлена положением детей в пространстве двух этнических культур, что делает для них необходимым определение своей этнокультурной идентичности, особенно в подростковом возрасте, когда ребенок находится в поиске своего Я. Для успешной этнодифференциации подростку требуются знания об особенностях и
признаках этнических групп, их культурах, что составляет когнитивный компонент этнической идентичности. В то время как дети моноэтнических браков не испытывают большой потребности в этнодифференциа-ции, поскольку как они сами, так и их родители имеют одну национальность, и, следовательно, у них возникает потребность не столько в получении знаний, сколько в переживании чувств по поводу своей принадлежности к этнической культуре, оценивая ее качества, придавая ценность своему членству в конкретной общности.
Шкальный опросник О.Л. Романовой для изучения этнической идентичности детей и подростков также показал, что дети межэтнического брака более толерантны к другим этносам и их культурам; они в основном двуязычны; у них достаточно высокое чувство принадлежности к своей или своим этническим культурам.
В целом полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы. Межэтнический брак влияет на этнокультурную идентичность подростка в виде передачи ребенку этнокультурной ориентации (монокультурной или бикультурной), этнических ролей, культурных традиций, духовных ценностей, языков родительских этносов. На этнокультурную идентичность подростка влияют такие социально-психологические условия межэтнической семейной среды, как этнокультурная идентичность самих родителей со своими этническими культурами, формирование у ребенка мотивации выбора этнической культуры на основе совпадения ценностных ориентаций ребенка и родителей, эмоционально-психологическая поддержка этнокультурной идентичности ребенка, положительное подкрепление практической вовлеченности ребенка в культурную практику этноса, стимулирование самостоятельности ребенка.
Поступила в редакцию 11.01.2012 г.
UDC 159.922.4; 159.9:316.356.2
INFLUENCE OF INTERETHNIC MARRIAGE ON ETHNOCULTURAL IDENTITY OF TEENAGER Anna AKOSTA, Tambov State University named after of G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Psychology Department, e-mail: spsy@tsu.tmb.ru
Tatyana Viktorovna KAZAKOVA, Tambov State University named after of G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Social Psychology Department, e-mail: spsy@tsu.tmb.ru
The article is devoted to the revealing and substantiation of socially-psychological influence of interethnic marriage on ethnocultural identity of the teenager.
Key words: interethnic marriage; ethnocultural identity of teenager; structure of ethnocultural identity of teenager.