УДК 316.346.32-053.6 Нуксунова Айса Михайловна
аспирант Института социологии Российской академии наук, социолог-аналитик ОАО «ВЦИОМ» dom-hors@mail.ru
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КАЛМЫЦКОЙ МОЛОДЕЖИ (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)
Nuksunova Aysa Mikhaylovna
PhD student, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, Analyst Sociologist at the Russian Public Opinion Research Center
dom-hors@mail.ru
ETHNO-CULTURAL AND CIVIL COMPONENTS OF THE SOCIOCULTURAL IDENTITY OF THE CONTEMPORARY KALMYK YOUNG PEOPLE (CONCERNING THE PROBLEM STATEMENT)
Аннотация:
Впервые предпринимается попытка постановки вопроса о комплексном изучении процесса становления социокультурной идентичности современной калмыцкой молодежи. Определяются взаимопроникающие/взаимоотталкивающиеся тенденции в самоидентификации калмыцкой молодежи - этнокультурная, замыкающая калмыка на специфике этноса, и гражданская, выводящая калмыка за пределы своего этноса и идентифицирующая его с общероссийскими и общечеловеческими ценностями. Вводится понятие этно-гражданской идентичности.
Ключевые слова:
гражданская, этническая, социокультурная идентичность, этнокультура, калмыцкая молодежь, этнос.
Summary:
For the first time ever the author makes an attempt to state a problem of the complex research of the sociocultural identity formation of the contemporary Kalmyk youth. The article defines interpenetrating and interre-peling tendencies in the Kalmyk young people's selfidentification - the ethno-cultural one, retreating the Kalmyk into the ethnic specifics, and the civil one, leading the Kalmyk out of the ethnos and identifying him with the all-Russian and universal values. The author introduces a conception of the ethnic civil identity.
Keywords:
civil, ethnic, sociocultural identity, ethno-culture, Kalmyk youth, ethnos.
Предметом исследования в данной статье является вопрос о взаимопроникаю-щих/взаимоотталкивающихся составляющих самоидентификации калмыцкой молодежи - этнокультурной, замыкающей калмыка на специфике этноса, и гражданской (национально-гражданской), выводящей калмыка за пределы своего этноса и идентифицирующей его с общероссийскими и общечеловеческими ценностями [1]. Подобный подход предполагает более подробное системное (пол, возраст, профессии, территория, язык, религия, мотивация и т.д.) изучение идентичности молодых калмыков социологическими методами (работы Б.М. Муняновой, Л.В. Намруевой, М.Б. Марзаева, Б.Б. Нусхаевой, А.Б. Мендяева, Д.А. Шарманджие-ва, Цэвээний Цэцэнбилэг).
Идентичность как социокультурная проблема. Двухслойность идентичности молодых калмыков происходит:
1. из истории русификации калмыцкого народа в условиях СССР и нарастающей потребности калмыков в возрождении своей этнокультурной идентичности;
2. из демократической специфики постсоветского развития России и потребности калмыков вписаться в это развитие - стать частью общероссийского и мирового процесса.
Эти две основные составляющие современной самоидентификации молодых калмыков противоречивы и несут множество проблем.
Этнокультурная составляющая становления идентичности калмыцкой молодежи. История калмыков включает хронологическое наслоение культурных образцов, начиная от древних добуддийских верований, их нравственной основы, проникновение новых культурных элементов вследствие более тесного соприкосновения калмыков с культурами народов, ставшими их соседями в низовьях Волги. Все это время, начиная с вхождения в состав Российской империи более 400 лет назад, заканчивая насильственной депортацией в сталинское время, возвращением на Родину, а также сегодняшними миграционными процессами, калмыки сохраняли свою этнокультурную идентичность. И как бы не измеряли динамику идентичности современной калмыцкой молодежи, перечисленные особенности истории калмыков являются точкой отсчета, культурным основанием и постоянно действующим фактором этой динамики.
В результате языковой политики советской власти, особенно после 13-летней ссылки калмыков в Сибирь (1944-1957 гг.), калмыцкий язык постепенно вытеснялся русским. Выросло целое поколение калмыков (70-е гг.), которое вообще не изучало в школах родной язык. Постепенно калмыцкий язык перешел в сферу лишь семейно-бытового общения, перестал доминировать в калмыцком обществе. Истинными
билингвами сейчас являются лишь калмыки, рожденные либо до ссылки, либо в Сибири. В перестроечное время начался перелом: стали появляться национальные классы в школах. Сегодня происходит становление калмыцкой этнопедагогики, воспитание в школах юного поколения молодежи в калмыцких традициях и обычаях, в том числе на основании этноконцепта, заложенного в национальном эпосе «Джангар». В связи с почти утратой калмыцкого языка как инструмента внутриэтнического общения, в качестве основания самоидентификации современные калмыки помимо калмыцкого языка (калмыцкий язык все еще указывают в качестве родного по данным переписи 2002 и 2010 гг. - 90 % и 83 % населения республики) выбирают религию, историю и обычаи калмыков [2].
С начала 90-х гг. начинается возрождение еще одного основного критерия калмыцкой идентичности -буддизма. Буддизм сегодня - один из основных этноконсолидирующих факторов. Почти в каждом крупном поселке есть своя ступа (субурган), молельный дом или хурул. Многие философские основы буддизма стали более доступными для буддистов-мирян, потому что большое количество молитв и обрядов переведены на русский язык. Благодаря тибетским учителям, приезжающим несколько раз в год, молодые калмыки получают образование в Дхармасале, в резиденции Далай-ламы XIV в Индии. Новое поколение калмыков, рожденных в 80-90-е гг., знают теорию и практику буддизма лучше своих родителей. СМИ и проводимые в республике социологические исследования свидетельствуют о нарастании тенденции к постижению молодежью основ данной религии.
Конец 2010-х гг. произвел на свет целую плеяду молодых авторов-исполнителей калмыцких песен, новых национальных ансамблей, кружков. Появляются молодежные организации, которые пропагандируют среди молодых калмыков возрождение национальных спортивных состязаний, национального искусства. Основным посылом этой творческой группы населения является лозунг: «быть калмыком - это любить свою культуру, знать свой язык и традиции, воспитывать своих детей в калмыцком духе». Появление такой организации, как «Иткл», на мой взгляд, привело к всплеску интереса ко всему «калмыцкому» среди молодого поколения. Через искусство удалось создать единую стратегию приобщения молодежи к родной культуре. Появилась некая социокультурная модель поведения «назвавшихся» калмыками.
Развитие изучения калмыцкого языка, возрождение буддизма и расцвет калмыцкого национального искусства являются основными факторами развития этнокультурного начала, становления идентичности молодых калмыков.
Гражданская (национально-гражданская) составляющая идентичности калмыцкой молодежи. Исследователь американских калмыков Э.-Б. Гучинова, автор книги «Улица Kalmuk road» [3] отмечает высокую степень гражданской включенности в американское общество эмигрантов из Калмыкии, их адаптивность, приспособляемость к гражданскому обществу в США и к новым социальным условиям жизни. Выводы автора об адаптивности, приспособляемости молодых калмыков к гражданским ценностям в Америке, по-видимому, имеют всеобщее значение, и, не претендуя на абсолютность, в значительной степени определяют способность калмыков адаптироваться к стандартам гражданского общества. Представляется, что заключения автора, построенные на большой базе доказательств, верны и в отношении гражданской идентичности нынешнего поколения российских калмыков, когда этничность все более выступает как центр притяжения народа, как основание культуры. Гучинова приходит к выводу, что самоидентификация калмыков в соприкосновении с гражданскими стандартами отнюдь не становится щитом и мечом калмыков в борьбе за свою идентичность, за место в социальном расслоении, а стремится к органическому синтезу. Методологический опыт Гучиновой несомненно полезен при постановке вопроса о гражданской составляющей социокультурной идентичности российских калмыков.
В России российская идентичность выступает как одна из ведущих в деле формирования калмыцкого общества. Социологические исследования в течение последних десятилетий показывают, что, несмотря на ссылку в Сибирь и другие лишения, идентификация «Я - россиянин» очень глубоко укоренена в сознании многих поколений калмыцкого этноса, хотя формула «Я - россиянин» часто отнюдь не равна смыслу «Я - гражданин». Актуальность изучения гражданской составляющей идентичности молодых калмыков происходит скорее из потребности людей приобщиться к гражданским ценностям и из необходимости развивать гражданские социальные отношения в республике, чем из реальности.
Одновременно следует отметить недостаточную изученность динамики популярности правовых институтов, анализа деятельности гражданских организаций Калмыкии, ограничение информации о внеинституцио-нальных, неформальных формах самоорганизации молодежи. Проводилось социологическое изучение отдельных элементов гражданской составляющей калмыцкой идентичности: исследования Б.М. Муняновой [4], Цэвээний Цэцэнбилэг [5], Л.В. Намруевой [6]. Но более или менее полного комплексного социологического исследования, которое указывало бы на этническую специфику гражданских форм организации калмыцкой молодежи, пока нет.
Этногражданская составляющая идентичности калмыцкой молодежи. Я ввожу понятие «этно-гражданский», которое призвано указать на этническую форму гражданского (национально-гражданского) содержания социокультурной идентификации калмыков, при этом «гражданское» (национальногражданское), связанное с функционированием демократических институтов, берется и как калмыцкое, и как российское, и как зарубежное.
На фоне тяготения ко всему калмыцкому возникают общественные движения, инициативные группы, которые борются за панмонголизм, за культурное и языковое единство монгольских народов и учащению контактов с их представителями. Примером может служить организация «Тенгрин уйдл», которая стремится установить контакты между всеми ойратами (древнее самоназвание калмыков), независимо от места их проживания, осуществляет культурный обмен с представителями Внешней и Внутренней Монголии, выпускает свою газету. На политической арене выделяется движение «Родной край», которое также имеет патри-
отическую направленность, хотя и неоднозначную оценку в калмыцком обществе. Вместе с тем современная калмыцкая молодежь идентифицирует себя через культурные модели схожих по фенотипу народов таких стран, как Япония, Корея, Китай. Это и увлечение всевозможными восточными единоборствами, и копирование персонажей корейских и японских сериалов (дорам), участившиеся поездки в Китай с целью туризма, обучения, осуществления международных торговых контактов, учащение слушателей курсов языков этих стран. Наряду с возникшей необходимостью идентифицировать свою уникальность в пространстве российской культуры также стремительно происходит рост обращения калмыцкой молодежи к западным стандартам, а также большая степень солидаризации с элементами российской культуры.
Помимо усиления деятельности молодежных организаций все активнее осваивается киберпространство: разрабатывается большое количество сайтов для изучения калмыцкого языка и внутригруппового общения, открываются публичные страницы («паблики») в социальных сетях, сайты знакомств внутри калмыцкой среды, активизируются диаспоры калмыков, находящиеся в крупных городах, представленные в основном учащейся молодежью из Калмыкии, которые устраивают калмыцкие землячества, организуют центры взаимопомощи, взаимодействия внутри этнического сообщества в крупных городах. Представители этих диаспор активнее, чем калмыки в Калмыкии выступают за возрождение калмыцкой культуры, за более глубокое смысловое наполнение этнического происхождения. Именно ими в большей степени привносятся качественные изменения в отношение к своей этнокультуре, к патриотизму в системе ценностей молодежи. К гражданской составляющей этого вида деятельности молодежи следует отнести:
1) абсолютную добровольность участия;
2) демократическое конструирование правил участия;
3) широкое и свободное общение участников;
4) творческий и активный характер общения;
5) огромное желание взаимопомощи;
6) диалогичность и ориентация на компромисс в выработке общих форм деятельности с калмыками, которые живут на разных территориях и несут различную культурную специфику.
Указанные процессы протекают не в антагонизме друг к другу. Они формируют новую генерацию калмыцкого этноса, новый культурный выбор, который можно назвать этногражданским с акцентом либо на этнокультурность, либо на гражданственность. Безусловно, тем культурным ядром, вокруг которого дрейфует все социокультурное разнообразие, остается калмыцкая культура, как фактор, консолидирующий и этическую и гражданскую составляющие идентичности калмыков.
Выводы. Постановка вопроса о комплексном изучении социокультурной идентичности калмыцкой молодежи предусматривает то, что это изучение может быть продуктивно, только если оно учитывает две стороны в самоидентификации:
1) усиление этнокультурной составляющей;
2) развитие гражданского (национально-гражданского) начала.
Развитие синтетических этногражданских форм - это сложный и противоречивый процесс. Усиление одной составляющей в ущерб другой может породить диспропорции. Постановка вопроса о диспропорциях в социокультурной идентичности, их выявление и изучение - важная и новая для Калмыкии теоретическая проблема, порождающая задачи социокультурного и социологического изучения калмыцкой молодежи.
Усилия в этой области могут быть полезны для совершенствования национальной и культурной политики Калмыкии и Российской Федерации.
Ссылки:
1. См.: Дробижева Л.М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. 2008. № 7. С. 215-228.
2. См., напр.: Нусхаева Б.Б. Население Республики Калмыкия по итогам Всероссийской переписи 2010 г.: основные характеристики // Вестник КИГИ РАН. 2012. № 2.
3. Гучинова Э.-Б. «Улица Kalmuk road». История, культура и идентичности в калмыцкой общине США // Сайт автора Гучиновой Э.-Б. URL: http://www.elzabair.ru/cntnt/lmenu/knigi/kalmuk_roa.html (дата обращения: 10.03.2013).
4. Мунянова Б.М. Национальное самосознание и этническая идентичность калмыцкой студенческой молодежи Калмыкии // Социологические исследования. 2009. № 9. C. 58-68. URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/946/227/1223/Munyanova_7.pdf (дата обращения: 11.03.2013).
5. Цэвээний Цэцэнбилэг. Традиционные и современные ценности монгольской молодежи: дис. ... канд. социол. наук. М., 1998. С. 144.
6. Намруева Л.В. Молодежь Калмыкии: выбор идентичности (по итогам опросов) // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV Всероссийского социологического конгресса. М., 2012. С. 2497-2501. uRl: http://www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part16.pdf (дата обращения: 11.03.2013).