Научная статья на тему 'Этнокульторологический аспект изучения традиций малых народов Северо-Кавказского региона'

Этнокульторологический аспект изучения традиций малых народов Северо-Кавказского региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокульторологический аспект изучения традиций малых народов Северо-Кавказского региона»

Р. Лаво

ЭТНОКУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ МАЛЫХ НАРОДОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

Реалии нынешней ситуации свидетельству ют о том, что культурная среда современ ного социума имеет ярко выраженную этническую ориентацию, требующую соответствующего подхода. Культура, как известно, является основной формой трансляции социального опыта и этнических традиций особенностей менталитета через освоение каждым поколением духовных ценностей, и, поэтому представляет собой унаследованное прошлое и, в этом смысле, культура всегда находится в настоящем. Культурные традиции объединяют народ, так как именно на них и держится вся его духовно-нравственная жизнь, чем древнее и многообразнее традиции, тем духовно богаче и сам народ. Поэтому именно в культуре и реализуется генетическая и социальная память родового древа человечества. И в этой связи, культура, по существу, является единственным способом спасения цивилизации через восстановление целостности духовного мира современного человека и осознания им своего места в этом мире.

Своеобразный «этнический Ренессанс» стал сегодня особым феноменом современного общества, который необходимо тщательно изучать и выявлять факторы, способствующие его росту. Каждая национальная культура, независимо от численности ее носителей, является определенной целостностью, имеющей свои механизмы саморегуляции и, по существу, связанная с национальным мировоззрением, стремится к вершинам культурных достижений всего человечества. Осуществляется это через стремление к своим национальным корням, к знанию собственной этнической истории, культуры, традиций и обычаев.

Возросшее за последние годы этническое самосознание стимулировало обращение к исторической и культурной памяти людей, выразившееся в стремлении сохранить свою неповторимую национальную культуру, язык и духовные ценности своего народа. Это особенно сказалось на судьбе малых народов России и, в частности Северо-Кавказского региона.

Общеизвестно, что так называемые «малые народы», на самом деле малы лишь численно. И в этой свя-

зи арифметический подсчет неуместен для «высшей математики» истории мировых культур и цивилизаций. История культуры не знает, во всяком случае не должна знать эпитетов: «забытый» или «ушедший». Если, скажем ирригационные системы Древнего Египта или подъемные механизмы Вавилона для соответствующих отраслей хозяйства - это пройденный этап, хорошо описанный, изученный то для культуролога - они явления далеко не подсобно-технические, это особые знаки бытия древних народов, их самосознания и самоопределения в той или иной социальной и природной среде. А такое в культуре последующими цивилизациями не перекрывается и не отменяется, а напротив вбирается в себя, как необходимая ценная грань мирового человеческого опыта.

Сегодня мы становимся свидетелями того, как народы, известные с древнейших времен, в третьем тысячелетии, находясь уже в статусе малых, стремятся к сохранению и возрождению своих традиций и, как следствие, к противодействию культур-но-цивилизационной энтропии. Не будет преувеличение констатировать, что их возрождение в современном обществе набирает силу, но и нельзя в то же время умолчать о том, что данный процесс развивается весьма неравномерно, противоречиво и подчас очень болезненно.

Назрела необходимость уточнения, а иногда и пересмотра традиционных категорий, диахронического и полихронического изучения культуры малых народов. Все это необходимо не просто соотносить и увязывать их между собой. Потребностью времени является поиск способов их теоретической гармонизации, но не только теоретической. Детальное изучение этого этнокультурного феномена, его генезиса и внутренних механизмов ретрансляции несомненно имеет и социально-практическое значение.

Чтобы осмыслить происходящие процессы в стране, сегодня необходимо обратиться к своим национальным корням и пристально вглядываться в прошлое своего народа. Современному обществу присущ стремительный рост национального самосознания, чувство гордости каждого большо-

го и малого народа за свою историю и культуру, горячее стремление не только познать, сохранить и приумножить духовные ценности, идущие из глубины веков, но и осознать их частью общекультурного целого. Частью неотъемлемой, кровной...

Тревожно напоминать себе и другим, что на этом пути существует немало преград. Еще тревожнее становится, когда взгляд переводится с проблем мировых на особенно «горячие» точки нашей страны, к коим относится и наш регион. Стремление к утверждению собственной самобытности, понятное и достойное всяческой поддержки - разве оно не окрашивается подчас в тона национального и конфессионального сепаратизма, национализма, не оборачивается ли агрессивностью к инакомыслящим, инакоговорящим, инаковерующим и вообще инакоживущим?

Северный Кавказ всегда был и остается огромным этнокультурным регионом, в котором проживает более 100 различных народностей. Эта земля испокон веков отличается высокой степенью концентрации самых различных этносов, многие из которых воспринимают ее как свою исконную территорию. Здесь рядом сосуществуют, обогащая друг друга, различные историко-культурные пласты. Именно здесь и происходит реальный диалог культур, накоплен огромный ценный опыт добрососедского сотрудничества этносов, конфессий, во многом определяющий специфику этнокультурного колорита этого южного региона России.

По мнению академика В. Виноградова, «нельзя разделять жителей Кубани на „коренных" и „некоренных", поскольку это обязательно приводит народы к взаимным претензиям по части прав того или иного этноса на особо предпочтительное положение среди всех иных, живущих бок о бок». Значительно объективнее, на мой взгляд, звучит один из исторически мотивированных древних исламских (шариатских) постулатов, который гласит: «Земля принадлежит тому, кто ее оживляет».

Руководствуясь современным научным пониманием, каждый народ или этнос, любая семья и даже отдельно взятый индивидуум, независимо от своих национальных, конфессиональных, языковых и территориальных корней, проживая в данном регионе какой-то определенный срок, позволяющий ему внести свой активный вклад в его обустройство и совершенствование, производящий что-то и, оставляющий после себя свое потомство, вправе считать эту землю своей малой родиной, отечест-

вом, собравшим в своих границах конгломерат, постоянно взаимодействующих между собой народов.

Любовь к своему народу и отечеству, как известно, воспитывается посредством передачи знаний о собственной истории, культуре, обычаях и традициях предков, а так же через осознание роли и места культуры в контексте общероссийской и мировой культуры. Поэтому истинный патриот своего народа не может не относится с должным уважением, как к своей национальной истории и памятникам культуры, так и к достижениям других народов, проживающих с ним на одной земле, к их языку, верованиям и традициям.

Все это сегодня в еще большей степени актуализирует исследование культурных традиций малых народов России и идею их культурного возрождения. Актуальность и востребованность временем подобного рода исследований определяется во многом недостаточной разработанностью этно-культурологических проблем, выявляющих и объясняющих этнические особенности культуры. В условиях российской действительности рассмотрение этих проблем представляется задачей особой важности, имеющей непосредственную общественно-практическую значимость.

Считая себя представителем ассирийского этноса, я задалась целью исследовать самобытную культуру ассирийцев - ныне одного из малых народов, проживающих на Кубани и, в частности, в качестве этнокультурологической модели для изучения традиций малочисленных этносов Северо-Кавказского региона. В прошлом один из древнейших народов Востока, давших начало мировой культуре, сегодня его можно считать реликтовым, архогенетическим этносом, не имеющим ни своей государственности, ни территориальной автономии. Более двух с половиной тысячелетий прошло после падения великой Ассирийской империи, однако ее народ не исчез с лица земли и избежал ассимиляции.

Ассирийцы смогли выжить и сохранить свое имя лишь потому, что и в чужих землях, давших изгнанникам прибежище, как святыню сберегали они свой язык, религию, культуру и обычаи предков. Сегодня ассирийцы - это уже небольшая по численности древняя этническая группа. Их язык относится к семито-хамидской ветви. Они являются фактически одним из немногих народов в мире, сохранивших в живом общении один из диалектов самого древнего арамейского языка, на котором, согласно легендам говорил сам Иисус Христос.

По конфессиональной принадлежности ассирийцы - восточные христиане. Историческая родина этого народа - территория современной Сирии, Ирака, Ирана и юго-восточная часть Турции. Однако ряд неблагоприятных исторических факторов, таких как религиозный и национальный гнет, войны, геноцид, привели к тому, что значительная часть ассирийцев оказалась рассеянной по всему миру.

В России ассирийцы впервые появились в период Русско-иранской войны 1826-1828 годов, когда царские власти разрешили поселиться в Закавказье (Армении, Грузии) семьям наиболее активных сторонников России. Но самое значительное переселение ассирийцев в Россию было связано с событиями первой мировой войны, когда столкнулись интересы Российской империи и Турции. В разыгравшихся военных событиях ассирийцы, будучи христианами, оказались, естественно союзниками России, плечом к плечу вместе с русскими солдатами сражаясь против общего врага. Но отвод русских войск в 1914 году привел к тому, что ассирийцы, оказались не в состоянии выдержать напор турецких войск, стали жертвой одного из чудовищных преступлений XX века - геноцида 1915 года.

Ассирийские деревни сжигались дотла, христианские церкви вандалически разрушались, а мирное население безжалостно вырезалось. Уцелевшие эмигрировали, а пятьдесят тысяч ассирийцев с помощью казаков, присланных на помощь царским правительством, были выведены в Россию, где были радушно приняты и обрели вторую Родину. С тех пор ассирийцы стали одним из малых народов Российской империи, затем СССР, а теперь Российской Федерации, разделяя вот уже более 80 лет судьбы других народов страны.

В 20-х годах их, как и другие народы, ждал короткий период расцвета культуры. Стали работать национальные школы, на ассирийском языке выходили газеты, журналы, печатались книги.

В 1925 году в Москве состоялся первый Всесоюзный съезд ассирийцев, на котором было принято решение для сохранения языка, обычаев и культуры народа, разбросанного по всем городам и республикам Советского союза, создать общество «Хаядта», что в переводе с ассирийского означает «Возрождение». Цель этой ассоциации заключалась в идее собрать всех желающих в отдельные компактно населенные места проживания.

Одним из таких поселений стал хутор Урмия, образованный в 1924 году переселенцами из Ирака и

Турции в Курганинском районе Краснодарского края, сохранивший в своем названии память о покинутой исторической Родине. Он существует на Кубани и по сей день. Вскоре была открыта школа с преподаванием на русском и ассирийском языках, кадры для которой готовились в Армавирском педагогическом техникуме и Ленинградском институте философии, литературы и истории (ЛИФЛИ).

В годы сталинского произвола ассирийцам, как и десяткам других народов нашей страны, пришлось испытать все тяготы нового геноцида. Просветительское общество «Хаядта» было разогнано, его активисты посажены в тюрьму, запрещено преподавание родного языка в школе, само ассирийское происхождение служило основанием преследования, началось насильственное переселение в лагеря, ссылки в Сибирь и Казахстан.

Во время второй мировой войны немало ассирийцев сражалось в рядах Советской армии, проявив при этом немалый героизм и отвагу. Одни вернулись с орденами и медалями, другие получили их посмертно.

После войны - снова репрессии и лагеря. Затем короткая «хрущевская оттепель» и эпоха застоя. И вот, наконец, нынешняя ситуация, полная надежд и тревог. Трудно ответить, что будет завтра, но одно ясно - судьба российских ассирийцев неотделима от судьбы России, в контекст которой история вплела ее вначале XX столетия.

На Кубани ассирийцы проживают более 80 лет, однако до сих пор их история и культурные традиции по-настоящему не изучены специалистами. В ходе фольклорных экспедиций убеждаешься в том, что народ каким-то чудом сохранил свои уникальные самобытные культурные традиции, обряды, обычаи, язык, верования, песни, танцы, древнейшие рецепты национальной кухни и тайны народной медицины... Кстати родом из села Урмия и наша знаменитая землячка, ассирийская целительница -Джуна Давиташвили, у которой мать была кубанской казачкой.

И в заключении статьи, обобщая этнокультурные особенности Северо-Кавказского региона, хочется внести ряд предложений, направленных на решение обозначенной проблемы:

1. Необходимо создать целый ряд социальных программ этнокультурологического и этносоцио-логическим исследования национальных всех народов, проживающих на территории Северо-Кавказского региона с целью возрождения их культур-

2. Организовать ежегодные региональные фестиваля традиционных культур народов Северного Кавказа под девизом: «Культура сближает народы!»;

3. Проводить специальные региональные научно-практические конференции с целью выявления и поддержки талантливой молодежи из числа представителей различных этносов;

4. Организовывать фольклорно-этнографические экспедиции в места компактного проживания разных этносов данного региона с целью популяризации культуры малых народов Северного Кавказа;

5. Устраивать специальные смотры-конкурсы различных профессиональных и самодеятельных фольклорных ансамблей региона, так как народное художественное творчество, как известно, является важнейшим элементом духовной культуры народа;

6. Создать специальный комитет на базе КГУ-КИ, в состав которого должны войти известные ученые и культурологи из числа представителей всех этносов, проживающих в нашем регионе с целью координации работы по урегулированию межнациональных отношений посредством диалога культур. Инициатива эта должна исходить именно от нашего вуза, так как он является по существу единственным вузом культуры, в котором обучаются студенты всех народов Северо-Кавказского региона;

7. Необходимо подготовить на краевом радио и телевидении специальный цикл передач, рассказывающих о культурных традициях различных народов нашего региона, а в средствах массовой информации

должна постоянно присутствовать позитивная информация, дающая представление об их самобытности;

8. В целях воспитания подрастающего поколения, этнический состав которого заметно изменился в последние годы, нужно активно развивать традиции этнопедагогики и вводить в школах, расположенных в местах компактного проживания того или иного этноса, изучения его языка, истории и культуры своего народа.

Все эти предложения помогут, на мой взгляд, скорректировать региональную культурную политику, выявить механизмы гармонизации межнациональных отношений и, в целом, способствовать предотвращению конфликтов в нашем регионе. Как знать, быть может эти идеи сыграют свою позитивную роль и в практике общественно-политических организаций, позволят придти к реальному диалогу культур всех народностей, к мирному сосуществованию этносов различных конфессий, к идее культурной консолидации современного общества и, в целом помогут противостоять угрозе национализма и сепаратизма... И вот тогда подобно разноголосым ручейкам, вливающимся в одно море, культура Северо-Кавказского региона обогатится, наполнится и заиграет чудесной красочной палитрой самобытных культур всех этносов, населяющих его и станет от этого еще более полнокровной и гармоничной, переливаясь ярким калейдоскопом красок и цветов, создавая в итоге, неповторимый, благоухающий ароматом, чудесный букет уникальных соцветий!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.