Серия «Психология» 2016. Т. 18. С. 12-23 Онлайн-доступ к журналу: http://izvestia_psy.isu.ru/ru/index.html
И 3 В Е С Т И Я
Иркутского государственного университета
УДК 371.487
Этноконфессиональные и практико-ориентированные
проблемы современного природосообразного обучения
*
и воспитания
А. Д. Карнышев
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация. В смысловых инвариантах слово «природосообразный» может представлять значительное количество реалий. Главная из них состоит в обеспечении развития человека в соответствии с его внутренней природой и при максимальном созвучии с природой внешней. Природосообразное образование - это во многом конкретизированный конструкт, наиболее эффективно осуществляющийся с учетом окружающих субъектов процесса обучения ландшафтов, представительства флоры и фауны, воззрений народной философии и религии. Сегодня растет понимание, что аборигенные народы, часто проживающие в местах, где экологические инновации и возобновление биологического многообразия особенно необходимы, играют ключевую роль в установлении природосо-образных принципов жизнедеятельности. Педагогам и воспитателям с опорой на опыт собственных народов и знания представителей из других стран важно развивать у детей и молодежи идеи природосообразности и навыки соответствующего поведения.
Ключевые слова: этноконфессиональные позиции, принципы обучения и воспитания, психологические аспекты шаманизма, буддизма, православия, подготовленное научение.
Природосообразность как педагогическая категория сегодня широко используется в теории образования, но в других областях науки слабо прижилась. Данный факт требует детализировать, уточнить формулировку понятия лингвистическим и другими анализами, чтобы более успешно применять его содержание в конкретных концепциях. В первую очередь остановимся на лексическом анализе понятия природосообразность. Первая часть слова вполне определенна, и ее «многомерное» содержание зафиксировано в разных источниках. Чаще всего используются определения типа «природа - совокупность всего сущего и происходящего». Этим устанавливается, что по своему объёму и содержанию она бесконечна и обнимает всю вселенную, окружающую нас. Вторая часть сложного слова также может наполняться разными по значению, но все же близкими по смыслу терминами: сообразие = соответствие - созвучие - согласие - лад - согласованность - соразмерность - симметрия - гармония и т. п. Отсюда в своих смысловых инвариантах, к примеру, слово природосообразный может представлять значительное количество реалий. Но главная из них все же заключается в обеспе-
Статья выполнена в рамках гранта РГНФ, проект № 15-06-10673 «Факторы и особенности формирования патриотизма и межнационального согласия у молодежи азиатской России».
чении развития человека в соответствии с его внутренней природой и при максимальном созвучии с природой внешней.
В жизни одного из основателей теории природосообразного воспитания и развития Ж.-Ж. Руссо есть примечательный факт: в Женеве из-за идеи о приро-досообразной жизни дикарей, созданной его фантазией, горожане закидали его камнями. К. Ушинский, комментируя данный факт и позиции ученого о воспитании человека сообразно его природе, утверждал: «В Женеве, встретившей философа каменьями, всё же люди ближе к природе, чем на островах Фиджи» [15, с. 20]. Но если исследователь проблем педагогики увидел в призывах ученого в основном негативные аспекты, зарождающаяся экономическая наука видела в них другой резон. Гениальный теоретик-экономист А. Маршалл писал об этом: «Сентиментальное восхищение «естественной» жизнью американских индейцев, разожженное Руссо, начало оказывать влияние на экономистов. Вскоре они получили название «физиократы» как приверженцы, или сторонники естественного закона» [9, с. 707].
Продолжая разговор о некоторых аспектах природосообразности, отметим один интересный момент - отсутствие данного слова в большинстве печатных словарей не только лексического плана, но и по разным областям науки и практики, за исключением педагогики. В частности, авторы одного из словарей по воспитанию пишут: «Природосообразностъ предполагает рассмотрение человека как части природы, а также уважение, поклонение, любовь, бережное отношение к природе» [21, с. 206]. Иная ситуация в электронных СМИ: в поисковых системах Интернета находим массу комментариев к данному понятию. Кратко пройдемся по соответствующему научно-практическому тезаурусу. К общим формулировкам из Интернета уверенно можно отнести следующую: природосообразностъ, т. е. соответствие и следование практики человека объективным законам природы, еще называют научностью. Стоит вспомнить, что принцип природосообразности внесли в педагогику Я. Коме некий, Ж-Ж. Руссо, в России - К. Ушинский, которые подчеркивали важность организации обучения на основе понимания объективных закономерностей, лежащих в его фундаменте. Именно поэтому чаще всего определение природосообразности касается образовательных и педагогических вопросов. Среди формулировок встречаются следующие.
Природосообразностъ - это:
- педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка;
- принцип, который основывается на том, что все изменения в личности человека должны происходить в соответствии с возрастом;
- то, что в развитии человека огромную важность имеют наследственные (природные) факторы и т. д.
Поскольку мы намечаем использование понятия природосообразности в приложении не только к педагогическим, но и к психолого-экономическим реалиям, отметим, что термин принцип в экономических словарях определяется по первому значению как основные исходные положения какой-либо теории,
основные правила деятельности. Отсюда вполне приемлемо использование понятия принципа, как соответствия и следования практики человека объективным законам природы, рассмотрение человека как части природы, важность в развитии человеческих ресурсов природных факторов. Философ Зенон - основатель стоицизма - вместе со своими последователями даже высказывал мысли о предпочтении жизни перед смертью только до тех пор, пока оставались существенные условия для жизни, сообразной с природой. Правда, И. Мечников впоследствии усомнился в этом: «При всевозможных воззрениях на нашу природу человечество никогда вполне не удовлетворялось ею. Не так легко, следовательно, «жить сообразно с природою», как это может показаться с первого взгляда» [10, с. 201].
В начале статьи был приведен факт, что разговор о природосообразности в прошлом начался именно с философской и педагогической литературы. Ученые тех лет, чувствуя приближающуюся «индустриальную» психологию человека, задумывались о том, как же все-таки сохранить естественность людей. И закрепление природосообразных качеств они стремились совершить прежде всего за детьми. На наш взгляд, «линия фронта» по соответствующему развитию современного человека должна начинаться с детей и молодежи. Природо-сообразность обучения и воспитания подрастающего поколения сегодня также должна быть в цене.
Природосообразное образование - это во многом конкретизированный конструкт, поскольку наиболее эффективно оно может осуществляться с учетом окружающих субъектов процесса обучения ландшафтов, представительства флоры и фауны и т. п. Рассказывать москвичу о Байкале и его особенностях интересно и важно. Но намного значимей, когда такую информацию мы «подаем» тем людям, которые живут на его берегах и будут использовать научные знания в практических целях. Точно так же, разговаривая с верующими людьми о природосообразности, обучая детей, склонных к определенным религиозным позициям, мы должны опираться на соответствующий материал. Но здесь сразу же встают значительные препятствия. Главное из них в том, что существует дефицит информации об экологических аспектах религиозных учений, особенно монографического плана. Остановимся лишь на одном примере. Наши посещения христианских выставок и ярмарок в Иркутске в течение последних четырех лет и поиск книг с примерами отношения религии к природе почти не дали никаких результатов, за исключением «Животные рядом со святыми» [см. 5].
В общих оценках рассматриваемого взаимодействия проявляются две крайности: или религию отождествляют с природой, или ставят ей в вину забвение природных закономерностей. По-иному подходил к данной проблеме гениальный русский ученый М. Ломоносов. Он писал о слитности деяний Творца и веры в него. «Природа и вера суть две сестры родныя, и никогда не могут придти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величие, в другой свою волю. Первая книга - видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира, физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных, в натуру влиянных действий суть тоже, что
в книге священного писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем» [19, с. 329].
Одно из значимых рассуждений церковного деятеля Руси о взаимосвязи нравственности человека с природой и об его ответственности перед богом и природой родилось именно в Сибири и принадлежит одному из убежденных «хранителей» старообрядчества протопопу Аввакуму. (Интересно, что на Западе во времена, когда он жил, стало усиливаться негативное влияние церкви на природосообразные традиции.) Человек глубоких знаний и высокой нравственности, Аввакум «восстал» против церковных реформ Никона, за что прошел многие страдания, вплоть до мучительной смерти. О том, какой воли и силы был этот человек, говорят данные о последних мгновениях его жизни. Уже на костре, который прервал существование его и трех единоверцев, Аввакум обратился к присутствующим на казни людям в защиту своих позиций. А когда страдающий от языков пламени один из казнимых - Никифор стал молить о пощаде, Аввакум наклонился к нему и стал увещевать.
Аввакум в свое время был послан в Забайкалье и преодолел вместе с семьей очень трудный путь. В описании трагического, подневольного путешествия в Сибирь в 1650-х гг. он отводит красотам Байкала заметное место: «Около его горы высокия, утесы каменные и зело высоки, - двадцать тысяч верст и более волочился, а не видал нигде таких гор. На верху их палатки и повалуши, врата и столпы, и ограда - все богоделанное. Чеснок на них и лук растет больше ро-мановскаго и слаток добре. Там же растут и конопли богарасленные; а во дворах красны и цветны, и благовонны зело. Птиц зело много, гусей и лебедей, по морю, яко снег, плавает...» Выразив свое впечатление, Аввакуум обратился к философскому суемудрию: «А все то у Христа наделано человека ради, чтоб, упокояся, хвалу Богу воздавал. А человек суете который уподобится, дние его, яко сень (тень), преходят, скачет, яко козел, раздувается, яко пузырь, гневается, яко рысь, съесть хощет, яко змия, ржет, зря на гужую красоту, яко жребя, лукаавует, яко бес, насыщаяся невоздержно, без правила спит, Бога не молит, покаяние отлагает на старость, и потом исчезает, и не веем, намо отходит - или во свет, или во тьму, день судный явит коегождо. Прости мя, аз согрешил паче всех человек» [1, с. 32-33; выделено мной. - А. А".].
Самым значимым в этом религиозно-нравственном монологе нам кажется тот момент, что Аввакум посчитал, что красота природы должна облагораживать духовный мир человека и вместе с тем делать его более благодарным Богу. Но человек к этому, как считал протопоп, еще не готов. Противоречие в триаде Природа - Бог - Человек решалось явно не в пользу человека. Кстати, среди обвинений в адрес своих оппонентов - последователей Никона сторонники старой веры выделяли: «Осквернили землю, матерь всех, осквернили воздух, осквернили небо».
Нравственный заряд связи религий с природой человека всегда ощущали известные ученые. А. Эйнштейн, размышляя о внутренних причинах религиозности, первыми среди них называл естественные чувства людей: «у колыбели религиозной мысли и опыта стояли самые разные эмоции», и приоритетным
среди них был страх. Вторая группа причин, по его мнению, связана с чувством общности и возникшей на его основе морали. Но ученый был противником противопоставления данных причин: «То, что первобытные религии основаны будто бы целиком и полностью на страхе, а религии цивилизованных народов -исключительно на морали, - это предрассудок, которого следует остерегаться. На самом деле все религии лежат где-то посередине - с той оговоркой, что там, где лучше развита общественная жизнь, преобладает религия морали» [20, с. 58, 60]. Две идеи великого мыслителя хорошо вплетаются в содержание при-родосообразности. С одной стороны, это интеграция религии с внутренней природой человека и социума, с другой стороны, ориентация на «срединный путь» анализа индивидуальных и социальных причин религиозности.
Более позитивно относились к природе древние религии. Рассматривая природосообразные тенденции шаманизма и других, как порой считается, «примитивных» религий, надо иметь в виду, что их естественными носителями в первую очередь являются коренные (автохтонные) народы. В ряде наших публикаций по экономической этнопсихологии мы подчеркивали, что их жизнедеятельность многими своими сторонами встроена в природу и в максимальной степени способствует её сохранению [см. 6; 7]. Соответствующие тенденции наблюдаются в некоторых социально-экономических и социально-биологических работах. Но такие взгляды распространены далеко не везде. В современных публикациях справедливо подчеркивается, что православные христиане, католики и мусульмане много сотен лет демонизировали коренные народы, называя их примитивными идолопоклонниками и язычниками. Как таковых, их надо было обязательно обратить в правильную веру, а в иных случаях - маргинализировать или даже уничтожить [см. 17]. Сегодня всё больше растет понимание, что эти народы могут сыграть ключевую роль в установлении природосообразных принципов жизнедеятельности в разных странах и государствах. Тем более что коренные народы часто проживают в таких местах, где экологические инновации и возобновление биологического многообразия особенно необходимы. К примеру, это территории Байкальской Сибири, Алтая и Дальнего Востока. Но, к сожалению, приходится признать, что подлинно научное изучение шаманизма в его влиянии на природу и психологическое здоровье не модно и не востребовано по ряду причин. Основная из них в том, что шаманизм был дискредитирован в годы советской власти, а идентификация себя с данной религией считалась ущербной. Но ведь иное было в Байкальском регионе до революции. Вот лишь один пример. В 1902 г. иркутский ученый-краевед М. Хангалов вместе с французским этнографом - академиком П. Лаббэ совершил экспедицию по изучению шаманства западных, а именно унгинских, бурят. За такое сотрудничество и свои знания Хангалов был удостоен диплома лауреата Академии (officer d"Academie) от Министерства народного просвещения и изящных искусств Франции.
Такого рода научные традиции необходимо как можно скорее возродить, поскольку они помогут возродить «хорошо забытое старое» в психике человека [см. 16; 18]. Стоит согласиться с исследователем языческой Сибири, историком и археологом М. Косаревым, который утверждает: «Великая вселенская муд-
рость у современного человека оказалась спрятанной в глубинах бессознательного, став неисчерпаемым кладезем сокровенных истин, погребенных под прочной корой позднейших канонических, научных и псевдонаучных формул, аксиом и установлений. Нынешнее тяготение к язычеству, в том числе к шаманизму, есть не что иное, как попытка погрузиться в глубины человеческой памяти, чтобы овладеть забытым древним знанием, способным дать человечеству новую жизненную перспективу, помочь найти правильные пути выживания [8, с. 379].
Что касается психоэкологических и отчасти лекарских перспектив шаманизма, они, на наш взгляд, неисчерпаемы. Любые шаманские мысли и заклинания лишь стимулируют существующие в душе каждого человека стремления к непознанному и неопознанному, непонятному и таинственному, веру во что-то неизведанное и сверхъестественное, что может помочь даже в трагичных ситуациях. И порой маловажно, кем и чем стимулируются эти чувства.
Обращенность к религии в природосообразном воспитании и обучении обладает ещё одним значимым ресурсом. В современной науке растет понимание сложных и неоднозначных механизмов восприятия и освоения новых знаний и умений, в которых значительная роль принадлежит нейрофизиологическим аспектам. Причем это касается как изолированных, так и совокупных объектов. В психологии существует понятие «подготовленное научение», т. е. врожденная предрасположенность к быстрому и полноценному освоению каких-то конкретных навыков. Включение в группу, в том числе этноконфессио-нальную, также соответствует данным закономерностям. «Если предрасположенность к предпочтению своей группы характеризуется всеми этими признаками, она, скорее всего, передается по наследству, а если так, можно с уверенностью предполагать, что она возникла в эволюции путем естественного отбора. В репертуаре человеческих навыков яркими примерами подготовленного научения служат также овладение языком, избегание инцеста и приобретение фобий» [12, с. 75]. Вряд ли можно полностью отрицать эффект подготовленного научения в использовании примеров позитивного отношения к природе из древних религий.
Есть много причин, которые позволяют говорить о подготовленном научении в сфере природосообразных реакций человека. Только вот индустриальные культуры отношения к природе, господствующие почти в течение трех последних веков, «загнали» подобные установки глубоко в недра психики. Вновь вывести их в действующее подсознание, сделать основой поступков и привычек - одна из актуальных задач современного образования. М. Косарев утверждает, что проявления первобытного язычества как комплекс древних архетипических знаний, идей и образов «превратились в мифы, в заветы, в табу, в нормы нравственности, возведенные в разряд эзотерического знания (для избранных и посвященных) и веры (для всех остальных). Величие язычества как знания проявилось в том, что оно помогало человечеству до сравнительно недавних пор жить в согласии с Природой и выживать в условиях многократных исторических потрясений и экологических кризисов» [8, с. 383].
В силу высказанных позиций по связи религий с природой выявление позитивности их потенциалов нуждается в диагностике. В нашем исследовании
мы определили оценку характера влияния религиозных ориентаций сибирских этносов на отношение к природе. Для анализа были взяты традиционные религии (табл. 1; N = 1500 чел.).
Таблица 1
Оценка влияния религиозных ориентаций на отношение к природе (в %)
Характер влияния Оцениваемые религии Оценки
Буддизм Православие Шаманизм атеистов
Существенное положительное 73,0 35,0 69,0 22,0
Незначительное положительное 9,0 7,0 11,0 22,0
Не оказывает влияния 18,0 26,0 9,0 44,0
Отрицательное 0 2,0 0 0
Затруднились ответить 0 30,0 11,0 12,0
Можно кратко пояснить наиболее заметный позитив. Буддизм, пришедши из Тибета на сибирскую землю, способствовал развитию типа «человек сострадательный», толерантного не только в личностном и социальном отношении, но и к природной среде. Это исходило, прежде всего, из того, что буддизм требовал равноправного отношения не только между людьми, но и милосердия ко всем существам, живущим в мире. Это стимулировало универсальную и активную сострадательность, резко снижая возможность конфликтов между человеком и природой [см. 4; 11; 22]. Исторически известен факт, что заповеди, осуждающие убийство живых существ, были восприняты правителями Японии даже более серьезно, чем монахами. В результате этого в стране были приняты законы, запрещающие охоту и рыболовство. Правда, они не прижились, поскольку данные меры легко могли привести к уничтожению всего островного государства, так как отнимали средства к существованию у значительной части населения. О характере отношения к природе со стороны приверженцев шаманизма мы уже говорили выше, и это отразилось в результатах опроса. Можно только добавить, что прослеживаются заметные аналогии у бурятских шаманистов и японских синтоистов [см.: 18].
В исследовании также было выявлено, что позитивное отношение к природе и религии у азиатов коррелирует с уровнем психологического здоровья. Этому способствуют не только традиционные оздоровительные «технологии» (йога, фэншуй, тибетская медицина), но и близкие для народов обряды: поклонение локальным «ландшафтным» божествам и душам предков, дары конкретным природным «субъектам» и т. д. Позитивную взаимосвязь отношения к природе и психологического здоровья можно эффективно использовать в экологических целях.
В другом исследовании нас интересовал вопрос, насколько позитивно оценивают влияние религии не только взрослые опрошенные, но и респонденты юношеского возраста. В результате анкетирования в Иркутской области и г. Иркутске людей разных поколений на вопрос «Как Вы считаете, какое влияние оказывает религия на отношение к природе?» были получены следующие ответы (табл. 2).
Таблица 2
Оценка влияния религии на отношение к природе
Варианты ответов % в целом N = 1102 Старшеклассники N = 330
Положительное 31,8 30,1
Скорее положительное, чем отрицательное 33,0 36,8
Никакого не оказывает 16,9 16,0
Скорее отрицательное, чем положительное 2,5 1,8
Отрицательное 1,6 1,8
Затрудняюсь ответить 14,2 13,5
Представленные в таблице показатели дают право говорить, что, пусть и незначительно, старшеклассники все-таки чаще оценивают позитивное влияние религии на отношение к природе. Особенно этот момент свойственен детям, у которых родители являются последователями буддизма и (или) шаманизма. Полученные результаты позволяют оптимистически смотреть на возможности формирования природосообразных установок и поступков у молодого поколения, используя для этого ресурсы традиционных религий.
Что касается взаимосвязи науки и религии в отражении современных экологических проблем, то сегодняшнему дню особо необходимо, чтобы «сестры родные» теснее сблизились ради улучшения своего будущего, ради Человека, который еще больше будет заботиться о благоденствии и природы, и веры. Такой человек хорошо понимает святость всего сущего на земле.
Но не только опыт религий в природосообразном образовании остается мало использованным. Обратившись к вопросам образования на природе и посредством природы, полезно вспомнить «крупицы», а то и «россыпи» опыта, который был в разных детских и молодежных организациях. Одним из таких примеров можно назвать скаутское движение, возникшее по инициативе лорда Б. Пауэли в 1907 г. на острове Броней. В свое время оно стало всемирным и охватывало разновозрастные группы подрастающего поколения, включая юношей 16-20 лет и старше. Если рассматривать скаутские материалы и ритуалы (девиз, знаки, салют, законы, обещания и т. д.), то можно обнаружить много примеров обращения к природе и природосообразной организации всей жизни скаутов. Чтобы убедиться в этом, обратимся к интересному «источнику», вышедшему в России в 1993 г.: «Скаутинг. Книга для скаута» [см. 13]. Пройдемся по ее страницам, обращая внимание на материалы о природе и взаимодействии скаутов с ней. Прежде всего, стоит обратиться к одному из важных принципов скаутов: «Скаутинг - это жизнь на природе, вне стен». Один из законов утверждает: «Скаут - друг животных», одно из разъяснений которого гласит: «Всегда помни, что частью нашей экологической ниши являются и животные. Скаут добр ко всему животному миру». В материалах рассматриваемой книги есть небольшие разделы о правилах и искусстве жизни на природе, об удовольствии от жизни на природе и их одновременном влиянии на развитие личности.
В последнем разделе, в частности, говорится о том, что время, которое провел на природе, «изучая жизнь животных, изыскивая тропу и работая вместе с другими скаутами, поможет развить терпение и навыки сосредоточения внимания, которые пригодятся тебе дома и в школе» [13, с. 147].
К сожалению, приходится признать, что многие из таких значимых положений современная школа, а тем более детские организации, не доводят до подрастающего поколения, хотя, конечно, в последнее время здесь есть значимые наработки. Педагогам и воспитателям с опорой на опыт собственных народов и знания представителей из других стран важно развивать у детей и молодежи идеи природосообразности. Но существенным препятствием становится дефицит общения современных детей с природой, что обусловлено рядом причин. Некоторое представление об этом дает нам опрос родителей (табл. 3).
Таблица 3
Результаты опроса родителей. Вопрос: «По сравнению с тем, сколько времени на природе проводили Вы в своем детстве, в какой степени удается это Вашим сыновьям и дочерям (внукам)?»
Варианты ответа Родители (отцы и деды)
Они общаются с природой заметно меньше 36,3
Проводят на природе чуть меньше времени 28,8
Проводят столько же времени 13,1
Они общаются с природой гораздо чаще 10,6
Общаются чаще, но не намного 8,8
Другое 1,3
Затрудняюсь ответить 1,3
Естественно, нас интересовали конкретные факторы, влияющие на такое положение. Часть из них также определилась в опросе (табл. 4).
Таблица 4
Результаты опроса родителей. Вопрос: «Если Ваши дети (внуки) проводят на природе меньше времени, чем Вы, какими причинами это вызвано?»
Варианты ответа Родители (отцы и деды)
Привязанность детей к Интернету, телевизору 55,6
Загруженность детей домашними заданиями от учителей 24,4
Сокращение природных территорий, где дети могли бы играть и отдыхать 23,1
Страх в связи с возможными несчастными случаями и заболеваниями 21,3
Боязнь родителей выпустить их в незнакомую обстановку 17,5
Рост возможностей играть в домашних условиях 16,3
Сегодня игры и досуг на природе не приносит должной пользы 6,9
Другое 6,3
Данные таблицы демонстрируют, что Интернет и перегруженность занятиями становятся теми причинами, которые реально мешают детям быть ближе к природе. «Противоядия» необходимо искать.
На протяжении всей статьи мы постоянно показывали возможности восточных ориентаций в улучшении взаимодействий человека с природой. Данный аспект интересен и в образовании. С одной стороны, важно видеть конкретные сферы жизнедеятельности и менталитета, которые значимы, например, для молодежи. С другой стороны, целесообразно выявить дифференциацию данных интересов у представителей некоторых национальностей. Эти моменты мы попытались выявить в нашем исследовании (табл. 5; N = 638 чел.).
Таблица 5
Причины роста интереса к восточным народам у студентов Байкальского края
Причина Кол-во выбравших данный вариант ( %)
Все студенты Студенты русской национальности Студенты бурятской национальности Студенты других национальностей
Расширение возможностей путешествий по странам Азии 51,4 54,8 38,3 34,3
Технические успехи и достижения стран Азии 44,2 42,7 50 51,4
Отношение к природе и экологии восточных народов 36,3 39,1 24,5 25,7
Тибетская медицина 31,9 31,3 30,9 42,9
Использование традиций азиатских народов в современной жизни 29,9 30 30,8 25,7
Йога и другие методы самосовершенствования 28,1 30,7 12,8 28,6
Обычаи и обряды шаманизма 21,7 16,1 50 28,6
Развитие буддийской религии 12,0 9,5 24,5 17,1
Рост внимания к идеям древнего мыслителя Конфуция 9,2 9,1 6,4 17,1
Результаты, представленные в таблице, не только показывают иерархию интересов, но и достаточно убедительно иллюстрируют заметные различия в национальном аспекте по таким вариантам, как экология, развитие буддизма, туризм, шаманизм и некоторые другие. Более того, различия обнаружены нами и в оценках представленных сфер у студентов различных специальностей: экономистов, юристов, технарей, психологов. Отсюда и программы, и методы обучения студентов должны быть своеобразными. В то же время в направлениях их социальной практики необходимо учитывать такого рода нюансы.
Содержание статьи, как и приведенные в последней таблице данные, выводит на одну из самых значимых проблем природосообразного образования: необходимость координации и даже интеграции разных научных дисциплин, посредством которых мы передаем знание о природе. Приведём мысль всемирно известного синергетика Э. Морена из его работы «Образование в будущем: семь неотложных задач». Он писал о неадекватности «раздробленных, распределенных по дисциплинарным областям знаний для постижения сегодняшних реальностей и проблем, которые становятся все более глобальными, транснациональными, полидисциплинарными, многомерными и планетарными» [12,
с. 259]. Это высказывание в полной мере можно отнести и к решению проблемы природосообразности средствами современного образования. То же можно отнести и к практико-ориентированным формам обучения и воспитания.
Список литературы
1. Аввакум. Житие протопопа Аввакума / Аввакум // Жития протопопа Аввакума, инока Епифания, боярыни Морозовой. - СПб. : ГЛАГОЛЪ, 1994. - 219 с.
2. Булгаков С. Н. История экономических и социальных учений / С. Н. Булгаков. - М. : Астрель, 2007. - 988 с.
3. Дагбаева Н. Ж. Модели школ экологической направленности в образовательном пространстве Байкальского региона / Н. Ж. Дагбаева. - Улан-Удэ : БГУ, 2002. -142 с.
4. Далай-Лама. Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия / Далай-Лама, П. Экман. - СПб. : Питер, 2011. - 304 с.
5. Животные рядом со Святыми / сост. протоиерей Константин Буфеев. - М. : Шестодневъ, 2012. - 308 с.
6. Карнышев А. Д. Личностные и этнические ресурсы экологичной экономики и психологического здоровья // Психология в экономике и управлении. - 2012. -№ 1 (7). - С. 7-17.
7. Карнышев А. Д. Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий / А. Д. Карнышев. - 5-е изд. - Иркутск : БГУЭП, 2014. - 602 с.
8. Косарев М. Ф. Основы языческого миропонимания. По сибирским археолого-этнографическим материалам / М. Ф. Косарев. - М. : Форт-профи, 2008. - 416 с.
9. Маршалл А. Основы экономической науки / А. Маршалл. - М. : Эксмо, 2008. -832 с.
10. Мечников И. И. Пессимизм и оптимизм / И. И. Мечников. - М. : Советская Россия, 1989. - 640 с.
11. Новгоров Н. С. Сибирская прародина / Н. С. Новгоров. - М. : Белые альвы, 2006. - 544 с.
12. Синергетика. Антология / науч. ред. Е. Н. Князева. - СПб. : Центр гуманитар. инициатив, 2013. - 408 с.
13. Скаутинг. Книга для скаута / сост. Л. Бондарь. - Geneva : Switzerland, 1993. -
176 с.
14. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. - М. : Мир, 1993. - 152 с.
15. Ушинский К. Д. Собр. соч. : в 8 т. / К. Д. Ушинский. - М. : АПН РСФСР, 1950. - 8 т.
16. Хангалов М. Н. Собр. соч. : в 3 т. / М. Н. Хангалов. - Улан-Удэ : Респ. Тип., 2004. - 3 т.
17. Хербенер Й. Бог стал защитником окружающей среды [Электронный ресурс] / Й.-А. Хербенер. - URL: http://inosmi/ru/social/20160417/236142607.html (дата обращения: 24.11.2016).
18. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв. : хрестоматия: в 2 т. / сост., вступ. ст., исслед., прилож., заключ., подбор ил. Т. Ю. Сем. -2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Филол. фак. СПбГУ ; Нестор-История, 2011. - 496 с.
19. Щапов А. П. Избранное / А. П. Щапов. - Иркутск : Оттиск, 2001. - 360 с.
20. Эйнштейн А. Мир, каким я его вижу / А. Эйнштейн. - М. : ACT, 2015. - 223 с.
21. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе : словарь / под общ. ред. А. Г. Козловой. - СПб. : Речь, 2007. - 330 с.
22. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий / К. Г. Юнг. - М. : Медиум, 1994. - 255 с.
Ethno-Confessional and Practice-Oriented Issues of Modern Nature-Aligned Training and Education
A. D. Karnyshev
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. In semantic invariants the term «nature-aligned» can have a number of realities. The basic one is securing person's development according to his or her inner world and in maximum tune with nature around. Nature-aligned education is a largely specialized construct being most effectively implemented with due regard towards people's philosophical and religious views, landscapes, floral and faunal forms surrounding the subjects of the education process. Nowadays people become increasingly aware of the key role of the indigenous communities occupying places, where ecological innovations and renewal of biological diversity are of acute importance, for establishing nature-aligned living principles. Teachers and educators should inculcate the ideas of natural conformity upon children and youth and form relevant habits using their own community experience and knowledge of other countries' representatives.
Keywords: ethno-confessional views, training and education principles, psychological aspects of shamanism, Buddhism, and Orthodoxy, trained learning
Карнышее Александр Дмитриевич доктор психологических наук, профессор, кафедра культурологии и управления социальными процессами, заведующий лабораторией психолого-экономических и кросс-культурных исследований, Институт социальных наук Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: ale3441@yandex.ru
Karnyshev Alexander Dmitriyevich
Doctor of Sciences (Psychology), Professor,
Department of Culturology and Social
Processes Managing, Head
of the Laboratory of Psycho-economical
and Cross-cultural Research of the
Institute of Social Sciences
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003
e-mail: ale3441@yandex.ru