К. В. Эсеккуев
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Н. Тарасюк
В статье рассматриваются эффективные педагогические условия формирования этнорегиональных знаний у учащихся старших классов средствами этноху-дожественной культуры.
Ключевые слова: этнохудожественная подготовка, педагогические условия, народные традиции, этнокультурные ценности, формирование знаний.
Effective pedagogical conditions for forming ethnoregional knowledge among senior schoolchildren by means of ethnoartistic culture are viewed in the article.
Key words: ethnoartistic training, pedagogical conditions, national traditions, eth-nocultural quality, formation of knowledge.
В педагогической литературе С. И. Архангельским [1], Н. Ф. Талызиной [7] и другими исследована система условий эффективного управления деятельностью по усвоению знаний. Этими условиями, по мнению Н. Ф. Талызиной, являются:
• наличие конструктивной, однозначной цели;
• наличие программы воздействия на управляемый объект (процесс) с учетом переходных состояний;
• необходимость точного указания объекта (процесса) управления;
• получение и переработка информации с целью выработки и реализации корректирующих воздействий.
Под педагогическими условиями формирования этнорегиональных знаний мы понимаем взаимосвязанный комплекс мер, направленных на совершенствование содержания учебно-воспитательного процесса на основе народных традиций. Поэтому, определяя условия, способствующие эффективному формированию этно-региональных знаний у учащихся, мы обратились к теоретическому осмыслению опыта использования учебно-воспитательных возможностей народных традиций в работе педагогов и педагогических коллективов, позволяющему осознать возможности образовательного процесса школы.
Формирование этнорегиональных знаний у старшеклассников на основе народных традиций и этнохудожественной культуры рассматривается как средство эстетического и профессионального становления, формирования художественной культуры [4], формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков [6], развития художественных способностей на занятиях по декоративно-прикладному искусству у младших подростков [2], формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин [3], как
учебный предмет в образовательных учреждениях на основе традиционного декоративно-прикладного искусства [5]. Исследование проблем активизации декоративно-прикладной деятельности школьников, ориентация на специфические особенности предметов художественного цикла отражены в работах, выполненных под руководством И. А. Арабова (Л. М. Чомаева) [9], В. А. Яковлева (А-К. С. Мунгиев) [8] и др. Авторы, с учетом специфики школьного и студенческого возраста, видов декоративно-прикладного (художественная обработка дерева, металла, роспись по ткани и т. д.) и народного искусства (регионального компонента) предлагают эффективные педагогические условия формирования этнорегиональных знаний у подростков и студентов в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства, изучения народных традиций и этнохудожественной культуры.
Опираясь на вышесказанное, мы разработали модель условий успешного усвоения учащимися старших классов этнохудожественных знаний. Основу модели составили результаты анализа психолого-педагогических источников по этой проблеме, благодаря чему все условия оказалось возможным сгруппировать в два блока: объективные и субъективные, которые представлены в табл. 1. Модель несколько скорректирована и дополнена суждениями практиков, поскольку наряду с анализом педагогических источников мы использовали анкетирование учителей средних школ и преподавателей художественно-графических факультетов Кубанского, Дагестанского и Карачаево-Черкесского университетов, обратившись к ним с вопросом: «Какие условия из предлагаемых в разработанной нами модели, на Ваш взгляд, могут способствовать успешному обучению школьников средствами этнохудожественной культуры?»
Таблица 1
Условия, способствующие формированию этнорегиональных знаний средствами
этнохудожественой культуры
Субъективные Объективные
Развитие и совершенствование у учащихся интереса и желания стремиться к мастерству по декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам, высокая этнохудожественная информированность Материально-техническое оснащение учебной базы для проведения программных, дополнительных и кружковых занятий со школьниками
Наличие у учителей стабильного желания способствовать формированию у учащихся этнорегиональных знаний Научно-методическое обеспечение образовательной деятельности педагогического состава школы
Целенаправленное научно-теоретическое, педагогическое и методическое совершенствование педагогов в области формирования у школьников потребности в приобретении ими общечеловеческих, этнорегиональных и этнохудожественных знаний Заинтересованное отношение и проявление внимания к региональному компоненту со стороны общегосударственных, региональных и местных органов власти и структур образования. Этнорегиональный подход как педагогическое явление, как принцип, как теория педагогического процесса
Умение учителей опираться в процессе обучения школьников на регионально-этнические знания и информацию, которые приобретены ими ранее Интегративность содержания обучения как взаимосвязь комплексного, системного и личностно ориентированного подходов
Умение общаться с учащимися в этнокультурной среде Культурно-рефлексивная деятельность в процессе обучения
Умение учителя совершенствовать результаты труда за счет использования этнорегионального материала Сочетание индивидуальных и коллективных форм проведения учебных занятий
Опора на умения учащихся художественно воплощать этнорегиональные идеи, обосновывая их художественно выразительными средствами, опора на уровни их этнохудожественной подготовки Стимулирование развития этнорегиональных мотивов и потребностей личности
Предлагаемая структура комплекса педагогических условий представляется нам динамичной и развивающей в зависимости от усложнения целей подготовки на каждом этапе и связана общей целью, формированием знаний о народных традициях, декоративно-прикладном искусстве, в том числе и по художественной обработке металла (художественная чеканка, насечка и т. д.).
Что касается ответа на вопрос «Какие из перечисленных условий являются ведущими?», то наши респонденты в качестве приоритетных назвали интегра-тивность содержания обучения (12,5%), необходимость сочетания индивидуальных и коллективных форм проведения учебных занятий (28%), совершенствование материально-технической базы обучения (25%). Но самое высокое предпочтение (более 30%) они отдали опоре на
уровни этнохудожественной подготовки, на умения учащихся художественно воплощать этнорегиональные идеи.
Одним из условий успешного формирования этнорегиональных знаний, как мы увидели, является учет этнокультурной, а особенно этнохудожественной, подготовки учащихся. Для исследования уровня этнохудожественной подготовки старшеклассников нами использовались такие методы, как наблюдение, ранжирование, самооценка, беседы с учащимися и их родителями, метод экспертных оценок, анкетирование и др. Целью констатирующего этапа эксперимента было проведение психолого-педагогической диагностики уровня сформированности у старшеклассников этнохудожественной осведомленности, этнохудожественных интересов, уровня отдельных умений, необходимых учащимся для осуществления
этнохудожественной деятельности. В ходе эксперимента приоритетными критериями оценивания ответов учащихся стали когнитивный, эмотивный, операциональ-но-деятельностный компоненты. Показателями когнитивного компонента являлись этнохудожественные представления учащихся, отбор наиболее важных требований к этнохудожественной деятельности, объем технологических этнохудоже-ственных знаний и др. Показателями эмо-тивного компонента стали любовь к этно-культуре, интерес к ней, желание и стремление узнать как можно больше о народной культуре, положительное оценивание произведений, отражающих жизнедеятельность народа. Показателями операцио-нально-деятельностного компонента стали активность учащихся в освоении этно-художественных знаний, стремление применить эти знания при изготовлении тех или иных этнохудожественных изделий, умения составить этнохудожественную композицию на темы нартского эпоса, мотивы национального орнамента и др.
Констатирующий эксперимент показал, что наивысшие баллы учащиеся старших классов имели по когнитивному критерию. Это мы объяснили возрастом учащихся. К окончанию школы старшеклассники имеют немало информации этнохудожест-венного характера, полученной как в процессе семейного воспитания, так и в процессе обучения в школе. Но используют эту информацию не всегда достаточно умело.
Данные, полученные в процессе констатирующего эксперимента, позволили нам сделать вывод о том, что в старшем школьном возрасте, когда идет интенсивное накопление этнохудожествен-ной информации, необходимо специально создавать условия и предпосылки по дальнейшему ее расширению, по развитию интересов к народному декоративно-прикладному искусству, по формированию активности в этой области.
Самооценка, тестирование, анкетирование школьников, беседы, наблюдения сказали нам о различном отношении ребят к народному декоративно-прикладному искусству. Подтвердилось наше предположение о наличии различных уровней их этнохудожественной подготовленности и культуры. В соответствии с этими уровнями можно выделить три иерархические группы учащихся с наиболее ярко проявляемыми качествами в данном направлении:
а) с положительным отношением к этнохудожественной культуре, к народному творчеству. Учащиеся этой группы проявляют интерес к народному искусству, активность в ее усвоении, достаточно высокую этнохудожественную информированность, умеют применять полученную информацию на практике. Также они умеют оперировать этнохудожественны-ми понятиями, знают требования к народному творчеству, умеют увидеть различные варианты выполнения изделия, создания художественных образов. По предметам художественного цикла, культурологии, этнокультуре у них преобладают оценки «отлично». Они умеют отобрать необходимую информацию, нужные формы, методы и средства для художественного творчества, особенно с элементами народного содержания. Такие учащиеся с уважением, а часто с любовью относятся к предметам, требующим этнохудожественной подготовки;
б) вторую группу составляют учащиеся, у которых не столь ярко выражены перечисленные качества. К этнохудо-жественным знаниям, если таковые необходимо усвоить, относятся добросовестно, но могут испытывать трудности при выполнении практических заданий, особенно индивидуального характера. К заданиям, которые их интересуют, могут относиться творчески, но редко сами проявляют активность в поисках и овладении
этнохудожественной дополнительной информацией;
в) к третьей группе мы отнесли тех школьников, которые равнодушны к этнохудожественной культуре. Интереса, желания и стремления читать дополнительную литературу в этом направлении они не проявляют. Если задания этноху-дожественного характера и выполняются, то, как правило, по необходимости. Предпочитают коллективную работу, такую, в которой не виден личный вклад в работу, т. е. стараются «проехаться» за счет других. При выполнении индивидуальных заданий, как правило, испытывают затруднения. Не умеют применять даже имеющиеся знания этнохудожественного характера на практике, затрудняются при выборе средств и методов работы, не связывают теорию с практикой, теряются при затруднениях, слабо владеют методами работы при затруднениях.
Анализ исследований и материалов опытно-экспериментальной работы позволил нам проследить динамику развития формирования этнорегиональных знаний у старшеклассников, соотнеся ее с содержанием и организацией учебной работы на различных ее этапах. На основе этого анализа мы сделали ряд выводов:
• народное искусство - это структура художественного и творческого типа,
исторически функционирующая самостоятельно, опирающаяся на интересы и потребности человека, способная быть усвоенной в процессе образования;
• этнорегиональная художественная культура - это не только совокупность этнопедагогических, этнокультурных знаний и представлений, но и овладение различными технологиями изготовления художественных изделий, характерных для этноса данного региона, а также овладение формами и методами этнопедагоги-ческой работы в школе;
• в региональном обучении важно учитывать традицию, которая означает передачу в диахронном измерении от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры;
• в основе модели этнорегиональной подготовки старшеклассников находится формирование интегральной личности, включающей мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятель-ностный компоненты, где принцип интеграции предполагает направленность содержания предметных дисциплин на формирование в сознании старшеклассников целостной картины этнохудоже-ственной культуры, в том числе декоративно-прикладной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Наука, 1990. 367 с.
2. Блимготова М. И. Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Карачаевск, 2000. 180 с.
3. Джашаккуев В. М. Формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. 22 с.
4. Медведских В. С. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Оренбург, 2002. 182 с.
5. Казанская Н. Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. М., 2000. 167 с.
ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
6. Кириченко Н. С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. 196 с.
7. Талызина Н. Ф. Как управлять процессом усвоения знаний // Советская педагогика. 1983. № 3.
8. Мунгиев А-К. С. Педагогические условия формирования и реализации творческих умений будущего учителя: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. 190 с.
9. Чомаева Л. М. Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Карачаевск, 2005. 192 с.